Научная статья на тему 'Театральные технологии как средство социализации будущих педагогов'

Театральные технологии как средство социализации будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / YOUNG SPECIALIST / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / THEATRICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриляка Наталья Леонидовна

В статье рассматривается проблема социализации обучающихся в системе высшего педагогического образования Донецкой Народной Республики путем использования театральных технологий как способа практической подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of socialization of students in the system of higher pedagogical education of the Donetsk People's Republic by using theatrical technologies as a way of practical training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Театральные технологии как средство социализации будущих педагогов»

Гавриляка Наталья Леонидовна,

начальник отдела по воспитательной работе ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

THEATRICAL TECHNOLOGY AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF FUTURE TEACHERS

В статье рассматривается проблема социализации обучающихся в системе высшего педагогического образования Донецкой Народной Республики путем использования театральных технологий как способа практической подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: модернизация, социализация, театральные технологии, молодой специалист, компетенции, высшее профессиональное образование.

The article deals with the problem of socialization of students in the system of higher pedagogical education of the Donetsk People's Republic by using theatrical technologies as a way of practical training of future teachers.

Key words: modernization, socialization, theatrical technologies, young specialist, competences, higher professional education

Главной задачей образовательной политики Донецкой Народной Республики является обеспечение качества образования, его соответствие потребностям общества и самой личности. Одним из важнейших приоритетов модернизации системы образования является создание условий для эффективного развития института студенческих инициатив.

Сегодня успешному специалисту необходимо владеть рядом личностных, межличностных и профессиональных компетенций, что позволит ему быстро адаптироваться в профессиональной среде, реализуя коммуникативные и управленческие практики.

Вопрос социализации молодежи Донбасского региона на сегодняшний день является достаточно актуальным, поскольку имеет новый качественный оттенок, связанный с необходимостью адаптации молодого поколения к реалиям сложной социально-экономической и политической ситуации,

радикальных общественных перемен и процесса кардинального реформирования образования.

Процесс социализации является темой дискуссий, которая вот уже почти на протяжении полутора веков занимает исследователей. Психолого-педагогический аспект социализации подрастающего поколения рассматривался такими классиками отечественной и зарубежной педагогики, как П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, С.И. Карцевский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Влияние исторических перемен на успешность социализации личности прослеживается в трудах В.С. Агеева, А.Г. Асмолова, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, М.С Кагана.

Прежде чем начать разговор о социализации обучающейся молодежи в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, уточним, что такое социализация.

Социализация - это многогранный процесс становления личности как члена общества, принятие его норм, культуры, ценностей, владение языком и определенными социальными нормами в разнообразных общественных взаимодействиях [5].

Социализация молодежи в образовательном учреждении включает в себя усвоение в период обучения знаний и умений, приобретение профессиональных и социально-психологических навыков, обеспечивающих успешную самореализацию в будущем.

В системе образования ключевой фигурой однозначно является педагог. Хорошо подготовленный учитель, его знания, компетенции и способности обеспечат успех всех образовательных реформ и, в конечном счете, стабильное развитие Донецкой Народной Республики.

Актуальность темы социализации будущих педагогов обусловлена трансформацией традиционной системы образовательно-воспитательного процесса высшего профессионального образования в систему иного качества,

которая способна подготовить молодую личность, входящую в динамичное и мобильное общество, действующую самостоятельно, принимающую правильные решения.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденному приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608, в образовательной организации высшего профессионального образования должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности [1].

Будущие педагоги в процессе обучения должны получить не только набор теоретических знаний, но и практические навыки в области личностных коммуникаций, включённости в профессиональную педагогическую деятельность, развития своих творческих способностей.

Таким образом, укрепляется интерес к избранной профессии, обучающиеся убеждаются в правильности профессионального выбора, что способствует их дальнейшей социализации.

Среди различных образовательных технологий, внедряемых в практику высшего педагогического образования, особого интереса заслуживают те, которые предусматривают субъектно-смысловое обучение с использованием игрового моделирования, коммуникативных ситуаций, импровизации, театральной педагогики. Эти технологии способствуют преобразованию информационной среды на основе освоения социального опыта, проявлению собственной творческой деятельности, волевому поведению и профессиональному общению.

Сейчас Донбассу нужны артистичные педагоги с большим диапазоном эмоций, способные творчески передать детям богатство культуры родного края. Дать однозначное толкование артистизма достаточно сложно. С одной стороны словарь современного русского литературного языка определяет артистизм как дар, а с другой - как продукт труда [4]. Педагогический артистизм - это некое

своеобразие учителя, его обаяние, экспрессия, живость, острота мысли, разнообразие интонаций и жестов, способность увлекать, перевоплощаться; это творческое мышление, стремление к нестандартным, креативным решениям.

Известно, что педагогическое мастерство - это выражение высшего уровня качеств учителя. И здесь следует сказать о педагогической технике, которой должен обладать профессиональный педагог, а именно, о навыках и умениях, которые позволяют учителю талантливее и ярче выразить себя, о педагогическом общении культуре речи (дикции, дыхании, интонации, голосе, грамотной речи и т.д.), демонстрации выразительных чувств, отношений, мимике.

Педагог, обладающий артистизмом, способен сформировать у ребенка личностную позицию на основе убеждений, которая не является набором определенных знаний, отношением к окружающему миру, а приводит к положительному отношению ученика к учебно-воспитательному процессу и иным воздействиям школы, выбору собственных средств самореализации.

Таким образом, одними из перспективных технологий в социализации будущих педагогов являются театральные технологии.

К сожалению, многие обучающиеся образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенно первокурсники, с трудом читают незнакомые тексты, неправильно ставят ударения, искажают слова, пропуская буквы, многие не могут правильно произнести сложные определения или термины. Пожалуй, любой преподаватель сможет привести такие примеры. Поэтому для будущих педагогов формирование речевых компетенций, техники и культуры речи жизненно необходимы.

В январе 2018 года при поддержке Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, а также благотворительного фонда «За будущее Донбасса», с целью систематизации направлений, связанных с социализацией обучающихся, то есть включением их в контексты и условия образовательной среды, определяющей личностное, межличностное и

профессиональное становление, рабочая группа Донецкого педагогического института приняла участие в работе II Всероссийской научно-практической конференции «Путешествие в мир проектов» в городе Астрахань Российской Федерации.

В Астраханском государственном университете педагоги Донецка ознакомились с программой социализации обучающейся молодежи. Так, наряду с получением теоретических знаний данная программа предусматривает овладение практическими навыками развития творческих способностей студентов, их личностных компетенций, включённости в профессиональную деятельность.

Программа социализации обучающейся молодежи учитывает современное состояние профессионального сообщества, охватывает основные направления социализации студентов, как классические, так и новые, освоенные лучшими университетами мира.

На протяжении пяти лет в Астраханском государственном университете осуществляется деятельность по освоению театральных технологий, которые предусматривают использование в образовательно-воспитательном процессе элементов театрального искусства: драматургии, режиссуры, актерского мастерства. Дисциплина по освоению театральных технологий включена в структуру основной образовательной программы высшего профессионального образования. В качестве наиболее распространенной организационной формы социализации студентов в рамках реализации театральных технологий применяется социальная проектная деятельность.

По нашему мнению, изучение опыта коллег Астраханского государственного университета, правильно организованный процесс социализации обучающихся в системе высшего педагогического образования поможет усовершенствовать процесс социализации будущих педагогов в системе образования Донецкой Народной Республики, поскольку необходимо

развивать внутренний потенциал каждой личности и её творческие способности.

Таким образом, можно говорить о необходимости включения в структуру основной образовательной программы высшего педагогического образования ДНР дисциплины по освоению театральных технологий.

Данный курс имеет междисциплинарный, интегративный характер и поэтому актуализирует приобретаемые навыки и знания, побуждает к творчеству, может всколыхнуть эмоции.

Театральные технологии тесно связаны с «Русской и детской литературой» (национальный фольклор, литературные жанры, в том числе, драматические; выразительное чтение прозы и поэтических произведений), «Русским языком и культурой речи» (в разделе «Орфоэпия»), «Риторикой» (в разделе «Техника речи»), «Фонетикой», «Логопедией», «Методикой преподавания технологий» (изготовление декораций, кукол, реквизита), с психологией (внимание, память, эмпатия, партнерское взаимодействие) и пр.

По нашему мнению, освоение театральных технологий, включение данной дисциплины в структуру основной образовательной программы высшего педагогического образования поможет в решении проблемы социализации будущих педагогов.

В заключении нужно отметить, что, конечно же, на сегодняшний день театральные технологии являются не главным и не единственным средством социализации будущих педагогов. Однако это одна из востребованных дисциплин, потому что «природа актерского и учительского таланта родственны по сути: речь идет о личности, стоящей перед людьми» [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608 [Электронный ресурс]. - режим доступа http://mondnr.ru/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14- bakalavriat/2129-gos-44-03-01-akademikheskiy-bakalavr (дата обращения: 27.03.2018).

125

2. Акрамова М. Т. Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя / М.Т. Акрамова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 287-290. — URL https://moluch.ru/archive/43/4652/ (дата обращения: 27.03.2018).

3. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально - культурной деятельности» / О.А. Антонова. - СПб., 2006.

4. Кругликова Л.Е. Большой академический словарь русского языка как продолжатель традиций русской академической лексикографии // Cuadernos de Rusística Española. — (8) 2012.

5. Луков Вал. А., Миневич Я. В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 54 с.

Надеина Лариса Евгеньевна

старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.2

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В

ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ

THE IMPORTANCE OF THE STUDENTS INDIVIDUAL WORK IN THE

STUDY OF ECOLOGY

В данной статье рассматриваются виды и принципы проведения самостоятельной работы студентов при изучении обязательной дисциплины «Экология».

Ключевые слова: экология, самостоятельная работа, экологические риски, загрязнение окружающей среды.

This article is devoted to the types and principles of students individual work during the study of the compulsory subject "Ecology".

Key words: ecology, individual work, environmental risks, environmental pollution.

Донбасс - это индустриально развитый регион с интенсивной нагрузкой на окружающую природную среду. По загрязненности окружающей среды Донецкий регион стабильно занимает первое место в Европе. Перед нашей Республикой стоят сейчас не только вопросы подъема промышленного потенциала, но и решения многих экологических задач, связанных с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.