Научная статья на тему 'Связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан'

Связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2360
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАСЕЛЕНИЕМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОВЕРКИ / DISTRICT POLICE COMMISSIONER / WORK WITH COMPLAINTS / INTERACTION WITH THE POPULATION LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES / POLICE EFFECTIVENESS / PREVENTION / CRIMES / OFFENSES / INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

Обосновывается, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Раскрываются основные задачи участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан, дается характеристика основным требованиям к его работе в этой области, рассматриваются критерии оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues related to the organization of activities of the district police commissioner to review and resolve citizens'' appeals

The article substantiates the conclusion that work with complaints of citizens is one of the priorities of the district police commissioner. The main tasks of the district police commissioner when dealing with citizens' appeals are disclosed, the characteristics of the basic requirements for his work are given, criteria for evaluating its effectiveness are considered.

Текст научной работы на тему «Связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан»

УДК 342 ББК 67

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент; ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент,

кандидат экономических наук А.А. Морукова

Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обосновывается, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Раскрываются основные задачи участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан, дается характеристика основным требованиям к его работе в этой области, рассматриваются критерии оценки ее эффективности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, работа с обращениями, взаимодействие с населением правоохранительная деятельность, эффективность работы полиции, профилактика, преступления, правонарушения, проверки.

Abstract. The article substantiates the conclusion that work with complaints of citizens is one of the priorities of the district police commissioner. The main tasks of the district police commissioner when dealing with citizens' appeals are disclosed, the characteristics of the basic requirements for his work are given, criteria for evaluating its effectiveness are considered.

Keywords: district police commissioner, work with complaints, interaction with the population law enforcement activities, police effectiveness, prevention, crimes, offenses, inspections.

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, выделяет для человека особое место в системе конституционные отношений. Защита прав и свобод человека и гражданина является основным принципом, действующим в государстве и обществе в настоящее время.

Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей пред-

выборной статье «Демократия и качество государства»: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь»

на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».

Институт права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является ключевым в реализации гражданином своих конституционных прав. Стоит отметить тот факт, что институт права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления претерпели серьезные изменения1.

Участковыми уполномоченными полиции в целом по России в год рассматривается более десяти миллионов обращений граждан, раскрывается каждое четвертое преступление. За 2015 год службой участковых уполномоченных полиции МВД России пресечено более трех миллионов административных правонарушений, в том числе разыскано около 8,5 тысяч лиц, скрывающих от органов дознания, следствия и суда2. Данная статистика указывает на особую важность работы участковых уполномоченных полиции по рассмотрению поступающих к ним обращений граждан в рамках деятельности полиции в целом.

Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений — одна из основных форм работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном административном участке.

Основными задачами участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан являются:

• обеспечение своевременного рассмотрения в полном объеме устных и письменных обращений граждан;

• принятие по ним решений в соответствии с законодательством российской Федерации;

• направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Участковый уполномоченный полиции осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения, проявляя внимательное, вежливое, тактичное и корректное отношение к гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Для каждого сотрудника полиции, в том числе для участкового уполномоченного, важно осуществлять

прием граждан таким образом, чтобы обращающиеся граждане чувствовали уважительное к себе отношение, доброжелательность и заинтересованность сотрудника полиции в разрешении его проблемы. Для этого, осуществляя прием граждан участковый уполномоченный полиции не должен отвлекаться на посторонние вопросы, решение своих проблем или разговоры с сослуживцами, также не следует необоснованно перебивать гражданина или повышать на него голос. В настоящее время особую значимость при оценке деятельности полиции населением имеет не только профессионализм сотрудников полиции, но и культура поведения сотрудников, поэтому просто необходимо, чтобы участковый уполномоченный полиции, был вежлив и тактичен, объективно относился к обращениям и заявлениям граждан, проявлял особое внимание к детям, женщинам и пожилым людям.

Участковый уполномоченный полиции не должен выражать свое негативное отношение к обращениям граждан, каким бы назойливым и упрямым ни был посетитель. Важно помнить, что нетактичное поведение участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан может привести к снижению его авторитета среди населения административного участка.

Стоит отметить, что участковый уполномоченный полиции, как сотрудник органов внутренних дел обязан принять заявление по любому вопросу, находящемуся в компетенции правоохранительных органов. Непосредственно к компетенции участкового уполномоченного полиции относится множество вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп:

• семейно-бытовые вопросы: семейные скандалы, конфликты, возникающие между соседями;

• вопросы, связанные с экологической обстановкой на административном участке — парковка автотранспорта в неположенных местах, на газонах, свалка мусора, плохая уборка территории от снега;

• вопросы, связанные с паспортно-визовым пребыванием лица на административном участке — наличие документов, удостоверяющих личность, разрешений на работу у иностранных

граждан. Стоит подчеркнуть, что проверять соблюдение паспортно-визового режима участковый уполномоченный компетентен только в жилом секторе, то есть непосредственно в домах, квартирах, подъездах и дворах;

• проведение проверок по обращениям, содержащим факту нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации (оскорбление, побои, мелкое хулиганство, кражи и мошенничества).

Участковый уполномоченный полиции, осуществляющий прием граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе принять одно из следующих решений:

• удовлетворить просьбу, при этом сообщив гражданину порядок и сроки принятия решения по обращению;

• отказать в удовлетворении просьбы, при этом разъяснив гражданину причины отказа и порядок обжалования принятого решения;

• принять письменное заявление от гражданина, если его обращение требует дополнительной проверки, при этом разъяснив гражданину причины, по которым обращение не может быть разрешено в процессе личного приема, указав порядок и срок рассмотрения обращения.

• по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутренних дел, участковый уполномоченный должен разъяснить инстанцию (организацию или учреждение), в которую следует обратиться гражданину, при необходимости участковый уполномоченный оказывает необходимое содействие3.

Полученную в ходе проведения личного приема граждан информацию, представляющую оперативный или профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции обязан доложить рапортом начальнику территориального органа МВД России.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет регистрацию поступивших обращений в журна-

ле учета приема граждан, их обращений и заявлений, который находится в участковом пункте полиции.

Участковому уполномоченному полиции, как должностному лицу исполнительного органа власти, при рассмотрении и разрешении обращений граждан запрещается:

• преследование гражданина в связи с его обращением в полицию с критикой на работу указанного органа, либо с целью защиты и восстановления его нарушенных прав и законных интересов;

• разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его на то согласия.

При этом, не является разглашением сведений направление запросов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит обязанность разрешения вопросов, поставленных в обращении гражданина.

Гражданин, чьи права при рассмотрении и разрешении обращения были нарушены, имеет право на возмещение компенсацию морального вреда и возмещению причиненных убытков по решению суда. Так, если в ходе проверки по обращению будет установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, упущения или злоупотребления в деятельности органов внутренних дел, а также необоснованность принятого решения, то в заключение указываются меры, принятые к сотрудникам полиции, допустившим указанные нарушения4.

Таким образом, необходимо отметить, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Как известно, в настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию

положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке.

Участковый уполномоченный полиции, как известно, сотрудник органов внутренних дел наиболее близкий к народу, поэтому его подход к работе должен быть чуть шире, чем просто профессиональный. Как показывает практика, именно такой подход дает положительные результаты, укрепляя взаимодействие населения и участкового уполномоченного полиции.

Эффективное осуществление участковым уполномоченным полиции своих полномочий в рамках данного направления, оказание помощи гражданам в реализации их законных прав и интересов, а порой и просто консультативная помощь со стороны сотрудника, благоприятствует формированию доверительного отношения со стороны населения к полиции в целом.

В настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового

пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке. Законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закреплены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при наличии достаточных оснований. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по существу такие виды обращений, как предложение, заявление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключения, в котором анализируются собранные материалы и направление ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосредственных руководителей, так и проверяющих лиц5.

1 Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // «Законность», 2014, № 4.

2 Участковый в каждый дом: памятка [Электронный ресурс] // https://mvd.ru

3 Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан и рассмотрении их обращений / ВНИИ МВД России, ГУОООП МВД России // Профессионал, 2014, № 2. С. 38—41.

4 Ольшевская А.В., Курбатова О.В. Рассмотрение органами Внутренних Дел обращений граждан и сообщений в СМИ // Административное право и процесс, 2013, № 10.

5 Волков СЮ., Зайцев И.А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс, 2013, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.