90 Высшее образование в России • № 7, 2007
Итак, основными параметрами риторической личности педагога являются этос, логос, пафос.
Этическая оценка связана с нравственно-моральным обликом педагога. Доверие аудитории можно завоевать, если она считает, что перед ней человек порядочный, т.е. честный, справедливый, добрый: «Кто добр, тот и мудр» (Сократ).
Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора, его образованностью, компетентностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета речи и способности воздействовать Словом и Нравом, о способности к взаимодействию с аудиторией. Интеллект связан с речевым поведением преподавателя. В культуре речевого поведения отражается менталитет и внутренняя притягательная сила - обаяние, харизма, интеллигентность.
Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи (ясность и «до-
ходчивость» высказываемых мыслей, слов; выразительность жестов, мимики, телодвижений; красота звучания голоса, его тембр, тон, разнообразие интонаций и т.д.). Эстетическая оценка связана также с внешним обликом и личным обаянием [5] .
Таким образом, педагог-ритор формирует личность учащегося всем своим существом: внешним обликом, интеллектом, характером, голосом, улыбкой, взглядом, походкой, осанкой, жестами и, конечно, содержанием и исполнением речи.
Литература
1. Аннушкин В.И. Предисловие // Волков
А.А. Курс русской риторики. - М., 2001.
2. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. - М.,
2000.
3. Колесов В.В. Жизнь происходит от Слова ...
- СПб., 1999.
4. Марченко О.И. Тгтальная Риторика. Ло-
гос. Этос. Пафос. - СПб., 2001.
5. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как
категория риторики. - Орел, 1998.
С. КОСТЕНКО, доцент Дальневосточный государственный медицинский университет
Жизнедеятельность современного че-. ловека проходит в быстроменяющемся социуме. Это значит, что одной из аксиологических целей высшего образования является помощь в приобретении молодыми людьми опыта «житейской мудрости», помогающего им успешно самореализовываться в динамичном нестабильном обществе на основе своих компетенций, потенций внутреннего мира, творческих способностей, интуиции - с чувством удовлетворения и собственного достоинства. Адаптируясь к реальным условиям жизни, молодой человек должен научиться осуществ-
Модели
жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе
лять свою профессионально-личностную деятельность в интересах как общества, так и своего «Я». Этот феномен мы назвали жизнеутверждающей адаптацией [1].
Жизнеутверждающая адаптация личности есть процесс активного «живого» взаимодействия автономно свободной, ответственной, креативной личности с самой собой и действительным миром, в ходе которого имеют место позитивные в экологическом и человекоразмерном смыслах биофизиологические, профессиональные, личностные, социальные, ценностные и экзистенциальные изменения в его самости на
Обсуждаем проблему
91
основе эколого-гуманистического императива, высокой духовности.
Теоретическое исследование жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе позволило выделить ряд ее моделей, которые и будут рассмотрены в данной статье.
В первые дни обучения у студентов отмечается приподнятое настроение, всплеск эмоций, они с энтузиазмом, уверенные в успехе посещают занятия, знакомятся с преподавателями и друг с другом. Но не все молодые люди сразу правильно оценивают ситуацию, не понимая того, что быть студентом не только приятно, но и ответственно. Видя, что на занятиях спрашивают не каждый день, на лекциях столько слушателей, что преподаватель может и не заметить, чем занимается каждый из студентов, некоторые из них думают, что в вузе учиться легко, как в студенческой песне: «от сессии до сессии живут студенты весело ». Но увеличение нагрузки, количества изучаемых предметов, знакомство с качественно новыми видами познавательной деятельности, специфический тип общения с преподавателями, изменение условий труда и быта и т.д. вскоре наглядно показывают, что не все так просто. Столкновение между наличным «капиталом» студента и вузовскими требованиями вызывает у молодых людей чувство замешательства, фрустрацию, стресс, а иногда депрессию и даже агрессию.
Чтобы облегчить студентам адаптационный период, в вузе выстраивается психолого-педагогическая среда как «встреча» студента и преподавателя - некое жизненное со-бытие, нацеленное на поддержку студента в его «проживании» важных перемен в жизни, преодолении «кризисных состояний», стрессов, конструировании чувства самозащищенности, позитивного и оптимистичного взгляда на жизнь.
Это требует наличия в образовательной среде атмосферы творчества, основанной на высокой духовности и нравственности. С этой целью образовательный процесс в
вузе переориентируется со «знаниевой» парадигмы на парадигму «развивающую», взаимодействие со студентами организуется как личностно-ориентированное. Большое значение уделяется повышению значимости таких гуманистических ценностей, как человечность, взаимопринятие, сотрудничество, взаимопомощь, снятие противостояния индивидуальных и общественных ценностей.
Успех в приобретении студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации во многом зависит от направленности педагогической деятельности преподавателя, от широты его знаний, эрудиции, глубины владения предметом, гибкости мышления, наличия потребности в неформальном общении со студентами.
Процесс освоения студентом новых для него способов жизнедеятельности мы определили как первичную жизнеутверждающую адаптацию, которая направлена на принятие им уклада жизни вуза, развитие чувства самозащищенности, уважения, доверия к себе и окружающим. На этой основе переход к новым видам учебной и научной деятельности, к новому типу межличностных отношений, к новым условиям быта будет менее болезнен. При этом педагог помогает студенту принять необходимость и понять смысл жизнеутверждающей адаптации, ее способы и механизмы осуществления, а также применить их на практике.
В результате взаимодействия студента с педагогами, окружающей воспитательной средой он накапливает полезную для себя информацию и приспосабливается к изменяющимся условиям, специфическому характеру деятельности в вузе, тем самым повышая уровень своей организованности. Здесь формируется механизм первичной организационной жизнеутверждающей адаптации. Все описанные процессы должны проходить в условиях «приготовления» молодых людей к серьезному самостоятельному труду. По К.Д. Ушинскому, «труд - лучший хранитель человеческой
92 Высшее образование в России • № 7, 2007
нравственности, и труд должен быть воспитателем человека» [2, с. 518]. Учеба, познавательная деятельность - это систематический, организованный и, вообще говоря, тяжелый труд. Только человек, способный серьезно трудиться, сможет жить в постоянно меняющемся сложном мире. С.Л. Рубинштейн писал: «Есть только один путь - если есть путь - для создания большой личности: большая работа над большим творением» [3, с.106]. Действительно, получение навыков компетенции жизнеутверждающей адаптации наиболее эффективно проходит в условиях свободной творческой учебно-познавательной деятельности студента.
Находясь в непосредственном контакте со студентом и являясь источником профессиональных знаний, носителем культурного наследия и социальных отношений, т.е. личностно значимой и направляющей профессионально-личностное развитие и саморазвитие студента фигурой, преподаватель не столько формирует, сколько поддерживает молодого человека, вставшего на путь самостоятельного становления себя как личности.
На данном этапе взаимодействие первокурсников в основном идет с педагогами, но уже зарождаются процессы сплочения учебных группы, выделения в них наиболее творческих,интеллектуально и нравственно развитых личностей, формирования активов групп, организации самоуправления. Благодаря участию в учебных и творческих сообществах студент получает навыки таких межличностных отношений, когда «человек вносит в общество свою самостоятельную мысль, усиливая ее всем тем, что дает ему общество, так что душевная деятельность человека удваивается » [2, с. 528-529]. Такой человек, по выражению К.Д. Ушинского, «не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью» [Там же].
Состояние студента, когда его внутренние убеждения совпадают с внешними требованиями или под их влиянием изменяют-
ся без деформации его личности, мы определяем как свободную жизнеутверждающую адаптацию. Она характеризуется внутренней направленностью молодого человека на процесс, в ходе которого идет активное развитие его «Я-концепции », происходит актуализация самосознания. Он учится принимать ответственность за свою жизнь, намечать цели и смыслы своей жизнедеятельности.
В данном случае позиция педагога «впереди студента » меняется на позицию «вместе со студентом». Молодой человек, еще не имеющий богатого жизненного опыта, пока что нуждается в поддержке более опытного старшего наставника. Состояние свободной жизнеутверждающей адаптации студента характеризуется желанием получить хорошее образование, развитием внутренней мотивации, что способствует плодотворному самообразованию и самовоспитанию в условиях самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Педагог выстраивает образовательный процесс так, чтобы студент, постоянно находясь в вариационном поле выборов, имел возможность получать навыки самоопределения, развивать свою активность и инициативу. Он погружает молодого человека в «рефлексивное образовательное поле », затрагивающее глубинные сферы его сознания, что способствует наиболее оптимальной реализации его потенциальных способностей на основе личного опыта и рефлексивного отношения к внутреннему «Я » и внешнему миру. По А. Маслоу, чуткое отношение к тому, что «внутри себя», определяет чуткое отношение к внешнему миру [4]. Приводя платоновскую формулу: «Знание не сообщается как бы переливанием из одного сосуда в другой», С.Л. Рубинштейн утверждает, что «учиться -значит... овладевать собственным познанием» [3, с. 101].
Совершенной моделью жизнеутверждающей адаптации молодого человека является самоорганизуемая, когда вся его жизнедеятельность осознанно принимает-
Обсуждаем проблему
93
ся и организуется его внутренним «Я». На этом этапе студент выступает как субъект своего образования.
Самоорганизация как процесс свободного выбора индивида, способного и идущего по пути жизнеутверждающей адаптации, предполагает и его ответственность за свой выбор. Если студент в совершенстве владеет самоорганизацией своего внутреннего мира и внешнего поведения и действий, то процессы профессионально-личностного саморазвития выходят на самодостаточный уровень.
В самоорганизуемой жизнеутверждающей адаптации студента можно выделить два ее типа. Первый - это активное включение в процесс жизнеутверждающей адаптации, когда, адекватно воспринимая окружающую реальность, молодой человек самостоятельно определяет жизненные смыслы, стратегию своего поведения и деятельности, имеет мотивацию к самостоятельному приобретению глубоких и прочных знаний, умений и навыков, умеет логически, критически и креативно мыслить, занимается самонаблюдением, самоанализом. Самоактуализация молодого человека вызывает к жизни творческое отношение к окружающему миру на основе жизнеутверждающего принципа: «Не навреди себе и окружающему миру». Педагог должен быть постоянно озабочен развитием аксиологической сферы молодого человека, ориентируясь на создание благоприятных условий для ее развития как экологически и гуманистически направленной.
Второй тип самоорганизуемой жизнеут-
верждающей адаптации - кооперативно-деятельно-продуктивная жизнеутверждающая адаптация - характеризуется умением студента не только активно взаимодействовать с окружающими его людьми, но и организовывать совместную деятельность, способностью комфортно и компетентно «проживать» в сообществе, оказывать помощь другим. Противоречия, возникающие умолодого человека при его столкновении с реальностью, снимаются нравственно-ценностным смысловым уровнем. Такая личность способна уже самостоятельно, без поддержки подниматься по спирали своего профессионально-личностного саморазвития.
Таким образом, на основе соответствующей психолого-педагогической среды и при условии педагогической поддержки студент, проходя путь от первичной организационной до самоорганизуемой жизнеутверждающей адаптации, приобретает компетенцию жизнеутверждающей адаптации, качественно меняющую его образ жизни.
Литература
1. Костенко С. Жизнеутверждающая адап-
тация как образ жизни // Высшее образование в России. - 2006. - №9.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953.
3. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - №4.
4. Маслоу А. Самоактуализация. Психология
личности: Тексты. - М., 1982.