Научная статья на тему 'Роль первой Всемирной выставки 1851 года в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX века'

Роль первой Всемирной выставки 1851 года в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2700
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1851 Г / ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ЮЖНО-КЕНСИНГТОНСКИЙ МУЗЕЙ / GREAT EXHIBITION OF 1851 / CRYSTAL PALACE / MUSEUM COLLECTION / SOUTH-KENSINGTON MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молозина Ирина Владимировна

В статье рассмотрена история первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. и то влияние, которое она оказала на культурную жизни Британии, в частности на решение создать культурный комплекс в Южном Кенсингтоне. В его составе оказалось несколько музеев, коллекции которых стали активно использоваться в обучении студентов-дизайнеров, призванных поднять художественный уровень промышленных товаров, выпускаемых британскими производствами. Эти же тенденции в формировании музейных коллекций впоследствии проявились и в других британских музеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Great Exhibition of 1851 in the formation of museum collections in Britain in the second half of the XIX century

The article is devoted to the history of the Great Exhibition that was organized in London in 1851 and to the way it influenced the cultural life of Britain, in particular the establishment of the cultural complex in South Kensington. It comprised several museums, the collections of which were used in the process of training of students-designers, who were supposed to increase the art level of products of British industrial enterprises. These tendencies of formation of museum collections later were introduced during the establishment of other museums in Victorian Britain.

Текст научной работы на тему «Роль первой Всемирной выставки 1851 года в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX века»

УДК 069.9(100)"1851"(410.111)

И. В. Молозина

Роль первой Всемирной выставки 1851 г. в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX в.

В статье рассмотрена история первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. и то влияние, которое она оказала на культурную жизни Британии, в частности на решение создать культурный комплекс в Южном Кенсингтоне. В его составе оказалось несколько музеев, коллекции которых стали активно использоваться в обучении студентов-дизайнеров, призванных поднять художественный уровень промышленных товаров, выпускаемых британскими производствами. Эти же тенденции в формировании музейных коллекций впоследствии проявились и в других британских музеях.

Ключевые слова: Всемирная выставка 1851 г., Хрустальный дворец, музейная коллекция, ЮжноКенсингтонский музей

Irina V. Molozina

The role of the Great Exhibition of 1851 in the formation of museum collections in Britain in the second half of the XIX century

The article is devoted to the history of the Great Exhibition that was organized in London in 1851 and to the way it influenced the cultural life of Britain, in particular the establishment of the cultural complex in South Kensington. It comprised several museums, the collections of which were used in the process of training of students-designers, who were supposed to increase the art level of products of British industrial enterprises. These tendencies of formation of museum collections later were introduced during the establishment of other museums in Victorian Britain.

Keywords: Great Exhibition of 1851, Crystal Palace, museum collection, South-Kensington museum

К середине XIX в. Великобритания была могущественной колониальной державой, обеспечившей себе монополию в торговле и судоходстве. Успехи в науке содействовали развитию промышленного производства, что гарантировало ей господствующее положение на мировом рынке и звание «мастерской мира»: считалось, что лучшие промышленные изделия изготавливались в Великобритании. Чтобы продемонстрировать миру индустриальное могущество страны, принц Альберт, супруг королевы Виктории, выступил с инициативой организации Всемирной выставки. Первые региональные и национальные промышленные выставки стали проводится в Европе еще в XVIII в. с целью демонстрации продукции. Их роль возросла в конце XVIII в. в связи с переходом от мануфактур к машинному производству. Но первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне в XIX в.

50

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

«Великая выставка изделий промышленности всех наций», торжественно открытая в мае 1851 г. в Гайд парке, стала настоящим символом викторианской эпохи и, пожалуй, главным достижением принца-консорта Альберта.

Для проведения выставки был построен специальный огромный павильон из стекла по проекту Джозефа Пэкстона по образцу оранжереи для пальм, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. Здание «Хрустального дворца» занимало площадь 74000 кв. м, что было в 6 раз больше площади собора св. Павла в Лондоне1. Это сооружение вошло в историю мировой культуры под названием «Хрустальный дворец» и оказало значительное влияние на последующее развитие мировой архитектуры.

На выставке были представлены многие страны мира (6556 зарубежных экспонентов), но большую часть экспозиции занимали товары, произведенные в Британии и ее колониях (около 14 тыс. экспонентов)2, что лишний раз подтверждало лидерство страны в развитии технической мысли и высокий уровень достижений в области естественных наук. Правда, значительное количество наград увезли с собой французские производители благодаря более изысканному дизайну своих промышленных изделий. Среди зарубежных участников с европейского континента следует также назвать Австрию, Пруссию, Саксонию, Бельгию, Швейцарию, Данию, Швецию, Португалию, Грецию, Россию. Цейлон, Китай, Персия и Турция представляли Азию. Африканские участники - Египет и Тунис. С американского континента привезли свои товары и технологии Канада и Соединенные Штаты Америки. Экспозиция была организована по географическому или тематическому принципу, и на ней можно было найти практически любые промышленные товары, начиная с мебели и тканей, и заканчивая станками и музыкальными инструментами, образцы декоративно-прикладного искусства и скульптуры (не допускались только картины). Кроме образцов товаров на выставке было размещено большое количество технических новинок.

Выставка вызвала огромный общественный интерес: за несколько месяцев с мая по октябрь 1851 г. ее посетило более 6 млн человек3, что стало прецедентом для международных мероприятий подобного рода на последующее столетие. Прибыль от выставки была использована для покупки земли в Южном Кенсингтоне, где в дальнейшем были построены здания нескольких музеев.

Отчет по итогам выставки был представлен Парламенту Королевской комиссией под председательством принца Альберта в 1852 г.

Одним из важнейших результатов Всемирной выставки стало учреждения музея декоративно-прикладного искусства в Мальборо Хаус в 1852 г., переехавшего в 1857 г. в Южный Кенсингтон и на протяжении сорока лет известного как ЮжноКенсингтонский музей. В 1899 г. королева Виктория переименовывает его в музей Виктории и Альберта. Первым директором музея стал Генри Коул, один из активнейших организаторов Великой выставки. В первый же год существования музея

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

51

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

его посетило 90 тысяч человек4. Кроме свободного посещения отличительной особенностью этого музея была его доступность по вечерам для заседаний различных ученых обществ и чтения лекций.

Музей был основан британским правительством, но процесс формирования его коллекций принципиально отличался от того, как это происходило в Британском музее и Национальной галерее. Первые музейные вещи были отобраны среди экспонатов Первой Всемирной выставки. И затем коллекции активно пополнялись предметами с последующих международных выставочных мероприятий. Таким образом, это учреждение, по сути, стало первым музеем декоративно-прикладного искусства в мире.

На комплектование коллекций Южно-Кенсингтонского музея повлияло то, что с момента своего основания он стал своеобразным учебным центром. Всемирная выставка 1851 г. достаточно наглядно продемонстрировала серьезные достижения английской науки и техники, но в тоже время стал очевидным низкий уровень дизайна выпускаемой продукции: отсутствовала связь между формой и материалом, их художественной выразительностью и техническими характеристиками. Это означало, что английские промышленные товары, активно заполняющие рынок, могли очень скоро перестать быть конкурентоспособными по отношению к товарам других стран. Необходимо было срочно принять меры по реорганизации системы обучения художников в Великобритании. За помощью принц Альберт обращается к немецкому архитектору Готфриду Земперу, который участвовал в оформлении ряда павильонов выставки. В 1852 г. Г. Земпер публикует статью «Наука, промышленность и искусство»5, в которой заявляет о том, что одним из необходимых условий подготовки художников для промышленности, должно стать изучение художественных ремесел разных исторических периодов на примерах памятников декоративно-прикладного искусства, которые находились бы в музейных собраниях при художественно-промышленных учебных заведениях. Этот принцип был заложен в основу обучения в основанной при музее Школе искусств и Национальном художественном учительском институте. Практически до конца XIX в. Южно-Кенсингтонский музей воспринимался как часть департамента науки и искусства, где на первом место было образование. Поэтому коллекции музея пополнялись предметами, которые были востребованы в учебном процессе в Школе дизайна. Иными словами, Южно-Кенсингтонский музей был учебным заведением, к коллекциям которого была также допущена обычная публика.

В действительности в Южном Кенсингтоне сосуществовало два направления: искусство и наука. Отдел науки располагался в помещениях Южно-Кенсингтонского музея вплоть до 1900 г., несмотря на то что получил в свое распоряжение специально построенное через дорогу здание еще в 1872 г. При этом и учебные подразделения, и музейные коллекции были тесно взаимосвязаны вплоть до начала ХХ в. Казначейский комитет 1889 г. утверждал, что Музей науки и научные школы нужда-

52

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

ются в «непосредственной близости друг к другу по причине того, что инструменты и музейные препараты, экспонируемые в музее, должны использоваться профессором и студентами»6. Университетские экзамены принимались в помещениях Музея науки вплоть до 1911 г. И наоборот, в 80-90-х гг. XIX в. Индийский отдел музея давал в пользование Королевскому колледжу искусств балдахины и ткани. И таких примеров одалживаний одного учреждения другому довольно много. Специально созданный при музее отдел распространения «давал взаймы» музейные предметы и в общеобразовательные школы.

Сложная структура музея была очевидна сразу же любому посетителю, в том числе и неискушенному. В здании было сложно ориентироваться. Коллекции располагались случайно. На момент открытия Южно-Кенсингтонского музея его здание по сути вмещало самые разношерстные музеи: Музей декоративного искусства, Галерея Джона Шипшенкса, Музей патентного бюро, Музей животных продуктов, коллекция продовольствия, Музей зодчества и учебный Музей, а также недолго просуществовавший Музей экономики и еще всякая всячина. Все эти коллекции разрастались за счет новых приобретений и дарений. Последствия могли быть чрезвычайными. На третьем этаже велось сооружение аквариумов, и уже в 1866 г. посетители приходили в Южно-Кенсингтонский музей, чтобы понаблюдать за лососем и радужной форелью, по пути любуясь полотнами Тернера, перед этим осмотрев недавно приобретенные средневековые экспонаты. При этом нельзя сказать, что какие-то части коллекции были непопулярны, так, количество посетителей научного отдела возросло со 150 тысяч в 1884 г. до 260 тысяч 1888 г.7 И как свидетельствовал Генри Коул8, самым привлекательным после коллекции картин был музей продовольствия.

Разделение коллекций происходило очень сложно и долго. Художественная коллекция осталась в основе музея Виктории и Альберта. Музей патентного бюро, который с самого начала был инородной структурой в Южно-Кенсингтонском музее, в результате вошел в состав Музея науки, основанного в 1893 г. Сегодня Музей науки, коллекции которого ведут свое начало от Великой выставки 1851 г., состоит из четырех отделов: наука, медицина, информационные и коммуникационные технологии и инженерные технологии. Музеи продовольствия и животных продуктов покинули Южный Кенсингтон в 1872 г., переехав в другое здание, но оставались под юрисдикцией Южно-Кенсингтонского музея. Самостоятельными учреждениями стали Музей естествознания и Музей геологии. Учебная коллекция была разделена только в 1899 г. Да и сам музей Виктории и Альберта был открыт для публики лишь в 1906 г. Последний элемент художественной коллекции музея - Индийский фонд -был присоединен лишь в 1955 г.

Стараниями Г. Коула в 1886 г. идея обмена предметами из художественных коллекций с образовательными целями с учебными заведениями и другими музеями

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

53

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

получила официальный статус программы и была распространена на муниципальные музеи и действовала почти 100 лет.

Благодаря достаточно успешному развитию Южно-Кенсингтонского музейного комплекса и частично вдохновленное благополучным проведением Всемирной выставки британское правительство активно поощряет создание музеев по всей стране. Так Актом парламента 1855 г. был учрежден индустриальный музей Шотландии (с 1904 г. Королевский шотландский музей). Его коллекция произведений искусства должна была содействовать совершенствованию уровня дизайна в торговле и промышленности. Музей также включал собрания экспонатов естественной истории, геологии, науки и технологии, но акцент предполагалось сделать на взаимоотношениях с мировой, а не собственно шотландской индустрией. В музейной архитектуре Шотландии того времени часто прослеживается влияние Хрустального дворца и Южно-Кенсингтонского музейного комплекса.

Большое количество публичных музеев появилось по всей Британии во второй половине XIX в. в связи с распространением филантропических идей; музейные предметы приобретались при финансовой поддержке благотворительных обществ, частных коллекционеров и отбирались с учетом познавательного потенциала. Учрежденный после Всемирной выставки Департамент науки и искусства был призван содействовать образованию «музеев, которые побуждали бы все классы общества постигать общие принципы хорошего вкуса, усматриваемые в лучших произведениях всех времен»9.

Таким образом, результатами непосредственного воздействия Всемирной выставки 1851 г. на музейное дело Великобритании стало создание крупного культурного центра в Южном Кенсингтоне, включающего комплекс музеев и учебных заведений. Основой музейных коллекций послужили экспонаты, приобретенные на выставке. Коллекции создавались с главной функцией служить учебным пособием для учащихся учебных заведений, готовящих кадры для промышленности с целью их полноценной художественной подготовки, недостаток которой проявился при рассмотрении эстетических характеристик образцов британских товаров, представленных на выставке. Образовательный потенциал коллекций преемников Южно-Кенсингтонского музея рассматривается как наиболее значимый и на современном этапе.

Архитектура Хрустального дворца и комплекса Южного Кенсингтона оказали существенное влияние на проекты музейных зданий в Британии. Во второй половине XIX в. на территории страны появилось большое количество различных музеев, при формировании коллекций которых учредители часто руководствовались принципами создания Южно-Кенсингтонского музея.

54

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture

Примечания

1 Britain Express Limited: офиц. сайт. URL: http: // britainexpress. com (дата обращения: 10. 12. 2015).

2 Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала ХХ вв. / М-во культуры и массов. коммуникаций РФ, Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С. 96.

3 Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус. слово, 2003. С. 336.

4 Грицкевич В. П. Указ. соч. С. 98.

5 Земпер Г. Практическая эстетика / пер. с нем. В. Г. Калишина; сост., вступ. ст. и коммент. В. Р. Аронова. М.: Искусство, 1970. 320 с.

6 Robertson B. The South Kensington Museum in context: an alternative history // Museum and Society. 2004. № 2. P. 5.

7 Ibid.

8 Ibid.

9 Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. С. 52.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.