Научная статья на тему 'Музейный мир в XXI веке: векторы развития'

Музейный мир в XXI веке: векторы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5616
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ МИР / МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКC / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / CULTURAL GLOBALIZATION / MUSEUM WORLD / MUSEUM ARCHITECTURE / MUSEUM COMPLEX / DEVELOPMENT VECTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мастеница Елена Николаевна

В статье анализируются предпосылки и факторы, обусловившие количественный и качественый рост музеев во второй половине XX в., а также содержание понятия и структура динамично развивающегося музейного мира. На основе рассмотрения ведущих тенденций в современной музейной архитектуре и социокультурных трансформаций музейного мира в условиях и реалиях начала XXI в. делается вывод о многовекторном пути развития радикально меняющейся музейной институции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum world in the XXI century: development vectors

In article prerequisites and the factors which have caused quantitative and high-quality growth of the museums in the second half of the XX century, and also the content of concept and structure of dynamically developing museum world are analyzed. On the basis of leading tendencies consideration in modern museum architecture and social and cultural transformations of the museum world in conditions and realities of the beginning of the XXI century a conclusion about a multivector development of considerably changing museum institution is done.

Текст научной работы на тему «Музейный мир в XXI веке: векторы развития»

УДК 069.Г20'

Е. Н. Мастеница

Музейный мир в XXI в.: векторы развития

В статье анализируются предпосылки и факторы, обусловившие количественный и качественый рост музеев во второй половине XX в., а также содержание понятия и структура динамично развивающегося музейного мира. На основе рассмотрения ведущих тенденций в современной музейной архитектуре и социокультурных трансформаций музейного мира в условиях и реалиях начала XXI в. делается вывод о многовекторном пути развития радикально меняющейся музейной институции.

Ключевые слова: культурная глобализация, музейный мир, музейная архитектура, музейный комплекс вектор развития

Elena N. Mastenitsa

Museum world in the XXI century: development vectors

In article prerequisites and the factors which have caused quantitative and high-quality growth of the museums in the second half of the XX century, and also the content of concept and structure of dynamically developing museum world are analyzed. On the basis of leading tendencies consideration in modern museum architecture and social and cultural transformations of the museum world in conditions and realities of the beginning of the XXI century a conclusion about a multivector development of considerably changing museum institution is done.

Keywords: cultural globalization, museum world, museum architecture, museum complex, development vector

Возможности человека предвидеть будущее были и остаются весьма ограниченными. То, что в какой-то момент кажется вполне предсказуемым, зачастую не сбывается. А то, что не могли даже представить себе самые сильные умы, происходит и переворачивает мир. Попытки прогнозировать будущее предпринимались как в далеком прошлом, так и накануне ушедшего XX в. Очевидно, то же самое повторится и с попытками заглянуть в XXI в. Наверняка, действительность вновь удивит и поставит в тупик многих, если не большинство футурологов. В то же время будет крупной ошибкой, если мы откажемся размышлять о будущем вообще. Мир надо осмысливать в его реальности. Во всяком случае, ближайшее будущее будет продолжением в основном тех реалий и тенденций, которые обнаружились и проявились в XX в. Данный подход, на наш взгляд, приемлем и для критического анализа музейного мира, способствующего взвешенному прогнозированию путей и перспектив его развития. Феномен музея имеет корни, глубоко уходящие в культуры Древнего мира, а сами музеи прошли долгий путь становления и трансформаций. Историки музейного дела выделяют следующие принципиально важные, этапные периоды развития, совпадающие с главнейшими этапами истории мировой куль-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

19

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

туры: протомузейные собрания Античности, рождение первых музеев в эпоху Возрождения, музей как Храм искусства и науки в эпоху Просвещения, феномен Публичного музея в Новое время. Эволюция музеев завершилась возникновением в европейских странах музея для Публики, в основе которого лежали коллекции подлинных предметов натуральной или социальной истории или художественные коллекции, приобщение к которым должно служить просвещению публики1. Классическая модель европейского музея в XIX в. имела такие ярко выраженные признаки, как системность, упорядоченность, иерархичость. Сама история возникновения музея и этапы его становления, по нашему мнению, подтверждают следующие его характеристики: долголетие как исторического явления, адаптивность как социокультурного института, проективность как культурной модели. Вместе с развитием музея происходило и формирование музейного дела - специфической области культурной и социальной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций.

Наступление XX в. и его исторические метаморфозы предопределили изменение сущности музея от модели учреждения культуры к ресурсу ее развития. Особенно глубокими трансформациям развития общества и культуры была ознаменована вторая половина XX в. Прежде всего, следует выделить коммуникационную революцию, ставшую прологом культурного плюрализма, активизации межкультурных взаимодействий, открытому культурному диалогу. Известный канадский музеолог Дункан Камерон предпринял попытку осмысления происходивших изменений феномена музея в контексте бурного развития массовых коммуникаций (СМИ, телевидения и др.) и в название своей статьи обозначил острую дилемму «Музей: храм или форум»2. Работа Д. Камерона явилась своеобразным манифестом, зафиксировавшим ведущие тенденции развития музейного мира и предсказавшим его состояние в отдаленном будущем. Именно его идеи впоследствии будут положены в основу теории музейной коммуникации.

Другим важным концептуальным прорывом в теории и практике музейного дела второй половины XX в. стали идеи «новой музеологии», объяснявшие появление новых типов музеев и рост учреждений музейного типа. «Экомузей имеет дело с наследием живым, использующимся по-новому его владельцами в непрерывном воспроизводстве и являющимся основой повседневной деятельности, и сохраненным, которое составляет незримую основу всех человеческих переживаний. Говорить о наследии - значит, прежде всего, иметь в виду изучение, описание и интерпретацию как материальных, так и нематериальных объектов»3. Рост и развитие экомузеев как музеев «места, времени и действия» были теоретически обоснованы в программной статье Жоржа Анри Ривьера «Эволюционное определение экомузея»4.

Во второй половине XX в. настойчиво проявлялась тенденция территориальной экспансии музея: они охватывают все больше мест в открытом пространстве

20

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

(архитектурные ансамбли, природные комплексы, шахты, прииски, карьеры). Границы музея расширяются до широких просторов села или даже города. Экомузей представляет посетителю единство географических и культурных характеристик целого региона и стал универсальным типом музея, получившим интенсивное развитие в разных странах5. Таким образом, нельзя не признать справедливым мнение Франсуа Юбера о том, что «экомузей, как и аналогичные учреждения других типов, ставят под сомнение концепцию универсального музея, статичного во времени и пространстве»6.

Еще одной концепцией, существенно повлиявшей на развитие музейного мира, стали идеи «воображаемого музея» или «музея без стен», которые были сформулированы в трудах французского писателя, исследователя культуры и теоретика искусства А. Мальро, в некотором смысле предсказавшего появление виртуальных музеев7.

Отметим также еще один важный фактор развития музейного дела. В XX в. оно становится объектом культурной политики государств, определявшей формирование основных направлений музейной деятельности и музейных профессий. Однако в конце XX в условиях интенсивных глобализационых процессов понятие «музейное дело» уже не отражает те глубиные транформации, которые переживает музей, что обусловило появление более расширенного понятия «музейный мир». Музейный мир - это постоянно и динамично эволюционирующая структура, составными элементами которой являются:

- Материальное пространство (объекты истории, культуры, природы, признанные ценными и значимым, а также институты,способствующие их сохранению).

- Нематериальное пространство (духовные ценности, смыслы, социокультурный опыт, идеи, знания о музее и музейной деятельности).

- Коммникационное пространство (культурные и социальные практики, условия и компоненты музейной деятельности).

Иными словами, музейный мир следует расматривать как часть действительности, обладающей признаками музейности. Каковы же траектории развития музейного мира в условиях вызовов и реалий XXI в.? Прежде всего следует указать факторы, определяющие развитие макросреды. К наиболее важным и существенным из них, по-нашему мнению, относятся:

- Глобализация в политическом, социальном и культурном измерениях.

- Информатизация и компьютерные технологии.

- Экономическая социодинамика и рыночный фундаментализм.

- Постмодернизм как широкое течение, утверждающее научный, культурный и художественый плюрализм.

Ситуация постмодерн по отношению к такому стабильному историческому феномену культуры как музей может быть охарактеризована как «музей на перепу-тьи». Она была осмыслена известным архитектором и теоретиком постмодерниз-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

21

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

ма Чарльзом Дженксом, изложившим свои воззрения в статье «Зрелищный музей: между храмом и торговым центром: осмысление противоречий»8.

Зафиксированный в конце XX в. постоянный рост числа новых музеев, в том числе специально построенных к наступлению 2000 г., дал основание Ч. Дженксу провести параллель со строительством христианских соборов к 1000 г.: «Что это -эра нового ренессанса или же эпоха постхристианства, в которой культура займет место религии?»9. Одну из причин обострившихся в эпоху постмодерна противоречий внутри музейной институции Ч. Дженкс видит в том, что изначально «музей не является единым организмом, но объединяет в себе несколько противоположных по назначению институций, которые лишь по случайному стечению обстоятельств называются одним и тем же именем»10. С одной стороны, по мнению Дженкса, «музей - это место, где умеют «подать» медитацию и размышление», а, с другой, «музей превращается в стройплощадку культурной индустрии, мини-университет, место работы для тысяч профессионалов, связанных с этой индустрией (критиков, историков, кураторов, журналистов, преподавателей). Музей становится активным участником культуриндустрии и одновременно с этим главным арбитром на этом поле»11.

Согласно точке зрения современного французского музеолога Раймоне Мон-пети: «Постмодернистской эпистеме музея свойственно потребительство, означающее предложение и использование продуктов, ресурсов и опыта, так что современный музей становится поливалентным культурным центром, предлагающим посетителю неограниченно и неконтролируемо получать информацию и эмоциональные переживания»12.

Итак, ситуацию развития музейного мира в начале XXI в. можно обозначить слоганом: «между триумфом и кризисом, кризисом и новой парадигмой». Музейной институции, чтобы быть созвучной социальным ритмам и быть актуальной в культурном многообразии, необходимо взять на вооружение открытость, демократизм, ультрасовременные технологические возможности, активную научную рефлексию, профильную репрезентативность и стремиться к глобальной распространенности.

Одним из ведущих векторов развития является переживаемый в начале XXI в. настоящий «бум» музейной архитектуры. Акцент на архитектуре обусловлен ее возможностями визуализации тех новых тенденций и смыслов, которые выявляются в процессе трансформации культуры современного общества. Проекты таких музеев как Музей искусств в Денвере (арх. Даниэль Либескинд), Музей Мерседес-бенц в Штутгарте (голландское бюро UN Studio совместно с инженерным бюро Вернера Зобека), Музей искусств в Милуоки (арх. Сантьяго Калатрава), Галерея Тейт-модерн в Лондоне (арх. Херцог и де Миерон) не только эпатажны, но и в некотором смысле агрессивны, претендуют на статус градостроительной доминанты, воплощая бунт против обыденности и повседневности или отражая стремление к неземному, инопланетному. В современой музейной архитектуре отчетливо прослеживаются две

22

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

противоположных тенденции. Первую можно условно обозначить как тенденцию возникновения «музея без стен», когда музей органично вписан в окружающую среду, является открытым и гармоничным пространством, предназначенным для разнообразных коллекций тематических собраний. К таковым можно отнести Музей Мома в Нью-Йорке (арх. Танигучи), созданный для коллекций современного искусства, Музей на набережной Бранли в Париже (арх. Жан Нувель), демонстрирующий коллекции искусства народов Азии, Африки и Америки, Музей Ордрупгаард в Дании (арх. Заха Хадид), основой коллекции которого музея является французская живопись XIX - начала ХХ в.

Вторая тенденция может быть сформулирована как «стены без музея», поскольку реализует идею музея без традиционных коллекций в основе, созданных по принципу, который сформулировал Ч. Дженкс: «постройте и придут они», имея в виду коллекции, художников, мероприятия, публику. Грандиозные авторские замыслы, согласно которым здание, предназначенное для демонстрации произведений искусства, само становится искусством, воплотились в Музее Гуггенхайма в Бильбао (арх. Фрэнк Гери), в проектах музея Гуггенхайма в Вильнюсе (арх. Заха Хадид) и музея Гуггенхайма в Абу-Даби (арх. Фрэнк Гери). Такие музеи перестают быть «статичной» архитектурной единицей в пространстве города, они активно вторгаются в социальную жизнь, изменяют среду, в которой они находятся. К тому же в новых музейных сооружениях используются ультрасовременные материалы и элементы: стеклянные стены, полы и потолки, прозрачные лифты, голографические экраны для мультимедийных шоу. В современных музейных проектах особую роль играют решения внутреннего пространства. Они предполагают окончательное разрушение былой структуры музейной организации, в основе которой лежала четкая экспозиционная логика, определявшая движение посетителя, создававшая необходимые барьеры между посетителем и экспонатом. В современных музейных зданиях, напротив, решающую роль приобретает пространственное разнообразие помещений, прозрачные перегородки, богатство эффектов освещения и цветовой гаммы, создающих непредсказуемые художественные аберрации. Очевидно, истинных шедевров на все музеи мира не хватает, поэтому музейная архитектура призвана поражать посетителей. Таким образом, вектор развития музейного мира указывает на то, что для успешного выживания музей должен выглядеть модно и даже вызывающе, чтобы издалека и по мере пребывания в музее всем было видно, насколько он престижен.

«Стены без музея» являются ярким отражением культурной глобализации, диктующей создание мегамузев в мегаполисах и обостряющей ситуацию «на перепу-тьи», когда музей должен сохранять баланс между храмом и Диснейлендом, между хранилищем и спектаклем. Вследствие этого он должен доказывать свою уникальность, развивать гибкость, адаптивность, умение отвечать на вызовы, сохраняя «лица необщее выражение».

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

23

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

Одним из способов противостоять унификации, стандартизации, власти стереотипов, которые несет в себе глобализация, а также театрализации музейной экспозиции в угоду требования зрелищности является вектор развития музея как пространства подлинных вещей, несущих память о прошлом, музея понятного человеку, соразмерному человеку, в некотором смысле «домашнего». Гуманистический смысл и предназначение музея, который должен стать «меньше, индивидуальнее и дешевле» артикулировал и акцентировал лауреат Нобелевской премии турецкий писатель Орхан Памук в «Манифесте для музеев»:

Великие национальные музеи, такие, как, например, Лувр и Эрмитаж, появившиеся в результате того, что для людей открыли императорский либо королевский дворец, ставшие обязательной для посещения туристической достопримечательностью и национальным символом, показывают, что история нации (то есть исторический процесс сам по себе) важнее, нежели история отдельного человека. Однако именно на примере истории отдельного человека легче показать духовную высоту человечества. Задача музеев настоящего и будущего - рассказывать не о государстве, а о человеке. Огромные дворцы, властвующие над кварталами и городами, не показывают наши души, наоборот - они их стесняют. Человеку ближе идея скромного музея, который превратит квартал, улицу, дома, магазины - словом, все вокруг, -во фрагмент музея!13

Итак, между двумя обозначенными определяющими векторами развития музейного мира сохраняется множественость точек зрения, взглядов, теорий, концепций и проектов, которая позволяет обозначить и множество моделей музея XXI в.: «лавка древностей», «фабрика впечатлений», «социальная фирма», «экспериментально-образовательный мультимедиа комплекс», «музей-шоу», что подтверждает многовекторый путь развития музейной институции.

Музейные и выставочные пространства в XXI в. продолжают радикально и стремительно меняться. Раздвигая границы реальности, они выходят в городскую среду, природный ландшафт, осваивают памятники архитектуры, заброшенные промышленные и транспортные сооружения, активно проникают в медиасреду и становятся ее частью. Музеи реставрируют свои исторические здания, реконструируют их, расширяют и строят новые. Мировой музейный бум и интенсивное развитие туризма превращают музеи в место притяжения больших масс людей, а также прострнаство их эмоционального, эстетического и общественного образования. Музеи воспитывают не только чувство прекрасного, но чувство национального самосознания и достоинства, приучают людей жить в динамике диалога и взаимодействия различных кульур. Экспансия музеев стала процессом, не только захватившим самих музейщиков, но и вовлекшим в свою орбиту власти и бизнес. В крупных странах на музейное строительство, ставшее невероятно престижным,

24

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

тратятся огромные суммы. Реконструкции музеев и изменение границ музейного мира, соответственно, расширяют круг требований, предъявляемым к современным музейным комплексам, которые помимо экспозиции включают в себя: выставочные залы, депозитарий, исследовательские и реставрационные мастерские, архивы, административные помещения. Музейный комплекс, ориентированный на большое количество посетителей, также обладает инфраструктурой: кафе, магазины, зоны отдыха и развлечения. Многие музеи по сути становятся небольшими городами, в которых есть парковки, транспорт, рестораны, торговые залы, гостиницы, аудитории, театры, концертные залы, полицейские участки. Музеи создают собственую этику, экономику, корпоративную культуру. Сегодня они служат не только эталоном достоверности и подлинности, высокого вкуса, но и перспектив социального и культурного развития. Музеи предлагают свои решения многих острых проблем: от детской психологии до межнациональных отношений. Между тем, расширение музеев как в территориально-пространственном отношении, так и в социокультурном плане создает немало проблем. Еще больше, очевидно, их появится в будущем. Огромные музейные комплексы трудно содержать как в финансовом лане, так и в управленческом и организационном. Ориентация на доходы и прибыли, на туристов и светские мероприятия требует создания специальных структурных подразделений и концентрации ресурсов, отнимая время и силы сотрудников от реставрационой и научной деятельности. Более того, рост количества посетителей, который всегда был одним из важных показателей эффективного развития, не всегда адекватен росту расходов. А главным, на наш взгляд, если не определяющим обстоятельством является то, что он практически не соизмерим с уровнем качества восприятия музейных экспонатов и музейной информации. Для многих музеев угроза перехода от «храма» к «диснейленду» становится уже не гипотетической, а вполне реальной. При этом, естетсвенно, существенно возрастает возможность внешних влияний на музей, что ослабляет его способность к принятию самостоятельных решений. Амбициозные архитекторы не всегда считаются с мнением хранителей при создании условий представления экспонатов публике. Музейный дизайн и архитектура порой противоречат друг другу. Векторы сегодняшнего развития музеев, во многом решая их вчерашние проблемы, создают им проблемы будущего. В силу интенсивного влияния внешних факторов возрастает роль единства музейного сообщества, повышения уровня его компетентности и квалификации, взаимопомощи и взаимоподержки. Важным элементом музейного мира должен стать стратегический союз как решение об объединении ресурсов, которых всегда не хватает и в музее, и в культуре. Это может быть объединение финансов или объединение людей. Смысл объединения заключается в том, что вместе легче справиться с требуемым объемом работы или с новым проектом. Таким образом «ресурс взаимодействия» становится одним из важнейших в развитии профессионального музейного сообщества XXI в.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

25

__________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры____

Трансформация модели музейной институции от музея «как привилегия» к музею «как право», а также существенные изменения музейного мира под воздействием макропроцессов позволяют говорить о музее XXI в. как о постоянно эволюционирующей структуре, призванной выполнять новую социальную и экономическую роль в условиях глобализации, мирового экономического и гуманистического кризиса. Благодаря профессиональному потенциалу, креативному мышлению, отказу от стандартизированных решений и поиску новых способов представления музейной информации музеи неуклонно обретают новый имидж, а музейный мир становится более открытыми и демократичными, ориентированным на разные слои общества, включая социально незащищенные и дезадаптированные, расширяющий доступ к коллекциям и их изучению, ищущий новые модели адаптации и способы модернизации в глобальном мире.

Примечания

1 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 408 с.; Его же. История музейного дела конца XVIII - начала XX в. СПб.: СПбГУКИ, 2007. 336 с.; Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус. слово, 2003. 536 с.; Ее же. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М.: Эксмо, 2011.544 с.

2 Cameron D. F. The museum, a temple or the forum // Curator: the museum j. 1971. Vol. 14, P. 11-24; Камерон Д. Музей: храм или форум? // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. М., 1992. С. 259-275.

3 Беллег-Скальбер М. Участие населения в работе экомузея // Museum. 1985. № 4. С. 5.

4 Riviere G. H. The ecomuseum: an evolutive definition // Museum. 1985. № 148. P. 182-184.

5 Куклинова И. А. Экомузеи и культурно-идентификационная концепция региона: на примере Франции // Глобальное пространство культуры: материалы междунар. науч. форума, 12-16 апр. 2005 г. СПб., 2005. С. 346-348.

6 Юбер Ф. Экомузеи во Франции: противоречия и несоответствия // Museum. 1985. № 4. С. 9.

7 Куклинова И. А. «Воображаемый музей» А. Мальро: антипод или прообраз современного музея? // В поисках музейного образа: материалы науч. конф., Санкт-Петербург, 12-13 апр. 2007 г. СПб., 2007. С. 198-206.

8 Дженкс Ч. Зрелищный музей - между храмом и торговым центром: осмысление противоречий // Пинакотека. 2001. № 12. С. 5-15.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Monpetit R. Musees et universites: des functions en redefinition, des missions complementaires, des collaborations requises // Les musees en movement: Nouvelles conceptions, nouveaux publics. Bruxelles, 2000. P. 43.

13 Памук О. Мой скромный манифест для музеев // Материалы Первого форума литературных музеев. М., 2013. С. 5-6.

26

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.