2. Марков Н.Г. Кудинов A.B. Геоинформационные технологии в управлении пространственными инженерными сетями. - Томск: изд-во Томского политехнического ун-та, 2004. - 175 с.
3. Присяжнюк С.П., Филатов В.Н. Карты обзорных свойств местности как основа для четырехмерного изображения рельефа на фотоснимках // Информация и Космос. - 2012. -№ 1.-С. 19-25.
4. Присяжнюк С.П., Карманов Д.В., Гусачев М.С., Важенин И.А. Математическая модель формирования базы объектно-ориентированных пространственных данных: Свидетельство о гос. per. программ для ЭВМ № 2015610699. - опубл. 20.02.2015.
5. Присяжнюк С.П., Карманов Д.В. Концептуальная модель создания объектно-ориентированной базы данных об объектах местности с целью поддержания в актуальном состоянии навигационных карт и планов // Информация и космос. - 2012. -№3,-С. 36-40.
Literatura
1. MishchenkoV.V., Kapustyan L.A. Territorialnaya organizaciaya naseleniaya regiona: sostoayanie i napravleniaya reorganizacii // Ekonomika i ypravlenie. - 2008. - № 6. - S. 153-157.
2. Markov N.G., Kydinov F.V. Geoinformazionaya tehnologiya v ypravlenie prostranctvennym inzenernymi seteami. - Tomsk: izd-vo Tomsky politehnicheski universitet, 2004. - 175 s.
3. Prysyazhnyuk S.P., Filatov V.N. Karta obzornih svoistv mestnosti cac osnova dlya chetirehmernogo izobrazeniya reliefa na fotosnimkah // Informaciya i Cosmos. - 2012. - № 1. -S. 19-25.
4. Prysyazhnyuk S.P., Pockets D.V., Gusachev M.S., Vazhenin I.A. Matematicheskaya model formirovaniya baze obyaktno-orientirovannih prostranstvennih dannih. - Svidetelstvo o gos. reg. program dlyaEVM № 2015610699. - opybl. 20.02.2015.
5. Prysyazhnyuk S.P., Karmanov D.V. Conceptyalnaya model sozdaniya obyaktno-orientirovannoi daz dannih ob obektah mestnosti s celyu poddtrzaniya v aktualnom sostoyanii navigacionnih cart i planov // Informaciya i Cosmos. - 2012. - № 3. - S. 36-40.
УДК 636.03
Доктор с.-х. наук М.Ф. СМИРНОВА
(СПбГАУ)
Канд. экон. наук В.В. СМИРНОВА (СЗНИЭСХ, [email protected])
МЯСНОЙ ПОДКОМПЛЕКС СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Производство мяса, инвестиции, государственная поддержка
В современных условиях приоритетной задачей развития животноводства является обеспечение продовольственной безопасности страны по основным продуктам питания. Ценным продуктом питания для человека является мясо разных видов животных. Согласно «Доктрине продовольственной безопасности до 2020 г.» (утвержденной 30.01.2010 г.) российское производство мяса должно составлять 85-95% от потребления населением. В 2015 г. эта цель была достигнута, в целом по РФ самообеспеченность по мясу составила 87,4% [1]. Но по различным регионам РФ мясной подкомплекс развивается неравномерно.
Цель исследования. Анализ состояния мясного подкомплекса Северо-Запада России. Материалы, методы и объекты исследования. Материалами исследования являлись статистические данные Росстата и регионов СЗ ФО по производству и реализации скота и птицы на мясо.
Результаты исследования. Основное направление развития в мясном подкомплексе Северо-Западного региона совпадает с общероссийскими тенденциями. Объем производства мяса восстановился до уровня 1990 г. (рис. 1). При этом высокими темпами растет производство мяса птицы и свиней, а объемы производства говядины и баранины сокращаются.
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Рис.1. Производство скота и птицы на убой в РФ и СЗФО в % к уровню 1990 г.
Так, за 2010-2016 гг. производство в РФ скота и птицы на убой увеличилось на 32,1%, мяса птицы - на 59,3%, свинины - на 40,8%, мяса овец и коз - на 13,7%, только производство говядины сократилось на 7,3%. В СЗ ФО за этот период производство скота и птицы выросло на 53,4%, свинины - в 2,7 раза, мяса птицы - на 37,5%. При этом производство баранины и говядины в регионе сократилось на 10,4% и 12,6% соответственно, [2] (табл.1).
Рост объемов производства мяса в СЗ ФО недостаточен для достижения самообеспеченности на региональном уровне. Производство мяса на душу населения в СЗ ФО в 2015 г. составило 42,9 кг (на треть меньше, чем в РФ), рис. 2. Самообеспеченность мясом в СЗ ФО достигла 58%.
В Северо-Западном регионе производство мяса сосредоточено в сельскохозяйственных предприятиях. В 2016 г. в структуре производства мяса в СЗ ФО сельскохозяйственные предприятия занимали 94,4% (по России только 72,8%), рис. 1.
Таблица 1. Производство скота и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех категорий
РФ и СЗ ФО, тыс. т
Годы Скот и птица КРС Свиньи Овцы и козы Птица
Россия
2010 10553,1 3053,1 3085,8 409,6 3866,5
2011 10965,3 2888,1 3198,2 422 4325,4
2012 11621 2912,5 3285,6 425,5 4864,1
2013 12222,9 2909,5 3611,2 427,7 5141,4
2014 12912,4 2911 3823,8 459,6 5580,3
2015 13475,4 2875,6 3974,5 454,2 6032,9
2016 13939,1 2830,4 4346,1 465,8 6159,8
2016 в %к 2010 г. 132,1 92,7 140,8 113,7 159,3
СЗ ФО
2010 592,1 101,3 110,4 6,7 367,7
2011 679,1 96,4 126,6 6,9 442,8
2012 735 96,5 144 6,7 480,8
2013 746 95,3 174,1 6,7 464,5
2014 801,4 91,1 217,5 6,3 479,9
2015 848,4 88,2 244,2 6,0 503,6
2016 908,2 88,5 300,1 6,0 507,5
2016 в %к 2010 г. 153,4 87,4 271,8 89,6 138,0
80,0
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Рис.2. Производство мяса (в убойной массе) на душу населения в РФ и СЗ ФО, кг
и СХО
клпх
■ К(Ф)Х
Рис. 3. Структура производства скота и птицы на убой в живой массе по категориям хозяйств в РФ и СЗ ФО в 2016 г.
В активно развивающихся отраслях доля СХО в общем объеме производства еще выше: птицеводство - 99,4%, свиноводство - 96,4%.
Птицеводство и свиноводство в СЗ ФО развиваются по сценарию отраслей с убывающими издержками, а мясное скотоводство и овцеводство - с возрастающими.
Технологическое отставание в отраслях животноводства традиционно связывают с низкой продуктивностью скота. Однако при сравнении зоотехнических показателей продуктивности сельскохозяйственных животных (табл. 2) в России и СЗ ФО установлено, что показатели по региону выше, чем в среднем по РФ, как в свиноводстве, так и в скотоводстве [3].
Таблица 2. Сравнение показателей продуктивности скота в СХО РФ и СЗ ФО
Показатели РФ СЗ ФО СЗ ФО в % к РФ
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Выращено скота в расчете на 1 голову, имевшуюся на начало года, кг:
крупного рогатого скота 127 131 137 148 108,1 113,0
свиней 201 208 225 212 111,8 102,0
овец и коз 15 14 17 10 113,5 74,1
Средняя живая масса скота, произведенного на убой, кг:
крупного рогатого скота 377 400 336 362 89,0 90,4
свиней 109 111 107 107 98,6 96,6
овец и коз 34 33 22 18 63,9 54,2
Среднесуточный прирост на выращивании и откорме, грамм:
крупного рогатого скота 553 571 608 634 109,9 111,0
свиней 544 537 561 576 103,1 107,3
овец и коз 39 36 69 41 176,9 113,9
Выход молодняка на 100 маток, гол.:
телят 77 78 80 80 103,7 103,2
поросят 2754 2762 2876 2850 104,4 103,2
Выход поросят в расчете на 1 опорос 12,0 12,0 13,0 14,0 108,3 116,7
Так, в 2015 г. в РФ среднесуточный прирост свиней составил 537 г, в СЗ ФО - 576 г, по КРС соответственно 571 г и 634 г. Выход молодняка на 100 маток в СЗ ФО выше, чем в РФ, на 3,2%. В 2015 г. на 100 маток было получено 2850 поросят и 80 телят. СЗ ФО отстает только по средней живой массе скота, произведенного на убой. Так, в 2015 г. в СЗ ФО реализовали свиней живой массой 107 кг, в РФ - 111 кг, КРС - 362 кг и 400 кг соответственно.
В отраслях с убывающими издержками максимально используется эффект
«масштаба». Как в птицеводстве, так и в свиноводстве производство сосредоточено на крупных предприятиях, активно внедряющих инновационные технологии.
В отраслях с возрастающими издержками снижение доступности импортных технологий и отсутствие российских аналогов ключевого технологического оборудования приводит к углублению отставания российских производителей от основных зарубежных конкурентов.
Производство говядины в России уже длительный период не обеспечивает потребности населения. По данным Росстата, в ресурсах потребительских товаров за 2010 г. доля импорта по мясу и мясопродуктам в целом составила 32,3%, по говядине - 64,5%, свинине - 46,7%, птице - 18,2%, за 2015 г. соответственно - 13,4%, 50,6%, 12,2% и 5,7%. Снижение доли импорта на потребительском рынке говядины вызвано уменьшением спроса. Потребление говядины сократилось до 12 кг на душу населения в год. В структуре потребления мяса по видам за 2010-2015 гг. доля говядины снизилась с 18% до 16% [4]. Активное развитие специализированного мясного скотоводства не компенсирует снижение производства говядины, которое идет за счет сокращения поголовья молочного скота [5, 6]. В СЗ ФО картина аналогичная, но и более сложная, т.к. мясного скота всего 1,7% от общего поголовья крупного рогатого скота (в России - 11%).
Для изменения направления развития отстающим отраслям необходима государственная поддержка.
С принятием отраслевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства России на 2013-2020 годы» приоритетным направлением стало специализированное мясное скотоводство. Однако внедрение передовых технологий ограничивается начальным этапом -завоз высокопродуктивного импортного скота. По остальным технико-технологическим параметрам инновации не поддерживаются и не осваиваются.
В связи с этим инструменты государственной поддержки внедрения и распространения инноваций целесообразно формировать не по сельскому хозяйству в целом, а по отраслевому принципу, учитывая потребности в модернизации для хозяйств различных типов. Современная обеспеченность государственной поддержки внедрения и распространения инноваций в мясном скотоводстве по группам технологий показана в табл. 3.
Инновационно-инвестиционное развитие мясного скотоводства тормозят:
- Недоступность земельных ресурсов. Эффективное развитие отрасли требует наличия значительной площади сельскохозяйственных угодий для кормопроизводства. Для начинающих предпринимателей покупать землю дорого, аренда предоставляется на короткий срок (5 лет).
- Сложившаяся практика предоставления кредитов на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства. По существующим программам субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам в мясном скотоводстве производится для крупных хозяйств.
- Лизинг по технике для кормопроизводства слишком дорогой.
- Государственные программы по развитию мясного скотоводства не оказывают целевой поддержки ИИР.
Поддержка кредитования приоритетных инвестиционных проектов ведет к созданию преимуществ для сверхкрупных предприятий. Количество таких инвесторов ограничено и в кризис снижается. Так, в мясном скотоводстве в 2015 г. комиссией АПК были отобраны 18 инвестиционных проектов общей мощностью 49,27 тыс. т, сумма кредитования - 16342 млн. руб. В 2016 г. поступило 2 заявки общей мощностью 0,59 тыс. т, сумма кредитования -194,95 млн. руб. На 2016-2020 гг. запланирована поддержка 38 инвестиционных объектов, с суммой кредитов 43753 млн. руб., но конкретных проектов по регионам в программе нет.
Таблица 3 . Инструменты государственного регулирования и поддержки внедрения и распространения инноваций в мясном скотоводстве
Инновации (мероприятия) Инструменты государственной поддержки
I. Общие вопросы
1. Организация интенсивно-настбищного нет
содержания мясного скота.
2.Закупка техники: По лизингу
- по кормопроизводству По лизингу
- приготовлению и раздаче кормов По лизингу
техника по вынолнению технологических По лизингу
процессов на ферме (уборка навоза)
3. Закупка кормов нет
4. Выделение земельных площадей для вновь нет
образующихся предприятий
5. Доступность кредитов Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам
6. Подготовка кадров нет
II. Племенные хозяйства
1. Закупка чистопородного племенного молодняка Субсидии на возмещение части затрат из
специализированных мясных пород Федерального и регионального бюджетов
2. Закупка семени выдающихся быков- Субсидии на возмещение части затрат из
производителеи мясных пород ФБиРБ
3. Закупка эмбрионов Субсидии на возмещение части затрат из ФБиРБ
4. Закупка и содержание высокоценных быков- Субсидии на возмещение части затрат из
производителеи ФБиРБ
5. Содержание маточного поголовья Субсидии из ФБ 5 тыс. руб./ гол.
6. Организация селекционно-генетического центра нет
на региональном уровне
III. Товарные хозяйства
1. Формирование маточного стада из молодняка нет
молочных пород для получения помесного
молодняка
2. Закупка чистопородных быков-производителей Субсидии на возмещение части затрат из ФБиРБ
3. Закупка семени Субсидии на возмещение части затрат из ФБиРБ
4. Содержание маточного поголовья в товарных нет
хозяйствах
5. Выращивание помесного молодняка до 6-7 мес. Отменено.
возраста
6. Интенсивный откорм мясного молодняка Субсидирование части процентной ставки
(строительство фидлотов) по инвестиционным кредитам
7. Реализация молодняка на мясо Субсидии из региональных бюджетов (на уровне откорма молочного скота)
8. Строительство перерабатывающих предприятий Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам
9. Создание кооперации по выращиванию нет
молодняка КРС с привлечением К(Ф)Х
Реализация господдержки в форме проектного финансирования имеет и другие недостатки:
- количество отобранных инвестиционных проектов незначительно в масштабах
отраслей АПК;
- компенсации части затрат подлежит только отечественная техника и оборудование, после ввода вновь созданного или модернизированного объекта в эксплуатацию, кроме того, доля средств федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат для техники и оборудования должна составлять не более 5% сметной стоимости объекта, что приводит к нерациональной структуре основных фондов с подавляющей долей пассивной части;
- новое строительство в основном осуществляется на базе импортных технологий полного цикла (т.е. проект «под ключ»), поэтому включить отечественное оборудование или его отдельные компоненты в технологическую линию трудно;
- не позволяет дифференцировать направления поддержки в различных регионах.
Совершенствование организационно-экономического механизма инновационно-
инвестиционного развития необходимо как для успешных отраслей, так и для отстающих. Отраслевая система поддержки модернизации производства позволит нейтрализовать «провалы рынка» без возникновения еще больших «провалов государства».
Выводы:
1. Обеспеченность населения региона мясом (всех видов) собственного производства составляет 58% от уровня потребления.
2. Отрасли развиваются неравномерно: за период 2010-2016 гг. производство мяса и птицы составило - 138%, свинины - 271,8%, говядины - 87,4%.
3. Основными поставщиками мяса являются сельскохозяйственные организации: в птицеводстве 99,4%, свиноводстве - 96,4% от общего производства мяса.
4. Развитие мясного скотоводства идет медленно, т.к. практически не доступны: кредит, земля.
5. Господдержка развития отраслей сельского хозяйства поступает в основном в крупные предприятия.
Литература
1. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения 25.05.2016).
2. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.rn (дата обращения 20.02.2017).
3. Состояние животноводства на 1 января 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.rn (дата обращения 20.02.2017).
4. Смирнова М.Ф., Смирнова В.В. Повышение конкурентоспособности производства говядины в России // Никоновские чтения - 2016. Научно-технологическое развитие АПК: проблемы и перспективы. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2016. - С. 46-48.
5. Смирнова М.Ф., Сафронов С.Л., Смирнова В.В. Практическое пособие по мясному скотоводству: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2016. - 320 с.
6. Смирнова В.В., Сафронов С.Л. Оценка технологий производства говядины в молочном и мясном скотоводстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. - №43. - С. 113-117.
Literatura
1. Natsionalnyiy doklad о hode i rezultatah realizatsii v 2015 godu Gosudar-stvennoy programmyi razvitiya selskogo hozyaystva i regulirovaniya ryinkov selskohozyaystvennoy produktsii, syirya i prodovolstviya na 2013-2020 godi [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.mcx.ru (data obrascheniya 25.05.2016).
2. Byulleteni о sostoyanii selskogo hozyaystva [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrascheniya 20.02.2017).
3. Sostoyanie zhivotnovodstva na 1 yanvarya 2016 g. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrascheniya 20.02.2017).
4. Smirnova M.F., Smirnova V.V. Povyishenie konkurentosposobnosti proizvod-stva govyadinyi v Rossii // Nikonovskie chteniya - 2016. Nauchno-tehnologicheskoe razvitie APK: problemyi i perspektivyi. - M.: VIAPI im. A.A. Nikonova: «Entsiklopediya rossiyskih dereven», 2016. - S. 46-48.
5. Smirnova M.F., Safronov S.L., Smirnova V.V. Prakticheskoe posobie po myasnomu skotovodstvu: Uchebnoe posobie. - SPb.: Lan, 2016. - 320 s.
6. Smirnova V.V., Safronov S.L. Otsenka tehnologiy proizvodstva govyadinyi v molochnom i myasnom skotovodstve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. -N43. - S. 113-117.
УДК 338
Доктор экон. наук Н.Т. ИСРАФИЛОВ (СПбГАУ, [email protected])
БУТСТРЭППИНГ: ПОИСК ЛУЧШЕГО ПУТИ
Малый бизнес, свое дело, организация, бизнес-идея, бутстреппинг, субсидии
В словаре дано следующее определение слову «Бутстрэппинг» (дословно) -«затягивание ремешков на обуви, затягивание поясов на одежде».. Начало которому, например, в Санкт-Петербурге можно заложить не менее, чем по четырём путям развития, проанализировав которые предлагается выбрать лучший вариант из четырех путей развития своего дела (бизнеса): Метод анализа и синтеза, метод наблюдения, метод сравнительного анализа.
Цель исследования. В экономике данный термин обозначает - организация малого бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии. Другими словами, бутстрэппинг предполагает минимизацию затрат на создание своего дела (бизнеса),
Результаты исследования. По первому пути развития бизнеса в Санкт-Петербурге возможно использование различных государственных специальных программ поддержки малого бизнеса предпринимательства: во-первых, гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса; во-вторых, содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства; в-третьих, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; в-четвертых, приобретение основных средств (техники) в лизинг; в-пятых, в Санкт-Петербурге не без успеха осуществляется специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», утвержденная распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Бюджетные ассигнования, выделяемые на реализацию вышеприведенной программы, ежегодно осваиваются в полном объеме.
Выбирая второй путь развития собственного дела, необходимо подготовиться начать самостоятельно с нуля становление бизнеса, основанного на своей идее. Бизнес, в основе которого лежит бутстрэппинг, означающий или полное отсутствие первоначального капитала, или привлечение извне внешних инвесторов, предполагает возможность использования каких-то незначительных собственных наличных денег с целью