Примечания
1. Барбур Л. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель: пер. с англ. / Л. Барбур, П. Брайен // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. - СПб., 2004.
2. Вуд Ф. Творческая экономика городов: пер. с англ. / Ф. Вуд // Экология культуры: [инф. бюллетень]. - Архангельск, 2004. - № 2. - С. 17-23.
3. Зеленцова Е. В. На пути к творческой экономике / Е.В. Зеленцова // Космополис.
- 2007/2008. - № 3 (19) [зима].
4. Лаптева Г. Я. Культурные индустрии: от ресурсов к политике / Г.Я. Лаптева // Экология культуры: [инф. бюллетень]. - Архангельск, 2007.
5. Howkins J. The Creative Economy: How People make money from ideas / J. Howkins.
- New York: Allen Lane, 2001.
6. O'Connor J. A new modernity? The arrival of "creative industries" in China / J. O'Connor // International Journal of cultural policy. - 2006.
7. Power D. The Nordic 'Cultural Industries': a cross-national assessment of the place of the cultural industries in Denmark, Finland, Norway and Sweden / D. Power // Geografiska Annaler B. - 2003.
8. The Creative Economy. Conference Handbook. Fifth International Conference, London, UK, 9-14 November 2007.
С. В. Рябов
МОДЕЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируется проблема моделирования мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей. Автором выявлены возможности влияния специально организованной благоприятной мотивационной среды на развитие личности подростков, формирование их нравственно-эмоционального потенциала, описываются особенности, принципы и механизмы моделирования мотивационной среды. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, учреждения дополнительного образования детей, мотивационная среда, процесс моделирования мотивационной среды, нравственно-эмоциональный потенциал подростков.
The article examines the problem of modeling a motivational environment in institutions of supplementary education for children. The author reveals the ability to influence a specially organized motivational environment conducive to the development of the individual adolescent, the formation of their moral and emotional potential, describes the characteristics, principles and mechanisms for modeling motivational environment. Keywords: socio-cultural activity, institutions of additional education of children, motivational environment, simulation process of motivational environment, moral and emotional potential of young people.
Подростковый возраст характеризуется нестабильностью поведения, эмоциональной неустойчивостью, что связано с потребностью социальной самоидентификации, выбором модели поведения. Современный подросток сталкивается с целым набором ценностно-смысловых, межличностных и коммуникативных проблем, которые ему предстоит своевременно позитивно решить. Особенность этих проблемных задач — в их внутренней противоречивости. Нравственные принципы формируются родителями в семье, но реализуются в среде сверстников. Взаимо-
действуя постоянно с ограниченным количеством людей, ребенок с течением времени — по мере взросления — вынужден выстраивать эффективные стратегии общения с все расширяющимся кругом людей. Это лишь малая часть противоречий, с которыми сталкивается подросток.
Основным социально-педагогическим институтом, направленным на решение проблем подростков с учетом социального заказа как личности, так и общества, государства являются основная школа, а также учреждения дополнительного образования. Наиболее личностно ориентирован в этом плане компонент дополнительного образования, потому что, будучи необязательным по своей как нормативной, так и содержательной сути, он может стать стимулом личностного роста подростка и фактором позитивной динамики обучения и самообразования через активизацию скрытых возможностей развития.
Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развитии видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании лич-ностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации (2). Для этого необходима поддержка мотивации подростков, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие. При этом положительные стимулы порождают положительную мотивацию, отрицательные стимулы порождают отрицательную мотивацию — мотивы избегания неприятностей. Педагогика и психология успеха доказала, что ориентация на избегание неприятностей равноценна ориентации на неприятности, то есть ведет к неудачам. Только ориентация на успех может привести личность к успеху. Следовательно, надо использовать положительные стимулы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования по отношению ко всем его субъектам и формировать положительные мотивы. Также необходимо отметить, что чем более богатой, комплексной будет мотивация, чем больше конкретных мотивов будет сформировано, тем более активной будет личность в деятельности, тем более устойчивым будет стремление к успеху. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы моделирования мотива-ционной среды в учреждениях дополнительного образования. Благоприятная мотивационная среда предполагает наличие всех необходимых условий, которые обеспечивают потенциальную инновационную активность подростков.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в организации такой мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей, которая обеспечивала бы всестороннее развитие личности подростков и формирование у них нравственно-эмоционального потенциала. Такой подход является инновационным с позиций педагогической науки и практики, так как системно обосновывает повышение качества дополнительного образования за счет создания целостной мотивационной образовательной среды учреждения дополнительного образования во всех ее аспектах: материальном, организационном, психологическом, педагогическом и технологическом.
В связи с этим потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К таким понятиям мы отнесли нравственно-эмоциональный потенциал подростков, развитие нравственно-эмоционального потенциала подростков, мотивационную среду учреждения дополнительного образования, моделирование мотивационной среды учреждения дополнительного образования. Конкретизация данных понятий в контексте предметно-профессиональной специализации состав-
ляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции развития дополнительного образования, подходы к определению механизмов развития личности в учреждениях дополнительного образования, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.
В исследованиях Е. В. Вотиновой, О. М. Цыгановой (1, 4) нравственно-эмоциональное развитие личности определяется уровнем сформированности у человека эмоционально-нравственной активности, интегрирующей в себе нравственные представления, чувства, убеждения и привычки. Основу нравственно-эмоционального развития личности составляют нравственные ценности, регулирующие ее поведение. Кроме того, нравственно-эмоциональное развитие личности детерминируется системой мотивов, выполняющих для личности смыслообразующую функцию. По существу, мы здесь обнаруживаем, что процесс нравственно-эмоционального развития представлен как осмысление и принятие личностью нравственных норм, моральной самооценки, нравственных качеств личности и превращения их во внутренний стимул и регулятор поведения.
Нравственно-эмоциональный потенциал подростков мы рассматриваем как целостную развивающуюся систему нравственно-эмоциональных характеристик личности, которая обеспечивает саморазвитие подростка. Мы выделили две составляющие нравственно-эмоционального потенциала подростка: явный (реализованный) потенциал и скрытый (нереализованный) потенциал. Явный (реализованный) потенциал по своему содержанию отражает актуальное состояние нравственно-эмоционального потенциала подростка, а скрытый (нереализованный) — потенциальное его состояние. При этом в структуре нравственно-эмоционального потенциала (явного и неявного субпотенциалов) мы выделяем три компонента: личностный (самоуважение, эмоциональное самосознание, ассертивность и ценностные ориентации), межличностный (эмпатия, социальная ответственность и межличностные отношения) и социально-культурный (знания, умения, способности, мотивы).
Под развитием нравственно-эмоционального потенциала подростка мы понимаем непрерывный процесс изменения ресурсных возможностей подростка (в аспекте нравственно-эмоциональной сферы), обусловленный диалектическим противоречием между его скрытым и явным субпотенциалами. Все компоненты нравственно-эмоционального потенциала подростка взаимосвязаны между собой, однако для их развития в условиях учреждения дополнительного образования необходимо создание специальной мотивационной среды.
Мотивационная среда - это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) как подростков, так и педагогического коллектива учреждений дополнительного образования. Такая среда обеспечивает высокое качество образования. При этом мотивационная среда является частью социально-культурного пространства учреждения дополнительного образования. Идеальным механизмом организации мотивационной среды является моделирование, представляющее собой формирование конструкции, воплощающей абстрагированную структуру и реальный проектируемый процесс, и отслеживание в соответствующей схеме изменений в исследуемом процессе (5, с. 36).
Моделирование мотивационной среды учреждений дополнительного образования - это субъективно значимый, педагогически стимулируемый уровневый процесс и, одновременно, результат раскрытия и эффективного использования подростком своего потенциала в социально-культурной деятельности, осуществ-
ляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития.
Моделирование мотивационной среды позволяет ввести в образование и воспитание такой актуальный смысл, как развитие у подростков способности к самостоятельному решению проблем на основе использования освоенного социального и нравственно-эмоционального опыта, получение подростком возможностей саморазвития, выявления своих коммуникативных, ценностно-смысловых проблем и оперативного их решения при наличии социально-педагогической поддержки со стороны педагогов учреждения дополнительного образования.
В соответствии с действующей в настоящее время парадигмой подростки в системе отношений построенной мотивационной среды рассматриваются не просто как объект целенаправленного педагогического воздействия, а как субъект реально действующих социальных отношений, с собственными ценностями, субкультурой. Подросток не является пассивным, реактивным предметом развития. Он сам может творить свое развитие и поведение, отношения с окружением развиваются путем приращения, организации и структурирования индивидуального опыта.
Находясь в такой среде и будучи вовлеченными в социально-культурные отношения со своими сверстниками, подростки будут осознавать зависимость успешной самореализации от личной инициативы, ответственного и активного, нравственно-эмоционального поведения в различных ситуациях. Насыщенная по форме и содержанию мотивационная среда предоставит возможность подростку приобретать и совершенствовать нравственно-эмоциональные навыки. Особое значение при этом имеют личностная ориентированность и социально преобразовательная направленность деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Основными принципами построения мотивационной среды являются сочетание общечеловеческих ценностей с национальными и региональными традициями, доминирование духовного над материальным, нравственное воспитание, приоритет здорового образа жизни, эффективность социального взаимодействия, свободное самоопределение и самореализация личности.
Структурными компонентами модели мотивационной среды учреждения дополнительного образования выступают: целевой, содержательный, деятельност-ный и результативный блоки. Целевой блок модели образован единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Содержательный блок отражает предмет деятельности, лежащий в основе развития нравственно-эмоционального потенциала подростков. Деятельностный блок определяет многообразие методов и способов педагогического взаимодействия педагогов и учащихся учреждения дополнительного образования. Результативный блок представляет взаимосвязанные компоненты нравственно-эмоционального потенциала подростков: личностный, межличностный и социально-культурный.
Особенность данной модели заключается в том, что построение мотивацион-ной среды помогает подросткам наполнить свою жизнь яркими впечатлениями, добиться больших результатов, причем вершину совершенства он определяет сам. Главными составляющими смоделированной мотивационной среды следует считать сочетание разнообразных методов работы, привлечение к работе квалифицированных специалистов, создание атмосферы доверия, что дает подростку возможность максимально полного раскрытия своего внутреннего потенциала и эффективной работы для достижения своих целей. При организации мотивационной среды используются практико-ориентированные формы и методы (ролевые игры, инсцени-
ровки, выполнение проектов и др.) с целью приобретения подростками опыта социально-культурных связей и отношений.
Таким образом, спроектированная нами модель определяет системно организованную мотивационную среду, в рамках которой происходит стимулирование и усиление проявления подростками ценностной рефлексии, творчества, самостоятельности и инициативы, важных с точки зрения развития их способностей, в целях успешного проявления нравственно-эмоционального потенциала. Находясь в учреждении дополнительного образования в смоделированной мотивационной среде подросток получает для себя возможность продемонстрировать свои личностные преимущества и достоинства, сформированные ранее, апробировать их в коллективной деятельности и получить образцы успешного позитивного поведения для дальнейшего развития и роста в соответствии с освоенными нравственными принципами.
Примечания
1. Вотинова О. М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. М. Вотинова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования. - М., 2005. - 24 с.
2. Монахов Д. Л. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Д. Л. Монахов, Н. К. Жданова, А. Б. Фомина. - М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 270.
3. Панов В. И. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / В. И. Панов, Ш.Р. Хисамбеев // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 2. - Режим доступа: http://www.rospsy.ru
4. Цыганова Е. В. Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Цыганова. - Якутск, 2008. - 22 с.
5. Штофф В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штофф. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1963. - 128 с.
М. В. Кернерман
«ПОНЯТИЕ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ МОЛОДЕЖИ
В предлагаемой статье представлено «понятие» художественные умения и навыки молодежи. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, художественные умения, художественные навыки, художественная культура, формирование художественных умений и навыков молодежи.
The article represents the «concept» art abilities and skills of youth. Keywords: socio-cultural activity, «concept» art abilities and skills of youth, art abilities, art skills, art culture, formation art abilities and skills of youth.
В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, стратегией модернизации в настоящее время актуальными стали процессы гуманизации и гуманитаризации, усиления общекультурного содержания образования, ориентированного на принятие и осознание культурного опыта. Обозначены задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры,