НАЛОГИ
УДК 336.025
Доброскок Ольга Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Dobroskok Olga Viktorovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management (structural subdivision), VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
DEVELOPMENT TRENDS OF THE PATENT TAX SYSTEM ON THE EXAMPLE OF URBAN DISTRICTS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Развитие малого предпринимательства — одна из приоритетных задач современной экономики Российской Федерации (РФ). Действенным инструментом стимулирования малого бизнеса являются налоговые преференции, в том числе в виде специальных налоговых режимов.
В статье определены преимущества и недостатки специального налогового режима — патентной системы налогообложения (ПСН) с точки зрения налогоплательщиков, обозначены основные положения законодательного регулирования ПСН с учетом нормативно-правовых изменений, введённых с 2020 года. Дана оценка поступлений по ПСН в налоговых и неналоговых поступлениях в консолидированном бюджете РФ, местных бюджетах крупнейших городских округов Республики Крым за 2017-2019 гг., определены темпы прироста ПСН за указанный период.
В результате проведенного исследования получены следующие результаты: востребованность специального налогового режима ПСН во многих регионах РФ является низкой; уровень налоговых поступлений по ПСН в относительном выражении в консолидированном бюджете РФ минимален; в Республике Крым ПСН имеет льготную ставку, но налоговые поступления по данной системе налогообложения в крупнейших городских округах на протяжении 2017-2019 гг. сокращаются, что обусловлено, в том числе отменой льготы по применению контрольно-кассовой техники в 2018 году для плательщиков на ПСН.
С целью эффективного функционирования специального налогового режима ПСН необходимы законодательные изменения в ряде положений, таких как: уровень предельно допустимого годового дохода, перечень субъектов, применяющих ПСН, количество наемных лиц, размер ставки для отдельных сфер деятельности, возможность уменьшения стоимости патента на размер уплаченных страховых взносов.
Ключевые слова: патентная система налогообложения (ПСН), патент, единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН), потенциально возможный годовой доход, специальный режим налогообложения.
The development of small business is one of the foreground tasks of the modern economy of the Russian Federation. Tax preferences, particularly in the form of special tax regimes, are an effective tool for stimulating small businesses.
The article identifies the advantages and disadvantages of the special tax regime the patent tax system for taxpayers and outlines the main terms and conditions of the patent tax system legislative regulation with a glance at the regulatory and legal changes introduced in 2020. An assessment of patent tax system income is made both in tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation and local budgets of the largest urban districts of the Republic of Crimea (2017-2019). The patent tax system growth rate for the specified period is determined.
In the course of the research, the following results were obtained: the demand for the special tax regime of the patent tax system in many regions of the Russian Federation is low; the level of the patent tax system revenues in the consolidated budget of the Russian Federation is minimal; in the Republic of Crimea there is a patent tax system preferential rate, but tax revenues in the largest urban districts beginning from 2017 are being reduced, which is conditioned by the abolition of certain benefits for the use of cash registers by the patent tax system payers in 2018.
47
To ensure the effective functioning of the special tax regime of the patent tax system, legislative changes are necessary in several terms and conditions, such as the level of maximum permissible annual income, a list of entities applying the patent tax system, the number of employees, the rate of dues for certain areas of activity, the possibility of reducing the cost of a patent for the amount of insurance premiums paid.
Keywords: patent tax system, patent, single tax on imputed income, nonexpert tax system, potential annual income, special tax regime.
ВВЕДЕНИЕ
На этапе планирования бизнеса каждый предприниматель сталкивается с необходимостью несения налоговой ответственности, определения налоговых обязательств перед государством. Для того чтобы выполнить эту непростую задачу необходимо выбрать систему налогообложения. На сегодняшний день существует две альтернативы (ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее—НК РФ)):
1) общая система налогообложения;
2) специальные режимы налогообложения. К которым относятся:
• система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
• упрощенная система налогообложения (УСН);
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
• патентная система налогообложения (ПСН);
• налог на профессиональный доход.
Специализированной системой налогообложения, которой может воспользоваться только индивидуальный предприниматель (ИП), является патентная система налогообложения (ПСН), которая введена в действие с 2013 года на основании Федерального закона от 25.06.2012 г. N° 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Введение ПСН имело своей целью замену ЕНВД, который должен был прекратить свое существование в 2017 году, и продолжить государственную политику налогового стимулирования малого бизнеса и легализацию их деятельности и доходов. В настоящее время отмена ЕНВД предусматривается с 2021 года (Федеральный Закон от 02.06.2016 N 178-ФЗ).
Прекращение действия режима ЕНВД затронет огромное количество налогоплательщиков в сфере малого и среднего бизнеса, насколько востребованной и эффективной является ПСН с точки зрения выполнения фискальной и стимулирующей функций в налоговой системе РФ? Данный вопрос является актуальным и требует экономических исследований и соответствующего аналитического обоснования возможных законодательных инициатив.
Оценке специальных режимов налогообложения посвящено значительное количество научных работ современных авторов. Проводимые исследования, в контексте применения патентной системы налогообложения, указывают на недостаточную заинтересованность предпринимателей в выборе данного специального режима в большинстве регионов РФ [14; 17; 23; 24; 25; 29]. Данный факт подтверждают проведенные многочисленные оценочные сравнения между специальными режимами с точки зрения минимизации налоговой нагрузки для налогоплательщиков на примере различных регионов: для Московской области [24], Саратовской области [25], РСО — Алания [5; 6], Краснодарский край [7], в которых наиболее выгодной является система ЕНВД в сравнении с ПСН [4]. Указанные исследования проведены на примере розничной торговли и сферы услуг, так как именно в этих сферах занято большинство предпринимателей и выдано подавляющее количество патентов [23; 29]. Также при выделении критериев по трудоемкости ведения налогового учета и исчисления налогов выигрывает система ЕНВД в сравнении с ПСН [1; 2]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью написания статьи является исследование реализации фискальной функции патентной системы налогообложения и ее востребованности предпринимателями на примере крупнейших городских округов Республики Крым, а также определение дальнейших перспектив развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обозначим основные положения законодательного регулирования ПСН (глава 26.5 НК РФ):
1. Применяется только индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения с численностью наемных сотрудников не более 15 человек и годовым доходом не более 60 млн. руб.
2. Действует в отношении ограниченного перечня видов деятельности (63 вида) в основном для оказания бытовых и иных услуг населению, розничной торговли с торговыми залами до 50 м. кв., услуги общественного питания с залами обслуживания до 50 м. кв. (или без залов обслуживания); с 2020 года не могут осуществлять торговлю отдельными маркированными товарами: лекарственными препаратами, кожаной обувью, изделиями из натурального меха (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-Ф3).
3. Освобождаются от уплаты: НДФЛ по доходам индивидуального предпринимателя, НДС (за исключением ввоза товаров), налога на имущество физического лица, используемого в предпринимательской деятельности на ПСН.
48
4. Документом, удостоверяющим применение ПСН, является патент, приобретаемый по заявлению налогоплательщика на срок от 1 до 12 месяцев. Патент приобретается на каждый вид деятельности и действует в пределах региона.
5. Объектом налогообложения является потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ (максимальный размер годового дохода не более 1 млн. руб., за исключением отдельных видов деятельности и городов с населением более 1 млн. чел. — ст. 346.43 НК РФ).
6. Ставка налога на ПСН 6 %, для Республики Крым в 2017-2021 гг. — 4 %. Региональной властью может быть установлена ставка 0 % для производственной, социальной и (или) научной сфер, а также в сфере бытовых услуг населению.
7. Налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники (ККТ) в размере 18000 руб. на каждый экземпляр ККТ, купленной в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, при условии ее регистрации в налоговых органах в указанный период и предоставления сведений в налоговый орган, подтверждающих произведенные расходы.
8. Налоговая декларация не подается, налоговый учет ведется в форме заполнения единой книги учета доходов по каждому выданному патенту.
9. Расчет налога производится по формуле:
П = НБ (ПВГД) х С х К, (1)
где П — стоимость патента на год; НБ (ПВГД) — Налоговая база в виде потенциально возможного годового дохода, утвержденная региональными органами власти, в зависимости от вида деятельности; С — ставка налога; К — коэффициент-дефлятор, утверждается ежегодно на основании уровня инфляции.
Основные преимущества ПСН стимулирующего характера для малого бизнеса заключаются в следующем:
• оплата патента заменяет начисление и уплату основных федеральных налогов;
• предприниматель самостоятельно определяет на какой срок приобретать патент (от 1 до 12 месяцев);
• налоговым органом определяется фиксированная сумма патента в зависимости от вида деятельности;
• отсутствие налоговой отчетности;
• возможность применения региональных налоговых льгот.
Выявлены и ряд недостатков, из-за которых, ПСН уступает другим налоговым режимам:
• невозможность уменьшить налог на сумму уплаченных социальных взносов (как на ЕНВД и УСН);
• отсутствие дифференциации ставок по видам деятельности (для сферы производства и услуг) [6; 25; 26];
• узкоспециализированная направленность режима (только для индивидуальных предпринимателей) [2];
• ограниченное количество наемных сотрудников (15 человек);
• необходимость ведения ежедневного налогового учета (книга учета доходов);
• авансовая оплата стоимости патента;
• высокий уровень потенциально возможного годового дохода, принятый в отдельных регионах.
Существенный перечень недостатков объясняет невысокий уровень заинтересованности предпринимателей в выборе ПСН. В целом следует отметить высокую налоговую нагрузку на ИП, в том числе избравших ПСН, которая перераспределена в сторону уплаты значительных отчислений во внебюджетные социальные фонды. Отчисления в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования из года в год растут и законодательно утверждаемые фиксированные размеры не учитывают уровень доходов предпринимателей [3; 8; 15; 28]. Так темп прироста фиксированных взносов в указанные фонды в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 44 %, а в 2020 году в сравнении с 2019 годом — 13 % (табл. 1).
Таблица 1. Фиксированные взносы во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей *
Фиксированные взносы для индивидуальных предпринимателей 2018 год 2019 год 2020 год
Пенсионный фонд 26545 29354 32448
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5840 6884 8426
* [16]
Кроме того, ИП лишены возможности пользоваться имущественными и социальными налоговыми вычетами [15].
Следует отметить и недостаточный уровень финансовой грамотности предпринимателей [13], который не всегда позволяет выбрать оптимальную систему налогообложения. В регионах недостаточное внимание уделяется проведению образовательных семинаров для предпринимателей по вопросам налогообложения, система оповещения о налоговых изменениях по уплате налогов также отсутствует.
Рассмотрим фискальную значимость ПСН в структуре консолидированного бюджета РФ (табл. 2). Налоговые поступления по ПСН незначительны и занимают в структуре бюджета небольшой удельный вес (0,03-0,04 %). Учитывая значения коэффициента-дефлятора, утверждаемого ежегодно Минэкономразвития России, (1,481 в 2018 г. Приказ от 30.10.2017 N 579), в 2018 году произошло относительное снижение налоговых поступлений по ПСН.
Доходы по ПСН зачисляются в бюджеты муниципальных районов (ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ). В Республике Крым (РК) действует пониженная ставка по ПСН — 4 % до 2021 года, что способствует активному
49
Таблица 2. ПСН в структуре налоговых и неналоговых поступлений в консолидированном бюджете РФ за 2016-2018 гг. *
Период Налоговые и неналоговые поступления, млрд. руб. Патентная система налогообложения (ПСН), млрд. руб. Удельный вес ПСН, в %
2016 год 28181,5 7,6 0,03
2017 год 30947,9 11,2 0,04
2018 год 37193,6 12,5 0,03
* [22]
использованию ПСН. Как отмечает министр финансов РК Кивико И.В.: «... в Республике Крым наибольший удельный вес индивидуальных предпринимателей, выбравших ПСН. В 2018 г. их насчитывалось 17,5 %, не включая организации» [13, с. 132]. На примере бюджетов крупнейших городских округов РК рассмотрим утвержденные поступления по ПСН за 2017-2019 гг.
Исходя из данных табл. 3, следует отметить, что в крупнейших городах РК бюджетные поступления от патентной системы налогообложения на протяжении 2017-2019 гг. сокращаются. Незначительное увеличение в 2018 году наблюдалось в городском округе Симферополь и Феодосии, однако в 2019 году по этим округам запланировано значительное снижение поступлений. Снижение поступлений в абсолютном выражении отразилось также на снижении удельного веса поступлений от ПСН. Значения удельного веса по крупнейшим городам РК колебались в пределах от 2 % до 7 % в 2017, при этом среднее значение составило — 3,8 %. В 2018 году значения удельного веса находились в пределах от 0,9 % до 7 %, среднее значение составило 3,4 %. В 2019 году значения удельного веса колебались в пределах от 1 % до 5 % и среднее значение снизилось до 2,5 %.
ТаблицаЗ. ПСН в структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджетах крупнейших городских округов Республики Крым за 2017-2019 гг. *
Крупнейшие города Республики Крым Налоговые и неналоговые поступления, млн. руб. Патентная система налогообложения (ПСН), млн. руб. Удельный вес ПСН, в %
2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019
Севастополь 12994,2 14775,4 15011,2 258,0 192,4 172,0 2,0 1,3 1,1
Симферополь 2749,6 2938,0 3283,4 121,0 151,9 128,0 4,4 5,2 3,9
Керчь 660,7 916,4 1121,1 20,0 19,0 21,8 3,0 2,1 1,9
Евпатория 635,4 1014,8 948,7 15,0 9,0 9,2 2,4 0,9 1,0
Ялта 1344,8 1163,2 1380,5 99,5 85,0 70,0 7,4 7,3 5,1
Феодосия 727,2 730,8 683,8 25,5 27,8 14,5 3,5 3,8 2,1
* [18; 19; 20; 21; 27; 30]
Наибольший удельный вес поступлений от ПСН наблюдается в городском округе Ялта (рис. 1), его среднее значение за 2017-2019 гг. составило 6,6 % и в городском округе Симферополь, среднее значение — 4,5 % (рис. 1). Данный факт объясняется ярко выраженной сезонностью туристического сезона в Ялте, где наиболее удобно приобретение патента для ИП на определенный срок в течение года. Симферополь является столицей региона и характеризуется наибольшей предпринимательской активностью, в том числе для мелких предпринимателей, выбирающихся ПСН исходя из предоставленных законодательством преимуществ.
Отрицательные значения темпов прироста по 4 крупнейшим округам из 6 (табл. 4), демонстрирующие сокращение поступлений более чем на 30 % на протяжении последних трех лет, свидетельствуют об отказе использования данной системы налогообложения значительным количеством налогоплательщиков — представителей малого бизнеса. Данный факт, на наш взгляд, в основном обусловлен проведением реформы по применению кассовой техники. Так до 1 июля 2018 года плательщики, применяющие ПСН и ЕНВ Д, не обязаны были применять контрольно-кассовую технику (ККТ). С 1 июля 2018 года использование ККТ является обязательным для всех налогоплательщиков, за исключением некоторых видов деятельности на патенте (услуги по присмотру и уходу, услуги носильщиков багажа, услуги по вспашке огородов, ремонту обуви, торговля с рук, корзин, тележек, цистерн и др.) и обязательным отсутствием наемных сотрудников.
Таким образом, следует отметить, что одним из основных преимуществ ПСН была возможность не использовать ККТ, что стало невозможным со второй половины 2018 года для большинства предпринимателей. Небольшая преференция была дана предпринимателям Законом №°129-ФЗ от 6 июня 2019 года, предоставляющим отсрочку в применении ККТ: «.индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года».
В настоящее время предприниматели выбирают ЕНВД или в большинстве случаев УСН. Динамика налоговых поступлений по ЕНВД отражена в показателях бюджетов крупнейших городских округов РК (табл. 5).
50
1,3
1,1
5,2
4,4
3,9
2,1
1,9
2,4
0,9
7,4
7,3
5,1
□ 2017 год
□ 2018 год
□ 2019 год
3,8
3,5
2,1
Севастополь Симферополь Керчь Евпатория Ялта Феодосия
Шс. 1. Удельный вес патентной системы налогообложения в налоговых и неналоговых поступлениях крупнейших городских округов Республики Крым за 2017-2019 гг. (Составлено на основании [18; 19; 20; 21; 27; 30])
Таблица4. Темп прироста поступлений по ПСН в городских округах Республики Крым за 2017-2019 гг. :
8
7
6
5
4
3
3
2
2
1
Крупнейшие города Республики Крым Темп прироста поступлений от патентной системы налогообложения, в %
2018 к 2017 2019 к 2018 2019 к 2017
Севастополь -25,4 -10,6 -33,3
Симферополь 25,5 -15,7 5,8
Керчь -5,0 14,7 9,0
Евпатория -40,0 2,2 -38,7
Ялта -14,6 -17,7 -30,0
Феодосия 9,0 -47,8 -43,1
* Составлено на основании [18; 19; 20; 21; 27; 30]
Таблица 5. ЕНВД в структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджетах крупнейших городских округов Республики Крым за 2017-2019 гг. *
Крупнейшие города Республики Крым Налоговые и неналоговые поступления, млн. руб. ЕНВД, млн. руб. Удельный вес ЕНВД, в %%
2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019
Севастополь 12994,2 14775,4 15011,2 102,0 111,9 117,9 0,8 0,8 0,8
Симферополь 2749,6 2938,0 3283,4 225,5 285,7 275,0 8,2 9,7 8,4
Керчь 660,7 916,4 1121,1 35,0 44,0 53,5 5,3 4,8 4,8
Евпатория 635,4 1014,8 948,7 41,9 44,0 77,0 6,6 4,3 8,1
Ялта 1344,8 1163,2 1380,5 43,2 45,0 56,2 3,2 3,9 4,1
Феодосия 727,2 730,8 683,8 28,2 43,5 37,4 3,9 6,0 5,5
* [9]
Так согласно данным приведенным в таблице 5, налоговые поступления от ЕНВД в абсолютном и в относительном выражении отражают динамику увеличения, за исключением запланированного некоторого снижения показателя по округу Симферополь и Феодосия в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Удельный вес ЕНВД колеблется от 0,8 до 8,4 %, что в среднем составляет 4,7 % в 2017 году, 5,2 % в 2018, 5,3 % в 2019. Наибольший удельный вес по ЕНВД наблюдается в городских округах Симферополь, Евпатория, Феодосия, Керчь.
51
Поступления по УСН отражены в региональном бюджете Республики Крым, так как средства по УСН в объеме 100 % поступают в региональный бюджет (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ) (табл. 6). Рост абсолютных и относительных показателей по УСН за 2017-2019 гг. демонстрирует значительное увеличение, так темп прироста 2018 к 2017 гг. составил 28,7 %, 2019 к 2018 гг. — 36,1 %, 2019 к 2017 гг. — 75,2 %.
Таблица 6. УСН в структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджете Республики Крым за 20172019 гг. *
Период Налоговые и неналоговые поступления, млн. руб. Упрощенная система налогообложения (УСН), млн. руб. Удельный вес УСН, в %%
2017 год 33667,2 2083,9 6,2
2018 год 41055,6 2682,3 6,5
2019 год 43079,6 3650,3 8,5
* Составлено на основании [10; 11; 12]
ВЫВОДЫ
Рассмотрев законодательные аспекты регулирования ПСН, а также фискальную роль поступлений по данному специальному налоговому режиму можно сделать следующие выводы. Индивидуальные предприниматели предпочитают выбирать уплату единого налога на вмененный доход или единый налог на упрощенной системе налогообложения, руководствуясь фискальными интересами, прежде всего, возможностью уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы, а также снизить налог, используя корректирующий коэффициент К2 по ЕНВД на региональном уровне. Патентная система не получила широкого распространения, фискальное значение поступлений по ПСН крайне незначительно как в консолидированном бюджете РФ, так и в местных бюджетах. На примере крупнейших городских округов Республики Крым наблюдается устойчивая тенденция к снижению поступлений по ПСН, частично это вызвано отменой освобождения от необходимости использования контрольно-кассовой техники для плательщиков на патенте.
На данном этапе социально-экономического развития РФ остается актуальной государственная поддержка малого бизнеса, в том числе с помощью налогового инструментария. Использование специальных режимов налогообложения облегчает административную и фискальную нагрузку на предпринимателей. Учитывая преимущества и недостатки ПСН, а также отмену с 2021 ЕНВД, на наш взгляд следует:
1. Расширить сферу применения ПСН для малых предприятий и как следствие, увеличить использование труда наемных сотрудников до 100 чел.
2. Приравнять ограничение по уровню годового дохода к УСН — до 150 млн. руб.
3. Расширить возможность применения ПСН в розничной торговле и сфере общественного питания (увеличение площади торгового зала и залов обслуживания посетителей в сфере общественного питания до 150 м.кв.).
4. Утвердить пониженные ставки на ПСН для производственной и социальной сфер на федеральном уровне.
5. Предоставить возможность уменьшения стоимости патента на размер уплаченных социальных взносов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басалыко Л.Е. Специальные налоговые режимы: ЕНВД, патентная система / Л.Е. Басалыко, А.М. Выжитович // Развитие территорий. — 2018. — № 3 (13). — С. 28-33.
2. Бурова Л.А. Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы / Л.А. Бурова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 2 (2). — С. 140-148.
3. Васева А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России: состояние и перспективы / А.А. Васева, Е.А. Разумовская // Вестник молодежной науки. — 2018. — № 1 (13). — С. 12-15.
4. Волокитина А.О. Анализ применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов в разрезе федеральных округов РФ / А.О. Волокитина // Вестник Челябинского государственного университета: Экономические науки. — 2017. — № 10 (406). — Вып. 58. — С. 181-187.
5. Гасиева З.П. Развитие патентной системы налогообложения на современном этапе / З.П. Гасиева, В. А. Кайтмазов / / Вестник экономической безопасности. — 2019 — № 2. — С. 283-286.
6. Гасиева З.П. Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития / З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 4. — С. 263-267.
7. Голубниченко М.А. Выбор системы налогообложения для предприятия / М.А. Голубниченко, Е.В. Кудинова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — № 7. — С. 66-71.
8. Доброскок О.В. Налоговая культура в Российской Федерации / О.В. Доброскок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2015. — № 7-8. — С. 41-45.
9. Доброскок О.В. Реализация регулирующей функции единого налога на вмененный доход на примере городских округов Республики Крым / О.В. Доброскок // Вектор науки Тольяттинского государственного университета Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 4 (39). — С. 20-26.
10. О бюджете Республики Крым на 2017 год: Закон Республики Крым от 28.12.2016 г. №326-ЗРК/2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gov.ru (дата обращения: 25.12.2019).
11. О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: Закон Республики Крым от 22.12.2017 г. №447-ЗРК/2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gov.ru (дата обращения: 25.12.2019).
52
12. О бюджете Республики Крым на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов: Закон Республики Крым от 20.12.2018 г. №556-ЗРК/2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gov.ru (дата обращения: 25.12.2019).
13. Кивико KB. Налоговое регулирование субъектов малого бизнеса в Крыму / KB. Кивико // Экономика. Налоги. Право. — 2018. — № 4. — С. 125-132.
14. Кремповая Н.Л. Проблемы и перспективы применения упрощенной системы налогообложения в Крыму / Н.Л. Кремповая, A^. Aнтошкина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 4 (33). — С. 143-146.
15. Мальцева Е.С. Aктуальные проблемы налогообложения и развития малого бизнеса в России / Е.С. Мальцева, A.B. Плахов // Бизнес и дизайн ревю. — 2018. — № 1 (9). — С. 3-11.
16. Налоговый кодекс РФ ст. 430 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/c03008a92ccba28226abe4034e9aa43e3a2ffeb4/ (дата обращения: 25.12.2019).
17. Остовская A.A. Aнализ и оценка системы налогообложения системы налогообложения малого предпринимательства / A.A. Остовская, B.B. Полищук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 2 (39). — С. 51-55.
18. Открытый бюджет города Севастополя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: df.sev.gov.ru (дата обращения: 25.12.2019).
19. Евпаторийский городской совет и администрация города: официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: my-evp.ru/admin/ (дата обращения: 25.12.2019).
20. Керченский городской совет: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: горсовет-керчь.рф (дата обращения: 25.12.2019).
21. Симферопольский городской совет: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: simgov.ru (дата обращения: 25.12.2019).
22. Федеральное казначейство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.roskazna.ru/ ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 25.12.2019).
23. Пансков B.r. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены / B.r. Пансков // Экономика. Налоги. Право. — 2018. — № 1. — С. 112-119.
24. Пьянова МВ. Патентное налогообложение как инструмент поддержки малого предпринимательства в России / МВ. Пьянова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т. 3, Bbm. 5. — С. 857-870.
25. Тимошенко B.A. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса / B.A. Тимошенко, A^. Титова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2016. — Т. 16, № 1. — С. 55-62.
26. Фадеева KB. Патентная система налогообложения как средство государственного регулирования налоговых отношений / KB. Фадеева, ТА. Лахтина // Bестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 2. — С. 200-204.
27. Феодосия. Официальный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: feo.rk.gov.ru/ru/document/ (дата обращения: 25.12.2019).
28. Хегай МВ. Тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации / МВ. Хегай, B.B. Мазий, Э.С. Григорян [Электронный ресурс] // Bестник Евразийской науки. — 2019. — № 2, Том 11. — Режим доступа: esj.today (дата обращения: 25.12.2019).
29. Шакирова Р.К. Институт налогообложения и малое предпринимательство в Республике Марий Эл: отдельные вопросы развития / Р.К. Шакирова, KB. Курочкина // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, №7. — С. 1649-1668.
30. Ялта. Официальный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: yalta.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.12.2019).
SPISOK LTERATURY
1. Basalyko L.Ye. Spetsial'nyye nalogovyye rezhimy: YENVD, patentnaya sistema / L.Ye. Basalyko, A.M. Vyzhitovich // Razvitiye territoriy. — 2018. — № 3 (13). — S. 28-33.
2. Burova L.A. Stanovleniye i razvitiye sovremennoy rossiyskoy sistemy nalogooblozheniya malogo predprinimatel'stva: spetsial'nyye nalogovyye rezhimy / L.A. Burova // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — № 2 (2). — S. 140-148.
3. Vaseva A.A. Nalogooblozheniye malogo predprinimatel'stva v Rossii: sostoyaniye i perspektivy / A.A. Vaseva, Ye.A. Razumovskaya // Vestnik molodezhnoy nauki. — 2018. — № 1 (13). — S. 12-15.
4. Volokitina A.O. Analiz primeneniya sub"yektami malogo i srednego biznesa spetsial'nykh nalogovykh rezhimov v razreze federal'nykh okrugov RF / A.O. Volokitina // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta: Ekonomicheskiye nauki. — 2017. — № 10 (406). — Vyp. 58. — S. 181-187.
5. Gasiyeva Z.P. Razvitiye patentnoy sistemy nalogooblozheniya na sovremennom etape / Z.P. Gasiyeva, V.A. Kaytmazov // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. — 2019 — № 2. — S. 283-286.
6. Gasiyeva Z.P. Nalogooblozheniye malogo i srednego biznesa: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya / Z.P. Gasiyeva, V.A. Kaytmazov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2019. — № 4. — S. 263-267.
7. Golubnichenko M.A. Vybor sistemy nalogooblozheniya dlya predpriyatiya / M.A. Golubnichenko, Ye.V. Kudinova // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. — 2016. — № 7. — S. 66-71.
8. Dobroskok O.V. Nalogovaya kul'tura v Rossiyskoy Federatsii / O.V. Dobroskok // Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. — 2015. — № 7-8. — S. 41-45.
9. Dobroskok O.V. Realizatsiya reguliruyushchey funktsii yedinogo naloga na vmenennyy dokhod na primere gorodskikh okrugov Respubliki Krym / O.V. Dobroskok // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta Seriya: Ekonomika i upravleniye. — 2019. — № 4 (39). — S. 20-26.
10. O byudzhete Respubliki Krym na 2017 god: Zakon Respubliki Krym ot 28.12.2016 g. №326-ZRK/2016 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gov.ru (data obrashcheniya: 25.12.2019).
11. O byudzhete Respubliki Krym na 2018 god i planovyy period 2019 i 2020 godov: Zakon Respubliki Krym ot 22.12.2017 g. №447-ZRK/2017 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gov.ru (data obrashcheniya: 25.12.2019).
12. O byudzhete Respubliki Krym na 2019 god i planovyy period 2020 i 2021 godov: Zakon Respubliki Krym ot 20.12.2018 g. №556-ZRK/2018 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gov.ru (data obrashcheniya: 25.12.2019).
13. Kiviko I.V. Nalogovoye regulirovaniye sub'yektov malogo biznesa v Krymu / I.V. Kiviko // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2018. — № 4. — S. 125-132.
S3
14. Krempovaya N.L. Problemy i perspektivy primeneniya uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya v Krymu / N.L. Krempovaya, A.D. Antoshkina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 4 (33). — S. 143-146.
15. Mal'tseva Ye.S. Aktual'nyye problemy nalogooblozheniya i razvitiya malogo biznesa v Rossii / Ye.S. Mal'tseva, A.V. Plakhov // Biznes i dizayn revyu. — 2018. — № 1 (9). — S. 3-11.
16. Nalogovyy kodeks RF st. 430 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/c03008a92ccba28226abe4034e9aa43e3a2ffeb4/ (data obrashcheniya: 25.12.2019).
17. Ostovskaya A.A. Analiz i otsenka sistemy nalogooblozheniya sistemy nalogooblozheniya malogo predprinimatel'stva / A.A. Ostovskaya, V.V. Polishchuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 2 (39). — S. 51-55.
18. Otkrytyy byudzhet goroda Sevastopolya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: df.sev.gov.ru (data obrashcheniya: 25.12.2019).
19. Yevpatoriyskiy gorodskoy sovet i administratsiya goroda: ofitsial'nyy sayt. — [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: my-evp.ru/admin/ (data obrashcheniya: 25.12.2019).
20. Kerchenskiy gorodskoy sovet: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: gorsovet-kerch'.rf (data obrashcheniya: 25.12.2019).
21. Simferopol'skiy gorodskoy sovet: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: simgov.ru (data obrashcheniya: 25.12.2019).
22. Federal'noye kaznacheystvo RF: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.roskazna.ru/ ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (data obrashcheniya: 25.12.2019).
23. Panskov V.G. Nalogooblozheniye malogo predprinimatel'stva: nuzhny kardinal'nyye peremeny / V.G. Panskov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2018. — № 1. — S. 112-119.
24. P'yanova M.V. Patentnoye nalogooblozheniye kak instrument podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossii / M.V. P'yanova // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2017. — T. 3, Vyp. 5. — S. 857-870.
25. Timoshenko V.A. O sovershenstvovanii nalogooblozheniya sub"yektov malogo i srednego biznesa / V.A. Timoshenko, A.O. Titova // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo. — 2016. — T. 16, № 1. — S. 55-62.
26. Fadeyeva I.V. Patentnaya sistema nalogooblozheniya kak sredstvo gosudarstvennogo regulirovaniya nalogovykh otnosheniy / I.V. Fadeyeva, T.A. Lakhtina // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2018. — № 2. — S. 200-204.
27. Feodosiya. Ofitsial'nyy portal [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: feo.rk.gov.ru/ru/document/ (data obrashcheniya: 25.12.2019).
28. Khegay M.V. Tendentsii razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii / M.V. Khegay, V.V. Maziy, E.S. Grigoryan [Elektronnyy resurs] // Vestnik Yevraziyskoy nauki. — 2019. — № 2, Tom 11. — Rezhim dostupa: esj.today (data obrashcheniya: 25.12.2019).
29. Shakirova R.K. Institut nalogooblozheniya i maloye predprinimatel'stvo v Respublike Mariy El: otdel'nyye voprosy razvitiya / R.K. Shakirova, N.V. Kurochkina // Finansy i kredit. — 2018. — T. 24, №7. — S. 1649-1668.
30. Yalta. Ofitsial'nyy portal [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: yalta.rk.gov.ru/ (data obrashcheniya: 25.12.2019).
Статья поступила в редакцию 26 января 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года
54