АЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
Ю. А. СТРЕЛЬЦОВА
Н. В. Шарковская, А. В. Лопатин
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена исследованию проблемы развития личности в научно-педагогическом наследии Ю.А. Стрельцова. Предпринята попытка анализа процессов развития личности с позиций теории социально-культурной деятельности: профессиональной и любительской.
Ключевые слова: личность, социально-культурная деятельность, педагогический процесс, клубный самодеятельный коллектив.
The article is devoted to the research problems of personality development in the scientific-pedagogical heritage of Y. Streltsov. Attempt to analyze the process of human development in terms of socio-cultural activities: amateur and professional.
Key words: personality, socio-cultural activities, club amateur group.
Теоретический анализ научных трудов Ю.А. Стрельцова показывает, что проблема развития личности получила не только всестороннюю разработку, но и целостное выражение в его педагогическом наследии. Личностная тематика проходит через все научное творчество — от социально-культурной проблематики, требующей целостного исследования в культурной среде, до отдельных вопросов, связанных с организацией педагогического процесса в клубных учреждениях. Особенно значимыми в этом отношении представляются следующие работы Ю.А. Стрельцова: «Клубоведение», написанное в соавторстве с А.В. Сасыховым (1969), «Социальная педагогика (1995), «Культурология досуга» (2003), «Педагогика досуга» (2008), а также диссертационные исследования.
Следует обратить внимание на то, что у Ю.А. Стрельцова «важным средством становления и развития личности выступает регулируемая социально-культурная деятельность, которая развивается в сфере свободного времени и носит во многом предметный характер» (2, ^ 66). При этом содержательность 96 1997-0803 ВЕСТНИК
социально-культурной деятельности как в области любительства, так и профессионального мастерства, наряду с аргументацией четко выраженной ее историко-педагогической направленности, раскрывается на основе конкретных подходов: антропологического, системного и полисубъектного, составляющих суть методологии самой этой отрасли педагогической науки.
Все это означает, что абсолютной ценностью выступает не комплекс отчужденных от человека знаний о той или иной сфере социально-культурной деятельности, а сама личность — субъект предметных взаимодействий с миром культуры и искусства. Такой научный подход к проблеме обеспечивает утверждение права свободы нравственного выбора личностью содержания досуговых мероприятий для удовлетворения жизненных потребностей, а также открывает возможности для самореализации в многомерном пространстве досуга. В соответствии со сказанным, личностно-ориентированное содержание социально-культурной деятельности, согласно Ю.А. Стрельцову, должно МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 96-100
быть направлено на развитие как социальных качеств человека, прежде всего активности, инициативы, так и свойств его как субъекта культуры, то есть духовности, любительского творчества.
Реализацию данной научной мысли можно проследить в его кандидатской диссертации «Проблема активности взрослых в теории и практике внешкольного образования» (на материалах кружковой работы 1917—1925 гг.). В этой работе сформулированы ключевые, с точки зрения автора, теоретические аспекты, выявленные на основе обобщения педагогического опыта работы клубов Москвы, Костромы, а также клубной практики рабочего клуба Свердловска, Центрального клуба совторгслужащих. Среди них указаны следующие:
• влияние социальных факторов на развитие личности взрослого человека, его активности и самостоятельности;
• осознание субъектом общественной значимости кружковой работы, личностная заинтересованность и увлеченность процессом учения в свободное время;
• установление целесообразно значимых взаимоотношений между участниками педагогического процесса (3, с. 20).
Необходимо подчеркнуть, что раскрытие роли культурно-просветительной работы в развитии личности, в частности такого ее определяющего направления, как кружковое обучение и самообразование, явилось важной задачей диссертационного исследования. В качестве основных изучаемых источников выступила первая послереволюционная программа обучения взрослых «Грамота гражданина» (1918), которая применялась во внешкольном образовании, в частности в московских клубах, а также материалы дневникового плана, составленные клубными активистами и работниками клубов.
Подробно анализируя изменения, связанные с развитием культурного мира личности, Ю.А. Стрельцов приходит к выводу, что внутренней их основой явились, прежде всего, качественные сдвиги в сфере познавательной активности и самостоятельности личности взрослого человека, которые имели четкую общественную направленность (3,
^ Социально-культурная деятельность
с 21). Отсюда следует, что первостепенным условием и средством стимуляции активности призвано стать достижение взаимной связи научных знаний и практического опыта личности. Эта теоретическая данность и педагогическая заданность продуктивного решения проблемы самообразования, по убеждению Ю.А. Стрельцова, составляет суть развития личности взрослого человека. В диссертации также показано, что непринятие во внимание этого методологического постулата приводило к массовым нарушениям, прежде всего таким как: противопоставление образовательной и культурно-творческой работы; огульное отрицание предшествующего педагогического опыта (3, с. 17). Резюмируя вышесказанное, отметим, что и в современных условиях организации образования и самообразования взрослых имеется ряд проблемных вопросов, которые требуют решения, ибо связаны:
• с недостаточным качественным подбором развивающих технологий, позволяющих личности принять процесс обучения в той его модификации, в какой он является наиболее приемлемым в конкретной педагогической ситуации;
• с неглубоким осознанием личностью значимости функционирования культурных ценностей в системе образования и проявления их в социальных действиях, отражающих ее субъективную сущность;
• с недостаточно разработанным механизмом обучения взрослых приемам самоотчетов о собственных действиях и способам саморегуляции эмоциональных состояниях, возникающих в процессе приобретения ими конкретных знаний, умений и навыков, способных повлиять на выбор новых форм социального поведения.
С целью углубленного изучения специфики развития личности Ю.А. Стрельцов обращается к проблеме организации педагогического процесса в клубных учреждениях. Например, в «Основах клубоведения», в частности в таких разделах, как «Теоретические основы просветительной работы клуба», «Клубный самодеятельный коллектив как школа воспитания и творческого развития трудящихся», показано, что становление лич-
ности человека возможно под воздействием спектра самых разных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних. К ним автор относит факторы, определяющие зависимость воспитательных результатов от характера взаимодействия личности с конкретным учреждением культуры, контактов непосредственно с самими руководителями студий, кружков, а также от ее социального статуса. Соответственно концентрирующей идеей теоретических изысканий в области культурно-просветительной работы выступает авторский замысел о значимости расширения сфер влияния клубных учреждений на духовно-нравственное, эстетическое развитие личности, повышения степени целесообразной организации массовой воспитательной работы — основной тенденции в понимании целостности педагогического процесса в клубных учреждениях.
Изменения в эмоциональной, познавательной сферах личности, уровень гармонизации ее с общекультурной средой как основой творческого развития раскрыты Ю.А. Стрельцовым на примере реализации технологии взаимодействия личности и клубного самодеятельного коллектива. Это обусловлено тем, что в теории и практике социально-культурной деятельности и ее предшественниц (внешкольного образования, культурно-просветительной работы) исторически находили реальное воплощение авторские концепции воспитания, в которых шла речь о необходимости свободного развития человека в коллективе для приобретения жизненного опыта и формирования устойчивой мотивации к рациональному использованию свободного времени. На многочисленных иллюстрациях из повседневной жизни разных типов клубных коллективов, в том числе любительских объединений, инициативных клубов, коллективов кружкового типа, показано, что развитие творческой индивидуальности личности тесно связано с уровнем ее социальной и культурной активности внутри самодеятельного коллектива. Коллективная поисково-исследовательская деятельность в клубе с ее главными традициями: проведение «нестандартных» видов учебных, воспитательных занятий, дискус-
сий, «дней открытых дверей», «посвящения в самодеятельный коллектив», — в целом открывает личности неограниченные возможности для реализации ее художественного, познавательного и физического потенциала. Именно традиции как устойчивые формы жизни клубного самодеятельного коллектива (1, с 394) обладают способностью воплощать в себе характер и содержание стилей межличностных взаимоотношений, а также создавать предпосылки для формирования общественного мнения. Более того, клубный самодеятельный коллектив предоставляет личности возможность переосмыслить свое право на продуктивное проведение досуго-вого времени, а главное, понять соотношение между свободой выбора того или иного увлечения и целенаправленным влиянием данного института на организацию его повседневной жизнедеятельности.
Весьма существенным нам представляется вывод Ю.А. Стрельцова о том, что «самодеятельные коллективы клуба — не изолированные, обособленные ассоциации, а естественное звено нашей общественной жизни, теснейшим образом связанное с производственными организациями» (2, с 363). Ссылаясь на укрепившееся в педагогической науке положение, связанное с тем, что взрослый человек включен в целостную систему разнообразных коллективов, он приходит к следующему заключению: созданию клубного самодеятельного коллектива должна предшествовать значительная организационная работа по изучению интересов населения, их формированию и развитию, по возбуждению стремления к объединению, к совместной культурно-творческой деятельности (2, с 363).
Существенную помощь в процессе управления развитием личности, по мысли Ю.А. Стрельцова, призван оказывать руководитель самодеятельного объединения, обобщенные требования к профессиональной подготовке которого, в частности к формированию его организаторских умений и навыков, изложены в специальном параграфе второй главы «Руководитель самодеятельного объединения как организатор коллективной деятельности». По мнению ученого, в зависимости от типа клубного объединения
организаторские умения можно объединить в три группы:
• умения, связанные с разработкой стратегии и тактики достижения цели коллективной деятельности: творческое воображение, интуиция, личный педагогический опыт и т.п.;
• умения, связанные с познанием возрастных, психологических особенностей посетителей: прогнозирование поведения личности при выполнении общественных поручений, выявление затруднений в установлении взаимоотношений с посетителями и т.п.;
• умения, обеспечивающие руководство творческой, исследовательской работой коллектива: установление контактов с активом клуба и посетителями, формирование у них уверенности в успехе, владение методикой убеждения, внушения и т.п.
Нельзя не согласиться с утверждением Ю.А. Стрельцова, что ведущим фактором успешного формирования организаторских умений и навыков является наличие как «внутренних», «производственных» потребностей клубного объединения, так и чисто педагогического соображения (коллектив — школа общественного самоуправления) (2, ^ 404). Объединяющим началом вышеназванных умений и навыков, составляющих общую структуру организаторских способностей, является то, что в их основе сконцентрированы процессы перехода от единичного к общему, от абстрактного к конкретному, осуществляющихся как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях осмысления общекультурных проблем, которые возникают в учреждениях культуры.
Примечательно, что в докторском диссертационном исследовании непосредственно обращаясь к исследованию теоретических основ просветительной деятельности клубов, он отмечает важнейшие характеристики личности, способствующие ее развитию и тем самым связывающие ее с жизнью общества: культурно-творческая активность и самодеятельность, систематическая самообразовательная клубная работа, межличностное клубное взаимодействие. Развернутый анализ каждой из этих составляющих в основ-
^ Социально-культурная деятельность
ных педагогических парадигмах социально-культурной деятельности дал ему основание утверждать, что сущность развития личности взрослого человека проявляется в ходе качественных преобразований его культурной жизнедеятельности, в том числе клубной, для которой характерен «дух свободного товарищества, дружеской дискуссии, культурного взаимообмена, совместного поиска истины» (4, с 193).
В другой своей работе Ю.А. Стрельцов, обращаясь к анализу проблемы развития личности непосредственно с позиций социальной педагогики, выявляет три содержательно-тематических круга ее рассмотрения: педагогическая система взаимодействия с социальными общностями, социальная микросреда, а также социальная макросфера. В частности, в содержании первого круга обозначены вопросы, связанные с исследованием личностных качеств, форм поведения, возникающих под влиянием взаимоотношений личности с социальными общностями. Так, к ним отнесены, прежде всего, проблемы, отражающие исследование процесса развития социальных потребностей общественной направленности, самосознания, социальных установок, умений и навыков межличностного общения (5, с 31). Не абсолютизируя какой-либо один аспект исследуемой проблемы, Ю.А. Стрельцов раскрывает ее многокачественность, что весьма значимо в плане социально-культурной направленности развития личности.
Заключая рассмотрение проблемы развития личности в педагогическом наследии Ю.А. Стрельцова, отметим, что пристального внимания требует изучение таких ключевых направлений его научного творчества, как:
• социальная педагогика и специфика организации досуговой деятельности личности;
• синергетика общения как социально-культурный процесс, в частности специфика досугового общения в системе формирования межличностных отношений;
• актуальные аспекты междисциплинарных связей педагогики досуга и культурологии досуга и т.д.
Примечания
1. Сасыхов, А. В. Основы клубоведения. Теория и методика клубной работы / А.В. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов. — Улан-Уде, 1969. — 531 с.
2. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. — 2-е изд.
— М.: МГУКИ, 2003. — 296 с.
3. Стрельцов, Ю. А. Проблема активности взрослых в теории и практике внешкольного образования (на материалах кружковой работы 1917—1925 гг.): автореф. дис. ...канд. пед. наук / Ю. А. Стрельцов.
— М., 1973. — 40 с.
4. Стрельцов, Ю. А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: дис. .д-ра пед. наук / Ю.А. Стрельцов. — М., 1989.
5. Стрельцов, Ю. А. Социальная педагогика: опыт становления и тенденции развития / Ю.А. Стрельцов / / Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: [сб. статей Московского гос.ун-та культуры]. — М., 1995. — С. 26—35.
,ЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ХРОНОТОПА И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
А. В. Калянов
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена выявлению теоретических оснований авторской концепции формирования самосознания учащейся молодежи в пространстве-времени учреждений образования и культуры. Автор рассматривает педагогический потенциал пространства-времени и его влияние на воспитательный процесс, в частности на формирование самосознания, освоение ценностных ориентаций, навыков самополагания, самоопределения, самореализации.
Ключевые слова: ценностное содержание, социально-культурный хронотоп, педагогический потенциал.
This article focuses on the identification of the theoretical foundations of the author's concept of identity formation of students in space-time educational and cultural institutions.
The author considers the pedagogical potential of space-time and its impact on the educational process — in particular, formirovanie identity, osvoenie value orientations, skills, self-positing, self-fulfillment. Key words: value content, socio cultural chronotope, pedagogical potential.
Социально-культурное пространство-время — это и физическое место, и не просто последовательность событий в вечном времени, это фундаментальные социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, конституирующие его в целом, дополняющие физическое пространство-время, включающие его и включенные в него.
В нашей концепции социально-культурное пространство-время интерпретируется с позиций теории пространственно-временного
100
континуума. Эффективной методологией выявления его ценностного потенциала является социальная синергетика, которая позволяет раскрыть системно-организационные основы культуры. «Синергетика предоставляет культурологии возможность найти в этом хаосе ростки новой, более сложной гармонии, ибо синергетика и выявляет закономерности развития порядка из хаоса» (2, с. 479).
В культуре структура пространственно-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 100-105