Научная статья на тему 'Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата'

Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ФАКТОРЫ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STATE SUPPORT / COMPETITIVENESS / TAX LEGISLATION / TAX PAYMENTS / TAX REGIMES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / BUSINESS CONDITIONS / FACTORS IMPEDING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишина Зинаида Александровна, Макарычев Владимир Алексеевич

Введение: современная экономика России предполагает не только наличие, но и развитие малого и среднего бизнеса, однако система налогового законодательства на сегодняшний момент не способствует этому. Существующие режимы налогообложения не позволяют субъектам малого и среднего бизнеса развиваться на уровне зарубежных организаций. В результате выжить могут только единицы из них. Все это и определяет актуальность исследования. Материалы и методы: рассматриваются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы научно-практических конференций, диссертации, монографии. При написании использовались абстрактно-логический, монографический, метод сравнения. Результаты: эффективное функционирование субъектов малого и среднего бизнеса на современном этапе развития зависит в первую очередь от лояльности налогового законодательства и государственной поддержки на всех уровнях власти, что позволит снизить административное обременение, обеспечить малый бизнес выходом на рынки, и тем самым обеспечивать себя самостоятельно. Обсуждение: государственная поддержка должна ориентироваться в большей степени на изменение налогового законодательства и доведение существующих режимов налогообложения до такого уровня, чтобы при их использовании субъекты малого и среднего предпринимательства не ощущали обременения большего, чем крупные организации. Заключение: современные мероприятия для развития субъектов малого и среднего бизнеса направлены в основном на создание новых предприятий, но не способствуют его дальнейшему развитию. В результате из большого объема вновь созданных предприятий жизнеспособными оказываются лишь единицы. В данной ситуации в проигрыше остаются как те предприниматели, которые не смогли поддержать на должном уровне свой бизнес и были вынуждены закрыться, общественность, потеряв рабочие места, так и государство, не дополучив в бюджеты соответствующих регионов налоговые платежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишина Зинаида Александровна, Макарычев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STIMULATION OF ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES ON THE BASIS OF THE FORMATION OF FAVORABLE TAX CLIMATE

Introduction: the modern Russian economy assumes not only the presence, but also the development of small and medium-sized businesses, but the system of tax legislation at the moment does not contribute to this. The existing tax regimes do not allow small and medium-sized businesses to develop at the level of foreign organizations. As a result, only a few of them can survive. All this determines the relevance of the study. Materials and methods: the works of domestic and foreign authors, materials of scientific conferences, dissertations, and monographs are considered. Abstract-logical, monographic, method of comparison were used in writing. Results: the effective functioning of small and medium-sized businesses at the present stage of development depends primarily on the loyalty of the tax legislation and state support at all levels of government, which will reduce the administrative burden, provide small business access to markets, and thus provide themselves independently. Discussion: the state support should focus more on changing tax laws and to bring existing regimes of taxation to such a level that would be when using the subjects of small and average business did not feel the encumbrance greater than the major organizations. Conclusion: modern measures for the development of small and medium-sized businesses are mainly aimed at the creation of new enterprises, but do not contribute to its further development. As a result, only a few of the large number of newly established enterprises are viable. In this situation, the losers are both those entrepreneurs who could not support their business at the proper level and were forced to close down, the public, losing jobs, and the state, without having received tax payments to the budgets of the respective regions.

Текст научной работы на тему «Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата»

_08.00.12 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, СТАТИСТИКА_

08.00.12 УДК 332.2

СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО НАЛОГОВОГО КЛИМАТА

© 2018

Зинаида Александровна Мишина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Владимир Алексеевич Макарычев, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: современная экономика России предполагает не только наличие, но и развитие малого и среднего бизнеса, однако система налогового законодательства на сегодняшний момент не способствует этому. Существующие режимы налогообложения не позволяют субъектам малого и среднего бизнеса развиваться на уровне зарубежных организаций. В результате выжить могут только единицы из них. Все это и определяет актуальность исследования.

Материалы и методы: рассматриваются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы научно-практических конференций, диссертации, монографии. При написании использовались абстрактно-логический, монографический, метод сравнения.

Результаты: эффективное функционирование субъектов малого и среднего бизнеса на современном этапе развития зависит в первую очередь от лояльности налогового законодательства и государственной поддержки на всех уровнях власти, что позволит снизить административное обременение, обеспечить малый бизнес выходом на рынки, и тем самым обеспечивать себя самостоятельно.

Обсуждение: государственная поддержка должна ориентироваться в большей степени на изменение налогового законодательства и доведение существующих режимов налогообложения до такого уровня, чтобы при их использовании субъекты малого и среднего предпринимательства не ощущали обременения большего, чем крупные организации.

Заключение: современные мероприятия для развития субъектов малого и среднего бизнеса направлены в основном на создание новых предприятий, но не способствуют его дальнейшему развитию. В результате из большого объема вновь созданных предприятий жизнеспособными оказываются лишь единицы. В данной ситуации в проигрыше остаются как те предприниматели, которые не смогли поддержать на должном уровне свой бизнес и были вынуждены закрыться, общественность, потеряв рабочие места, так и государство, не дополучив в бюджеты соответствующих регионов налоговые платежи.

Ключевые слова: государственная поддержка, конкурентоспособность, налоговое законодательство, налоговые платежи, режимы налогообложения, субъекты малого и среднего предпринимательства, условия хозяйствования, факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса, эффективность.

Для цитирования: Мишина З. А., Макарычев В. А. Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 132-142.

THE STIMULATION OF ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES ON THE BASIS OF THE FORMATION OF FAVORABLE TAX CLIMATE

© 2018

Zinaida Alexandrovna Mishina, Ph. D. (Economics), The associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit»

Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) Vladimir Alekseevich Makarychev, Ph. D. (Economics), The associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit»

Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

132

Abstract

Introduction: the modern Russian economy assumes not only the presence, but also the development of small and medium-sized businesses, but the system of tax legislation at the moment does not contribute to this. The existing tax regimes do not allow small and medium-sized businesses to develop at the level of foreign organizations. As a result, only a few of them can survive. All this determines the relevance of the study.

Materials and methods: the works of domestic and foreign authors, materials of scientific conferences, dissertations, and monographs are considered. Abstract-logical, monographic, method of comparison were used in writing. Results: the effective functioning of small and medium-sized businesses at the present stage of development depends primarily on the loyalty of the tax legislation and state support at all levels of government, which will reduce the administrative burden, provide small business access to markets, and thus provide themselves independently. Discussion: the state support should focus more on changing tax laws and to bring existing regimes of taxation to such a level that would be when using the subjects of small and average business did not feel the encumbrance greater than the major organizations.

Conclusion: modern measures for the development of small and medium-sized businesses are mainly aimed at the creation of new enterprises, but do not contribute to its further development. As a result, only a few of the large number of newly established enterprises are viable. In this situation, the losers are both those entrepreneurs who could not support their business at the proper level and were forced to close down, the public, losing jobs, and the state, without having received tax payments to the budgets of the respective regions.

Key words: state support, competitiveness, tax legislation, tax payments, tax regimes, small and medium-sized businesses, business conditions, factors impeding the development of small and medium-sized businesses, efficiency.

For citation: Mishina Z. A., Makarychev V. A. The stimulation of activity of small and medium enterprises on the basis of the formation of favorable tax climate // Bulletin NGIEI. 2018. № 7 (86). P. 132-142.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России приобретает все большее значение в современных условиях хозяйствования, особенно с учетом внешнеполитической ситуации в стране. За счет своей мобильности малый и средний бизнес способны подстроиться под любые условия хозяйствования, но только при должной поддержке со стороны государства. Главным фактором, влияющим на эффективное хозяйствование субъектов малого и среднего предпринимательства. является налоговое законодательство, которое в отношении малого бизнеса на территории Российской Федерации является одним из самых высоких по отношению к другим странам. В совокупности с другими факторами несовершенство налогового законодательства сильно тормозит развитие малого и среднего предпринимательства. Мировая практика свидетельствует о том, что устойчивая экономика строится не только на крупных предприятиях, но и на маленьких предприятиях, занимающих менее выгодные для крупного бизнеса ниши.

Введение

1) определить факторы, влияющие на эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) изучить режимы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) оценить степень влияния налогового законодательства на эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оценить существующие проблемы для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью исследования является определение факторов, влияющих на эффективность развития малого и среднего предпринимательства в России.

В своих работах многие ученые уделяли внимание влиянию системы налогообложения на эффективное развитие малого и среднего предпринимательства: Р. О. Маликов [2, с. 102-118]; А. В. Вилен-ский [3, с. 30-38]; П. Мягков, С. Фесенко [4, с. 24]; Т. А. Финк [5, с. 177-181]; В. Я. Вилисов, А. В. Вили-сова [6, с. 112]; Д. В. Манушин [7, с. 52-65]; А. Н. Палагина [9, с. 215]; С. А. Попов [10, с. 2249-2252]; Е. А. Аббасова [11, с. 3481-3490]; К. С. Потокин, Е. Е. Смирнова [16, с. 38-40]; Ф. С. Агузарова, Э. А. Хидирова [18, с. 407-410]; С. В. Саенко [19, с. 294-299]; О. Н. Иосифова, Я. В. Попова [21, с. 672-675]; Е. В. Беликова, М. В. Чуб [22, с. 116-122].

При определении степени влияния факторов на эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо решить следующие задачи:

Основой для исследования выступают труды как отечественных, так и зарубежных авторов, в своих работах они раскрывают результаты практи-

Материалы и методы

ческих и теоретических исследований в области определения факторов, влияющих на эффективное функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства в России, в том числе материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках, диссертации, монографии.

В исследовании используются различные подходы и методы, такие как: абстрактно-логический, монографический, метод сравнения.

Результаты исследования В современной экономике России все большее внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, однако его темпы недостаточно велики для такой большой страны. Развитие экономики предполагает развитие бизнеса во всех направлениях, при этом основной упор делается на малый биз-

нес, который является составной частью современного рыночного механизма. Его роль определяется как гарантия эффективного функционирования развитой рыночной экономики. Развивая малый бизнес, можно говорить о существенном увеличении уровня ВВП, о росте рабочих мест во всех отраслях экономики, а также о более эффективном использовании достижений научно-технического прогресса.

На начало 2018 года в России зарегистрировано 6 039 216 субъектов малого и среднего бизнеса, среднесписочная численность работников, занятых в них, составляет 16 106 581 человек. Основная масса субъектов малого и среднего бизнеса приходится в основном на Центральный федеральный округ - 31 %, следующим по величине является Приволжский федеральный округ (18 %) (рис. 1).

Рис. 1. Структура субъектов малого и среднего предпринимательства по субъектам федерации

по состоянию на 2018 год Fig. 1. Structure of small and medium-sized businesses in the regions as of 2018 Источник: данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [1]

Однако несмотря на достаточно большое количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, малый и средний бизнес в России до сих пор не занял достойного места в экономике, обладая при этом необходимым потенциалом. Развитие малого и среднего предпринимательства в России многие исследователи начали рассматривать еще в условиях перехода к рыночным отношениям, к ним можно отнести Р. О. Маликова [2], А. В. Виленского [3], П. Мягкова, С. Фесенко [4] и многих других [20].

В период становления предпринимательства в России перед малым бизнесом стояло множество проблем, однако несмотря на множество реформ со стороны государства, многие из них остались до сих пор. В последние годы Правительством РФ было

принято множество решений, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, однако не все они имели широкое распространение из-за множества сдерживающих факторов (рис. 2).

В США малый и средний бизнес обеспечивает 53 % занятости в экономике страны, этот же показатель в Японии составляет 71 % [5, с. 177-181]. Доля малого бизнеса в развитых странах при формировании ВВП составляет 50-65 % [6, с. 162]. Такая тенденция прослеживается не во всех странах, есть страны, в которых малое и среднее предпринимательство является малоразвитым. В этих странах так же, как и в России, оказывают влияние внутренние и внешние факторы, к которым по разным оценкам ученые относят коррупцию, сложный инвестиционный климат, а иногда и его отсутствие.

Факторы, влияющие на развитие субъектов малого и среднего бизнеса/ Factors influencing the development of small and medium-sized businesses

Внутренние/Internal

Внешние/External

Влияние микросреды/ The influence of microenvironment

Личные качества предпринимателя/Perso nal qualities of an entrepreneur

целеустремленность, интуитивность, организаторские способности, склонность к риску /purposefulness, intuitiveness, organizational skills, inclination to risk

Организационно-экономические условия / Organizational and economic condi-

положение на рынке, производство продукции, пользующейся спросом, потенциал в деловом сотрудничестве, специализация (диверсификация) деятельности, квалификация персонала /market position, production of products in demand, potential for business cooperation, specialization (diversification)

of activities, personnel qualification

Финансовое состояние/ Financial condition

прибыльность активов, степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, отсутствие просроченной дебиторской задолженности, эффективность финансовых операций /the profitability of these assets, degree of dependence on external creditors and investors, the absence of overdue accounts receivable, the efficiency of financial operations

Влияние макро-среды/The impact of macro

Общеэкономическая коньюктура /The General economic conjuncture

шш

законодательная база, государственная налоговая

политика, внедрение результатов научно-технологического прогресса, условия кредитования, формы и виды государственной поддержки / legislative base, state tax policy, implementation of scientific and technological progress results, credit conditions, forms and types of state support

Влияние региональной среды/ The influence of the regional environment

Экономические/ Economic

отраслевая структура экономики, при-родно-ресурсный потенциал, инвестиционные процессы, динамика валового регионального продукта, уровень

инфляции /sectoral structure of the economy, natural resource potential, investment

process, /dynamics of gross regional product, rate of inflation

Социально-демографические/ Socio-demographic

численность постоянного населения, половозрастная структура населения, уровень

миграции, уровень доходов населения, уровень безработицы, уровень образования /the permanent population of, sex and age structure of the population, the level of migration, income level of the population, unemployment rate, level of education

W4

Рис. 2. Факторы, сдерживающие развитие субъектов малого и среднего бизнеса Fig.2. Factors hindering the development of small and medium-sized businesses Источник: составлено автором

По мнению Манушина Д. В. [7; 8], одним из ключевых факторов, которые в современной экономике тормозят развитие малого и среднего предпринимательства. является наличие административных барьеров. А. Н. Плагина [9], С. А. Попов [10], Е. А. Аббасова [11] говорят в своих исследованиях о наличии конкурентных барьеров. Россия находится на 35-м месте по уровню развития малого предпринимательства в ряду развивающихся стран, дан-

ный рейтинг представлен Всемирным банком «Ведение бизнеса» [12]. За последнее десятилетие для малого и среднего предпринимательства со стороны государства были приняты реформы, которые способствовали повышению в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (табл. 1). В период с 2010 по 2018 гг. Российская Федерация поднялась с 124 места на 35 по уровню развития малого предпринимательства.

Таблица 1. Динамика позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Table 1. Dynamics of the position of the Russian Federation in the world Bank ranking «Doing business»

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Ведение Ведение Ведение Ведение Ведение Ведение Ведение Ведение

бизнеса бизнеса бизнеса бизнеса бизнеса бизнеса бизнеса бизнеса

2011/2010 2012/2011 2013/2012 2014/2013 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017

Doing Doing Doing Doing Doing Doing г. Doing Doing

business business business business business business business business

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Позиция/Position 124 120 112 92 62 51 40 35

Источник: данные доклада Минэкономразвития за 2016-2017 гг. [17]

Однако даже они не способствуют развитию малого бизнеса в должной мере для такой огромной страны, как Россия. Недостатками принятых реформ в первую очередь является то, что они направлены на открытие «своего дела», но не способствуют его дальнейшему росту и развитию, в результате чего после короткого периода функционирования большинство из них закрывается. Для развития малого бизнеса недостаточно мероприятий, направленных только на их создание, необходимо формирование специальных условий, а также реализация комплекса финансово-экономических мер для их дальнейшего развития. При оценке влияния каждого из факторов следует помнить о региональных особенностях, в которых приходится развиваться субъектам малого и среднего предпринимательства. Обеспечение интересов малого и среднего предпринимательства может быть достигнуто путем совершенствования налоговой политики.

Налоговое бремя, которое испытывают субъекты малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях продолжающейся инфляции, сильно сказывается на предприятиях, у которых производственный цикл имеет длительный период. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса при помощи налогового механизма главным образом осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот и применение специальных налоговых режимов (УСН - упрощенная система налогообложения, ЕНВД - единый налог на вмененный доход, ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог и патентной системы, которые прописаны в Налоговом кодексе РФ [13]).

Существенным недостатком действующего налогового законодательства является отсутствие взаимосвязи с законодательством, регулирующим деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, снижая при этом эффективность реализации налогового механизма. Согласно Федеральному закону № 209-ФЗ «О развитии малого и средне-

го предпринимательства в Российской Федерации» [14] и Постановлению правительства РФ № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [15] одним из признаков отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является выручка, которая определяется для микропредприятий в размере до 120 млн руб., малых предприятий - 800 млн руб., средних предприятий - 2 млрд руб. в год. Но согласно налогового законодательства критерием применения упрощенной системы налогообложения является чистая прибыль, имеющая верхнюю границу 150 млн руб. в год, а лимит для перехода на упрощенную систему налогообложения 112,5 млн руб. (максимальная выручка), что является сдерживающим фактором для применения специальных налоговых режимов, а в дальнейшем и развития малого бизнеса.

Еще одна сложность назревает при необходимости перехода с ЕНВД на патентную систему налогообложения. ЕНВД по своей сути является переходящим режимом налогообложения, сущность которого подготовить налогоплательщиков к использованию патентной системы налогообложения.

История возникновения патентной системы уходит своими корнями глубоко в средние века, когда формировались и развивались товарные отношения, при которых изобретение выступает как товар особого рода. Рост экономического сотрудничества между странами повлек за собой необходимость в юридических нормах, которые предписывали бы обязательные правила поведения при использовании изобретения и его защиты. В России патентная система по достоинству была оценена на начальном этапе купеческим сословием, и только потом её стали использовать в промысловом налоге. Законодательно патентная система была закреплена с принятием Закона СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности». В совре-

менной России патентная система начала использоваться только с 1 января 2006 года, а с 1 января 2013 года в силу вступили новые изменения в Налоговый кодекс, которые ввели патентный режим налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Целью введения патентной системы является поэтапная отмена единого налога на вмененный доход, который, по мнению Правительства РФ, исчерпал себя в качестве финансового инструмента [16].

Согласно Федеральному закону № 178-ФЗ от 02.06.2016 года полная отмена единого налога на вмененный доход планировалась в 2018 году, затем это решение было отменено и действие данного режима продлили еще на три года - до 2021 года. Однако остается возможность применения ЕНВД по отдельным видам предпринимательской деятельности кроме мастерских по ремонту, парикмахерских и химчисток, но на сегодняшний день этого еще не произошло. Отмена ЕНВД в 2018 году может привести многих предпринимателей к банкротству, тем самым произойдет сокращение налоговых поступлений, что недопустимо при дефиците бюджета. В результате дальнейшего действия ЕНВД возможны его изменения, которые так или иначе приведут налогоплательщиков к смене налогового режима. Для индивидуальных предпринимателей станет более предпочтительной патентная система налогообложения, а для остальных - упрощенная или общая система налогообложения.

Согласно требованиям налогового законодательства, субъекты малого бизнеса вправе применять патентную систему налогообложения. Согласно статье 346.43 НК РФ существует 63 вида предпринимательской деятельности, в отношении кото-

рых может быть применена патентная система налогообложения. В отношении указанных видов предпринимательской деятельности устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, минимальный размер которого не может превышать 1 млн рублей, а численность работников должна быть не более 15 человек. Субъекты федерации, регистрирующие индивидуальных предпринимателей, согласно статье 346.43 имеют право устанавливать дополнительные правила перехода на патентную систему налогообложения, ориентируясь на сумму дохода, к которой применяется стоимость патента (исчисление налога) в данном субъекте [13]. Это по своей сути станет еще одним сдерживающим фактором для развития предпринимательской деятельности данного вида в одном субъекте федерации и стимулирующим фактором для его развития в другом субъекте федерации.

При выборе системы налогообложения налогоплательщикам придется ориентироваться на требования, определяющие их принадлежность к субъектам малого бизнеса. И снова возникает вопрос об отсутствии взаимосвязи налогового законодательства с законодательством, регулирующим деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате чего многим предприятиям придется использовать общий режим налогообложения, что в итоге скажется на их дальнейшем развитии. По данным доклада Минэкономразвития за 2017 год [17], в 2016 году 54,74 % малых предприятий работало на упрощенной системе налогообложения, соответственно объем налоговых поступлений составил 287 067 798 тыс. руб. (75,47 %) (табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности налогоплательщиков и налоговых поступлений по режимам налогообложения

Table 2. Dynamics of the number of taxpayers and tax revenues under the tax regimes

Режим 2014 г. 2015 г. 2016 г.

налогообложения/ Mode taxations ед./ units' % тыс. руб./ thousand rubles % ед./ units' % тыс. руб./ thousand rubles % ед./ units' % тыс. руб./ thousand rubles %

УСН 2 511 308 51,80 229 316 372 73,01 2 818 063 54,26 254 163 775 73,59 2 874 817 54,74 287 067 798 75,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕНВД 2 144 102 44,22 76 630 841 24,40 2 094 209 40,32 78 507 436 22,73 2 033 504 38,72 74 327 290 19,54

ПСН 99 037 2,04 3 432 584 1,09 183 198 3,53 5 285 177 1,53 243 671 4,64 7 558 864 1,99

ЕСХН 94 014 1,94 4 712 899 1,50 98 310 1,89 7 430 601 2,15 99 716 1,90 11 437 799 3,01

ИТОГО 4 848 461 100 314 092 696 100 5 193 780 100 345 386 989 100 5 251 708 100 380 391 751 100

Источник: данные доклада Минэкономразвития за 2016-2017 гг. [17]

Кроме этого следует отметить и тот факт, что за трехлетний период фиксируется ежегодное сокращение налогоплательщиков, применяющих режим налогообложения ЕНВД, при этом отмечается рост налогоплательщиков, выбирающих режим на-

логообложения УСН или ПСН. Данная тенденция может быть обоснована как ростом привлекательности патентной системы, так и развитием деятельности субъектов малого предпринимательства. Но при этом не следует забывать о влиянии налогового

законодательства, которое обязывает малый бизнес переходить на патентную систему, уходя от ЕНВД. Все это в совокупности предполагает разработку и внедрение новых направлений для поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства в области налогообложения. Наиболее действенным способом поддержки в России является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых и средних предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса во всех отраслях производственной сферы [18].

Именно налоговое законодательство является основополагающим для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса по ряду причин, с которыми они так или иначе сталкиваются в процессе своей деятельности. Издержки, связанные с уплатой налоговых платежей у субъектов малого и среднего предпринимательства, как правило, существенно выше, чем у других налогоплательщиков в расчете на единицу полученного дохода. При этом субъекты малого и среднего бизнеса быстрее приспосабливаются к изменяющимся внешним и внутренним условиям хозяйствования, под которыми понимается не только изменение рыночной коньюктуры, но и внешнеполитическое положение страны, влияние внутреннего и внешнего законодательства. Все это приводит к тому, что свою деятельность малые и средние предприниматели планируют на краткосрочную и среднесрочную перспективу и практически не уделяют должного внимания долгосрочному планированию. Малый и средний бизнес способствует снижению безработицы за счет привлечения работников с различным уровнем образования и зачастую с расширенными возрастными границами. Таким образом развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от системы налогообложения, причем на региональных уровнях есть возможность регулирования налогового законодательства при помощи коэффициентов, которые по-разному используются в регионах, что в разной степени способствует развитию малого и среднего предпринимательства страны в целом.

Обсуждение

Современное состояние малого и среднего предпринимательства в России на сегодняшний день переживает период становления, но для его развития, по мнению различных ученых, необходимо, чтобы со стороны государства были разработаны мероприятия, направленные не только для создания бизнеса, но и для дальнейшего его развития. Таким образом приоритетными направлениями выступают:

- совершенствование налогового законодательства. Стоит отметить, что налоговое бремя в России для субъектов малого и среднего бизнеса одно из самых больших в мире. Существующее налоговое законодательство не работает в едином режиме с гражданским законодательством, в результате чего возникают неясности в трактовании отдельных понятий, которые ведут к непониманию и путанице в применении налоговых режимов;

- разработка мероприятий по стимулированию развития бизнеса в различных отраслях производственной сферы. Сегодня существует множество мероприятий, направленных на создание своего бизнеса и существование его в течение льготного периода налогообложения, но в дальнейшем большинство таких предприятий не могут существовать, в результате чего они закрываются, не принеся в бюджет должного уровня финансирования;

- обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства финансовыми ресурсами за счет более лояльных систем кредитования. Потребность в финансах влечет за собой необходимость обращения в кредитные организации, программы кредитования в которых часто являются недоступными для малого и среднего бизнеса, условия для получения кредита в которых требует от малого и среднего бизнеса гораздо больше затрат времени, чем для обычных организаций, кроме этого необходимость отчитываться за потраченные средства налагает обязательства, выполнение которых также требует дополнительного времени и сил;

- обеспечение преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства за счет расширения доступа к закупкам компаний с государственным участием, а также предоставление маркетинговой и информационной поддержки.

В совокупности все это сводится к необходимости разработать комплекс мероприятий для поддержания созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом особый упор сделав на корректировку налогового законодательства с учетом возможностей малого и среднего предпринимательства, который впоследствии позволит получать ежегодный доход в казну государства в виде стабильных налоговых платежей.

Заключение

Субъекты малого и среднего предпринимательства в России обладают необходимым потенциалом для обеспечения страны ВВП на должном уровне, однако реализация этого потенциала во многом зависит от системы защиты их прав со стороны государства. Благодаря своей мобильности малый бизнес способен подстроиться практически

под любые условия хозяйствования, но при этом им необходимо четко понимать, что для этого сделать и какие затраты придется понести. Несовершенство налогового законодательства во многом влияет на развитие малого и среднего предпринимательства, увеличивающееся количество налогов, которыми облагается малый бизнес, в совокупности способствует торможению его деятельности, что впоследствии ведет к банкротству. Тем самым снижаются доходы в бюджет страны, снижается количество занятых работников, соответственно

снижается объем производимой продукции. Налоговый режим для конкретного вида предпринимательской деятельности должен быть разработан с учетом максимальных и минимальных возможностей, требований законодательства в целом, специфических особенностей местности, в которой осуществляется данная деятельность, а также с учетом внешних факторов хозяйствования. Именно это позволит субъектам малого и среднего бизнеса расти и развиваться на территории Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru

2. Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003. № 3. С. 102-118.

3. Виленский A. B. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 30-38.

4. Мягков П., Фесенко С. Малое предпринимательство. Государственная поддержка обязательна // РЭЖ. 1993. № 4. С. 24.

5. Финк Т. А. Малый и средний бизнес. Зарубежный опыт развития // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 177-181.

6. Вилисов В. Я., Вилисова А. В. Инфраструктура инноваций и малые предприятия. Состояние, оценки, моделирование. М. : ИЦ РИОР, НИЦ Инфра-М, 2015. 228 с.

7. Манушин Д. В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 52-60.

8. Манушин Д. В. Проблемы антикоррупционного и антикризисного управления российской экономикой имеры по их решению. Институциональный аспект // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 56-65.

9. Палагина А. Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и сред-негопредпринимательства. Институциональные аспекты, механизмы и инструменты : диссертация д-ра экон. наук. Ростов на Дону : Изд-во Ростовского государственного экономического ун-та, 2015. 321 с.

10. Попов С. А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-10. С. 2249-2252.

11. Аббасова Е. А. Методический подход к повышению конкурентоспособности в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3481-3490.

12. World Bank; International Finance Corporation. 2018. Doing Business 2018 : Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, DC: World Bank Group. © World Bank. [Electronic ressource]. Access mode: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/28608 (dste of accesse: 20.02.2018).

13. Аксенова А. А. Исторический аспект формирования и эволюции принципов налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 3. С. 11-14.

14. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

15. Шубина Е. А., Николаева Ю. Р., Плужникова Н. В. Роль малого и среднего высокотехнологичного предпринимательства в формировании инновационного потенциала Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 4 (70). С. 410-415.

16. Потокин, К. С., Смирнова, Е. Е. Патентная система налогообложения и экономическая активность индивидуальных предпринимателей // Научные записки молодых исследователей. № 5. 2014. С. 38-40.

17. Доклад Минэкономразвития за 2016-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/analytics/ 17921.html

18. Марамыгин М. С. Денежно-кредитная политика в системе государственного регулирования инвестиций. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2002.

19. Саенко С. В. Проблемы системы налогообложения в малом бизнесе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 294-299.

20. Морозова В. Л. Исторический опыт, или эволюционное развитие экономического анализа хозяйственной деятельности в России с позиций экстернализма // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16. С. 60-65.

21. Иосифова О. Н., Попова Я. В. Проблемы использования патентной системы налогообложения в малом бизнесе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-4. С. 672-675.

22. Беликова Е. В., Чуб М. В. Оценка современного состояния налогообложения и проблемы администрирования малого бизнеса в РФ // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 116-122.

Дата поступления статьи в редакцию 10.04.2018, принята к публикации 11.05.2018.

Информация об авторах: Мишина Зинаида Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 8283-9030

Макарычев Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 1675-0424

Заявленный вклад авторов:

Мишина Зинаида Александровна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста статьи.

Макарычев Владимир Алексеевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Elektronnyj resurs]. Available at: https://rmsp.nalog.ru

2. Malikov R. O preodolenii administrativnyh bar'erov v razvitii rossijskogo predprinimatel'stva [On overcoming administrative barriers to the development of Russian entrepreneurship], Obshchestvo i ehkonomika [Society & economy], 2003, No. 3, pp. 102-118.

3. Vilenskij A. B. Etapy razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Stages of small business development in Russia], Voprosy ehkonomiki [Economic issue], 1996, No. 7, pp. 30-38.

4. Myagkov P., Fesenko S. Maloe predprinimatel'stvo. Gosudarstvennaya podderzhka obyazatel'na [Small business. State support is mandatory], REZH [Russian Economic Journal], 1993, No. 4, pp. 24.

5. Fink T. A. Malyj i srednij biznes. Zarubezhnyj opyt razvitiya [Small and medium business. Foreign experience of development], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2012, No. 4, pp. 177-181.

6. Vilisov V. Ya., Vilisova A. V. Infrastruktura innovacij i malye predpriyatiya. Sostoyanie, ocenki, modeliro-vanie [Innovation infrastructure and small businesses. Condition, estimates, modeling], Moscow: IC RIOR, Publ. Infra-M, 2015, 228 p.

7. Manushin D. V. Administrativnye bar'ery v rossijskoj ekonomike kak usloviya, sposobstvuyushchie sush-chestvovaniyu korrupcii, i mery po ih ustraneniyu [Administrative barriers in the Russian economy as an environment

conducive to the existence of corruption and measures to eliminate them], Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava [Actualproblems of Economics and law], 2014, No. 4 (32), pp. 52-60.

8. Manushin D. V. Problemy antikorrupcionnogo i antikrizisnogo upravleniya rossijskoj ekonomicheskoj i mery po ih resheniyu. Institucional'nyj aspect [Problems of anti-corruption and anti-crisis management of the Russian economy and measures to address them. The institutional dimension], Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual problems of Economics and law], 2014, No. 1 (29), pp. 56-65.

9. Palagina A. N. Metodologiya formirovaniya adaptivnoj infrastruktury podderzhki malogo i srednego pred-prinimatel'stva. Institucional'nye aspekty, mekhanizmy i instrument [Methodology of formation of adaptive infrastructure of support of small and medium-non-business. Institutional aspects, mechanisms and instruments. Dr. Sci. (Economy) diss.], Rostov on Don: Publ. Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo un-ta, 2015, 321 p.

10. Popov S. A. Kompleksnyj analiz ocenki effektivnosti upravleniya programmami podderzhki malogo pred-prinimatel'stva [Comprehensive analysis of the evaluation of the effectiveness of management of small business support programs], Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental study], 2013, No. 10-10, pp. 2249-2252.

11. Abbasova E. A. Metodicheskij podhod k povysheniyu konkurentosposobnosti v razvitii malogo predprini-matel'stva [Methodological approach to improving competitiveness in the development of small businesses], Rossijs-koe predprinimatel'stvo [Russian business], 2015, Vol. 16, No. 20, pp. 3481-3490.

12. World Bank; International Finance Corporation. 2018. Doing Business 2018 : Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, DC: World Bank Group. © World Bank [Elektronnyj resurs]. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/28608 (accessed: 20.02.2018).

13. Aksenova A. A. Istoricheskij aspekt formirovaniya i ehvolyucii principov nalogooblozheniya [The historical aspect of the formation and evolution of the principles of taxation], Ehkonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO [Economics, statistics and Informatics. Bulletin of UMO], 2010. No. 3. pp. 11-14.

14. Federal'nyj zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.2007 No. 209-FZ (dejstvuyushchaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/

15. Shubina E. A., Nikolaeva Yu. R., Pluzhnikova N. V. Rol' malogo i srednego vysokotekhnologichnogo predprinimatel'stva v formirovanii innovacionnogo potenciala Voronezhskoj oblasti [The role of small and medium-sized high-tech enterprises in the formation of innovative potential of the Voronezh region], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Bulletin of the Voronezh state University of engineering technologies], 2016. No. 4 (70). pp. 410-415.

16. Potokin K. S., Smirnova E. E. Patentnaya sistema nalogooblozheniya i ehkonomicheskaya aktivnost' indi-vidual'nyh predprinimatelej [Patent system of taxation and economic activity of individual entrepreneurs], Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej [Scientific notes of young researchers], No. 5, 2014, pp. 38-40.

17. Doklad Minehkonomrazvitiya za 2016-2017 gg. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://smb.gov.ru/ analytics/ 17921.html

18. Maramygin M. S. Denezhno-kreditnaya politika v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya investicij [Monetary policy in the system of state regulation of investments. Dr. Sci. (Economy) Diss.], Ekaterinburg, 2002.

19. Saenko S. V. Problemy sistemy nalogooblozheniya v malom biznese [Problems of taxation system in small business], Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2016, No. 7 (17), pp. 294-299.

20. Morozova V. L. Istoricheskij opyt, ili ehvolyucionnoe razvitie ehkonomicheskogo analiza hozyajstvennoj deyatel'nosti v Rossii s pozicij ehksternalizma [Historical experience or evolutionary development of economic analysis of economic activity in Russia from the standpoint of externalism], Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice], 2007. No. 16. pp. 60-65.

21. Iosifova O. N., Popova Ya. V. Problemy ispol'zovaniya patentnoj sistemy nalogooblozheniya v malom biznese [Problems of using the patent system of taxation in small business], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fun-damental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 2016, No. 12-4, pp. 672-675.

22. Belikova E. V., Chub M. V. Ocenka sovremennogo sostoyaniya nalogooblozheniya i problemy administriro-vaniya malogo biznesa v RF [Assessment of the current state of taxation and problems of small business administration in the Russian Federation], Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], 2017, No. 4 (41), pp. 116-122.

Submitted 10.04.2018; revised 11.05.2018.

Author information:

Zinaida A. Mishina, Ph. D. (Economics), the associate professor of the chair of accounting, analysis and audit, Address: Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-Kog: 8283-9030

Vladimir A. Makarychev, Ph. D. (Economics), the associate professor of the chair of accounting, analysis and audit,

Address: Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin-Kog: 1675-0424

Contribution of the authors: Zinaida A. Mishina, collection and processing of materials, preparation of the initial version of the article. Vladimir A. Makarychev, managed the research project, analyzing and supplementing the text article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.