Научная статья на тему 'Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде'

Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ АГРЕССИИ / AGGRESSION FORMS / СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / CONDITION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM / ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА / CHILD TEENAGE ENVIRONMENT / ШКОЛЬНИКИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITY / МЕГАПОЛИС / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебов Виктор Васильевич, Аракелов Геннадий Гургенович

Проведено сравнительное исследование о влиянии досуговой деятельности московских школьников на снижение уровня агрессивности в детско-подростковой среде. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что школьники, дополнительно занимающиеся различными развивающими видами досуга (музыка, спорт, танцы, рисование), проявляют значимо меньше агрессивности, чем учащиеся, у которых досуг не организован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative research about a role of leisure activity of the Moscow school students on identification of level of aggression in the child teenage environment is carried out. The comparative analysis of the received results shows that school students practicing class of leisure in additional education (music, sports, dances, drawing) show significantly less aggressive manifestation, than at pupils at which leisure is unorganized.

Текст научной работы на тему «Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде»

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь

фессионального образования: на занятиях в Московском государственном университете культуры и искусств, Международной школе аккордеона при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Магнитогорской государственной консерва-

тории им. М.И. Глинки, Латвийской музыкальной академии, Латвийском государственном институте практической психологии, Высшей школе искусств (г. Мюлякер, Германия). Практика их применения подтверждает положительное влияние звуковых вибраций на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.

Примечания

1. Антология мудрости. — Москва: Вече, 2005. — 848 с.

2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. — Москва: Лабиринт, 2000. — 224 с.

3. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1985.

4. Брусиловский, Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных / Л.С. Брусиловский // Труды Ленинградского НИИ психоневрологии. — Л., 1969 — Т. 49. — С. 115—123.

5. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. — Москва: ВЛАДОС, 2 0 00. — 176 с.

6. Пономарева, Е. Ю. Теоретико-методические основы развития творческой свободы певцов в вокальных студиях / Е.Ю. Пономарева. — Москва, 2002. — 24 с.

7. Ткаченко, В. Я. О значении музыки в психотерапии / В.Я. Ткаченко. — Москва, 1966. — 64 с.

РГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

В. В. Глебов

Российский университет дружбы народов

Г. Г. Аракелов

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Проведено сравнительное исследование о влиянии досуговой деятельности московских школьников на снижение уровня агрессивности в детско-подростковой среде. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что школьники, дополнительно занимающиеся различными развивающими видами досуга (музыка, спорт, танцы, рисование), проявляют значимо меньше агрессивности, чем учащиеся, у которых досуг не организован.

Ключевые слова: формы агрессии, состояние сердечно-сосудистой системы, детско-подростковая среда, школьники, досуговая деятельность, мегаполис, профилактика.

Comparative research about a role of leisure activity of the Moscow school students on identification of level of aggression in the child teenage environment is carried out. The comparative analysis of the received results shows that school students practicing class of leisure in additional education (music, sports, dances, drawing) show significantly less aggressive manifestation, than at pupils at which leisure is unorganized. Key words: aggression forms, condition of cardiovascular system, child teenage environment, school students, leisure activity, prevention.

146 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 146-151

В последние несколько десятилетий все большее беспокойство в обществе вызывает нарастающее агрессивное, в большинстве случаев — немотивированное асоциальное поведение школьников разных возрастных групп, часто переходящее в уголовно наказуемые деяния. Термин «агрессивность» имеет множество определений. В психологическом словаре дается такое: «Агрессия — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения» (http://psi.webzone.ru/st/002600.htm).

Несмотря на негативное отношение к данному феномену, необходимо признать, что агрессивность является биосоциальной, генетически детерминированной характеристикой личности, которая помогает адаптации и выживанию человека. В ходе эволюции человечество выработало моральные и нравственные кодексы, позволяющие в ходе взросления детей прививать им приемлемые нормы поведения.

С распадом СССР многие социальные и педагогические наработки в области культуры воспитания детей и подростков были утрачены. Развал системы культуры, образования, снижение важности института семьи и воспитательного значения школы привели к вспышке агрессивности в стране. Мы считаем, что асоциальное поведение детей и подростков возникает на фоне дистресса и отсутствия социальных регуляторов поведения.

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области воспитания детей и подростков показывают, что особенности поведения подростков зависят от многих биосоциальных условий проживания и жизнедеятельности. Часто источником нарушений поведения подростка (асоциальное пове-

дение, неадекватная агрессивность) выступает комплекс факторов: неблагоприятные условия среды, социально-экономические и психосоциальные факторы. Среди ряда факторов, вызывающих повышенную агрессию, следует выделить ошибки семейного и школьного воспитания, неуспеваемость как психотравмирующий фактор, отсутствие четкой государственной воспитательной политики и др. (1; 3). Более того, на примере научных исследований, в которых изучались личностные особенности подростков-правонарушителей (6), было выявлено, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих подростков, являются не только биологические характеристики личности, но чаще всего недостатки семейного и школьного воспитания, которые и вызывали вспышки агрессивного поведения.

Целью нашего исследования было изучение влияния дополнительного образования на уровень подростковой агрессивности.

Нами было проведено исследование учащихся 5, 6, 7, 8-х классов общеобразовательных школ г. Москвы (СОШ № 126, ЦО 1989) в возрасте от 10,4 до 14,7 лет. Исследуемая выборка школьников двух школ составила 329 человек, которые были поделены на две группы.

I группа — 198 человек (60,2%) — дети и подростки, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы и клубы, дворцы детского творчества). Количественное распределение по дополнительному образованию школьников было следующим: танцы (спортивные и бальные) — 27; рисование — 29; музыка (музыкальные школы, духовые и струнные ансамбли) — 89; футбол — 22; самбо — 31.

II группа — 131 человек (39,8%) — дети, которые не участвовали ни в каких дополнительных занятиях и были предоставлены самим себе.

Исследование проводили в начале (конец сентября) и в конце (май) учебного года. Тестирование проводилось после школьных

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

занятий. В качестве методического материала нами использовались психологический тест Басса-Дарки, который предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. В этом аспекте нас в большей степени интересовала мотивационная составляющая агрессии, которая является проявлением деструктивных тенденций личности.

Для выявления степени функционального состояния исследуемой выборки мы проводили психофизиологическое тестирование состояния сердечно-сосудистой системы (вариационная кардиоинтервалометрия) с помощью аппаратно-программного комплекса УПФТ 1—30 «Психофизиолог».

Качество (оценка) проведения своего досуга среди детей, не получающих дополнительного образования, выявлялось с помощью анкеты, составленной и апробированной в ранних пилотных исследованиях.

В ходе анкетирования были заданы 17 вопросов, затрагивающие темы количества и качества используемого свободного времени учащихся, их круга общения и интересов.

На вопрос: «Много ли у Вас свободного времени?», 89 человек из 131 ответили «2—3 часа», 22 чел. — «4—5 часов», 20 чел. — «6—7 часов». Отвечая на вопрос о форме проведения досуга (индивидуальный, групповой, массовый), большая часть учащихся (96 чел.) выбрали индивидуальный; каждый шестой подросток (22 чел.) выбрал групповой вид досуга; 13 человек назвали массовый вид досугового времяпровождения. На вопрос: «С кем и где Вы проводите свободное время?», большая часть подростков (103 чел.) ответили: «в одиночестве дома», и оставшаяся часть — «на улице, с друзьями» (28 чел.). На вопрос: «Как Вы проводите свободное время?», многие подростки (103 чел.) назвали: компьютерные игры, слушание музыки и смотрение телевизора (фильмы). Оставшаяся часть проводит свое свободное время на улице с друзьями (28 чел.). На вопрос: «Как часто посещаете Вы театры и какому театру отдаете предпочтение?», только 12 человек из 131 школьника ответили, что посетили за последний год один

из театров столицы, не отдав в то же время предпочтения каком-то театру.

В ходе анкетирования нами было проведено выборочные интервью с детьми, которые увлечены компьютерными играми. Анализ качественных исследований (интервью) показал высокую степень интернет-аддик-ции, гемблинга (игромании), компьютерной зависимости, которые отмечаются как у нас в стране, так и за рубежом (2; 7; 8; 11; 12). На вопрос о возможных трудностях (материальных, семейных и т.д.) с доступом к Интернету, многие ответили, что могли бы пойти на все (воровство, грабеж, насилие), для того чтобы расплатиться или устранить помеху к любимому способу времяпровождения.

Таким образом, анализ полученных ответов показывает, что свободное от учебы время московские школьники проводят, играя в компьютерные игры, слушая музыку, просматривая фильмы, или — в уличных компаниях. Прослеживается тенденция к обособленности и индивидуализации дет-ско-подросткового сообщества (12).

Сравнительное исследование особенностей выборки учащихся двух групп (занимающиеся и не занимающиеся дополнительно занятиями) при тестировании по методике Басса-Дарки показало значимость различий по некоторым показателям. Так, анализ полученных результатов, проведенных в начале учебного года, дает основание полагать, что учащиеся из II группы (дети, не занимающиеся дополнительными занятиями) в большей степени склонны к проявлению агрессивности и враждебности, чем подростки из I группы. Например, различия полученных данных по учащимся II группы по сравнению со школьниками I группы, по показателям «физическая (7,14+0,23 и 5,32+0,34) и вербальная» агрессии (8,25+0,26 и 6,87+0,25), негативизм (4,59+0,27 и 3,18+0,31), подозрительность (7,17+0,30 и 5,29+0,25) и индексам враждебности (12,91+0,26 и 10,66+0,25) и агрессивности (22,73+0,23 и 18,00+0,27), были значимы (Р<0,05).

Такая же тенденция прослеживается при повторном проведении (конец учебного года) тестирования между двумя исследуемыми группами школьников.

Анализ результатов проведенных исследований по психофизиологическому тестированию сердечно-сосудистой системы (вариационная кардиоинтервалометрия) показал, что функциональная работа двух исследуемых групп по показателям сердечнососудистой системы была значимой (р<0,05). Например, у группы детей и подростков, не занимающихся дополнительным обучением и часто использующих в качестве досуга компьютерные игры, просмотр фильмов с агрессивной направленностью (боевики, фильмы ужасов), функциональное состояние сердечно-сосудистой системы находилось в зоне значений «предельно допустимое» и «негативное», что говорит о наличии дезадаптационных процессов в организме подростка. У школьников, которые занимались организованным дополнительным образованием (спорт, музыка и рисование), функциональная работа сердечно-сосудистой системы, как правило, находилась в зоне значений «допустимое» и «предельно допустимое», что, в целом, можно считать «адекватным» к психофизическим нагрузкам.

Для выявления степени влияния досу-говых занятий в системе дополнительного образования школьников (занятия музыкой, танцами, рисованием, борьбой, футболом) на подростковую агрессию по методике Басса-Дарки мы провели сравнительный анализ.

Анализ полученных результатов показал, что для подростков, занимающихся спортом — футбол, самбо и спортивными танцами, характерно более частое проявление физической агрессии, которое является доминирующим видом агрессии.

Помимо этой формы агрессивного поведения в этой группе по частоте встречаемости была отмечена вербальная и косвенная агрессия. Школьники, увлекающиеся игрой на музыкальных инструментах, чаще прибегают к косвенной и вербальной агрес-

сии. В этой же группе отмечен негативизм. Раздражение, чувство обиды и вины отмечены среди учащихся, которые занимались рисованием. Стоит отметить, что для многих участников данной выборки «вербальная и косвенная агрессия» по частоте встречаемости была доминирующим видом агрессии.

Сравнивая группы по направленности досуговой деятельности, можно отметить, что у школьников, занимающихся футболом, уровень агрессивности был выше, чем у остальных детей. Самый низкий уровень агрессивности отмечен у учащихся, практикующих рисование.

Наши исследования согласуются в целом с данными В.А. Яковлева, Киселева (2007), полученными на выборке школьников г. Рязани, на которой исследовалось влияние различной досуговой деятельности (музыка, танцы, спорт) на психоэмоциональное состояние и уровень успешности учащихся (10).

Важно также отметить тот факт, что агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. В развитии подростка важно, чтобы каждая личность обладала определенной степенью агрессивности. Ведь отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д., которая также нежелательна в социуме. Высокая степень агрессивности, часто имеющая неадекватную, деструктивную направленность, тоже является неприемлемой для общества. Исходя из этого, можно условно разделить проявление агрессии на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).

Таким образом, широта, разносторонность склонностей и интересов существенным образом влияют на готовность детей и подростков к восприятию социальных цен-

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^

ностей и положительных воздействий окружающей среды (3). Положительный эффект групповых занятий, на наш взгляд, проявляется в том, что в процессе организованного досуга у детей и подростков постепенно появляется адекватная самооценка; они заняты, соответственно, влияние асоциальных компаний отходит на второй план. Дальнейшая адекватная социализация дает детям и подросткам возможность активизировать интерес к учебной деятельности, стремление самореализоваться в социально приемлемой деятельности.

Сравнительный анализ полученных нами результатов по психологическим и психофизиологическим тестам двух исследуемых групп школьников показывает, что в детско-подростковой популяции, где практикуется разнонаправленное дополнительное обучение (музыка, спорт, танцы, рисование), проявления агрессивности наблюдаются значительно реже, чем у детей и подростков, которые предоставлены самим себе.

Нами выявлено, что основной досуг детей и подростков (не занимающихся дополнительным обучением) направлен на различные компьютерные игры (74,7%), просмотр телефильмов и проведение времени в уличных группировках (25,2%). Отмечается также, что у детей, практикующих компьютерные игры и просмотр фильмов, часто агрессивной направленности (боевики, фильмы ужасов), функциональное состояние сердечно-сосудистой системы находится в зоне значений «предельно допустимое» и «негативное», и характеризуется как «дистресс» и перенапряжение, что подтверждается некоторыми исследованиями (2; 5; 9; 11; 12) в данной области.

Продолжающийся развал системы культуры, образования и снижение важности института семьи и воспитательного значения школы усиливают психосоциальное напряжение в социуме и агрессивность в стране, которые отражаются на психическом здоровье детей и подростков и, как следствие, росте асоциального поведения в молодежной среде — на фоне дистресса и отсутствия социальных регуляторов поведения.

Встает острая необходимость проведения четкой планомерной государственной культурно-образовательной программы. Одним из важных пунктов этой программы должна стать организация бесплатного дополнительного образования, досуга в детско-подростковой среде, что поможет эффективно бороться с проявлениями агрессивного, асоциального поведения молодежи.

Анализ проявления агрессивности среди дополнительно занимающихся школьников показывает, что ее выраженность и специфический характер зависят от вида направленности дополнительного образования (музыка, танцы, рисование, футбол, самбо). По степени выраженности агрессивность отмечается у детей и подростков в следующем порядке убывания: спорт (футбол, самбо) — танцы (спортивные, бальные) — музыка — рисование.

Полученные результаты наших исследований можно использовать для коррекции проявлений агрессивности у детей и подростков. Для этого необходимо использовать дополнительное образование, организовывать досуг с учетом деятельности, занятия в которых способны снижать агрессию подрастающего поколения.

Примечания

1. Волович, А. С. Особенности социализации выпускников средней школы : дис. ... канд. психол. наук / А. С. Волович. — Москва, 1990.

2. Галенкин, С. Эти плохие, плохие, плохие игры / С. Галенкин // Домашний ПК. — 2003. — № 5.

3. Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведения / Н. В. Дмитриева, Д. В. Четвериков. — Новосибирск, 2002. — 139 с.

4. Жиркова, М. В. Организация досуга школьников в муниципальном пространстве мегаполиса на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с социальными инфраструктурами / М. В. Жиркова // Внешкольник. — 2007. — № 2. — С. 22—25.

5. Федоров, А. В. Насилие на экране и российская молодежь / А.В. Федоров // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2001. — № 1. — С. 131—145.

6. Фельдштейн, Д. И. Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. — Душанбе, 1972.

7. Чугунов, А. В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии / А. В. Чугунов. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

8. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 86—102.

9. Шляхтина, О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом / О. И. Шляхтина // Ананьевские чтения—97 : [тезисы научно-практической конференции]. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 117—129.

10. Яковлев, В. А. Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности / В. А. Яковлев, Т. В. Киселева // Вестник Рязанского государственного университета. — 2007. — № 3. — С. 70—74.

Интернет источники

11. Вера Рыклина. Опасное поколение / Вера Рыклина. — Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/ entry/49724. Обращение к источнику 23.07.2012

12. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use / Young, Kimberly S. // Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL. — URL.: <http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html>. Обращение к источнику 23.07.2012.

С. А. Глебушкин

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма. Обобщается и систематизируется опыт известных российских исследователей в области изучения народного костюма. Обосновывается необходимость народной художественной культуры в эстетическом воспитании современной молодежи. Приводятся примеры работ по данному направлению.

Ключевые слова: народный костюм, национальная культура, традиционное художественное творчество, этнические мотивы, музей.

This article describes socio-pedagogical implementation foundations of ethno cultural potential of museum of folk costumes. It summarizes and systematizes the experience of well-known Russian researches in the field of folk costume studies. The necessity of folk artistic culture in aesthetic education of the modern youth is substantiated. The list of works in this field is given.

Key words: folk costume, national culture, traditional artistic culture, ethnic motives, museum.

ОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

МУЗЕЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 151-156 151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.