Научная статья на тему 'Социально-культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде'

Социально-культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMISM PREVENTION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Алексей Владимирович

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of forming the system of interaction of subjects of socio-cultural activity is discussed. The interaction is viewed' as preventive measures against extremism and aimed at young people of Russia. The special emphasis made at the necessity of consideration the whole legal base of prevention of extremism and specifics of preventive measures held in hands of the municipal government.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

А. В. Кузьмин

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.

Ключевые слова: профилактика экстремизма, социально-культурная деятельность, местное самоуправление.

In the article the problem of forming the system of interaction of subjects of socio-cultural activity is discussed. The interaction is viewed as preventive measures against extremism and aimed at young people of Russia. The special emphasis made at the necessity of consideration the whole legal base of prevention of extremism and specifics of preventive measures held in hands of the municipal government.

Key words: extremism prevention, socio-cultural activity, municipal government.

Современная социально-культурная деятельность обладает мощным воспитательным потенциалом, который, к сожалению, еще не в полной мере востребован в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде. Это обстоятельство определяет необходимость педагогического соотнесения усилий всех заинтересованных субъектов государственного и муниципального управления, органов охраны правопорядка, представителей традиционных конфессий, институтов гражданского общества. Сущность этого процесса, на наш взгляд, наиболее полно отражается в понятии «социально-культурное взаимодействие», рассмотрению которого в контексте профилактики экстремистского поведения молодежи посвящена данная статья.

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством - в России проживает около 160 на-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 140-145

циональностей, представлены практически все основные религии мира. Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Проблема распространения экстремизма в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности.

В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур.

Российское законодательство содержит

конкретные правовые нормы, предоставляющие правоохранительным органам значительные возможности по противодействию указанным выше проявлениям экстремизма. Они содержатся в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах «О противодействии экстремистской деятельности», «О чрезвычайном положении», «О средствах массовой информации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» и некоторых других.

В контексте изучения профилактического потенциала социально-культурного взаимодействия мы опираемся на определение «экстремизма», принятое в международно-правовых и российских нормативных правовых актах. Так, наиболее полное определение экстремизма содержится в «Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)». Согласно этой конвенции, экстремизм - это «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством» (4, с. 55-66).

Экстремизм - это способ достижения различных целей путем использования радикальных методов (терроризм, массовые беспорядки, захват заложников). В связи с тем, что экстремизм - это лишь средство, он может иметь различную идеологическую ориентацию и целевую направленность, вторгаться в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные, межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические. Экстремизм тем более опасен, что является крайней фор-

мой радикализма, который в своем развитии стимулирует такие опасные для нормального существования государства и общества явления, как межрелигиозное и межнациональное противостояние, активную криминализацию общественных структур и др.

Экстремизм, являющийся одним из способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту - выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных проблем. Этим обуславливается рост популярности экстремизма в молодежной среде, привлекая молодежь на свою сторону, обещаниями различных благ в настоящем или будущем времени.

Специалисты в области противодействия экстремизму неоднократно отмечали тот факт, что факторами, ограничивающими эффективность антиэкстремистских мер, являются:

- несбалансированность силовых и профилактических (гуманитарных) мер противодействия экстремизму;

- отсутствие единой государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений на основе комплексной (многофакторной) оценки конфликтогенности регионов и отдельных населенных пунктов с цель выявления и принятия мер по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, снижения уровня напряженности, а также влияния миграционных процессов;

- недостаточная подготовленность представителей органов власти разных уровней, а также органов местного самоуправления в вопросах не только прогнозирования, но и предупреждения межэтнических противоречий и конфликтов;

- невысокий культурный и образовательный уровень в вопросах межэтнических отношений значительной части населения и прежде всего молодежи;

- деструктивная деятельность в субъектах Российской Федерации ряда экстремистских организаций и общественных движений, а также зарубежных организаций, фактическое финансирование из-за рубежа радикализации ряда национальных движений;

- слабая интенсивность диалога между общественными и национально-культурными организациями и органами власти всех уровней, прежде всего региональными и местными;

- недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в пресечении противоправных действий, межнациональных и межэтнических конфликтов на ранних стадиях;

- социально-экономическое расслоение населения, замкнутость этнических сообществ, высокая степень социально-экономических отличий от местного населения и их слабая интегрированность в общественную среду региона;

- самоустранение органов местного самоуправления от решения этнокультурных проблем;

- подчас провокативная роль ряда СМИ, а также литературы, признанной экстремистской, в развитии межэтнических и межрелигиозных противоречий, формирование устойчивых этнических стереотипов (1, с. 15-17).

Практически каждый из перечисленных факторов имеет большую и подчас определяющую социально-культурную составляющую. Общий анализ современных проявлений экстремизма показывает, что они имеют место и широкое распространение в ситуации социальной разобщённости, дезинтегрированности общества по духовно-ценностным основаниям, в том числе религиозным, этнокультурным и другим. Следовательно, можно сформулировать и ответный тезис - противодействие экстремизму оказывает хорошо интегрированный социум, в котором поддерживается высокий уровень социально-культурного взаимодействия, которое может быть интерпретировано как вариант педагогического взаимодействия.

Подчеркивая педагогическую сущность социально-культурного взаимодействия, мы должны указать на то, что проблема педагогического взаимодействия относится к так называемым «классическим» проблемам педагогической науки. В отечественной науке целостному осмыслению педагогического взаимодействия посвящены работы В.И. Загвязинского, Л.А.

Левшина, Х.Й. Лийметса и других педагогов.

Психологические компоненты педагогического взаимодействия раскрыты в трудах классикой отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также в работах их последователей (Е.И. Ильин, Р.Р. Гольдштейн, С.Н. Лысенкова, Н.Ф. Талызина, В.П. Феофилова и др.). Собственно педагогический подход к осмыслению параметров педагогического взаимодействия реализован в работах Л.К. Авраменко, Ю.К. Бабанско-го, А.К. Маркова, Ш.А. Амонашвили, В.Я. Ля-удис, Е.В. Коротаевой, В.В Рубцова, Г.А. Цу-кермана и других исследователей.

Педагогическое взаимодействие раскрывается в специальной литературе как общность сотрудничества и общения (И.А. Зимняя); триединство социального, психологического и педагогического подходов (Е.В. Коротаева); система ценностей, установок поведенческих параметров (Я.Л. Коломинский); управляемый процесс организации учебной деятельности (Х.Й. Лийметс, Ю.М. Кулюткин, Г.С. Сухобс-кая).

Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально-культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.

Важным для нас является подход, согласно которому «социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия» (5, с. 23-24). Намеченный в данном определении тезис определяет точное функциональное распределение: социально-культурная деятельность - это средство, условие, результат, а социальное взаимодействие -это цель, ориентир, социально востребованная организация отношений между отдельными группами, общностями.

Раскрывая сущность и специфику социально-культурного взаимодействия мы после-

довательно должны охарактеризовать его субъектов (участников), цели, результаты и, наконец, выявить его важнейшие системные параметры.

Субъекты социально-культурного взаимодействия - это в широком смысле не только участники творческого процесса в учреждениях культуры (так иногда трактуют социально-культурную деятельность, на наш взгляд - это явно зауженная трактовка), но и все социальные субъекты, принимающие участие в культурной жизни.

Мы полностью согласны с мнением ученых, утверждающих, что обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей, культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все - и «создатели, и потребители культурных ценностей» (Ю.Д. Красильников).

В качестве категории, связывающей ситуации и происходящие в них процессы, российский философ Э.А. Орлова предлагает принять понятие «парадигма взаимодействия». Несмотря на то, что оно относится прежде всего к форме, стратегии, тактике взаимодействия, с его помощью выделяются также и обусловливающие их факторы социокультурного порядка. По мнению Э.А. Орловой, форма и структура процесса взаимодействия определяются следующими парадигматическими основаниями:

- нормативные ориентации участников по отношению друг к другу как к партнерам; они могут быть осознанными и бессознательными, рациональными и аффективными и т.п.;

- общие намерения, относящиеся к цели взаимодействия; они задают критерии для

оценки эффективности процесса;

- ожидания участников по отношению друг к другу и к результатам взаимодействия; они задают критерии для регулирования хода процесса;

- особенности организации информационного обмена, обусловливающие степень напряженности взаимодействия (3, с. 263-264).

На этих основаниях Э.А. Орловой выделяются три общие парадигмы взаимодействия, определяющие доминирующую направленность участников: на сохранение системы взаимодействия (консолидация); на индивидуальное целедостижение без учета интересов других (конфликт); на решение задачи или проблемы (переговоры). Признавая возможность существования этой типологии, мы однако считаем, что данные доминанты не исчерпывают всего многообразия форм взаимодействия (к примеру, индивидуальная самореализация не обязательно должна сопровождаться конфликтом и противостоянием другим челнам сообщества).

Целевой компонент занимает особой место в структуре социально-культурного взаимодействия и, несомненно, определяется нормами и ценностями, общими намерениями его участников.

Под результатом социально-культурного взаимодействия мы подразумеваем, во-первых, достижение целей этого взаимодействия. Во-вторых, качественные и количественные изменения, достигаемые в процессе управляемых изменений общества и личности. В-третьих, синергетические эффекты, дополняющие совокупность результатов качественно новыми составляющими, существенно превосходящими простую сумму взаимодействующих компонентов.

В социальном плане результаты проявляются в усилении социальных связей между представителями различных социальных групп, что способствует повышению общей социальной интегрированности.

Социально-культурное взаимодействие по своей сути является взаимодействием развивающим личность, то есть педагогически ориен-

тированным взаимодействием. Поэтому личностные результаты характеризуются включением участников социально-культурного воспитания в новую для них систему мотивации, которая становится основной преградой формирования установок на экстремистское поведение - речь идет о движении от «внешних мотивов» к внутренней (вторичной) мотивации. Это способствует формированию установок толерантного сознания, направленности на продуктивное социальное взаимодействие, творческую самореализацию. Говоря о личностных результатах, необходимо отметить, что эти результаты в той или иной мере достигаются у всех участников социально-культурного взаимодействия, в то время как в традиционном педагогическом взаимодействии обычно подразумевается, что значимые изменения достигаются только у учащихся.

Характеризуя системные качества социально-культурного взаимодействия, мы считаем необходимым указать на то, что это взаимодействие определяется наличием следующих элементов: субъекты взаимодействия (участники), совместная деятельность, общение и воздействие и социокультурная среда, определяющая параметры этого взаимодействия. Наличие этих элементов и установление между ними различного рода взаимосвязей является условием для формирования целостной системы социально-культурного взаимодействия, ибо целостность определяется связями между указанными элементами, их взаимозависимостью и взаимовлиянием.

Развитие этого взаимодействия отражает динамичность системы, поскольку обусловливается последовательностью изменения содержания элементов в соответствии с изменениями в формах, средствах и методах социально-культурной деятельности.

Результаты реализации целостного и динамичного социально-культурного взаимодействия заключаются в изменении его субъектов (участников) и в повышении эффективности функционирования социальной системы (повышении социальной интеграции, консолидации социальных групп).

Негативное влияние на ситуацию с межнациональными отношениями на территории России оказывает деятельность различных националистических групп и организаций, в том числе фашистской и неонацистской направленности. По экспертным оценкам, на территории России уже действуют более 500 радикальных молодежных группировок, а количество их участников превышает 200 тыс. человек. Хуже того, более 1,5 тыс. молодых людей - представителей этих радикальных группировок, регулярно совершают нападения на людей неславянской внешности и других людей, не нравящихся им по какой-либо причине (см.: 2).

На фоне этих процессов в России, в том числе Подмосковье, в последнее время активизирует свою деятельность организация «Анти-фа», так называемые «"Красные" скины» (анархисты), задачей которой является противостояние различным движениям - всем, кто против них! А также противостояние действующему режиму, то есть государству.

Политические молодежные организации -это не весь список радикальных молодежных организаций. В России на сегодняшний день насчитывается от 3 до 5 млн. членов религиозных сект, из которых около 500 тыс. в возрасте до 18 лет, около миллиона в возрасте от 18 до 25 лет. Зависимые от секты, они легко становятся фанатичными исполнителями экстремистских правонарушений.

Все также знают о сатанинских и оккультных сектах.

Подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения. Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения.

Объективное развитие социальных процессов, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти,

органов местного самоуправления, правоохранительных органов, национальных общественных объединений по вопросам гармонизации межнациональных отношений и профилактики межэтнических конфликтов в российском обществе, определяет необходимость выработки комплекса практических мер по противодействию этническому и религиозно-политическо-

му экстремизму в Российской Федерации. Основой для этой работы может стать разрабатываемый нами социально-культурный подход, в рамках которого социально-культурное взаимодействие раскрывает свои возможности в формировании нового облика общественных отношений, духовно-ценностной консолидации российского общества.

Примечания

1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: [материалы Всероссийской научно-практической конференции] / под редакцией А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, A.M. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. - Махачкала: Лотос, 2008. - Т. I. - 608 с.

2. Колов, А. М. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму: лекция / А.М. Колов. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2о08. - 59 с.

3. Орлова, Э. А. Культурная (социальная) антропология: [учебное пособие для вузов] / Э.А. Орлова. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.

4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Международно-правовые и российские нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму: [сборник нормативных правовых документов (извлечений)] / под общ. ред. Ю.Н. Демидова; сост.: Д.Е. Горюнков, Е.В. Михайлова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - С. 55-66.

5. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Яро-шенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Н. А. Ореховская

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

В статье автор изложил теоретическое осмысление понятия «толерантность», связывая его с массовым сознанием современной российской молодежи. Представлены некоторые причины, создающие конфликтность в молодежной среде. Сделан вывод о необходимости толерантно-ориентированного образования в школах и вузах.

Ключевые слова: толерантность, массовое сознание, молодежь, экстремизм, воспитание, конфликт.

The article deals with the author's theoretical comprehension of the concept "tolerance", linking with the Russian modern youth mass consciousness. There are some origins of the conflicts in youth environment. The author draws a conclusion that we need tolerant primary, secondary and higher education.

Key words: tolerance, mass consciousness, youth, extremism, upbringing, conflict.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 145-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.