РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ МУЗЕЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ SECTION I. THE HISTORIC MISSION OF THE MUSEUM OF WORLD CULTURE
УДК 069.Г20"
А. А. Будко Образ музея в XXI в.
В стремительно меняющемся мире музеи пытаются наладить взаимосвязь между экономическими, социальными, культурными установками общества и уменьшить информационный провал между профессиональными воззрениями на сущность музейного дела и ожиданиями, сформировавшимися в массовом сознании в конце прошлого века. Расширить рамки привычного представления о музее, рассматривая его в новом качестве, с теми новыми подходами, формами и видами существования, которые становятся его неотъемлемыми атрибутами, позволяет полицентрическая модель музея, которая представляет собой три взаимосвязанных и взаимообусловленных пространства (артефактов, образов, миссий).
Ключевые слова: полицентрическая модель музея, пространство артефактов, пространство образов,пространство миссий
Anatoly A. Budko
The image of the museum in the XXI century
In a rapidly changing world, museums are trying to establish the relationship between economic, social, cultural attitudes of society and to reduce the information gap between professional views on the nature of museum work and expectations formed in the mass consciousness at the end of the last century. Extend beyond the usual notion of the museum, seeing it in a new way, with the new approaches, forms and types of existence, which become its inherent attributes, allows polycentric model of the museum, which consists of three interrelated and interdependent spaces (artifacts, images, missions).
Keywords: polycentric model museum, space artifacts, space images, space missions
Выстрелишь из пистолета в свое прошлое - будущее выстрелит в тебя из пушки.
Р. Гамзатов
Дискуссия о назревших проблемах музеев в современном мире продолжается несколько лет, что свидетельствует не столько об актуальности темы, сколько о
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
11
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
том, что теоретические воззрения в этой области расходятся с практическими реалиями сегодняшнего дня. В результате мы не успеваем принять (или объяснить) то новое, что появляется в жизни музеев.
Проблемы музеев в современном мире обсуждались в рамках проекта ЮНЕСКО / МФГС «Управление музеем - XXI в.» на экспертной встрече музейных специалистов из стран-участников СНГ, состоявшейся 18-20 ноября 2013 г. в Санкт-Петербурге. Эксперты отметили:
- возрастающую роль музеев в обществе и их ответственность за сохранность собраний и передачу знаний об историко-культурном наследии;
- необходимость занимать центральное место в культурной и духовной жизни местного, национального и международного сообщества и способствовать экономическому и социальному развитию ровно в той мере, что и инновации;
- необходимость укреплять культурные идентичности, поддерживать социальную сплоченность и являться медиатором в сфере межкультурного взаимодействия, а также продвигать региональные ценности в эпоху глобализации и создавать новые ресурсы для местного регионального и национального уровней общества.
В стремительно меняющемся мире произошла постепенная трансформация общественных взглядов на культурное наследие. Мы стали свидетелями формирования переходной модели музея, пытающейся наладить взаимосвязь между экономическими, социальными, культурными установками общества и уменьшить информационный провал между профессиональными воззрениями на сущность музейного дела и ожиданиями, сформировавшимися в массовом сознании в конце прошлого века. При обсуждении назревших проблем современного музея на этой встрече был поднят ряд дискуссионных вопросов сегодняшнего дня:
- какая модель музея: «классический», «музей места, времени действия», «зрелищный музей нового типа», «музей без стен», «стены без музея» получит приоритетное развитие в XXI в.?
- определяет ли модель музея его миссию?
- какова миссия музея в ситуации постмодерн, допускающей множественность «правд»: подходов, взглядов, позиций, интерпретаций?
- чем вызвано бурное развитие «учреждений музейного типа»: парамузеев и экомузеев (Центр наследия, Тематический парк, Исторический парк, Музей в миниатюре, Экспериментально-образовательный мультимедиакомплекс и др.)?
- что обеспечивает и поддерживает долговечность музея в истории мировой культуры?
- возможен ли «закат» музея как культурной формы в эпоху медиакультуры, информационных технологий и виртуальной реальности?
- могут ли музеи, сохраняя научную направленность интерпретации, обращаться к массовой аудитории?
12
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_
- возможно и достижимо ли в музее совмещение научности и развлекательности?
- каковы перспективы и возможности представления музея в Инернет-про-странстве?
- каким образом возможно построение взаимодействия музея с обществом и окружающей средой, и какое влияние окажет это взаимодействие на всех его участников?
Во многом проблемы музеев определяются тем, что остаются нерешенными вопросы общественного развития. Человечество ушло от постиндустриального общества, сформировались новые межнациональные, межконфессиональные и др. отношения, но нет новой культурологической парадигмы. Новое время диктует новые правила игры и выдвигает новые вызовы.
Важнейшим элементом современности является виртуальность. Новые современные технологии и технические новшества стремительно вторглись в публикации музейных предметов и коллекций и позволили по-новому осуществлять некоторые виды деятельности музея (просветительную, образовательную, педагогическую и т. д.).
Новым для музеев элементом становится получение прибыли. Менеджмент и маркетинг - неотъемлемая составляющая наиболее «продвинутых» музеев. Однако, согласно уставу Международного совета музеев, музеи относятся к некоммерческим учреждениям. Они являются институтом социальной памяти и общество должно платить часть средств, чтобы сохранит важные сведения о своей истории.
Научный прогресс способствовал формированию постиндустриального общества потребления, улучшению качества жизни и созданию продукции одноразового потребления. Одноразовость проникла в культуру, мораль, политику, начала менять структурную целостность восприятия мира, а новые технологии широко внедрились в интеллектуальное окружение человека и его мировоззрение. Чем страшна одноразовость для музеев? Адаптируясь к одноразовому миру, музеи начинают идти по пути замены прямого межличностного общения погружением посетителей в виртуальную реальность, которая становится более привычной для современного человека, дает ему больше положительных эмоций, чем будничная жизнь и бесконечно существующие проблемы. Музеи, вовлеченные в рынок, продавая знания, эмоции, впечатления, начали использовать одноразовость как маркетинговый принцип, работающий практически везде и во всем. При этом музей порой сам находится на грани превращения в одноразовый продукт потребления.
Ввиду отсутствия общей базовой концепции музея, при анализе музея как феномена культуры, в центре внимания оказался не собственно музей, а отдельные моменты его существования, которые выступают объектом использования различных наук и культурных практик (моноцентрическая модель музея). При подобном одностороннем подходе музей в пространстве культуры начинает стремиться к
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
13
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
замкнутости и самодостаточности, что создает ролевой конфликт между декларируемыми музеем ценностями и постоянно возрастающими требованиями общества и возможностями их восприятия и применения человеком.
При полицентрическом подходе, позволяющем не отступать от Федерального закона № 54 от 1996 г. и других юридически значимых актов, регламентирующих деятельность музея, музей следует рассматривать как специфический механизм, обеспечивающий существование и воспроизводство различных форм социокультурной практики. В этом случае в центре внимания оказывается собственно музей, как социальная институция, а не причины его породившие. В результате музей как культурное пространство уже не стремится к замкнутости и самодостаточности.
Если рассматривать музей как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимодействии частей, обеспечивающих существование и воспроизводство различных форм и областей социальнокультурной деятельности (практики), то формирующаяся на основе этого подхода модель музея будет полицентрической и представляет собой три взаимосвязанных и взаимообусловленных пространства (артефактов, образов, миссий).
Пространство артефактов обеспечивает документирование исторических процессов и включает деятельность музея, связанную со сбором, хранением и научным изучением музейных предметов и коллекций, музеефицированных объектов. Это комплектование фондов и их хранение, научно-исследовательская, научнофондовая работа, реставрационная деятельность и т. п. В пространстве артефактов ведущую роль играют законы и инструкции, определяющие оборот культурных (музейных) ценностей (Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, 1984 г.). Принятие новых административных регламентов предъявляет повышенные требования к учету и отчетности в хранении музейных фондов, что существенно облегчается при использовании современных технических средств.
Пространство образов непосредственно взаимодействует с человеком и обществом (научно-экспозиционная работа, просветительская, воспитательная, образовательная деятельность и т. п.). При этом современные технологии и технические средства позволяют по-новому представлять и интерпретировать музейные собрания, используя для этого, например, открытые фонды, демонстрируя те грани, ту информацию, заложенную в музейных предметах, которые в настоящее время в наибольшей степени востребованы посетителями и обществом.
Пространство образов позволяет органично соединять музейные предметы и современное актуальное искусство. Так, используя подходы современного актуального искусства, авторы проекта Военно-медицинского музея «Между жизнью и смертью», реализованного к 65-летию начала Нюрнбергского процесса, создали динамическую композицию на тему 87-го Псалма. При этом неотъемлемой частью созданного художественного образа аллегорической инсталляции явились под-
14
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture
линные свидетельства трагедии узников нацистских концлагерей - материальные и документальные. Пространство артефактов совместилось с пространством образов, и традиционный проект явился конструктивной основой произведения актуального искусства. Этот проект музея был награжден специальным дипломом фестиваля «Интермузей 2011» «За пронзительную идею выставки «Между жизнью и смертью» и получил диплом участника конкурса Межведомственного музейного совета «Музейный Олимп 2011» в номинации «Выставка года».
Таким образом, в пространстве образов уместна реализация практически любых художественных идей и использование технических средств отображения информации. Цель одна - проведение в жизнь любыми доступными средствами основных миссий музея.
При полицентрическом подходе музей сам может выступать как артефакт и становится уместным создание выставок, напрямую не связанных с музейным собранием. Так, в Петербурге в «Мастерской Аникушина» (Филиал Государственного музея городской скульптуры) прошла выставка «Сказки Низкой земли». Прямого отношения к музейному собранию выставка не имела. Организаторы приглашали посетителей прогуляться по картине Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу», «попасть в картину», познакомиться с жизнью нидерландской деревни в XVI в., примерить коньки того времени (деревянные башмаки с полозьями), похозяйничать на кухне, попробовать поместиться в спальном шкафу (в то время использовались не кровати, а спальные шкафы). Кусочек картины можно было «увидеть» пальцами, картину можно было «послушать».
В Русском музее, например, прошла выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея». Помимо произведений художников XVIII—XXI вв., хранящихся в фондах музея, были добавлены арт-объекты из частных мастерских художников и из личных коллекций, посвященные гастрономической теме. Куратор выставки Евгения Николаевна Петрова полагает, что культура (которую чаще всего понимают в высоком смысле) включает многое, в том числе и фотографии, которые люди выкладывают в «Инстаграме». По информации, переданной в СМИ, эффект воздействия созданного образа на посетителей был столь значим, что они испытывали физиологическую потребность в еде.
Пространство образов равноправно сосуществует с пространством артефактов, что подтверждается получившими широкое распространение «археологическими зонами», «этнографическими зонами», проходящими по территориям, богатым памятниками и традициями, в том числе и промышленными (Нижний Тагил). В этом случае музей можно рассматривать как составляющую в системе социокультурных коммуникаций. Появились целые «музейные кварталы» (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ульяновск), объединившие ряд музеев, где на научной основе сохраняется и реконструируется историческая среда. Так происходит формирование нового музейного пространства образов, которое связано с пространством артефак-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
15
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
тов, но в корне отличается от привычных пространств хранения и экспонирования традиционных музеев прошлого века.
Современные экспозиции - это не коллекции раритетов или учебные пособия, а полноценные произведения искусства, имеющие музейную специфику, в которых происходит трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы. «Художник-режиссер, используя архитектурно-планировочную символику, стремится к тому, чтобы произошла трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы» (Т. П. Поляков).
Пространство миссий решает в основном прогностические задачи, которые формулируют для музея государственные и общественные институты, посетители и сам музей (Федеральный закон от 26. 05. 1996 г. № 54-ФЗ). Реализация миссий музея, в первую очередь социальной, (просветительной, образовательной, духовного развития личности, эстетической, экономической и т. п.) при помощи пространств образов и артефактов означает создание специального музейного процесса, обеспечивающего соблюдение определенных требований с целью минимизации числа отклонений в процессе музейной деятельности (менеджмент, маркетинг и т. д.).
Важнейшие компоненты процесса реализации миссий музея включают выполнение отраслевых и иных стандартов музейного дела; уровень квалификации сотрудников музея; преемственность между основными этапами обеспечения музейных услуг; постоянный анализ технологий оказания музейных услуг; целенаправленность наращивания музейной базы на основе оценки качества; получение прибыли (социальная и экономическая эффективность).
Одновременно музеи могут самостоятельно определять свои задачи, создавать и формировать собственные миссии. В резолюции Международной конференции «Музей и общество», проходившей в Красноярске 11-13 сентября 2002 г., указано: «п. 2. Конференция призывает музейных профессионалов ориентировать свою деятельность в работе с посетителями на формирование у них современного научного мировоззрения, раскрытия для них истории страны и региона, необходимости сохранения культурного и природного наследия и воспитания па этой основе чувства гражданственности, патриотизма и экологического сознания».
В меморандуме Международного Музейного Форума (Казань, 14-18 сентября 2010 г.) написано: «Важно сохранить сложившуюся в России уникальную систему патриотического воспитания, формирования интеллектуальных, духовных и нравственных основ современного российского воинства, в которой военные и военноисторические музеи подчинения Министерства обороны Российской Федерации играют заметную и нередко определяющую роль». «В современных условиях представляются необходимыми разработка и реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на полноценное музейное документирование оте-
16
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_
чественной истории XXI в., в том числе истории российской техники и предпринимательства».
На современном этапе одной из важнейших музейных миссий становится музейная педагогика - миссия, артикулированная музейным сообществом.
На прошедшей 18-20 ноября 2013 г. экспертной встрече музейных специалистов «Актуальные вопросы музеологии и практика музейного менеджмента в XXI в.» в числе миссий были отмечены следующие: музей - это уникальный механизм, центральное место в культурной и духовной жизни местного, национального и международного сообщества; музей является образовательным ресурсом, генерируя и распространяя знания; оказывает значительное воздействие на экономическое и социальное развитие; музей способствует экономическому и социальному развитию ровно в той же мере, что инновации; музей укрепляет культурные идентичности, поддерживает социальную сплоченность; музей является медиатором в сфере межкультурного взаимодействия; музей продвигает региональные ценности в эпоху глобализации. При этом эксперты акцентировали внимание на необходимости изменений в подготовке и переподготовке музейных специалистов.
Примером гармоничного сосуществования трех пространств полицентрической модели музея может служить музей Мыши, который все активнее вовлекается в туризм и становится основой экономического развития определенного места, района, города.
Такими же примерами являются музейные фестивали: «Интермузей», «Детские дни в Петербурге» (конкурс «Большая регата»), «Ночь музеев», и др. Участвуя в них, музеи, представляют свои оригинальные выставочные проекты и детские программы. При этом многие музеи широко используют инновационные приемы: театральные, игровые, виртуальные путешествия, интерактивные занятия, а за счет роста числа посетителей получают и значимый экономический эффект.
Культурные, социальные, информационные, технологические и технические нововведения, неизбежно вторгшиеся в современную музейную жизнь, привели к появлению различных моделей музея («классический», «музей места, времени, действии», «зрелищный музей нового типа», «музей без стен» и т. п.). Все эти модели есть не что иное, как различные грани современного музея. Соединить их воедино позволяет полицентрическая модель музея, в которой музей предстает как целостная система, состоящая из трех автономных пространств, концептуально связанных с прошлым, настоящим, будущим (артефактов, образов, миссий), имеющих свои относительно самостоятельные, но взаимообусловленные цели и задачи.
Полицентрическая модель музея объединяет структуру (музей как хранилище музейных предметов и музейных коллекций) и функцию (выявление, собирание, научное изучение, публикация музейных предметов и коллекций; осуществление просветительной и образовательной деятельности). Одновременно эта модель позволяет расширить рамки привычного представления о музее, рассматривая его
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
17
_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_
в новом качестве, с теми новыми подходами, формами и видами существования, которые становятся его неотъемлемыми атрибутами. Совершенно естественными становятся культурные, социальные, информационные, технологические и технические нововведения и приемы, которые неизбежно будут вторгаться в музейную жизнь в будущем. В частности, речь идет о совершенно новых миссиях, формах представления, интерпретации музейных предметов, музейного собрания; о новых формах работы с посетителями. Эта модель предоставляет возможность формулировать новые миссии, парадигмы представления и интерпретации музейного собрания. Это и есть образ музея XXI в.
18
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •