ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201033 2020, № 05 (май) УДК 37.047
Современные методы профориентационной работы
как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут
Декина Елена Викторовна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
kmppedagogika@yandex.ru
Шалагинова Ксения Сергеевна2
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
shalaginvaksenija99@yandex.ru
Аннотация. Статья направлена на анализ и совершенствование существующих практик профориентации. Сегодня меняется ребенок, мир профессий, общество, претерпевают изменения профессионально важные качества, что ведет за собой необходимость обоснования, наполнения новым содержанием технологий профессионального самоопределения. Цель статьи - анализ современных методов профориентационной работы в подростковом и юношеском возрасте, оценка эффективности программ подготовки учащихся к осознанному выбору профессии в постоянно усложняющихся и расширяющихся условиях жизни. Авторы отмечают важность формирования готовности к осознанному и самостоятельному построению персонального образовательно-профессионального маршрута, активного включения обучающихся, их родителей в процесс самоопределения. Рассматриваются основные методы профориентации: информационные, активизирующие, развивающие, диагностико-консульта-ционные. Целевая категория исследования - обучающиеся 7-9-х классов. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент). Актуальной является разработка предложений по совершенствованию системы современной профориентации. В результате переосмысления новых подходов к профориентации авторы акцентируют внимание на подготовке специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и реализации образовательно-профессионального маршрута. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования новых средств и содержания профессионального самоопределения. Исследование отвечает на важный вызов современности - создание системы профессионального самоопределения учащихся и профессионального роста специалистов. Материалы статьи могут быть использованы студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений подготовки, исследователями и практиками, занимающимися вопросами профориентационной работы, организации психологической помощи обучающимся.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, образовательно-профессиональный маршрут, методы профориентации, профориентационная программа.
Поступила в редакцию Received 27.03.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.04.20
Принята к публикации Accepted for publication 20.04.20 Опубликована Published 31.05.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия
2 Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия
Введение
Профориентация обучающихся - приоритетная государственная задача. В настоящий момент обучающиеся включены в разнообразные профориентационные форматы: от профориентационных тестов, которые проходят большинство обучающихся, до экскурсий на предприятия, кружков, профориентационных программ, включения в профориентационное направление добровольческой деятельности, Российское движение школьников и т. д.
В. В. Путин определяет важные задачи в профориентационном направлении, обращая внимание на выстраивание системы современной профориентации, на раннюю профориентацию, миссию педагога в определении склонностей ученика и помощи ему развиться в том направлении, где он демонстрирует способности.
С 2018 года реализуется проект «Билет в будущее» с целью формирования осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории. Проект направлен на обучающихся 6-11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект предполагает, с одной стороны, практическое погружение в профессию с помощью профессиональных проб, квестов, мастер-классов, фестивалей профессий, которые помогают обучающемуся определиться с выбором профессии, выстроить индивидуальную профессиональную траекторию; с другой стороны, подготовку вожатых, волонтеров, педагогов-навигаторов к организации профориентационных мероприятий. Профессиональная проба обеспечивает погружение обучающихся в специально смоделированную профессиональную среду, предполагает выполнение заданий, связанных с определенной профессией и т. д.
У обучающихся вызывают интерес профессиональные пробы по различным профессиональным компетенциям: предпринимательство, промышленный дизайн, веб-дизайн, информационная безопасность, интернет вещей, электроника, ландшафтный дизайн, ветеринария, преподавание в младших классах, робототехника и др. Практической значимостью участия в профориентационных мероприятиях проекта «Билет в будущее» является получение рекомендаций по выбору дальнейшей профессиональной траектории.
Для студентов реализуется проект «Профстажировка», в рамках которого студент может представить результаты исследования, разработанные программы и проекты и получить приглашение на стажировку с последующим трудоустройством. Будущий специалист имеет возможность апробировать свои инновации на базе конкретного учреждения, работать под руководством опытного наставника. Таким образом, выстраивание индивидуальной образовательной траектории осуществляется совместно с педагогом-навигатором с использованием возможностей образовательной среды (общее образование, профориентационные мероприятия и т. д.).
Актуальность исследования, во-первых, связана с дефицитом современных профориентационных технологий, диагностического инструментария. Например, в 2019 году Роструд запустил бесплатный сервис по профориентированию. В одном из вопросов теста подростку предлагают выбрать профессию, которая привлекает с точки зрения престижности. Варианты ответа: агроном-семеновод; председатель колхоза. Проблема заключается и в том, что в результате тестирования обучающегося полученный результат не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. Во-вторых, очень быстро меняется мир профессий.
В настоящее время создан атлас актуальных профессий, постоянно обновляется список востребованных профессий, профессий, в которых роботы не смогут полно-
стью заменить человека, и т. д. При организации профориентационных мероприятий педагогам и психологам необходимо ориентироваться на современную информацию, обсуждать профессии, которые актуальны в настоящее время, которые будут востребованы через определенное количество времени и т. д.
Например, в 2020-2025 году для девушек данный список выглядит так: игропе-дагог, логопед-дефектолог, наномедик, психолог, дизайнер, модельер, косметолог и т. д.; для юношей существует свой список востребованных профессий в сферах военно-промышленного комплекса, космической отрасли, киберпротезирования, инженерного дела, строительства и т. д. А. Г. Асмолов о профессиях будущего: «Ставка на творчество, ставка на воображение и ставка на развитие личности» [1].
В-третьих, меняется и сам обучающийся, соответственно, должны меняться и используемые профориентационные технологии. Почти 70% школьников, опрошенных в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее», не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации. Реализация проекта «Билет в будущее» показала, что в основном используются следующие формы: профориентационные тестирования, встречи с представителями вузов и колледжей, классные часы по профориентации. Необходимо учитывать, что у современных детей имеет место зависимость от цифровых технологий, есть трудности в установлении прямого контакта с людьми и т. д.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Анализ основных подходов и концепций зарубежных исследователей позволяет утверждать, что западные исследователи в профессиональном самоопределении видят, как сейчас принято говорить, ресурс, потенциал и одновременно стимул индивидуально-личностного развития. Анализируя пути и механизмы саморазвития, ученые делают акцент на индивидуальных отличиях, необходимости их всестороннего изучения, начиная с раннего детства, и создания для этого необходимых условий. А. Маслоу, рассматривая самоактуализацию как вершину предложенной им пирамиды потребностей, в своей концепции профессионального самоопределения эту же дефиницию рассматривает как стремление человека самосовершенствоваться, что, в свою очередь, видится возможным преимущественно в трудовой деятельности, в том числе «через увлеченность работой реализовать себя в значимом деле» [2]. Г. Олпорт в своих исследованиях делает акцент на потребности в достижении новых вершин, постоянном развитии и совершенствовании, рассматривая их как основное условие человеческой активности [3]. Д. Холланд - автор профориентационной методики - утверждает принадлежность большинства оптантов к одному из шести типов личности, описанных ученым. Выбор профессии, соответствующей типу личности, во многом является залогом и успехом профессиональных достижений и карьерного роста [4]. Э. Гинцберг подходит к проблеме профессионального развития с позиции динамики, рассматривает его как длительный процесс, предполагающий принятие профессиональных жизненно важных решений, возможность компромисса внешних и внутренних факторов. В качестве основных внутренних факторов выступают престиж профессии, особенности рынка труда и профессий, главным внутренним фактором являются индивидуальные особенности личности [5]. Д. Сьюпер, говоря о профессиональном самоопределении, разделяет позицию, близкую к описанной выше, вводя понятие личностной Я-концепции. Соотнесение собственного опыта, личностных особенностей с социальными требованиями и условиями ученый рассматривает как важнейший механизм профессионального развития [6].
Профессиональное самоопределение отечественными учеными рассматривается как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; процесс и результат формирования у подростка готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута. Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональное самоопределение как «определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе» [7], А. К. Маркова профессиональное самоопределение связывает с определением человека себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма [8], Е. А. Климов профессиональное самоопределение соотносит с «самоориентированием» учащегося [9], Н. С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности» [10], Л. М. Митина профессиональное самоопределение характеризует как проявление психического развития человека в процессе профессионализации [11].
Профориентация перестает быть отдельным эпизодическим мероприятием в школе. Появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которому ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься, т. е. выстроить свой персональный образовательно-профессиональный маршрут. Таким образом, появляется потребность в организации психолого-педагогической поддержки обучающегося на пути выстраивания образовательно-профессионального маршрута. О. С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как особую сферу деятельности педагога, направленную на стимулирование самостановления ребенка как индивидуальности [12]. Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, развивая подход О. С. Газмана, определяют педагогическую поддержку как педагогическую деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей [13]. Психолого-педагогическую поддержку можно определить как систему психолого-педагогической деятельности, создающей условия для выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории, которая рассматривается как путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемый участником совместно с педагогом с использованием возможностей образовательной среды [14] (профориентационные программы и проекты, профессиональные соревнования, профессиональные пробы, стажировки и т. д.). При этом важна актуализация процесса самопознания; создание ситуаций, в которых можно «попробовать себя» в различных видах деятельности, поддержка и развитие полезных инициатив; включение обучающегося в будущую профессиональную деятельность, предполагающую конкретные практики; оказание помощи в обозначении направлений своего саморазвития.
Е. И. Исаев отмечает, что учебная деятельность на средней и старшей ступенях школы приобретает «формы проектной и собственно исследовательской деятельности» [15]. Именно эти формы деятельности отвечают логике развития человека на этапе подросткового возраста и ранней юности. Интерес у подростков вызывает исследовательская работа, проектная деятельность, учебное экспериментирование, совместная научная работа с преподавателем и т. д. Для старшеклассника значительную помощь в выборе профессии может оказать индивидуальный образовательный маршрут, деятельность по формированию профессионального самоопределения («проба себя», участие в олимпиадах и конкурсах, добровольческой деятельности и др.).
Например, направление «Популяризация профессий» Российского движения школьников предполагает организацию и проведение интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, поддержку и развитие детских проектов и т. д. Добровольчество позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Активное участие в добровольческой деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; коммуникативные способности; самоорганизация; инициативность и др.
Современные исследователи Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, О. В. Закревская делают акцент на необходимости формирования у современных подростков ценностей и смыслов, связанных с будущей профессией, и соотнесения их с профессиональными интересами и направленностью. Именно соотнесение ценностей и смыслов с профессиональными интересами, склонностями, по мнению исследователей, выступает основой профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте [16]. В продолжение рассматриваемой проблемы Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков смещают акцент исследований на студенческий возраст, говоря о важности формирования у студентов - будущих специалистов конкурентоспособности. Мы разделяем положение авторов о необходимости учета не только совокупности профессиональных и социально значимых личностных характеристик каждого студента, но и гендерной специфики личностного компонента в структуре карьерного потенциала. Более высокие показатели юношей по сравнению с девушками в развитии ряда параметров мотивационной, регулятивной и эмоциональной характеристик личностного компонента требуют учета при разработке технологий профориентационной работы и могут рассматриваться наряду с описанными выше как условие повышения проектирования эффективности индивидуального карьерного пути будущего специалиста [17].
В настоящее время ведется активный поиск эффективных методов и технологий профориентационной работы, особое внимание уделяется разработке нового диагностического инструментария, отвечающего современным требованиям. Е. В. Мял-киной, Е. П. Седых проведено исследование, позволившее теоретически обосновать и разработать компьютеризированную методику «Страна профессионалов» для учащихся 8-9-х классов. Авторам удалось учесть особенности современных подростков, сделать акцент не только на актуальных, но и потенциальных способностях и создать онлайн-профориентатор, позволяющий учащимся получать цифровую информацию о своих специальных способностях. Кроме того, исследователи подчеркивают важность формирования у оптантов умений, позволяющих не только использовать результаты диагностики, но и грамотно соотносить собственные индивидуальные особенности с системой требований, предъявляемой конкретной профессией [18].
Профессиональная ориентация в настоящее время приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека и включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Основными формами профориентационной работы являются аудиторные (про-фориентационные уроки «Мир профессий», семинары, экскурсии, классные часы, встречи со специалистами, профориентационные занятия и т. д.) и внеаудиторные (профориентационные проекты, дни открытых дверей, конкурсы профессий и т. д.) [19].
Методологическая база исследования
Несмотря на масштабность проводимых профориентационных мероприятий в настоящее время, собственный опыт работы со школьниками и их родителями, студентами, стажерами, анализ сложившейся практики позволил нам в рамках нашего исследования наметить несколько проблемные участки, на которые необходимо в настоящее время обратить особое внимание.
Прежде всего, речь касается ситуаций, когда учащиеся 7-8-х классов выбирают профиль обучения, определяя свою дальнейшую профессиональную направленность, и ситуаций, когда учащиеся 9-х классов оказываются в ситуации принятия решения относительно «дисциплин по выбору на ОГЭ». В своем исследовании мы разделяем положение о том, что профильное обучение, направленное на раскрытие навыков каждого учащегося, позволяет выстроить индивидуальный образовательный путь с учетом индивидуально-личностного развития ученика [20].
Огромное количество весьма успешных подростков оказываются элементарно неготовыми к принятию столь важного и ответственного решения, начинают «метаться» между разными профилями, поступают интуитивно, под влиянием стереотипов, не учитывают собственные интересы, поддаются влиянию близких и т. д. Причин, объясняющих подобное положение дел, несколько: социальная незрелость, неготовность к самостоятельному принятию решений; неадекватный уровень притязаний и самооценки, незнание и неправильное понимание своих возможностей; отсутствие, спонтанность или фрагментарность профессиональной информации, неумение систематизировать эту информацию.
В силу вышесказанного на современном этапе встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. Помощь обучающимся в выборе профессии требует специальных психодиагностических действий, включая получение знаний о себе и современном мире профессий, дальнейшее соотнесение данных знаний и пробу себя в будущей профессии [21].
Основная задача психологического сопровождения профильного образования в школе связана с созданием психолого-педагогических условий, стимулирующих осознанный выбор профессии.
При разработке программ, направленных на подготовку учащихся к осознанному выбору профессии, применялись следующие методы профориентационной работы: информационный, активизирующий, развивающий, диагностико-консульта-ционный. Так, информационный метод использовался с целью обеспечения разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, о рынке труда, о том, как планировать свою карьеру. К информационным методам можно отнести дни открытых дверей, встречи со специалистами, представителями вузов, профориентационные семинары, анализ сайтов образовательных организаций, описание профессий и т. д. Активизирующий метод в профориентации применялся с целью формирования внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального пути. Например, «проба себя» в определенном профориентационном направлении добровольческой деятельности, Российском движении школьников, активизирующие опросники, настольные игры, анализ кейсов, профориентационный проект «Задай вопрос выпускнику» и т. д. Развивающий метод важен для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией. Например, профориентационные тре-
нинги, игра, мастер-классы, обучающие консультации и т. д. Анкетирование, тестирование, профориентационное консультирование использовалось в рамках диагно-стико-консультационных методов с целью установления соответствия подростка-старшеклассника тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей человека и требований к профессиям.
Психологическая работа стимулирует развитие личности, выделяет индивидуальные сильные и слабые стороны, намечает реальные шаги к успеху.
Выборку исследования составили 125 учащихся центров образования Тулы и Тульской области в возрасте 12-14 лет.
Диагностический инструментарий представлен следующими методиками: анкета «Типы интеллекта» Г. Гарднера; дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова; опросник профессиональной готовности Е. А. Климова; методика Л. А. Йовайши.
При выборе методик мы старались учитывать положительную оценку применения, надежность, валидность методики; доступность методик для участников исследования; возможность качественного и количественного анализа полученных результатов.
Результаты исследования
Результаты исследования по методике дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики семиклассников по дифференциально-диагностическому опроснику Е. А. Климова
№ Ф. И. О. Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х
1 Елена П. 2 3 5 4 6
2 Николай Н. 0 6 5 5 4
3 Анастасия В. 2 2 5 4 7
4 Дмитрий В. 6 5 4 4 1
5 Дарья Д. 4 1 5 3 7
6 Екатерина С. 3 2 7 3 5
7 Владимир С. 6 4 3 4 3
8 Александр Т. 0 6 5 5 4
9 Анна В. 4 5 6 0 5
10 Роман М. 4 4 5 3 4
11 Егор Д. 3 7 3 4 3
12 Людмила К. 3 3 5 3 6
13 Татьяна З. 4 3 5 6 1
14 Юлия С. 4 4 5 3 4
15 Анна В. 3 3 5 7 2
Исходя из данных табл. 1, учащимся под номерами 4 и 7 следует выбирать профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Профессии типа «человек - техника» определили для себя подростки под номерами 2, 8 и 11, что составило 20% выборки, речь идет о технических профессиях. Респондентам под номерами 6, 9, 10 и 14 следует рассмотреть сферу деятельности «человек - человек», связанную с обслуживанием людей, с общением. Для профессий типа «человек - знаковая система» (подростки под номерами 13 и 15) рассматривается профессиональная ниша, связанная с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. 40% всех испытуемых - представители профессий типа «человек - художественный образ» (респонденты под номерами 1, 3, 5, 9, 12 и 14).
Опросник профессиональной готовности Е. А. Климова выявляет направленность на одну из пяти сфер профессиональной деятельности. Использование опросника, на наш взгляд, весьма оправданно, дабы получить подтверждение в предыдущем выборе подростков. Данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты исследования подростков по опроснику профессиональной готовности Е. А. Климова
№ Ф. И. О. Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х
1 Елена П. 2 3 5 4 6
2 Николай Н. 0 6 5 5 4
3 Анастасия В. 2 2 5 6 5
4 Дмитрий В. 6 5 4 4 1
5 Дарья Д. 4 1 5 3 7
6 Екатерина С. 3 2 7 3 5
7 Владимир С. 6 4 3 4 4
8 Александр Т. 0 6 5 5 4
9 Анна В. 4 6 5 1 4
10 Роман М. 4 4 5 3 4
11 Егор Д. 3 7 3 4 3
12 Людмила К. 3 3 5 3 6
13 Татьяна З. 4 3 6 6 1
14 Юлия С. 4 4 5 2 5
15 Анна В. 3 3 5 7 2
Как видим, результаты практически те же, небольшие изменения в группе профессий «человек - техника» (27% учащихся вместо 20%, что выявилось в методике ДДО Е. А. Климова) и «человек - знаковая система (20% вместо 13%). В остальном показатели идентичны с предыдущим тестом. Данные, полученные с помощью этой методики, с одной стороны, позволяют говорить о том, что есть определенные тенденции в профессиональной направленности, с другой - по результатам первых двух методик получено значительное количество подростков, которых следует отнести к категории «неопределившихся».
Перейдем к анализу результатов анкетирования по методике Л. А. Йовайши.
Таблица 3
Результаты исследования по методике Л.А. Йовайши
№ Ф. И. О. Склонность
1 Елена П. Склонность к эстетике и искусству
2 Николай Н. Склонность к работе на производстве
3 Анастасия В. Склонность к подвижным видам деятельности
4 Дмитрий В. Склонность к подвижным видам деятельности
5 Дарья Д. Склонность к эстетике и искусству
6 Екатерина С. Склонность к работе с людьми
7 Владимир С. Склонность к подвижным видам деятельности
8 Александр Т. Склонность к работе умственного характера
9 Анна В. Склонность к подвижным видам деятельности
10 Роман М. Склонность к работе с людьми
11 Егор Д. Склонность к работе на производстве
12 Людмила К. Склонность к эстетике и искусству
13 Татьяна З. Склонность к работе с людьми
14 Юлия С. Склонность к работе с людьми
15 Анна В. Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности
Результаты исследования учащихся по методике Л. А. Йовайши для выявления склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности показали, что склонность к работе с людьми выявилась у учащихся под номером 6, 10, 13 и 14. Испытуемым данной категории следует рассмотреть для себя профессии следующего характера: педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог и др. Склонность к работе на производстве у номеров 2 и 11. Практическое изготовление и производство чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем - работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа механик, слесарь, строитель, электрик и т. д. Склонность к подвижным видам деятельности у номеров 3, 4, 7 и 9. Возможные профессии: спортивные, военные профессии, каскадеры и т. д. Склонность к эстетике и искусству выявлена у учащихся под номерами 1, 5 и 12. Данным подросткам стоит обратить внимание на профессии, связанные с творчеством (актеры, художники). Склонность к работе умственного характера выявилась у учащегося под номером 8. Речь идет о различных видах работ, связанных с изучением, исследованием, получением новых знаний, требующих абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации. Склонность к планово-экономическим видам работ ярко выражена у респондента под номером 15. Возможные профессии: бухгалтер, экономист и т. д.
Результаты анкеты по типам интеллекта Г. Гарднера представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты анкеты по типам интеллекта Г. Гарднера
Типы интеллекта 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Лингвистический 2 4 4 3 2
Математико-логический 2 6 4 2 1
Визуально-пространственный 2 4 4 3 2
Музыкальный 0 3 6 4 2
Межличностный 2 3 5 3 2
Внутриличностный 2 4 5 3 1
Кинестетический 2 4 5 3 1
Как видно из табл. 4, по 4 балла набрали по каждой категории максимум два человека, это говорит о том, что у подростков отсутствуют четкие предпочтения о выборе направления подготовки. Довольно большое число обучающихся набрали по 1-2 балла, что свидетельствует об отсутствии у порядка 80% респондентов четкой выраженности интереса к той или иной профессии или направленности. Практически половина подростков, участвующих в исследовании (в ситуации выбора профиля обучения), не готова сделать профессиональный выбор и имеет фрагментарное знание о мире профессий, что актуализирует необходимость организации профориентационной работы.
Предлагаемая нами программа по психологическому сопровождению семиклассников в период выбора профиля обучения предполагает участие социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, задача которых - познакомить учащихся с различными видами труда и профессиями; изучить склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, сформировать у школьников общественно значимые мотивы выбора профессии, личностные качества, помогающие им самостоятельно принять решение о профессиональном самоопределении. Для подростков разработана программа развивающих профориентационных занятий, цель которой - создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и
сознательному выбору варианта будущего обучения. Задачи программы: повысить знания подростков о мире профессий, содержании разных видов профессий, создать условия для самопознания, умения адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, соотносить их с требованиями профессиональной деятельности и т. п.
В табл. 5 представим фрагмент содержания программы.
Таблица 5
Фрагмент содержания программы по психологическому сопровождению семиклассников в период выбора профиля обучения
№ п/п Цель Содержание Оборудование
1 Познакомить участников с понятием «способности», их ролью в жизни и профессиональной деятельности Организационная часть: приветствие; профориентационная игра «Страна профессий». Основная часть: «Палитра ваших способностей»; беседа о способностях. Рефлексия: «Древо чувств» Бумага, ручки, классная доска, мел, дерево и разноцветные яблоки (распечатанные)
2 Знакомство с навыками самопрезентации; формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения Организационная часть: приветствие, игра «Спящий город». Основная часть: стратегии самопрезентации; ролевая игра «Интервью». Рефлексия: «Если бы... , я стал бы...» Бумага, ручки, классная доска, мел. Таблицы «Стратегии самопрезентации», «Деловые качества»
3 Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками Организационная часть: приветствие; игра «Азбука профессий». Основная часть: упражнения «Лучший мотив», «Советчик». Рефлексия: вопросы, требующие многовариантных ответов Бумага, ручки, классная доска, мел. Бланк для упражнения «Советчик»
4 Обучение стратегии выбора. Повысить готовность участников устанавливать приоритеты при планировании своей жизни и карьерных перспектив, а также их готовность соотносить свои цели и карьерные возможности Организационная часть: приветствие; упражнение «Отгадай профессию». Основная часть: упражнения «Стратегия профессионального выбора»; «Твои перспективы»; «5 шагов». Рефлексия: вопросы, требующие многовариантных ответов Бумага, ручки, классная доска, мел, карандаши, листы формата А4
Относительно ситуации с выбором предметов девятиклассниками в 2019/2020 учебном году, основанием получения аттестата является успешная сдача ГИА-9 по четырем учебным предметам - обязательным и по выбору. При этом в случае получения неудовлетворительных результатов можно будет пересдать экзамен не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору). Между тем выбор предметов девятиклассниками и их родителями происходит
достаточно болезненно. Причин тому несколько: недостаточный практический опыт, фрагментарность знаний о различных сферах профессионального труда, собственных возможностях; частая смена выбора «кем быть»; слабое, иногда на уровне фантазии, представление о содержании избираемой профессии, неготовность многих подростков к принятию столь важного и ответственного решения в силу инфантильности, неумения анализировать и принимать решения, конфликта с родителями, педагогами, интерпретацией принимаемого решения как окончательного, невозможностью изменить, пересмотреть круг выбранных предметов.
В исследовании приняли участие 95 учащихся 8-х классов г. Тулы и Тульской области. Для изучения профессиональных склонностей у старших подростков нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Изучение способностей учащихся» (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин); «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова); дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е. А. Климов); тест Д. Голланда «Определение типа личности».
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: большинство подростков (60%) предпочитают тип профессии «человек - человек». Порядка половины учащихся имеют хороший уровень коммуникативных (60%) и организаторских (55%) способностей, что поможет им в профессиональной деятельности, большая часть опрашиваемых (75%) не имеет осознанного выбора профессии. Лишь у 25% подростков мотивы выбора профессии хорошо осознаваемы и носят внутренний индивидуально и социально значимый характер. Преобладающими социально-профессиональными типами стали социальный (48%), реалистичный (40%) и предприимчивый (36%).
Нами разработана программа для старших подростков с целью активизации профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Задачи программы: расширить знания и представления обучающихся о мире профессий, познакомить с правилами выбора профессии, развить способности к целеполаганию и целереализа-ции, сформировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания современного мира профессий.
В качестве еще одной мишени психологического воздействия считаем важным рассмотреть особенности работы с родителями подростков и старшеклассников. Родительская некомпетентность, нежелание и неумение слышать, понимать, принимать и уважать выбор и желание собственного ребенка становятся причинами конфликтов, неконструктивных решений, переживаний. Установка ряда родителей на то, что «родители плохого не пожелают», «они жизнь прожили и знают лучше, что и как...» в ряде случаев небезосновательна. Между тем, будучи уверенными в своей правоте, родители не принимают во внимание точку зрения ребенка, обесценивают ее, отказываются «слушать» своих детей, начинают давить, иногда шантажировать.
В силу вышесказанного считаем важным эффективно и своевременно организовать работу с родителями обучающихся в период выбора профессионального пути, принятия решения о будущей профессии. Достаточно хорошо зарекомендовали себя такие формы работы с родителями, как родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, в том числе совместно с обучающимися, анкетирование, привлечение родителей для выступлений перед учащимися, родительские клубы, профориента-ционные семинары совместно с учащимися, в том числе со сменой ролей и последующим их обсуждением. В работе с родителями считаем важным повысить компетентность, создать условия для конструктивного диалога, сотрудничества, возможности обсуждения, принятия решения на основе взаимоуважения детей и родителей.
Заключение
Результаты исследования позволяют сформулировать предложения по совершенствованию системы современной профориентации:
- в настоящее время необходимо выстраивать систему современной профориентации; для этого важно определить, к каким профессиям нужно готовить учащихся, выявить их склонности и интересы, проводить работу по профессиональному самоопределению;
- на каждом этапе детства важно изучать специфику соотношения устойчивых характеристик возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в сегодняшней конкретно-исторической ситуации, изменений в постановке и достижении профессиональных целей для осознанного выбора профессии;
- актуализировать раннюю профориентацию учащихся начиная с 6-го класса;
- активно включать обучающихся и их родителей в процесс самоопределения;
- профориентационную работу следует рассматривать и выстраивать как интегральную составляющую учебно-воспитательной работы образовательной организации;
- развивать активизирующую профориентационную диагностику, комплексную диагностику с использованием компьютерных систем, профориентационной диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использовать информационные, активизирующие, развивающие, диагно-стико-консультационные методы;
- обосновать систему подготовки специалистов, готовых и способных вести профориентационную работу на качественно новом уровне;
- систематически изучать запросы педагогов, психологов о новых технологиях ведения профориентационной работы;
- организовать профориентационную работу с использованием возможностей образовательной среды, социальных партнеров, потребностей региона; при этом важно направлять воспитанников на социокультурные изменения, в том числе отношения к себе, к другим людям, к получению новых знаний;
- готовить добровольцев профориентационной направленности, развивать институт наставничества, направленный на формирование культуры профессионального самоопределения;
- распространять эффективные практики профориентационной работы с обучающимися.
Таким образом, изучение особенностей профессионального самоопределения учащихся с последующим использованием современных профориентационных технологий будет способствовать повышению эффективности профессионального самоопределения детей и молодежи.
Ссылки на источники
1. Асмолов А. Г. О профессиях будущего. - URL: https://voga-zeta.ru/articles/2018/9/5/quality_of_education/4551-aleksandr_asmolov_o_professiyah_buduschego.
2. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Издательство Питер, 2006. - 352 с.
3. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
4. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol. - 1968. - V. 52. - № 1. - Р. 13-27.
5. Occupational Choice. An Approach to a General Theory / E. Ginzberg, S. W. Ginsburg, S. Axelrad, J. L. Herma. - New York: Columbia University Press; London: Oxford University Press, 1951. - 271 p.
6. Super D. E., Bahn M. Y. Occupational psychology. - London: Tavistock, 1971. - 209 p.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. - 336 с.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 304 с.
10. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 320 с.
11. Митина Л. М., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л. М. Митиной. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 336 с.
12. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - С. 178.
13. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
14. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». - URL: http://www.edu54.ru/projects/npe/182679/
15. Исаев Е. И. Психологическая антропология как составляющая педагогического образования // Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65 -летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Е. И. Исаева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2017. - С. 5-17.
16. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 192-202.
17. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 1. - С. 26-35.
18. Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов / Е. В. Мялкина, Е. П. Седых, Д. И. Воронин, Т. Е. Федосеева, Н. Н. Куимова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 204-214.
19. Психолого-педагогические основы образования и развития конкурентоспособных кадров: монография / под ред. С. В. Пазухиной. - Гродно: ООО «ЮрСаПринт», 2017. - С. 74-122.
20. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. - 2015. - № 17. - С. 561-563.
21. Кузнецова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся старших классов. -URL: https://infourok.ru/programma-psihologpedagogicheskogo-soprovozhdeniya-predprofilnoy-podgotovki-1245336.html.
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula kmppedagogika@yandex.ru Ksenia S. Shalaginova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula shalaginvaksenija99@yandex.ru
Modern technologies of career guidance as a condition for the formation of students' ability to plan and implement a personal educational and professional route
Abstract. The article is aimed at analyzing and improving existing career guidance practices. Today, children are changing, the world of professions, society, professionally important qualities are undergoing changes, that leads to the need to justify, fill in new technologies for professional self-determination. The purpose of the article is the analysis of modern technologies of career guidance in adolescence and young age, the evaluation of the effectiveness of training programs for students to make a conscious choice of profession in the ever-increasing complexity of expanding living conditions. The authors note the importance of building up readiness for a conscious and independent construction of a personal educational and professional route, the active inclusion of students, their parents in the process of self-determination. The basic methods of career guidance are considered: informational, activating, developing, diagnostic and consulting. The target category of the study is students in grades 7-9. Research methods: theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature), empirical (questioning, testing, formative experiment). The development of proposals for improving the system of modern career guidance is rather relevant. As a result of rethinking new approaches to career guidance, the authors focus on the training of specialists providing psychological and pedagogical support to students in the process of formation and implementation of the educational and professional route. The results of the study can be the basis for working out new instruments and the content of professional self-determination. The study meets the important challenge of the present - the creation of a system of professional self-determination of students and professional growth of specialists. The materials of the article can be used by bachelor students in psychological and pedagogical areas of training, researchers and practitioners dealing with career guidance issues, and for the organization of psychological assistance to students.
Key words: professional self-determination, career guidance, educational and professional route, career guidance
methods, career guidance program.
References
1. Asmolov, A. G. O professiyah budushchego. Available at: https://voga-zeta.ru/articles/2018/9/5/quality_of_edu-cation/4551-aleksandr_asmolov_o_professiyah_buduschego (in Russian).
2. Maslou, A. (2006). Motivaciya i Lichnost', Izdatel'stvo Piter, St. Petersburg, 352 p. (in Russian).
3. Olport, G. (2002). Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy, Smysl, Moscow, 462 p. (in Russian).
4. Holland, Y. L. (1968). "Explorations of a theory of vocational choice", J. Appl. Psychol, v. 52, № 1, pp. 13-27 (in English).
5. Ginzberg, E. et al. (1951). Occupational Choice. An Approach to a General Theory, Columbia University Press, New York; Oxford University Press, London, 271 p. (in English).
6. Super, D. E. & Bahn, M. Y. (1971). Occupational psychology, Tavistock, London, 209 p. (in English).
7. Zeer, E. F. (2008). Psihologiya professij, Akademicheskij Proekt, Fond "Mir", Moscow, 336 p. (in Russian).
8. Markova, A. K. (1996). Psihologiya professionalizma, Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond "Znanie", Moscow, 312 p. (in Russian).
9. Klimov, E. A. (2010). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 304 p. (in Russian).
10. Pryazhnikov, N. S. (2008). Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 320 p. (in Russian).
11. Mitina, L. M., Korelyakov, Yu. A. & Shavyrina, G. V. (2005). Lichnost' i professiya: psihologicheskaya podderzhka i soprovozhdenie, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 336 p. (in Russian).
12. Gazman, O. S. (2002). Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody, MIROS, Moscow, p. 178 (in Russian).
13. Mihajlova, N. N. & Yusfin, S. M. (2001). Pedagogikapodderzhki, MIROS, Moscow, 208 p. (in Russian).
14. Federal'nyjproekt "Uspekh kazhdogo rebenka". Available at: http://www.edu54.ru/projects/npe/182679/ (in Russian).
15. Isaev, E. I. (2017). "Psihologicheskaya antropologiya kak sostavlyayushchaya pedagogicheskogo obrazovaniya", in Antropologicheskie perspektivy psihologicheskogo obrazovaniya pedagoga: sbornik nauchnyh trudov, posvyash-chennyj 65-letnemu yubileyu doktora psihologicheskih nauk, professora E. I. Isaeva, Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Tula, pp. 5-17 (in Russian).
16. Symanyuk, E. E., Pecherkina, A. A. & Zakrevskaya, O. V. (2019). "Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya starshego podrostkovogo vozrasta", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 6 (42), pp. 192-202 (in Russian).
17. Vasil'eva, E. N. & Shcherbakov, A. V. (2020). "Gendernaya specifika lichnostnogo komponenta v strukture kar'ernogo potenciala na nachal'nom etape obucheniya v vuze", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 25, № 1, pp. 26-35 (in Russian).
18. Myalkina, E. V. et al. (2019). "Diagnosticheskij kompleks izucheniya potenciala professional'nogo razvitiya lichnosti obuchayushchihsya 8-9 klassov", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 4 (40), pp. 204-214 (in Russian).
19. Pazuhina, S. V. (ed.) (2017). Psihologo-pedagogicheskie osnovy obrazovaniya i razvitiya konkurentosposobnyh kadrov: monografiya, OOO "YUrSaPrint", Grodno, pp. 74-122 (in Russian).
20. Popov, A. A. (2015). "Sushchnost' profil'nogo obucheniya starsheklassnikov", Molodoj uchenyj, № 17, pp. 561-563 (in Russian).
21. Kuznecova, L. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie predprofil'noj podgotovki uchashchihsya starshih klassov. Available at: https://infourok.ru/programma-psihologpedagogicheskogo-soprovozhdeniya-predprofilnoy-podgotovki-1245336.html (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовы-вать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - С. 42-55. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201033. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11033
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Декина Е. В., ШАлагинова К. С., 2020
Ii г о г
www.e-koncept.ru