Научная статья на тему 'Развитие рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций'

Развитие рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / РЕФЛЕКСИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / САМ ОПОЗНАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / REFLECTIVE CONSCIOUSNESS OF YOUTH / CULTURE ESTABLISHMENTS / SELF-RELATION / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жарков Анатолий Дмитриевич

В статье рассматривается концепция развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры. Делается вывод, что в учреждениях культуры рефлексия является основой таких фундаментальных процессов, как самоотношение, самопознание, саморегуляция, что посредством рефлексии выстраивается отношение молодого человека не только к внешнему, но и к внутреннему миру, определяется наличие, степень и уровень развития сознания и самопознания; глубокое переживание своих отношений с внешним миром и самим собойThe central object of article is the concept «reflective consciousness of youth». Modern culture establishments are capable to develop reflective consciousness means of pedagogic of creativity. In culture establishments the reflection is for processes of the self-relation, self-knowlgdge, self-control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций»

A. Д. Жарков

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

В статье рассматривается концепция развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры. Делается вывод, что в учреждениях культуры рефлексия является основой таких фундаментальных процессов, как самоотношение, самопознание, саморегуляция, что посредством рефлексии выстраивается отношение молодого человека не только к внешнему, но и к внутреннему миру, определяется наличие, степень и уровень развития сознания и самопознания; глубокое переживание своих отношений с внешним миром и самим собой. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, рефлексия, учреждения культуры, сам опознание, самоконтроль, самореализация.

The central object of article is the concept «reflective consciousness of youth». Modern culture establishments are capable to develop reflective consciousness means of pedagogic of creativity. In culture establishments the reflection is for processes of the self-relation, self-knowlgdge, self-control. Keywords: socio-cultural activity, reflective consciousness of youth, culture establishments, self-relation, self-knowledge, self-control.

Рефлексивное сознание современного молодого человека в нашем обществе строится на двух встречных процессах: восприятии и понимании ценностных ориентаций общества и способности личности к эмпатии, что включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы жизнедеятельности.

Прав Р. Г. Абдулатипов, утверждая, что «применение традиционных и новых технологий культурного возрождения, которые базировались бы на духовных идеалах и социально-культурном опыте, на величайших культурных достижениях русского и других народов страны, позволит нам создать в России интегрированную своей внутренней логико-смысловой основой общероссийскую культуру, которая и должна быть способна обеспечить успешное развитие многонационального народа Российской Федерации как жизнеспособной единой нации в XXI веке» (1, с. 107).

В буквальном смысле рефлексия -это размышление молодого человека в процессе самонаблюдения, самопознания, самосовершенствования в условиях учреждения культуры в многооб-

разных формах творческой деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий и действий окружающих людей.

В научной литературе достаточно подробно изложен мир рефлексии молодого человека, который разнообразен, богат и индивидуален. Именно способность к рефлексии дает ему возможность формировать свой интеллектуальный багаж, активные образы и действия, осуществлять поиски смысла жизни. Рефлексия способствует познанию и определению человеческого способа существования.

Познавая окружающий мир в учреждениях культуры, молодой человек не может быть безучастным к нему, а значит, и к себе в этом мире, и к своему внутреннему миру. Знаменитое изречение «познай самого себя», понимаемое как размышления человека о происходящих в его сознании процессах, стало центральной гносеологической проблемой современности, что нашло свое отражение в работах ученых и философов (Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Н. Лейбниц, Д. Юм и др.).

Весомый вклад в изучение пробле-

мы внесли В. Боровик, Д. Джуманули-ев, Г. Журавлев, Е. Игитханян, И. Ка-заринова, Е. Катульский, Л. Кокляги-на, Е. Соловьев, С. Спановский, И. Староверова, М. Топалов, М. Черныш, А. Шаронов, Ю. Зубок.

Следует отметить, что в психологии рефлексивное сознание рассматривается как непосредственное условие проявления рефлексии в виде отражения целостной и, одновременно, динамичной системы смыслов, заключающихся в личности (Б. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, З. И. Рябикина и др.).

В связи с этим необходимо отметить важную роль учреждений культуры в процессе становления и развития рефлексивного сознания молодежи, поскольку именно учреждения культуры становятся тем пространством, в котором содержится весь комплекс факторов, оказывающих воздействие на становление и развитие рефлексивного сознания, в котором происходит построение молодым человеком отношений с другими людьми, оценка и самооценка, принятие или отвержение ценностей окружающего мира, выбор друзей и врагов, принятие социума в целом. Анализ деятельности учреждений культуры показывает, что они являются ведущим социальным инструментом, который осуществляет наибольшее влияние на молодежь и является важнейшим фактором развития рефлексивного сознания, через решение конкретных общественно значимых задач.

Значительно сложнее выразить и, особенно, измерить показатели развития рефлексивного сознания у молодежи, его общую целостность в учреждениях культуры. Наиболее сложно перевести этот процесс на технологические рельсы, где цели и содержание деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания у молодежи являются педагогическими основаниями. А программа действий

по развитию рефлексивного сознания у молодежи построена на личностных ориентациях, то есть методологической рефлексии или, иначе говоря, мировоззренческих идеях, знаниях, умениях и навыков, творческой и саморегулятивной деятельности. Ценности в учреждениях культуры воспринимаются, переживаются, принимаются, понимаются, оцениваются и выражаются в словах и поведении молодежи, но измерить их конкретными критериями сложно, ибо процесс осмысления жизни, выбор ценностей и карьерного роста является результатом не только индивидуального развития молодого человека, но и результатом влияния ситуаций группы, социума, общества.

Это доказывает необходимость поиска объективных методик диагностики развития рефлексивного сознания молодого человека, педагогических основ его развития, которыми, несомненно, обладают все виды предметной деятельности в учреждениях культуры.

Развитие рефлексии у молодежи в учреждениях культуры теоретически решалось на основе педагогических закономерностей, которые представляют собой совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих педагогические условия. В структурно-содержательном механизме развития рефлексии у молодежи в учреждениях культуры основными элементами являются мотивы активного отношения к действительности, потребности в духовном развитии.

Поэтому деятельность учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежи проходит с учетом влияния объективных и субъективных факторов и теснейшим образом связана с активностью и инициативностью, ответственностью молодого человека как «личностного механизма реализации необходимости». Это особенно

сложно реализовать в молодежной аудитории, где интересы, потребности, мотивы, психологические установки, свойства характера в зависимости от пола, возраста, образования чрезвычайно разнообразны и проходят в рамках нового перцептивно-коммуникативного процесса.

С переходом нашего общества на рыночные отношения появился целый спектр не имеющих в прошлом аналогов типов учреждений культуры и организаций досуга молодежи, которые довольно прочно и эффективно заполнили образовавшиеся ниши в общественных ценностях и под влиянием различных социально-экономических, социально-политических, социально-культурных факторов подняли интерес у молодежи к идее возрождения национальной, рационалистической, ориентационной деятельности.

Развитие рефлексивного сознания у молодежи, адекватное творчеству, креативности, в учреждениях культуры проходит эффективнее, если социально-культурные акции совершать в соответствии с потребностями, интересами, мотивами, если требовать от молодого человека размышлений о смысле жизни, положительных образах, действиях, способе человеческого существования. В процессе развития рефлексивного сознания молодого человека в учреждении культуры участвуют не столько субъект-объектные, сколько субъект-субъектные отношения, поскольку действия внутренних регуляторов предполагают социальную активность объекта воздействия, что делает его уже субъектом педагогического сопровождения.

Ведущим компонентом в этой системе является обеспечение адресности и содержания культурно-досуговых программ во всех видах деятельности учреждений культуры с учетом запросов различных категорий молодежи. Это позволяет расширить объем зна-

ний молодого человека о сущности внутренних миров своих сверстников, участников художественной самодеятельности, членов клубов по интересам, членов любительских объединений.

Поэтому мы рассматриваем рефлексию как совокупность ценностных ориентаций, взглядов, идей, мыслей, реализуемых в деятельности учреждений культуры, где субъектами и объектами в целенаправленном технологическом процессе являются молодые люди 20-35 лет. Педагогическими основаниями развития рефлексивного сознания у молодежи в современных условиях являются: новая система координат социально-культурного мира, без которой молодой человек может утратить способность действовать; целенаправленность и последовательность в собственных интересах и интересов общества. Здесь чрезвычайно важными являются умение субъектов учреждений культуры определить содержание духовных потребностей молодежной аудитории; характер и направленность их ценностных ориента-ций; специфика инициатив молодежи, проживающей в социуме, где расположено учреждение культуры; степень активности молодежи в реализации и удовлетворении собственных духовных потребностей и интересов. Именно здесь обнаруживаются взаимосвязи, взаимопереходы между внутренней, психической, и внешней, физической, деятельностью молодых людей, направленной на их адаптацию в учреждениях культуры. В связи с этим поведение молодежи оказывается весьма показательным критерием оценки общих проблем развития сознания - таких, как проблемы выбора жизненного ориентира деятельности, проблемы выполнения ориентирующей и регулирующей функций учреждения культуры.

В научном осмыслении понятия «рефлексивное сознание у молодежи»

доминирующими признаками являются способность разобраться молодого человека в явлениях окружающего мира, сформированное отношение к общественным проблемам, принятие ответственности за свои поступки и мотивация на преобразование той среды, в которой живет.

В связи с этим приоритетным становится создание в учреждениях культуры новой ценностно-нормативной базы современной российской культуры, способствующей вхождению в единое мировое пространство.

Установлено, что развитие рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры в условиях рыночных отношений идет значительно интенсивнее. Именно здесь происходит «возделывание» свободной, мыслящей личности, которое обеспечивается не столько их институциональностью, сколько наличием базовых ценностей в условиях досуга, когда сознанию личности молодого человека не мешают другие факторы, прерывающие мыслительный процесс или отвлекающие мысль на неотложные дела.

Следовательно, деятельность учреждений культуры не может быть формализирована целиком, ибо они являются, с одной стороны, государственными учреждениями со всеми требованиями, которые к ним предъявляются, с другой - выступают как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы создать организационно-педагогические условия для свободного и творческого проявления себя молодыми людьми. Эти же организационно-педагогические условия объективно способствуют развитию рефлексивного сознания.

Именно эта особенность деятельности учреждений культуры позволяет решить проблему развития рефлексивного сознания у молодежи через внедрение педагогики творчества как лучшего способа раскрытия внутреннего

потенциала всех участников художественной самодеятельности, членов любительских клубов и объединений по интересам. А эмоционально-выразительная форма культурно-досуго-вых программ позволяет вызывать у молодежной аудитории состояние сотворчества. Именно здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметного отображение мира, мысль и чувство, в сознании молодого человека происходит реконструкция целостного образа, что является механизмом глубокого и разностороннего познания мира, эмоциональной составляющей развития рефлексивного сознания у молодежи.

На основе педагогики творчества в учреждениях культуры следует совершить огромный комплекс действий при подготовке и проведении культурно-досуговых программ (таких, как праздник, обряд или ритуал), чтобы добиться взаимодействия, слаженности всех организаторов, творческих специалистов, технического персонала, участников, зрителей. Поэтому педагогическая основа развития рефлексивного сознания есть цель и содержание деятельности, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Каждый этап, в свою очередь, представляет собой сумму целенаправленных воспитательных действий, осуществляемых в определенной последовательности, несущих свою смысловую нагрузку.

Проведенный анализ показал, что современную молодежную аудиторию учреждения культуры надо рассматривать в двух вариантах: реальную и потенциальную. К основным характеристикам реальной аудитории относится типизация на постоянную в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам и аудиторию смешанную, участвующую в массовых культурно-досуговых программах: ма-

тических вечерах, праздниках, обрядах, вечерах-презентациях, шоу-программах.

Каждую культурно-досуговую программу следует рассматривать как носителя отечественных и национальных традиций, то есть как единое целое, части которого взаимосвязаны, взаимозависят и взаимообусловливают друг друга в культурном пространстве учреждений культуры. Именно здесь происходит формирование общего уровня культуры у молодежи пассивно-созерцательного типа, для которой времяпрепровождение является лишь исходным условием для вовлечения ее в социально значимые виды культурно-досуговой деятельности. Для того чтобы молодые люди испытывали радость и удовлетворение от деятельности учреждений культуры, необходимо овладеть педагогикой творчества и за счет умелого планирования и самоорганизации каждого вида и формы деятельности стремиться развить общественную активность и инициативу.

Научно обоснованные и системно развиваемые общественные отношения в нашей стране составляют основу для регулирования процесса развитие рефлексивного сознания у молодежи. Отмечая это, нельзя отрицать факты манипулирования сознанием и поведением молодых людей.

В совершенствовании педагогических основ развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры мы исходим из того факта, что все процессы, условия и векторы, на них влияющие, взаимосвязаны и составляют потенциальные возможности личности молодого человека, его побу-дительно-мотивационные сущностные характеристики. Совершенствование этого процесса предполагает скрытый характер педагогических нравоучений. Молодой человек не хочет быть подвержен публичному педагогическому

воздействию в учреждениях культуры. Скрытая позиция педагога в учреждении культуры обеспечивается совместной деятельностью, общими интересами субъекта и объекта, предоставлением последнему личностной свободы, уважительным, демократическим стилем общения.

Молодым респондентам был задан вопрос: «Что, по вашему мнению, является причиной низкого уровня развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры?». В качестве ответов предлагалось четырнадцать причин. На первом месте среди причин (47%) респонденты назвали отсутствие информации («на эту тему не ведется даже разговоров»); на втором месте (37%) - отсутствие культуры речи и на третьем месте (25%) - стремление к получению быстрого «финансового успеха».

На наш взгляд, преодолеть возникающие противоречия поможет самостоятельная деятельность членов любительских клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности с планами работы коллектива, сценарными программами, формами и методами деятельности, всей средой учреждения культуры.

Сделать такой вывод позволило использование метода экспертной оценки, с помощью которого осуществлялась проверка творческих работ, выполнение которых предполагало самостоятельное изучение истории, традиций нашего народа, деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания. Надежность экспертных оценок достигалась за счет согласованности мнений экспертов: если два любых эксперта (в качестве которых выступали как преподаватели, так и участники группы) одинаково оценивали одну и ту же работу или ответ, то их мнения считались согласованными. Реализация данного замысла способствовала тому, что 12% участ-

ников этого процесса повысили уровень своей личной культуры речи, а 8% участников стали способны самостоятельно проявлять творческую активность в информационно-просветительной деятельности.

Все это показывает, что рефлексия способствует развитию сознания и самосознания молодого человека как высших форм развития активности, проявляющейся в его поступках. С. Л. Рубинштейн утверждает, что «ее важнейшей особенностью является способность управлять собственной деятельностью в соответствии с личностными ценностями, целями жизни. Она позволяет осмыслить прошлое, настоящее и предвосхитить будущее» (6, с. 634).

Очень важно желание и умение молодого человека относиться положительно ко всему, что тебя окружает, посредством особого способа взаимодействия в системе «человек - человек». Эта система должна быть основана на взаимопонимании, доверии, принятии, признании обоих субъектов взаимоотношения. В течение жизни человек нуждается в том, чтобы его понимали (рефлексировали) и чтобы он понимал (рефлексировал) других. Взаимопонимание есть условие существования и развития, которое лежит в основе выработки отношения к миру и самоотношения. Именно оно позволяет согласовывать цели деятельности, раскрывать возможности каждого, рефлексировать мир и себя в нем. И. Д. Егорычева считает, что у молодого «человека появляются потенциал и мотивы активного отношения к действительности, обусловливающие способность, которая сама структурирует сложноорганизованную потребность роста возможностей» (2).

Отношение и самоотношение не могут быть сформированы и развиты без рефлексии, которая, в свою очередь, не способна проявляться как

процесс познания себя и окружающего мира без выстраивания отношений молодого человека с ним и самим собой. Отношение всегда предполагает не только определенное деятельное начало, но и реагирование молодого человека на эмоциональном, личностном, социальном и других уровнях. Но процесс отношений не может быть сформирован без осознания, понимания и принятия себя как личности субъекта деятельности, общения, познания. Следовательно, рефлексия выступает как фактор развития уникальной способности молодого человека к принятию себя и других, как основа выработки самоотношения.

В формате педагогической реальности феномен самоотношения молодого человека в учреждениях культуры представляет собой особое свойство, выражающее наличие, степень и уровень развития и самосознания; глубокое переживание, в ходе которого эмоции позволяют молодому человеку выстраивать отношения с самим собой и миром; педагогические основания существования молодого человека, определяющиеся его потенциальными адаптационными возможностями (адаптивностью как способностью к приспособлению) и адаптированно-стью — реальным уровнем успешности/ неуспешности приспособления, показателем которого выступает удовлетворенность/неудовлетворенность собой, своей жизнью, отношениями с окружающими.

Следовательно, в учреждениях культуры рефлексия является основой таких фундаментальных процессов, как самоотношение, самопознание, саморегуляция. В учреждениях культуры посредством рефлексии выстраивается отношение молодого человека не только к внешнему, но и к внутреннему миру, определяется наличие, степень и уровень развития сознания и самопознания; глубокое переживание своих

отношений с внешним миром и самим собой.

Учреждения культуры создают возможность для самореализации, предполагают самоусовершенствование, самосуществование, самораскры-

тие всех сущностных сил молодого человека с учетом сочетаний внутренних и внешних условий, направленных на саморазвитие, самоактуализацию личности с целью ее персонификации и обретения смысла бытия.

Примечания

1. Абдулатипов Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2010.

2. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 4.

3. Мараллов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Мараллов. - М., 2002.

4. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский // Вопросы философии. - 1992. - № 3.

5. Петровский А. В. Психологический словарь / А.В. Петровский. - М., 1992.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2001.

Л. С. Жаркова

МОТИВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена рассмотрению мотивационного развития личности молодого человека в учреждениях культуры. Делается вывод, что стержневой основой поэтапного мотивационного развития личности в учреждениях культуры является такая технология построения культурно-досуговых программ, которая ведет к самосовершенствованию и гармоническому единению всех членов творческого коллектива в единый ансамбль личностей, без чего невозможно создание художественно целостной атмосферы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, учреждения культуры, межличностные коммуникации, мотивационное развитие личности, культурно-досуговая программа.

Conditions and factors of development of motivation of the person in cultural-recreation activity are considered. Motivational function of culture establishments and arts is defined. The creative collective has the first role in motivational development of the person. Keywords: socio-cultural activity, development of motivation of the person, cultural-recreation activity, culture establishments and arts.

«Российская культура жива, и ее ресурсы могут и должны выступить мощным рычагом обеспечения жизнестойкости, устойчивости, стабильности и перспектив развития России как страны, государства и всего многонационального народа, нации, россиян. Культура всегда и при всех обстоятельствах остается фундаментальной основой общественного развития, одним из эффективных средств форми-

рования и становления человека» (1, с. 31).

Учреждения культуры - сложное, многоуровневое образование, которое в условиях рыночных отношений нашего общества становится центром мотивационного развития личности.

Достаточно сказать, что клубная сеть Москвы насчитывает 182 учреждения, в том числе 103 - ведомственной принадлежности и 79 (не считая фили-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.