Научная статья на тему 'Содержание и методика проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел'

Содержание и методика проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7845
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES / THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE AUTHORIZED / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PREVENTIVE ACTIVITIES / PREVENTIVE CONVERSATION / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов Станислав Иванович, Уткин Валерий Александрович, Шмарион Полина Вячеславовна

В статье раскрываются правовая основа, содержание и методика проведения участковыми уполномоченными полиции профилактических бесед, рассматриваются виды профилактических бесед, исходя из стоящих перед ними задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириллов Станислав Иванович, Уткин Валерий Александрович, Шмарион Полина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND METHODOLOGY FOR CONDUCTING PREVENTIVE TALKS WITH THE PERSONS CONSISTING ON THE ACCOUNT IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The article reveals the legal basis, content and methods of conducting preventive conversations by district police officers, examines the types of preventive conversations based on the tasks before them.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел»

С. И. Кириллов,

доктор юридических наук, профессор, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

В. А. Уткин,

кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

П. В. Шмарион,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE CONTENTS AND METHODOLOGY FOR CONDUCTING PREVENTIVE TALKS WITH THE PERSONS CONSISTING ON THE ACCOUNT IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

В статье раскрываются правовая основа, содержание и методика проведения участковыми уполномоченными полиции профилактических бесед, рассматриваются виды профилактических бесед, исходя из стоящих перед ними задач.

The article reveals the legal basis, content and methods of conducting preventive conversations by district police officers, examines the types of preventive conversations based on the tasks before them.

Профилактическая беседа рассматривается как самостоятельная форма индивидуальной профилактики преступлений в деятельности органов внутренних дел. На практике её использование дает большой эффект во взаимодействии с иными формами профилактического воздействия, установленными ст. 17 Федерального закона РФ от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также методами общей профилактики, предусмотренными ст. 15 того же закона. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел в сфере индивидуальной профилактики предусмотрены ведомственными актами МВД России.

В соответствии с Федеральными законами «О полиции», «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в порядке, определенном ведомственными нормативными актами МВД России, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу.

Профилактическая беседа в целях предупреждения противоправного поведения проводится с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений и административных правонарушений: состоящими на профилактическом

учете, а также с теми лицами, в отношении которых имеются сведения об антиобщественном поведении, задокументированные в установленном порядке.

Суть профилактической беседы состоит в устном разъяснении профилактируемому правовой и моральной ответственности перед обществом, государством и иными субъектами за социальные и юридические последствия продолжения антиобщественного поведения.

При этом профилактическая беседа является средством получения информации о профилак-тируемом и одновременно контроля, ее главной задачей является оказание непосредственного воспитательного воздействия с целью изменения его противоправного поведения.

Содержание профилактической беседы определяется исходя из правового положения профи-лактируемого лица, оценки его противоправного поведения или возможности его возникновения.

При подготовке к профилактической беседе участковому уполномоченному полиции необходимо убедиться в наличии правовых оснований для ее проведения и установить личность профилакти-руемого по имеющимся документам. План беседы, вопросы, которые следует разрешить в процессе ее проведения, а также место, время, обстановка, необходимость присутствия иных лиц определяются накануне данного мероприятия. При этом учитываются: правовое положение профилактируемо-го, особенности его личности и поведения, а также цели проведения данного мероприятия.

В начале беседы сотрудник органов внутренних дел должен представиться профилакти-руемому и объяснить ему причину или повод ее проведения.

Исходя из направленности беседы и ее значения в решении задачи сознательного недопущения профилактируемым правонарушений, ее необходимо проводить с соблюдением основных педагогических требований, к которым относятся: приоритет метода убеждения перед методом принуждения, использование в воспитательных целях положительных примеров, стимулирование и одобрение правопослушного поведения и др. Однако на первоначальном этапе проведения профилактической работы к лицам, состоящим на учете, при совершении ими правонарушения наряду с беседой в соответствии с законом могут применяться меры принуждения, направленные на обеспечение правопослушного поведения.

В отношении лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, профилактическую беседу следует проводить систематически, а также при возникновении ситуации, требующей ее незамедлительного проведения.

В целях повышения эффективности проведения профилактической работы важно установить психологический контакт с лицом, в отношении которого она осуществляется. Для этого следует уделить внимание личности профилактируемого и его проблемам, поинтересоваться его здоровьем, выяснить жилищно-бытовые условия проживания, расспросить о семье и отношениях с родственниками, проявить интерес к трудовой занятости и профессиональной деятельности профилактируемого, обратиться к положительным фактам биографии, его успехам в различных сферах жизнедеятельности. Это позволит расположить профилактируемое лицо к сотруднику полиции, снимет лишнее психологическое напряжение и будет способствовать возникновению искренности, приведет к желанию следовать советам участкового уполномоченного полиции и соблюдать установленные требования, а также позволит получить информацию, которая поможет в целом правильно организовать индивидуально-профилактическую работу, что будет содействовать дальнейшему исправлению профи-лактируемого.

Беседу нельзя сводить к назиданиям и угрозам, но при этом не следует оставлять без принципиальной оценки последствия антиобщественного поведения. В процессе беседы важно сформировать у профилактируемого правильное критическое представление о своем поведении и направить его на правопослушный путь. При необходимости следует помочь ему советом в решении сложных жизненных проблем, способствующих противоправному поведению, проявив доброжелательность и одновременно требовательность к поведению профилактируемого.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности профилактируемого лица: его возраст, образование и уровень психо-эмоционального развития, нравственно-ценностные ориентиры, моти-вационную направленность личности, особенности взаимоотношений с окружающими, наличие планов и устремлений и т.д. при определении направленности и содержания профилактической беседы, выработке стиля ее проведения.

Профилактическая беседа должна быть содержательной, конкретной, убедительной, опираться на бесспорные аргументы и доводы, она не должна быть абстрактной, построенной на общих призывах к законопослушному поведению. Беседу необходимо проводить демонстрируя уважительное отношение к личности, вежливо и тактично, терпеливо и доброжелательно.

Целью проведения профилактических бесед должно быть формирование у профилактируемо-го желания сознательно, на основе понимания

общественной опасности противоправного поведения и его морального осуждения отказаться от антисоциальных установок, а также убежденности в необходимости прикладывать возможные усилия для избавления от пагубных привычек и аморальных потребностей.

Следует проявить внимание к заявлениям профилактируемого о имеющихся у него проблемах в разрешении вопросов социально-бытового обустройства. В этом случае рекомендуется предоставить ему информацию о существующих возможностях получения помощи в государственных и негосударственных некоммерческих организациях и общественных объединениях (в органах социальной помощи и защиты населения, благотворительных организациях и т.п.), при этом подчеркнув, что преодоление трудностей и разрешение разногласий с окружающими в большей степени зависят от его стремления изменить ситуацию посредством совершения последовательных действий, направленных на избавление от имеющихся вредных привычек и отказ от ранее усвоенных шаблонов поведения.

В соответствии с Федеральным законом РФ 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с лицами, в отношении которых установлен административный надзор профилактическая беседа проводится в обязательном порядке при постановке лица на профилактический учет при установлении административного надзора, при проведении проверки по жалобе в отношении указанного лица.

К проведению беседы с лицом, находящимся под административным надзором, помимо участкового уполномоченного полиции могут привлекаться и другие должностные лица, имеющие необходимый опыт профилактической работы. В целях повышения воспитательного воздействия участковый уполномоченный также может привлекать родственников профилактиру-емого, его коллег и лиц, оказывающих на него положительное воздействие.

С соблюдением педагогического такта необходимо разъяснить профилактируемому ограничения, которые устанавливаются судом при административном надзоре и последствия их нарушения, дать советы по правомерному разрешению имеющихся вопросов, касающихся устройства на работу, места жительства, налаживания отношений в семье и т.п. Это непростая задача — убедить стать правопослушным человека с богатыми криминальным опытом, прошедшего в исправительном учреждении школу криминального мастерства, от которого необхо-

димо отказаться. Желательно добиться осуждения лицом своего противоправного поведения, сформировать уверенность в достижении успехов и преодолении трудностей на пути к ответственному поведению, закрепив положительные результаты воспитательного воздействия, достигнутые в исправительном учреждении.

Информация о результатах проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора с поднадзорными лицами фиксируется в установленном порядке в анкетах и листах учета профилактических мероприятий.

В беседах с лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, следует акцентировать внимание профилактируе-мого на необходимости соблюдения порядка и условий отбывания назначенного наказания и связанных с ним правоограничений, а также раскрыть юридические последствия противоправного, антиобщественного поведения.

В процессе проведения профилактической беседы с лицами, допускающими нарушения в сфере семейно-бытовых отношений, участковый уполномоченный обращает внимание на причины возникновения конфликтных ситуаций и рекомендует правомерный путь их разрешения, который позволит не усугублять отношения между родственниками или соседями. Такими способами являются уступки при договоренности сторон, обращение за разрешением проблем в государственные, в том числе судебные, органы, помощь общественных организаций и отдельных лиц. При этом необходимо обратить внимание сторон конфликта на негативные последствия противоправных действий, на тот огромный ущерб, который семейные скандалы, драки наносят развитию детей, а также предупредить о юридической ответственности.

Проведение профилактических бесед в период острой фазы конфликта чаще всего безрезультатно, так как его участники эмоционально возбуждены, что усложняет принятие конструктивных решений. После того как участники конфликта немного успокоятся, можно с помощью вопросов прояснить ситуацию, что продемонстрирует внимательное отношение участкового уполномоченного полиции к возникшей проблеме. Далее следует помочь собеседнику посмотреть на ситуацию объективно, а затем выдвинуть свои аргументы и рекомендации. Возможно совместное обсуждение конкретных путей разрешения конфликта всеми его участниками.

При этом потенциальным жертвам лиц, склонных к агрессивным действиям, прежде всего, это супруги, дети, родители, иные родственники семейных дебоширов, реже — их соседи,

знакомые, коллеги по работе, следует предоставить информацию о возможных вариантах защиты в случае нового обострения конфликта, сообщить прямые контактные телефоны дежурной части территориального органа внутренних дел. Также следует сообщить о возможностях обращения за юридической, психологической и иной помощью (в кризисный центр помощи жертвам семейного насилия, службу социально-психологической помощи семье и несовершеннолетним, суд, прокуратуру, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, правозащитные организации и т.п.).

При необходимости к проведению профилактической работы с семейными дебоширами стоит подключать сотрудников других подразделений органов внутренних дел (подразделений по делам несовершеннолетних, миграционных подразделений, и т.п.).

Проведение профилактических бесед с лицами, больными алкоголизмом, состоящими на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ; а также больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.8, 6.9, 6.91, частями 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ, имеет свои особенности.

Проводя профилактическую беседу с указанными лицами, участковый уполномоченный полиции формирует у профилактируемого убежденность в необходимости прохождения курса лечения и строгого выполнения медицинских предписаний. При этом следует обратить особое внимание на социальные последствия, вызванные прогрессированием заболевания: деградация сознания, возникновение психических расстройств, утрата круга общения, разрыв отноше-

ний с родными и близкими, потеря жизненных стимулов и т.д.

К участию в беседе в отдельных случаях могут привлекаться близкие родственники профи-лактируемых и медицинские работники по профилю заболевания. Необходимо предупредить о юридической ответственности за совершение противоправных действий, которые могут быть как причиной, так и следствием проявлений имеющегося заболевания.

Индивидуальные профилактические беседы с лицами, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых мероприятий, проводятся путем разъяснения нормативно -правовых актов, регламентирующих особенности проведения таких мероприятий (Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») и ответственности, установленной действующим законодательством за совершение противоправных действий (бездействий) против порядка управления в гл. 20 КоАП РФ.

В беседе с указанной категорией лиц необходимо получить информацию о круге общения, интересах профилактируемого, лицах, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние (вовлекают в противоправную деятельность, приобщают к асоциальному образу жизни и т.п.). Целесообразно привлекать к участию в беседе лиц, пользующихся авторитетом у профилактируемого и имеющих возможность влиять на его поведение.

Стоит выяснить, чем привлекает профилак-тируемого общение с лицом, негативно влияющим на него, при этом следует объективно и критически оценить личность такого лица, негативные последствия общения с ним и разъяснить это профилактируемому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 15. — Ст. 2037.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» : федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 15. — Ст. 2039.

3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26 (ч. I). — Ст. 3851.

4. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 1 (ч. II). — Ст. 212.

6. О Порядке осуществления административого надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : приказ МВД России от 8 июля 2011 № 818 (ред. от 23.03.2018)] // Российская газета. — 2011. — 26 авг.

7. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 28.11.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi : fed-eralnyiy zakon ot 06.04.2011 # 64-FZ (red. ot 29.07.2017) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — # 15. — St. 2037.

2. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie za-konodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federalnogo zakona «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi» : federalnyiy zakon ot 06.04.2011 # 66-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — # 15. — St. 2039.

3. Ob osnovah sistemyi profilaktiki prav-onarusheniy v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 23.06.2016 # 182-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2016. — # 26 (ch. I). — St. 3851.

4. O politsii : federalnyiy zakon ot 07.02.2011 # 3-FZ (red. ot 03.08.2018) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — # 7. — St. 900.

5. O strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 # 683 // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2015. — # 1 (ch. II). — St. 212.

6. O Poryadke osuschestvleniya administra-tivnogo nadzora za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi : prikaz MVD Rossii ot 8 iyulya 2011 # 818 (red. ot 23.03.2018)] // Ros-siyskaya gazeta. — 2011. — 26 avg.

7. O deyatelnosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestupleniy : prikaz MVD Rossii ot 17.01.2006 # 19 (red. ot 28.11.2017) // SPS «KonsultantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кириллов Станислав Иванович. Профессор кафедры криминологии. Доктор юридических наук, профессор.

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. E-mail: [email protected],

Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. Тел. (495) 336-63-11.

Уткин Валерий Александрович. Профессор кафедры криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. E-mail: [email protected],

Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. Тел. (495) 336-63-11.

Шмарион Полина Вячеславовна. Доцент кафедры криминологии. Кандидат юридических наук. Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. E-mail: [email protected]

Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. Тел. (495) 336-63-11.

Kirillov Stanislav Ivanovich. Professor of the chair of Criminology. Doctor of Law, Professor. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. E-mail: [email protected],

Work address: Russia, 117437, Moscow, Academica Volgina Str., 12. Tel. (495) 336-63-11.

Utkin Valery Aleksandrovich. Professor of the chair of Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. E-mail: [email protected],

Work address: Russia, 117437, Moscow, Academica Volgina Str., 12. Tel. (495) 336-63-11.

Shmarion Polina Vyacheslavovna. Associate Professor of the chair of Criminology. Candidate of Law. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 117437, Moscow, Academica Volgina Str., 12. Tel. (495) 336-63-11.

Ключевые слова: профилактика преступлений и правонарушений; деятельность участкового уполномоченного полиции; административный надзор; профилактическая деятельность; профилактическая беседа.

Key words: prevention of crimes and offenses; the activities of the district police authorized; administrative supervision; preventive activities; preventive conversation.

УДК 343.851

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учебное пособие / У.Н. Ахмедов, Е.И. Сидорова. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019. - 85 с.

В издании изложены сущность и правовая регламентация производства по уголовным делам, подлежащим прекращению с применением к несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, регламентированные главой 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также предмет и пределы доказывания. Предназначено для курсантов юридического факультета и слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации образовательных организаций системы МВД России, адъюнктов, профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.