Научная статья на тему 'Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков. Всемирная промышленная выставка, Лондон, 1862 год'

Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков. Всемирная промышленная выставка, Лондон, 1862 год Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1212
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАВИЛЬОН / ПОСТВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПОЗИЦИЯ / ENGLAND / WORLD-WIDE INDUSTRIAL EXHIBITION / LANDSCAPE DESIGN / PUBLIC SPACE / HALL / POST-EXHIBITION SPACE / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макотина С. А.

Статья посвящена Всемирной промышленной выставке 1862 года в Англии. Описана территория проведения выставки в районе Южный Кенсингтон, Лондон. Представлена судьба выставочного павильона, своеобразие его форм, особенности строительства и экспонаты выставки. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Лондонской Всемирной промышленной выставки 1862 года, как культурного и образовательного центра Лондона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF THE 19 TH AND THE EARLY 20 TH CENTUY WORLD INDUSTRIAL EXHIBITIONS SHOWROOMS. WORLD INDUSTRIAL EXHIBITION, LONDON, 18621

The article focuses on the World industrial exhibition in England in 1862. The author describes the territory of the exhibition in South Kensington district, London. Moreover the author presents the showroom further destiny, the variety of its forms, construction peculiarities and the exhibits; examines development and exploitation of the showrooms of the World industrial exhibition of 1862 as a culture and educational centre of London.

Текст научной работы на тему «Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков. Всемирная промышленная выставка, Лондон, 1862 год»

УДК 061.48 (93)

РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОСТВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ВСЕМИРНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ.

ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА, ЛОНДОН, 1862 ГОД

С.А. Макотина

Статья посвящена Всемирной промышленной выставке 1862 года в Англии. Описана территория проведения выставки в районе Южный Кенсингтон, Лондон. Представлена судьба выставочного павильона, своеобразие его форм, особенности строительства и экспонаты выставки. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Лондонской Всемирной промышленной выставки 1862 года, как культурного и образовательного центра Лондона.

Ключевые слова: Англия, Всемирная промышленная выставка, ландшафтный дизайн, общественное пространство, павильон, поствыставочное пространство, экспозиция.

DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF THE 19th AND THE EARLY 20th CENTUY WORLD INDUSTRIAL EXHIBITIONS SHOWROOMS.

WORLD INDUSTRIAL EXHIBITION, LONDON, 1862

S.A. Macotina

The article focuses on the World industrial exhibition in England in 1862. The author describes the territory of the exhibition in South Kensington district, London. Moreover the author presents the showroom further destiny, the variety of its forms, construction peculiarities and the exhibits; examines development and exploitation of the showrooms of the World industrial exhibition of 1862 as a culture and educational centre of London.

Key words: England, world-wide Industrial Exhibition, landscape design, public space, hall, post-exhibition space, exposition.

Шëл 1862 год. С момента проведения первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне исполнилось десять лет. Юбилейная дата изначально привлекала к себе внимание, как со стороны простых англичан, так и со стороны правящих кругов. В 1857 году правительство и королевская семья Англии во главе с его Величеством принцем Альбертом, приступили к реализации планов по торжественным мероприятиям в честь Лондонской выставки 1851 года. Правительственное собрание без сомнений решило, что лучшим способом отметить эту дату будет проведение очередной Международной универсальной выставки. Однако размещать её в восстановленном павильоне «Crystal Palace» на территории восточных склонов Сайденхемского холма не планировалось [14]. Выбор выставочной площадки пал на район Южный Кенсингтон в Лондоне. Избрание места учитывало, во-первых, удобство расположения и доступность экспозиционных площадей относительно центра, во-вторых, близость к популярному Гайд-парку. Размер земельного участка и размах строительства выставочного павильона нового образца давали очередную возможность продемонстрировать всю мощь богатейшей английской державы, хотя обстановка в стране была уже далеко не та, что в 1851 году. Действительно, XIX век стал веком ошеломляющего прогресса, и мировая торговля середины XIX столетия почти удвоила оборот, достигнутый за века своего развития. В то время Англия переживала период наибольшего экономического расцвета. Она первенствовала в металлургии, снабжала рельсами и машинами Европу, США, колонии и вывозила металла больше, чем его производила любая страна в мире. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе не проходило гладко

[1]. Промышленность создавала капитал, но сосредотачивала его в руках немногих богатеющих фабрикантов и заводчиков, что вело к обеднению и обнищанию рабочего класса. В 1857-1858 гг. британскую промышленность поразил экономический кризис. Выставка планировалась на 1861 год, так как была приурочена к 10-летию первой Всемирной выставки, но из-за проблем в экономике и итальянской войны была перенесена на следующий - 1862 год.

À

Рис. 1. Павильон выставки 1862 года, Лондон, Южный Кенсингтон Источник: http://thevictorianist.blogspot.com

Деньги на покупку земли под очередное выставочное пространство выделил один из главных инициаторов выставки - принц Альберт, вернее сказать, это были деньги от прибыли после выставки 1851 года. Слова принца Альберта свидетельствуют об амбициозных планах монарха: «...Я должен купить эту землю и место для расположения четырёх учреждений, соответствующих четырём большим Секциям Выставки: Сырьё, Оборудование, Производство и Изобразительное Искусство. Я должен посвятить себя этим учреждениям в продвижении промышленного поиска всех Стран по всем четырём направлениям» (10 August 1851, Royal Archives, F/25/1, quoted in Physick, 'Albert polis: Prince Albert and the Royal Commission for the Exhibition of 1851', 1996, p. 53). Общая площадь приобретенной в Южном Кенсингтоне земли составила порядка 348 029,7 квадратных метра. Всё имущество располагалось между дорогами Кенсингтон и Старый Бромптон. На копии плана 1856 года зелёные области показывают купленные земли, в качестве сопровождения к ним приводится сетка будущих прямых дорог: Выставочной, Кромвель и Королевские Ворота (рис. 2). Под выставку выделили около 120 тысяч кв. метров земли, расположенной рядом с бывшим участком выставки 1851 года. Принцу Альберту определённо нравилось это место, и он вновь стал искать варианты построить выставочный павильон недалеко от Гайд-парка. Его Величеству не нужен был удалённый Сайденхем - ему нужен был новейший Центр искусств и промышленности рядом с королевской резиденцией. У Принца-консорта зародилась идея создания Альбертополиса, будущего культурного и образовательного комплекса - района недалеко от центральной части Лондона.

После заключения сделки о купле-продаже земли в 1857 году, земельное имущество было поделено между Южным Кенсингтонским Музеем, Королевскими Садоводческими общинами и территорией будущей юбилейной выставки (рис. 3).

Рис. 2. Копия плана земель 1856 года, приобретённых под новое выставочное пространство В правом верхнем углу плана обозначено место проведения выставки 1851года Источник: http://www.architecture.com/LibraryDrawingsAndPhotographs/Albertopolis/

Рис. 3. План района Кенсингтон 1862 год: в правом верхнем углу - место выставки1851 года; в центре - земля Королевских садоводческих обществ Источник: http://www.architecture.com/LibraryDrawingsAndPhotographs/Albertopolis/

По примеру первой Всемирной выставки в Лондоне провели очередной конкурс на архитектурный проект главного выставочного павильона 1862 года. Практичные англичане, желая иметь более надёжное и долговечное, нежели павильон Хрустального Дворца, здание, выбрали фундаментальный проект архитектора Франца Фоука (Francis Fowke 1823-1865). Капитан Ф. Фоук помимо прочих заслуг был авторитетным морским инженером и пользовался дружественным расположением Принца Альберта. Комиссия утвердила общий вид здания, выполненного в неоклассическом стиле, украшенном стеклянными куполами, венчающими два противоположных крыла, фронтально вытянутого вдоль дороги, строения. По углам основного и боковых фасадов располагались ризалиты с башнями. Размеры главного выставочного павильона имели длину 351,13 метра (1152 фута), ширину около 240 метров (787,40 фута), (рис. 4). Общая площадь выставочных пространств равнялась 23 акрам или 93077,7 квадратных метра. Для сравнения Великая выставка 1851 года занимала около 70 000 квадратных метров площади [11]. В правом крыле, со стороны Выставочной улицы, демонстрировалась экспозиция машинного и сельскохозяйственного оборудования.

Рис. 4. План выставки 1862 года Источник: http://international-exhibition-1862.seebyseeing.net/

По центру нового экспозиционного здание в среднем ризалите располагался главный парадный вход на выставку. С торцов строение имело ещё два больших портала с широкими дверными проёмами. Над ними возвышались гигантские кристаллические купола высотой 79,25 метра каждый. Кроме этого прямоугольные боковые башни также служили дополнительными проходами на выставку. Весь фасад расчленялся рядами полуциркульных оконных проёмов. Строгий ритмический порядок деталей, государственные флаги на крыше создавали образ торжественного, эффектного сооружения, предназначенного для проведения выставок. Двухэтажный выставочный павильон из кирпича, стекла и железа возвели вдоль Кромвель-Роуд (Cromwell Road), между Выставочной и Королевской дорогами, недалеко от Гайд-парка в районе Южный Кенсингтон. Строительство нового Дворца выставок шло двенадцать месяцев.

Рис. 5. Здание международной выставки 1862 год, Южный Кенсингтон Источник: http://sarahjyoung.com/site/2010/12/19/russians-in-london-dostoevsky/

В 1862 году, в честь Всемирной выставки, с северной стороны выставочного павильона заложили Сады королевских садоводческих обществ. Интересно, что они были одной из ранних идей заполнения Альбертполиса, однако сады не имели особого успеха, как у публики, так и у самих обществ. Это обстоятельство объяснялось проблемами по аренде земли и чрезмерной урбанизацией данного района Лондона. Дым, шум мешали спокойно жить саду, а стройка новых объектов привела к тому, что через парк сначала прошла дорога «Prince Consort Road», а чуть позднее выстроенные здания Музея Науки и Имперского Института полностью заменили сады [12]. Консерватория-оранжерея на территории садоводческих обществ, где когда-то проходили концерты и музыкальные фестивали, также была снесена после постройки Королевского зала Альберт Холла (рис. 6).

Рис.6. Сад Королевских Садоводческих обществ. В центре здание консерватории-оранжереи Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php

Организаторы юбилейных торжеств обещали сделать Всемирную выставку 1862 года грандиозной, масштабнее по размерам, чем прежнюю, красивее, лучше, увеличить во много раз количество экспонатов, удивить публику. Для этих целей не жалели средств, везли экзотические изделия со всего света. Вся страна жила ожиданием большого события, но судьба выставки оказалась сложной и отчасти печальной. Четырнадцатого декабря 1861 года умер главный куратор мероприятия Принц-консорт Альберт. Он сыграл огром-

ную роль в организации, как первой, так и второй Лондонской Всемирной промышленной выставки, его считали «отцом выставок». Однако, несмотря на смерть Альберта, ослабление общественного энтузиазма и изменение сроков проведения мероприятий, выставка была открыта первого мая 1862 года. На её территории разместилось свыше 28 000 экспонатов из 36 стран. Государства представляли изделия промышленного производства, новые технологические процессы, произведения искусства и достижения нового вида транспорта - железной дороги. Надо отметить, что во многом благодаря рельсовому сообщению стало возможным успешное проведение многих, подобных Всемирной выставке, мероприятий. Англия являлась родиной железнодорожного передвижения. Первые железные дороги появилось в 1825 году, а через четверть века длина всех магистралей достигла длины экватора. Кроме этого, повышалась культура обслуживания на железнодорожном транспорте. Тёплые вагоны, туалеты, электрическое освещение, пристанционные рестораны с музыкой - вокзалы, постепенно стали неотъемлемой частью ЖД, делая железную дорогу всё более популярной. Она активно доставляла гостей на праздник к новой Всемирной промышленной выставке 1862 года (рис. 7).

Рис. 7. Карта 1854 года. Железнодорожная ветка от Гайд-парка до нового парка Хрустального Дворца

Источник: http://forum.sydenham.org.uk/viewtopic

В течение 177 выставочных дней с экспозицией ознакомилось около 6 211 100 посетителей. В сравнении с числом жителей Лондона, а это 2 800 000 человек - цифра действительно впечатляла [9].

В 1861-1862 гг. из-за промышленного кризиса в стране наступила глубокая депрессия. Экономические проблемы начались как раз в дни выставки 1862 года. Вот свидетельство современника, написанное в день ее открытия: «Дела очень плохи...

Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис» [3]. Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 году, привела к приостановлению реализации многих выгодных контрактов [2]. И всё же Английские правящие круги сделали все, чтобы, как и было намечено, открыть вторую в Лондоне (третью по счету) Всемирную промышленную выставку. Было много гостей и участников, приехали французские рабочие делегации из Парижа, Амьена, Леона, делегация рабочего класса Германии, множество корреспондентов и писателей. Карл Маркс был приглашён в качестве корреспондента от газеты «Пресс». Посетил выставку Ф. М. Достоевский, на которого «Ваал», как он называл Лондон, произвёл сильнейшее впечатление. В «Дневнике писателя» отмечено: «Я был в Лондоне всего восемь дней... Все так громадно и резко в своей своеобразности... Этот день и ночь суетящийся и необъятный, как море, город, визг и вой машин, эти чугунки, проложенные поверх домов (а вскоре и под домами), эта смелость предприимчивости, этот кажущийся беспорядок, который, в сущности и есть буржуазный порядок в высочайшей степени, эта отравленная Темза, этот воздух, пропитанный каменным углем, эти великолепные скверы и парки, эти страшные углы города, как Вайтчапель, с его полуголым, диким и голодным населением. Сити со своими миллионами и всемирной торговлей, кристальный дворец, всемирная выставка... Да, выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество».

Хотя, как считал русский инженер-технолог Н. Ф. Лабзин, никаких совершенно новых механизмов, еще неизвестных, на выставке не нашлось. Но встречалось довольно много улучшений по упрочнению конструкции машины, более точному выполнению работ и увеличению ее производительности. Это привело инженера к опрометчивому заявлению: «Без сомнения, в наш век, век таких громадных успехов машинного дела трудно ожидать еще чего-нибудь нового, которое могло бы сделать переворот в промышленном мире».

На выставку принимались изделия промышленности, изготовленные после 1850 года. Они отражали изменения в мировой экономике, науке и технике за этот период. Шло техническое перевооружение отдельных отраслей промышленности, особенно металлургии. Начиналось развитие химии синтетических красителей. По-прежнему господствовали паровые двигатели: стационарные машины и котлы, локомотивы и локомобили, а также тепловоздушные и газодвигательные машины. Однако через несколько лет появились электродвигатели, и век пара начал стремительно уступать место новому виду энергии [1]. Также стремительно решались вопросы дальнейшего развития района Южный Кенсингтон и поствыставочных пространств юбилейной выставки в Лондоне.

Первого ноября 1862 года двери Всемирной промышленной выставки закрылись. Критики были единодушны в том, что значение и успех этого мероприятия состоит в демонстрации большого пути, проделанного промышленностью, а также в том, что она стала своеобразной данью памяти скоропостижно ушедшего Принца Альберта. Однако архитектура павильона не вызывала у современников ни особого восторга, ни любви, подобно Хрустальному Дворцу. Несмотря на свои размеры и два самых больших по тем временам купола в мире, здание выглядело старомодно, и, как результат, «The Art Journal» назвал его «скверным сараем» [13]. Организаторы желали превзойти результаты выставки 1851 года. Они приняли и разместили огромное количество экспонатов из разных стран, только от королевства Великобритании было представлено свыше 9000 участников, 2600 от Британских Колоний. По уровню изделий, по площади выставочных территорий, организаторы добились первенства. Это было выдающимся достижением того времени, тем не менее, посетители просто физически не могли ос-

мотреть всю выставку в течение одного визита. Необозримые пространства вызывали недоумение и путаницу у пришедших, пресса жаловалась на чудовищные экспонаты, занимающие много места, на витиеватую архитектуру и отсутствие коммуникаций. Неразбериха и хаос возникали из-за огромного наплыва посетителей и толкотни на небольшом общественном пространстве перед выставочным павильоном. Кроме этого, путаницу вносила разная стоимость входных билетов в различные дни недели. На всём сказывался недостаток руководства и смерть главного координатора мероприятий Принца Альберта. Здание представлялось публике безобразным, слишком большим, переполненным, было сверх много разных экспонатов, и никто не знал, как их оценить и что со всем этим делать. Вместе с тем, несмотря на всю критику со стороны прессы и посетителей, среди выставленных объектов было много интересных оригинальных примеров. Прежде всего, всем был открыт свободный доступ к новейшим технологическим изобретениям. Участники выставки, эксперты, энтузиасты и просто посетители могли увидеть и понаблюдать за демонстрацией промышленных процессов, за работой новейшего оборудования, машин и механизмов. Но это не спасло ситуацию, после завершения работы выставки дальнейшую эксплуатацию здания посчитали неуместной, экспонаты расформировали. Парламент отклонил желание Правительства приобрести выставочный павильон и постановил его разобрать, строительные материалы продать и пустить на строительство Дворца Александра. Сама территория выставки вместе с прилегающими садами Королевского Садоводческого Общества, по мнению Парламента, идеально подходила для Естественного Исторического Музея, который в то время размещался в Британском Музее и терпел в связи с этим большие неудобства. По иронии судьбы, первый конкурсный проект сооружения музейного комплекса на месте демонтированного выставочного павильона выиграла фирма вышеозначенного архитектора Франца Фоука. Но, не дожив до завершения строительства, Ф. Фоук скончался, его преемником стал архитектор Альфред Уотерхауз. Интересно отметить, что многие экспонаты Международной выставки легли в основу коллекций Естественного Исторического Музея, а также в экспозиции других, создающихся на рубеже веков, культурных заведений Южного Кенсингтона. Таким образом, постепенно стала осуществляться мечта Принца Альберта. В конце XIX начале XX веков на месте бывшей Всемирной промышленной выставки 1862 года и на прилегающих к ней территориях согласно идее Альбертополиса были открыты: Естественный Исторический Музей, Музей Науки и Музей Виктории и Альберта. История последнего начинается в 1857 году, когда на углу улиц «Cromwell Road» и Выставочной улицы был открыт Южный Кенсингтонский Музей, построенный по проекту Уильяма Габбита (William Cubbitt). Он представлял собой длинные, крытые рифлёным железом, галереи, в шутку названные «Котлом Бромптон». Обстановка напоминала заводские цеха, в которых выставлялись экспозиции музеев Производства и Конструкций, музея Животноводческой продукции, Продовольственного музея, музея Образования, Экономики, а также Музея Восточного искусства и Патентов. Все эти музеи конкурировали между собой. Когда в 1889 году был создан Музей Виктории и Альберта, содержание Южного Кенсингтон-ского Музея было поделено между Музеем V&A, Музеем Науки (открыт в 1919 году) и Естественным Историческим Музеем (1881 г.). Таким образом, неоднократно смешиваясь и разделяясь, создавались великие экспозиции и коллекции знаменитых музеев Англии.

В настоящее время кварталы между улицами «Exhibition-Road» и «Queen Gate» -это плотно застроенные музеями, учебными и культурными заведениями, элитными жилыми домами, территории. Как уже было сказано выше, на месте Дворца выставок 1862 года возвышается здание Естественного Исторического Музея. На рис. 9 план музея выделен коричневым цветом, для сравнения - тонкими линиями показаны контуры павильона Всемирной выставки.

Рис. 8. Район Южный Кенсингтон, Лондон: 1 - Королевские ворота; 2 - Естественный Исторический Музей; 3 - Музей науки Источник: http://www.architecture.com/LibraryDrawingsAndPhotographs/Albertopolis/TheStoryOf/Great

ЕхЫЬШоп/1862Шегпайопа!ЕхЫЬШоп^рх

Рис. 9. План Музей Естественной истории, конец XIX века, наложенный на план

Всемирной выставки 1862 года Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php

Здание Естественного Исторического Музея построено в романо-византийском стиле. Оно не повторило собой архитектуру прежнего выставочного павильона, уступает ему в размерах, но очертаниями, на наш взгляд, напоминает прежний выставочный Дворец (рис. 9, 10). Строительство Музея начали в 1873 году, закончили в 1880, официальное открытие состоялось в 1881 году. Теперь это грандиозное выставочное пространство. Центральная ось Исторического Музея, условно проходя через Башню Императорского Института (само здание не сохранилось), «нанизывает» на себя «барабан» Королевского Альберт Холла и далее на север - Мемориал Принца Альберта. Данный район лондонцы символично называют Альбертополисом, и многое из того, что здесь размещено, носит имя Принца Альберта, либо титул «Royal», то есть «Королевский».

Интересный факт истории запечатлён на рис. 11. С юга театр Альберт Холла когда-то упирался в консерваторию-оранжерею Королевского сада, справа тянулись открытые галереи международной выставки. К началу XX века галереи и оранжерею снесли, на их

месте появилось открытое общественное пространство с террасами, лестницами и балюстрадами, пешеходными дорожками, зелёными газонами и скульптурой....

Рис. 10. Музей Естественной истории Источник: http://www.motorhomeroadtrip.com/united-kingdom/

Очертания бывших выставочных галерей заботливые лондонцы сохранили в рисунке дорог, окружающих театр. Альберт Холл (Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта) - один из знаменитейших оперных залов мира. Построен великолепный концертный зал Королевой Викторией, пожелавшей увековечить память о своем муже - Принце Альберте. Торжественная церемония открытия здания Альберт Холла прошла в 1871 году.

Рис. 11. Сад Королевских Сельскохозяйственных обществ Слева - здание Альберт Холла и консерватория-оранжерея Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php

Сегодня Альберт Холл - один из популярных туристических маршрутов Лондона и один из важнейших концертных залов Великобритании, престижная сцена для выступления множества знаменитейших артистов со всего мира. Более 350 культурных мероприятий ежегодно проводится в роскошных стенах этого концертного зала - оперные спектакли, концерты классической музыки, балеты, церемонии награждения и пышные банкеты.

Это круглое здание с куполом словно «воронка», в которой крутятся главные культурные мероприятия Лондона. Вокруг него расположен и ряд самых известных учебных заведений Англии: Королевский Колледж Искусств, Императорский колледж, Спортивный колледж, Лондонский университет, Королевский Музыкальный колледж, здание Английского Королевского балета и другие. Архитектура сооружений решена примерно в одном стиле и, вообще, создается ощущение некого автономного городка из пары десятков зданий во главе с Королевским Альберт Холлом. Поэтому не хочется делить его на части, а исключительно воспринимать как единую гармоничную городскую среду (рис. 12).

Рис. 12. Королевский Альберт Холл Photograph of Royal Albert Hall, Kensington, london, UK, looking north and down. Taken by en: User: Sandpiper, 1986

Важно отметить, что история английского дизайн-образования тесно связана с данным районом, с Южным Кенсингтонским Музеем и промышленными выставками. Ещё в 1851 году при обсуждении итогов первой Всемирной выставки впервые были подняты проблемы преподавания основ художественного проектирования в творческих школах Англии. Немецкому архитектору Готфриду Земперу принадлежала идея нового способа обучения мастеров на базе специальных музеев «художественного хозяйства» во время Всемирной Лондонской выставки 1851 года. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1857 году Саут-Кенсингстонского колледжа, в котором «преподавание основывалось не на отвлеченном штудировании классики», а на конкретном изучении коллекций Южно-Кенсингтонского музея и материалов проводившихся здесь выставок современной художественной промышленности [6]. По примеру лондонского Са-ут-Кенсингстонского колледжа при Австрийском музее искусства и промышленности в Вене открылась Школа прикладного искусства. Эта инициатива исходила из круга архитекторов и искусствоведов, которые придерживались взглядов, близких учению «практической эстетики» Земпера. Они поставили цель организовать музейно-педагогический комплекс для развития в стране культуры художественного ремесла. В конце XIX века по всей Европе формировались музейно-педагогические центры, подобные Южно-Кенсингтонскому музею, Королевскому колледжу искусств, Лондонскому Музею Виктории и Альберта [8]. Впоследствии эти школы стали главными центрами подготовки молодых дизайнеров [4].

Рис. 13 Музей Науки, архитектор Ричард Эллисон Источник: http://wirednewyork.com/forum/showthread.php

В течение XIX начала XX веков поствыставочные территории Всемирной выставки, расположенные вдоль улицы «Exhibition-Road», постепенно застраивались, в том числе зданиями Музея Науки и Промышленности. Основанный в 1857 году музей также пополнился экспонатами Выставок 1851 и 1862 годов и ему требовалось расширение. Современное здание музея построено шотландским архитектором Ричардом Эллисоном, и в своё время открывалось для публики поэтапно, с 1919 по 1928 год. Интерьер музея включает большой центральный холл под стеклянной крышей, вокруг которого на пяти этажах расположены экспозиционные галереи. Экстерьер здания выполнен в неоклассическом стиле, имеет тяжёлый симметричный фасад с колоннами вдоль второго и третьего этажей. Завершением общей композиции сооружения служит мансардная крыша с оконными проёмами (рис.13).

Последние преобразования коснулись знаменитой «Exhibition-Road» в XXI веке. Современные архитекторы также внесли свою лепту, они решили поставить своего рода эксперимент - соединить в единое целое дороги и тротуары, уповая на то, что дорожные правила являются одними из отличительных признаков цивилизации и в цивилизованном обществе большинство людей будут соблюдать их. Выставочная улица представлялась как общее демократичное пространство для пешеходов, автомобилей и велосипедистов, вне разделения на проезжую и пешеходную часть. Сквозная широкая артерия с севера на юг - для двигающейся городской массы: для толп туристов, студентов и транспорта. Известный лондонский архитектор Диксон Джонс (Dixon Jones), словно шахматную доску, выложил дорогу Выставок чёрно - белым гранитом, визуально соединив клетчатой диагональной кладкой все строения и достопримечательности улицы. Своеобразная ковровая дорожка проходит, не прерываясь, по тротуарам и магистрали, ведёт путешественника от одного музея к другому, создавая траекторию коммуникативного пространства со строго заданным маршрутом. Благодаря неограниченному движению, рядом с достопримечательностями созданы более цивилизованные открытые зоны ожидания для туристов. Вдоль дороги установлены многочисленные скамейки, дающие возможность отдохнуть путешественникам, круглосуточно открыты закусочные, кафе и магазинчики, разбиты скверы. Вход во все музеи свободный, периодически бесплатный, людской поток прибывает и убывает, публичное пространство из улицы плавно перетекает в залы музеев. Старый район Лондона живёт полнокровной жизнью, не уставая, день и ночь, несмотря на то, что идея Диксона Джонса по обновлению «Exhibition-Road» и её осуществление стала самым дорогим средовым дизайн-проектом в истории современного Лондона. На 800 мет-

ров дороги от станции метро Южный Кенсингтон вплоть до Гайд-парка истратили порядка 25 миллионов фунтов стерлингов (рис. 14).

Рис. 14. Современная ситуация на территории выставки 1862 года Источник: http://www.architecture.com/LibraryDrawingsAndPhotographs/Albertopolis

Вся обновлённая система Выставочной улицы была запущена в январе 2011 года. Дизайн новой публичной городской среды удивляет и вызывает много вопросов у общественности. Например, на общем уличном пространстве уставлено двухстороннее движение и введено ограничение по скорости до 20 км в час. Разграничения на улице введены с помощью дорожных указателей и упреждающих щитов. Дорога и тротуары находятся на одном уровне, а вот площадки автобусных остановок слегка приподняты, что создаёт удобства для инвалидов и престарелых граждан. Надо отметить, что для слепых по дороге проложена брусчатка из агрессивного рустикового камня, отделяющая «невидимую» границу между тротуаром и дорогой. С южной части улицы имеется прокат велосипедов и стоянки для них. Парковочные места автотранспорта разделены простыми металлическими «бляшками»-маркировками на асфальте. Улица стала шире, просторнее, заметно возросла доступность всех достопримечательностей. Прослеживается относительная свобода движения на улицах современного мегаполиса. Планируется, что временами улица будет закрыта для проезда, чтобы освободить место для проведения больших народных гуляний и праздников. Таким образом, Дорога Выставок станет исключительным досуговым культурным пространством для общественности, для пребывания и гармоничного сосуществования абсолютно разных людей (рис. 15).

От широкой центральной Выставочной улицы идут ответвления вглубь квартала к учебным корпусам и лабораториям. Это небольшие проезды, чаще пешеходные дорожки. Маленькие кафе и рестораны, спортивные корты, зелёные лужайки и парки создают тихую уютную городскую среду для человека.

Рис. 15. Выставочная улица Источник: http://www.guardian.co.uk/artanddesign/2011/nov/11/london-exhibition-road-cultural

Тем не менее, значение основного маршрута, пролегающего по Выставочной улице, нельзя переоценить. Открытое публичное пространство «Exhibition-Road» стало примером окончательной эволюции дачного района Южный Кенсингтон в мировой центр науки, культуры и образования. Как в 1860-х годах, так и сейчас, это величайшая культурная артерия Лондона, вполне соответствует высказыванию Томаса Праша: «Под влиянием Всемирной выставки (с использованием её достижений) стало возможным сооружение комплекса, где соседствовали множество музеев, регулярные международные выставки и различные учебные заведения. Всё это преобразовало, в течение последующей четверти века, лондонский Южный Кенсингтон в единый выставочно-образовательный район Альбертополис» [5]. В таком случае можно сделать вывод, что идея Принца Альберта о создании в Лондоне мирового центра науки, образования и искусств возникла из Всемирных промышленных выставок 1851 и 1862 годов. С их помощью осуществлялся своеобразный проект конструирования будущего, задуманный передовыми людьми Англии в XIX веке. Благодаря феномену Всемирных промышленных выставок, дающих возможность заглянуть в техническое и культурное завтра, возник реальный процесс предварительного планирования и осуществления коллективных представлений о будущем человечества, науки и техники, окружающей предметной среды, городских публичных пространств. На примере лондонской выставки 1862 года как нельзя лучше показана «роль всемирных универсальных выставок в конструировании и осуществлении национальных футурологических проектов» [15]. Интересы Принца Альберта в областях культуры, технологии и экономики ещё больше укрепляли достижения и преимущества Англии, одной из самых передовых держав мира в XIX веке. Эти интересы совпали с интересами государства в организации и проведении двух Великих выставок в Лондоне. Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что многие из реформ и мероприятий, проведённых Альбертом, легли в основу дальнейших преобразований в социальной, политической и культурной жизни Англии и показали пример устойчивого развития поствыставочных территорий на благо общества.

Две тысячи двенадцатый год является годом 150-летия проведения второй Всемирной промышленной выставки 1862 года. Есть все основания полагать, что лондонцы об этом не забудут.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М. : Знание, 1991. 160 с.

2. Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. 2001. № 4.

3. Ерофеев Н.А. Очерки истории Англии (1815-1917 гг.). С. 97.

4. Макотина С.А. История и практика школ дизайна и архитектуры // Педагогический имидж. 2010. № 4 (9). С. 82.

5. Томас Праш. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851году» / (пер. с анг. О. Карповой) // Новое литературное обозрение. 2004. № 70. С. 129.

6. Всё о дизайне. Развитие европейского дизайна. Баухауз. : http://www.stvservice.ru/razvitie_evropeiskogo_dizaina_bauhauz.html

7. Посвянская Е. Английский стиль // Проблемы дизайна-3 : сб. ст. / НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств, Нац. акад. дизайна ; под ред. В. Л. Глазычева. - М., 2005. - С. 162-214.: http://artkommunalka.ru/angliiskii_stil.html (добавлено 21.07.2009).

8. Шпаков В. Н. История всемирных выставок. М. : АСТ, Зебра Е, 2008. 384 с.

9. Джордж Рипли и Чарльз А. Дана. Мысли под Луной. Судьба одного Ящера, или снова о людях. Торгово-промышленные выставки «американская энциклопедия»: http://chestofbooks.com/reference/American-Cyclopaedia-5/Industrial-Exhibitions.html (22.02. 2012).

10. Natural History Museum From Wikipedia, the free encyclopedia. History and architecture.: http://en.wikipedia.org/wiki/Natural_History_Museum (добавлено 27.05.2012 года )

11. Time Travel Explorer Blog. Peter Watts. Mapping Museumland: London's forgotten exhibition. : http://www.timetravelexplorer.com/blog/post/2011/04/08/Mapping-Museumland-Londons-forgotten-exhibition.aspx (добавлено 8.04.2011 09:28)

12. Дэйв Валкер (Dave Walker). Воскресный полдень в Садоводческих Садах. Архивы: Выставка дорог. The Library Time Machine: http://rbkclocalstudies.wordpress.com/tag/exhibition-road/ (добавлено10.11.2011)

13. The Victorianist. Or: The Victorian Period Presented in Concise and Regular Articles. The International Exhibition of 1862: http://thevictorianist.blogspot.com/2010/11/international-exhibition-of-1862.html (добавлено 30 .11. 2010)

14. Макотина С.А. Первая Всемирная промышленная выставка Лондон 1851 год. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1. С. 179.

15. Курумчина А. Э. Конструирование будущего как реальности: на материале всемирных универсальных выставок : автореф. ... канд. философ. наук. Омск, 2008. 32 с.

16. Суртаев П.Б. Принц-консорт Альберт и его роль в общественно-политической жизни Великобритании : автореф. . канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2008. 30 с.

Информация об авторе

Макотина Светлана Александровна, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89041124495, email: svetavo59@mail.ru

Information about the author

Macotina S.A., assistant, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.