Научная статья на тему 'БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ'

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / БРОДЯЖНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / СТ. 151 УК РФ / СТ. 6.10 КОАП РФ / СТ. 5.35 КОАП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

В статье предлагается выделить три уровня профилактики безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних: первичный (на котором выявляются потенциально склонные к данным фатальным явлениям подростки); вторичный - реализуемый в отношении несовершеннолетних, которые уже бродяжничают, занимаются попрошайничеством; третичный - реализуемый в отношении детей, являющихся беспризорными, которые были изъяты с улиц, возвращены в семьи, направлены в специальные учреждения, вследствие чего нуждаются в социальной адаптации. Автором доказано, что подразделения полиции по делам несовершеннолетних в своей индивидуальной профилактической деятельности применительно к данным девиантным явлениям наиболее часто используют такие методы, как метод убеждения, в его рамках - поощрения и наказание. Выступая основным субъектом профилактической деятельности безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних при этом должны находиться в постоянном взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые также реализуют предупредительные функции: в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Предложены эффективные совместно проводимые мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGLECT, HOMELESSNESS, VAGRANCY AND BEGGING OF MINORS: STRATEGIC DIRECTIONS FOR MINIMIZATION IN THE ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE POLICE

The article proposes to distinguish three levels of prevention of neglect, homelessness, vagrancy, begging of minors: primary (at which adolescents potentially prone to these fatal phenomena are identified); secondary - implemented in relation to minors who are already wandering, begging; tertiary - implemented in relation to the children who are homeless, who were taken from the streets, returned to their families, sent to special institutions, as a result of which they need social adaptation. The author proved that the juvenile police units in their individual preventive activities in relation to these deviant phenomena most often use such methods as the method of persuasion, within its framework - encouragement and punishment. Acting as the main subject of preventive activities of neglect, homelessness, vagrancy and begging of minors, the juvenile affairs units should be in constant interaction with other bodies and institutions of the system for the prevention of juvenile delinquency, which also implement preventive functions: in the field of education, healthcare, social protection . Effective joint activities proposed.

Текст научной работы на тему «БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ»

Научная статья УДК 351.74

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Александр Анатольевич Беженцев

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

adovd@mail.ru

Аннотация. В статье предлагается выделить три уровня профилактики безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних: первичный (на котором выявляются потенциально склонные к данным фатальным явлениям подростки); вторичный - реализуемый в отношении несовершеннолетних, которые уже бродяжничают, занимаются попрошайничеством; третичный - реализуемый в отношении детей, являющихся беспризорными, которые были изъяты с улиц, возвращены в семьи, направлены в специальные учреждения, вследствие чего нуждаются в социальной адаптации. Автором доказано, что подразделения полиции по делам несовершеннолетних в своей индивидуальной профилактической деятельности применительно к данным девиантным явлениям наиболее часто используют такие методы, как метод убеждения, в его рамках - поощрения и наказание. Выступая основным субъектом профилактической деятельности безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних при этом должны находиться в постоянном взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые также реализуют предупредительные функции: в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Предложены эффективные совместно проводимые мероприятия.

Ключевые слова: безнадзорность несовершеннолетних, беспризорность несовершеннолетних, бродяжничество несовершеннолетних, попрошайничество несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, ст. 151 УК РФ, ст. 6.10 КоАП РФ, ст. 5.35 КоАП РФ.

Для цитирования: Беженцев А. А. Безнадзорность, беспризорность, бродяжничество и попрошайничество несовершеннолетних: стратегические направления минимизации в административной деятельности полиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 1 (99). С.56-65.

Original article

NEGLECT, HOMELESSNESS, VAGRANCY AND BEGGING OF MINORS: STRATEGIC DIRECTIONS FOR MINIMIZATION IN THE ADMINISTRATIVE

ACTIVITY OF THE POLICE

Alexander A. Bezhentsev

Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Saint-Petersburg, Russia, adovd@mail.ru

Abstract. The article proposes to distinguish three levels of prevention of neglect, homelessness, vagrancy, begging of minors: primary (at which adolescents potentially prone to these fatal phenomena are identified); secondary - implemented in relation to minors who are already wandering, begging; tertiary - implemented in

© Беженцев A. A., 2023

relation to the children who are homeless, who were taken from the streets, returned to their families, sent to special institutions, as a result of which they need social adaptation. The author proved that the juvenile police units in their individual preventive activities in relation to these deviant phenomena most often use such methods as the method of persuasion, within its framework - encouragement and punishment. Acting as the main subject of preventive activities of neglect, homelessness, vagrancy and begging of minors, the juvenile affairs units should be in constant interaction with other bodies and institutions of the system for the prevention of juvenile delinquency, which also implement preventive functions: in the field of education, healthcare, social protection . Effective joint activities proposed.

Keywords: neglect of minors, homelessness of minors, vagrancy of minors, begging of minors, prevention of juvenile delinquency, departments for minors, individual preventive work, educational institutions, social protection authorities, art. 151 ofthe Criminal Code ofthe Russian Federation, art. 6.10 ofthe Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, art. 5.35 ofthe Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

For citation: Bezhentsev A. A. Neglect, homelessness, vagrancy and begging of minors: strategic directions for minimization in the administrative activity of the police // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 1 (99). P. 56-65.

Нет абсолютно никаких сомнений в том, что достичь эффективности в профилактике таких негативных явлений, как безнадзорность, беспризорность, бродяжничество и попрошайничество несовершеннолетних, возможно исключительно путем комплексного подхода, когда в превентивную деятельность вовлечены различные субъекты и активная роль принадлежит органам внутренних дел [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Государство в данной деятельности должно участвовать не только посредством наделения полномочиями различных органов, но и путем создания существенной финансовой поддержки, так как практически любые мероприятия в данной сфере требуют определенных материальных затрат.

Представляется возможным деление всех мероприятий, реализуемых в целях профилактики рассматриваемых негативных явлений, на три группы в зависимости от этапов (уровней): первичные, вторичные и третичные [12, с. 52].

Первичная профилактика представлена преимущественно деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел. Объектами данной профилактики, реализуемой индивидуально, выступают не только сами подростки, но и их родители, законные представители. Только путем воздействия на семью, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, возможно предотвра-

тить его бродяжничество, занятие попрошайничеством.

В ходе своей деятельности сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних достаточно часто выявляют факты ненадлежащего воспитания и контроля со стороны родителей, их антиобщественный образ жизни, чрезмерное употребление спиртных напитков, применение насилия к несовершеннолетним детям, как психологического, так и физического. Именно эти условия и возбуждают у подростков стремление уйти из дома, бродяжничать. В связи с этим рассматриваемый уровень упреждающего воздействия включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление неблагополучных семей, детей, которые находятся в социально опасном положении, а также комплекс мер воздействия на родителей, ненадлежащим образом осуществляющих воспитание несовершеннолетних детей. Данные меры достаточно разнообразны, они могут заключаться в проведении воспитательных бесед с родителями, в постановке их на профилактический учет. Также к данным мерам относится и направление в суд материалов с целью решения вопроса о лишении родительских прав, это одна из крайних мер, обеспечивающих предупреждение бродяжничества и иных негативных явлений среди подростков.

В предупредительной деятельности в рамках первичных мероприятий участву-

ют не только сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, но и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Они принимают участие в формировании баз данных о неблагополучных семьях, а также о несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, относятся к числу безнадзорных и беспризорных. В ряде субъектов предусмотрена более активная роль в предупредительной деятельности органов внутренних дел - участие совместно с иными органами, вовлеченными в профилактику, в подготовке методических рекомендаций по профилактике безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних, в разработке нормативно-правовых актов, содержащих нормы о превенции негативных явлений несовершеннолетних.

Существенный положительный эффект может иметь проведение информационно-обучающих семинаров для родителей, в особенности для женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации, подвергаются насилию. В ряде органов внутренних дел предусмотрена экстренная психологическая помощь по телефонам доверия, возможность сообщения любым гражданином об известных ему фактах насилия в семье, взаимодействие с областными центрами социальной поддержки семье и детям.

Вторичная профилактика также реализуется во многом сотрудниками подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Она представляет собой определенные меры, направленные на пресечение уже имеющих место негативных явлений, недопущение более опасных последствий, ликвидацию тех, которые уже наступили. В частности, на рассматриваемом уровне происходит выявление и изъятие из общественных мест тех несовершеннолетних, которые уже являются безнадзорными, беспризорными, бродяжничают, попрошайничают. Также на рассматриваемом уровне выявляются не достигшие совершеннолетия административные правонарушители и преступники.

Выявив таких подростков и доставив их в орган внутренних дел, сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних принимают решение о том, следует ли направить их в специализированные учреждения либо передать родителям. Здесь в качестве проблем следует назвать отсутствие специализированных помещений, в которых несовершеннолетние могут находиться в органе внутренних дел в ожидании родителей или иных лиц, которым они могут быть переданы, в связи с чем, все это время подростки обычно находятся в кабинете сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Проблемой является также и отсутствие во многих субъектах страны специализированных учреждений для длительного содержания не совершивших правонарушение несовершеннолетних.

Третичная профилактика представляет собой деятельность по социальной адаптации несовершеннолетних, которые подвергались тем или иным мерам воздействия: направлялись в специализированные учреждения, были привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, возвращены в семью после выявления фактов безнадзорности, беспризорности, попрошайничества. Здесь сущность мероприятий прежде всего заключается в том, чтобы проверить, в каких условиях в настоящее время проживает подросток, обеспечены ли ему необходимые условия и контроль за его поведением. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, а также с их родителями и заменяющими их лицами.

Индивидуальной профилактике на различных указанных уровнях принадлежит особая роль, в связи с чем представляется целесообразным изучить, какие конкретные методы приметают сотрудники по делам несовершеннолетних. В зависимости от рассматриваемых уровней выделяют следующие группы методов:

- направленные на оздоровление среды, в которой находится несовершеннолетний, на оказание помощи тем, у которых небла-

гоприятные условия жизни и воспитания. То есть сюда включаются методы, позволяющие предотвратить безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, попрошайничество;

- направленные на профилактику в отношении несовершеннолетних, которые уже являются подверженными негативному влиянию - являются безнадзорными, беспризорными, бродяжничают, попрошайничают;

- направленные на социальную адаптацию тех лиц, которые были выявлены как занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством, возвращены в семьи либо направлены в специальные учреждения.

Конкретные методы, которые используются при административной деятельности с несовершеннолетними при предупреждении данных отрицательных явлений разнообразны и универсальны, они используются в рамках любой профилактической и предупредительной деятельности. Выбор конкретного метода, который будет наиболее эффективен применительно к определенному несовершеннолетнему и в определенной ситуации, инспектор по делам несовершеннолетних делает на основании анализа психологических свойств личности подростка [13, с. 52].

Практика свидетельствует о том, что подразделения по делам несовершеннолетних в своей индивидуальной профилактической деятельности наиболее часто используют такие методы, как метод убеждения, в его рамках -поощрения, наказания. Они же применимы и по отношению к родителям несовершеннолетних, допустивших их безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, попрошайничество.

Метод убеждения применяется в том случае, когда достичь результатов профилактической деятельности возможно без использования иных, более негативно влияющих на подростков. Наиболее эффективен он в том случае, когда несовершеннолетний еще не покинул дом, не начал скитаться и попрошайничать, но предпосылки к этому имеются: семья неблагополучная, воспитание несовершеннолетнего не осуществляет-

ся должным образом, к подростку приметается насилие.

Путем применения метода убеждения сотрудники полиции по делам несовершеннолетних воздействуют на сознание подростка, разъясняют ему, что в случае ухода из дома он будет помещен в специализированное учреждение, а возможно и привлечен к ответственности, если совершит противоправные деяния. На ранних этапах, когда несовершеннолетний еще не покинул семью, посредством применения данного метода вполне возможно достичь решения воспитательных задач.

Приемы, с помощью которых может быть реализован рассматриваемый метод, разнообразны, как правило, они приметаются в связке следующим образом: разъяснение, доказательство, опровержение, в рамках беседы с объектом превенции. Целесообразно при этом приводить примеры, когда несовершеннолетние начали заниматься бродяжничеством, попрошайничеством, и это повлекло для них негативные последствия - они стали жертвой преступления либо сами совершили административное правонарушение или преступление и понесли за это наказание.

Еще более действенным может быть использование данных приемов в профилактике, направленной на родителей несовершеннолетних и иных лиц, поскольку ненадлежащее воспитание не достигших совершеннолетия детей может повлечь за собой лишение их родительских прав, привлечение к различным видам ответственности. Эффективность использования различных приемов и методов упреждающего воздействия во многом обуславливается наличием психолого-педагогических навыков у сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, его способностью к пояснению и аргументированию воспитательного материала [14, с. 82].

Еще один достаточно хорошо зарекомендовавший себя метод, являющийся частью убеждения, - метод поощрения, приметается преимущественно в отношении несовершеннолетнего, вставшего на путь исправле-

ния (вернувшегося в семью, переставшего заниматься бродяжничеством, попрошайничеством). Достаточно положительный эффект может иметь разъяснение последствий благополучного поведения, отметка определенных достижений подростков, к примеру, путем его публичного, по возможности в присутствии родителей, награждения благодарностью, грамотой, ценным подарком, помещением в книгу, на доску почета. Таким образом, возможно добиться устойчивости желания у несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, быть законопослушным и полноценным членом общества, не нарушать общепринятые правила поведения.

Метод наказания наиболее суровый и карательный, он применяется, как правило, в тех случаях, когда путем использования остальных методов не удалось достичь целей профилактики. К несовершеннолетним он приметается в тех случаях, когда последние совершили административно либо уголовно наказуемые деяния. Наиболее часто при профилактике безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества он находит свое применение в отношении взрослых лиц: родителей, которые ненадлежащим образом осуществляли заботу о подростке и его воспитание, а также в отношении тех лиц, которые вовлекли подростков в антиобщественную или противозаконную деятельность, в частности, в занятие бродяжничеством, попрошайничеством. В данном случае наступает уголовная ответственность.

При этом важно, чтобы сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних достаточно хорошо умели выявлять и качественно документировать факты вовлечений лиц, не достигших социальной зрелости, в различные антиобщественные и противоправные действия. Так, например, возникают проблемы при разграничении административных правонарушений и преступлений, поскольку различие здесь заключается лишь в наличии признака систематичности, вследствие которого вовлечение в бродяжничество и попрошайничество

становится преступлением. И здесь следует выделить определенные проблемы, которые возникают при квалификации деяний, поскольку закон не дает четкого понимания признака систематичности.

Имеются среди исследователей предложения о том, что систематичность было бы целесообразно исключить из ст. 151 УК РФ как обязательный признак объективной стороны в силу высокой степени общественной опасности действий виновного [15, с. 25], но нами такой подход не разделяется, поскольку в данном случае не будет никакой разницы между правонарушением, предусмотренным ст. 6.10 КоАП РФ, и преступлением. Представляется, что четкое определение понятия систематичности с указанием на количество раз и временной промежуток позволит решить все проблемы квалификации рассматриваемого деяния.

Вызывает сложности и определение признаков состава преступления ст. 151 УК РФ вовлечение в занятие бродяжничеством. Так, например, полагаем, что воздействие на несовершеннолетнего с целью возбудить у него желание покинуть свой дом на непродолжительный период без разрешения родителей или лиц их заменяющих (например, для участия в к каком-либо мероприятии, осуществления туристической поездки, похода) не может рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ, поскольку общественная опасность вовлечения в занятие бродяжничеством заключается в утрате возможности несовершеннолетним проживать в семье, в достойных бытовых условиях. Кроме того, несовершеннолетние, ведущие бродячий образ жизни, зачастую добывают средства к существованию посредством осуществления передвижения в ходе бродяжничества. Такая структура бродяжничества позволяет сделать вывод, что вовлечение в него возможно только путем непосредственного перемещения совместно с несовершеннолетним самого вовлекающего.

Бродяжничество, как правило, тесно связано с попрошайничеством. Несовершеннолетний может быть вовлечен в самостоя-

тельную деятельность, а также в занятие попрошайничеством совместно со взрослыми. Представляется, что в такой ситуации обязательно понимание несовершеннолетним социального характера антиобщественных действий, поскольку если ребенок, в силу возраста или других обстоятельств не осознает, что его используют для выпрашивания денег или иных ценностей, состав преступления, предусмотренного ст. 151 УК РФ, отсутствует, поскольку объект преступления не ставится под угрозу.

Следует обратить внимание и на тот факт, что законодатель предусмотрел возможность освобождения лица, вовлекшего в совершение бродяжничества, если причиной этого выступило стечение тяжелых жизненных обстоятельств, обусловленных утратой источника средств к существованию, утратой места жительства. Представляется, что в данном случае законодатель абсолютно прав, поскольку в таком случае вряд ли следует усматривать умысел виновного посягнуть на интересы несовершеннолетнего, здесь фактически имеет место безвыходная ситуация, вследствие которой родитель и ребенок вынуждены вместе скитаться, не имея собственного жилья и возможности его обеспечить себе даже временно.

В связи с этим очень важно, чтобы в ходе профилактической деятельности сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних обладали и соответствующими уголовно-правовыми знаниями, выявляя и документируя те факты, когда действительно имеет место совершение преступления. Однако также следует учитывать и тот факт, что даже при отсутствии признаков преступления может иметь место правонарушение, предусмотренное ст. 5.35 КоАП РФ, если бродяжничать несовершеннолетний стал вследствие ненадлежащего его воспитания.

Кроме того, в качестве проблемы следует назвать и невозможность привлечения за вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством в том случае, когда им занимаются матери с грудными детьми. Назовем здесь две проблемы.

Первой из них является возможность в таком случае матерей грудных детей ссылаться на то, что они оказались в тяжелой жизненной ситуации, в связи с чем не подлежат уголовной ответственности за вовлечение в бродяжничество и попрошайничество несовершеннолетних.

Вторая проблема заключается в том, что вовлекаемое лицо должно осознавать, во что именно его вовлекают, более того сам младенец не попрошайничает, он является лишь «инструментом» в руках родителя, который использует его для того, чтобы разжалобить прохожих и получить милостыню. Соответственно, состав вовлечения младенца в попрошайничество в данном случае также отсутствует. Таким образом, законных возможностей воспрепятствовать подобным случаям у правоохранителей имеется не достаточно.

Проанализировав различные методы предупреждения безнадзорности, беспризорности, попрошайничества, бродяжничества несовершеннолетних, полагаем, что наиболее активной деятельность органов внутренних дел должна быть еще до первичного уровня, на стадии выработки нормативно-правовой базы предупреждения данных фатальных явлений.

Органы внутренних дел, в частности в лице подразделений полиции по делам несовершеннолетних, выступая основным субъектом профилактической деятельности безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних, должны при этом находиться в постоянном взаимодействии с иными органами и учреждениями, которые также реализуют предупредительные функции: в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Достаточно эффективным может быть совместное проведение различных упредительных мероприятий.

Так, если говорить о взаимодействии в предупреждении данных девиантных явлений органов внутренних дел и образовательных учреждений, то в данном случае целесообразно проведение групповых занятий несовершеннолетних определенной

возрастной группы, к примеру - учащихся выпускных классов. Занятия могут проводиться в форме лекций, семинаров, в виде викторин.

Достаточно часто в образовательных учреждениях сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних читают лекции, разъясняя при этом законодательные нормы об ответственности за противоправное поведение, иные асоциальные поступки, а также последствия самовольного ухода из дома, особо сосредотачивая внимание на негативных последствиях. Данные лекции имеют своими целями повышение правосознания, формирование гражданской позиции [16, с. 43]. Кроме того, взаимодействуя с образовательными органами и учреждениями, сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних выявляют лиц, склонных к самовольным уходам; убеждают их в позитивном мышлении, предлагают возможные варианты выхода из создавшихся ситуаций в том случае если, подросток оказался в такой ситуации; пропагандируют здоровый образ жизни. Еще более эффективным может быть проведение подобных мероприятий с участием медицинских наркологов, психологов, иных специалистов, которые могут на ранних стадиях выявлять неправомерное, антиобщественное поведение несовершеннолетних и корректировать его.

Не менее важным является взаимодействие сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и органов социальной защиты населения, поскольку в ходе совместных мероприятий указанные субъекты могут выявлять тех подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации, воспитываются в неблагополучных семьях либо уже покинули дом по вышеуказанным причинам. В рамках данного взаимодействия органы внутренних дел могут оказывать самостоятельно различную социальную помощь либо оказывать содействие в ее реализации органам социальной защиты. В частности, можно выделить следующие виды помощи:

1. Социально-бытовая помощь, которая включает в себя:

- материальное обеспечение необходимым (например, предметами личной гигиены, постельными принадлежностями);

- трудоустройство несовершеннолетних, их социально-трудовая адаптация.

2. Социально-медицинская помощь, которая осуществляется посредством:

- способствования в оформлении медицинских документов;

- содействия в получении необходимой медицинской помощи, в том числе и в госпитализации при необходимости;

- проведения лечебно-профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

3. Социально-правовая помощь, которая осуществляется с помощью различных средств:

- проведение консультаций по различным правовым вопросам;

- содействие в оформлении документов, их восстановлении, регистрации по месту жительства и пребывания;

- оформление документов, необходимых для трудоустройства, учебы;

- содействие в восстановлении утраченных связей с родственниками.

4. Социально-педагогическая помощь, которая осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:

- содействие в обучении определенной специальности, приобретении определенных профессиональных навыков;

- привлечение несовершеннолетних к участию в культурно-массовых мероприятиях, общественно-полезном труде, волонтерской деятельности.

5. Социально-психологическая помощь, реализуемая следующими путями:

- проведение психологической диагностики, консультирования с целью выявления проблем и их преодоления;

- оказание психологической помощи несовершеннолетним, у которых обнаружены различные проблемы, зависимости.

В финале, можно сделать вывод о том, что органам внутренних дел принадлежит важная, значимая роль в деятельности по предупреждению безнадзорности, беспри-

зорностн, бродяжничества, попрошайничества лиц, не достигших восемнадцатилетия, но лишь при условии взаимодействия с иными субъектами профилактики. Способы, приемы и методы профилактики беспризорности, бродяжничества, попрошайничества различны, но в целом видится возможным выделить три уровня реализации данной деятельности: первичный, на котором выявляются несовершеннолетние, потенциально склонные к бродяжничеству, попрошайничеству, беспризорности; вторичный, который реализуется в отношении не достигших восемнадцатилетия

лиц, которые уже бродяжничают, занимаются попрошайничеством; третичный, который реализуется в отношении молодых людей, которые являются беспризорными, были изъяты с улиц, возвращены в семьи, направлены в специальные учреждения, вследствие чего нуждаются в социальной адаптации. Представляется, что наиболее активной деятельность органов внутренних дел должна быть еще до первичного уровня, на стадии выработки нормативно-правовой базы превенции безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества.

СПИСОК источников

1. Федорова И. В., Калинина С. В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 192-196.

2. Грибанов Е. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный). М.: ООО «Проспект», 2021. 688 с.

3. Ильгова Е. В., Зайкова С. Н. Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5 (142). С. 104-113.

4. Милёхин В. А. Основные объекты сравнительно-правовых исследований в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Закон и право. 2021. № 4. С.183-184.

5. Федорова И. В. Причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: проблемы и решения // Вестник экономической безопасности. 2021. № 4. С. 229-231.

6. Каримова Г. Ю. Реализация мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Право: ретроспектива и перспектива. 2021. № 3 (7). С. 29-34.

7. Кулеш Е. А., Сериченко Л. Е. К вопросу об эффективности деятельности ОВД по профилактике и предупреждению правонарушений несовершеннолетних в современных условиях развития общества // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3 (93). С. 105-112.

8. Романов А. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как актуальное направление реализации государственной идеологии // Право: ретроспектива и перспектива. 2021. №3 (7). С. 73-78.

9. Хаметдинова Г. Ф. Профилактика правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних, совершаемых в сети Интернет // Вестник Могилевского института МВД. 2021. № 1. С. 50-54.

10. Эриашвили Н. Д. О роли прокуратуры в защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации // Защити меня. 2021. № 1. С. 74-77.

11. Ткаченко Н. Н., Кузнецова К. А. Исторические аспекты становления и развития профилактики безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних // Юристь-Правоведъ. 2021. №4 (99). С. 78-84.

12. Дизер О. А., Федяев Е. А. Основные направления противодействия бродяжничеству и попрошайничеству и роль полиции в его осуществлении // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 52.

13. Жидконожкина О. Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по профилактике бродяжничества несовершеннолетних // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 82.

14. Мещерякова Е. И. Особенности применения методов и средств воспитания при индивидуальной работе с несовершеннолетними сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2. С. 82.

15. Бойко Т. К. Сравнительная характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественную деятельность и некоторых смежных составов преступлений // Правовая культура. 2015. № 4 (23). С. 25.

16. Бучакова М. А., Дизер О. А. О координации деятельности органов публичной власти в области противодействия бродяжничеству и попрошайничеству // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. С. 43.

REFERENCES

1. Fedorova I. V., Kalinina S. V. Prevention of neglect and juvenile delinquency // Bulletin of economic security. 2022. No. 1. P. 192-196. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gribanov E. V. Scientific and practical commentary on the Federal Law "On the fundamentals of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency" (item-by-article). M.: ООО Prospekt, 2021. 688 p. (In Russ.)

3. Ilgova E. V., Zaikova S.N. Functional structure of the automated information system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in the Russian Federation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 5 (142). P. 104-113. (In Russ.)

4. Milekhin V. A. The main objects of comparative legal research in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency // Law and Law. 2021. No. 4. P. 183-184. (In Russ.)

5. Fedorova I. V. Causes of neglect and homelessness of minors: problems and solutions // Bulletin of economic security. 2021. No. 4. P. 229-231. (In Russ.)

6. Karimova G. Yu. Implementation of measures to prevent juvenile delinquency // Law: retrospective and perspective. 2021. No. 3 (7). P. 29-34. (In Russ.)

7. Kulesh E. A., Serichenko L. E. To the question of the effectiveness of the activities of the Department of Internal Affairs for the prevention and prevention of juvenile delinquency in modern conditions of the development of society // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 3 (93). P. 105-112. (In Russ.)

8. Romanov A. A. Prevention of neglect and juvenile delinquency as an actual direction in the implementation of state ideology // Law: retrospective and perspective. 2021. No. 3 (7). P. 73-78. (In Russ.)

9. Khametdinova G. F. Prevention of offenses and asocial phenomena among minors committed on the Internet // Bulletin of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs. 2021. No. 1. P. 50-54. (In Russ.)

10. Eriashvili N. D. On the role of the prosecutor's office in protecting the rights of minors in the Russian Federation // Protect me. 2021. No. 1. P. 74-77. (In Russ.)

11. Tkachenko N. N., Kuznetsova K. A. Historical aspects ofthe formation and development of the prevention of neglect, crimes and delinquency of minors //Yurist-Pravoved. 2021. No. 4 (99). P. 78-84. (In Russ.)

12. Dizer O. A., Fedyaev E. A. The main directions of counteracting vagrancy and begging and the role of the police in its implementation // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 2 (44). P. 52. (In Russ.)

13. Zhidkonozhkina O. N. Organization of activities of departments for juvenile affairs of internal affairs bodies for the prevention of vagrancy of minors // Police and society: problems and prospects for interaction. 2019. No. 1 (3). P. 82. (In Russ.)

14. Meshcheryakova E. I. Features of the use of methods and means of education in individual work with minors employees of departments for minors // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2. P. 82. (In Russ.)

15. Boyko Т. K. Comparative characteristics of the involvement of a minor in the commission of a crime and antisocial activities and some related offenses // Legal Culture. 2015. No. 4 (23). P. 25. (In Russ.)

16. Buchakova M. A., Dizer O. A. On the coordination of the activities of public authorities in the field of combating vagrancy and begging // Actual problems of administrative and administrative procedural law:

a collection of articles based on the materials of the annual All-Russian scientific and practical conference / edited by Yu E. Avrutina, A. I. Kaplunova. St. Petersburg, Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 43. (In Russ.)

Информация об авторе:

Беженцев А. А., кандидат юридических наук, доцент. Information about the author:

Bezhentsev A. A., Candidate of Law, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 24.05.2022; одобрена после рецензирования 30.07.2022; принята к публикации 24.03.2023.

The article was submitted 24.05.2022; approved after reviewing 30.07.2022; accepted for publication 24.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.