Л.Н. КОЛЕСНИКОВА, кандидат филологических наук, доцент Орловского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Российской риторической ассоциации, член Союза журналистов России Тел.: 8(4862) 74-42-17 (дом.), моб.: 89616229635; kolesnikova7@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благотворное воздействие на аудиторию.
Ключевые слова: имидж, образ, педагог-ритор, риторическая личность, им иджелогия.
Профессиональный имидж современного преподавателя - это одна из актуальных педагогических проблем, решение которой свидетельствует о профессиональной ком -петентности и профессиональной культуре преподавателя. Внешний вид человека, его речь, манеры, культура общения и поведения создают индивидуальный образ личности и оказывают определенное (положительное или негативное) воздействие на окружающих. Термин имидж получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) - образ, т.е. визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. По В.И. Далю, образ - это вид, внешность, фигура, портрет и он связан со временем. В современном понимании имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Существуют две точки зрения по поводу возникновения имиджа. Одни авторы уверены в том, что имидж личности интересовал людей с незапамятных времен и соответствующий имидж фиксировали прозвища: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Карл Великий и т.д. Другие полагают, что слово «имидж» в нынешнем его понимании стали употреблять лишь с развитием телевидения. Мы думаем, что само «понятие» имиджа существовало испокон веков, и это отражено в народной мудрости, например, в известных пословицах: «По одежке встречают, по уму провожают» и «Встречают по одежке, провожают по манерам». Однако активно использовать термин имидж стали, действительно, в последние годы ХХ века. Дейл Карнеги в свое время вполне справедливо писал: «Люди судят о нас на основании того, как мы выглядим, что мы делаем, что и как мы говорим». В настоящее время проблему имиджа изучают во всем мире различные ученые: английский специалист по деловому общению П. Берд, Л. Браун, Д. Ягер. В России - академик В.М. Шепель, Л.К. Аверченко, Н.В. Муравьева, И. Крик-сунова, Л.Н. Колесникова и др. Имидж изучается в психологии, социологии, рекламной деятельности, в педагогике, в педагогической риторике, в общей риторике. В отечественной науке формируется имиджелогия как новая отрасль современного человековедения. В.М. Шепель в своей книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» отмечает, что имиджелогия - это наука и искусство нравиться людям. Это помогает избежать оскорбительных конфликтов. Личное обаяние можно рассматривать как гарантийный фактор здорового образа жизни» [Шепель, 2002: 79].
© Л.Н. Колесникова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Существует несколько подходов к исследованию имиджа. Мы рассматриваем имидж преподавателя с позиций педагогической риторики, основоположником которой является древнеримский философ-ритор Квинтилиан (42-118 гг. н.э.), писавший в своем сочинении «О воспитании оратора», что учителем может быть высокообразованный человек и только тот, кто любит детей, понимает и изучает их. Учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть собой пример нравственного поведения для учеников. Основная мысль в учении Квинтилиана заключается в следующем утверждении: «Прежде чем стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».
Современный преподаватель не может не быть ритором, оратором, ибо он транслирует свои знания через свою речь, слово, речевое общение и поведение. В речи выражен весь человек: его нравственность, ум, чувства, отношение к собеседнику. Перефразируя мысль Квинтилиана, можно утверждать: «Прежде чем стать преподавателем, надо стать сначала хорошим человеком». Тем, как педагог общается с учащимися, он их воспитывает. Поэтому каждое слово педагога, его взгляд, жест, обращение к ученику - все должно быть подчинено задаче воспитания человека высокой культуры. Культура педагогического общения складывается на основе многих известных условий, в том числе на умении вести гармонизирующий диалог с аудиторий, умении проявить свои лучшие качества: спокойствие, доброжелательность, обаяние, умение нравиться и умение вместе с аудиторией приходить к определенным выводам и решениям. Эталон строгости и недоступности не говорит о профессиональной культуре педагога. «Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский). Поэтому для каждого преподавателя важно иметь свою концепцию стиля поведения и свой профессиональный педагогический имидж.
В педагогическом общении значимо воспитание собственным поведением, ибо внешность, улыбка, взгляд, речь, голос, позы, походка, - все движения педагога оказывают воспитательное воздействие. Вследствие этого надо всегда держать форму: любезность и приветливость, обаяние и забота должны быть стилем педагогического поведения. Сегодня востребован демократи-
ческий стиль общения - диалог равных собеседников. Движущая сила личности в воспитательном процессе состоит в том, что только личность может воспитать личность, только характером можно образовать характер. Как справедливо указывал К. Д. Ушинский, личность воспитателя значит все в деле воспитания. К.Г. Юнг, видный психоаналитик ХХ века, подтверждает эту мысль: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Личность преподавателя создает в аудитории особую ауру, атмосферу, которая в зависимости от психологического склада и этико-эстетических установок индивида, благоприятствует или не благоприятствует творческому общению, активному восприятию и пониманию. Эффективность преподавания предопределяется общей гармоничностью склада педагога и в первую очередь позитивностью его Я-концепции; преподаватель учит, прежде всего, к о г о-т о, и только во вторую очередь ч е м у- т о».
Имидж современного педагога как представление о его внутреннем облике отражен в словах В.В. Давыдова, который, будучи президентом Российской Академии образования, однажды на открытии съезда учителей сказал: «Я знаю, что здесь собрался цвет учительства... и вижу, что этот цвет - серый». Исследования, проведенные В.Н. Черепановой, показывают, что в списке десяти необходимых для педагога качеств сами учителя отводят современному имиджу лишь восьмое место [Красношлыкова 2002: 23]. Учащиеся ставят имидж педагога на почетное второе место, формулируя тем самым свой социальный заказ, так как «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт). Надо знать и помнить о том, преподавателя всегда объективно оценивает только его аудитория: она «быстрее подмечает недостатки, чем достоинства» (Цицерон). И, если аудитория уважает и любит преподавателя, значит, есть за что. Поэтому положительный имидж очень важен для педагога, так как является одним из критериев его профессиональной пригодности.
Мы вводим в науку термин педагог-ритор, ибо современный педагог не может не быть ритором, т.е. человеком, способным научить, убедить и воспитать аудиторию своим словом и нравом, своим речевым поведением. Воспитание - это культурно-образовательный процесс на протяжении всей человеческой жизни. В современном вузе
ФИЛОЛОГИЯ
происходит воспитание личности на аудиторных и внеаудиторных занятиях, в которых важную роль играет педагог-ритор, как эталонная модель, образец, пример для подражания. Имидж педагога складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности, характера, нрава, особенностей поведения и манеры общения. Имидж связан с самой личностью педагога-ри-тора, с его этическими или нравственными, интеллектуальными, эмоционально-чувственными, эстетическими и психологическими характеристиками, проявляющимися в вербальном и невербальном общении.
У имиджа каждого человека есть элементы, достающиеся ему по наследству от природы: рост, телосложение, черты лица и т.д. Свои врожденные физические особенности можно подчеркнуть или замаскировать одеждой, прической, умелым макияжем и т.п. Интеллигентный человек производит впечатление, что в нем все гармонично и уравновешено: начиная от цвета и опрятности кос -тюма и кончая обращением с окружающими и манерой поведения. Вспомним мысль А.С. Пушкина: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей».
Имидж педагога-ритора складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности, особенностей поведения и манеры общения.
Можно выделить два основных уровня имиджа:
а) уровень формирования имиджа, то есть анализ тех причин, которые задают то, что, в ко -нечном счете, мы воспринимаем, когда слушаем и видим говорящего человека;
б) уровень реализации, воплощения имиджа, то есть анализ тех компонентов, из которых складывается то, что мы воспринимаем [Муравьева, 1998: 28].
Педагогико-риторический подход к имиджу позволяет рассматривать его в рамках риторического канона, наблюдаемых особенностей образа говорящего. Обычно выделяют три аспекта имиджа:
а) лингвистический или собственно речевой: речь оратора в этом случае рассматривается, исходя из трех основных понятий: нормы, «приемы» (+), «ошибки» (-);
б) паралингвистический: рассматриваются основные характеристики голоса (интонация, звучность, темп, тембр), исходя из тех же понятий;
в) кинетический: анализируются мимика -жест - поза, исходя из понятий «уместно/неуместно».
Н.В. Муравьева высказывает сомнение в том, что «сегодня в рамках русской культуры неясно, насколько «портретный» аспект является важной составляющей имиджа» [Муравьева, 1998: 28]. Под портретной характеристикой понимается телосложение ритора, особенности лица, одежда, макияж и так далее. Однако мы, следуя народной мудрости, думаем, что и сегодня «по одежке встречают, по уму (по манерам) провожают». Поэтому мы выделяем также портретно-предметно-именной аспект имиджа, в котором анализируются:
• воздействие внешнего вида,
• специфика преподаваемой учебной дисциплины,
• воздействие имени преподавателя,
• качества характера (нрава) педагога,
• его речевое поведение и воздействие - вербальное и невербальное.
Внешний облик преподавателя (как и любого человека) воспринимается, как правило, в связи с характером и именем человека, с учетом его деловых и прочих социальных и нравственных качеств. Так, например, студенты Орловского государственного университета (далее читать - ОГУ) отмечают, что внешность и характер педагога оказывает на них определенное воздействие. Студенты вспоминали, что давали учителям (за их характер и внешний вид) такие клички, как: «Клюшка с Шайбой» - так называли двух неразлучных «учительниц-подруг», одна из которых была очень высокой и худой, другая — полной и невысокого роста; «Бегемот», «Лысый», «Колобок», «Кролик», «Кубышка», «Крыса», «Селедка», «Слюнявый».
На учащихся оказывает большое воздействие имя и характер педагога. Некоторые из студентов вспоминали, что давали учителям и такие клички: «Марго» (от имени Маргарита); завуча школы звали Зинаида Григорьевна, а школьники (у них еще жива генетическая память о последней войне с немецким фашизмом) прозвали ее за жестокий характер - «Зингер» - по ассоциации с названием немецкой швейной машинки. Учителей называли также: «Перчик»
- за острый язык, «Кулек» - за жадность.
Можно выделить также предметно-именной аспект имиджа. Очень часто прозвища педаго-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
гам дают по названию или специфике предмета преподавания, учитывая также их характер и внешний облик преподавателя. Так, например, студенты ОГУ вспоминали, что преподавателя литературы они называли «Пушкин», учителей по физике, биологии и химии - «Молекула», «Инфузория», «Ландыш»; учителя немецкого языка
- «Гитлер», учителя по географии - «Глобус», учителя по труду - «Наждак». Преподавателя по культурологи, этике и этикету студенты называют «наша Культур-Дама».
В свое время Н. А. Добролюбов правильно заметил: «Учителями должны быть лучшие люди общества». Подобные мысли находим и в Сборниках Древней Руси «Пчела», содержащих множество изречений о житейской мудрости и добродетели, которые могут быть сегодня отнесены к правилам практической и педагогической риторики, например: «учить должно не столько «словом», сколько личностью учителя и примером «доброго жития», соответствием мудрых слов хорошим делам», «Уча учи нравом, а не словом; кто словом мудр, а дела его несвершена, тот хром есть...» или «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом» [Аннушкин, 1994: 43]. Слово «нрав» имело несколько значений и понималось как: характер, душевные качества, внутреннее свойство человека, манеры общения, стиль поведения, образ жизни и т.д.
Мы провели среди 300 студентов 2-х и 3-х курсов разных факультетов анонимное анкетирование. Студенты должны были дать положительные и отрицательные характеристики современного педагога. 99% студентов из числа анкетируемых написали, что (цитируем): «В первую очередь, преподаватель должен быть хорошим человеком». «Внешний вид педагога должен соответствовать его профессии; преподаватель должен быть опрятным, аккуратным, должен быть образцом для подражания. Одежда должна быть не вызывающей, особенно, если педагог молодой». «Педагог должен быть интеллигентным, обаятельным и привлекательным, разносторонне развитым человеком, видящим в студентах личность, ценящим их таланты, знающим психологию людей, умеющим находить «общий язык» с аудиторией, обладающим богатым внутренним миром, духовным и душевным человеком, другом и помощником». Студенты написали также, что «педагог должен уметь владеть собой и словом. Речь должна быть эмо-
циональна, хорошо восприниматься. Преподаватель должен увлечь, заинтересовать своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно». К отрицательным и непрофессиональным качествам характера личности преподавателя студенты отнесли - «злость, нетерпимость, незнание своего предмета, непонимание, корысть, выбор «любимчиков», предвзятое отношение к студентам».
Одна из составляющих имиджа - манеры и культура общения - то, как происходит взаимодействие с другими людьми. Именно в процессе общения складывается целостный образ человека. Риторика гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Студенты заявили единогласно, что стиль общения преподавателя должен быть демократичным, а не авторитарным. Демократичный стиль общения предполагает человека мудрого, доброго, душевно красивого, что, несомненно, проявляется в его речевом поведении, в его голосе. «Голос — подлинное зеркало души». Важно не только ЧТО мы говорим, но и КАК. Важную информацию несут вздохи, паузы, нервный кашель, междометия, различные невольные вопросы. Иногда они означают больше, чем слова.
Каким же голосом должен обладать педагог-ритор?
Студенты на этот вопрос ответили таким образом (цитируем): «педагог должен не повышать голос на учащихся, не кричать на них: не срываться, преподаватель не должен кричать, повышать голос без видимых на то причин; обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос. Он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на что сделать акцент, как лучше выразить мысль».
Педагог должен владеть собой и своим голосом. «Высокий» голос, резкий - раздражает, утомляет. Располагает к диалогу душевный голос, мягкий: Платон не случайно писал: «Говорить -это значит что-то делать и создавать». Педагог должен создать атмосферу доброго, творческого сотрудничества, духовного общения, делать учащихся соучастниками творческого процесса познания, должен учить их мыслить. Аристотель в «Риторике» отметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о
ФИЛОЛОГИЯ
котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» («Античные риторики, 24»). Цель оратора - захватить, «победить многоголовую гидру» (А.П. Чехов), увлечь аудиторию темой и содержанием речи. помня о том, что «каждый слышит то, что он понимает» (Гете) и, следовательно, надо максимально заботиться о доступности речи, обеспечивая ее понимание, т.е. быть обаятельным, уметь «баять» - говорить. Важно, чтобы информация «дошла» до студента, была им осмыслена и прочувствована, пережита. Известно, что можно знать прописные истины: «Не убий!», «Не укради!», а действовать вопреки им.
От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, эстетическое, нравственное и интеллектуальное воспитание и формирование общей речевой культуры студентов. Преподаватель самой своей личностью, поведением и культурой общения должен способствовать развитию личности каждого учащегося, развитию ее самосознания, мысли и речи, помня о том, что студент - это личность, субъект диалога культур, требующий к себе уважительного, достойного отношения. Еще Сократ справедливо заметил: «кто добр, тот и мудр», «учить может только тот, кто нравится ученику», к кому, как к магниту, «тянутся» студенты, к кому на занятия «ходят с охотой», с кем всегда интересно». Ментальная модель сознания преподавателя -сделать студента лучше во всех отношениях. Так, например, студенты ОГУ, после зачета, признались преподавателю, что под его влиянием некоторые из них (цитируем) «бросили курить, пить, стали уважать девушек-одногруппниц, научились не бояться аудитории, научились высказывать и отстаивать свою точку зрения, научились культурно общаться и вести себя достойно».
Следовательно, формирование имиджа современного педагога складывается из формирования всей совокупности черт его личности: качеств характера, внешнего облика, внутренней культуры, умения общаться с аудиторией и общей культуры поведения.
Многолетний опыт преподавательской деятельности убедил нас в том, что педагог-ритор не имеет права приходить на занятия без дружелюбной улыбки. Это своеобразный эмоциональный старт. Преподаватель своим видом и словом
должен показать студентам, что он рад встречи с ними, что он любит их. Приветствие должно быть бодрым и жизнеутверждающим, например: «Здравствуйте! Рад (а) нашей новой встречи! Как настроение! ... Как дела?... У нас с вами очень интересная проблема.».
Сегодня необходимо учить и воспитывать «без насилия», на субъект-субъектной, диалогической основе. Современный профессиональный преподаватель - тот, к кому, как к магниту, «тянутся» студенты, как они написали (цитируем): «. к кому на занятия ходишь с удовольствием, с охотой!». Современный профессиональный педагог-ритор
- это интеллигентный, толерантный, аристократичный и обаятельный человек.
В связи с этим, современная высшая педагогическая школа, по нашему убеждению, должна комплексно формировать личность профессионала: человека - личность преподавателя, педагога и ритора одновременно, т.е. профессионала, способного помочь формированию личности учащегося своим собственным примером, своей речью и средствами преподаваемой учебной дисциплины, например, средствами языка и литературы. Е.П. Белозерцев полагает, что должен быть сформирован «сначала учитель, а потом уже филолог» [Белозерцев, 2002: 11]. Думаем, что сегодня жизненно необходимо комплексно, одновременно формировать в вузе и человека, и психолога, и специалиста-предметника, и педаго-га-ритора, т.е. - профессионала. Современный преподаватель-профессионал - это риторическая личность - воздействующая и эффективно взаимодействующая с аудиторией.
Основными параметрами риторической личности современного педагога являются:
^ этические (моральные, нравственные),
интеллектуальные,
^ эстетические качества и оценки личности. Нравственно-этическая оценка связана с моральным обликом педагога. Доверие аудитории можно завоевать, если она считает, что перед ней человек порядочный, т.е. честный, справедливый, совестливый, добрый.
Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора, его образованностью, компетентностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета речи и способности воздействовать Словом
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
и Нравом, о способности к взаимодействию с аудиторией. Интеллект связан с речевым поведением преподавателя, т.е. с обаянием, харизмой, интеллигентностью.
Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и «доходчивости» выражаемых мыслей, слов, жестов, мимике, телодвижений, красоте звучания голоса, его тембра, тона, «громкости»/ «тихости», «полетности», разнообразии интонаций и т.д. Эстетическая оценка связана также с внешним обликом и личным обаянием. Современный педагог-ритор (в идеале) должен соответствовать философско-риторическому и эстетическому принципу А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Профессиональный имидж современного педагога-ритора благотворно воздействует на аудиторию. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы студентов в проведенном анонимном опросе на тему «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю».
Приведем лишь некоторые из них: «От Вас исходит свет!», «От Вас излучается доброта!», «У Вас очень хорошая аура!», «Вы заряжаете нас положительной энергией и вселяете уверенность в себе!», «Вы всегда очаровательны, можете поднять настроение!»; «Ваша улыбка и хорошее настроение поднимают также настроение окружающим», «У Вас потрясающая улыбка, располагающая к общению».
Студенты написали, что их любимые преподаватели всегда производят хорошее впечатление, потому что они интеллигентны и обаятельны: «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «У Вас всегда гармоничный образ», «Вы умны и обаятельны».
Студенты обратили внимание на положительное влияние внешнего вида педагога-ритора, отметили даже такие детали: «УВас приятный внешний вид», «У Вас красивый цвет волос и аккуратная прическа», «Вы одеты всегда со вкусом», «Вы одеваетесь всегда элегантно, «с иголочки», «У вас есть свой стиль - это здорово».
Многие отзывы студентов были посвящены профессиональным качествам преподавателя: «Вы очень умный, и даете свои знания нам», «Ваши лекции всегда очень интересные и занимательные», «На вашем предмете мы очень комфор-
тно себя чувствуем» (отмечается такое важное качество преподавателя, как умение создать благотворную обстановку на занятиях).
«Вас приятно и интересно слушать» (подмечено ценное качество педагога-ритора: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать»): «Вы знаете очень много интересного», «С Вами очень интересно на лекциях», «Вы умеете и можете легко общаться», Вы можете выслушать и понять человека», «С Вами всегда хочется поговорить», «Вы остаетесь остроумной в любой ситуации».
Таким образом, современный профессиональный педагог-ритор воспринимается студентами как явление в аудитории. Преподаватель уходит из аудитории, а студенты еще надолго сохраняют в своей памяти его образ и долго размышляют над тем, что услышали, поняли, почувствовали и осознали, выходят после лекции обновленными: «После Ваших лекций еще дня два «отходишь», размышляя о жизни и о себе»; «Вы замечательный педагог», «С Ваших занятий не хочется уходить», «Спасибо, что Вы есть!!!».
Следовательно, формирование имиджа современного педагога складывается из формирования всей совокупности черт его личности: качеств характера, внешнего облика, внутренней культуры, умения общаться с аудиторией и общей культуры поведения.
Современная риторическая личность преподавателя отражает отечественный педагогический идеал как целостный личностно-профессиональный феномен.
Современный профессиональный имидж преподавателя - педагога-ритора - это образ обаятельного, интеллигентного, знающего, успешного и гармоничного человека, риторической личности, благотворно воздействующей на аудиторию и продуктивно с нею взаимодействующей.
Профессиональный имидж будущего преподавателя можно сформировать в ходе преподавания в вузе таких учебных дисциплин, как общая и частная ( педагогическая) риторика, ораторское искусство, речевая коммуникация, профессиональная педагогическая этика, профессиональный педагогический речевой этикет, педагогическое общение, имиджелогия, профессиональная этика и этикет, культурология и межкультурная коммуникация, профессиональная риторическая культура преподавателя и др.
ФИЛОЛОГИЯ
Библиографический список
1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия. - Новосибирск. 2001.
2. Аннушкин В.И. Хрестоматия по риторике. Пермь, 1994.
3. Белозерцев Е.П. Профессиональная подготовка учителя-филолога. - М., 2002.
4. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. - Орел, 1998.
5 Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. - Орел, 2001.
6. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. В 3х томах. - Орел, 2007.
7. Красношлыкова О.Г. Имидж педагога - условие успешной профессиональной деятельности. - Кемерово, 2002.
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1973. - С. 48.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 6.
10. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 2002.
The summary Article is devoted an actual pedagogical problem? To formation of an image (image) of the modern teacher having salutary influence on an audience.
Key words: image, an image, the teacher-ritor, the rhetorical person, имиджелогия
L.N. KOLESNIKOVA
PROFESSIONAL IMAGE OF MODERN TEACHER