УДК 069:378.046
Л. М. Шляхтина
Социально-кул ьтурная детерминированность музееведческого образования
Ретроспективный анализ подготовки специалистов для музеев показывает их зависимость от уровня развития музеологии. Как в России, так и зарубежом музеологии прошла сложный путь эмансипации. Актуальные социокультурные проблемы находят отражение в контенте музеологии. Реалии практики и уровень развития науки проявляются в содержании и технологиях подготовки специалистов для музеев. Современные тенденции в музеологии и практике музейного мира определяют стратегии подготовки специалистов на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК.
Ключевые слова: музеология, специалист, реалии действительности, детерминированность Ludmila M. Shlyahtina
Socio-cultural determinism museological education
Retrospective analysis of training for museums showing their dependence on the level of development of museology. Both in Russia and abroad museology has passed a difficult way of emancipation. Actual sociocultural problems are reflected in the content of museology. Realities of practice and level of science appear in the content and technology training for museums. Modern trends in museology and museum world practice determine training strategy in the department of museology and cultural heritage in SPb University of Culture and Art.
Keywords: museology, specialist, reality, determinism
Музеолог - это практик в музейной сфере, чья профессиональная идентичность восходит к общей области знаний, определяемой как музеология.
Питер ван Менш
Современный мир характеризуется глобализацией, непрерывным увеличением объема информации, стремительным развитием мультимедийных технологий. В результате возникает противоречие между информационным изобилием и дефицитом знаний, представляя собой психологическую угрозу для накопления личностных компетенций, выступающего как стратегический ресурс социальноэкономического развития общества. В этом контексте особо остро стоит вопрос подготовки современных специалистов, способных отвечать на вызовы времени.
Под музееведческим (музеологическим) образованием современная наука понимает «высше профессиональное образование, нацеленное на подготовку специалистов в области музейной теории и практики»1.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
71
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
Ретроспективный анализ музееведческого образования убедительно демонстрирует его зависимость от государственного и политического устройства общества; от экономической ситуации в стране и мире, а также от уровня развития культуры и науки, стимулирующих и наполняющих содержанием образовательный процесс, а также определяющих педагогические технологии подготовки в области музейного дела.
Не ставя перед собой историко-аналитической задачи, тем не менее напомним, что музеология, наука лежащая в основе подготовки специалистов музейного дела, прошла сложный путь эмансипации. По мнению З. Странского, первый этап - это донаучная стадия музеологии, которая начинается в эпоху Ренессанса, когда она развивается как вспомогательная наука в рамках профильных дисциплин2. На этой стадии подготовка специалистов для музеев не осуществлялась, так как когнитивные рамки самой науки были не определены.
В конце XIX в. музеология постепенно превращается из вспомогательной в прикладную науку дискриптивно-эмпирического характера, с концентрацией внимания на практической стороне музейной работы. В этот период начинает складываться и профессиональная подготовка специалистов для музеев. Примеры такой деятельности существуют и в зарубежной и в отечественной практике. Так, в 1882 г. начинает функционировать «Школа Лувра». Курсы «по музейной работе» существовали как при музеях, так и при университетах, например при Пенсильванском университете, Музее естественной истории Айовы, Ньюаркском музее и т. д.
Первые попытки организации музееведческого образования в России восходят к началу ХХ столетия, когда был осуществлен первый опыт в этой области, принадлежащий Московскому археологическому институту, где читался лекционный курс по музееведению. Следует отметить, что в первые годы советской власти музееведение в виде теоретических курсов вошло в учебные планы некоторых вузов Москвы, Саратова, Ярославля, Казани, Воронежа, Ростова-на-Дону3. В нашем вузе, вновь созданном Институте внешкольного образования в 1918 г., также «значилась кафедра музееведения и две специальности: музейное и экскурсионное дело. Однако она существовала недолго, так как финансовые трудности требовали сокращения деятельности молодого института»4.
Немаловажным фактором, сыгравшим существенную роль в формировании музееведческого образования, явился уровень развития музееведческой мысли, отраженный в трудах И. Ф. Шмита, Н. Д. Романова, Д. Н. Анучина, Н. П. Анциферова, О. Ф. Вальдгауера, М. В. Фармаковского и многих других. Ярким свидетельством интереса к музейной теории и практики и уровня их развития являются и I Всероссийский музейный съезд (1930), и появление профессионального журнала «Советский музей» в 1931г., и выход первых учебников и учебных пособий по музейному делу. В 1937 г. «в составе Ленинградского политико-просветительного коммунистического института... возродилась кафедра музееведения, которая в январе 1942 г.
72
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_
сделала свой первый и последний выпуск»5. В процессе реорганизация института в Библиотечный кафедра музееведения была упразднена.
Следует отметить, что в первой половине XX в. преподавания дисциплин, связанных с музейным делом, утвердилась во многих высших учебных заведениях мира. Постепенно происходит обособление музейной практики, а с конца 1960-х гг. усиливается интерес и к ее теоретическому анализу, что связано с третьим этапом развития музеологии - этапом теории и синтеза, превращением музеологии в самостоятельную науку. Характерные черты этого периода проявляются и в значительном количестве теоретических работ, посвященных музеологии. Это исследования
С. Странского, А. Грегоровой, Д. Камерона, К. Хадсона, К. Шрайнера, И. Ян, А. Бауэр, Т. Шола, А. Б. Закс, А. М. Разгона и других. Происходит признание мировым профессиональным сообществом необходимости развития университетских курсов по теоретической музеологии, и организация профессионального сообщества в рамках ИКОМ, доказательством является созданный в 1976 г. ИКОФОМ, сыгравщий и играющий важную роль в развитии как науки, так и музеологического образования.
В 1960-1970-е г. происходят существенные изменения, связанные с активным включением широких масс в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь, появление массовой культуры, что не могло не сказаться и на развитии музеологии. Споры и дискуссии были посвящены сущности, функциям и месте музеев в современном мире. Были сформулированы новые концепты, например, сформулированная Д. Камероном, теория музейной коммуникации. Стал расширяться горизонт музейного мира за счет экспериментов, таких как новое взаимоотношение музеев и сообщества, появляется «новая музеология» и экомузеи. За музеями закрепляется статус образовательного учреждения, он признается институтом целью которого является «служение обществу», что прописано в новом определении ИКОМ в 1974 г. Мировое музеологическое сообщество (особенно в восточноевропейских странах) активно обсуждают статус науки как академической дисциплины, ее структуру, предмет, объект, метод, феномен музейного предмета и т. д. В 1980-е гг. происходит взаимопроникновение музеологических идей восточной и западной Европы, что дает музеологии новое концептуальное измерение.
В нашей стране музейная специальность становится опять востребованной в 1988 г., и тогда же были созданы кафедры музееведения в Ленинградском институте культуры (и в Государственном архивном институте, затем в Московском институте культуры)6.
В основу образовательных стратегий и концепции подготовки музейных специалистов в нашем вузе, как неоднократно было отмечено, было положено понимание музееведения (музеологии), принадлежащее выдающемуся музеологу современности З. Странскому, как наиболее прогрессивное, что доказал 25-летний опыт воспитания специалистов на кафедре музеологии и культурного наследия.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
73
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
В рамках обозначенной темы статьи отметим, что содержательная наполненность учебных дисциплин на кафедре всегда соответствовала актуальным проблемам как теории, так и практики музейного дела. Так, вопросам феноменологии музея и музейного предмета, современным трактовкам музеологии и ее основным параметрам была отведена существенная роль в курсе «Музееведение. Теория». Понимая современные процессы глобализации, курс «История музейного дела» строится на показе процессов, происходящих в мировом культурном контексте, с акцентом на национальные особенности. Развитие «Новой музеологии» и экомузе-ологии отражено в учебной дисциплине «Музейные заповедники», а внимание к образовательной функции музея осмысляется студентами нашей кафедры с 1988 г. в курсе «Музейная педагогика», не только теоретически, но и технологически в процессе практических занятий. Примеров может быть значительно больше, так как соединение современных научных походов с изучением практических задач музейного мира всегда отличали подготовку специалистов на кафедре музеологии и культурного наследия, как сегодня она называется.
Ретроспектива позволяет строить перспективы музеологического образования, понимая его связь с глобальными процессами, опираясь на локальные, а порой личностные особенности в процессе подготовки музейных сотрудников.
Стратегии современного этапа развития как науки, так и подготовки кадров не могут не учитывать распространения «критической музеологии», как реакции на идеи постмодернизма, культа потребления, опасности технократии, угрожающей развитию гуманизма. «Критическая музеология» предполагает новое отношение к истории и культуре, делая акцент на субъективном. По мнению Питера ван Мен-ша «она озабочена созданием критических образов» мировой истории7. Данные мысли повлияли на развитие различных музеологических школ, например Школы музейных исследований Лестерского университета (Великобритания) как одного из самых динамично развивающихся в конце ХХ - начале XXI в. научного центра. В сферу внимания представителей профессионального сообщества Лестерского университета вошли такие актуальные проблемы как, высказанная Сьюзен Пирс мысль о том, что систематическая коллекция музея демонстрирует не внешнюю реальность, а нас самих, так как любое знание является лишь социальным конструктором, включенным в игру идеологических отношений. Исследования Эйлин Хупер-Гринхилл позволяют взглянуть через призму постмодернизма на образовательную деятельность музея, анализируя музейную коммуникацию с позиций современной герменевтики. Научный интерес Ричарда Сандэлла сосредоточен на осмыслении современного музея как агента социальной инклюзии8.
Изменения происходят и в реалиях музейной деятельности. Так, прежде всего, меняется пониманием самого феномена музея, который чутко реагирует на актуальные тенденции современной действительности, проявляющиеся в полиморфизме музейного мира. В связи с этим становится важным осмысление статуса
74
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_
музея в культуре и обществе, его возможностей и направлений работы, что позволяет прогнозировать и определять стратегии подготовки специалистов, способных эффективно реализовать музейные функции. Возникает вопрос: каковы границы современного музея. Музей должен быть пространством практической герменевтики? Музей - это институт социальной ответственности культуры? А может быть современный музей - это «фабрика впечатлений»?
Активно реагируя на вызовы времени, музеи решают задачи как физической, так и отношенческой доступности коллекций для реальной и потенциальной аудитории, имеющей различные потребности и психо-физические особенности. Понимание проблем и технологий создания универсального дизайна музея становится особенно важным при подготовке будущих практиков и теоретиков музейного дела. Введение данных сжетов в тематику лекционных и практических занятий, курсовых и выпускных работ, диссертационных исследований направлено на то, чтобы подготовить специалиста, умеющего решать актуальные задачи музеологической теории. А знакомство студентов с практикой музеев города, активно внедряющих новые подходы, продемонстрировать технологии решения этих задач, обучив инновационным методам музейной деятельности.
Сущностной проблемой сегодня является определение границ в понимании феномена «музейности». В частности, особое значение приобретает введение в проблемное поле музеологии и в практику музейной деятельности нематериальных объектов историко-культурного и природного наследия. Решение проблем, связанных с включением музейных объектов нематериального наследия в сферу музеефикации, а затем и в экспозиционно-выставочную и образовательно-рекреационную деятельности, является своевременным. Данные вопросы также отражены в содержании учебных курсов подготовки специалистов - музееведов. Но особенно следует отметить интерес к данным проблемам у выпускников, работающим над квалификационными работами. Есть положительный опыт и в исследовании диссертационного характера - это работа Л. В. Климова «Музей в сохранении и интерпретации нематериального культурного наследия», имеющая большое научно-практическое значение.
Современная парадигма философско-культурологического характера дает возможность рассматривать музейное источниковедение как способ познания реального мира, изучает музейные предметы, как целостную совокупность объектов, материальных и духовных реалий, позволяет наметить цели и определить эффективные формы музейной коммуникации, необходимые для поддержания социальной связи и исторической преемственности. Указанный подход представляет ценность как методология для подготовки будущих специалистов, решающих коммуникационные задачи музейной практики, что особенно важно в связи с активным развитием выставочной практики и актуализацией подготовки музейного куратора. Можно констатировать, что выбрав в качестве специализации бакалавров на кафедре музеологии и культурного наследия, подготовку именно по направле-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
75
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
нию музейной деятельности, связанной с экспозиционной и выставочной работой, является социально значимым. Социально-экономические трансформации нашего времени стремительно меняют структурные и содержательные характеристики культуры, провоцируют создание ее новых моделей и технологий воздействуя на массовое и личностное сознание. В данной ситуации особое значение приобретает осмысление и развитие культурно-образовательной и рекреационной деятельности музея, активное развитие музейной педагогики, музейной социологии, музейной психологии, музейного маркетинга. Эти направление музейной деятельности также нуждаются в специально подготовленных профессионалах, владеющих технологией edutainment (обучение через развлечение), соответствующей ожиданиям музейной аудитории. Именно посетитель (потребитель) является фактором, определяющим стратегии развития музея. Так, ярким примером может быть анализ исследования, проведенного европейскими музеями в 2011 г. Посетителям музеев предлагалось ответить на ряд вопросов перед посещением музеев. Анализ ответов выявил четыре основные мотивы визита:
- социальный (влияние рекламы, моды, советов, блогосферы);
- интеллектуальный (желание поднять культурный уровень);
- эмоциональный (поход за эмоциями, своего рода Диснейленд);
- духовный (очищение, близость к сакральному).
В процентном соотношении мотивы посещении музеев представляли собой следующую картину:
- социальный - 41 %;
- интеллектуальный - 43%;
- эмоциональный - 10%;
- духовный - 6%.
Следует обратить внимание на ответы после посещения музея:
- социальный - 8%;
- интеллектуальный - 32%;
- эмоциональный - 41 %;
- духовный - 19%9.
Серьезные размышления вызывает тот факт, что основная часть музейных посетителей становится его «адептами» за счет пережитых эмоций.
Понимая эти потребности посетителей, на кафедре музеологии и культурного наследия были разработаны курсы «Музейные программы острой социальной направленности» и «Рекреационно-образовательные формы работы музея», что позволяет не только актуализировать подготовку специалистов музейного дела, но и в некоторых подходах выступать новаторами как в области теории, так и технологий.
Таким образом, не претендуя на завершенность и сентенциозность высказа-выний, можно предположить, что музеологические идеи, как отражение социо-
76
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture
культурных реалий, определяют когнитивную наполненность и технологическую целесообразность образовательных программ подготовки специалистов в области музейного дела.
Примечания
1 Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 55. Настоящая работа продолжает цикл публикаций автора статьи на тему сущности и современных направлений развития музееведчекского образования. См.: Шляхтина Л. М. Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактив. технологии в образовании и культуре. С. 332-338; Ее же. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопр. музеологии. 2013. № 2 (8). 206-212; Ее же. Современный музей: идеи и реалии // Там же. 2011. № 2. С. 14-19.
2 Ананьев В. Г. Национальные и международные музейные организации: уч.-метод. пособие. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 15.
3 Юренева Т. Ю. Музееведческое образование в России в 1920-1930-е гг. // Музееведч. образование: история и современные концепции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18-19 апр. 2002 г. СПб., 2002. С. 12-15.
4 Сергеева Н. И. Вступительная статья // Музей и туризм: подготовка кадров; опыт и перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 19-21 апр. 2004 г. СПб., 2005. С. 3-5.
5 Там же.
6 Сергеева Н. И. Музееведческое образование: дискуссионность вопроса // Музей и образование: сб. науч. тр. СПб., 1999. С. 16-17.
7 Ананьев В. Г. Указ. соч. С. 25.
8 Ананьев В. Г. Лестерская школа музеологии: история, персоналии, идеи // Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2013. № 2. С. 127-134.
9 Белькович Д. Музей в поисках аудитории // Искусство. 2012. № 2. С. 138.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
77