Научная статья на тему 'Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом'

Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8529
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВА / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЕЯ И ОБЩЕСТВА / MUSEUMS / MUSEUM COMMUNICATION / PARTNERSHIP STRATEGY / LOCAL COMMUNITY / PARTICIPATORY CULTURE / MUSEUMS AND SOCIETY INTERACTION AND CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна, Мацкевич Юлия Юрьевна

Положение музея в обществе во многом зависит от налаживания коммуникационной стратегии партнерства. Сегодня возросла роль местного сообщества как важнейшего партнера музея. Информационное общество ждет от музея новых подходов в его работе, вовлечения сообщества в непосредственное участие в жизни музея и в создание личностью собственных культурных смыслов. Рассматриваются примеры проявления «культуры участия» в музейном пространстве России и Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum in outer interactions: museum and a local community

The social role and influence of museum depends on partnership development as museum communication strategy. The local community becomes more important partner for museum today. The Information society demands new principles of museum’s activity, involving local community in museum’s life and co-creation their own culture senses. In the article revealed examples of participatory culture in Russian and Saint Petersburg museums.

Текст научной работы на тему «Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом»

УДК 069.15

Ю. В. Зиновьева, Ю. Ю. Мацкевич Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом

Положение музея в обществе во многом зависит от налаживания коммуникационной стратегии партнерства. Сегодня возросла роль местного сообщества как важнейшего партнера музея. Информационное общество ждет от музея новых подходов в его работе, вовлечения сообщества в непосредственное участие в жизни музея и в создание личностью собственных культурных смыслов. Рассматриваются примеры проявления «культуры участия» в музейном пространстве России и Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: музеи, музейная коммуникация, стратегия партнерства, местное сообщество, культура участия, взаимодействие музея и общества

Julia V. Zinovjeva, Julia J. Matskevich Museum in outer interactions: museum and a local community

The social role and influence of museum depends on partnership development as museum communication strategy. The local community becomes more important partner for museum today. The Information society demands new principles of museum's activity, involving local community in museum's life and co-creation their own culture senses. In the article revealed examples of participatory culture in Russian and Saint Petersburg museums.

Keywords: museums, museum communication, partnership strategy, local community, participatory culture, museums and society interaction and co-operation

Музей - общественный институт, социокультурная система, интегрированная в многочисленные общественные связи. Состояние взаимосвязей музея, его контактов с внешней средой и его общественный имидж - две стороны одной медали. Именно из мнений участников многочисленных взаимосвязей музея создается образ того, что есть музей и чем он должен быть. Позитивные контакты обычно способствуют выработке соответствующего образа музея. В связи с этим, важнейшей стратегией коммуникации музея является стратегия партнерства. Выстраивание стратегии партнерства затрагивает прежде всего субъектов коммуникации группового уровня. Партнерство понимается нами как технология координации деятельности организаций, не связанных друг с другом ни административными, ни рыночными отношениями. Партнерство предполагает взгляд на организацию культуры как на часть (part) более масштабного целого или как на элемент другой системы1.

Напомним основных участников системы внешней коммуникации музея, партнеров в социокультурной среде2:

1) Профессиональное сообщество и организации сферы культуры.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

83

________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

2) Администрация и управление - государство, вышестоящие органы управления культурой, комитеты и министерства, центральные и местные органы власти, городские, районные и муниципальные.

3) Организации сферы бизнеса, реальные и потенциальные спонсоры и донаторы.

4) Дарители и коллекционеры, держатели музейных предметов, антикварный рынок.

5) Добровольные помощники - волонтеры.

6) Учреждения науки, искусства и вузы.

7) Организации сферы образования.

8) Политические партии и организации. Религиозные организации. Общественные организации.

9) Средства массовой информации (СМИ).

10) Организации сферы туризма.

11) Музейная аудитория: от постоянных подготовленных посетителей до не посетителей.

12) Местное сообщество и общество в целом.

В рамках концепта культуры участия (participatory culture) именно посетители и местное сообщество мыслятся ведущими партнерами современного музея. Понятие «Местное сообщество» (local community), связанное с реалиями социальной и политической жизни современного гражданского общества, пришло на смену понятию «местные жители», широко использовавшемуся в социологических исследованиях советского музея 1970-х гг.3 Местное сообщество рассматривается Ю. Филипповым и В. Гассий как «группа людей в природной окружающей среде, обладающая географическими политическими и социальными границами и развитым общением друг с другом. Это общение может быть не всегда активным, но оно должно быть явным. Группы взаимодействуют на определенной территории для достижения совместных целей»4.

Эти же исследователи выделяют основные признаки местного сообщества. Это, во-первых, население, некая общность людей (историческая, культурная, соседская и т. д.). Во-вторых, это место (территория), пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т. д.). Третьим признаком является социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общие властные структуры, общественные услуги, организации, взаимосвязь в производственной деятельности и т. д.). И последним, важнейшим признаком становится чувство сообщества, психологическая идентификация с сообществом (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом).

84

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

Местное сообщество, таким образом, может поглощать в себе всех остальных участников музейной коммуникации, поскольку включает в себя лиц, составляющих местную администрацию, местный бизнес, сотрудников образовательных и культурных институтов данной территории и т. д.

Как мы видим, понятие сообщества несколько размыто, особенно если рассматривать его в границах мультикультурного мегаполиса, такого, как Санкт-Петербург. Но даже в рамках мегаполиса можно выделить уровни местного сообщества - общегородской (петербуржцы) и районный, основанный на исторически сложившемся территориально-административном делении и традиционной топонимике (например, жители Коломны или красноселы - жители Красного Села). Музеи Петербурга имеют дело с сообществами обоих уровней, однако более перспективными, на наш взгляд, являются взаимоотношения музеев с ближайшим сообществом - жителями и организациями, находящимися по соседству. Выстраивание отношений с местным сообществом, непосредственное участие в повышении качества жизни сообщества сегодня осознается важной задачей большинством музеев России.

Культура участия в современном обществе - признаваемое многими культурологами явление. Человек постиндустриального, информационного общества -не просто потребитель услуг культуры. Его культурные потребности вырастают на возможностях, предоставленных мультикультурным обществом, стремительно распространившимися масс-медиа и интернет, социальными сетями и возможностью самовыражения в едином информационном пространстве, возможностью активного участия в разнообразных культурных практиках - от выкладывания фотоальбомов до создания виртуальных музеев в сетях. Исследователи и практики музейного дела все чаще обращаются к положениям этой теории. В музейном деле положения о необходимости разностороннего общественного участия в деятельности музеев - прежде всего американская традиция, отраженная в первых работах о музеях Дж. К. Даны и П. М. Ри, Л. В. Коулмана5.

В музейной теории эти идеи широко провозгласил в 1970-80-х гг. в своих трудах и общественной деятельности К. Хадсон, прежде всего, в не потерявшей актуальности работе «Музеи влияния» 1987 г.6 Он заявил, что музеи должны быть агентами перемен в обществе, оказывая влияние на окружающую действительность. И в этом важнейшую роль играет умелое взаимодействие с местным сообществом. Пример «музея по соседству» Анакостия вдохновляет уже не первое поколение музейных специалистов на кропотливую работу с местным населением.

В XXI в., на новом этапе развития музейного мира, идеи взаимодействия осмыслила и развила Нина Саймон - автор нашумевшей книги «Музеи участия», 2011, которая полностью поддержала идеи своей книги, выложив ее в Интернет и предложив оставлять комментарии всем желающим7. По мнению автора, чтобы отвечать вызовам современности, музей должен стать общественно-ориентированным институтом, полезным, актуальным и понятным, как торговый центр или вокзал.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

85

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

Посетители извлекают свое собственное содержание из культурного опыта, предлагаемого муземи. Именно идеи посетителей могут лежать в основе создания проектов и общественно-ориентированных программ. Посетители должны стать не пассивными потребителями услуг музеев, а активными сотворцами, участниками культурных событий.

Нина Саймон определяет музей участия как место, где посетители могут создавать смыслы, обмениваться идеями и общаться друг с другом по поводу определенного содержания. Таким образом, музей становится местом культурного взаимодействия представителей местного сообщества. Эту идею Нина Саймон автор продвигает и далее в своем блоге «Музей 2. 0. «. «Вовлечение аудитории в музейную деятельность - и это не то же самое, что интерактивность. Это не только волонтерство, это еще много разных форм участия, когда какая-то часть аудитории становится не просто пассивными зрителями, а становится активными участниками. Когда мы с ними консультируемся, когда мы записываем их жизненные истории, когда мы принимаем у них какие-то вещи, которые затем составляют часть нашей коллекции, когда мы пытаемся в общении с ними понять, что сегодня актуально, тем самым они принимают участие в политике нашего музея. Мы консультируемся точно так же с молодежью, с разными возрастными группами. Есть детские советы при музее, к которым всерьез прислушиваются. Есть также практика привлечения представителей субкультур или субкультурных групп к созданию специальных музейных проектов, выражающих ценности и интересы этих групп - для всех остальных»8.

В России идеи культуры участия поддерживает грантовый конкурс Благотворительного Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»9. Так, в 2013 г. среди проектов-победителей юбилейного X грантового конкурса треть была направлена на усиление общественной роли музеев в местном сообществе. Например, реализуемый в духе культуры участия и рассчитанный на взаимодействие с местным сообществом проект-победитель в номинации «Музейные исследования» Свердловского областного краеведческого музея (Екатеринбург) «Искусство путешествий»10. Он предполагает исследование и актуализацию музейных собраний, связанных с темой путешествий. Наряду с изучением собственных фондов, планируется широкое вовлечение местных жителей, имеющих опыт путешествий, в процесс осмысления коллекции и создания итоговой выставки. В совместной с горожанами работе предполагается исследовать путешествие как особое культурное явление, сопоставить и осмыслить собственный туристский опыт, ответить на вопросы, волновавшие путешественников во все времена, найти точки соприкосновения туристов разных эпох, типов, традиций. Для этого музей организует работу с фокус-группами, конкурсы идей, интервью и обсуждения в социальных сетях. Итоговая выставка позволит посетителям понять самих себя, узнать, как можно путешествовать по-другому, и задуматься о путешествии как искусстве.

86

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

Другой проект 2013 г. - проект «Совершенно открыто» Музейно-выставочного центра города Заречный Пензенской области, направлен на создание пешеходного историко-культурного туристического маршрута с целью повышения туристической доступности и привлекательности культурного наследия города Заречного Пензенской области, одного из закрытых административно-территориальных образований в системе Госкорпорации «Росатом». Залогом успешности его реализации является активное взаимодействие с местным сообществом. В рамках проекта планируется музеефикация объектов и создание тематического сайта, который даст возможность самостоятельного составления маршрута. Формат работы с сайтом и интерактивной туристической картой предполагает возможность для каждого из посетителей публикацию фотографий, отзывов, впечатлений и комментариев о посещении города, ведение собственного блога. Также музейно-выставочный центр собирает истории местных жителей с целью создания сборника «Легенды и мифы закрытого города», включающего в себя рассказы о далеком прошлом городской территории, а также о его современной истории. Еще одной задачей проекта является поощрение углубленного изучения культурного наследия жителями и гостями города, в первую очередь - молодежью. Проектом предусмотрено создание собственного мобильного приложения, интегрированного в социальные сети, с подготовкой проблемно-познавательных маршрутов и интерактивных игр, с привлечением участников из числа местных школьников и студентов, а также иногородней молодежи. Авторы проекта «Совершенно открыто» рассчитывают, что в процессе его реализации будет сформировано новое местное сообщество из числа любителей истории города, добровольных помощников авторского коллектива, волонтеров и экскурсоводов11.

Многие из реализованных уже проектов серьезно изменили отношения музеев с местным сообществом, превратив музей в доступное и необходимое для жителей место общения, проведения досуга и совместной деятельности на общее благо.

Из масштабных проектов, отражающих эти идеи, следует выделить победителя конкурса 2006 г. - межмузейный проект экологического образования «Помой-ка!» Тверского государственного объединенного музея12. Проект был направлен на изменение отношения населения к проблеме загрязнения окружающей среды - и одновременно на изменение отношения к музею: выявление его способности не быть «помойкой из старых вещей», а быть объединяющим фактором в защите среды обитания человека. Осуществляя модель «проект в проекте», головной музей в Твери провел среди своих филиалов конкурс проектов и профинансировал наиболее успешные из них. Реализованные небольшими музеями проекты привлекли местных подростков и молодежь к очистке исторических территорий от мусора и грязи («Пустыри памяти» Калязинского краеведческого музея и «Большое в малом! Убедись! За дело доброе примись!» Кимрского краеведческого музея), а также их озеленению («SOS-енка» Бежецкого краеведческого музея). Подводя итоги проде-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

87

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

данной работы, руководитель проекта «Помой-ка!» Е. А. Полозова констатировала, что успех каждого из локальных проектов в большой степени зависел от уровня партнерского взаимодействия, которое прочнее в небольших городах, поскольку партнерство строится преимущественно на личных контактах13.

В число лучших реализованных проектов грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» прошлых лет вошли два проекта, которые вовлекли местное сообщество в процесс создания экспозиций, посвященных страницам общественно-политической истории нашей страны. Оба они получили гранты в номинации «Технологии музейной экспозиции».

Недавно открывшийся для публики проект-победитель конкурса 2012 г. «Мы, собравшись, постановили...» поставил задачу спровоцировать общественное обсуждение вопросов, связанных не только с традиционной политической культурой, но, через ее призму, с современным этапом развития политической системы и гражданского общества. Появившаяся в результате реализации проекта экспозиция работает в Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области «Се-менково», филиале Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Она размещена в деревянной избе сельского старосты О. С. Храпова, памятнике архитектуры XIX в., перевезенном в так называемый «музей под открытым небом» из вологодской деревни Бор.

Тема экспозиции - «Структура крестьянского общественного управления и отношения к ней во второй половине XIX - начале XX вв. в России» раскрыта с широким применением интерактивных методов. В экспозиции созданы возможности для самостоятельной работы посетителя (за рабочим столом он может познакомиться с подлинниками документов и их расшифровками, написать прошения в различные инстанции как рубежа XIX-ХХ вв. (волостной суд, земскому начальнику, начальнику губернии и т. д.), так и отправить письмо в органы современной государственной власти.

То, что музей деревянного зодчества становится не только хранителем и популяризатором традиционной культуры, но и ставит задачу содействия развитию институтов гражданского общества, демократии в России, вначале удивило власти Вологодской области. Но они сумели быстро сориентироваться в ситуации и понять, каким выгодным партнером в решении насущных проблем гражданской инертности, с одной стороны, и безразличия местной власти к нуждам избирателей, с другой стороны, может стать музей.

В самом начале реализации проекта были проведены Общественные слушания по проекту «Мы, собравшись, постановили.» в Законодательном Собрании Вологодской области. Их ведущим был Председатель Законодательного Собрания Вологодской области Г. Е. Швецов. Выступавшие депутаты, представители общественных организаций, ученые, музейщики пришли к выводу о том, что новая музейная экспозиция должна стать площадкой общественного диалога, где пред-

88

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

ставители гражданского общества, органов власти смогут вести конструктивную беседу. В дневнике проекта записано: «Этот день, 15 января 2013 г., навсегда войдет в историю музея «Семенково»14.

Когда музейная экспозиция была открыта, одним из первых ее посетителей стал Председатель Законодательного Собрания Вологодской области Г. Е. Шевцов. Он заявил: «Я думаю, что побывать здесь будет полезно и главам районов, и сельским старостам, и депутатам всех уровней. Посмотреть, как было устроено раньше и что-то взять полезное для сегодняшнего дня. Мы сегодня много говорим об общественном управлении, о муниципальном устройстве, мы сейчас совершенствуем эту работу в районах, и вековой опыт, накопленный нашими предками, думаю, нам в этом деле пригодится. Я хочу сказать большое спасибо музею «Семенково» за проведенную работу и интересную экспозицию»15.

Другим удачно реализованным проектом стал проект «Страна Гайдарика» Музея политической истории России (Санкт-Петербург), победитель конкурса 2010 г. Одноименная экспозиция, построенная в филиале музея -Детском музейном центре исторического воспитания, адресована семейной аудитории и детям. Она рассказывает о советском (ленинградском) детстве 1930-х гг. Форма представления сложного исторического материала - игровая. Но помимо выполнения динамичных заданий, которые помогают воссоздать атмосферу времени и увидеть историю глазами ребенка - помечтать о подвигах «тридцатых», экспозиция предлагает детям проявить себя в качестве исследователей. Для этого нужно войти в «архив детства». Здесь посетители могут познакомиться с жизненными историями своих ровесников из далеких 1930-х. «Архив детства» - это небольшая комната, где за дверцами и в ящичках старых шкафов спрятаны подлинные вещи - свидетельства того времени. Здесь можно увидеть фотографии их хозяев и услышать их небольшие рассказы о том времени и о своем детстве, записанные в 2011 г. специально для этого проекта. Таким образом, в экспозиции сталкиваются две реальности -художественная, сконструированная ведущим детским писателем того поколения А. Гайдаром, и реальность читательского бытия, представленная в драматических и противоречивых судьбах, зачастую совсем не похожих на судьбы гайдаровских героев.

Появление «архива детства» стало возможным, поскольку в реализацию проекта были вовлечены 15 пожилых петербуржцев из числа «друзей музея» - ближайших помощников и дарителей Детского музейного центра. Они вошли в число музейных экспертов, так как их предвоенное детство прошло в Ленинграде. 80-летние эксперты также приняли непосредственное участие в отборе экспонатов для оформления «чердака 1930-х», рассказывая о том, какие именно вещи бытовали в ленинградских квартирах в предвоенный период.

Опыт совместной работы с местным сообществом над значимыми темами был продолжен музеем в последующие годы. В 2013 / 2014 уч. г. Детский музейный

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

89

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

центр исторического воспитания МПИР вновь привлек представителей местного сообщества в качестве экспертов по изучению эпохи сталинизма в российской истории. Новый проект «Жизнь длиннее горя» соединил петербуржцев, переживших в своем детстве сталинские репрессии, и современных подростков, которые брали у них интервью и интерпретировали их для своих сверстников.

В качестве задач проекта музей сформулировал следующие: 1) обратиться к сложному периоду отечественной истории, собрав и обобщив жизненный опыт пожилых петербуржцев, пострадавших от репрессий в детском возрасте; 2) подготовить подростков, участвующих в проекте, к работе над этой темой с помощью тематических занятий на экспозиции Музея политической истории России и консультаций с научными сотрудниками, работающими с этой темой в музее; 3) грамотно выстроить коммуникацию между подростками, собирающими «травматические» истории, и пожилыми людьми, которые эти истории рассказывают (с помощью лекций и тренингов, специально разработанных кандидатом психологических наук Н. Л. Плешковой для подростков); 4) в процессе собирания подростками историй, проведения интервью дать понять пожилым людям, что их жизнь не прошла даром, что и в преклонном возрасте они могут быть полезными обществу, что их опыт оценен и востребован новыми поколениями; 5) представить устами подростков жизненные истории и рассказы о семейных реликвиях пожилых людей и обсудить их на итоговых встречах всех участников проекта - представителей разных поколений петербуржцев - в образовательных учреждениях, участвовавших в проекте «Жизнь длиннее горя».

Будучи единственным государственным музеем на территории большого «спального» Выборгского района Санкт-Петербурга Детский музейный центр исторического воспитания осознает в качестве одного из направлений своей деятельности поддержание / формирование у представителей местного сообщества территориальной идентичности. Жители исторического микрорайона Лесной (бывшего дачного пригорода Петербурга-Петрограда), где расположен музей, по-прежнему считают себя «лесновцами» и проявляют интерес к истории свой местности. С 2004 г. музей совместно с Ученическим научным обществом гимназии № 74 Выборгского района проводит ежегодные краеведческие «Лесновские чтения», в которых на равных принимают участие взрослые и дети, специалисты и краеведы-любители. В последние годы эту инициативу стал поддерживать Муниципальный Совет МО «Светлановское», публикуя материалы чтений в бесплатном информационно-публицистическом журнале «События и размышления». Результаты многолетних краеведческих изысканий обобщены в изданном на средства муниципальных властей историческом альманахе «Когда история оживает» (Санкт-Петербург, 2014 г.).

Итак, музей должен строить свою деятельность на основе анализа потребностей местного сообщества. Опора на местных жителей в фондовой, исследователь-

90

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

ской и экспозиционно-выставочной работе, в образовательных и досуговых проектах, привлечение их внимания к достижениям и проблемам музея, становятся все более распространенными. Музею нужно стремиться к организации активного участия населения в делах музея как в индивидуальных инициативах, так и через общества друзей музея, социальные сети, музейные клубы, попечительские советы и другие организационные формы. Для этого ему следует быть максимально открытым - иметь свое представительство в Интернет, различными имеющимися способами регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ближайших и перспективных планах, одновременно с выяснением насущных интересов сообщества. Музей, являясь информационным и культурным центром территории, должен сотрудничать со всем спектром своих партнеров, и прежде всего с органами власти и местного самоуправления, местными организациями и предприятиями, и в меру возможности участвовать в реализации программ социальноэкономического развития своей территории.

Изменение стратегий, форм и способов коммуникации музеев является закономерным следствием развития всего общественного организма, вызвано потребностью самих музеев в поиске самоопределения и позиционирования в изменившейся социальной среде. Одним из явлений новой социальной действительности является укрепление позиций местного сообщества. Формирующаяся стратегия участия нацелена не только на создание интерактивных экспозиций и музейных программ, но на реальное вовлечение посетителей и местного сообщества в активное участие в жизни музея, со-участие человека в создании культурного явления, вовлечение в новые связи и коммуникации, стимулирование развития навыков и компетенций как посетителей, так и сотрудников и волонтеров, их личностную, социальную и творческую самореализацию.

Примечания

1 Музей будущего / рук. проекта А. Лебедев. М.: АНОК Музей будущего, 2000. URL: http: // future. museum. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

2 Зиновьева Ю. В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 3. С. 102-107.

3 Музей и посетитель: вопросы социологического исследования в области музееведения. М.: НИИ культуры, 1978. 152 с.

4 Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ // Муницип. власть. 2004, № 11 / 12. С. 64-72.

5 Dana J. C. The New Museum. Woodstock, 1917. Pt. 1. 262 p.; Rea P. M. The Museum and the Community. Lancaster: Lancaster Science Press, 1932. 259 p.; Coleman L. V. Manual for Small Museums. New York, 1927. 395 p.

6 Хадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Л. Мотылева. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001.194 с.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

91

__________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_______

7 Simon N. The Participatory Museum. URL: http: // participatorymuseum. org (дата обращения: 10. 12. 2015).

8 Simon N. Museum 2. 0: blog. 2006. URL: http: // museumtwo. blogspot. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

9 Меняющийся музей в меняющемся мире: программа. URL: http: // museum. fondpotanin. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

10 Искусство путешествий. URL: http: // museum. fondpotanin. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

11 Совершенно открыто. URL: http: // museum. fondpotanin. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

12 Юхневич М. Ю. Экологический проект «Помой-ка!»: почему, как, с каким результатом // Музейн. проектирование. М., 2009. С. 184-206.

13 Там же. С. 193.

14 Архив видеотрансляций // ЗакС Вологодской обл.: офиц. сайт. Вологда, 2013. URL: http: // vologdazso. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

15 Меняющийся музей в меняющемся мире.

92

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.