Научная статья на тему 'Профессиональный имидж современного преподавателя'

Профессиональный имидж современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8301
1200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБРАЗ / ПЕДАГОГ-РИТОР / РИТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / IMAGE / AN IMAGE / THE TEACHER-RITOR / THE RHETORICAL PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Л. Н.

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благотворное воздействие на аудиторию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IMAGE OF MODERN TEACHER

The summary Article is devoted an actual pedagogical problem? To formation of an image (image) of the modern teacher having salutary influence on an audience

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж современного преподавателя»

Л.Н. КОЛЕСНИКОВА, кандидат филологических наук, доцент Орловского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Российской риторической ассоциации, член Союза журналистов России Тел.: 8(4862) 74-42-17 (дом.), моб.: 89616229635; kolesnikova7@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благотворное воздействие на аудиторию.

Ключевые слова: имидж, образ, педагог-ритор, риторическая личность, им иджелогия.

Профессиональный имидж современного преподавателя - это одна из актуальных педагогических проблем, решение которой свидетельствует о профессиональной ком -петентности и профессиональной культуре преподавателя. Внешний вид человека, его речь, манеры, культура общения и поведения создают индивидуальный образ личности и оказывают определенное (положительное или негативное) воздействие на окружающих. Термин имидж получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) - образ, т.е. визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. По В.И. Далю, образ - это вид, внешность, фигура, портрет и он связан со временем. В современном понимании имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Существуют две точки зрения по поводу возникновения имиджа. Одни авторы уверены в том, что имидж личности интересовал людей с незапамятных времен и соответствующий имидж фиксировали прозвища: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Карл Великий и т.д. Другие полагают, что слово «имидж» в нынешнем его понимании стали употреблять лишь с развитием телевидения. Мы думаем, что само «понятие» имиджа существовало испокон веков, и это отражено в народной мудрости, например, в известных пословицах: «По одежке встречают, по уму провожают» и «Встречают по одежке, провожают по манерам». Однако активно использовать термин имидж стали, действительно, в последние годы ХХ века. Дейл Карнеги в свое время вполне справедливо писал: «Люди судят о нас на основании того, как мы выглядим, что мы делаем, что и как мы говорим». В настоящее время проблему имиджа изучают во всем мире различные ученые: английский специалист по деловому общению П. Берд, Л. Браун, Д. Ягер. В России - академик В.М. Шепель, Л.К. Аверченко, Н.В. Муравьева, И. Крик-сунова, Л.Н. Колесникова и др. Имидж изучается в психологии, социологии, рекламной деятельности, в педагогике, в педагогической риторике, в общей риторике. В отечественной науке формируется имиджелогия как новая отрасль современного человековедения. В.М. Шепель в своей книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» отмечает, что имиджелогия - это наука и искусство нравиться людям. Это помогает избежать оскорбительных конфликтов. Личное обаяние можно рассматривать как гарантийный фактор здорового образа жизни» [Шепель, 2002: 79].

© Л.Н. Колесникова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Существует несколько подходов к исследованию имиджа. Мы рассматриваем имидж преподавателя с позиций педагогической риторики, основоположником которой является древнеримский философ-ритор Квинтилиан (42-118 гг. н.э.), писавший в своем сочинении «О воспитании оратора», что учителем может быть высокообразованный человек и только тот, кто любит детей, понимает и изучает их. Учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть собой пример нравственного поведения для учеников. Основная мысль в учении Квинтилиана заключается в следующем утверждении: «Прежде чем стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».

Современный преподаватель не может не быть ритором, оратором, ибо он транслирует свои знания через свою речь, слово, речевое общение и поведение. В речи выражен весь человек: его нравственность, ум, чувства, отношение к собеседнику. Перефразируя мысль Квинтилиана, можно утверждать: «Прежде чем стать преподавателем, надо стать сначала хорошим человеком». Тем, как педагог общается с учащимися, он их воспитывает. Поэтому каждое слово педагога, его взгляд, жест, обращение к ученику - все должно быть подчинено задаче воспитания человека высокой культуры. Культура педагогического общения складывается на основе многих известных условий, в том числе на умении вести гармонизирующий диалог с аудиторий, умении проявить свои лучшие качества: спокойствие, доброжелательность, обаяние, умение нравиться и умение вместе с аудиторией приходить к определенным выводам и решениям. Эталон строгости и недоступности не говорит о профессиональной культуре педагога. «Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский). Поэтому для каждого преподавателя важно иметь свою концепцию стиля поведения и свой профессиональный педагогический имидж.

В педагогическом общении значимо воспитание собственным поведением, ибо внешность, улыбка, взгляд, речь, голос, позы, походка, - все движения педагога оказывают воспитательное воздействие. Вследствие этого надо всегда держать форму: любезность и приветливость, обаяние и забота должны быть стилем педагогического поведения. Сегодня востребован демократи-

ческий стиль общения - диалог равных собеседников. Движущая сила личности в воспитательном процессе состоит в том, что только личность может воспитать личность, только характером можно образовать характер. Как справедливо указывал К. Д. Ушинский, личность воспитателя значит все в деле воспитания. К.Г. Юнг, видный психоаналитик ХХ века, подтверждает эту мысль: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Личность преподавателя создает в аудитории особую ауру, атмосферу, которая в зависимости от психологического склада и этико-эстетических установок индивида, благоприятствует или не благоприятствует творческому общению, активному восприятию и пониманию. Эффективность преподавания предопределяется общей гармоничностью склада педагога и в первую очередь позитивностью его Я-концепции; преподаватель учит, прежде всего, к о г о-т о, и только во вторую очередь ч е м у- т о».

Имидж современного педагога как представление о его внутреннем облике отражен в словах В.В. Давыдова, который, будучи президентом Российской Академии образования, однажды на открытии съезда учителей сказал: «Я знаю, что здесь собрался цвет учительства... и вижу, что этот цвет - серый». Исследования, проведенные В.Н. Черепановой, показывают, что в списке десяти необходимых для педагога качеств сами учителя отводят современному имиджу лишь восьмое место [Красношлыкова 2002: 23]. Учащиеся ставят имидж педагога на почетное второе место, формулируя тем самым свой социальный заказ, так как «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт). Надо знать и помнить о том, преподавателя всегда объективно оценивает только его аудитория: она «быстрее подмечает недостатки, чем достоинства» (Цицерон). И, если аудитория уважает и любит преподавателя, значит, есть за что. Поэтому положительный имидж очень важен для педагога, так как является одним из критериев его профессиональной пригодности.

Мы вводим в науку термин педагог-ритор, ибо современный педагог не может не быть ритором, т.е. человеком, способным научить, убедить и воспитать аудиторию своим словом и нравом, своим речевым поведением. Воспитание - это культурно-образовательный процесс на протяжении всей человеческой жизни. В современном вузе

ФИЛОЛОГИЯ

происходит воспитание личности на аудиторных и внеаудиторных занятиях, в которых важную роль играет педагог-ритор, как эталонная модель, образец, пример для подражания. Имидж педагога складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности, характера, нрава, особенностей поведения и манеры общения. Имидж связан с самой личностью педагога-ри-тора, с его этическими или нравственными, интеллектуальными, эмоционально-чувственными, эстетическими и психологическими характеристиками, проявляющимися в вербальном и невербальном общении.

У имиджа каждого человека есть элементы, достающиеся ему по наследству от природы: рост, телосложение, черты лица и т.д. Свои врожденные физические особенности можно подчеркнуть или замаскировать одеждой, прической, умелым макияжем и т.п. Интеллигентный человек производит впечатление, что в нем все гармонично и уравновешено: начиная от цвета и опрятности кос -тюма и кончая обращением с окружающими и манерой поведения. Вспомним мысль А.С. Пушкина: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей».

Имидж педагога-ритора складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности, особенностей поведения и манеры общения.

Можно выделить два основных уровня имиджа:

а) уровень формирования имиджа, то есть анализ тех причин, которые задают то, что, в ко -нечном счете, мы воспринимаем, когда слушаем и видим говорящего человека;

б) уровень реализации, воплощения имиджа, то есть анализ тех компонентов, из которых складывается то, что мы воспринимаем [Муравьева, 1998: 28].

Педагогико-риторический подход к имиджу позволяет рассматривать его в рамках риторического канона, наблюдаемых особенностей образа говорящего. Обычно выделяют три аспекта имиджа:

а) лингвистический или собственно речевой: речь оратора в этом случае рассматривается, исходя из трех основных понятий: нормы, «приемы» (+), «ошибки» (-);

б) паралингвистический: рассматриваются основные характеристики голоса (интонация, звучность, темп, тембр), исходя из тех же понятий;

в) кинетический: анализируются мимика -жест - поза, исходя из понятий «уместно/неуместно».

Н.В. Муравьева высказывает сомнение в том, что «сегодня в рамках русской культуры неясно, насколько «портретный» аспект является важной составляющей имиджа» [Муравьева, 1998: 28]. Под портретной характеристикой понимается телосложение ритора, особенности лица, одежда, макияж и так далее. Однако мы, следуя народной мудрости, думаем, что и сегодня «по одежке встречают, по уму (по манерам) провожают». Поэтому мы выделяем также портретно-предметно-именной аспект имиджа, в котором анализируются:

• воздействие внешнего вида,

• специфика преподаваемой учебной дисциплины,

• воздействие имени преподавателя,

• качества характера (нрава) педагога,

• его речевое поведение и воздействие - вербальное и невербальное.

Внешний облик преподавателя (как и любого человека) воспринимается, как правило, в связи с характером и именем человека, с учетом его деловых и прочих социальных и нравственных качеств. Так, например, студенты Орловского государственного университета (далее читать - ОГУ) отмечают, что внешность и характер педагога оказывает на них определенное воздействие. Студенты вспоминали, что давали учителям (за их характер и внешний вид) такие клички, как: «Клюшка с Шайбой» - так называли двух неразлучных «учительниц-подруг», одна из которых была очень высокой и худой, другая — полной и невысокого роста; «Бегемот», «Лысый», «Колобок», «Кролик», «Кубышка», «Крыса», «Селедка», «Слюнявый».

На учащихся оказывает большое воздействие имя и характер педагога. Некоторые из студентов вспоминали, что давали учителям и такие клички: «Марго» (от имени Маргарита); завуча школы звали Зинаида Григорьевна, а школьники (у них еще жива генетическая память о последней войне с немецким фашизмом) прозвали ее за жестокий характер - «Зингер» - по ассоциации с названием немецкой швейной машинки. Учителей называли также: «Перчик»

- за острый язык, «Кулек» - за жадность.

Можно выделить также предметно-именной аспект имиджа. Очень часто прозвища педаго-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гам дают по названию или специфике предмета преподавания, учитывая также их характер и внешний облик преподавателя. Так, например, студенты ОГУ вспоминали, что преподавателя литературы они называли «Пушкин», учителей по физике, биологии и химии - «Молекула», «Инфузория», «Ландыш»; учителя немецкого языка

- «Гитлер», учителя по географии - «Глобус», учителя по труду - «Наждак». Преподавателя по культурологи, этике и этикету студенты называют «наша Культур-Дама».

В свое время Н. А. Добролюбов правильно заметил: «Учителями должны быть лучшие люди общества». Подобные мысли находим и в Сборниках Древней Руси «Пчела», содержащих множество изречений о житейской мудрости и добродетели, которые могут быть сегодня отнесены к правилам практической и педагогической риторики, например: «учить должно не столько «словом», сколько личностью учителя и примером «доброго жития», соответствием мудрых слов хорошим делам», «Уча учи нравом, а не словом; кто словом мудр, а дела его несвершена, тот хром есть...» или «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом» [Аннушкин, 1994: 43]. Слово «нрав» имело несколько значений и понималось как: характер, душевные качества, внутреннее свойство человека, манеры общения, стиль поведения, образ жизни и т.д.

Мы провели среди 300 студентов 2-х и 3-х курсов разных факультетов анонимное анкетирование. Студенты должны были дать положительные и отрицательные характеристики современного педагога. 99% студентов из числа анкетируемых написали, что (цитируем): «В первую очередь, преподаватель должен быть хорошим человеком». «Внешний вид педагога должен соответствовать его профессии; преподаватель должен быть опрятным, аккуратным, должен быть образцом для подражания. Одежда должна быть не вызывающей, особенно, если педагог молодой». «Педагог должен быть интеллигентным, обаятельным и привлекательным, разносторонне развитым человеком, видящим в студентах личность, ценящим их таланты, знающим психологию людей, умеющим находить «общий язык» с аудиторией, обладающим богатым внутренним миром, духовным и душевным человеком, другом и помощником». Студенты написали также, что «педагог должен уметь владеть собой и словом. Речь должна быть эмо-

циональна, хорошо восприниматься. Преподаватель должен увлечь, заинтересовать своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно». К отрицательным и непрофессиональным качествам характера личности преподавателя студенты отнесли - «злость, нетерпимость, незнание своего предмета, непонимание, корысть, выбор «любимчиков», предвзятое отношение к студентам».

Одна из составляющих имиджа - манеры и культура общения - то, как происходит взаимодействие с другими людьми. Именно в процессе общения складывается целостный образ человека. Риторика гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Студенты заявили единогласно, что стиль общения преподавателя должен быть демократичным, а не авторитарным. Демократичный стиль общения предполагает человека мудрого, доброго, душевно красивого, что, несомненно, проявляется в его речевом поведении, в его голосе. «Голос — подлинное зеркало души». Важно не только ЧТО мы говорим, но и КАК. Важную информацию несут вздохи, паузы, нервный кашель, междометия, различные невольные вопросы. Иногда они означают больше, чем слова.

Каким же голосом должен обладать педагог-ритор?

Студенты на этот вопрос ответили таким образом (цитируем): «педагог должен не повышать голос на учащихся, не кричать на них: не срываться, преподаватель не должен кричать, повышать голос без видимых на то причин; обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос. Он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на что сделать акцент, как лучше выразить мысль».

Педагог должен владеть собой и своим голосом. «Высокий» голос, резкий - раздражает, утомляет. Располагает к диалогу душевный голос, мягкий: Платон не случайно писал: «Говорить -это значит что-то делать и создавать». Педагог должен создать атмосферу доброго, творческого сотрудничества, духовного общения, делать учащихся соучастниками творческого процесса познания, должен учить их мыслить. Аристотель в «Риторике» отметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о

ФИЛОЛОГИЯ

котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» («Античные риторики, 24»). Цель оратора - захватить, «победить многоголовую гидру» (А.П. Чехов), увлечь аудиторию темой и содержанием речи. помня о том, что «каждый слышит то, что он понимает» (Гете) и, следовательно, надо максимально заботиться о доступности речи, обеспечивая ее понимание, т.е. быть обаятельным, уметь «баять» - говорить. Важно, чтобы информация «дошла» до студента, была им осмыслена и прочувствована, пережита. Известно, что можно знать прописные истины: «Не убий!», «Не укради!», а действовать вопреки им.

От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, эстетическое, нравственное и интеллектуальное воспитание и формирование общей речевой культуры студентов. Преподаватель самой своей личностью, поведением и культурой общения должен способствовать развитию личности каждого учащегося, развитию ее самосознания, мысли и речи, помня о том, что студент - это личность, субъект диалога культур, требующий к себе уважительного, достойного отношения. Еще Сократ справедливо заметил: «кто добр, тот и мудр», «учить может только тот, кто нравится ученику», к кому, как к магниту, «тянутся» студенты, к кому на занятия «ходят с охотой», с кем всегда интересно». Ментальная модель сознания преподавателя -сделать студента лучше во всех отношениях. Так, например, студенты ОГУ, после зачета, признались преподавателю, что под его влиянием некоторые из них (цитируем) «бросили курить, пить, стали уважать девушек-одногруппниц, научились не бояться аудитории, научились высказывать и отстаивать свою точку зрения, научились культурно общаться и вести себя достойно».

Следовательно, формирование имиджа современного педагога складывается из формирования всей совокупности черт его личности: качеств характера, внешнего облика, внутренней культуры, умения общаться с аудиторией и общей культуры поведения.

Многолетний опыт преподавательской деятельности убедил нас в том, что педагог-ритор не имеет права приходить на занятия без дружелюбной улыбки. Это своеобразный эмоциональный старт. Преподаватель своим видом и словом

должен показать студентам, что он рад встречи с ними, что он любит их. Приветствие должно быть бодрым и жизнеутверждающим, например: «Здравствуйте! Рад (а) нашей новой встречи! Как настроение! ... Как дела?... У нас с вами очень интересная проблема.».

Сегодня необходимо учить и воспитывать «без насилия», на субъект-субъектной, диалогической основе. Современный профессиональный преподаватель - тот, к кому, как к магниту, «тянутся» студенты, как они написали (цитируем): «. к кому на занятия ходишь с удовольствием, с охотой!». Современный профессиональный педагог-ритор

- это интеллигентный, толерантный, аристократичный и обаятельный человек.

В связи с этим, современная высшая педагогическая школа, по нашему убеждению, должна комплексно формировать личность профессионала: человека - личность преподавателя, педагога и ритора одновременно, т.е. профессионала, способного помочь формированию личности учащегося своим собственным примером, своей речью и средствами преподаваемой учебной дисциплины, например, средствами языка и литературы. Е.П. Белозерцев полагает, что должен быть сформирован «сначала учитель, а потом уже филолог» [Белозерцев, 2002: 11]. Думаем, что сегодня жизненно необходимо комплексно, одновременно формировать в вузе и человека, и психолога, и специалиста-предметника, и педаго-га-ритора, т.е. - профессионала. Современный преподаватель-профессионал - это риторическая личность - воздействующая и эффективно взаимодействующая с аудиторией.

Основными параметрами риторической личности современного педагога являются:

^ этические (моральные, нравственные),

интеллектуальные,

^ эстетические качества и оценки личности. Нравственно-этическая оценка связана с моральным обликом педагога. Доверие аудитории можно завоевать, если она считает, что перед ней человек порядочный, т.е. честный, справедливый, совестливый, добрый.

Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора, его образованностью, компетентностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета речи и способности воздействовать Словом

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и Нравом, о способности к взаимодействию с аудиторией. Интеллект связан с речевым поведением преподавателя, т.е. с обаянием, харизмой, интеллигентностью.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и «доходчивости» выражаемых мыслей, слов, жестов, мимике, телодвижений, красоте звучания голоса, его тембра, тона, «громкости»/ «тихости», «полетности», разнообразии интонаций и т.д. Эстетическая оценка связана также с внешним обликом и личным обаянием. Современный педагог-ритор (в идеале) должен соответствовать философско-риторическому и эстетическому принципу А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Профессиональный имидж современного педагога-ритора благотворно воздействует на аудиторию. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы студентов в проведенном анонимном опросе на тему «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю».

Приведем лишь некоторые из них: «От Вас исходит свет!», «От Вас излучается доброта!», «У Вас очень хорошая аура!», «Вы заряжаете нас положительной энергией и вселяете уверенность в себе!», «Вы всегда очаровательны, можете поднять настроение!»; «Ваша улыбка и хорошее настроение поднимают также настроение окружающим», «У Вас потрясающая улыбка, располагающая к общению».

Студенты написали, что их любимые преподаватели всегда производят хорошее впечатление, потому что они интеллигентны и обаятельны: «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «У Вас всегда гармоничный образ», «Вы умны и обаятельны».

Студенты обратили внимание на положительное влияние внешнего вида педагога-ритора, отметили даже такие детали: «УВас приятный внешний вид», «У Вас красивый цвет волос и аккуратная прическа», «Вы одеты всегда со вкусом», «Вы одеваетесь всегда элегантно, «с иголочки», «У вас есть свой стиль - это здорово».

Многие отзывы студентов были посвящены профессиональным качествам преподавателя: «Вы очень умный, и даете свои знания нам», «Ваши лекции всегда очень интересные и занимательные», «На вашем предмете мы очень комфор-

тно себя чувствуем» (отмечается такое важное качество преподавателя, как умение создать благотворную обстановку на занятиях).

«Вас приятно и интересно слушать» (подмечено ценное качество педагога-ритора: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать»): «Вы знаете очень много интересного», «С Вами очень интересно на лекциях», «Вы умеете и можете легко общаться», Вы можете выслушать и понять человека», «С Вами всегда хочется поговорить», «Вы остаетесь остроумной в любой ситуации».

Таким образом, современный профессиональный педагог-ритор воспринимается студентами как явление в аудитории. Преподаватель уходит из аудитории, а студенты еще надолго сохраняют в своей памяти его образ и долго размышляют над тем, что услышали, поняли, почувствовали и осознали, выходят после лекции обновленными: «После Ваших лекций еще дня два «отходишь», размышляя о жизни и о себе»; «Вы замечательный педагог», «С Ваших занятий не хочется уходить», «Спасибо, что Вы есть!!!».

Следовательно, формирование имиджа современного педагога складывается из формирования всей совокупности черт его личности: качеств характера, внешнего облика, внутренней культуры, умения общаться с аудиторией и общей культуры поведения.

Современная риторическая личность преподавателя отражает отечественный педагогический идеал как целостный личностно-профессиональный феномен.

Современный профессиональный имидж преподавателя - педагога-ритора - это образ обаятельного, интеллигентного, знающего, успешного и гармоничного человека, риторической личности, благотворно воздействующей на аудиторию и продуктивно с нею взаимодействующей.

Профессиональный имидж будущего преподавателя можно сформировать в ходе преподавания в вузе таких учебных дисциплин, как общая и частная ( педагогическая) риторика, ораторское искусство, речевая коммуникация, профессиональная педагогическая этика, профессиональный педагогический речевой этикет, педагогическое общение, имиджелогия, профессиональная этика и этикет, культурология и межкультурная коммуникация, профессиональная риторическая культура преподавателя и др.

ФИЛОЛОГИЯ

Библиографический список

1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия. - Новосибирск. 2001.

2. Аннушкин В.И. Хрестоматия по риторике. Пермь, 1994.

3. Белозерцев Е.П. Профессиональная подготовка учителя-филолога. - М., 2002.

4. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. - Орел, 1998.

5 Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. - Орел, 2001.

6. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. В 3х томах. - Орел, 2007.

7. Красношлыкова О.Г. Имидж педагога - условие успешной профессиональной деятельности. - Кемерово, 2002.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1973. - С. 48.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 6.

10. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 2002.

The summary Article is devoted an actual pedagogical problem? To formation of an image (image) of the modern teacher having salutary influence on an audience.

Key words: image, an image, the teacher-ritor, the rhetorical person, имиджелогия

L.N. KOLESNIKOVA

PROFESSIONAL IMAGE OF MODERN TEACHER

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.