Научная статья на тему 'Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в деятельности учреждения дополнительного образования'

Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в деятельности учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / MOTIVATIONAL ENVIRONMENT / ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ / THE SIMULATION PROCESS OF MOTIVATIONAL ENVIRONMENT / НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДРОСТКОВ / MORAL AND EMOTIONAL POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов Сергей Викторович

В статье анализируется проблема моделирования мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей. Автором выявлены возможности влияния специально организованной благоприятной мотивационной среды на развитие личности подростков, формирование их нравственно-эмоционального потенциала, описываются особенности, принципы и механизмы моделирования мотивационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of modeling a motivational environment in institutions of supplementary education for children. The author reveals the ability to influence a specially organized motivational environment conducive to the development of the individual adolescent, the formation of their moral and emotional potential, describes the characteristics, principles and mechanisms for modeling motivational environment.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в деятельности учреждения дополнительного образования»

Социально-культурная деятельность 111

ностей организации этой работы в условиях местного самоуправления, полноценного использования воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

В условиях значительных современных общественных изменений динамичная, вариа-

тивная, гибкая, открытая структура воспитательного пространства, сформированная на основе взаимодействия социокультурных институтов района, является реальным фактором профилактики экстремистского поведения в молодежной среде.

Примечания

1. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Майдыков, А. Ф. Проблемы взаимодействия европейских стран в борьбе с международным терроризмом / А.Ф. Майдыков // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом : сб. науч. статей. - М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2003. - С. 76-80.

3. Спиркин, А. Г. Взаимодействие / А.Г. Спиркин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2001. - Т. I. - С. 394.

4. Якушкина, М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.С. Якушкина. - М., 2008. - 48 с.

5. Якушев, А. В. Муниципальное право / А.В. Якушкина. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Рябов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируется проблема моделирования мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей. Автором выявлены возможности влияния специально организованной благоприятной мотивационной среды на развитие личности подростков, формирование их нравственно-эмоционального потенциала, описываются особенности, принципы и механизмы моделирования мотивационной среды.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования детей, мотивационная среда, процесс моделирования мотивационной среды, нравственно-эмоциональный потенциал подростков.

The article examines the problem of modeling a motivational environment in institutions of supplementary education for children. The author reveals the ability to influence a specially organized motivational environment conducive to the development of the individual adolescent, the formation of their moral and emotional potential, describes the characteristics, principles and mechanisms for modeling motivational environment.

Key words: institutions of additional education of children, motivational environment, the simulation process of motivational environment, moral and emotional potential of young people.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 11-114

112 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

Современная социокультурная ситуация развития российского общества характеризуется негативными тенденциями снижения культурного и интеллектуального уровня нации. Массовый эгоизм и прагматичность сознания в подростковой среде свидетельствуют о потере нравственных ориентиров, обесценивании таких категорий, как совесть, честь, долг, обеднении эмоциональных чувств нравственного сознания. Поэтому при отсутствии целенаправленного нравственного и эмоционального воспитания процесс формирования нравственно-эмоциональных норм поведения принимает стихийный характер. Свидетельства тому - молодежные волнения на Манежной площади Москвы, манифестации на Ленинградском шоссе, факты девиантного поведения в метро и др. Данная ситуация усугубляется процессами реформирования отечественного образования и введения новых образовательных стандартов, неоднозначностью подходов в решении проблем организации дополнительного образования, что актуализирует поиск педагогических технологий создания нравственно-эмоциональной иерархии ценностей у подростков.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. Так, в Концепции модернизации российского образования подчеркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи (1).

Анализ деятельности учреждений допол-

нительного образования, практики развития нравственно-эмоционального потенциала подростков позволил выявить противоречия между: развивающейся системой дополнительного образования и недостаточной разработанностью ее структурных и содержательно-технологических компонентов, особенно по развитию нравственно-эмоционального потенциала подростков; а также растущей потребностью общества в формировании активной, всесторонне развитой личности и недостаточной возможностью ее продуктивного удовлетворения в кризисных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей.

Основоположниками традиций внешкольного, а впоследствии - дополнительного образования являются труды А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, Е.Н. Медынского, В.Н. Соро-ка-Росинского, С.Т. Шацкого и др., в которых доказана необходимость использования клубной работы и школьной самодеятельности в развитии духовно-нравственного и творческого потенциала подрастающего поколения. В педагогической науке проблема взаимовлияния эмоционального и нравственного развития личности впервые прозвучала в 70-е годы ХХ века в трудах педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского.

Самостоятельную группу источников представляют исследования социально-культурной деятельности, развивающие отечественные традиции внешкольного образования, а именно труды М.А. Ариарского, А.И. Аверьянова, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошен-кова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.З. Дули-кова, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильникова, А.С. Каргина, О.Ю. Мацукевич, Е.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Су-кало, В.М. Чижикова, Н.В. Шарковской, Н.Н. Ярошенко и др., которые посвящены самоактуализации личности подростка в сфере организации развивающего досуга, любительства, художественно-творческой деятельности, а также развитию самодеятельных гражданских инициатив подрастающего поколения.

Социально-культурная деятельность 113

В нашем понимании, социально-культурная деятельность в условиях дополнительного образования представляет собой специально организованный процесс, обеспечивающий социокультурное развитие подростков, направленный на успешность процесса социализации, развития нравственно-эмоционального потенциала в процессе освоения дополнительного знания. С учетом этих позиций в социокультурной деятельности вполне правомерно полноценное использование всего воспитательного арсенала средств, форм, методов, способствующих формированию личности, адекватной требованиям общества, - с учетом специфики конкретной отрасли. Поэтому наиболее точным является определение Ю.Д. Красильникова, утверждающего, что «социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала» (4, с. 270).

Социально-культурная деятельность обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, А.П. Марков, С.С. Сукало, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов, Н.Н. Ярошенко и др.). Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, выполняющей, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, более успешно обеспечивающей инкультурацию и самореализацию личности.

Таким образом, современная теория рассматривает социокультурную деятельность как процесс освоения человеком мира. В основе этого процесса лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Социально-культурная деятельность в этом аспекте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности.

Анализ публикаций показывает, что социально-культурная деятельность - это явление жизнедеятельности, которому имманентно присуща активность, свобода проявления инициативы, развитие творческих потенций, что создает благоприятные условия стимулирования социальной активности подростков. Отличительными чертами социально-культурной деятельности являются гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер.

Современные исследования в области социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования доказывают необходимость преодоления разрыва между образованием и культурой.

На основе анализа работ Д.Л. Монахова, О.В. Шарапова и др. выделяются следующие функции социально-культурной деятельности подростков: развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая, рекреационно-оздоровительная (2, с. 127). Креативные возможности социально-культурной деятельности обусловлены ее компенсаторной природой (способностью решать проблемы, находящиеся вне пределов досуга и искусства), культурным содержанием, коллективными формами организации и личностно значимой мотивацией.

Опираясь на методологию исследования и результаты теоретического анализа, мы уточняем понятие «социально-культурная деятельность в условиях дополнительного образования». Это, по нашему мнению, специально организованный процесс, обеспечивающий социокультурное развитие подростков, направленный на успешность процесса социализации, развития нравственно-эмоционального потенциала в процессе освоения дополнительного знания.

Указанные особенности и характер социально-культурной деятельности подростка, а также обозначенные теоретические подходы к определению эмоциональности и нравственности личности дают нам возможность определить содержание понятия «нравственно-эмоциональный потенциал подростка».

114 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

Таким образом, развитие нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования предполагает проектирование особой воспитательной мотивационной среды, которая способствует последовательному совершенствованию личностных (самоуважение, эмоциональное самосознание, ассертивность, ценностные ориентации), межличностных (эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения) и социально-культурных (знания, умения, способности, мотивы) характеристик, которые обеспечивают саморазвитие личности подростка в художественно-творческой, информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности (3, с. 250).

Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования обеспечивают:

- использование воспитательного потенциала педагогики досуга (свобода выбора, добровольность, самодеятельная актив-

ность, вариативность, нерегламентированность, демократический стиль отношений субъектов педагогического процесса) в учреждениях дополнительного образования подростков;

- моделирование воспитательной моти-вационной среды учреждения дополнительного образования, которая инициирует самодеятельную активность подростка в целях развития личностного нравственно-эмоционального потенциала;

- применение технологического комплекса педагогики социально-культурной сферы по развитию личностных качеств подростков, самостоятельности мышления, формирования установок, мотивации, умений и навыков нравственно-эмоционального поведения; развития способности к эмоциональной децентрации через творческую самореализацию накопленного нравственного опыта подростков в художественно-творческой, информационно-просветительной и культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования.

Примечания

1. Зарецкая, И. И. Дополнительное образование детей в контексте развития культуры личности и общества / И.И. Зарецкая // Школа. - 2002. - № 2. - С. 9-15.

2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы,технологии: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2001.

3. Красильников, Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования : учеб. пособие / Ю.Д. Красиль-ников. - М.: МГИК, 1993.

4. Монахов, Д. Л. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Д.Л. Монахов, Н.К. Жданова, А.Б. Фомина. - М.: УЦ «Перспектива», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.