DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1011 УДК 336
Махдиева Юлия Махдиевна,
кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России, показано значение сектора малого и среднего предпринимательства в развитии экономики. Авторами предложен ряд мер налогового характера, направленных на стимулирование развития МСП в России.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; налогообложение; специальные налоговые режимы.
UDC 336
Makhdieva Yulia Makhdievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
TAXATION OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
The article is devoted to the study of problems and prospects for the development of taxation of small and medium-sized businesses (SMEs) in Russia, shows the importance of the sector of small and medium-sized businesses in the development of the economy. The authors propose a number of tax measures aimed at stimulating the development of SMEs in Russia.
Keywords: small and medium business; taxation; special tax regimes.
Мировая практика свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство практически во всех странах является важным сектором развития экономики [13, с. 52].
Степень развитости сектора малого и среднего предпринимательства во многом определяет возможность государства приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям. Основной целью развития малого и среднего предпринимательства является решение многих региональных проблем, обусловленных спецификой рыночных отношений, через создание социальной и производственной инфраструктуры, увеличение производства товаров народного
потребления, повышение эффективности использования финансовых, природных и трудовых ресурсов, ускорение разработки новых видов техники и технологий, решение отдельных экологических проблем. В условиях современной экономики функционирование сектора малого и среднего предпринимательства способствует укреплению и развитию рыночной конъюнктуры [8, с. 99].
Малый и средний бизнес обладает неоспоримыми достоинствами в сравнении с крупным бизнесом, способствуя созданию новых рабочих мест и повышению занятости населения [1, с. 52].
При этом в качестве основных недостат-
ков малого бизнеса следует отметить достаточно высокие риски, недостаточную финансовую устойчивость, слабость конкурентных позиций и др.
В связи с тем, что малый и средний бизнес имеет довольно важное значение в развитии экономики нашей страны, для России поиск новых форм поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса является весьма актуальной задачей.
Как известно, именно ключевым инструментом воздействия государства на национальную экономику являются налоги [5, с. 112].
Исследование зарубежного опыта налогообложения малых предприятий показывает, что зарубежные страны выделяют малый бизнес как особый субъект экономики [9, с. 68]. Довольно успешное функционирование предприятий малого бизнеса за рубежом связано в основном с эффективной и продуктивной государственной политикой, в том числе и налоговой, которая направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства. При этом системы налогообложения малого и среднего предпринимательства каждой страны имеют свои особенности, связанные с экономическими, политическими и социальными условиями.
Российская налоговая политика сегодня направлена прежде всего на совершенствование законодательства и решение задач по минимизации влияния падения экономической активности на среднесрочный и долгосрочный потенциал экономики. Кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции CОVID-19, затронул все страны и многие отрасли экономики. К примеру, объем розничной торговли в России показал в 2020 году снижение на 4,1%, что привело к сокращению грузооборота транспорта на 4,9%. Кроме того, вырос уровень официально зарегистрированных безработных в 3,2 раза [7, с. 130].
В таких условиях налоговые меры государ -ственной поддержки малого и среднего пред -принимательства имеют особое значение в рамках поддержки и комплексного развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Мировой опыт свидетельствует о том, что к числу наиболее эффективных форм стимулирования развития субъектов МСП относится в числе прочих практика введения
различных специальных режимов налогообложения.
В соответствии с современным налоговым законодательством субъекты малого и среднего бизнеса имеют право перейти на наиболее удобный налоговый режим с точки зрения оптимальности налоговой нагрузки и удобства налогового учета (общая система налогообложения либо один из специальных налоговых режимов) при соответствии их деятельности установленным законодательством условиям. Право такого выбора - одно из преимуществ малого предпринимательства в России [2, с. 185[.
В 2021 году для российских индивидуальных предпринимателей (ИП), обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и организаций другой формы собственности законодательно установлено 5 налоговых режимов, предусматривающих применение различных систем налогообложения:
- традиционная (общая) (ОСН);
- упрощенная система (УСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
- налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.
Для малых и средних предприятий применение общей системы налогообложения не является оптимальным вариантом, поскольку при такой системе процедура расчета налогов является достаточно сложной, также при ее использовании предъявляются более жесткие требования к порядку ведения и сдачи налоговой отчетности. Кроме того, уровень налоговой нагрузки при такой системе ощутимо выше. Это актуализирует использование субъектами МСП специальных налоговых режимов.
На сегодняшний день наиболее востребован со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства такой режим, как упрощенная система налогообложения, что объясняется в том числе удобством его применения. При такой системе налогоплательщику необходимо уплачивать только один налог, рассчитываемый как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Особенностью УСН является то, что налогоплательщик вправе выбрать вариант налогообложе-
ния: определенный процент с общей суммы доходов или определенный процент с разницы доходов и расходов.
Отметим, что в 2020 году законодательно установлен переходный налоговый режим для субъектов МСП. Так, если у субъектов МСП за налоговый период доходы увеличились более чем на 150 млн руб., но при этом не превысили 200 млн руб., то они могут остаться на УСН. Согласно особенностям переходного периода в том случае, если у субъекта МСП численность сотрудников более 100 человек, но не превышает 130 человек, то такой субъект будет обязан платить 8% с доходов и 20% с разницы доходов и расходов.
Следует отметить, что упрощенная система налогообложения в существующем виде сопровождается рядом проблем. Являясь формально мерой стимулирования предпринимательской деятельности посредством предоставления налоговых преференций, в настоящее время данный налоговый режим рассматривается значительным числом налогоплательщиков как инструмент для налоговой оптимизации, противоречащей принципам и нормам налогового законодательства [11].
Такие режимы, как единый сельскохозяйственный налог и патентная система налогообложения, также имеют ограничения в возможности применения. Так, перейти на ЕСХН могут только те предприятия, доход которых от производства сельскохозяйственной продукции превышает 70% от общего дохода за год. Воспользоваться правом перехода на патентную систему налогообложения могут индивидуальные предприниматели, у которых доход составляет менее 60 млн руб., а численность работников меньше или равна 15 чел. Кроме того, патентная система налогообложения имеет ограничение на право применения по определенным видам деятельности.
Одной из специфических особенностей патентной системы налогообложения является то, что она предусматривает право субъектов малого и среднего предпринимательства на налоговые каникулы. Это касается тех субъектов, кто вновь зарегистрировался и работает в определенной сфере (к примеру, в социальной сфере или сфере науки). Решение о введении налоговых каникул принимается на уровне субъекта РФ.
Налог на профессиональный доход (НПД) - это относительно новый специальный налоговый режим (введен в 2019 году и подразумевается, что будет действовать до 2029 года). Целью его введения является вывод самозанятых и арендодателей из тени. При этом важно подчеркнуть, что данный налоговый режим не может быть применим предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров несобственного производства и (или) подакцизных товаров.
Следует отметить, что переход отдельных индивидуальных предпринимателей на уплату НПД не оказал существенного влияния на количество индивидуальных предпринимателей, использующих другие специальные налоговые режимы. Об этом свидетельствуют данные, характеризующие изменение численности индивидуальных предпринимателей, применяющих различные режимы налогообложения, после введения налога на профессиональный доход (представлены на рис. 1).
В целом по данным статистической отчетности в России работает около 8 млн субъектов экономической деятельности (это как предприятия, так и индивидуальные предприниматели), и больше половины из них применяют специальные налоговые режимы, что говорит о том, что данные системы налогообложения привлекают налогоплательщиков.
Вместе с тем, на наш взгляд, политика, которая реализуется на сегодняшний государством в части налогообложения субъектов МСП, не способствует в должной мере их развитию.
Так, на фоне снижения налоговой нагрузки в результате введения специальных налоговых режимов и некоторых налоговых послаблений в рамках общего режима налогообложения для малого и среднего бизнеса был предусмотрен ряд мер, направленных на ее увеличение - это введение торгового сбора, пересчет взносов в государственные страховые фонды [12, с. 164].
Острее всего налоговые изменения воспринимаются субъектами микропредпринимательства. Многие субъекты малого бизнеса не выдерживают давления налогового бремени и закрываются, другие уходят в тень.
По мнению большинства российских пред -принимателей, те меры, которые предпри-
Рисунок 1 - Изменение численности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, после введения налога на профессиональный доход, % (составлено автором по [10])
нимаются государством в направлении налогового стимулирования субъектов МСП, недостаточно эффективны. В основном малые и средние предприниматели оценивают уровень своей налоговой нагрузки как достаточно высокий. Это понуждает предприятия искать способы снижения налоговой нагрузки. Сложнее всего приходится вновь созданным предприятиям, которые только начинают свою деятельность и вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции.
Сравнительный анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства и российской практики в данной области позволяет сделать следующие выводы:
1) в отличие от других государств налогообложение в России в целом имеет средний уровень;
2) в большинстве стран существует пороговый критерий по доходу малых и средних предприятий и численности состава работников;
3) в зарубежных странах широко применяются льготные ставки для малого бизнеса;
4) существенное различие имеет ставка между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий [23].
Для динамичного развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране необходимо принятие следующих мер:
- обеспечение стабильности налоговой системы;
- ослабление налогового давления на субъектов МСП;
- повышение доступности налоговых гарантий;
- снижение объема претензий налоговых органов к субъектам МСП [13, с. 52].
По-прежнему является жизненно необходимым совершенствование механизмов, направленных на выявление налогоплательщиков, применяющих УСН в обход закона посредством дробления бизнес-структуры. Представляется очевидным, что средства цифровизации несут в себе достаточный потенциал для эффективного решения обозначенной задачи [11].
Что касается системы единого сельскохозяйственного налога, то здесь необходимо прежде всего законодательно закрепить возможность плательщиков данного налога осуществлять регистрацию в качестве плательщиков НДС.
В части развития патентной системы налогообложения субъектов МСП необходимо обеспечить применение вычетов по страховым взносам. Следует отметить, что при значительном росте стоимости патента, применение вычетов по страховым взносам позволит снизить налоговую нагрузку по большинству видов деятельности [4]. В целях обеспечения единообразия в практике применения ПСН величины дохода необходимо установить на федеральном уровне, а регионам дать возможность регулировать стоимость патента в зависимости от конкретных условий с помощью коэффициентов [6].
Для совершенствования режима НПД необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о введении промежуточных этапов эксперимента для подведения его итогов и принятия решения по дальнейшему внедрению НПД в качестве одного из специальных налоговых режимов.
При успешной реализации мер по изменению законодательства в сфере налогообложения, направленных на преодоление стагнации экономики и поддержку малого и среднего бизнеса, ситуация стабилизируется, и ВВП на уровень 1,2-1,5% в год выведет страну на вектор экономического роста [5]. Однако в непростых условиях экономических и политических санкций, а также ввиду сопротивления населения экономическим и налоговым реформам, данная задача остается крайне сложной.
Список литературы
1. Ветлугина, М.А. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса / М.А. Ветлугина // Молодежь и наука. - 2019. - № 1. - С. 52.
2. Волокитина, А.О. Анализ применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов в разрезе федеральных округов РФ / А.О. Волокитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 10 (406). - С. 181-187.
3. Гурова, В.А. Особенности налогообложения малого бизнеса в России и зарубежных странах / В.А. Гурова, М.Р. Рамазанов // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы XIX международной научно-практической конференции. - Morrisville, 2019. - С. 78-83.
4. Земляная, В.Е. Совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на региональном уровне / В.Е. Земляная, Л.М. Осадчук // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. - Москва, 2021. - С. 60-64.
5. Золочевская, Е.Ю. Налоговая политика Российской Федерации: главные тренды и изменения / Е.Ю. Золочевская, А.В. Скидан, А.Т. Микая // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. -2021. - № 3. - С. 111-115.
6. Зотиков, Н.З. Актуальные проблемы патентной системы налогообложения / Н.З. Зотиков // Вестник университета. - 2021. - № 4. - С. 106-115.
7. Игнатова, Т.В. Финансовая обеспеченность домашних хозяйств как фактор роста экономики региона / Т.В. Игнатова, Н.Н. Ажогина // Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге: материалы III Всероссийской научнопрак-тической конференции с международным участием. -Ростов-на-Дону, 2021. - С. 130-134.
8. Мазий, В.В. Повышение эффективности применения патентной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в условиях экономического кри-
зиса / В.В. Mазий, Е.А. Черняк // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 4(38). - С. 99.
9. Никитюк, В.С. Mировой опыт налогообложения предприятий малого бизнеса и пути его применения в России / В.С. Никитюк, Л.Р. Халикова // Вектор экономики. - 2019. - № 5 (35). - С. 68.
10. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики проведения эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход» // Счетная плата РФ. - URL: https://ach.gov.ru/ upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a99046d58a354 0a69.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
11. Ушков, Д.Д. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в период цифровизации экономики / Д.Д. Ушков // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей V Mеждународной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2021. - С. 35-38.
12. Халилов, В.Т. Перспективы налогообложения малого бизнеса в России / В.Т. Халилов // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сборник материалов IV Всероссийской (национальной) НПК. - Mахачкала, 2019. - С. 162-166.
13. Хегай, M^. Тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации / M^. Хегай, В.В. Mазий, Э.С. Григорян // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 52.
References
1. Vetlugina M.A. Osobennosti nalogooblozheniya predpriyatij malogo biznesa. Molodezh' i nauka. 2019. № 1. S. 52.
2. Volokitina A.O. Analiz primeneniya sub''ektami malogo i srednego biznesa special'ny'x nalogovy'x rezhimov v razreze federal'ny'x okrugov RF. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 10 (406). S. 181-187.
3. Gurova V.A. Osobennosti nalogooblozheniya malogo biznesa v Rossii i zarubezhny'x stranax / V.A. Gurova, M.R. Ramazanov. 21 vek: fundamental'naya nauka i texnologii: materialy' XIX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Morrisville, 2019. S. 78-83.
4. Zemlyanaya V.E. Sovershenstvovanie patentnoj sistemy' nalogooblozheniya dlya individual'ny'x predprinimatelej na regional'nom urovne / V.E. Zemlyanaya, L.M. Osadchuk. Nauka i innovacii v sovremennom mire: sbornik nauchny'x statej. Moskva, 2021. S. 60-64.
5. Zolochevskaya E.Yu. Nalogovaya politika Rossijskoj Federacii: glavny'e trendy' i izmeneniya / E.Yu. Zolochevskaya, A.V. Skidan, A.T. Mikaya. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: uchenye zapiski. 2021. № 3. S. 111-115.
6. Zotikov N.Z. Aktual'ny'e problemy' patentnoj sistemy' nalogooblozheniya. Vestnik universiteta. 2021. № 4. S. 106-115.
7. Ignatova T.V. Finansovaya obespechennost' domashnix xozyajstv kak faktor rosta e'konomiki regiona / T.V. Ignatova, N.N. Azhogina. Sovremennye problemy' razvitiya social'no-e'konomicheskix sistem: innovacionnye podxody i resheniya v upravlenii i marketinge: materialy' III Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. Rostov-na-Donu, 2021. S. 130-134.
8. М^у М. Povy'shenie e'ffektivnosti рптепетуа patentnoj sistemy' nalogooblozheniya sub"ektami та1одо biznesa V usloviyax е'копотюЬ^кодо krizisa / V.V. Mazij, Е.А. СГ^н^к. Inzhenemyj vestnik Dona. 2015. № 4(38). S. 99.
9. М^ик V.S. Mirovoj оруЧ nalogooblozheniya predpriyatij та1одо biznesa i puti едо primeneniya V Rossii / Nikityuk, L.R. Xalikova. \Zektor ekonomiki. 2019. № 5 (35). S. 68.
10. Otchet о rezuГtatax e'kspertno-analiticheskogo тегорпуа^уа «Analiz ргак^Ш provedeniya e'ksperimenta ро vnedreniyu па1ода па professюnaГnyj doxod». Schetnaya plata RF. URL: https://ach.gov.ru/upload/ibloc kZ8a8Z8a81af65e339601a99046d58a3540a69.pdf ^а obrashheniya: 30.10.2021).
11. Ushkov D.D. Ре^реЙ^' razvitiya uproshhennoj sistemy' nalogooblozheniya V рег^ cifrovizacii е'копотлкк Е'копот/'ка, upravlenie, р^о: аШаГпу^ voprosy i vektory razvitiya: sbomik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk, 2021. S. 35-38.
12. ХаП^ V.T Ре^реМ^' nalogooblozheniya та1одо biznesa V Rossii. Finansovye instrumenty' юдиН^атуа sociaГno-e'konomicheskogo razvitiya regionov: sbomik materialov IV Vserossijskoj (пасюпаГпо^ NPK. Махас11ка1а, 2019. S. 162-166.
13. Хедау М.У Tendencii razvitiya та1одо р^рптт^е^^а V Rossijskoj Federacii / М.У Хедау, М. Mazij, Е'^. Grigoryan. \estnik evrazijskoj паик'. 2019. Т. 11. № 2. S. 52.