Научная статья на тему 'Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей'

Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МУЗЕЙНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / MUSEOLOGICAL EDUCATION / STRATEGY / SOCIAL NEEDS / MUSEUM PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шляхтина Людмила Михайловна

Музееведческое образование детерминировано развитием научных идей и социальными потребностями. Кафедра музеологии и культурного наследия (ранее – кафедра музееведения и экскурсоведения) развивается на основе стратегий, разработанных профессором Н.И.Сергеевой, возглавлявшей кафедру более 20 лет. Подготовка специалистов на кафедре носит новаторский, социально обусловленный характер и соответствует современным музеологическим воззрениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museological education strategy in the context of museological ideas

Museological education determined development of scientific ideas and social needs. Department of Museology and Heritage (formerly Department of Museology and Excursion) develops on the basis of the strategies established by Professor N.I. Sergeeva, who headed the department more than 20 years. The training of specialists in the department is innovative, socially conditioned nature and meets the modern museological views.

Текст научной работы на тему «Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей»

УДК 069: 378

Л.М. Шляхтина

Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей

Музееведческое образование детерминировано развитием научных идей и социальными потребностями. Кафедра музеологии и культурного наследия (ранее - кафедра музееведения и экскурсоведения) развивается на основе стратегий, разработанных профессором

Н.И.Сергеевой, возглавлявшей кафедру более 20 лет. Подготовка специалистов на кафедре носит новаторский, социально обусловленный характер и соответствует современным музеоло-гическим воззрениям.

Ключевые слова: музееведческое образование, стратегии, социальные потребности, музейные специалисты.

L.M. Shlyakhtina

Museological education strategy in the context of museological ideas

Museological education determined development of scientific ideas and social needs. Department of Museology and Heritage (formerly Department of Museology and Excursion) develops on the basis of the strategies established by Professor N.I. Sergeeva, who headed the department more than 20 years. The training of specialists in the department is innovative, socially conditioned nature and meets the modern museological views.

Keywords: museological education, strategy, social needs, museum professionals.

Кафедра музеологии и культурного наследия остается с НАДЕЖДОЙ...

«Музей есть выражение памяти, общей для всех людей, как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума.» Эта мысль, принадлежащая великому русскому философу Н.Ф. Федорову, известному каждому отечественному музееведу, отражает память о Надежде Ивановне Сергеевой, выраженную в развитии тех идей, научных представлений и мыслей, которые были заложены в концепции музееведческого образования на кафедре, созданной и более 20-и лет возглавляемой профессором Н.И. Сергеевой, одним из любимых выражений которой было: «кафедра - это я». Данное высказывание является смыслом, определяющим и содержание образовательных программ подготовки кадров в области музейного дела и охраны памятников на кафедре, и надеждой на то, что подготовка специалистов в области музеологии и культурного наследия по-прежнему будет соответствовать не только образовательным стандартам, но и тем традициям, которые сформировала Н.И.Сергеева.

Под музееведческим (музеологическим) образованием современная наука понимает «высшее профессиональное образование, нацеленное на подготовку специалистов в области музейной теории и практики. Зарож-

дение, развитие и распространение которого происходило в течении ХХ века в связи с осознанием потребности в специальных музееведческих знаниях и в связи с формированием музееведения как науки» [1, C.55]. Поэтому создание в 1988 году кафедры «Музееведение» в Ленинградском институте культуры [2] было и результатом личных многотрудных усилий Н. И. Сергеевой, и закономерным свидетельством развития музейного дела, а так же социально-культурной необходимостью.

Первые попытки организации музееведческого образования в России восходят к началу ХХ столетия, когда был осуществлен первый эксперимент в этой области, принадлежащий Московскому археологическому институту, где, наряду с преподаванием музееведения в качестве лекционного курса, музейно ориентированными были и практические занятия по этнографии. Следует отметить, что в первые годы советской власти музееведение в виде теоретических курсов вошло в учебные планы некоторых вузов Москвы, Саратова, Ярославля, Казани, Воронежа, Ростова-на-Дону [3]. В нашем вузе, вновь созданном Институте внешкольного образования в 1918 году, также «значилась кафедра музееведения и две специальности: музейное и экскурсионное дело. Однако она существовала недолго, так как финансовые трудности требовали сокращения деятельности молодого института» [4].

На уровне высших государственных инстанций вопрос о профессиональной подготовке музейных специалистов в России впервые был поднят в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «о музейном строительстве в РСФСР» от 20 августа 1928 года, а в Постановлении Коллегии Нарком-проса от 8 февраля 1932 года четко обозначена система музейного образования, включающая краткосрочные курсы музейно-краеведческого и специального типа; музейные техникумы; музейные и музейнокраеведческие кафедры в отдельных вузах; годичные курсы для повышения квалификации музейных работников и музейную аспирантуру [5, C.124]. Внимание высших органов государственной власти к подготовке музейных кадров было обусловлено стремлением создать «новые кадры», способные осуществлять «социалистическую реконструкцию» музейного дела. Однако немаловажным фактором, сыгравшим существенную роль в формировании музееведческого образования, является уровень развития музееведческой мысли, отраженный в трудах И.Ф. Шмита, Н.Д. Романова, Д.Н. Анучина, Н.П. Анциферова, О.Ф. Вальдгауера, М.В. Фармаков-ского и многих других. Ярким свидетельством интереса к музейной теории и практике и уровню их развития являются и 1 Всероссийский музейный съезд (1930 год), и появление профессионального журнала «Советский музей» в 1931 году, и выход первых учебников и учебных пособий по музейному делу. В 1937 году «в составе Ленинградского политико-просветительного коммунистического института.возродилась кафедра музееведения, которая в январе 1942 года сделала свой первый и

последний выпуск» [4]. В процессе реорганизация института в Библиотечный кафедра музееведения была упразднена. Однако, оценивая качество подготовки музейных специалистов в Ленинградском политикопросветительном институте, начальник музейно-краеведческого отдела Наркомпроса А.Л. Маневский говорит о том, что «мы получили оттуда целую плеяду хороших директоров и заведующих отделами.» [3, C.15]. Тем не менее, идеологические установки страны потребовали от музейного специалиста выполнения социального заказа, который куратор культурного строительства в музейном деле А. Л. Маневский видел следующим образом: «Мы строим экспозицию музея не для того, что бы она красиво выглядела, а для пропагандистских целей. нельзя подавать материал .объективно, а надо . с целью раскрытия определенной идеи» [3, C.16]. Таким образом, специалист-иллюстратор для музейной практики того времени не нуждался ни в большом объеме специальных знаний, ни в их системе, что и определило, в конечном итоге, судьбу музееведческого образования в России.

Возрождение «музейной специальности, как уже было отмечено, последовало лишь после длительных и настойчивых усилий в 1988 году, и тогда же были созданы кафедры музееведения в Ленинградском институте культуры (реорганизованный из Ленинградского библиотечного института) и в Государственном архивном институте, затем в Московском институте культуры» [6].

Общественные перемены в последнее десятилетие ХХ века в нашей стране трансформировали социокультурную среду, в том числе и образовательные ориентиры, изменив и статусный уровень музееведческого образования как закономерного проявления признания музееведения (музеологии) самостоятельной наукой. Этому, в немалой степени, способствовало создание ИКОФОМа (Международного комитета по музеологии) ИКОМ в 1977 году и введение музеологии как университетской науки в ведущих вузах различных стран.

Опираясь на «Классификатор направлений и специальностей высшего образования», профессор Н.И. Сергеева выбирает подготовку по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» под номером 052800, которая включена в направление «Культура и искусство». С 1992 года особым письмом Министерства культуры РСФСР институту культуры была разрешена подготовка экскурсоводов. С 1994 года в «Классификаторе» появляется и специальность «Музеология». Этот выбор направлений подготовки был связан с разными концептуальными подходами к задачам формирования специалистов-музееведов и специалистов-музеологов. Особенности этих подходов неоднократно обсуждались музееведческим сообществом. В данном случае они не играют существенной роли, а лишь отражают дискуссионный уровень понимания молодой формирующейся науки.

В основу образовательных стратегий и концепции подготовки музейных специалистов в нашем вузе было положено понимание музееведения (музеологии), принадлежащее выдающемуся музеологу современности З. Странскому. Музеология, по его мнению, - это познание таких документов, которые в оптимальной степени представляют известные общественные ценности и являются достаточным основанием для того, чтобы их селектировать, тезаврировать и осуществлять с их помощью коммуникацию в интересах дальнейшего развития общества [7, C.42].

Иными словами данная, наука связана с познанием специфического, ценностно-познавательного (музейного) отношения человека к действительности. В различные исторические периоды это отношение проявлялось через различные формы музейных институтов. Кунсткамеры, кабинеты, анатомические театры, галереи, музеи и современные центры наследия, учреждения музейного типа, экономузеи являются неотъемлемым элементом системы социальной памяти. Другими словами, музееведение имеет исторически обусловленный и ярко выраженный развивающейся характер, что является принципиально важным для определения стратегий музееведческого образования.

Необходимость знаний в области различных наук при подготовке музееведа определена тем, что объектом музееведения является музей. Профильное разнообразие последних предполагает контакты музееведения с историей, искусствоведением, литературоведением, зоологией, биологией и другими науками, связанными с содержанием музейных коллекций и, следовательно, предполагают знания будущих специалистов в этих сферах.

Предметом музееведения является специфическое, музейное отношение человека к действительности, носящее как материальный, так и духовный характер. Это отношения сознания к бытию проявляется в беспрерывном процессе документирования не только материальных свидетельств развития природы, общества и человека, но и ценностных норм, нравственных критериев, эстетических категорий в разнообразных сферах бытия и сознания. Поэтому музеевед должен обладать знаниями в области философии.

Новые знания о самой действительности предполагает гносеологический способ осмысления информационного потенциала музейного предмета, поскольку он фиксирует определенный опыт человечества и аккумулирует в себе все сведения о явлениях, предопределивших его появление и бытование, является носителем широких и обобщающих отношений. Постижение окружающего мира в его материальной и духовной ипостасях происходит на основе аксиологии, которая необходима современным специалистам с момента оценки действительности для осуществления процесса документирования.

Представляется важным отметить, что для осуществления профессиональных задач музеевед должен знать общую психологию и психологию личности, так как понимание половых, возрастных, мотивационных, религиозных, образовательных, этнопсихологических и других особенностей музейной аудитории является обязательным условием эффективного решения коммуникационных задач музея. Учет психологических особенностей восприятия музейной информации предопределяет стратегическую политику по отношению к музейной аудитории, так же как и владение знаниями в области педагогики и социологии. На их основе строится методология и методика реализации музеем его образовательной функции. Социологические или социально-психологические знания позволяют выявлять важный ракурс в исследовании музея как социокультурного института. Это необходимо для изучения взаимодействия музея и общества, социальных групп и их мотивации, интересов и отношений, формирования общественного мнения, воздействие музея на местное сообщество и т. п.

Интерпретация музейного собрания в форме экспозиции, выставки, музейно-педагогических программ и рекреационных проектов строится на основе этической оценки, создания морально-ценностных ориентаций и мотивировок. Этический аспект является основополагающим в воспитании отношения к культурным и природным ценностям, придает им особый смысл и цель, оправдывая общественную потребность их сохранения для будущего, поэтому вопросы этики являются необходимыми для формирования специалиста-музееведа.

Концентрация человечеством материальных и духовных ценностей привела к утверждению более универсальной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества, что проявляется в использовании методологических принципов таких наук, как история, культурология, искусствознание, литературоведение и лингвистика. Достижения современной науки в области изучения языков культуры, в том числе и языка музейной экспозиции, являются не только перспективными в научном плане, но и востребованы при подготовке практиков музейной деятельности.

В XXI веке познание объектов реального мира осуществляется в соответствии с укреплением позиций культурологического подхода, в контексте музейного источниковедения. Данный подход позволяет рассматривать музейные предметы как продукт и явление культуры, как результат человеческой деятельности, то есть как целостную совокупность, созданную в ходе исторического развития. Особое внимание сегодня обращается на изучение и музейных объектов нематериального историкокультурного наследия: традиций, обрядов, ритуалов, песен, танцев и т.д. Таким образом, возникает потребность осмысления не только материаль-

ного, но и непредметного мира с позиций культурологии, что имеет стратегическое значение для подготовки музейного специалиста.

Не задаваясь целью анализировать все музееведческие новации с позиции их влияния на определение общих установок, принципов и исходных положений, т. е. с стратегий, необходимых для формирования современного музееведа, представляется важным обратить внимание на те, которые являются наиболее очевидными и соответствуют вызовам времени.

Так, расширение проблемного поля музееведения, вызванное трансформациями музейной практики, стимулировало и обусловливало изменения в учебном процессе, которые проявляются в появлении новых тем курсовых и дипломных работ, спецкурсов и курсов по выбору актуальной тематики. Например, «Музейные заповедники», «Музей в туризме», «Театрализация в музее», «Музыка в музее» и т.д. Однако эти новации не меняли концептуальной основы подготовки специалистов.

Идеи и реалии музейного мира послужили основой для выбора специализаций, которые были предложены в связи с переходом на Государственный стандарт 2-го поколения (2002). Убедительным доказательством этому может служить выбор специализаций, в большинстве своем новаторских. Кафедра музееведения и экскурсоведения осуществляла подготовку по двум направлениям: экскурсоведение (проблемы данного направления не входят в сферу обсуждения в рамках данной статьи) и музееведение. Музееведческое направление осуществляло подготовку по следующим специализациям: «Музейная педагогика: рекреационнообразовательная деятельность музеев», «Атрибуция музейных предметов», «Информационные технологии в музее», «Музеефикация природного и историко-культурного наследия», «Музейный и выставочный дизайн», «Менеджмент и маркетинг коллекционной, выставочной и антикварной деятельности».

Данные специализации формировали знания, умения и навыки, необходимые для решения задач интенсивно меняющегося музейного мира.

Стратегии музееведческого образования на кафедре музеологии и культурного наследия всегда были тесно связаны с научными исследованиями его сотрудников, находили (и находят) продолжение в деятельности ее учеников и последователей, что позволяет предположить, что в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств формируется собственная музеологическая научная школа. Ярким примером и убедительным доказательством тому является и труды В.П. Грицкевича, автора трехтомного исследования всемирной истории музейного дела, и труды его учеников В.П. Поршнева, О.Е. Черкаевой, Е.Ю. Шаиной, С. Ю. Курносова и, конечно, И. А. Куклиновой, которая продолжила и развивает педагогические идеи В. П. Грицкевича. Столь же доказательным является и развитие идей теоретического музееведения, полученных в ходе обуче-

ния, в трудах С. В. Пшеничной, О.С. Сапанжа, А.Ю. Волькович, Ю.В. Зиновьевой, молодого исследователя Л.В. Климова и многих других выпускников кафедры, которые проявили себя как в практической сфере музейных реалий, так и в научной деятельности.

Актуальными, методологически современными и практически ориентированными можно назвать и развитие научных идей прикладного музееведения. Последователи и продолжатели научных воззрений, полученных на кафедре - М.Б. Правдина, Е.Д. Еременко, А.Н. Балаш, И.В. Мишина и другие наши ученики - являются прекрасными учителями нового поколения музееведов, осуществляя подготовку специалистов, готовых профессионально реагировать на вызовы времени.

Таким образом, ретроспективный анализ деятельности кафедры позволяет сделать выводы о том, что образовательные стратегии были определены в соответствии с социальными потребностями и уровнем развития науки. Убедительным подтверждением этому является социологическое исследование, проведенное сотрудниками кафедры музееведения и экскурсоведения кандидатом культурологии И. В. Мишиной и старшими преподавателями Ю.М. Дементьевой и Н.С. Николаевой на выставке «Интермузей» в мае 2007 года [8, с. 24].

Кафедра, которая в июне 2013 года отмечает свой 25-летний юбилей, и сегодня помнит, что годы создания, формирования и развития она всегда была с НАДЕЖДОЙ. Сегодня надеждой кафедры являются ее выпускники, развивающие полученные в ходе профессионального образования музееведческие идеи.

Примечания

1. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. №5. С. 55.

2. См.: Приказ № 66-0 от 29.06.1988 г., подписанный Ректором института профессором Е.Я. Зазерским.

3. Юренева Т.Ю. Музееведческое образование в России в 1920-1930-е гг. // Музееведческое образование: история и современные концепции: материалы всерос. науч.-практ. конф., 18-19 апреля 2002 г. СПб., 2002. С. 12-15.

4. Сергеева Н.И. Вступительная статья // Музей и туризм: подготовка кадров: опыт и перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практич. конф., 19-21 апреля 2004 г., посвященной 15-летию кафедры и 10-летию факультета музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ. СПб., 2005. С. 3-5.

5. Бюллетень Наркомпроса. 1932. №11. С. 124.

6. Сергеева Н.И. Музееведческое образование: дискуссионность вопроса // Музей и образование: сб. науч. тр. СПб., 1999. С. 16-17.

7. Stransky Z. Die theoretischen Grundlagen der Museologie als Wissenschaft // Museologie: Neue Wege - Neue Ziele. Munchen, 1989. S.42.

8. Профессиональная подготовка музейных кадров в оценках сотрудников музеев: по материалам социологических исследований - опроса музейных сотрудников - участников 1Х Всероссийского фестиваля музеев «Интермузей», май 2007 г. СПб., 2008. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.