Научная статья на тему 'Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций'

Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МОТИВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF THE PERSON / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / CULTURAL-RECREATION ACTIVITY / CULTURE ESTABLISHMENTS AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Любовь Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению мотивационного развития личности молодого человека в учреждениях культуры. Делается вывод, что стержневой основой поэтапного мотивационного развития личности в учреждениях культуры является такая технология построения культурно-досуговых программ, которая ведет к самосовершенствованию и гармоническому единению всех членов творческого коллектива в единый ансамбль личностей, без чего невозможно создание художественно целостной атмосферыConditions and factors of development of motivation of the person in cultural-recreation activity are considered. Motivational function of culture establishments and arts is defined. The creative collective has the first role in motivational development of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций»

отношений с внешним миром и самим собой.

Учреждения культуры создают возможность для самореализации, предполагают самоусовершенствование, самосуществование, самораскры-

тие всех сущностных сил молодого человека с учетом сочетаний внутренних и внешних условий, направленных на саморазвитие, самоактуализацию личности с целью ее персонификации и обретения смысла бытия.

Примечания

1. Абдулатипов Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2010.

2. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 4.

3. Мараллов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Мараллов. - М., 2002.

4. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский // Вопросы философии. - 1992. - № 3.

5. Петровский А. В. Психологический словарь / А.В. Петровский. - М., 1992.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2001.

Л. С. Жаркова

МОТИВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена рассмотрению мотивационного развития личности молодого человека в учреждениях культуры. Делается вывод, что стержневой основой поэтапного мотивационного развития личности в учреждениях культуры является такая технология построения культурно-досуговых программ, которая ведет к самосовершенствованию и гармоническому единению всех членов творческого коллектива в единый ансамбль личностей, без чего невозможно создание художественно целостной атмосферы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, учреждения культуры, межличностные коммуникации, мотивационное развитие личности, культурно-досуговая программа.

Conditions and factors of development of motivation of the person in cultural-recreation activity are considered. Motivational function of culture establishments and arts is defined. The creative collective has the first role in motivational development of the person. Keywords: socio-cultural activity, development of motivation of the person, cultural-recreation activity, culture establishments and arts.

«Российская культура жива, и ее ресурсы могут и должны выступить мощным рычагом обеспечения жизнестойкости, устойчивости, стабильности и перспектив развития России как страны, государства и всего многонационального народа, нации, россиян. Культура всегда и при всех обстоятельствах остается фундаментальной основой общественного развития, одним из эффективных средств форми-

рования и становления человека» (1, с. 31).

Учреждения культуры - сложное, многоуровневое образование, которое в условиях рыночных отношений нашего общества становится центром мотивационного развития личности.

Достаточно сказать, что клубная сеть Москвы насчитывает 182 учреждения, в том числе 103 — ведомственной принадлежности и 79 (не считая фили-

алов) - государственных.

Многие клубные учреждения очень сильно пострадали в ходе реформ от приватизации и перепрофилирования. Достаточно сказать, что из 6000 клубных формирований, действующих в 1990 году, к 2000 году осталось лишь 875.

Основная деятельность клубов -кружковая (93%), художественная самодеятельность (26%), организация концертов (24%), вечеров отдыха (19%), проведение молодежных дискотек (15%), театрально-зрелищная и оздоровительная (10%).

Финансирование государственных клубов осуществляется на уровне 2530%. Более 70% клубов ведомственной принадлежности учредителями не финансируется.

Учитывая уровень оплаты работников клубных учреждений, следует признать, что работа в них ведется почти исключительно силами преданных делу энтузиастов.

В той или иной форме клубной деятельности сегодня охвачено около 700 тыс. москвичей, среди которых более 80% составляют дети, подростки и молодежь.

Опрос посетителей учреждений культуры в Центральном административном округе г. Москвы показал, что мотивы посещения данных учреждений в 1999 году были следующие: общественная полезность программ -31,7%, интересная программа - 26,4%, желание пообщаться - 25,3%, встретиться с интересным человеком - 18%, отдохнуть - 9%.

Более широкую картину досуговых пристрастий москвичей выявил опрос ВЦИОМ: 1505 москвичам был задан вопрос: «Были ли Вы лично в течение последних 12 месяцев...?». Полученные ответы приводятся в процентах. На продуктовом оптовом рынке — 78%; на вещевом рынке - 61%; на Тверской -50%; ходили за грибами - 37%; в Алек-

сандровском саду - 35%; на Поклонной горе - 32%; в Лужниках - 25%; в парке Горького - 20%; в зоопарке -21%; в театре, консерватории - 20%; в Кремле - 16%; на рыбалке - 15%; на эстрадном концерте - 14%; зрителем на стадионе - 11%; в кинотеатре - 7%; в туристическом походе - 6%; на охоте - 3%; ничего из перечисленного - 5%.

Примечательно, что женщины гораздо чаще мужчин бывают не только на рынках, но и в театрах и консерватории, в зоопарке и кино. Мужчины же, в отличие от женщин, предпочитают быть на стадионе, рыбалке и охоте.

Прежде всего следует отметить, что количество кружков художественной самодеятельности в 1999 году снизилось, по сравнению с 1990 годом, на 6,7 раза. Если среднее количество кружков на один районный дом культуры в 1990 году составляло 7, то в 1999 году - 3; среднее количество проведенных массовых и групповых программ за год на один районный дом культуры за те же годы снизился с 92 до 28.

Общественная активность населения в деятельности учреждения культуры проявляется, с одной стороны, в поступках и действиях, побуждаемых мотивами, которые складываются из интересов, стремлений и желаний, из нравственных позиций личности, основанных на необходимости приложения своих сил и способностей в той или иной форме, а с другой стороны, вырабатываются навыки, умения и способности к организаторской деятельности в этой сфере. Общественная активность населения является важнейшим условием повышения качества педагогического процесса в учреждениях культуры.

Характерной особенностью моти-вационного развития личности в учреждениях культуры (в том числе и художественной самодеятельности) являются поиски новых средств музы-

кальной, поэтической, пластической выразительности. Новаторский дух, свойственный многим молодежным художественно-музыкальным объединениям, способствует росту популярности вокально-инструментальных ансамблей, дискотек, клубов студенческой песни.

Новые ценности нашего общества подчеркивают объективный характер их значимости для мотивационного развития личности в учреждениях культуры, но в то же время такое понимание требует уточнения, так как далеко не всякая значимость ценности для личности может вызвать мотивацию. В связи с этим необходимо провести различие между значимостью как ценностью деятельности и значимостью как полезностью. Если полезность деятельности зависит, прежде всего, от качеств предмета, то ее деятельность находится в прямой зависимости от общественных отношений, с изменением которых изменяется и ценность вещи. Ценность как объективная характеристика предмета возникает на основе того, что предмет выступает в качестве вещественного посредника общения личностей, как воплощение общественных отношений. Ценность выявляет значимость предмета для возникновения мотива и выступает в качестве носителя мотива. Предмет в этом случае выступает в виде знака, указывающего на определенные общественные отношения, и в силу этого он получает возможность регулировать мотивационную деятельность личности.

Ценности как объективные системные качества социальной действительности приобретают силу побудительного действия для личности в мотива-ционном развитии только тогда, когда осознаются и признаются ею.

При этом мотивация посетителей учреждений культуры может постоянно стимулироваться, перейдя в педаго-

гическую регуляцию этого процесса.

Стимулы как способы воздействия на мотивацию личности в этом процессе обнаруживаются через участие в самодеятельном художественном творчестве и других видах предметной деятельности во всех формах деятельности учреждения культуры. Особую роль на современном этапе имеет экономическое стимулирование в предметной деятельности учреждений культуры, обеспечивающее тесное единство общественных, коллективных и личных интересов, смысловое содержание, что позволяет вывести личность на новый уровень духовных потребностей.

Здесь следует обратить особое внимание на интеллект. Среди многих определений интеллекта, предложенных психологами, два встречаются наиболее часто. «Первое: интеллект характеризуется как способность иметь дело с абстрактными символами и отношениями. Второе: интеллект описывается как способность адаптироваться к новым ситуациям или использовать результаты опыта и фактически отождествляется со способностью к обучению (4). Но: «Если интеллект определяется как способность учиться, законно возникает вопрос: учиться чему? В нашей культуре интеллект традиционно отождествляется со способностью к школьному обучению».

Очень точно определил этот процесс В. К. Вилюнас: «Актом опредмечивания потребность семантируется, впитывает в себя определенное содержание и впредь она проявляется уже в содержательном оформлении... Своим содержанием это положение самым прямым образом указывает на конкретный процесс проникновения интеллектуального по существу образования (образа некоторого предмета) в потребность (аффект). Продукт этого процесса - мотив, являясь образованием пристрастно-познавательным (предмет - с одной стороны, потребно-

сти — с другой), — сочетает в себе признаки как интеллекта, так и аффекта» (2, с. 193).

Вводя в мотивационное развитие личности в учреждениях культуры экономические стимулы, имеют в виду способность и желание участника художественной самодеятельности или членов клубов по интересам, или членов любительских объединений, или активистов зарабатывать деньги честным путем. У специалистов учреждений культуры эти качества выступают как специфические деловые качества, в разумном проявлении которых огромное значение имеет творческое начало.

Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры, помимо культивирования внутреннего мира на основе рефлексии, смыслотворчества конкретной личности с ее уникальными желаниями и интересами, обеспечивается внешними и внутренними факторами.

Интеллектуализация творческой деятельности в учреждениях культуры предполагает такое активное отношение к окружающему миру, в котором любому практическому конечному акту предпосылается воспроизведение его на сценических площадках. Бесконечный процесс смыслообразования в межиндивидуальной связи личности опосредуется бесконечным развитием объективного содержания предметной деятельности и крупномасштабных культурно-досуговых программ. Только тогда может быть воспроизведена смысловая целостность культурно-до-суговой деятельности в контексте межличностных коммуникаций, когда воспроизводится смысловая целостность культуры. Связь между культур-но-досуговой деятельностью учреждений культуры и межиндивидуальным общением осуществляется прежде всего в сфере смысла, где взаимодействие составляет особенное его содержание, а общение единичных индивидуализи-

рованных личностей есть развитие способов его самодвижения. Эти способы разворачивания играют роль основания для развития каждого мотива личности, основательность этой субъективности в полной мере осознана лишь в современной форме самосознания. Здесь смысловая вопроси-тельность субъекта с особенной смысловой ответственностью объекта составляет ключ к пониманию любой культурной целостности (3, с. 171).

Значит, важным назначением учреждений культуры и искусств является последовательность и качество педагогического воздействия методами смыслотворчества и жизнетворчества.

Решать проблемы мотивационного развития личности в учреждениях культуры через освоение смыслов можно каждый раз по-новому. Результатом этого процесса оказывается сотворение все новых и новых смыслов, то есть смыслотворчество.

Жизнетворчество — это форма реализации смыслового потенциала куль-турно-досуговой деятельности, способы его воплощения в жизнь. Единство процессов смыслотворчества и жизне-творчества, их взаимообусловленность проявляется в процессе целостного переосмысления и преобразования личностью окружающей среды.

С этой точки зрения все содержание деятельности учреждений культуры, разложенное на ряд отдельных программ, становится не целью, а лишь материалом для выявления творческого потенциала. Этот процесс связан с созданием особых условий для культурно-инновационного подхода, обеспечивающего возможность свободного творческого поиска уникального разрешения культурно-досуговых проблем.

Средой подобного рода может, в частности, стать система развивающих и развивающихся отношений в коллективе учреждения культуры. Такая сис-

тема оказывается способом неавторитарного развития всех созидательных форм активности личности. В отличие от технологии подготовки и проведения культурно-досуговых программ система коллектива принципиально отрицает застывшие образцы и нормы своего осуществления.

Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры через систему развивающихся отношений само по себе - и продукт, и условие творчества всех ее участников. Оно создается сотворчески участниками и субъектом, когда последний берет на себя лишь роль инициатора и становится не столько транслятором культуры, сколько субъектом ее развития в процессе смысло- и жизнетворчества.

В связи с этим обстоятельством деятельность учреждений культуры во многом берет на себя функции иннова-тики, то есть она оказывается тем «функциональным органом», который все время может выстраивать зону ближнего мотивационного развития личности.

Инновационная функция деятельности учреждений культуры и искусств не является умозрительной и не относится к столь уж отдаленной перспективе. Складывающаяся практика создания инновационных учреждений культуры впрямую опирается на кадровый и научно-методический потенциал культурно-досуговой деятельности.

Поэтому в мотивационном развитии личности учреждений культуры следует понятие «личность» заменять понятием «субъект действий», тогда в этой схеме должен присутствовать «объект действия»: субъект действие -объект - результат. Далее схема трансформируется в контексте межличностных коммуникаций: субъект - отношение - действие - объект, результат.

Посетитель разовых культурно-досуговых программ - «частичный»

участник, носитель полной, законченной системы представлений, но и такой же субъект убеждений своего круга. Если бы проблема заключалась только в том, чтобы изолировать личностно-индивидуальные параметры мотиваци-онного развития личности в учреждениях культуры, то достаточно было бы статистического усреднения. Но самая большая сложность - это неполная представленность в отдельной личности представлений всей группы. Отдельной личности для действия в своей сфере вполне достаточно ограниченного сектора принципов поведения, набора критериев выбора, довольно условно связанных друг с другом, а также тех представлений, которые обосновывают используемые им критерии. Одна личность обладает рефлексирующим сознанием, к ней обращаются для разрешения общих мировоззренческих вопросов, особенно при возникновении проблемных ситуаций, другие являются хранителями и ревнителями моральных оценок.

Можно выделить самые различные ситуации для мотивационного развития личности в учреждениях культуры, разведя мотивационную и теоретическую системы оценивания. Мотиваци-онная система оценивания в его определении имеет место в акте оценивания той ситуации, которая прямо и непосредственно связана с целями, имеющими за собой индивидуальную историю развития.

Значимые межличностные связи определяются нами как уровни обоснований при оценивании замещающих ситуаций, которые соответствуют уровням сознания.

С учетом теоретических размышлений мы провели опрос среди молодых посетителей учреждений культуры и постоянных участников постоянных коллективов.

Оказалось, что абсолютное большинство молодежи (76%) участвует

лишь в творческой деятельности учреждения культуры. Причем основными причинами неучастия в деятельности учреждений культуры называют: нет времени — 34,9%; неинтересно — 22,4%; нет ни желания, ни времени — 19%, нет кружка, интересующего их — 17,1%; могли бы участвовать, но стесняемся показаться — 5,9%.

Проведенный нами анализ показал, что преобладающими мотивами неучастия молодежи в том или ином виде организаторской или творческой деятельности являются субъекты, которые ставят личность в положение слушателя и зрителя кино, концерта и танцев. По мнению 35,8% опрошенных молодых людей, это дает им постоянную возможность оказывать решающее влияние на мотивационное развитие личности в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций.

Было установлено, что молодежь учреждений культуры по-разному относится к творческой деятельности. Представители первой группы, в которую мы включили молодых людей 2030 лет, отличаются инициативным, организаторским характером: частые выступления в других местах — 26%; высокий ранг личного мнения в системе факторов, влияющих на мотивацию, — 24%; лидирование в общении — 14%; широта интересов к вопросам других сфер жизни общества — 13%; высокая критичность в оценке проводимых культурно-досуговых программ — 10%; компетентность в вопросах развития мотивации — 9%.

Поэтому создание условий, высокая организация коллектива, освобождение собственной личности молодого человека — все осознается как один из важнейших этапов мотивационного развития личности — 38,5%. Познание нового, интерес к миру определяют мотивационное развитие наиболее успешно. На первоначальном этапе оно

перерастает в потребность личности к осознанию окружающей действительности и поиску истины человеческого существования — 30,8%. Затем достижение успеха даже при первых шагах в освоении творческими навыками, по мнению молодых людей, имеет важнейшую роль в мотивационном развитии личности.

После первоначального этапа освоения элементов исполнительского мастерства в специализированных кружках и на основе создания сценария и сценарных планов, а также жизненного материала и литературных источников, начинается работа над концепцией творчеством культурно-досуговой программы. Движущим мотивом овладения профессией молодые люди определяют создание нового, оригинального произведения искусства, стремление испытать «муки и радости» творчества — 55,5%. Продолжением в связи с этим является желание выразить собственную взволнованность и соотнести ее с автором культурно-досуговой программы, раскрыть собственное видение мира, свое понимание жизни, создать праздничную атмосферу — 44,4%.

Драматические коллизии, сложности взаимоотношений персонажей, глубина нравственного конфликта, заложенные в культурно-досуговой программе, обуславливают стремления молодежи к духовному очищению, которому способствует творческий процесс — 33, 3%, преобразования жизни, самоутверждение и реализации способностей — 33,3%.

Затем происходит создание творческого коллектива личностей — 81,8%.

Стремление к поиску истины, смыслу человеческого существования, к вскрытию причин несовершенства личности и окружающей его действительности — 72,7%; желание выразить собственную взволнованность, соотнести ее с автором культурно-досуговой

программы, воздействовать на людей, раскрыть им собственное видение мира, свое понимание жизни - 62,6%.

Показательно, что на данном этапе участники коллективов учреждений культуры осознают себя личностью, способной средствами искусства, овладевая необходимыми знаниями, умениями и навыками, активно и действенно обратиться к проблемам преобразования жизни, продиктованным временем. Они испытывают потребность вскрыть причины ее несовершенства, взять на себя человеческую ответ-

ственность в поисках путей нравственного очищения и возрождения общества.

Стержневой основой поэтапного мотивационного развития личности в учреждениях культуры является такая технология построения культурно-до-суговых программ, которая ведет к самосовершенствованию и гармоническому единению всех членов творческого коллектива в единый ансамбль личностей, без которых невозможно создание художественно целостной атмосферы.

Примечания

1. Абдулатипов Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2010.

2. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В.К. Вилюнас // А. Н. Леоньтьев и современная психология. - М., МГУ, 1983.

3. Культура - традиции - образование: ежегодник. - М.: Рос. Ин-т культурологи, 1993.

4. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - Т. II. - 360 с., ил. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПИ СССР).

Е. М. Клюско

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ДОСУГА» (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Статья посвящена анализу зарубежных теоретических исследований в области досуга. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуг, теоретические исследования, учреждения культуры.

Article reveals the theory and practice of contemporary socio-cultural activities in other countries. Keywords: socio-cultural activity, the theory and practice of contemporary socio-cultural activities, leisure communication, free time, philosophical aspects of leisure theory, leisure and society, deviant leisure, W. Cooper, J. Kelly, C. Rojek, R. Stebbins.

Последние десятилетия ХХ века -первое десятилетие XXI века стали периодом бурного развития теоретических исследований в области досуга. В постиндустриальных странах Европы и Северной Америки теория досуга прочно утвердила себя как самостоятельная отрасль знаний. Об этом свидетельствуют монографии, сборники статей, публикации в международных

журналах, посвященные проблемам досуга. Главные вопросы, которые выдвигаются сегодня на повестку дня научного дискурса: как в условиях внедрения новых технологий, усиления межнациональной коммуникации, процесса глобализации следует трактовать сформулированную еще Аристотелем дихотомию «работа-досуг» и как в досуге проявляются параметры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.