^ Социально-культурная деятельность 105
Примечания
1. Арнольдов, А. И. Цивилизация грядущего столетия / А.И. Арнольдов // Культурологические размышления. - М.: Грааль, 1997.
2. Зубова, А. Г. Общественное мнение о социальных гарантиях. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / А.Г. Зубова // Информационный бюллетень № 3/23. - М.: ВЦИОМ, 1996.
3. Каган, М. С. Принципы построения историко-культурной типологии / М.С. Каган // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. - 1996. - № 3.
4. Мыльников, А. О понятии «культурно-исторический тип»: вопросы историографии / А. Мыльников // Методологические проблемы исследования истории культуры. - Л.: ЛГИК, 1982.
5. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2006.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - Т. I.
7. Телегина, Э. Д. Роль мотивов в управлении мыслительной деятельностью / Э.Д. Телегина // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью учащихся: [доклады Всесоюзной конференции]. - М., 1975.
8. Триодин, В. Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: дис. ... док-ра. пед. наук / В.Е. Триодин. - М., 1985.
9. Шишкин, С. В. Экономика социальной сферы / С.В. Шишкин. - М.: ВШЭ, 2003.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
А. В. Кузьмин
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, социально-культурная деятельность, местное самоуправление
In the article the problem of forming the system of interaction of subjects of socio-cultural activity is discussed. The interaction is viewed as preventive measures against extremism and aimed at young people of Russia. The special emphasis made at the necessity of consideration the whole legal base of prevention of extremism and specifics of preventive measures held in hands of the municipal government.
Key words: extremism prevention, socio-cultural activity, municipal government.
Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, выс-
ветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Проблема распространения экстремизма в России становится одним из
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 105-111
ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности.
В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон, учитывающих социально-культурные особенности. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур, общества, всех субъектов социокультурных процессов.
Деятельность по предупреждению и пресечению актов терроризма базируется на принципах и требованиях законности, регулируется правом. Особенностью его правового регулирования является то, что в действующем законодательстве Российской Федерации нормы, регулирующие эту деятельность, рассредоточены по различным отраслям права, подзаконным и ведомственным актам. Особую роль в этом играет нормативная база предупреждения и пресечения терроризма, которая отличается неопределенностью и спецификой. Наш анализ показывает, что, во-первых, нормативная база предупреждения и пресечения характеризуется множеством и разноуровневостью правовых источников, во-вторых, большинство источников имеют разную отраслевую принадлежность. Данная особенность объясняется и тем, что предупреждение и пресечение терроризма охватывает весьма обширный круг отношений самых различных субъектов и объектов, предопределяющих также широкий спектр правовых норм, регламентирующих эту деятельность.
Сегодня обоснованно признается, что уровень осуществления мер по предупреждению и своевременному пресечению террористических актов на основе действующего законодательства явно не достаточен. Основные концептуальные документы в указанной области имеют преимущественно оборонительный характер и не рассчитаны на упреждение. В силу этого, по мнению профессора А.Ф. Майдыкова, государ-
ственные институты, фактически, обречены на постоянное отставание от новых угроз экстремизма и терроризма (2, с. 77).
Экстремизм - это способ достижения различных целей путем использования радикальных методов (терроризм, массовые беспорядки, захват заложников).
В связи с этим экстремизм, будучи лишь средством, может иметь различную идеологическую ориентацию и целевую направленность, стать компонентом любой сферы общественных отношений: религиозных, национальных, межпартийных, экологических отношений, внешней и внутренней политики.
Указанный критерий «всенацеленности» лежит в основе принятого разделения экстремизма на формы. Основными из них являются: 1) националистический (радикализм в целях защиты интересов одной нации); 2) религиозный (нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий); 3) экологический (крайние действия, направленные на незамедлительное закрытие вредных производств, вне зависимости от экономических возможностей); 4) политический (радикальная деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, насильственный захват либо насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, публичные призывы к противоправным действиям и иное применение насилия в политических целях).
Названные виды являются основными и не исчерпывают многообразия форм экстремизма. Следуя правилу «золотой середины», любая крайность в той или иной мере вредна. Экстремизм тем более опасен, что является крайней формой радикализма. В своем развитии последний стимулирует такие опасные для нормального существования государства и общества явления, как межрелигиозные и межнациональные противоречия, активную криминализацию общественных структур и др.
В связи с этим необходимо особо выделить общественную потребность в разработке и обосновании нового направления - социально-
культурной профилактики терроризма и экстремизма. Речь идет о необходимости всестороннего исследования особой педагогической системы, интегрирующей усилия учреждений культуры и образования, правоохранительных органов, общественных организаций по формированию личностных установок и социальных норм, препятствующих распространению и закреплению ценностей и стереотипов экстремистского поведения. Это направление лишь в последнее время стало предметом специальных диссертационных исследований (Ю.А. Акунина, Г.М. Акунин и др.).
Реализация этой педагогической системы, которая снимает ограничения профилактического воздействия, объективно характерные для отдельных групп социальных институтов, является решающим условием для интеграции усилий государства, органов местного самоуправления и гражданского общества.
Уникальность данной системы, на наш взгляд, заключается в рассмотрении социально-культурной сферы, с одной стороны, как интеграционной основы для объединения усилий всех социальных институтов по профилактике терроризма, а с другой - в понимании этой сферы в качестве выразителя содержательных и ценностно-смысловых компонентов, определяющих социальную, культурную, национальную идентичность личности.
В рамках современной социальной философии и философии культуры утверждается, что общество и культура суть производные совместной жизни и деятельности людей. Их формы и содержание порождаются для удовлетворения потребностей и реализации интенций ими самими, а не заданы априори. Из этого следует, что понимание процессов формирования, существования и изменения социальных и культурных целостностей, их освоения предполагает изучение социальных взаимодействий и их последствий (А.Я. Флиер, Э.А. Орлова и др.).
Опираясь на анализ работ современных теоретиков культуры, можно сделать вывод о том, что продукты социального взаимодействия составляют искусственное, то есть не-
природное окружение людей, что в ходе совместной жизни и деятельности люди упорядочивают эти продукты по различным, значимым для них основаниям (полезность, удобство, доступность, экономия усилий и пр.). Совокупность этих порядков можно считать социокультурным пространством существования людей, а формы реализующихся здесь процессов определяют характер социального и культурного времени. Каждое поколение осваивает эти пространственно-временные координаты как исходную, естественную данность.
Особое внимание на так называемое пространство социально-культурного воспитания давно обратили внимание представители отечественной педагогической науки, в том числе и теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко и др.).
Взаимодействие - это одна из философских категорий, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.
Отечественный философ А.Г. Спиркин справедливо указывает на то, что «взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, организация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов. Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны» (3, с. 394).
Современные педагогические исследования показывают, что совместное решение социокультурными институтами задач воспитания
основывается, прежде всего, «на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи и определяется как взаимодействие профессиональных сообществ в решении общих задач воспитания по типу "общность -общность", а не только "учреждение - учреждение"» (4, с. 4). Думается, что именно первый тип взаимодействия обладает наибольшим воспитательным эффектом.
Основой для формирования концепции взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, которое ориентировано на профилактику экстремистского поведения молодежи, по нашему глубокому убеждению, должна стать не только правовая база, но и мощный теоретический потенциал педагогической науки.
Речь идет, прежде всего, об идеях, развернутых Н.Н. Иорданским, С.А. Каменевым, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, Е.И. Тихеевой и другими представителями так называемой «педагогики среды». Она представляла собой теоретическое обоснование и опыт разработки различных стратегий использования воспитательных возможностей среды в педагогическом процессе.
Системное социально-педагогическое развитие принцип «педагогики среды» получил в работах В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Ю.Д. Красильникова, И.А. Липского, Ю.А. Стрельцова, В.Д. Семенова, М.М. Плоткина, А.Г. Хрипковой и др.
Л.И. Новикова и ее научная школа дополнили эту концепцию понятием воспитательного пространства, которое выступает результатом использования интегрированных воспитательных потенциалов отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, социального, информационного. Это пространство, где существует субъективно заданное множество связей и отношений и осуществляется деятельность различных учреждений по воспитанию личности.
Воспитательное пространство, включающее в себя культурно-образовательную среду,
способную эффективно решать современные задачи воспитания, объединив социокультурные институты, выступает одним из механизмов развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях гуманизации образования (Н.М. Борытко, А.В. Гаври-лин, Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова).
При этом надо сказать, что вопросы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, хотя и являются системообразующими, изучены еще недостаточно.
Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.
Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все - и создатели, и потребители культурных ценностей (1, с. 232).
Экстремизм, являющийся одним из реальных способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту - выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных
проблем. Этим обуславливается рост популярности идей экстремизма в молодежной среде.
События последних лет свидетельствуют о существенной активизации противодействия экстремистским проявлениям. Ведь каждое из экстремистски направленных преступлений вызывает значительный общественный резонанс, обсуждается в средствах массовой информации, в национальных диаспорах, способно резко дестабилизировать ситуацию в конкретном регионе.
В ряде случаев обычная межнациональная ссора на бытовой почве может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до массовых беспорядков на межэтнической или межконфессиональной почве. Не будем забывать события, произошедшие в Кондопоге, Сальске, Калмыкии, события в Москве на Манежной площади и др.
И в каждом таком случае необходимо демонстрировать, что государство заняло твердую позицию по пресечению преступлений, совершенных по мотивам расовой, религиозной или национальной ненависти.
Для Московской области, в силу особенностей её геополитического расположения, высокой концентрации производственных и научных объектов, вопрос борьбы с экстремизмом имеет особую актуальность.
В связи с упрощением порядка въезда и пребывания на территории Российской Федерации, увеличился приток мигрантов, которые, как правило, находятся на территории Московского региона на нелегальном положении.
Данная ситуация напрямую влияет на количество совершаемых преступлений экстремистской направленности.
И здесь необходимо остановиться на факторах, которые могут спровоцировать всплеск экстремистских проявлений в молодежной среде. Прежде всего, негативные настроения среди населения может спровоцировать перевес мигрантов над местным населением, приоритетное предоставление рабочих мест иностранным гражданам, а также мест в школах и детских садах. Необходимо также обратить внимание работодателей, предоставляющих рабо-
чие места мигрантам из соседних республик, на необходимость тесного взаимодействия с УФМС и УВД в вопросах трудоустройства иностранных граждан, соблюдения миграционного законодательства.
Исходя из анализа происходящих процессов в социальных сферах и сфере миграции в 2010 году, можно сделать вывод о возможном росте на территории Московской области противоправных действий экстремистской направленности. Следует отметить, что за последние три года в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований и шествий. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций.
Так, по данным МВД России, в 2010 году на территории Российской Федерации проведено 435 несанкционированных акций. Кроме того, наметилась тенденция использования различными деструктивными силами неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, скинхедов, фанатов спортивных клубов, антиглобалистов, в том числе на финансовой основе, в массовых протестных акциях с целью дестабилизации обстановки и дискредитации органов власти. Наблюдается активизация деятельности ряда таких общественно-политических движений, как «Солидарность», «Справедливость», а также деструктивной секты «Свидетели Иеговы». Ожидается увеличение численности участников данных организаций из-за проводимой ими агитации на территории Московской области. Кроме того, лидеры националистических группировок продолжают активную работу, связанную с распространением влияния в сфере спортивных фанатов. Данный процесс создает угрозу массовых антиобщественных проявлений.
В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 07.05.2009). Данный закон внес значительные коррективы в правовое регулирование местно-
го самоуправления в России, четко регламентировал задачи и функции органов местного самоуправления; экономические основы местного самоуправления; расширил перечень форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления и др.
Безусловно, этот судьбоносный для страны документ не оставил без внимания вопросы профилактики терроризма и экстремизма.
Новшеством закона, вступившего в силу с 01.01.2006 года, стало выделение трех видов вопросов местного значения - отдельно для поселений, муниципальных районов, городских округов. Применительно к интересующему нас вопросу все три типа поселений ориентированы «на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения», а также предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения» (4, с. 45).
Однако эти положения закона существенно ограничивает одна из главных идей, которая заложена в законе, а именно - переход местного самоуправления на принципы самофинансирования. Именно поэтому интеграцию деятельности всех учреждений, организаций и объединений, действующих на территории, можно рассматривать как действенный способ преодоления дефицита финансирования и повышения социальной эффективности профилактической работы.
Специалисты, работающие с молодежью, не готовы к управлению взаимодействием субъектов социально-культурной деятельности в рамках воспитательного пространства поселений, муниципальных районов, городских округов, в то время как именно уровень местного самоуправления является сегодня оптимальным для организации и развития взаимодействия социокультурных институтов, поскольку характеризуется разнообразием и множественностью субъектов, отражает социально-экономические, демографические, культурные особенности региона и его населения.
В настоящее время экстремизм является
одним из факторов, оказывающим негативное влияние на экономику, политику, правопорядок, социальную стабильность, будущее детей и молодежи.
Учитывая возраст большей части лидеров и членов радикальных левых, правых националистических партий и движений, таких как «Русское национальное единство», «Национально-большевистская партия», «Авангард красной молодежи», «Народная национальная партия», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз», следует говорить о таком виде экстремизма, как молодежный экстремизм. Он выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.
Социально-культурное взаимодействие как фактор профилактической работы ориентировано на формирование в подростково-молодежной среде социально одобряемых норм. При этом нужно признать то, что подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.
Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводят молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения, там «поймут», «поддержат», а в дальнейшем - превратят в источник доходов или преступника.
Анализ показывает, что мы должны весьма позитивно оценивать влияние взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности в профилактике экстремистского поведения в молодёжной среде. Следует подчеркнуть, что содержание и структура взаимодействия, изменение позиции его участников способствуют дальнейшему развитию их воспитательного потенциала и повышению роли в решении воспитательных задач. Создаваемая автором статьи педагогическая концепция профилактики экстремизма подразумевает необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особен-
ностей организации этой работы в условиях местного самоуправления, полноценного использования воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.
В условиях значительных современных общественных изменений динамичная, вариа-
тивная, гибкая, открытая структура воспитательного пространства, сформированная на основе взаимодействия социокультурных институтов района, является реальным фактором профилактики экстремистского поведения в молодежной среде.
Примечания
1. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
2. Майдыков, А. Ф. Проблемы взаимодействия европейских стран в борьбе с международным терроризмом / А.Ф. Майдыков // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом : сб. науч. статей. - М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2003. - С. 76-80.
3. Спиркин, А. Г. Взаимодействие / А.Г. Спиркин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2001. - Т. I. - С. 394.
4. Якушкина, М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.С. Якушкина. - М., 2008. - 48 с.
5. Якушев, А. В. Муниципальное право / А.В. Якушкина. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. В. Рябов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируется проблема моделирования мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей. Автором выявлены возможности влияния специально организованной благоприятной мотивационной среды на развитие личности подростков, формирование их нравственно-эмоционального потенциала, описываются особенности, принципы и механизмы моделирования мотивационной среды.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования детей, мотивационная среда, процесс моделирования мотивационной среды, нравственно-эмоциональный потенциал подростков.
The article examines the problem of modeling a motivational environment in institutions of supplementary education for children. The author reveals the ability to influence a specially organized motivational environment conducive to the development of the individual adolescent, the formation of their moral and emotional potential, describes the characteristics, principles and mechanisms for modeling motivational environment.
Key words: institutions of additional education of children, motivational environment, the simulation process of motivational environment, moral and emotional potential of young people.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 11-114