Научная статья на тему 'Значение самостоятельной работы студента в изучении экологии'

Значение самостоятельной работы студента в изучении экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ENVIRONMENTAL RISKS / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL POLLUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надеина Лариса Евгеньевна

В данной статье рассматриваются виды и принципы проведения самостоятельной работы студентов при изучении обязательной дисциплины «Экология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the types and principles of students individual work during the study of the compulsory subject "Ecology".

Текст научной работы на тему «Значение самостоятельной работы студента в изучении экологии»

2. Акрамова М. Т. Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя / М.Т. Акрамова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 287-290. — URL https://moluch.ru/archive/43/4652/ (дата обращения: 27.03.2018).

3. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально - культурной деятельности» / О.А. Антонова. - СПб., 2006.

4. Кругликова Л.Е. Большой академический словарь русского языка как продолжатель традиций русской академической лексикографии // Cuadernos de Rusística Española. — (8) 2012.

5. Луков Вал. А., Миневич Я. В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 54 с.

Надеина Лариса Евгеньевна

старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.2

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В

ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ

THE IMPORTANCE OF THE STUDENTS INDIVIDUAL WORK IN THE

STUDY OF ECOLOGY

В данной статье рассматриваются виды и принципы проведения самостоятельной работы студентов при изучении обязательной дисциплины «Экология».

Ключевые слова: экология, самостоятельная работа, экологические риски, загрязнение окружающей среды.

This article is devoted to the types and principles of students individual work during the study of the compulsory subject "Ecology".

Key words: ecology, individual work, environmental risks, environmental pollution.

Донбасс - это индустриально развитый регион с интенсивной нагрузкой на окружающую природную среду. По загрязненности окружающей среды Донецкий регион стабильно занимает первое место в Европе. Перед нашей Республикой стоят сейчас не только вопросы подъема промышленного потенциала, но и решения многих экологических задач, связанных с

загрязнением окружающей природной среды выбросами и отходами промышленных предприятий. Следовательно, для становления молодой Донецкой Народной Республики требуется подготовка кадров, способных обеспечить ее экономическое развитие и наряду с этим решать экологическое проблемы.

И сейчас, несмотря на тяжелое время, когда идут боевые действия, разрушаются объекты техно-структуры, совершаются террористические акты, гибнут мирные жители, перед учебными заведениями стоят особо важные задачи:

- подготовка специалистов высокой профессиональной компетентности;

- качественное экологическое образование студентов всех направлений подготовки;

- формирование у будущих специалистов бережного отношения к окружающей природной среде.

Решать эти задачи должны высокообразованные энергичные специалисты - профессионалы.

Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; систематическое занятие самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда [1].

Система модернизации высшего образования определила подготовку не только «квалифицированного работника, ответственного, способного к эффективной работе по выбранной специальности на уровне мировых

стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности»[2, с. 107], но и на подготовку специалистов, способных к самостоятельной деятельности.

Студент педагогического вуза, будущий педагог, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Самостоятельная работа студентов является одной из форм учебного процесса, которая планируется и выполняется по заданию преподавателя и под его руководством.

В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа, которая формирует у студентов навыки пользования различными средствами информации с целью поиска необходимых знаний.

Основные цели самостоятельной работы студентов педагогических учебных заведений следующие:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение знаний, полученных в аудитории;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.

Особенно важна роль самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экология», которая основывается не только на теоретическом материале, на классических научных основах, но и на изучении экологических проблем родного края. Иными словами, изучение экологии воспитывает ответственность у будущих специалистов за нормальное состояние окружающей природной среды. При изучении экологических проблем,

связанных с деятельностью промышленных предприятий различных отраслей, необходимо четко знать какими вредными веществами загрязняется окружающая среда, какие технологические процессы приводят к наибольшему загрязнению и каким образом можно снизить выбросы, какие технические сооружения очищают воздушный и водный бассейны. При изучении и расчете экологических рисков студенты должны четко представлять объемы и степень опасности вредных веществ, находящихся в выбросах и отходах промышленных предприятий, их влияние на здоровье человека и количество случаев заболевания населения, проживающего вблизи объекта. Все эти вопросы прямо или косвенно касаются материала школьной программы естественных дисциплин, таких как: химия, математика, физика.

Но дело в том, что за последние два десятка лет школьная программа подвергалась нескольким реформам. Особенностью этих «реформ» является постоянное вымывание или уменьшение внимания на естественные дисциплины. В связи с этим не все вчерашние школьники, поступившие в высшие учебные заведения, владеют в достаточной мере знаниями школьной программы по естественным наукам. Пробелы в образовании произошли не только по объективным, не зависящим от них причинам, но и субъективным причинам. Поэтому студенты не в состоянии воспринимать лекционный материал дисциплин на должном уровне. Одним из методов стимулирования ликвидации этих пробелов в образовании и поддержания интереса к изучаемым дисциплинам является самостоятельная работа студентов. В материале лекций по экологии невозможно перечислить все примеры негативного воздействия человека на природу, особенно в промышленно развитом Донбассе. Студенты, изучая экологические проблемы на примере Донбасса или родного города (поселка), могут объективно оценивать состояние родной природы и, что самое важное, выявить нарушения и предлагать решения этих проблем.

Самостоятельная работа студентов может рассматриваться в следующих видах деятельности:

- подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, семинарским) и выполнение соответствующих домашних заданий;

- работа над отдельными темами школьной программы учебных дисциплин;

- выполнение письменных контрольных и курсовых работ, мультимедийных презентаций;

- анализ нормативно-правовой документации;

- участие в научных и научно-практических конференциях, круглых столах;

- посещение музеев, парков, ботанических и зоологических садов, дендрариев и других охраняемых объектов природы.

На лекционных занятиях студенты конспектируют материал лекции, эта работа может рассматриваться как самостоятельная и ее необходимо оценивать перед промежуточным и итоговым контролем. Это стимулирует студентов к работе над конспектом, в котором он также выполняет домашние задания по некоторым темам школьной программы, с обязательным последующим контролем и оцениванием преподавателя.

Особенностью самостоятельной работы может быть элемент упреждения изучения текущего материала, т.е. задания для студентов должны немного опережать материал лекций. Это повышает интерес и усваиваемость материала лекции, особенно при изучении обязательной дисциплины «Экология».

Студенты педагогического института должны не только приобрести знания по различным дисциплинам, но и приобрести навыки планирования домашней, самостоятельной работы и самоуправления в студенческой группе. Навыки планирования работы и опыт самоуправления необходимы будут педагогу в будущем при работе с учащимися. В каждой группе староста, имея план семинарских занятий и перечень работ, вынесенных на самоподготовку (включая решение задач), распределяет темы рефератов и докладов или сами студенты выбирают эти задания, а староста следит за выполнением этой

работы. При этом эффективность подготовки намного выше, т.к. студент выполняет задание не по принуждению в определенные преподавателем сроки, а по желанию и в запланированное студентом время. В этом и заключаются элементы стимулирования выполнения самостоятельной работы студентов.

В Донецком педагогическом институте в начале осеннего семестра 20172018 учебного года в группах были проблемы по выполнению самостоятельной работы, студенты приходили на семинарские занятия неподготовленными и без запланированных рефератов и докладов. После введения опыта по самоуправлению, ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас студенты с удовольствием готовят материалы по рефератам, докладам и даже появилась здоровая конкуренция: у кого лучше и интереснее самостоятельная работа. Также студенты предлагают рассмотреть подробнее интересующую их тему и подготовить материал по ней. Например, была проведена лекция на тему: «Звезды, белые карлики, черные дыры» с группой О-СДО-16/1 на занятиях по экологии.

Итак, самостоятельная работа студентов разнообразна и очень необходима, но принципы проведения ее для всех видов одинаковы:

- систематический анализ и объективная оценка работы студентов;

- конкретизация задания, т.е. доскональное объяснение студентам, что необходимо подготовить;

- использование различных методов стимулирования выполнения самостоятельной работы (поощрение, наказание и т.д.).

Итак, при подготовке грамотных профессиональных педагогов особую роль играет самостоятельная работа студентов, которая является одним фундаментальных принципов обучения и воспитания студенческой молодежи в духе любви и патриотического отношения к своей Родине. Будущее молодой Донецкой Народной Республики зависит от работы специалистов -профессионалов, которые будут не только восстанавливать промышленные,

сельскохозяйственные предприятия, но и улучшать экологическое состояние окружающей природной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.

2. Иванова Е.К. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект / Е.К. Иванова, И.А. Чемерилова // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 декабря 2015 г.). - Часть 4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 103 - 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.