Научная статья на тему 'Поддержка мясного скотоводства в России'

Поддержка мясного скотоводства в России Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
625
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОДДЕРЖКА / BEEF CATTLE BREEDING / STATE PROGRAMS / SUPPORT

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Кузьмин В. Н.

Рассмотрены изменения, произошедшие в мясном скотоводстве России за 2008-2018 гг., породный состав, государственные программы, формы, виды, объемы поддержки и результаты этой поддержки. Поддержка на федеральном уровне осуществляется в виде проектов и программ, приоритетного национального проекта «Развитие сельского хозяйства» (2006-2007 гг.), государственных программ (2018-2012 гг., 2013-2020 гг.), отраслевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы» путем предоставления дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья, покупку племенных животных, эмбрионов и др. В 2019 г. меры государственной поддержки агропромышленного комплекса включали в себя, в том числе, льготное кредитование, «единую» региональную субсидию, субсидию на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Поддержка субъектов Российской Федерации осуществляется по тем же направлениям, что и федеральная, поскольку они оказываются только при софинансирование этих мер со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. В «единой» региональной субсидии субъекты могут самостоятельно определять направления и объемы расходования средств. Также существуют меры поддержки, которые финансируются только из бюджетов субъектов Российской Федерации. Необходимо продолжить целенаправленную поддержку мясного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes having occurred in the Russian beef cattle breeding for 2008-2018 are considered, the breed composition, state programs, forms, types, volumes of support and this support results are considered. The support at the Federal level in the projects and programmes’ form of the priority national project "Development of agriculture" (2006-2007), state programs (2018-2012 years 2013-2020), the sectoral target program "Development of beef cattle breeding in Russia in 2009-2012" by differential subsidies on the breeding dams’ maintenance providing, breeding animals embryos, etc purchasing, is carried out. In 2019 the agriculture state support measures were included preferential loans, "unified" regional subsidy, a subsidy part of the interest rate on investment loans recovering, compensation for direct costs for the APK facilities construction and modernization incurring, a subsidy for dairy cattle production increasing. Support for Russian Federation’s subjects is carried out in the same directions as the federal ones, since they only with these measures co-financing, from Russian Federation budgets are provided. In a "single" regional subsidy, the subjects can the spending recourses’ direction and volume independently to determine. Also there are such support measures that only from the Russian Federation subjects’ budgets are financed. It is necessary beef cattle breeding targeted support to continue.

Текст научной работы на тему «Поддержка мясного скотоводства в России»

УДК 636.22/.28082.12(470)

ПОДДЕРЖКА МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РОССИИ

В.Н. Кузьмин, доктор экономических наук ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены изменения, произошедшие в мясном скотоводстве России за 2008-2018 гг., породный состав, государственные программы, формы, виды, объемы поддержки и результаты этой поддержки. Поддержка на федеральном уровне осуществляется в виде проектов и программ, приоритетного национального проекта «Развитие сельского хозяйства» (2006-2007 гг.), государственных программ (2018-2012 гг., 2013-2020 гг.), отраслевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы» путем предоставления дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья, покупку племенных животных, эмбрионов и др. В 2019 г. меры государственной поддержки агропромышленного комплекса включали в себя, в том числе, льготное кредитование, «единую» региональную субсидию, субсидию на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Поддержка субъектов Российской Федерации осуществляется по тем же направлениям, что и федеральная, поскольку они оказываются только при софинанси-ровании этих мер со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. В «единой» региональной субсидии субъекты могут самостоятельно определять направления и объемы расходования средств. Также существуют меры поддержки, которые финансируются только из бюджетов субъектов Российской Федерации. Необходимо продолжить целенаправленную поддержку мясного скотоводства. Ключевые слова: мясное скотоводство, государственные программы, поддержка.

Цель исследования - проанализировать изменение мясного скотоводства и формы его поддержки в России.

Методы - экспертный метод, анализ действующих нормативных правовых актов и деятельности в этой сфере.

Результаты и обсуждения. Для здорового питания современный человек должен потреблять макро-, микронутриенты, микроэлементы и другие вещества. Мясо включает в себя большое количество этих веществ, обладает высокой энергетической и питательной ценностью и должно входить в рацион питания человека (рациональная норма потребления говядины - 20 кг) [1, 2].

В 90-е годы XX века производство мяса, в том числе говядины, в России пережило глубокий спад, и лишь с реализацией приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК» (2006-2007 гг.), государственных программ развития сельского хозяйства (2018-2012 гг., 2013-2020 гг.) были достигнуты стабилизация и рост производства говядины. По данным Росстата, в 2017 г. потребление мяса и мясопродуктов (включая

субпродукты II категории) составляло 75 кг на 1 человека (при этом произошло изменение структуры потребляемого мяса: уменьшение абсолютных величин и доли говядины и, соответственно, увеличение мяса птицы и свинины) [3, 4].

При доле производства говядины в общем объеме производства мяса в размере 15% это составит 11,3 кг, т.е. 57% от рекомендуемой нормы. Для достижения рекомендуемой нормы потребления производство говядины должно составить 3 млн т. Производство говядины в России традиционно основывалось на использовании сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных пород, являлось, по существу, сопутствующей подотраслью при производстве молока. Но опыт стран с развитым скотоводством свидетельствует о том, что с переходом производства молока на интенсивный путь развития поголовье молочных коров сокращается, растет численность специализированного мясного скота [5]. Вместе с тем некоторые ученые считают, что наряду с развитием мясного скотоводства необхо-

димо уделять больше внимания производству говядины через откорм КРС молочно-мясного направления, поскольку, по расчетам, это более эффективно [6, 7].

Главными препятствиями для развития мясного скотоводства являлись малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительные состояние и использование естественных кормовых угодий, организация откорма, неудовлетворительные зоотехнические показатели (во многих хозяйствах не достигают необходимых для рентабельного мясного скотоводства показателей: выход телят - 85-90%, привесы молодняка - 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 450-500 кг), невысокий потенциал продуктивности скота, убыточность откорма скота и производства говядины (государственная поддержка племенного скотоводства распространяется только на племенные заводы, ее размер покрывает 15-20% производственных издержек на содержание племенных коров, ведение племенного учета и выращивание племенного молодняка).

Необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена биологическими особенностями крупного рогатого скота (КРС) по сравнению со свиньями и птицей: производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года, конверсия корма

в привес у КРС 6,7:1, свиней - 2,3:1, бройлеров - 1,8:1, потребность - не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно. В то же время преимущество КРС по сравнению с другими видами животных заключается в способности использовать недорогие грубые и сочные корма со значительно меньшим (25-30%) потреблением дорогостоящих концентрированных кормов [8].

В 2018 г. поголовье КРС во всех категориях хозяйств составило 18149,3 тыс. голов (в 1991 г. - 54 млн голов); в том числе, в сельскохозяйственных организациях было сосредоточено 44,8%, хозяйствах населения

- 40,8%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (КФХ) - 14,4%; производство КРС на убой - 35,6%, 54,3%, 10,1%, соответственно.

В 2018 г. в хозяйствах всех категорий производство КРС на убой (в убойном весе) составило 1605,6 тыс. т (15,2% от общего объема производства скота и птицы на убой

- 10585,4 тыс. т). По сравнению с 2017 г. поголовье КРС снизилось, но поголовье скота специализированных мясных пород (СМП) -увеличилось, его доля возросла до 19,7% [9, 10] (таблица 1).

Доля скота СМП в России составляла: в 1991 г. - 2,4%, 2008 г. - 2,7%, 2009 г. - 3,6%; в мире она составляет, в среднем, около 40%, в т.ч. в Западной Европе - 40-45%, в Австралии - 85%, США, Канаде - 70-75% [8, 11].

Таблица 1. Поголовье и производство КРС на убой в хозяйствах всех категорий

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2017 г.

% +, -

Поголовье КРС, тыс. гол. 18346,1 18294,2 18149,3 99,2 -144,9

Поголовье КРС специализированных мясных пород, тыс. голов 2884,3 3600 24,8* 715,7*

в т.ч. коров специализированных, тыс. гол. 719,4 827,1 115,0* 107,7*

Доля скота специализированных мясных пород, % 15,7 19,7 + 4 п. п*.

Производство КРС на убой (в убойном весе), тыс. т 1588,8 1569,3 1605,6 102,3 36,3

Производство на убой мясного и помесного скота (в живом весе), тыс. т 327,7 339 103,4* 11,3*

* - 2017 г. к 2016 г.

Источник: Росстат, Минсельхоз России

За 2013-2017 гг. было введено 249 новых объектов и модернизировано 134 объекта мясного скотоводства. В сельскохозяйственных организациях растут среднесуточные привесы, средняя живая масса одной головы КРС, реализованной на убой [12] (таблица 2).

По состоянию на 31.05.2018 г. в Государственном реестре селекционных достижений были зарегистрированы 91 порода и тип КРС молочно-мясного и мясного направлений, допущенных к использованию, в т.ч. 13 пород и 14 типов - мясного направления [1, 2]. По данным ФГБНУ «Всероссийский НИИ племенного дела» (ФГБНУ ВНИИплем) в 2017 г. в Российской Федерации было комплексно оценено 649,3 тысячи животных мясного направления продуктивности, принадлежащих к 17 породам и типам, разводимым в 53 регионах Российской Федерации [14]. Больше всего пробонитировано КРС абердин-ангусской породы - 345,9 тыс. голов (53,3% от общего количества пробони-тированного скота), калмыцкой - 137,2 тыс. голов (21,1%), герефордской 86,2 тыс. (13,27%), казахской белоголовой 5,8 тыс. (9,31%). Если допустить, что количество пробонитированного скота прямо пропорционально связано с его численностью, то основную долю (97%) в России составляли четыре породы скота мясного направления (абердин-ангусская, калмыцкая, герефорд-ская, казахская белоголовая), остальные (симментальская мясная, лимузинская, ша-ролезская, галловейская, обрак, салерс, русская комолая, бланк-блю бельж и серая украинская) имеют незначительный удельный

вес. В 2004 году в России имелся в наличии мясной скот девяти пород, наибольший удельный вес по численности поголовья составляла калмыцкая (59,4%), герефордская (25,2%) и казахская белоголовая (10%) породы, на остальные приходилось 0,6-1,4% [15]. В наибольшей степени увеличилась доля животных абердин-ангусской породы (с 6,25% в 2010 г. до 53,27% в 2017 г.), что, вероятно, обусловлено приходом в отрасль АПХ «Мираторг». В 2018 г. племенная база мясного скотоводства Российской Федерации была представлена 51 племенным заводом и 220 племенными репродукторами, в которых содержалось 353,3 тыс. голов скота, в том числе 182,8 тыс. коров [16]. Наибольшее число племенных организаций (племза-водов и племрепродукторов) - по разведению калмыцкой породы (82), однако их число по сравнению с 2010 г. уменьшилось на 2 единицы, на втором месте - по разведению герефордской породы (61, +6), на третьем -абердин-ангусской породы (31, +26 по сравнению с 2010 г.). В 2017 г. в различные категории хозяйств из племенных организаций было продано около 28,8 тыс. голов племенного молодняка, в том числе 6,6 тыс. ремонтных бычков. Общие объемы племпродаж по сравнению с 2010 г. увеличились на 3752 головы, бычков продано больше на 2305 голов. По расчетам ВИЖ, для формирования ускоренного развития крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства необходимо продавать не менее 50-60 тыс. телок в год.

Государственную политику и координацию деятельности в области племенного животноводства осуществляет Департамент животноводства и племенного дела Минсель-хоза России, который осуществляет государ -ственную регистрацию племенных животных и племенных стад, разрабатывает и утверждает порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции и др.

Поддержка мясного скотоводства на федеральном уровне осуществляется в виде проектов и программ. В 2006-2007 гг. был реализован приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие сельского хозяй-

Таблица 2. Среднесуточные привесы и масса одной головы КРС на убой в сельхозорганизациях

Показатель 2016 г. 2017 г. 2017 к 2016 г.

% +, -

Среднесуточные привесы КРС на выращивании, откорме и нагуле, г 572 614 107 42

Средняя живая масса одной головы КРС, реализованного на убой, кг 409 416 102 7

Источник: Минсельхоз России

ства», который включал в себя в т. ч. направление «Ускоренное развитие животноводства». Было выделено 14,63 млрд руб. на три мероприятия: субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (6,63 млрд руб.); закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота (6 млрд руб.); закупка и передача в лизинг техники и оборудования для животноводства (2 млрд руб.). Было привлечено более 400 тыс. кредитов на сумму более 191 млрд руб., построено, реконструировано и модернизировано 2140 животноводческих комплексов или ферм. АО «Росаг-ролизинг» поставил на условиях финансового лизинга в хозяйства 105 тыс. голов племенного КРС (50% - российский скот) и оборудование для модернизации более 236 тыс. скотомест. Это позволило стабилизировать поголовье КРС на уровне 2005 г., увеличить производство мяса скота и птицы более чем на 1 млн т (+14,4% при плане 7%).

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы включала в себя мероприятие «Развитие приоритетных отраслей животноводства». Приказом Мин-сельхоза России от 06.11.2008 № 494 была утверждена «Отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы» (ЦП «Развитие мясного скотоводства»). Планировались следующие меры государственной поддержки: предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья в племенных стадах по системе «корова-теленок», покупка племенных телок, нетелей и быков-производителей, эмбрионов и семени быков; отбор на конкурсной основе региональных программ по развитию мясного скотоводства и оказание поддержки в их реализации из федерального бюджета в форме субсидий на откорм молодняка до живой массы более 400 кг, на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок», промышленное скрещивание части ма-

ток в молочных стадах с быками мясных пород для получения высокопродуктивных телят на откорм. Объем финансирования из средств федерального бюджета планировался в размере 19180,5 млн руб., в том числе на НИОКР - 107,5 млн руб., прочие и эксплуатационные расходы - 19073 млн руб.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Госпрограмма 2013-2020) включала в себя подпрограмму «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», в которой, в свою очередь, были основные мероприятия: «Племенное животноводство», «Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области животноводства». Субсидии и условия их предоставления были в основном те же, что и в Госпрограмме 2008-2012. Кроме того, в момент утверждения в Госпрограмме 2013-2020 была отдельная подпрограмма «Развитие мясного скотоводства». Планируемый объем бюджетных ассигнований подпрограммы за счет средств федерального бюджета составлял 65389,5 млн руб. Программа, разработанная на основе ЦП «Развитие мясного скотоводства», включала в себя основные мероприятия: «Развитие племенной базы мясного скотоводства», «Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации по развитию мясного скотоводства», «Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства».

За 2008-2016 гг. на поддержку мясного скотоводства было направлено из средств федерального бюджета по мероприятию «Поддержка племенного животноводства» -3207,9 млн руб., «Экономически значимые региональные программы» - 18165,7 млн руб., «Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам» - 17103,2 млн руб. (всего - 38,5 млрд руб.); из средств региональных бюджетов - 10305,6 млн руб. В результате реализация племенного скота

на внутреннем рынке выросла с 17,1 тыс. голов в 2008 г. до 33,6 тыс. голов в 2017 г. Введено объектов: новых - 512, реконструированных и модернизированных - 255, создано на новых объектах 480431 тыс. скотомест, на реконструированных и модернизированных объектах - 74305 тыс. скотомест [17] (таблица 3). В дальнейшем в Госпрограмму 2013-2020 неоднократно (13 раз) вносились изменения, и в настоящий момент она не содержит подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» [18].

Производство мяса КРС остается одним из самых сложных и трудоемких направлений в животноводстве, и не во всех организациях оно достигает прибыльности, например, убыточность реализации КРС сельскохозяйственными организациями Смоленской области в 1998 г. составляла 64%, в 2003 г. -33,2%, в 2007 г. - 25,1%, в 2008 г. - 30,3, в 2009 г. - 18,4%, в 2010 г. - 29,9%, в 2014 г. -42,1%, 2015 г. - 35,7%, 2016 г. - 35,9% [19]. Именно поэтому мясное скотоводство требует специальных мер поддержки, поскольку для его роста необходимы значительные инвестиции и долгосрочные программы действий по улучшению инвестиционной привлекательности.

В 2019 г. меры государственной поддержки агропромышленного комплекса включают в себя восемь направлений:

1. Льготное кредитование.

2. Единая региональная субсидия.

3. Субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 года.

4. Льготный тариф на перевозку зерна. Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК наземным, в том числе железнодорожным, транспортом.

5. Субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.

6. Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК.

7. Субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

8. Субсидия производителям сельскохозяйственной техники [20].

Из них косвенную поддержку развитию мясного, племенного животноводства, улучшению генетического потенциала крупного рогатого скота специализированных мясных пород отечественной селекции могут оказать меры 1-5. Поддержка субъектов РФ осуществляется по тем же направлениям, что и федеральная, поскольку они оказываются только при софинансировании этих мер со стороны бюджетов субъектов РФ. В «единой» региональной субсидии субъекты могут самостоятельно определять направления и объемы расходования средств. Анализ показал, что во всех 85 субъектах РФ в 2018 г. существовали прямые, в рамках «единой» субсидии («Поддержка племенного животноводства», «Поддержка племенного КРС мясного направления», «Развитие мясного скотоводства» и др.), и косвенные («Поддержка создания и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Поддержка начинающих фермеров» и др.) меры поддержки мясного животноводства, в т. ч., в рамках «единой» субсидии - в 64 регионах (101 мера прямой и 231 мера косвенной поддержки), в рамках региональных программ - в 36 регионах (33 прямых и 77 косвенных мер поддержки).

Существуют меры поддержки, которые финансируются только из бюджетов субъектов РФ. Например, в Новосибирской области в соответствии с ведомственной целевой программой (ВЦП) «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 20142020 годы» за счет средств областного бюджета выплачиваются: компенсация части затрат на увеличение маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей по системе «корова с теленком» (в размере 20%), компенсация части затрат на увеличение маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей на одну увеличенную маточную голову по системе «корова-теленок» (8570 руб/ гол.), компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельхозпроизводства (30-50% от стоимости приобретенных технических средств и оборудования).

Таблица 3. Государственная поддержка мясного скотоводства: объем средств поддержки и результаты

Показатель 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. Всего за 20082017 гг.

Поддержка из средств федерального бюджета

Поддержка племенного животноводства, млн руб. 206,8 314,4 318,5 328,5 373 543,2 378,7 376,7 368,1 3207,9

Экономически значимые региональные программы, млн руб. 2785,3 1800 2282 2000 2000 1900 2372,8 3025,6 18165,7

Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, млн руб. 12,1 108 439,8 2543,2 3146,7 4892,8 5960,6 17103,2

Поддержка из средств региональных бюджетов

Число региональных программ, ед. 22 22 42 42 29 28 33 31

Финансирование экономически значимых региональных программ из региональных бюджетов, млн руб. 1002,6 1000,9 2048,6 1950,7 1510,3 1619,6 1172,9 10305,6

Результаты

Прирост маточного поголовья мясного и помесного скота, тыс. голов 169,72 223,49 155,24 148,3 114,6 811,35

Поголовье племенных коров мясного направления, тыс. голов 113 121,3 130,1 140,2 150,0 164 163,2 981,8

Производство племенного материала (семя, эмбрионы и т.д.), ед. 698 703 708 709 696 695 4209

Реализация племенного скота на внутреннем рынке, тыс. голов 17,1 20,3 21,7 23,7 26,8 25,4 22,4 33,6 191

Реализация племенного материала на внутреннем рынке, ед. 535 523 518 501 480 451 3008

Введено объектов, ед.:

новых 15 22 111 41 67 41 39 60 48 68 512

реконструированных и модернизированных 42 15 20 26 13 24 26 47 25 17 255

Создано скотомест, тыс. на объектах:

новых 8307 10400 32711 14675 86839 16915 109703 76864 48022 75995 480431

реконструированных и модернизированных 24400 3130 3659 3554 2153 5944 8028 11821 7999 3617 74305

Справочно:

Рентабельность (убыточность) производства мяса, %

КРС -26,2 -23,3 -28,9 -24,4 -19,9 -24,54*

свиней 10,6 24 22 22,8 29,1 21,7*

птицы 6,8 17,5 12,2 10,2 13,7 12,08*

Примечание: * - в среднем.

Источник: Составлено автором по данным Депживотноводства Минсельхоза России, национальных докладов о ходе реализации Госпрограмм за 2008-2017 гг.

Заключение. Потребление мяса в России приближается к рекомендуемой норме потребления (75 кг). В то же время доля говядины составляет лишь половину от рациональной нормы питания (11,3 кг по сравнению с 20 кг, ее производство убыточно), она замещена свининой и мясом птицы (их производство прибыльно). Для достижения рекомендуемой нормы потребления производство говядины должно увеличиться почти в два раза и составить около 3 млн т. Производство говядины в России традиционно основывалось на использовании сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных пород. Но опыт стран с развитым скотоводством свидетельствует о том, что с переходом производства молока на интенсивный путь развития поголовье молочных коров сокращается, растет численность специализированного мясного скота. В силу этих причин мясному скотоводству необходима государственная поддержка.

За 2008-2016 гг. на поддержку мясного скотоводства было направлено из средств федерального бюджета 38,5 млрд руб. В результате, в 2017 г. поголовье КРС специализированных мясных пород достигло 827,1 тыс. голов (19,7% от всего КРС), производство на убой мясного и помесного скота (в живом весе, 2016 г.) - 339 тыс. т (21,6% от всего производства КРС), введено 512 новых, 255 реконструированных и модернизированных объектов, создано на новых объектах 480431 тыс. скотомест, реконструированных и модернизированных - 74305 тыс. ското-мест. Необходимо продолжить целенаправленную поддержку мясного скотоводства.

Литература:

1. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ: МР 2.3.1.2432-08. М., 2009. 36 с.

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ 614 от 16.08.16. URL: http://https://www.gnicpm.ru/UserFiles/ Normi_ pi-tania_Minzdrav_190816_%E2%84%96_614%20(1).pdf

3. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. URL: http://http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ ru/statis-tics/publications/catalog/doc_1286360627828

4. Тихомиров А. Формирование внутреннего рынка животноводческой продукции в системе обеспечения

продовольственной безопасности страны // Экономика с. х. России. 2019. № 1. С. 38-45.

5. Инструменты и механизмы государственной поддержки развития мясного скотоводства / А.П. Король-кова и др. М., 2016. 136 с.

6. Чинаров В.И. Молочное и мясное скотоводство России: проблемы и перспективы // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2019. № 2. С. 8-11.

7. Текучев И.К., Иванов Ю.А., Кормановский Л.П. Проблемы реализации технологических новаций в животноводстве // АПК: Экономика, управление. 2017. № 5. С. 21-29.

8. Отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2009-2012 годы». М., 2009. 64 с.

9. О ходе и результатах реализации в 2017 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков с. -х. продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. М., 2018. 244 с.

10. URL http://http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ economy/#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков с. -х. продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4080.

12. АПК России в 2017 году. М., 2018. 465 с.

13. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. М., 2018.

14. Ежегодник по племенной работе в мясном скотоводстве в хозяйствах РФ. М., 2018. С. 3-14.

15. Породы племенных с.-х. животных и птицы, распространенные в РФ / Х.А. Амерханов и др. М., 2004.

16. URL: http://http://opendata.mcx.ru/opendata/770807 5454-plemennoyregistr/?filter =&%EF%BB%BFPH=& Seriy_Svideteltva=&Nomer_Svidetelstva=006904&Gos _ Nomer_Prikaza=&NomerUNN =&region_organizacii=& Vid_Jivotnix=&Registrant_Naimnovanie=&Vid_Organi-zacii=&Naimenovanii_Jivotnix=&Poroda_Jivotnix=%D0 %BA%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D1%86 %D0%BA%D0%B0%D 1%8F&AdreOrganizacii=results

17. О Государственной программе развития с. х. и регулирования рынков с. -х. продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http ://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/70110644/#ixzz5iRPd2kYg

18. О Государственной программе развития с. х. и регулирования рынков с. -х. продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://pravo. gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102158516&intelsearch=%EF %EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8% E5+%EE%F2+14.07.2012+%B9+717

19. Место и роль мясного скотоводства в продовольственном обеспечении региона и продовольственной безопасности страны / А. Кучумов и др. // Экономика с. х. России. 2018. № 11. С. 60-67.

20. Меры государственной поддержки АПК. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/measures

Literatura:

1. Normy fiziologicheskih potrebnostej v energii i pishc-hevyh veshchestvah dlya razlichnyh grupp naseleniya RF: MR 2.3.1.2432-08. M., 2009. 36 s.

2. Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF 614 ot 16.08.16. URL: http://https://www.gnicpm.ru/UserFiles/ Normi_ pitania _ Minzdrav_190816_%E2%84%96_614%20(1).pdf

3. Potreblenie osnovnyh produktov pitaniya naseleniem Rossijskoj Federacii. URL: http://http://www. gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati-ons/catalog/doc_1286360627828

4. Tihomirov A. Formirovanie vnutrennego rynka zhivot-novodcheskoj produkcii v sisteme obespecheniya prodo-vol'stvennoj bezopasnosti strany // Ekonomika s. h. Ros-sii. 2019. № 1. S. 38-45.

5. Instrumenty i mekhanizmy gosudarstvennoj podderzh-ki razvitiya myasnogo skotovodstva / A.P. Korol'kova i dr. M., 2016. 136 s.

6. CHinarov V.I. Molochnoe i myasnoe skotovodstvo Rossii: problemy i perspektivy // Ekonomika s.-h. i pere-rabatyvayushchih predpriyatij. 2019. № 2. S. 8-11.

7. Tekuchev I.K., Ivanov YU.A., Kormanovskij L.P. Pro-blemy realizacii tekhnologicheskih novacij v zhivotno-vodstve // APK: Ekonomika, upravlenie. 2017. № 5. S. 21-29.

8. Otraslevaya celevaya programma «Razvitie myasnogo skotovodstva na 2009-2012 gody». M., 2009. 64 s.

9. O hode i rezul'tatah realizacii v 2017 g. Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i reguliro-vaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody. M., 2018. 244 s.

10. URL http://http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ economy/#

11. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2008-2012 gody // Sobranie zakono-datel'stva RF. 2007. № 31. St. 4080.

12. APK Rossii v 2017 godu. M., 2018. 465 s.

13. Gosudarstvennyj reestr selekcionnyh dostizhenij, do-pushchennyh k ispol'zovaniyu. M., 2018.

14. Ezhegodnik po plemennoj rabote v myasnom skoto-vodstve v hozyajstvah RF. M., 2018. S. 3-14.

15. Porody plemennyh s.-h. zhivotnyh i pticy, rasprostra-nennye v RF / H.A. Amerhanov i dr. M., 2004.

16. URL: http://http://opendata.mcx.ru/opendata/770807 5454-plemennoyregistr/?filter =&%EF%BB%BFPH=& Seriy_Svideteltva=&Nomer_Svidetelstva=006904&Gos _ Nomer_Prikaza=&NomerUNN=®ion_organizacii=&Vid _Jivotnix=&Registrant_Naimnovanie=&Vid_Organizacii =&Naimenovanii_Jivotnix=&Poroda_Jivotnix=%D0%B A%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D 1%86%D0 %BA%D0%B0%D 1%8F&AdreOrganizacii=results

17. O Gosudarstvennoj programme razvitiya s. h. i regu-lirovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody. URL: http://www.garant. ru/produc-ts/ipo/prime/doc/70110644/#ixzz5iRPd2kYg

18. O Gosudarstvennoj programme razvitiya s. h. i regulirovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody. URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd=102158516&intelsearch=%EF%EE% F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%E E%F2+14.07.2012+%B9+717

19. Mesto i rol' myasnogo skotovodstva v prodovol'stven-nom obespechenii regiona i prodovol'stvennoj bezopas-nosti strany / A. Kuchumov i dr. // Ekonomika s. h. Ros-sii. 2018. № 11. S. 60-67.

20. Mery gosudarstvennoj podderzhki APK. URL: http:// mcx.ru/activity/state-support/measures

THE SUPPORT OF BEEF CATTLE BREEDING IN RUSSIA V.N. Kuz'min, doctor of economical scienses FGBNY "Rosinformagrotech"

Abstract. The changes having occurred in the Russian beef cattle breeding for 2008-2018 are considered, the breed composition, state programs, forms, types, volumes of support and this support results are considered. The support at the Federal level in the projects and programmes' form of the priority national project "Development of agriculture" (2006-2007), state programs (2018-2012 years 2013-2020), the sectoral target program "Development of beef cattle breeding in Russia in 2009-2012" by differential subsidies on the breeding dams' maintenance providing, breeding animals embryos, etc purchasing, is carried out. In 2019 the agriculture state support measures were included preferential loans, "unified" regional subsidy, a subsidy part of the interest rate on investment loans recovering, compensation for direct costs for the APK facilities construction and modernization incurring, a subsidy for dairy cattle production increasing. Support for Russian Federation's subjects is carried out in the same directions as the federal ones, since they only with these measures co-financing, from Russian Federation budgets are provided. In a "single" regional subsidy, the subjects can the spending recourses' direction and volume independently to determine. Also there are such support measures that only from the Russian Federation subjects' budgets are financed. It is necessary beef cattle breeding targeted support to continue. Keywords: beef cattle breeding, state programs, support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.