ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УДК 378.147
МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
■п
Е. О. Черкашин
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: evgenicherkashin@ gmail.com
Evgeny O. Cherkashin
PhD (Education), Senior researcher, the Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» рассматривается с точки зрения непрерывного процесса выявления позиции школьника по отношению к труду и профессиям — профессионального самоопределения, и включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Создавая профориен-тационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение. Задача совместной деятельности педагога и ребенка — подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, сформировать образы эффективного труда и счастливого труженика, уважаемого в обществе, возможных вариантов трудового пути и перспектив его развития.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональная проба, воспитание, деятельность.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и школьников — не в раннем выборе ими профессии и направлении образования, а в подготовке
Как цитировать статью: Черкашин Е. О. Модуль «Профориентация» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С.54-61.
к такому выбору, формировании готовности. Профориентационная работа в школе становится средой самоопределения и социального становления учащегося, обеспечивая формирование его готовности к выбору и отстаиванию собственной позиции при выборе направления продолжения образования и будущей профессии. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную, волонтерскую, а также семейную составляющую такой деятельности. У обучающегося появляется возможность сформировать образы эффективного труда, оптимального трудового пути, возможных траекторий его развития. Усваивая при профориентационной работе новые для себя культурные нормы профессиональных сообществ, принимая ценности и осваивая новые для себя профессиональные и социальные роли, он осознанно или неосознанно участвует в формировании собственной позиции, то есть обеспечивает готовность к профессиональному самоопределению. Включаясь в этот процесс осознанно и целенаправленно, возлагая на себя ответственность за формирование собственной позиции по отношению к социально-профессиональному самоопределению, старшеклассник становится субъектом социального и профессионального становления. Сказанное позволяет рассматривать социально-профессиональное самоопределение старшего школьника как сознательный акт выявления, утверждения и реализации учащимся собственной позиции. Результативность социально-профессионального самоопределения обусловливается состоянием его субъекта, которое можно охарактеризовать как готовность старшеклассника к анализу, оцениванию, корректированию, утверждению и, при необходимости, пересмотру и / или выработке собственной позиции применительно к условиям конкретной проблемной ситуации в профориентационной сфере деятельности, а профориентационная деятельность рассматривается с точки зрения непрерывного процесса выявления позиции школьника по отношению к труду и профессиям — профессиональному самоопределению.
При работе с модулем «Профориентация» необходимо принимать во внимание, что профессиональное самоопределение — это многомерный, многоступенчатый процесс, который рассматривается как:
- серия задач, которые ставит общество перед личностью,— социоло-
гический подход;
- процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями общества в разделении труда, — социально-психологический подход;
- процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность,— дифференциально-психологический подход.
Педагогу желательно обладать знаниями о:
- самоопределении как ключевом механизме становления личности человека (жизненном самоопределении, отражающем цели и результаты самоопределения в социуме; личностном самоопределении, отражающем формирование личностного, смыслового и деятельност-ного компонента личности; профессиональном самоопределении, отражающем формирование личностного отношения к профессиональной деятельности и способам самореализации в ней);
- внутренних и внешних условиях самоопределения (осознание своих потребностей, мотивов и их сформированности; индивидуально-психологических особенностях личности; знаниях, умениях и навыках; содержании, условиях, специфике профессиональной или учебной деятельности; влиянии на личность социума, коллектива, семьи и т.д.);
- содержательной характеристике профессионального самоопределения (ориентация в мире профессий и понимание направлений его развития; определение профессиональных целей; наличие практического опыта, помогающего сделать профессиональный выбор, и т.д.).
Не менее важна и готовность педагога к деятельности по поддержке профессионального самоопределения обучающихся в процессе реализации модуля «Профориентация», к которой можно отнести готовность:
- к профориентационно значимому взаимодействию с обучающимся, включающему готовность оказывать обучающемуся помощь в приобретении и рефлексивном осмыслении профориентационно значимого опыта;
- оказывать обучающемуся помощь в принятии решения;
- оказывать обучающемуся помощь в проектировании профессионально-образовательного маршрута и работе с профориентаци-
онно значимой информацией;
- выстраивать профориентационно значимое взаимодействие с представителями территориального профессионально-производственного и социокультурного окружения, включающее оценку готовности потенциальных партнеров к решению задач поддержки профессионального самоопределения обучающихся и состояние их ресурсов и инструментов.
Необходимо более подробно остановиться и на примерном перечне видов и форм совместной деятельности педагога и школьника, которые могут использоваться в работе школы и имеют большой профориента-ционный потенциал.
Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего (профориентационный урок, профориента-ционная беседа). На этих занятиях могут обсуждаться темы: «Профессии наших родителей, бабушек и дедушек», «Профессии по дороге в школу» (в 7-х классах); «Кто я и что могу?», «Профессии нашего города» (в 8-х классах); «Выбираем жизненный путь», «Профессии будущего» (в 9-х классах).
Профориентация в игровом формате: увеличение доли практико-ориентированных методов, использование игровых методов, привлечение методов М^огЫЗкПк, симуляции, профориентационные деловые игры, профориентационные квесты, активизирующие опросники, бланковые игры, ценностно-смысловые опросники, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять позицию), виртуальные кабинеты профориентации. Все это способствует появлению у старшеклассника собственного опыта через максимальное приближение к реальным бизнес-процессам, погружение в них и последующее обсуждение полученного результата, расширяет знания школьников о типах профессий, способах их выбора, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности. В качестве примера проекта, аккумулирующего в себе как онлайн-, так и офлайн-методики, с последующим сопровождением полученного профориентационно значимого результата можно привести проект «Билет в будущее». Он состоит из трех блоков:
- онлайн-диагностики (уровень осознанности, личные качества и знакомство с миром профессий), после каждого этапа тестирования участники получают обратную связь и персональные рекомендации; даются рекомендации по траектории дальнейшего развития;
- профессиональных проб (фестивали, профессиональные маршруты, конкурсы лучших практик, мастер-классы, хакатоны и т.д.). Результатом профпробы является выполнение практического задания, работа с оборудованием и программным обеспечением. Местом проведения выступают сертифицированные колледжи, ЦМИТы, кванториумы;
- последующего сопровождения (поддержка сообщества наставников с обязательной обратной связью).
Отдельно необходимо подробнее остановиться на таком формате профориентационной работы, как профессиональные пробы. Для эффективного использования данной формы профориентационной работы педагогу желательно получить знания о:
- классификации профессиональных проб по возрасту, последовательности проведения;
- их особенностях (диагностический, развивающий характер пробы, при выполнении которой на каждом этапе осуществляется диагностика (ПВК) и происходит постепенное усложнение выполняемых заданий; системообразующий фактор профессиональной пробы, при выполнении которой у школьника объединяются знания о профессиональных и психологических особенностях деятельности в выбранной профессиональной сфере, его собственные представления, ожидания и понимание индивидуальных психологических качеств, появившееся после прохождения профессиональной пробы);
- формах и сочетаниях (имитационно-деловые игры, задания, имеющие исследовательский характер, элементы агро- и зоотехнических действий и т.д.);
- возможном содержании профессиональных проб, вариантах моделирования профессиональной деятельности, педагогических условиях проведения профессиональных проб;
- трех этапах профессиональной пробы: вводно-ознакомительном (выявление интересов, увлечений, отношений к различным сферам деятельности у школьников посредством анкет, опросников и бесед); подготовительном (сбор и анализ информации о знаниях и умениях учащихся в той области профессиональной деятельности, в которой проводится проба, предоставление обучающемуся теоретических знаний и представлений о той сфере деятельности, в которой он собирается выполнять профессиональную пробу);
исполнительском (моделирование основных характеристик вида деятельности посредством выполнения комплекса теоретических и практических заданий);
- педагогических условиях проведения профессиональных проб (диагностическое тестирование, выявление профессиональных намерений, ознакомление с содержанием профессиональной деятельности в сфере проведения пробы и т.д.);
- технологическом, ситуативном и функциональном компоненте профессиональных проб (характеризующем операционную часть профессии, воспроизводящем содержательную сторону профессиональной деятельности и отражающем динамическую часть профессиональной деятельности);
- выполнении профессиональных проб, выборе объекта профессиональной пробы, условиях выполнения, затруднениях, уровнях сложности профессиональных проб и психологической поддержке учащихся;
- критериях выбора объекта профессиональной пробы (наличие ярко выраженных особенностей сферы деятельности; доступность для выполнения обучающимися в зависимости от их возраста; безопасность для здоровья и т.д.);
- организационно-педагогических условиях выполнения профессиональных проб (ориентация на интересы, запросы, предпочтения обучающихся; корреляция сложности задания с готовностью обучающихся к их выполнению; сопровождение и корректировка процесса выполнения обучающимися профессиональной пробы; наличие материально-технической базы);
- трех уровнях сложности выполнения профессиональной пробы (первый — исполнительский, второй — с элементами творчества и вариантами самостоятельного решения заданий, третий — с самостоятельным решением задания, включающим планирование, принятие решений, анализ и самооценку результатов деятельности);
- затруднениях, возникающих при выполнении профессиональных проб (нарушение алгоритма выполнения операций; неполное понимание содержания технологии выполнения заданий; неверное использование приспособлений и инструментов, включая программные; игнорирование правил безопасной работы и т.д.);
- методике диагностирования профессионально важных качеств
в процессе проведения профессиональных проб (определение уровня сложности при подборе профессиональной пробы, прогнозирование хода и этапов выполнения профессиональной пробы);
- психологической поддержке и возрастных психологических особенностях учащихся (характеристика младшего школьного возраста (6-10 лет), подросткового (10-15 лет), юношеского (15-17 лет) [1].
Оптимальными для эффективного формирования профессиональной ориентации школьников могли бы стать следующие виды деятельности:
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение выставок тематики «Образование и карьера», ярмарок профессий, тематических профориентационных парков («КидБург», «Мастерславль», «Кидзания», «ФэнтазиГрад», «КидСпейс» и т.д.), профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- профориентационые стажировки в России и за рубежом, волонтерские профориентационные программы, профориентационные тренинги;
- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха проф-ориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий (Атлас новых профессий Ьйр^МкзЮО. ги; Банк интерактивных профессиограмм http://prof.eduprof.ru; Иннометрика https://innometrica.pro; Мой ориентир http://мой-ори-ентир.рф; Навигатум https://www.navigatum.ru/czn.html; Поступи. онлайн https://postupi.online; ПроеКТОриЯ http://proektoria.online; ПрофВыбор.ру http://www.profvibor.ru; Профилум https://profilum. га; Профориентатор.ру https://proforientator.ru; Учеба.ру https://www. ucheba.ru; ФоксФорд https://foxford.ru; Центр занятости молодежи города Москвы https://czmol.ru; Intalent.pro http://intalent.pro);
- прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
- прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и на-
правлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы или в рамках курсов дополнительного образования.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «<Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
Литература
1. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. , Лернер П. С. и др. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5-11 классов / под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Академия: Московские учебники», 2011. 192 с.
CAREER GUIDANCE MODULE
Joint activity of teachers and students in the direction of "career guidance" is considered in terms of the continuous process of identifying the student's position in relation to work and professions — professional self-determination and includes professional enlightenment of schoolchildren; diagnostics and counseling on career guidance problems, organization of professional trials ofschoolchildren. Creating professionally significant problematic situations, that shape the student's willingness to choose, the teacher actualizes his professional self-determination. The task of the joint activity of the teacher and the child is to prepare the student for the conscious choice of his future professional activity, to form images of effective work and a happy worker respected in society, possible options for the labor path and prospects for his development.
Keywords: professional self-determination, career guidance, professional trials, upbringing, activity.
References
• Chistyakova S. N., Rodichev N. F. , Lerner P. S. i dr. Professional'nye proby. Tekhnologiya i metodika prove-deniya: metodicheskoe posobie dlya uchitelej 5-11 klassov / pod red. S. N. Chistyakovoj. M.: Akademiya: Moskovskie uchebniki», 2011. 192 s..