Научная статья на тему 'Профилактика экстремистского поведения молоджи в процессе социально-культурной деятельности'

Профилактика экстремистского поведения молоджи в процессе социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / EXTREMISM PREVENTIVE MAINTENANCE / WELFARE ACTIVITY / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин А. В.

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EXTREMIST BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE IN THE PROCESS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

In article the problem of formation of system of interaction of subjects of the welfare activity directed on preventive maintenance of extremism in the youth environment is considered. Necessity of complete consideration of legal base of preventive maintenance of extremism, features of the organisation of this work in the conditions of local government is accented.

Текст научной работы на тему «Профилактика экстремистского поведения молоджи в процессе социально-культурной деятельности»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 371:393.47

Kuzmin A. V. prevention of extremist behavior of young people in the process of socio-cultural activities. In

article the problem of formation of system of interaction of subjects of the welfare activity directed on preventive maintenance of extremism in the youth environment is considered. Necessity of complete consideration of legal base of preventive maintenance of extremism, features of the organisation of this work in the conditions of local government is accented.

Key words: extremism preventive maintenance, welfare activity, local government.

А.В. Кузьмин, канд. юр. наук, докторант ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Е-mail: uvd401@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема формирования системы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде. Акцентируется необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления.

Ключевые слова: профилактика экстремизма, социально-культурная деятельность, местное самоуправление.

Проблема распространения экстремизма в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности.

В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон, учитывающих социально-культурные особенности. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур, общества, всех субъектов социокультурных процессов и социально-культурной деятельности.

Деятельность по предупреждению и пресечению актов терроризма базируется на принципах и требованиях законности, регулируется правом. Особенностью его правового регулирования, является то, что в действующем законодательстве Российской Федерации нормы, регулирующие эту деятельность, рассредоточены по различным отраслям права, подзаконным и ведомственным актам. Особую роль в этом играет нормативная база предупреждения и пресечения терроризма, которая отличается неопределенностью и спецификой. Наш анализ показывает, что, во-первых, она характеризуется множеством и разно-уровневостью правовых источников, во-вторых, большинство источников имеют разную отраслевую принадлежность. Данная особенность объясняется и тем, что предупреждение и пресечение терроризма охватывает весьма обширный круг отношений самых различных субъектов и объектов, предопределяющих также широкий спектр правовых норм, регламентирующих эту деятельность.

Сегодня обоснованно признается, что уровень осуществления мер по предупреждению и своевременному пресечению тер-

рористических актов на основе действующего законодательства явно не достаточен. Основные концептуальные документы в указанной области имеют преимущественно оборонительный характер и не рассчитаны на упреждение. В силу этого, по мнению профессора А.Ф. Майдыкова, государственные институты фактически обречены на постоянное отставание от новых угроз экстремизма и терроризма [1, с. 77].

Экстремизм - это способ достижения различных целей путем использования радикальных методов (терроризм, массовые беспорядки, захват заложников).

В связи с тем, что экстремизм - это лишь средство, он может иметь различную идеологическую ориентацию и целевую направленность. Вторгается в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные, межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические.

Указанный критерий «всенацеленности» лежит в основе принятого разделения экстремизма на формы. Основными из них являются: 1) националистический (радикализм в целях защиты интересов одной нации); 2) религиозным (нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий); 3) экологический (крайние действия, направленные на незамедлительное закрытие вредных производств, вне зависимости от экономических возможностей); 4) политический (радикальная деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, нарушение прав и свобод граждан, насильственный захват либо насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности России, публичные призывы к противоправным действиям и иное применение насилия в политических целях).

Названные виды являются основными и не исчерпывают многообразия форм экстремизма. Следуя правилу «золотой се-

редины», любая крайность в той или иной мере вредна. Экстремизм тем более опасен, что является крайней формой радикализма. В своем развитии последний стимулирует такие опасные для нормального существования государства и общества явления, как межрелигиозные и межнациональные противоречия, активную криминализацию общественных структур и др.

В этой связи необходимо особо выделить общественную потребность в разработке и обосновании нового направления -социально-культурной профилактики терроризма и экстремизма. Речь идет о необходимости всестороннего исследования особой педагогической системы, интегрирующей усилия учреждений культуры и образования, правоохранительных органов, общественных организаций по формированию личностных установок и социальных норм, препятствующих распространению и закреплению ценностей и стереотипов экстремистского поведения. Это направление лишь в последнее время стало предметом специальных диссертационных исследований (Ю.А. Аку-нина, Г.М. Акунин и др.).

Реализация этой педагогической системы, которая снимает ограничения профилактического воздействия, объективно характерные для отдельных групп социальных институтов, является решающим условием для интеграции усилий государства, органов местного самоуправления и гражданского общества.

Уникальность данной системы, на наш взгляд, заключается в рассмотрении социально-культурной сферы, с одной стороны, как интеграционной основы для объединения усилий всех социальных институтов по профилактике терроризма, и, с другой, понимание этой сферы как выразителя содержательных и ценностно-смысловых компонентов, определяющих социальную, культурную, национальную идентичность личности.

В рамках современной социальной философии и философии культуры утверждается, что общество и культура суть производные совместной жизни и деятельности людей. Их формы и содержание порождаются для удовлетворения потребностей и реализации интенций ими самими, а не заданы априори. Из этого следует, что понимание процессов формирования, существования и изменения социальных и культурных целостностей, их освоения предполагает изучение социальных взаимодействий и их последствий (А.Я. Флиер, Э.А. Орлова и др.).

Опираясь на анализ работ современных теоретиков культуры, можно сделать вывод о том, что продукты социального взаимодействия составляют искусственное, т.е. неприродное окружение людей. В ходе совместной жизни и деятельности люди упорядочивают их по различным, значимым для них основаниям (полезность, удобство, доступность, экономия усилий и пр.). Совокупность этих порядков можно считать социокультурным пространством существования людей, а формы реализующихся здесь процессов определяют характер социального и культурного времени. Каждое поколение осваивает эти пространственно-временные координаты как исходную, естественную данность.

Особое внимание на так называемое пространство социально-культурного воспитания давно обратили внимание представители отечественной педагогической науки, в том числе и теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко и др.).

Взаимодействие - это одна из философских категорий, отражающих процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Отечественный философ А.Г. Спиркин справедливо указывает на то, что «взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, организация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов. Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны» [2, с. 394].

Современные педагогические исследования показывают, что совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, «на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи и определяется как взаимодействие профессиональных сообществ в решении общих задач воспитания по типу «общность - общность», а не только

«учреждение - учреждение»» [3, с. 4]. Думается, что именно первый тип взаимодействия обладает наибольшим воспитательным эффектом.

Основой для формирования концепции взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности, ориентированного на профилактику экстремистского поведения молодежи, по нашему глубокому убеждению должна стать не только правовая база, но и мощный теоретический потенциал педагогической науки.

Речь идет, прежде всего, об идеях, развернутых Н.Н. Иорданским, С.А. Каменевым, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, Е.И. Тихеевой и другими представителями так называемой «педагогики среды». Она представляла собой теоретическое обоснование и опыт разработки различных стратегий использования воспитательных возможностей среды в педагогическом процессе.

Системное социально-педагогическое развитие принцип «педагогики среды» получил в работах В.Г. Бочаровой, Б.З. Вуль-фова, Ю.Д. Красильникова, И.А. Липского, Ю.А. Стрельцова, В.Д. Семенова, М.М. Плоткина, А.Г. Хрипковой и др.

Л.И. Новикова и ее научная школа дополнили эту концепцию понятием воспитательного пространства, которое выступает результатом использования интегрированных воспитательных потенциалов отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, социального, информационного. Это пространство, где существует субъективно заданное множество связей и отношений и осуществляется деятельность различных учреждений по воспитанию личности.

Воспитательное пространство, включающее в себя культурно-образовательную среду, способную эффективно решать современные задачи воспитания, объединив социокультурные институты, выступает одним из механизмов развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях гуманизации образования (Н.М. Борытко, А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова).

При этом надо сказать, что вопросы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности хотя и являются системообразующими, изучены еще недостаточно.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей-культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социальнокультурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все - и создатели, и потребители культурных ценностей [4, с. 232].

Экстремизм, являющийся одним из реальных способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту - выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных проблем. Этим обуславливается рост популярности идей экстремизма в молодежной среде.

События последних лет свидетельствуют о существенной активизации противодействия экстремистским проявлениям. Ведь каждое из экстремистки направленных преступлений вызывает значительный общественный резонанс, обсуждается в средствах массовой информации, в национальных диаспорах, способно резко дестабилизировать ситуацию в конкретном регионе.

В ряде случаев обычная межнациональная ссора на бытовой почве может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до массовых беспорядков на межэтнической или меж-конфессиональной почве. Не будем забывать события, произошедшие в Кондопоге, Сальске, Калмыкии, события в Москве на Манежной площади и др.

И в каждом таком случае необходимо демонстрировать, что государство заняло твердую позицию по пресечению преступ-

лений совершенных по мотивам расовой, религиозной или национальной ненависти.

Для Московской области в силу особенностей её геополитического расположения, высокой концентрации производственных и научных объектов, вопрос борьбы с экстремизмом имеет особую актуальность.

В связи с упрощением порядка въезда и пребывания на территории Российской Федерации, увеличился приток мигрантов, которые, как правило, находятся на территории Московского региона на нелегальном положении.

Данная ситуация, напрямую влияет па количество совершаемых преступлений экстремисткой направленности.

И здесь необходимо остановиться на факторах, которые могут спровоцировать всплеск экстремистских проявлений в молодежной среде.

Прежде всего, негативные настроения среди населения может спровоцировать перевес мигрантов над местным населением, приоритетное предоставление рабочих мест иностранным гражданам а также мест в школах и детских садах. Необходимо также обратить внимание работодателей, предоставляющих рабочие места мигрантам из соседствующих Республик на необходимость тесного взаимодействия с уФмС и УВД в вопросах трудоустройства иностранных граждан, соблюдение миграционного законодательства.

Исходя из анализа происходящих процессов в социальных сферах и сфере миграции в 2010 году, можно сделать вывод о возможном росте на территории Московской области противоправных действий экстремистской направленности. Следует отметить, что за последние три года в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований и шествий. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций.

Так, по данным МВД России в 2010 г, на территории Российской Федерации проведено 435 несанкционированных акций. Кроме того, наметилась тенденция использования различными деструктивными силами неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, скинхедов, фанатов спортивных клубов, антиглобалистов, в том числе на финансовой основе, в массовых протестных акциях с целью дестабилизации обстановки и дискредитации органов власти. Наблюдается активизация деятельности ряда общественно политических движений, как «Солидарность», «Справедливость», а также деструктивной секты «Свидетели Иеговы». Ожидается увеличение численности участников данных организаций из-за проводимой ими агитации на территории Московской области. Кроме того, продолжается активная работа лидерами националистических группировок, связанная с распространением влияния в сфере спортивных фанатов. Данный процесс создает угрозу массовых антиобщественных проявлений.

В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009). Данный Закон внес значительные коррективы в правовое регулирование местного самоуправления в России, четко регламентировал задачи и функции органов местного самоуправления; экономические основы местного самоуправления; расширил перечень форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления и др.

Безусловно, что этот судьбоносный для страны документ не оставил без внимания вопросы профилактики терроризма и экстремизма.

Новшеством Закона, вступившего в силу с 01.01 2006, стало выделение трех видов вопросов местного значения отдельно для поселений, муниципальных районов, городских округов. Применительно к интересующему нас вопросу все три типа поселений ориентированы «на участие в профилактике террориз-

Библиографический список

ма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения», а также предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения» [5, с. 45].

Однако эти положения закона существенно ограничивает одна из главных идей, которая заложена в Законе - переход местного самоуправления на принципы самофинансирования. Именно поэтому интеграцию деятельности всех учреждений, организаций и объединений, действующих на территории можно рассматривать как действенный способ преодоления дефицита финансирования и повышения социальной эффективности профилактической работы.

Специалисты, работающие с молодежью, не готовы к управлению взаимодействием субъектов социально-культурной деятельности в рамках воспитательного пространства поселений, муниципальных районов, городских округов, в то время как именно уровень местного самоуправления является сегодня оптимальным для организации и развития взаимодействия социокультурных институтов. Он характеризуется разнообразием и множественностью субъектов, отражает социально-экономические, демографические, культурные особенности региона и его населения.

В настоящее время экстремизм является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на экономику, политику, правопорядок, социальную стабильность, будущее детей и молодежи.

Учитывая возраст большей части членов лидирующих радикальных левых, правых, националистических партий и движений, таких как: «Русское национальное единство», «Национально-большевистская партия», «Авангард красной молодежи», «Народная национальная партия», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз» - следует говорить о таком виде экстремизма, как молодежный экстремизм. Он выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Социально-культурное взаимодействие как фактор профилактической работы ориентировано на формирование в подростково-молодежной среде социально-одобряемых норм. При этом нужно признать то, что подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.

Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения там поймут, поддержат, а в дальнейшем превратят в источник доходов или преступника.

Анализ показывает, что мы должны весьма позитивно оценивать влияние взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности в профилактике экстремистского поведения в молодёжной среде. Следует подчеркнуть, что содержание и структура взаимодействия, изменение позиции его участников, способствуют дальнейшему развитию их воспитательного потенциала и повышению роли в решении воспитательных задач. Создаваемая автором педагогическая концепция профилактики экстремизма предполагает необходимость целостного рассмотрения правовой базы профилактики экстремизма, особенностей организации этой работы в условиях местного самоуправления, полноценного использования воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

В условиях значительных современных общественных изменений динамичная, вариативная, гибкая, открытая структура воспитательного пространства, сформированная на основе взаимодействия социокультурных институтов района, является реальным фактором профилактики экстремистского поведения в молодежной среде.

1. Майдыков, А.Ф. Проблемы взаимодействия европейских стран в борьбе с международным терроризмом // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом: сб. науч. статей. - М., 2003.

2. Спиркин, А.Г. Взаимодействие // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М., 2001. - Т. I.

3. Якушкина, М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: автореф. дис. ...

д-ра пед. наук. - М., 2008.

4. Киселева, Т.Г Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.

5. Якушев, А.В. Муниципальное право. - M., 2010.

Bibliography

1. Mayjdihkov, A.F. Problemih vzaimodeyjstviya evropeyjskikh stran v borjbe s mezhdunarodnihm terrorizmom // Chrezvihchayjnoe zakonodateljstvo i borjba s terrorizmom: sb. nauch. stateyj. - M., 2003.

2. Spirkin, A.G. Vzaimodeyjstvie // Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. / In-t filosofii RAN. - M., 2001. - T. I.

3. Yakushkina, M.S. Vzaimodeyjstvie sociokuljturnihkh institutov kak faktor razvitiya vospitateljnogo prostranstva: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008.

4. Kiseleva, T.G Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: uchebnik / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.

5. Yakushev, A.V. Municipaljnoe pravo. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 371.37-3(362.45)

Matsukevich O.Ju SOCIO-CULTURAL YOUNG DISABLED resocialization as a pedagogical PROCESS. The

summary: In article process of welfare resocialisation of the person which is defined as repeated mastering of social norms, values and the rules of the behaviour lost by the individual owing to social isolation or interrupted socialisation is considered. The essence of welfare resocialisation is opened, its stages are allocated. Specificity of welfare resocialisation of invalids is shown.

Key words: resocialisation, welfare resocialisation, young invalids, welfare activity.

О.Ю. Мацукевич, канд. пед наук, доц. МГУКИ, г. Москва, Е-mail: olgmats@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье рассмотрен процесс социально-культурной ресоциализации личности, который определен как повторное усвоение социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции или прерванной социализации. Раскрыта сущность социально-культурной ресоциализации, выделены её этапы. Показана специфика социально-культурной ресоциализации инвалидов.

Ключевые слова: социализация, социально-культурная социализация, молодые инвалиды, социально-культурная деятельность.

Современные процессы общественного развития, характеризующиеся чрезвычайно высоким непостоянством и динамизмом выдвигают в число приоритетных задач помощь личности, испытывающей трудности в процессе адаптации к изменениям. В этой связи особо востребованными стали технологии социально-культурной ресоциализации и соответствующее им понятие, обозначающее процесс повторного усвоения социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции или прерванной социализации.

История теоретических исследований ресоциализации насчитывает чуть более полувека. Предтечами появления понятия «ресоциализация» являются работы о дезадаптации личности и социальных групп. Одним из первых проблемами культурной дезадаптации личности, как причиной преступности начал заниматься американский ученый Т. Селлин (1938). Анализируя конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, он рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе этой теории американский социолог А. Коэн (1955) разработал концепцию субкультур в масштабе социальных групп и ценностных особенностей различных криминальных объединений, впервые указал на возможность повторной социализации.

Американскими социальными психологами А. Кенеди и Д. Кербером впервые был введен термин «ресоциализация» [1, с. 8], понимаемый как процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду: например, ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы или ресоциализация мигрантов.

С 1960-х годов проблемы «ресоциализации» теоретически разрабатываются и в нашей стране и в последнее десятилетие выполнено большое число работ, раскрывающих различные аспекты этого явления. При этом можно констатировать, что в нашей стране преимущественно рассматривается пенитенциарная ресоциализация и в очень незначительной мере изучены проявления социально-культурной ресоциализации, что заставляет прояснить её сущность и специфику.

Сегодня понятие «ресоциализация» интерпретируется достаточно широко - как «осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха» (А.С. Волович).

Например, А.М. Шевченко, в докторской диссертации, посвященной анализу социокультурной обусловленности ресоциализации дезадаптантов и девиантов, отстаивает широкое толкование ресоциализации как процесса, в который вовлечены все члены общества, находящегося в состоянии общественных изменений: «Социокультурный кризис затрудняет условия жизни

до такой степени, что требует специального комплекса мер по преодолению своих дисфункциональных последствий. Этот комплекс мер можно охарактеризовать как ресоциализацию, то есть корректировку, фактически повторное проведение многих элементов процесса социализации уже зрелых индивидов в новых общественных условиях» [2, с. 93].

Потребность в ресоциализации здесь понята как всеобщая потребность: «В отличие от частичной потребности в ресоциализации членов стабильного общества, в обществе переходного типа эта потребность носит всеобъемлющий характер и определяется изменением внешних по отношению к отдельным индивидам условий жизнедеятельности. Составляющие процесса ресоциализации по своему смыслу обратны ... составляющим социокультурного кризиса и состоят в следующем: 1) восстановлении индивидуальной и групповой социальной идентичности; 2) поиске новой идеологии; 3) восстановлении целостности нормативно-ценностной системы; 4) определении культурной ориентации; 5) адаптации образа жизни к новым социально-экономическим условиям» [2, с. 94].

Итогом этого процесса, по мнению данного исследователя, должна явиться адаптация индивидов к аномическому состоянию общества и тем самым - его преодоление и переход к новому стабильному состоянию.

Уместно указать на то, что социологический анализ, обладающий большой эвристичностью, ориентирует исследователей на выявление широкой типологии социальных явлений и процессов.

Педагогическая наука, принимая во внимание широкие типологии и обобщающие концепции, стремится к конкретизации социального и культурного воздействия применительно к конкретному человеку, рассматриваемому в качестве субъекта социального процесса, неповторимой индивидуальности, уникальной личности.

По мнению некоторых социологов, чутко улавливающих игровую природу культуры, ресоциализация представляет собой «адаптацию к радикальному изменению «правил игры» в обществе и сама имеет игровую природу, основанную на инсценировке новых культурных форм» [2, с. 123-124]. То есть, принятие индивидом правил игрового поведения в культуре, допускающих отклонение от нормы, преодоление установленных традиций и образцов поведения - мощный фактор развития и общества, и самой культуры, и личности.

Так социокультурный подход выявляет сердцевину и суть процесса культурной динамики [3] - изменчивость в культуре определяется способностью к изменениям её носителей, личностей. И такая изменчивость осуществляемая самыми разны-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.