Научная статья на тему 'Профилактика экстремизма в процессе организации социально-культурного взаимодействия'

Профилактика экстремизма в процессе организации социально-культурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / LOCAL SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Алексей Владимирович

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM DURING ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION

The article reviews the problem of formation of system of interaction of subjects of socio-cultural activity directed on preventive measures of extremism in youth environment. The necessity of integral scrutinizing of law base of preventive measures of extremism, features of organization of its work in conditions of local self-management is accented.

Текст научной работы на тему «Профилактика экстремизма в процессе организации социально-культурного взаимодействия»

УДК 374.3

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© Алексей Владимирович КУЗЬМИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, докторант, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.

Ключевые слова: профилактика экстремизма; социально-культурная деятельность; местное самоуправление.

Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Проблема распространения экстремизма в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности.

В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон, учитывающих социально-культурные особенности. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур, общества, всех субъектов социокультурных процессов.

Деятельность по предупреждению и пресечению актов терроризма базируется на принципах и требованиях законности, регулируется правом. Особенностью его право-

вого регулирования является то, что в действующем законодательстве Российской Федерации нормы, регулирующие эту деятельность, рассредоточены по различным отраслям права, подзаконным и ведомственным актам. Особую роль в этом играет нормативная база предупреждения и пресечения терроризма, которая отличается неопределенностью и спецификой. Наш анализ показывает, что, во-первых, она характеризуется множеством и разноуровневостью правовых источников, во-вторых, большинство источников имеют разную отраслевую принадлежность. Данная особенность объясняется и тем, что предупреждение и пресечение терроризма охватывает весьма обширный круг отношений самых различных субъектов и объектов, предопределяющих также широкий спектр правовых норм, регламентирующих эту деятельность.

Сегодня обоснованно признается, что уровень осуществления мер по предупреждению и своевременному пресечению террористических актов на основе действующего законодательства явно не достаточен. Ос-

новные концептуальные документы в указанной области имеют преимущественно оборонительный характер и не рассчитаны на упреждение. В силу этого, по мнению профессора А.Ф. Майдыкова, государственные институты фактически обречены на постоянное отставание от новых угроз экстремизма и терроризма [1, с. 77].

Экстремизм - это способ достижения различных целей путем использования радикальных методов (терроризм, массовые беспорядки, захват заложников).

В связи с тем, что экстремизм - это лишь средство, он может иметь различную идеологическую ориентацию и целевую направленность. Вторгается в любые сферы общественных отношений: религиозные, нацио-

нальные, межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические.

Указанный критерий «всенацеленности» лежит в основе принятого разделения экстремизма на формы. Основными из них являются: 1) националистический (радикализм в целях защиты интересов одной нации); 2) религиозный (нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий); 3) экологический (крайние действия, направленные на незамедлительное закрытие вредных производств, вне зависимости от экономических возможностей); 4) политический (радикальная деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, нарушение прав и свобод граждан, насильственный захват либо насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности России, публичные призывы к противоправным действиям, иное применение насилия в политических целях).

Названные виды являются основными и не исчерпывают многообразия форм экстремизма. Следуя правилу «золотой середины», любая крайность в той или иной мере вредна. Экстремизм тем более опасен, что является крайней формой радикализма. В своем развитии последний стимулирует такие опасные для нормального существования государства и общества явления, как межрелигиозные и межнациональные противоречия, активную криминализацию общественных структур и др.

В этой связи необходимо особо выделить общественную потребность в разработке и

обосновании нового направления - социально-культурной профилактики терроризма и экстремизма. Речь идет о необходимости всестороннего исследования особой педагогической системы, интегрирующей усилия учреждений культуры и образования, правоохранительных органов, общественных организаций по формированию личностных установок и социальных норм, препятствующих распространению и закреплению ценностей и стереотипов экстремистского поведения. Это направление лишь в последнее время стало предметом специальных диссертационных исследований (Ю.А. Акунина, Г.М. Акунин и др.).

Реализация этой педагогической системы, которая снимает ограничения профилактического воздействия, объективно характерные для отдельных групп социальных институтов, является решающим условием для интеграции усилий государства, органов местного самоуправления и гражданского общества.

Уникальность данной системы, на наш взгляд, заключается в рассмотрении социально-культурной сферы, с одной стороны, как интеграционной основы для объединения усилий всех социальных институтов по профилактике терроризма и, с другой - понимание этой сферы как выразителя содержательных и ценностно-смысловых компонентов, определяющих социальную, культурную, национальную идентичность личности.

В рамках современной социальной философии и философии культуры утверждается, что общество и культура суть производные совместной жизни и деятельности людей. Их формы и содержание порождаются для удовлетворения потребностей и реализации интенций ими самими, а не заданы априори. Из этого следует, что понимание процессов формирования, существования и изменения социальных и культурных целостностей, их освоения предполагает изучение социальных взаимодействий и их последствий (А.Я. Флиер, Э.А. Орлова и др.).

Опираясь на анализ работ современных теоретиков культуры, можно сделать вывод о том, что продукты социального взаимодействия составляют искусственное, т. е. неприродное окружение людей. В ходе совместной жизни и деятельности люди упорядочивают их по различным значимым для них основа-

ниям (полезность, удобство, доступность, экономия усилий и пр.). Совокупность этих порядков можно считать социокультурным пространством существования людей, а формы реализующихся здесь процессов определяют характер социального и культурного времени. Каждое поколение осваивает эти пространственно-временные координаты как исходную, естественную данность.

Особое внимание на т. н. пространство социально-культурного воспитания давно обратили внимание представители отечественной педагогической науки, в т. ч. и теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко и др.).

Взаимодействие - это одна из философских категорий, отражающих процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Отечественный философ А.Г. Спиркин справедливо указывает на то, что «взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, организация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов. Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны» [2, с. 394].

Современные педагогические исследования показывают, что совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, «на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи и определяется как взаимодействие профессиональных сообществ в решении общих задач воспитания по типу «общность - общность», а не только «учреждение - учреждение» [3, с. 4]. Дума-

ется, что именно первый тип взаимодействия обладает наибольшим воспитательным эффектом.

Основой для формирования концепции взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, ориентированного на профилактику экстремистского поведения молодежи, по нашему глубокому убеждению, должна стать не только правовая база, но и мощный теоретический потенциал педагогической науки.

Речь идет, прежде всего, об идеях, развернутых Н.Н. Иорданским, С.А. Каменевым, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевичем, СТ. Шацким, В.Н. Шульгиным, Е.И. Тихее-вой и другими представителями т. н. «педагогики среды». Она представляла собой теоретическое обоснование и опыт разработки различных стратегий использования воспитательных возможностей среды в педагогическом процессе.

Системное социально-педагогическое

развитие принцип «педагогики среды» получил в работах В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Ю.Д. Красильникова, И. А. Липского, Ю.А. Стрельцова, В.Д. Семенова, М.М. Плот-кина, А.Г. Хрипковой и др.

Л.И. Новикова и ее научная школа дополнили эту концепцию понятием воспитательного пространства, которое выступает результатом использования интегрированных воспитательных потенциалов отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, социального, информационного. Это пространство, где существует субъективно заданное множество связей и отношений и осуществляется деятельность различных учреждений по воспитанию личности.

Воспитательное пространство, включающее в себя культурно-образовательную среду, способную эффективно решать современные задачи воспитания, объединив социокультурные институты, выступает одним из механизмов развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях гуманизации образования (Н.М. Борытко, А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова).

При этом надо сказать, что вопросы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, хотя и являются системообразующими, изучены еще недостаточно.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически

сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая само-воспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в т. ч. специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т. д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все - и создатели, и потребители культурных ценностей [4, с. 232].

Экстремизм, являющийся одним из реальных способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту - выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных проблем. Этим обусловливается рост популярности идей экстремизма в молодежной среде.

События последних лет свидетельствуют о существенной активизации противодействия экстремистским проявлениям. Ведь каждое из экстремистки направленных преступлений вызывает значительный общественный резонанс, обсуждается в средствах массовой информации, в национальных диаспорах, способно резко дестабилизировать ситуацию в конкретном регионе.

В ряде случаев обычная межнациональная ссора на бытовой почве может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до массовых беспорядков на межэтнической или межконфессиональной почве. Не будем

забывать события, произошедшие в Кондопоге, Сальске, Калмыкии, события в Москве на Манежной площади и др.

И в каждом таком случае необходимо демонстрировать, что государство заняло твердую позицию по пресечению преступлений, совершенных по мотивам расовой, религиозной или национальной ненависти.

Для Московской области в силу особенностей ее геополитического расположения, высокой концентрации производственных и научных объектов вопрос борьбы с экстремизмом имеет особую актуальность.

В связи с упрощением порядка въезда и пребывания на территории Российской Федерации увеличился приток мигрантов, которые, как правило, находятся на территории Московского региона на нелегальном положении.

Данная ситуация напрямую влияет на количество совершаемых преступлений экстремистской направленности.

И здесь необходимо остановиться на факторах, которые могут спровоцировать всплеск экстремистских проявлений в молодежной среде.

Прежде всего, негативные настроения среди населения может спровоцировать перевес мигрантов над местным населением, приоритетное предоставление рабочих мест иностранным гражданам, а также мест в школах и детских садах. Необходимо также обратить внимание работодателей, предоставляющих рабочие места мигрантам из соседствующих республик, на необходимость тесного взаимодействия с УФМС и УВД в вопросах трудоустройства иностранных граждан, соблюдение миграционного законодательства.

Исходя из анализа происходящих процессов в социальных сферах и сфере миграции в 2010 г., можно сделать вывод о возможном росте на территории Московской области противоправных действий экстремистской направленности. Следует отметить, что за последние три года в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований и шествий. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций.

Так, по данным МВД России, в 2010 г. на территории Российской Федерации проведе-

но 435 несанкционированных акций. Кроме того, наметилась тенденция использования различными деструктивными силами неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, скинхедов, фанатов спортивных клубов, антиглобалистов, в т. ч. на финансовой основе, в массовых про-тестных акциях с целью дестабилизации обстановки и дискредитации органов власти. Наблюдается активизация деятельности ряда общественно политических движений, таких как «Солидарность», «Справедливость», а также деструктивной секты «Свидетели Иеговы». Ожидается увеличение численности участников данных организаций из-за проводимой ими агитации на территории Московской области. Кроме того, продолжается активная работа лидерами националистических группировок, связанная с распространением влияния в сфере спортивных фанатов. Данный процесс создает угрозу массовых антиобщественных проявлений.

В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 7 мая 2009 г.). Данный Закон внес значительные коррективы в правовое регулирование местного самоуправления в России, четко регламентировал задачи и функции органов местного самоуправления; экономические основы местного самоуправления; расширил перечень форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления и др.

Безусловно, что этот судьбоносный для страны документ не оставил без внимания вопросы профилактики терроризма и экстремизма.

Новшеством Закона, вступившего в силу с 1 января 2006 г., стало выделение трех видов вопросов местного значения отдельно для поселений, муниципальных районов, городских округов. Применительно к интересующему нас вопросу все три типа поселений ориентированы «на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения», а также предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения» [5, с. 45].

Однако эти положения закона существенно ограничивает одна из главных идей, которая заложена в Законе - переход местного самоуправления на принципы самофинансирования. Именно поэтому интеграцию деятельности всех учреждений, организаций и объединений, действующих на территории можно рассматривать как действенный способ преодоления дефицита финансирования и повышения социальной эффективности профилактической работы.

Специалисты, работающие с молодежью, не готовы к управлению взаимодействием субъектов социально-культурной деятельности в рамках воспитательного пространства поселений, муниципальных районов, городских округов, в то время как именно уровень местного самоуправления является сегодня оптимальным для организации и развития взаимодействия социокультурных институтов. Он характеризуется разнообразием и множественностью субъектов, отражает социально-экономические, демографические, культурные особенности региона и его населения.

В настоящее время экстремизм является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на экономику, политику, правопорядок, социальную стабильность, будущее детей и молодежи.

Учитывая возраст большей части членов лидирующих радикальных левых, правых, националистических партий и движений, таких как: «Русское национальное единство», «Национально-большевистская партия»,

«Авангард красной молодежи», «Народная национальная партия», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз» - следует говорить о таком виде экстремизма, как молодежный экстремизм. Он выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Социально-культурное взаимодействие как фактор профилактической работы ориентировано на формирование в подростковомолодежной среде социально-одобряемых норм. При этом нужно признать то, что подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.

Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения, там поймут, поддержат, а в дальнейшем превратят в источник доходов или преступника.

Анализ показывает, что мы должны весьма позитивно оценивать влияние взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности в профилактике экстремистского поведения в молодежной среде. Следует подчеркнуть, что содержание и структура взаимодействия, изменение позиции его участников способствуют дальнейшему развитию их воспитательного потенциала и повышению роли в решении воспитательных задач. Создаваемая автором педагогическая концепция профилактики экстремизма предполагает необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления, полноценного использования воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

В условиях значительных современных общественных изменений динамичная, вариативная, гибкая, открытая структура воспитательного пространства, сформированная на основе взаимодействия социокультурных институтов района, является реальным фактором профилактики экстремистского поведения в молодежной среде.

1. Майдыков А.Ф. Проблемы взаимодействия европейских стран в борьбе с международным терроризмом. Сборник научных статей // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом. М., 2003. С. 76-80.

2. Спиркин А.Г. Взаимодействие// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. М., 2001. Т. 1.

3. Якушкина М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.

5. Якушев А.В. Муниципальное право. М., 2010.

Поступила в редакцию 14.06.2011 г.

UDC 374.3

PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM DURING ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION

Aleksey Vladimirovich KUZMIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Candidate for Doctoral Degree, e-mail: [email protected]

The article reviews the problem of formation of system of interaction of subjects of socio-cultural activity directed on preventive measures of extremism in youth environment. The necessity of integral scrutinizing of law base of preventive measures of extremism, features of organization of its work in conditions of local self-management is accented.

Key words: preventive measures of extremism; socio-cultural activity; local self-management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.