Научная статья на тему 'МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / САМОЗАНЯТЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириченко Ирина Алексеевна, Кошенсков Владислав Витальевич

В статье приведены результаты реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и входящих в него федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Популяризация предпринимательства». Критически проанализирован национальный проект в целом, проведена оценка новейшего положения субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ достижения основных показателей национального проекта, рассмотрено финансирование и результаты достижения показателей в разрезе федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, за 2018-2020 гг. Оценены риски невыполнения поставленных в проектах целей и задач. В статье также рассматривается результативность и дается оценка эффективности мер государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. Проанализированы основные изменения нормативной правовой базы в рамках реализации национального проекта. Проведен анализ актуализированной структуры и мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириченко Ирина Алексеевна, Кошенсков Владислав Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN RUSSIA THROUGH THE PRISM OF A NATIONAL PROJECT

The article presents the results of the implementation of the National Project “Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives” and federal projects included in it: “Improving the conditions for doing business”; “Expanding the access of small and medium-sized businesses to financial resources, including concessional financing”; “Acceleration of small and medium-sized businesses”; “Creation of a support system for farmers and the development of rural cooperation”; “Popularisation of Entrepreneurship”. We critically analysed the national project as a whole and assessed the newest situation of small and medium-sized businesses. Further, we carried out the analysis of the achievement of the leading indicators of the national project. Also, we considered the financing and the results of the achievement of indicators in the context of federal projects that are part of the national project for 2018-2020. We assessed the risks of non-fulfilment of the goals and objectives set in the projects. The article also examines the effectiveness and evaluates the effectiveness of state support measures for small and medium-sized businesses affected by the spread of coronavirus infection in 2020. Besides, we analysed the main changes in the regulatory legal framework within the framework of implementing the national project. The analysis of the updated structure and activities of the national project “Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives” has been carried out.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-2-118-130 УДК 334(045) JEL O21

(CC) ]

Малое предпринимательство России через призму национального проекта

И.А. Кириченко3, В. В. Кошенсковь

a, ь Институт макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития России, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-1657-5648; ь https://orcid.org/0000-0003-2779-5002

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и входящих в него федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Популяризация предпринимательства». Критически проанализирован национальный проект в целом, проведена оценка новейшего положения субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ достижения основных показателей национального проекта, рассмотрено финансирование и результаты достижения показателей в разрезе федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, за 2018-2020 гг. Оценены риски невыполнения поставленных в проектах целей и задач. В статье также рассматривается результативность и дается оценка эффективности мер государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. Проанализированы основные изменения нормативной правовой базы в рамках реализации национального проекта. Проведен анализ актуализированной структуры и мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ключевые слова: национальный проект; федеральный проект; малое и среднее предпринимательство; индивидуальные предприниматели; самозанятые

Для цитирования: Кириченко И.А., Кошенсков В. В. Малое предпринимательство России через призму национального проекта. Мир новой экономики. 2021;15(2):118-130. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-2-118-130

ORIGINAL PAPER

Small Business in Russia Through the Prism of a National Project

I. A. Kirichenkoa, V. V. Koshenskovb

a' b Institute for Macroeconomic Research, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of the

Russian Federation, Moscow, Russia a https: //orcid.org/0000-0002-1657-5648; b https: //orcid.org/0000-0003-2779-5002

ABSTRACT

The article presents the results of the implementation of the National Project "Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives" and federal projects included in it: "Improving the conditions for doing business"; "Expanding the access of small and medium-sized businesses to financial resources, including concessional financing"; "Acceleration of small and medium-sized businesses"; "Creation of a support system for farmers and the development of rural cooperation"; "Popularisation of Entrepreneurship". We critically analysed the national project as a whole and assessed the newest situation of small and medium-sized businesses. Further, we carried out the analysis of the achievement of the leading indicators of the national project. Also, we considered the financing and the results of the achievement of indicators in the context of federal projects that are part of the national project for 2018-2020.

© Кириченко И.А., Кошенсков В. В., 2021

BY 4.0

We assessed the risks of non-fulfilment of the goals and objectives set in the projects. The article also examines the effectiveness and evaluates the effectiveness of state support measures for small and medium-sized businesses affected by the spread of coronavirus infection in 2020. Besides, we analysed the main changes in the regulatory legal framework within the framework of implementing the national project. The analysis of the updated structure and activities of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives" has been carried out.

Keywords: national project; federal project; small and medium-sized enterprises; individual entrepreneurs; self-employed

For citation: Kirichenko I.A., Koshenskov v. v. Small business in Russia through the prism of a national project. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy. 2021;15(2):118-130. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-2-118-130

Малый и средний бизнес являются важным системообразующим элементом современной экономики. Решение социальных и экономических проблем (в том числе: рост занятости населения, создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов выпускаемой продукции, динамика поступлений в бюджетную систему, развитие инновационных технологий и производств) во многом зависит от темпов развития такого сегмента экономики, как малое и среднее предпринимательство (МСП).

основные задачи и ход реализации национального проекта по мсп

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (НП МСП)1, наряду с национальными проектами «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт» относится к экономическому блоку стратегических программ.

Успешность и эффективность стратегии развития малого и среднего бизнеса можно оценить через достижение целевых показателей национального проекта, запланированных на 2018-2024 гг. (табл. 1).

В первую очередь в рамках реализации НП МСП планируется увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн чел. В 2019 г. данный показатель не был достигнут: плановое значение согласно паспорту национального проекта предусматривало 19,6 млн чел., а по данным Росстата составило 19,1 млн чел. (рис. 1). В 2020 г. численность занятых в сфере МСП согласно

1 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

НП МСП должна составлять 20,5 млн чел., а с учетом невыполнения плана по показателю в 2019 г. темп прироста должен быть не менее 7%, что, с учетом особых условий 2020 г., не представляется возможным.

Второй целью национального проекта является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП. По итогам 2020 г. значение целевого показателя должно составлять не менее 23,5%. Как мы видим из рис. 2, в 2018 г. наблюдался резкий спад вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны, к 2019 г. доля МСП в ВВП выросла на 0,2 п.п.

По данным Росстата2 объем ВВП в 2019 г. вырос на 1,3% и составил 109,362 трлн руб., соответственно вклад МСП оценивается в 22,5 трлн руб. К 2024 г. планируется увеличение доли МСП в ВВП до 32,5%.

Третьей целью национального проекта МСП является увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта. По состоянию на конец 2019 г., доля экспорта малого и среднего бизнеса (в общем объеме несырьевого экспорта) составила 17,2%. Показатель был перевыполнен, так как согласно паспорту НП МСП на конец 2019 г. доля МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна составлять не менее 8,8%, а в 2020 г. — не менее 9%, с учетом перевыполнения в 2019 г. данный показатель выполнен и в 2020 г.

Для достижения всех показателей национального проекта МСП необходимые мероприятия были сгруппированы в 5 федеральных проектов:

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.

Таблица 1 / Table 1

Перечень показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / List of indicators of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives"

№ Показатель Плановое значение на 2018 г., % Плановое значение на 2019 г., % Плановое значение на 2020 г., %

1 Целевой показатель. Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта 8,6 8,8 9

2 Целевой показатель. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП 22,30 22,90 23,50

3 Целевой показатель. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей 19,20 19,60 20,50

Источник/Source: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Passport of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives".

20 000 000

19 600 000

19 200 000

18 800 000

19 567 827

19 117 763

значение значение

показателя за показателя за год год

Численность занятых в сфере малого и среднего

предпринимательства, включая

индивидуальных предпринимателей

2018

2019

Рис. 1 /Fig. 1. Значение показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в 2018 и 2019 гг. / The value of the indicator "The number of people employed in small and medium-sized businesses, including individual entrepreneurs" in 2018 and 2019

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных Росстата / сalculated by the authors based on Rosstat data.

5. Популяризация предпринимательства.

Каждый из них направлен на достижение определенных целевых показателей, в то же время в рамках каждого федерального проекта предусмотрены мероприятия, направленные на решение конкретных задач и поддержку МСП в целом без привязки к целевым показателям НП.

Ниже представлено распределение влияния мероприятий федеральных проектов на достижение целевых показателей в процентном соотношении (рис. 3).

Как видно из рис. 3, четыре федеральных проекта направлены на достижение 2 целевых показателей: увеличение доли МСП в ВВП страны, увеличение

Рис. 2 /Fig. 2. Значения показателя «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП», % с 2017-2019 гг. / Values of the indicator "Share of small and medium-sized businesses in GDP", % from 2017 to 2019

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных Росстата / Calculated by the authors based on Rosstat data.

численности занятых в сфере МСП, включая ИП. Однако только федеральный проект по акселерации субъектов МСП, за счет предусмотренных в нем мероприятий, в полной мере направлен на увеличение доли экспорта субъектов МСП, включая ИП в общем объеме несырьевого экспорта. Также обратим внимание, что у федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» минимальный вклад в достижение целевых показателей, так как его мероприятия по большей части направлены на развитие МСП в агропромышленном комплексе.

Национальный проект МСП реализуется за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета, государственных внебюджетных фондов и из внебюджетных источников. По отношению к объему финансового обеспечения на 2019-2024 гг., выделенного на все национальные проекты Российской Федерации, на Национальный проект МСП приходятся только 1,78%, в том числе 491,33 млрд руб. из 27 536,4 млрд руб.3 Для наглядности на рис. 4 выделена доля финансового обеспечения национального проекта МСП до 2024 г. по отношению ко всем национальным проектам, реализуемым в России. Только 2% выделено на реализацию мероприятий по развитию предпринимательства, что может говорить о невысоком приоритете национального проекта.

В 2020 г. на реализацию запланированных мероприятий выделено 72,57 млрд руб., что состав-

3 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». URL: http://budget.gov.ru/.

ляет около 15% от всего бюджета национального проекта (рис. 5).

По данным ИС «Электронный бюджет»4, на 2020 г. больший объем финансирования выделен на федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» (рис. 6).

риски реализации нп мсп

Развитие сферы малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Однако для достижения поставленных целей необходимо учесть риски, возникающие при реализации любого проекта, как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

При детальном анализе паспорта национального проекта МСП и его запланированных мероприятий можно выделить ряд рисков реализации нацпроекта.

В первую очередь рассмотрим систему налогового стимулирования деятельности МСП через поддержку государства в форме специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД). На сегодняшний день не весь спектр субъектов малого и среднего бизнеса получает возможность пользоваться преференциями специальных режимов налогообложения, а по боль-

4 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». URL: http://budget.gov.ru/.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному...

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Популяризация предпринимательства

I

Популяризация предпринима тельства Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Акселерация субъектов малого и среднего предпринима тельства Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансирова нию Улучшение условий ведения предпринима тельской деятельности

■ Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта 0% 0% 100% 0% 0%

■ Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП 10,16% 2,44% 40,83% 27,13% 19,44%

■ Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей 9,10% 2,20% 36,50% 10,90% 41,40%

Рис. 3/Fig. 3. Влияние от реализации мероприятий федеральных проектов на достижение целевых показателей в процентном соотношении / Impact from the implementation of federal project activities on the achievement of target indicators as a percentage

Источник/Source: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Passport of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives".

шей части — микро- и малые предприятия. Для применения специального налогового режима, например УСН, к субъектам МСП предъявляются строгие требования. По стандартным условиям применения УСН доходы налогоплательщика не должны превышать 150 млн руб., а среднесписочная численность работников должна быть не больше 100 чел. Соответственно, под стандартные условия попадают два типа МСП — микропредприятия и малые предприятия, а средние предприятия лишены

преференций в виде льготных ставок: 1-6% — для объекта налогообложения «доходы» и 5-15% — для объекта налогообложения «доходы минус расходы» (табл. 2). Так, с 1 января 2021 г. были изменены условия, при которых налогоплательщики вправе применять УСН: если предельное значение дохода превысит 150 млн руб., но составит не более 200 млн руб. или среднесписочная численность работников превысит 100 чел., но не более чем на 30 работников. Описанные превышения стандартных

Рис. 4/Fig. 4. Доля финансового обеспечения Национального проекта МСП на 2019-2024 гг. от общего объема, выделенного на все национальные проекты / Share of financial support for the National SME project for 2019-2024 of the total allocated for all national projects

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных информационной системы «Электронный бюджет» / Calculated by the authors based on the data of the "Electronic Budget" information system.

110,00

ш 95,00 > с! 80,00 /

5 65,00

50,00 1__^т___1

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Национальный проект «Малое

и среднее

предпринимательство и поддержка индивидуальной 64,55 72,57 56,06 100,35 107,99 89,81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпринимательской

инициативы»

Рис. 5/Fig. 5. Объем финансового обеспечения национального проекта МСП на период 2019-2024 гг. в млрд руб. / The volume of financial support for the National SME project for the period 2019-2024 RUB bn.

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных информационной системы «Электронный бюджет» / сalculated by the authors based on the data of the "Electronic Budget" information system.

условий повлекут за собой увеличение налоговых ставок: 8% — для объекта налогообложения «доходы»; 20% — для объекта налогообложения «доходы минус расходы». Отсюда можно сделать вывод, что в действительности, даже с учетом внесенных изменений в Налоговый кодекс РФ, льготные ставки не доступны большему числу средних предприятий.

Если отмена с 1 января 2021 г. специального налогового режима — ЕНВД отрицательно отразится на количестве субъектов МСП, можно спрогнозировать риск недостижения одной из целей национального проекта — увеличение численности МСП. По региональному опыту, в частности в Москве,

отмена единого налога на вмененный доход привела в 2014 г. к сокращению числа субъектов МСП на 50% [1]. Формальными причинами отмены ЕНВД являются: уход от налогов (в частности — уменьшение НДС за счет дробления фирм), практикуемый многими предпринимателями, несоразмерность налоговой нагрузки и рентабельности бизнеса, непрозрачность формирования финансового результата организаций и ИП. Отмена ЕНВД приведет к увеличению налоговой нагрузки на субъекты МСП, применяющие этот режим налогообложения, так как из льготных режимов остаются: УСН со ставкой 1-6% или 5-15% в зависимости от объекта налого-

Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Популяризация предпринимательства

38,16

28,22

3,86 1,92

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности

0,41

0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00 35,00 40,00

Рис. 6/Fig. 6. Объем финансирования в разрезе федеральных проектов на 2020 г., млрд руб. / Funding by federal projects for 2020, RUB bn.

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных информационной системы «Электронный бюджет» / сalculated by the authors based on the data of the "Electronic Budget" information system.

обложения и патентная система налогообложения, доступная только индивидуальным предпринимателям. Также количество плательщиков ЕНВД снижалось с 2013 г., что может говорить об отсутствии связи между дроблением фирм и использованием этого налога [1].

Продолжая тему налоговых режимов, необходимо отметить введение налога на профессиональный доход (далее — НПД), основная цель которого — привлечение самозанятых граждан к выходу из теневого сектора и официальной регистрации в ФНС. Сегодня индивидуальные предприниматели, использующие УСН, платят 6% с доходов, в то время как налоговая ставка НПД подразумевает уплату 4% с доходов при оказании услуг и продаже товаров физическим лицам и 6% — юридическим лицам и ИП. Это выглядит экономически выгодным, вследствие чего приведет к перерегистрации индивидуальных предпринимателей в самозанятых. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» самозанятый гражданин, использующий специальный налоговый режим НПД, не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и не подлежит включению в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). При этом ряд антикризисных мер государственной поддержки МСП

в условиях пандемии коронавируса распространяется и на самозанятых граждан, например льготное кредитование на развитие бизнеса и продление на год ряда срочных лицензий и разрешений. Однако из вышеуказанного следует, что перерегистрировавшиеся индивидуальные предприниматели уже не будут относиться к сектору малого и среднего предпринимательства. Таким образом, это спровоцирует снижение количества субъектов МСП и повлечет за собой риск недостижения целевого показателя нацпроекта «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей».

Во-вторых, отметим, что для реализации целей нацпроекта запланированы изменения в нормативную правовую базу. В соответствии с паспортом национального проекта должны быть приняты следующие законопроекты5:

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон «О производственных кооперативах».

3. О внесении изменений в главу 26-2 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от обязанности представления на-

5 Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru.

Источник/Source: сгруппировано на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ" и постановления Правительства от 04.04.2016 № 265" / Grouped on the basis of Federal Law No. 209-FZ dated July 24, 2007 and Government Decree No. 265 dated 04.04.2016.

Примечание: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ устанавливаются также условия к доле юридических лиц в уставном капитале для ООО, АО и хозяйствующих субъектов.

* Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

** Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Таблица 2 / Table 2

Критерии малых предприятий в 2021 г.: по численности работников и доходу / Criteria for small businesses in 2021: number of employees and income

Тип МСП Среднесписочная численность работников за 2020 г. Предельное значение дохода за 2020 г.

Микропредприятие До 15 чел. включительно 120 млн руб.

Малое предприятие От 16 до 100 чел. включительно 800 млн руб.

Среднее предприятие От 101 до 250 чел. включительно 2 млрд руб.

логовой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику).

4. О внесении изменений в ст. 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства)».

На сегодняшний день приняты изменения, касающиеся административной ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с МСП.

Не регламентирована деятельность управляющих компаний торговых центров и комплексов, подразумевающая контроль за деятельностью арендаторов на территории ТЦ (которыми, по большей части, являются представители малого и среднего бизнеса), в том числе и по вопросам привлечения к работе иностранных граждан. Этот законопроект усиливает давление на МСП не только со стороны надзорных органов, но и непосредственно со стороны арендодателя.

В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» запланированы изменения в регулировании деятельности сельскохозяйственных кооперативов путем внесения изменений в Фе-

деральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Предложенный законопроект, упрощающий порядок создания кооперативов сельхозпроизводителями, не являющимися юридическими лицами, уточняющий вопросы кооперативного управления, а также исключающий незаконную деятельность союзов по проверке сельскохозяйственных объединений, исключенных из саморегулируемых организаций, на сегодняшний день не принят. Соответственно, возникает риск недостижения показателя, направленного на увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе.

Также в целях достижения результата по освобождению от предоставления налоговых деклараций субъектами МСП в рамках ФП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (со значением на 2020 г. не менее 0,8 млн налогоплательщиков), был разработан законопроект «О внесении изменений в главу 26-2 Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на упрощение предоставления отчетности для МСП на УСН при работе с контрольно-кассовой техникой. Это облегчает взаимодействие между Федеральной налоговой службой и субъектами малого и среднего бизнеса, тем не менее данный законопроект

не принят и находится на стадии рассмотрения во втором чтении, что привело к недостижению поставленного результата.

На сегодняшний день рассмотрение законопроектов проходит несколько длительных согласовательных процедур и стадий, что объективно растягивает срок их принятия и, соответственно, увеличивает риски недостижения результатов федеральных проектов в связи с невозможностью реализации тех или иных мероприятий ввиду отсутствия закрепленных норм.

В-третьих, необходимо учитывать доступность предлагаемых мер поддержки и осведомленность субъектов МСП о возможности получения государственной поддержки. К примеру, в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» запланированы мероприятия по увеличению объемов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления кредитов на льготных условиях. Тем не менее можно прогнозировать, что ответственные исполнители федерального проекта столкнутся с проблемой недостаточности объемов предложений от уполномоченных банков по выдаче кредитов, а усиление регулятивного давления на банки также спровоцирует снижение числа кредитных организаций, которые выступали основными кредиторами для МСП. По данным опросов на предмет эффективности финансовой государственной поддержки, проведенных ИОН РАНХиГС, 45% отмечают, что не пользуются мерами государственной поддержки из-за отсутствия доверия к государству, а, по мнению 51%, суммы поддержки малы, чтобы повлиять на выход из кризисной ситуации, с которой столкнулся бизнес. Более 90% опрошенных не обращались за государственной поддержкой в силу неосведомленности, что, в свою очередь, является серьезным сдерживающим фактором развития сектора малого и среднего бизнеса.

Также важно быстрое реагирование со стороны органов государственной власти на изменения и внешние факторы, влияющие на реализацию национального проекта. В 2020 г. распространение новой коронавирусной инфекции потребовало моментальной реакции со стороны органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации и смены траектории реализации как нацпроекта в целом, так и федеральных и региональных проектов. Необходимость введения ограничений и внедрения новых санитарно-эпи-

демиологических правил повлекла за собой ряд требований в работе предприятий и учреждений. По большей части ограничения затронули малый и средний бизнес.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ МСП

В целях минимизации негативного влияния на малый и средний бизнес был сформирован пакет мер для его поддержки, а на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики был утвержден перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции6 (табл. 3).

Меры поддержки, разработанные Правительством РФ совместно с Минэкономразвития России и ФНС России, были направлены на снижение налоговой нагрузки на бизнес и на сохранение рабочих мест и зарплат. К ним относятся: отсрочка по всем налогам (кроме НДС), отсрочка по страховым взносам в социальные фонды; моратории на рост взносов ИП, на банкротство по инициативе кредиторов. Также были снижены страховые взносы для зарплат выше МРОТ до 15%; упрощены требования к заемщикам для льготного кредитования и т.д.

В 2020 г. доля МСП, пользующаяся кредитами, удвоилась за счет государственной поддержки, вместе с этим увеличился и уровень кредитования МСП за 9 месяцев с 5 до 9,2%, на начало IV квартала

2020 г. объем выдачи кредитов превысил 1,04 трлн руб.7 Данная мера направлена не на развитие малого и среднего бизнеса, а на его стабилизацию. Она позволила отложить, но не решить проблемы бизнеса. При ее отмене можно ожидать всплеск числа дефолтов в сфере малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке МСП, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, за истекший год их количество сократилось: если по состоянию на начало 2020 г. в реестре состояло 5 916 906 субъектов, то на начало

2021 г.- 5 684 5618.

6 Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/.

7 Состояние малого и среднего бизнеса в 2020 год. URL: https:// frankrg.com/2771.

8 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринима-

тельства. URL: https://ofd.nalog.ru/.

Таблица 3 / Table 3

Сферы деятельности, наиболее пострадавшие от распространения коронавирусной инфекции / Areas of activity most affected by the spread of coronavirus infection

Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

Культура, организация досуга и развлечений

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Сферы деятельности, пострадавшие от пандемии Гостиничный бизнес

COVID-19 Общественное питание

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

Деятельность по организации конференций и выставок

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

Источник/Source: подготовлено на основе данных Федеральной налоговой службы / рrepared on the basis of data from the Federal Tax Service.

Как видно из табл. 4, численность субъектов МСП с начала 2019 г. снижается. Безусловно, их резкий спад в 2020 г. связан с ограничениями, введенными в связи с распространением COVID-19. В то же время следует учитывать тот факт, что в прошедшем году было решено приостановить процедуры банкротства компаний, не инициировать их со стороны ФНС. Таким образом, в силу введенных административных процедур искусственно уменьшилось количество закрытых предприятий.

На основании данных Единого реестра субъектов МСП прослеживается положительная тенденция в увеличении числа работников, занятых в деятельности субъектов МСП, что может говорить о стабилизации сферы малого и среднего предпринимательства (табл. 5). По данным информационного агентства «Банки.ру», в средних предприятиях — юрлицах годовой рост занятости составил 9,6%. Он полностью поглотил сокращение на 1,2% занятых в микробизнесе и на 0,9% — в малом бизнесе9.

В то же время, по заявлению уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, пандемия затронула почти 87% предпринимателей, пятая часть из них

9 Информационное агентство «Банки.ру». URL: https://www. banki.ru/news/lenta/?id=10931160&r1=rss&r2=rambler.news.

потеряла до 80% выручки и лишь 13% стабильно развиваются.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) опубликовало статью о последствиях пандемии для сектора малого и среднего бизнеса10. По данным ИТАР-ТАСС, более 50% предприятий индустрии красоты заканчивают год с отрицательным результатом, а фитнес-отрасль потеряла около 50 млрд руб. (с рынка ушли 20% игроков). Предприятия ресторанной отрасли в 2020 г. потеряли от 40 до 80% выручки по сравнению с показателями 2019 г., также около 40% предпринимателей лишились своего бизнеса.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МСП

В связи с ограничительными мерами, санитарно-эпидемиологической обстановкой в России и проблемами, с которыми столкнулся малый и средний бизнес, возникла необходимость актуализации направлений развития сферы малого и среднего предпринимательства.

Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивиду-

10 Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). URL: https://tass.ru/ekonomika/10278235.

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных Единого реестра субъектов МСП / сalculated by the authors based on data from the Unified Register of SMEs.

Таблица 5 / Table 5

Динамика числа работников, задействованных в деятельности субъектов МСП, тыс. единиц / Dynamics of the number of employees involved in the activities of SMEs, thousand units.

Таблица 4/ Table 4

Динамика числа субъектов МСП в России с 2019-2021 гг., тыс. единиц / Dynamics of the number of SMEs in Russia from 2019-2021, thousand units

Численность субъектов МСП, в том числе иП, из них: 10.01.2019 10.01.2020 10.01.2021

6041,2 5916,9 5684,5

микропредприятий 5771,6 5675,7 5450,2

малых предприятий 250,7 224,0 216,0

средних предприятий 18,8 17,0 17,6

Численность работников, задействованных в МСП, из них: 10.01.2019 10.01.2020 10.01.2021

15 873,6 15 321,8 15 491,1

микропредприятий 7522,7 7429,6 7519,1

малых предприятий 6538,9 6189,2 6143,5

средних предприятий 1812,0 1703,0 1828,6

Источник/Source: рассчитано авторами на основе данных Единого реестра субъектов МСП / сalculated by the authors based on data from the Unified Register of SMEs.

альной предпринимательской инициативы» был уточнен по поручению Президента РФ и утвержден в новой редакции 29 сентября 2020 г. на заседании проектного комитета11.

Из новой редакции был исключен один федеральный проект — «Популяризация предпринимательства», часть его запланированных мероприятий были перенесены в федеральный проект, направленный на поддержание самозанятых — «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Были модернизированы два федеральных проекта: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для

11 Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: https://opora.ru.

легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (ранее — «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»).

С целью цифровизации малого и среднего бизнеса был разработан новый федеральный проект, включающий в себя мероприятия, направленные на формирование единой экосистемы по поддержке МСП и самозанятых — «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».

Что касается агропромышленной сферы, то, как видно из табл. 6, федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» был исключен из обновленного национального проекта, тем не менее мероприятия, направленные на поддержку этой сферы,

Таблица 6 / Table 6

Сравнение составов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2018 и 2020 гг. / Comparison of the compositions of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives" in 2018 and 2020

Состав национального проекта в утвержденной редакции 2018 г. Состав национального проекта в утвержденной редакции на конец 2020 г.

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности 1. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса

2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию 2. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданами

3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства 3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Исключен

5. Популяризация предпринимательства Исключен

4. Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами

Источник/Source: подготовлено авторами на основе паспортов национального проекта МСП / рrepared by the authors based on the passports of the national SME.

нашли свое развитие в федеральном проекте по акселерации.

Внедрение новых мероприятий, направленных на: вовлечение безработных в бизнес, поддержку социального бизнеса, получение образовательных услуг самозанятыми, внедрение новых механизмов доступа к альтернативным источникам финансирования для бизнеса путем запуска новых финансовых инструментов — краудинвестинга и факторинга, безусловно, будут способствовать достижению целевых показателей национального проекта. На смену разовому характеру мер поддержки приходят комплексные услуги развития сектора малого и среднего бизнеса на всех его жизненных циклах.

выводы

В период ограничений и новых санитарно-эпидемиологических рамок, когда многие предприниматели лишились доли выручки и столкнулись с необходимостью скорректировать модель видения бизнеса, правительством РФ были разработаны меры поддержки малого и среднего бизнеса с целью снижения

налоговой нагрузки и помощи в преодолении кризиса. Также был переработан паспорт национального проекта МСП для актуализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства. Были сформированы и предложены новые механизмы развития бизнеса в современных реалиях.

Как показал проведенный анализ, качество кредитного портфеля субъектов МСП в 2020 г. улучшилось по сравнению с 2019 г. Поэтому считаем целесообразным продлить льготные программы для стабилизации малого и среднего бизнеса. Для контроля эффективности мер национального проекта необходимо создать методику оценки их влияния на предпринимательский сектор, а также конкретизировать ответственность исполнителей всех уровней с установлением четких и прозрачных ключевых показателей эффективности.

Следует продолжить работу на всех уровнях исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата и развитию соответствующих инструментов и механизмов для малого и среднего бизнеса в России.

< 130

И.А. Кириченко, В. В. Кошенсков

список источников

1. Антонова М. П., Баринова В. А., Громов В. В., Земцов С. П., Красносельских А. Н., Милоголов Н. С., Потапова А. А., Царева Ю. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС; 2020. 88 с.

REFERENCES

1. Antonova M. P., Barinova V. A., Gromov V. V., Zemtsov S. P., Krasnoselskikh A. N., Milogolov N. S., Potapova A. A., Tsareva Yu. V. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the implementation of the national project. Moscow: Delo Publishing House, RANEPA; 2020. 88 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ирина Алексеевна Кириченко — кандидат экономических наук, доцент, руководитель Центра государственного регулирования, инвестиционного и институционального развития, Институт макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития России, Москва, Россия

Irina A. Kirichenko — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Head of the Center for State Regulation, Investment, and Institutional Development, Institute for Macroeconomic Research, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Владислав Витальевич Кошенсков — аналитик Центра развития программно-целевого управления ВАВТ Минэкономразвития России, Москва, Россия

Vladislav V. Koshenskov — Analyst at the Center for Development of Targeted Program Management, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Статья поступила 13.02.2021; после рецензирования 15.02.2021; принята к публикации 10.04.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was received on 13.02.2021; revised on 15.02.2021 and accepted for publication on 10.04.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.