УДК 323.13 ББК 66.3 (2 Рос.)
И.С.Бочарникова, О.Г.Зубова
Оценка эффективности противодействия молодежному экстремизму: на примере анализа региональных программ1
В статье был произведен сравнительный анализ целевых Программ разных уровней (сельских поселении, районных муниципалитетов, региональных, городских) по профилактике экстремизма. Анализ показал, что в большинстве программ не учитывается возрастная дифференциация в самой группе молодежи, а также отсутствует направленность на различные группы, присутствует в основном общая профилактика, кроме того объем и серьезность подготовки заявленных мероприятий не соотносится с их запланированным финансированием. Эффективность Программ повысится, если они будут разрабатываться в трех направлениях: коррекция, диагностика и создание оптимально комфортной среды для реализации молодежью своего потенциала, повысится их финансирование, будет больше скоординирована работа всех структур, задействованных в реализации, в том числе и с привлечением широкой общественности, будет обеспечена профессиональная работа по социологическому обеспечению, широкая пропаганда и отчетность всех проектов.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, региональные программы по противодействию экстремизма, профилактика молодежного экстремизма
I.S.Bocharnikova, O.G.Zubova
Assessment of the effectiveness of countering youth extremism: the example of analysis of the regional
programmes2
In the article the comparative analysis of target Programs of different levels (rural settlements and district municipalities, regional, municipal) on the prevention of extremism. Analysis showed that in most programs is not considered age differentiation in the group of young people, as well as there is no focus on the different groups present in the main General prophylaxis, besides the scope and seriousness of thepreparation of stated events is not correlated with their planned financing. The effectiveness or the Programs will increase if they will be developed in three directions: correction, diagnostics and an optimally comfortable environment for the implementation of the youth of her potential, increase their financing will be more coordinated the work of all institutions involved in implementation, including and with the involvement of the General public will be ensured the professional work of sociological ensure extensive advocacy and reporting of all projects.
Key words: youth extremism, regional programs to combat extremism, prevention of youth extremism.
Современная российская молодежь протестного потенциала, поэтому проблема составляет наиболее активную часть агрессивного поведения молодежных группи-населения, но в силу своих социаль- ровок в российском обществе становится все ных характеристик и остроты восприятия более актуальной. По данным МВД России окружающей обстановки является той частью на учете органов внутренних дел состоит 302 общества, в которой наиболее быстро проис- неформальных молодежных объединения, 50 ходит накопление и реализация негативного из которых представляют наибольшую обще-
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ проекта № 12-03-00361 «Механизм рекрутирования молодежи в экстремизм».
2 Work is prepared with financial support of RGNF of the project No. 12-03-00361 «The mechanism of a rekrutirovaniye of youth in extremism».
ственную опасность. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет
[3].
Можно выделить следующие значимые факторы возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде:
• дисфункциональность общественных институтов;
• системность явлений коррупции и криминализации;
• изменение культурно-ценностных ориентаций;
• проблема создания условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности;
• чувство незащищенности, невостребован-ности в структуре современного социума (особенно в сельской местности);
• включенность молодежи в интернет-ресурсы, усиливающая возможность использования сети Интернет в противоправных целях.
При организации профилактики молодежного экстремизма необходимо применять дифференцированный подход, с целью организации общепрофилактических мероприятий, диагностики со всей молодежью и выстраивания непосредственной работы для молодежи, находящейся в зоне риска (выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений, члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект и т.п.).
Кроме того необходимо учитывать социально-экономические, и психолого-возраст-ные особенности разных периодов, в которых оказывается молодежь.
В психологическом плане юность характеризуется развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни, когда актуализируется потребность самоиндефикации, поиска своей группы, которая формируется по схеме «мы»
- «они», поэтому в этот период легче производит внушение и манипулирование. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет оказываются в ситуации свободы и позиции социальной незащищенности, как следствие проявляется их готовность к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах.
Данная проблема особо актуальна для многих полиэтничных регионов России. Так, согласно статистическим данным 2012 года на территории Астраханской области проживает 234 ООО молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Данная категория граждан составляет
23% от всего населения Астраханской области, что дает возможность говорить, о том у региона «молодое лицо» [4]. Выбор изучаемой территории обусловлен не только разнородным этническим составом, но и конфессиональным, что способствует активизации усилий на этапе диагностики и предотвращения исследуемого явления.
Для противодействия различного рода экстремистских проявлений разрабатываются программы по профилактике терроризма и экстремизма, в том числе и в молодежной среде. Так с целью формирования толерантности, атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, в том числе и в молодежной среде в Астраханской области действует комплексная долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 20132017 годы» (далее Программа).
Программа предусматривает создание условий, затрудняющих проведение экстремистских и террористических акций на территории Астраханской области, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, и наконец, активизация работы на стадии диагностики по информационно-пропагандистскому обеспечению антиэкстремистских и антитеррористических мероприятий [8].
Для достижения обозначенных целей программы необходима координированная работа правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, существующих институтов гражданского общества. Поэтому действия Программы направлены на совершенствование механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и населения Астраханской области по вопросам профилактики экстремизма и терроризма.
Немаловажным аспектом в успешной реализации Программы является её финансовая составляющая, объём финансирования составляет лишь 46242 000 рублей, в 2013 году будет освоено 9068000 рублей. Для сравнения объём финансирования аналогичной программы Челябинской области на три года составляет 8094000 рублей [10]. В программах муниципальных образований (районных, сельских), финансирование практически отсутствует, так в Программе по противодей-
ствию экстремизму и профилактики терроризма муниципального образования «Успенский сельсовет» Ахтубинского района Астраханской области на 2011-2013 годы заложено 2000 рублей, а в Программе муниципального образования «Глажевское сельское поселение» Киришского муниципального района Ленинградской области на 2012-2013 годы финансирование вообще отсутствует [6,7]. В Астраханской области финансируются не только мероприятия Программы, связанные с оснащением средствами технической защиты объектов с массовым пребыванием населения, проведением командно-штабных и тактико-специальных учений и тренировок по управлению подразделениями при проведении контртеррористических операций, но и на проведение социологических исследований (350000 руб.), семинаров, тренингов (100000 руб.), изготовление печатных информационно-пропагандистских материалов антиэкстремистской направленности (200000 руб.), организацию и проведение конференций, форумов, выставок, фестивалей (285000 руб., в том числе для молодежи 60000 руб.), пополнение фондов библиотек литературой соответствующей тематике (50000 руб.), создание и демонстрацию видеороликов анти-террористического характера (200000 руб.) [8]. Если оценить подобные цифры, то остается несоразмерным важность осуществления программы и серьезность заявленных мероприятий с системой финансирования.
В ожидаемых результатах Программы (недопущение увеличения доли зарегистрированных преступлений террористического и экстремистского характера свыше 0,1 процента от общего числа преступлений за весь период реализации Программы; создание системы технической защиты потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, образования, здравоохранения и объектов с массовым пребыванием граждан; сохранение стабильности в сфере межнациональных отношений, содействие межконфессиональному диалогу в Астраханской области, формированию у граждан толерантного сознания и поведения; внедрение эффективных образовательных и социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам ксенофобии, способствующих формированию обстановки, препятствующей распространению идей терроризма и экстремизма) показаны необходимые составляющие в дальнейшей профилактике экстремизма и радикализма, большей частью среди молодежи.
Выполнение запланированных мероприятий в проанализированных программах, не зависимо от уровня, осуществляется по двум
основным направлениям: первое - осуществление профилактического воздействия на факторы, определяющие ситуацию в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории региона, минимизация угроз возникновения террористических и экстремистских проявлений; второе - обеспечение готовности к предупреждению и пресечению актов терроризма и экстремизма, минимизации (ликвидации) их последствий, совершенствование взаимодействия сил и средств исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти для организации ситуационного реагирования на возможные террористические проявления, а также минимизации и ликвидации их последствий [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].
Правовую основу Программ составляют: Конституция РФ, соответствующие федеральные законы и указы президента, распоряжения регионального правительства [2, 17, 18, 19, 20].
Как уже упоминалось выше, в ряде муниципальных образований также были приняты подобного рода программы. Практически все программы написаны под кальку, так можно выделить программу «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования «Сели-тренский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области на 2013-2014 годы». Главная цель программы - организация анти-террористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, укрепление доверия населения к работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, администрации муниципального образования «Селитренский сельсовет», правоохранительным органам, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека - соотносится с региональной [15].
Основные задачи реализации данной Программы связаны в большей степени с культурно-просветительскими основами и направлены на формирование толерантного сознания, терпимости, духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, готовности к диалогу, преодоления ксенофобных настроений в восприятии образа «чужих».
Основные мероприятия Программы направлены на пресечение пропаганды нетерпимости и насилия, запрещение символики экстремистских групп и организаций на тер-
ритории поселения, индивидуальную работу с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды; повышение правовой грамотности населения, развитие воспитательной и просветительской работы с детьми и молодежью о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия. В информационную работу входит осуществление регулярного мониторинга печатных и электронных СМИ, Интернет-изданий и литературы, а также продуктов индустрии массовых развлечений на предмет выявления попыток разжигания расовой, этнической и религиозной вражды и ненависти и призывов к насилию, а так же популяризация литературы и средств массовой информации, адресованных детям и молодежи и ставящих своей целью воспитание в духе толерантности и патриотизма [15].
Спорным вопросом остается вопрос финансирования. Объём финансирования на два года - 20000 рублей. Местный бюджет выделяет деньги для распространения опыта проведения просветительских информационных мероприятий в учреждениях культуры по формированию толерантности и преодолению ксенофобии, проведения мероприятий для детей и молодёжи с использованием видеоматериалов по соответствующей тематике, а так же для изготовления печатных памяток и плакатов по противодействию экстремизму и терроризму.
Сегодня сложно оценить итоги всей комплексной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013-2017 годы», но можно выделить те мероприятия, которые реализуются согласно заявленным цели и задачам в 2013 году. В течение года был проведен ряд предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию экстремизму. К организации и проведению таких мероприятий привлекаются молодежные отделения национально-культурных обществ, функционирующих на территории Астраханской области. Например: в апреле 2013 года Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистан» организовала работу международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы в сфере профилактики религиозного экстремизма, вопросов сохранения межэтнического и межконфесси-онального согласия», которая стала площадкой для диалога представителей различных ветвей власти, отвечающих за религиозную политику и за противодействие экстремизму с представителями научного сообщества, правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций [1].
Министерством образования и науки Астраханской области, Центром гражданского образования ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» в системе мероприятий комплексной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013-2017 годы» с 1 марта по 30 апреля 2013 года проводился областной конкурс методических и агитационных материалов, эссе по профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде и по разъяснению основ законодательства в сфере межнациональных и межконфессио-нальных отношений.
Конкурс проводился в целях обновления урочной и внеклассной работы в образовательных учреждениях области по развитию толерантности учащихся и недопущению проявлений экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде и разработки методических материалов по разъяснению основ законодательства в сфере межнациональных и меж-конфессиональных отношений. Основными задачами конкурса было выявление и распространение лучшего педагогического опыта по проблемам организации работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде, обновление содержания и структуры воспитательной деятельности по профилактике экстремизма на основе отечественных традиций и современного опыта, развитие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства педагогических работников, создание условий для реализации идейного и творческого потенциала учащихся, формирование у подрастающего поколения надлежащего отношения к политическому, национальному и религиозному экстремизму. В номинациях конкурса «Сценарий урока и сценарий внеклассного мероприятия», «Сочинение, эссе», «Агитационный плакат (листовка)» приняли участие педагоги и учащиеся 1-11 классов образовательных учреждений Астраханской области [5].
Факультет социальных коммуникаций Астраханского государственного университета 19 ноября проводит региональную студенческую научно-практическую конференцию «Толерантность и интолерантность современной молодежи» цель, которой обобщение опыта междисциплинарных исследований толерантности в современном обществе. Основные направления работы конференции: толерантность: категориальный статус, содержание понятия, структура; история и онтология представлений о толерантности и терпимости в науке и общественной практике; толерантность и религия; социокультурные аспекты толерантности в России; технологии и методы формирования толерантности
и профилактики ксенофобии в системе образования : индивидуально-психологический
аспект; средства массовой информации как объект и субъект поликонфликтного социума; технологии и методы формирования толерантности в молодежных группах и объединениях: социально-психологический аспект; интолерантность и экстремизм; специфика межэтнической коммуникации в Астраханской области: политический аспект [16].
Для оценки эффективности противодействия молодежному экстремизму проведем также анализ целевых программ крупного мегаполиса Санкт-Петербурга, где создана и действует многоуровневая система профилактики экстремистских проявлений, в которую вовлечены все субъекты профилактики экстремизма, в том числе и органы местного самоуправления. В городе была реализована программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы», «План мероприятий по реализации государственной миграционной политики в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы». В текущем году активно выполняется принятая 23.09.2010 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (программа «Толерантность»), финансирование данной программы составляет 533960000 рублей [9].
Показательны некоторые мероприятия, входящие в план реализации Программы, ориентированы на подростков и молодежь: организация изучения культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга (Петербурговедение) в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования (1700000 руб.); организация издания материалов, освещающих общие ценности различных религий, представляющих диалог конфессий в Санкт-Петербурге (1050000 руб.); подготовка и проведение ежегодного кинофорума с показом в кинотеатрах Санкт-Петербурга картин, пропагандирующих идеи толерантности и диалога культур, а также кинолент с антифашистским содержанием (23900000 руб.); разработка и реализация детских программ и праздников этнокультурного характера с участием музеев Санкт-Петербурга (1400000 руб.); организация производства и публикации в городском журнале цикла тематических информационно-публицистических материалов, направленных на воспитание культуры толерантности, изучение многообразия национальных культур, представленных в Санкт-Петербурге, раскрытие характера российской цивилизации, расширение представ-
ления о понятии «россиянин» и группе «россияне» (3400000 руб.) [9].
Сравнительный анализ целевых Программ разных уровней (сельских поселений, районных муниципалитетов, региональных, городских) по профилактике экстремизма, показал, что в большинстве программ не учитывается возрастная дифференциация в самой группе молодежи, а также отсутствует направленность на различные группы, присутствует в основном общая профилактика, кроме того объем и серьезность подготовки заявленных мероприятий не соотносится с их запланированным финансированием.
Отличительной особенностью программ является процедура принятия: утверждаются программы в некоторых регионах исполнительной властью различных уровней (администрация муниципального образования Глажевское сельское поселение, Правительство Санкт-Петербурга, Правительство Республики Башкортостан, Кабинет министров Республики Татарстан), в некоторых законодательной (Совет депутатов Серпуховского муниципального района МО, Совет муниципального образования «Селитренский сельсовет»).
Эффективность Программ повысится, если они будут разрабатываться в трех направлениях: коррекция, диагностика и создание оптимально комфортной среды для реализации молодежью своего потенциала; оптимальное финансирование, координация работы всех структур, задействованных в реализации, в том числе и с привлечением широкой общественности. Также необходима профессиональная работа по социологическому обеспечению, широкая пропаганда и отчетность всех проектов.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психологической и социально-коррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных организаций, субкультур.
Таким образом, критериями оценки эффективности Программ могут выступать следующие основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодежной среде, имеющие комплексный характер:
1. Нормативно-правовое обеспечение си- 3. Создание системы альтернативных по-
стемы профилактики экстремизма в моло- лей, площадок для реализации потенциала
дежной среде, ориентированное на создание молодежи и ее включения в социально одо-
реальных возможностей для успешного жиз- бряемые виды деятельности.
ненного старта и самореализации молодого 4. Кадровое, организационное, финансовое
поколения. обеспечение функционирования системы про-
2. Научно-методическое и аналитическое филактики молодежного экстремизма, ориен-
обеспечение профилактики экстремизма в мо- тированное на профессиональную подготов-
лодежной среде, направление на создание тех- ку, повышение квалификации специалистов,
нологий изучения молодежного экстремизма, работающих с молодежью, в соответствии с
создание системы мониторинга динамики его особенностями современного этапа развития
изменений, разработку эффективных форм и радикальных и экстремистских проявлений в
методов профилактической работы. молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемывсферепрофилактикирелигиозного экстремизма, вопросовсохранениямежэтнического и межконфессионального согласия: материалы международной научно-практической конференции, апрель 2013 г. / Под общей редакцией доцента, к.с.н. И.С. Бочарниковой. - Астрахань: Издатель: Астраханская цифроваятипография, 2013. — 116 с.
2. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2011.-32с.
3. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. - иКЪ: http://news.rambler.ru/9621370/. (дата обращения: 18.01.2014)
4. Официальная статистика Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области. - иКЪ: http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/population.
5. Подведены итоги областного конкурса по профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде. -
иКЪ: http://minobr.astrobl.ru/press-release/podvedeny-itogi-oblastnogo-konkursa-po-profilaktike-ekstremizma-i-
1еггопгта-у. (дата обращения: 18.01.2014)
6. Постановление администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского
муниципального района Ленинградской области от 28.08.2012 г. № 60. Об утверждении Программы по противодействию экстремизму и профилактики терроризма в муниципальном образовании Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области. - иЯЪ: lenobl.ru/sites/ то.1епгоЬ1.../ро51апоу1ете_по_14__terrorizm.doc. (дата обращения: 18.01.2014)
7. Постановление администрации муниципального образования «Успенский сельсовет» от 25.08.2011 г. № 21. Об утверждении комплексной муниципальной программы: «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования «Успенский сельсовет» на 2011-2013 годы
Ахтубинский район Астраханской области» - иЯЪ: а51гоЬ1.ги/.../5Йе5/то.а51гоЬ1.../ро51апоу1ете_по_14______
terrorizm.doc. (дата обращения: 18.01.2014)
8. Постановление Правительства Астраханской области от 15.08.2012 г. № 350-П «О комплексной долгосрочной целевой программе «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013-2017 годы». -ГарантИнформационно-правовой портал. -иКЪ: http://base.garant.ru/9138226. (дата обращения: 18.01.2014)
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 года№1256 «О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность»), - иКЪ: http://www.licbb.rU/docs/reg/7.pdf. (дата обращения: 18.01.2014)
10. Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011г. № 404-П «Об областной целевой Программе профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011-2013 годы». - Гарант Информационно-правовой портал. - иКЪ: http://base.garant.ru/9138226. (дата обращения: 18.01.2014)
11. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 8.02. 2011 г № 31 Об утверждении республиканской целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы». - иКЪ: http://atk-rb.ru/anti_terrorism/prevention_of_terrorism_and_extremism/. (дата обращения: 18.01.2014)
12. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 21 декабря 2011 г. № 1043 «Об утверждении республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы». - http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/377405/. (дата обращения: 18.01.2014)
13. Постановления администрации Тамбовской области от 06.12.2011 № 1701 «Об утверждении областной целевой программы «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2012 -2015 годы».
14. Решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района МО от 21.11.2007 N 5/59 «Об утверждении комплексной муниципальной программы "Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории Серпуховского муниципального района на 2008-2010 годы». - иЯЪ: http://www.bestpravo.ru/ moskovskaya/iw-praktika/c5r.htm. (дата обращения: 18.01.2014)
15. Решение Совета муниципального образования «Селитренский сельсовет» от 22.05.2013 г № 151 «О комплексной муниципальной программе «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования «Селитренский сельсовет» Харабалинского района Астраханской
области на 2013-2014 годы». - URL: astrobl.ru/.../sites/mo.astrobl.../postanovlenie_no_14_____terrorizm.doc. (дата
обращения: 18.01.2014)
16. Студенческая научно-практическая конференция «Толерантность и интолерантность современной молодёжи» / календарь событий - URL: http://www.aspu.ru/. (дата обращения: 18.01.2014)
17. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями и дополнениями). - Гарант Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant. ги/12145028/. (дата обращения: 18.01.2014)
18. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» № 537. - Гарант Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant. ги/195521/. (дата обращения: 18.01.2014)
19. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями). - Гарант Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant. ги/12127578/. (дата обращения: 18.01.2014)
20. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). - Гарант Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant.ru/12145408/. (дата обращения: 18.01.2014)
REFERENCES
1. Actual problems in the sphere of prevention of religious extremism, issues of preservation of interethnic and interconfessional consent: materials of international scientific-practical conference, April 2013. - Astrakhan: Publisher: Astrakhan digital printing house, 2013. - 116 p.
2. The Constitution Of The Russian Federation. - M: Eksmo, 2011.-32p.
3. Methodological recommendations on prevention and counteraction of extremism in the youth environment. -Available at: http://news.rambler.ru/9621370/. (accessed 18 January 2014)
4. Official statistics Territorial body of Federal state statistics service of the Astrakhan region. - Available at: http:// astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/population. (accessed 18 January 2014)
5. Summed up the results of regional competition on the prevention of terrorism and extremism in the youth environment.
- Available at: http://minobr.astrobl.ru/press-release/podvedeny-itogi-oblastnogo-konkursa-po-profilaktike-
ekstremizma-i-terrorizma-v. (accessed 18 January 2014)
6. Decree of the administration of municipal formation Глажевское rural settlement Kirishi municipal district of
Leningrad region from 28.08.2012, № 60. On approval of the Program on combating extremism and terrorism prevention in the municipality Глажевское rural settlement Kirishi municipal district of Leningrad region. - Available at: lenobl.ru/sites/mo.lenrobl.../postanovlenie_no_14__terrorizm.doc. (accessed 18 January 2014)
7. Decree of the administration of municipal formation «the village Council» of 25.08.2011, no. 21. On approval of
complex municipal program: «Counteraction to extremism and its prevention of terrorism on the territory of the municipal entity «the assumption selsovet 2011-2013 ahtubinskiy district of Astrakhan region» - Available at: astrobl. ru/.../sites/mo.astrobl.../postanovlenie_no_14_terrorizm.doc. (accessed 18 January 2014)
8. Resolution of the Government of the Astrakhan region of 15.08.2012 № 350-P «On integrated long-term target program «Prevention of extremism and terrorism in the Astrakhan region, 2013-2017. Guarantor Information-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/9138226. (accessed 18 January 2014)
9. Decree of Saint Petersburg Government of September 23, 2010 №1256 «On the Program of harmonization of intercultural, interethnic and interconfessional relationship, nurturing the culture of tolerance in Saint-Petersburg for 2011-2015 (the program «Tolerance»).-Available at: http://www.licbb.ru/docs/reg/7.pdf. (accessed 18 January 2014)
10. Resolution of the Government of the Chelyabinsk region of 16.11.201 lr. № 404-R «About the regional target Program of prevention and counteraction of extremist manifestations in the Chelyabinsk region for 2011-2013.» Guarantor Information-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/9138226. (accessed 18 January 2014)
11. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan from 8.02. 2011 № 31 On approval of the Republic target program «Prevention of terrorism and extremism in the Republic of Bashkortostan for 2011 - 2013». - Available at: http://atk-rb.ru/anti_terrorism/prevention_of_terrorism_and_extremism/. (accessed 18 January 2014)
12. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan from December 21, 2011 № 1043 «On approving the national target program on the prevention of terrorism and extremism in the Republic of Tatarstan for 2012-2014.»-Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/377405/. (accessed 18 January 2014)
13. The order of administration of Tambov region of 06.12.2011 1701, the «On approval of the regional target program «About measures on counteraction to terrorism and extremism in 2012 - 2015».
14. The decision of Council of deputies of Serpukhov municipal district MO on 21.11.2007 N 5/59 «On approval of complex municipal "program of Counteraction to extremism and its prevention of terrorism on the territory of Serpukhov municipal district for 2008-2010». - Available at: http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/iw-praktika/ c5r.htm. (accessed 18 January 2014)
15. The decision of the Council of the municipality «Селитренский selsovet» from 22.05.2013 year № 151 «On the
complex of the municipal program «Counteraction to extremism and its prevention of terrorism on the territory of the municipal entity «Селитренский selsovet» harabalinskiy district of the Astrakhan oblast statistics for 2013-2014». -Available at: astrobl.ru/.../sites/mo.astrobl.../postanovlenie_no_14_terrorizm.doc. (accessed 18 January 2014)
16. Student scientific and practical conference «Tolerance and intolerance in modem youth» / calendar of events. -Available at: http://www.aspu.ru/. (accessed 18 January 2014)
17. Decree of the President of the Russian Federation 15.02.2006. № 116 «On measures to counter terrorism» (with changes and additions). - Garant Information-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/12145028/. (accessed 18 January 2014)
18. Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009 «The national security Strategy of the Russian Federation up to 2020» № 537. Guarantor Information-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/195521/. (accessed 18 January 2014)
19. Federal law of 25.07.2002 № 114-FZ «On counteraction to extremist activities» (with changes and additions). Guarantorlnformation-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/12127578/. (accessed 18 January 2014)
20. Federal law dated 06.03.2006 № 35-FZ «On combating terrorism» (with changes and additions). Guarantor Information-legal portal. - Available at: http://base.garant.ru/12145408/. (accessed 18 January 2014)
Информация об авторах: Information about authors:
Бочарникова Ирина Станиславовна Bocharnikova Irina Stanislavovna
(Россия, Астрахань) (Russia, Astrakhan)
Кандидат социологических наук PhD in Sociology
Доцент кафедры социологии Associate Professor ot the Department of Sociology
Астраханский государственный университет Astrakhan State University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Зубова Оксана Геннадьевна
(Россия, Москва)
Доцент, кандидат политических наук Заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой E-mail: [email protected]
Zubova Oksana Pozdnyakova
(Russia, Moscow)
Associate Professor, PhD in Politics Head of the Department of Humanitarian and Naturalscience Disciplines Moscow humanitarian Institute of a name of Е.R.Dashkova E-mail: [email protected]