Научная статья на тему 'Национально-гражданское воспитание студентов Донбасской национальной академии строительства и архитектуры'

Национально-гражданское воспитание студентов Донбасской национальной академии строительства и архитектуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко В.Н., Загоруйко Т.И., Тимошко Г.В.

В статье рассматриваются различные аспекты патриотического воспитания студентов украинских вузов и описывается опыт его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTC EDUCATION IN DONBASS NATIONAL ACADEMY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING

The article considers various aspects of patriotic education in the universities of Ukraine illustrated by the examples of real experience.

Текст научной работы на тему «Национально-гражданское воспитание студентов Донбасской национальной академии строительства и архитектуры»

УДК 37.035.7

Донбасская научная академия строительства и архитектуры

К. т. н., проф., проректор Левченко В.Н.

Доцент кафедры прикладной лингвистики и

этнографии Загоруйко Т.И.

К. психол. наук, доц. кафедры философии Ти-

мошко Г.В.

Украина, г.Донбасс

e-mail: Svitlicja@ukr.net

Donbass National Academy of Architecture and Civil Engineering

Candidate of technical sciences, full professor, vice-rector Levchenko V.N. The chair of applied linguistics and ethnology, prof. Zagoruyko T. I. The chair of philosophy, candidate of psychological sciences, full professor Timoshko G. V. Ukraine, Donbass e-mail: Svitlicja@ukr.net

В.Н. Левченко, Т.И. Загоруйко, Г.В. Тимошко

НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ДОНБАССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

В статье рассматриваются различные аспекты патриотического воспитания студентов украинских вузов и описывается опыт его осуществления.

V.N. Levchenko, G.V. Timoshko, T.I. Zagoruyko

PATRIOTC EDUCATION IN DONBASS NATIONAL ACADEMY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING

The article considers various aspects of patriotic education in the universities of Ukraine illustrated by the examples of real experience.

В июне 2007 в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры состоялась Всеукраинская научно-методическая конференция: «Актуальные проблемы воспитательной работы с молодежью в техническом вузе», на которой тематика обсуждаемых вопросов охватывала и проблемы национально-патриотического воспитания в системе подготовки специалистов технических специальностей. В докладах и рекомендациях секций представители разных вузов Украины и других зарубежных стран подчеркнули, что особую актуальность проблема национально-патриотического и гражданского воспитания приобрела сегодня и, прежде всего, в связи с процессами глобализации, ростом масштабов и темпов социальных, экономических и

© Левченко В.Н, Тимошко Г.В., Загоруйко Т.И., 2008

политических изменений, которые приводят к децентрализации как культуры в целом, так и личности в «пространстве культуры».

Именно поэтому одной из наиболее острых дискуссионных проблем в национально-гуманитарных науках последнего десятилетия является поиск современным человеком своей «идентичности» (национальной, духовной, культурной, социальной).

Преподавательский коллектив академии, выполняя социальный заказ государства, - подготовку инженеров-строителей и архитекторов, а также спе-

циалистов в области экономики и коммунального хозяйства, - проводит большую воспитательную работу со студентами, тем самым выполняя собственный гражданский и патриотический долг. И здесь все без исключения кафедры академии вносят свою лепту в дело воспитания будущих бакалавров и магистров. Квалифицированный, знающий, инициативный и ответственный специалист, покидающий стены вуза, - это будущий золотой фонд государства, который станет решающим фактором в определении будущих путей развития государства.

Все институты, факультеты и кафедры определили те дисциплины и формы учебной и внеаудиторной работы, которые наиболее эффективно способствуют не только подготовке специалистов, но и воспитанию их в национально-патриотическом, морально-этическом и гражданственном аспектах.

Например, Институтом городского хозяйства и охраны окружающей среды проводятся мероприятия, направленные на формирование у студентов чувства гордости за достижения в своей специальности, что и является начальным этапом воспитания национально-гражданского самосознания. Среди форм работы - дни кафедр, встречи с выпускниками предыдущих лет, встречи старшекурсников с руководителями предприятий, фирм, ведущими специалистами -выпускниками академии.

В Институте экономики, менеджмента и права в строительстве преподавание курсов «Основы менеджмента, маркетинга, бизнеса», «Управление малым бизнесом», «Процессы и эффективность управления организацией», «Психология управления» направлено на ознакомление будущих выпускников с адаптированными к отечественным условиям современными методами управления. Коллектив института ставит цель подготовить специалистов новой рыноч-

ной формации, способных при использовании полученных знаний обеспечить отечественным предприятиям реализацию инновационной модели их развития и долгосрочный выпуск конкурентоспособных товаров.

Цикл экономических дисциплин играет особую роль, т.к. формирует у студентов понимание места и роли Украины в широком экономическом пространстве, позволяет оценить социально-экономическую ситуацию в стране с позиции ее гражданина, уяснить роль современного экономиста и менеджера в общественном производстве в условиях рыночных трансформаций, способствует выработке практических навыков решения проблем региональной и национальной экономики. В каждой теме делаются акценты на проблемы и успехи экономического и социального развития Украины, ее экологической безопасности. В национально-гражданском воспитании студентов института экономики немаловажную роль играет практика выполнения дипломных проектов на материалах конкретных предприятий. Это позволяет им лучше узнать проблемы промышленного развития Донбасса, способствует установлению связи с местными предприятиями.

Целый ряд дисциплин, читаемых кафедрой архитектурного проектирования, также имеет широкие возможности для национально-патриотического воспитания, изучения основ народных архитектурных традиций Украины в целом и ознакомления с архитектурно-культурным наследием нашего региона. В частности, среди учебных дисциплин, обладающих такими возможностями, можно назвать: «Историю архитектуры Украины», «Ландшафтную архитектуру», «Архитектуру региона» и др. В рамках обмерной и ознакомительных практик студенты 1-го курса знакомятся с памятниками истории, архитектуры и культу-

ры Украины, а в осеннем семестре под руководством преподавателей кафедры участвуют в ежегодных выставках студенческих работ, посвященных изучению архитектурного и культурного наследия многих городов Украины (Донецка, Львова, Одессы, Чигирина и др.).

Профессиональное воспитание студентов академии, которому постоянно уделяется внимание, рассматривается нами как неотъемлемая часть гражданского воспитания молодежи. Важный аспект здесь - выступления на академических часах с беседами и докладами профессионально-ориентированной тематики заведующих кафедрами и ведущих преподавателей академии.

При чтении лекций по специальным и общетехническим дисциплинам освещаются достижения украинской науки, раскрывается роль отечественных ученых в развитии теоретических и прикладных исследований, в становлении и развитии научных направлений и школ. При этом особое внимание уделяется и социальным аспектам исследований в области создания комфортных и безопасных (в том числе и экологически) условий работы и жизнедеятельности.

Безусловно, большие возможности для воспитания патриота и гражданина заложены в научно-исследовательской работе студентов. Участие в Международных и Всеукраинских конкурсах, олимпиадах, конференциях воспитывает у студентов самоуважение, готовность плодотворно работать ради поставленной цели. И не только призовые места (но и просто участие в международных конкурсах) способствуют воспитанию у молодежи национально-патриотических и гражданских чувств. Так, например, только в истекшем году 17 студентов -выпускников архитектурного факультета участвовали в международном конкурсе дипломных проектов (октябрь 2007) и все 17 были удостоены наград. Думаем, что

такие специалисты смогут внести достойный вклад в развитие отечественной архитектурной науки. Подобным успехам студентов способствует в немалой степени и то, что преподаватели кафедры архитектурного проектирования активно привлекают студентов факультета к кафедральной научно-исследовательской работе на тему «Исследование развития проблем архитектуры и градостроительства Донбасского региона».

Вопросам изучения историко-архитектурного наследия г. Донецка и городов Донецкой области посвящены также научно-исследовательские работы соискателей, магистрантов, дипломные работы бакалавров и специалистов.

А такие научные темы, разрабатываемые кафедрой истории и политологии, как «История Украины», «Экономика, политика, культура как главный фактор национального государственного развития» всем своим содержанием направлены на национально-гражданское воспитание студенчества. Большие воспитательные возможности имеет и научно-исследовательская тема кафедры философии: «Проблема человека в историко-философском и социально-философском дискурсе».

На VI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2007 г.) студентами академии под руководством преподавателей гуманитарного факультета было представлено около 140 докладов, связанных с историей Украины, ее политическими проблемами, развитием философской мысли, исследованием украино-ведения, украинской литературы и языка, а также с сопоставительным изучением взаимосвязей языка и общества народов разных стран.

Наибольший вклад в дело национально-патриотического воспитания, конечно, вносят кафедры факультета гуманитарной подготовки: философии, исто-

рии и политологии, прикладной лингвистики и этнологии, проводящие мероприятия как в рамках учебного процесса, так и во внеучебное время. И стержнем этой работы являются преподаватели секции украинского языка и народоведения, которые не только сами ведут большую работу со студентами, но и помогают создать методическую базу для кураторов академических групп других кафедр, издавая ежегодно серию методических пособий «Библиотечка куратора», посвященную вопросам национально-патриотического и гражданского воспитания. Бесценны для патриотического воспитания молодежи воспоминания участников и очевидцев Великой Отечественной войны. В серии «Библиотечка куратора» изданы воспоминания участника молодежного движения сопротивления в г. Макеевке Е.С. Кленцева «Воспоминания молодого патриота» и воспоминания д.ист. н. профессора, зав. каф. истории и политологии М.П. Паринова «Как это было».

Большое воспитательное значение имеют и воспоминания к.ф.н. профессора, зав. каф. «Прикладная лингвистика и этнология» Намакштанской И.Е., посвященные описанию национальных особенностей вербального и невербального этикета студентов из Монголии, Швеции, Палестины, Чили, Ливана, а также других стран Африки и Латинской Америки.

Преподаватели секции украинского языка и народоведения национально-патриотическое воспитание каждого студента осуществляют через комплекс разработанных или воспитательных направлений, среди которых, прежде всего, следует назвать языковое воспитание в аудиторных и внеаудиторных условиях, т.к. изучение родного языка (государственного) - очень важная составляющая национально-патриотического воспитания личности. Украинский язык в силу своего исторического развития стал ос-

новным признаком украинской национальной идентификации. Язык - это своеобразное силовое поле, в котором растет нация, он обеспечивает ее жизненную энергию и гарантирует длительную историческую перспективу. История языка и культуры через призму истории общества, история общества и культуры через призму истории языка - главный подход преподавателей секции к национально-патриотическому и гражданскому воспитанию студентов.

Курс «Украиноведение» включает вопросы обоснования культурно-исторических эпох, литературных направлений, освещает жизненный и творческий путь выдающихся украинцев, особенности их мировоззрения. Важное место принадлежит и изучению выдающихся памятников украинской письменности и культуры, созданных как на территории Украины, так и за ее пределами. Особое значение таких занятий - они способствуют популяризации архитектурных, религиозных, музыкальных и т.д. традиций, а также глубокому ознакомлению студентов с народными обрядами и празднованиями.

Обучающая и воспитательная функции лекций и семинарских занятий по украиноведению, а также практических занятий по украинскому профессиональному языку тесно переплетены. Учебные материалы тщательно отбираются и методически обрабатываются по критерию важности их украиноведческо-го содержания и воспитательного воздействия.

Следующее направление работы этой секции, учитывающее региональные особенности Донбасса, - создание украиноязычной среды. С этой целью все помещения кафедры тематически оформлены. Систематически обновляются «Окна кафедры», среди экспонатов которых выставки работ студентов „Це наша Бать-ювщина", „Мальовнича Украша", „Пол-

тавщина", „Донеччина", выставки репродукций картин украинских художников и т.д.

При секции украинского языка и народоведения более 10 лет функционирует научно-методический центр «Свiтлиця», где представлены экспонаты народной украинской культуры. Здесь ведутся занятия по украиноведению, работают кружки по изучению народных промыслов и ремесел, украинского быта, традиций и обычаев украинцев. «Св^лиця» - это фактически этнографический музей, в оборудовании которого активно участвовали студенты разных курсов и факультетов. НМЦ «Св^лиця» обеспечен экспонатами, собранными в Донецкой, Полтавской, Луганской, Днепропетровской, Львовской, Сумской и других областях Украины.

Научно-исследовательская работа студентов - еще одно важное направление комплекса национально-патриотического воспитания секции украинского языка и народоведения, поскольку украиноведенческая тематика создает предпосылки для заинтересованного изучения студентами родной культуры, в процессе чего и формируется национальное самосознание личности. Среди тем, предлагаемых студентам для исследования, можно назвать следующие: «Украинская ментальность - украинский характер», «Наш край в легендах, песнях, сказаниях», «Государственная символика», «Украинская мораль во фразеологических единицах» и многие другие.

Результаты, достигнутые объединением творческой и практической деятельности, всегда надолго остаются в памяти, особенно в памяти молодых людей. Для ста тридцати студентов разных курсов архитектурного факультета таким памятным событием стало участие в создании иллюстраций к «Украинско-англо-русскому иллюстрированному

фразеологическому словарю», подготовленному преподавателями кафедры прикладной лингвистики и этнологии. Такое приобщение к истокам народной мудрости - чрезвычайно эффективный путь воспитания этических, моральных и патриотических чувств.

Следующей совместной работой преподавателей и студентов стала подготовка к изданию календаря знаменательных дат 2008 г. «Украина и мир в часовом измерении. 2008 год» (56 студентов экономического, архитектурного и механического факультетов оказали помощь в отборе и распечатке материалов, а также в оформлении обложки книги). Кроме того, студенты совместно с преподавателями украинского языка участвуют в подготовке к выпуску студенческой газеты «Св^лиця», имеющей украиноведче-ское содержание (выходит 6 раз ежегодно).

Немаловажную роль играют в воспитательной работе и внеаудиторные мероприятия, среди которых: ежегодные студенческо-преподавательские конференции «Духовные чтения» в Святогор-ске, вечера поэзии, музыкальные вечера, встречи с народными мастерами, журналистами, поэтами и т.д. Например, студенты с большой заинтересованностью приняли участие во встрече с трио бандуристок «Чернобривщ» (село Макеевка), в экскурсии в Святогорскую Лавру и Музей народной сельской архитектуры в с. Прелестном и т.д.

Для ознакомления студентов с европейской культурой и её национальными особенностями в НМЦ «Св^лиця» создана экспозиция экспонатов национальных культур России, Белоруссии, Польши, а также уже около 10 лет работает НМЦ «Шведская комната», где для студентов, преподавателей и гостей систематически проводятся беседы о системе образования в Швеции, молодёж-

ной политике, национальной культуре и экологическом воспитании шведов.

Если украиноведенческая и народо-веденческая направленность абсолютно естественны в деятельности преподавателей секции украинского языка и народоведения, то хотелось бы отметить и другие гуманитарные кафедры, которые нашли свои формы работы в этом направлении. Например, кафедра истории и политологии систематически проводит в общежитии беседы со студентами. Одна из тем: «Языковая политика в Украине и студенчество». На кафедре философии организованы кружки по изучению отечественной философской мысли, где рассматриваются вопросы духовных и материальных основ развития украинской национальной культуры и где, в частности, рассматривались такие проблемы, как «Философия Киево-Могилянской Академии и деятельность Петра Могилы», «Митрополит Дмитрий Ростовский - выдающийся мыслитель и представитель украинской культуры барокко». При кафедре работает школа факультета культуры: «История и теория отечественной духовной культуры», а также проводятся заседания философского клуба. Именно благодаря этим занятиям студентам и преподавателям удается прикоснуться к той сфере национальной культуры, которая создавалась и сохранялась тысячами поколений. Проведены заседания философского клуба, посвященные философским аспектам творчества Н.В. Гоголя, 285-летию первого украинского философа Григория Сковороды и Святой Софии Киевской как источнику духовной мудрости украинского народа.

Большими возможностями для национально-гражданского воспитания обладают тематические академические часы. В тематике этого учебного года 20 тем имеют ярко выраженную национально-гражданскую направленность. Напри-

мер, «Ценностные ориентации в современном мире» (доц. Волошенко В.О.), «Проблемы повышения совершенствования гражданской активности молодежи в условиях демократических трансформаций» (доц. Коваленко В.Г.), «Пути укрепления экономической безопасности Украины» (доц. Тарханова Н.А.), «Правовые принципы развития и состояние демократического общества в Украине» (ст. преподаватель Чангли В.С.), «Пантелеймон Кулиш: первая попытка составления биографии Н.В. Гоголя» (проф. Намакштанская И.Е.), «Происхождение украинских фамилий» (асс. Новикова Ю.Н.) и др. Особо следует отметить беседы, предлагаемые студентам председателем совета ветеранов Сергеевым Е.Н., посвященные истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и развитию вооруженных сил Украины. Сейчас, когда участников этой войны становится все меньше и меньше, а многие из тех, кто живы, уже не в состоянии выступать перед молодежью, беседы на военную тему, демонстрация подлинных документальных фильмов о войне в киноаудиториях академии становится делом первостепенной важности.

Среди других внеаудиторных мероприятий необходимо отметить уже сложившиеся традиции проведения Институтом городского хозяйства Дней института, которые последние два года имеют национально-гражданскую направленность. Первый из таких Дней в 2007 г. был посвящен Масленице, в его проведении использовались фольклорные мотивы, а второй был посвящен защите и охране окружающей среды. Такой подход направлен на воспитание студента-гражданина и заботливого отношения у него к национальным духовным и природным богатствам.

Идеей гражданского воспитания пронизаны заседания дискуссионного клуба по политологии «Демократия и

права человека: украинский контекст» и дискуссионного клуба по истории «Украина вчера, сегодня, завтра», одно из заседаний которого было посвящено теме: «Отношение молодежи сегодня к политическим процессам в Украине».

Одним из эффективных способов воспитания у студентов гражданского сознания являются Дни донора, проводимые в академии дважды в год. В 2006/2007 учебном году 209 студентов и осенью 2007 г. еще более 100 человек безвозмездно сдали кровь, так необходимую больным людям.

Не менее гуманными и патриотическими являются и благотворительные акции, которые проходят в академии. В прошлом году прошли три благотворительные акции (в октябре, декабре и мае) по сбору вещей и средств для ВИЧ-инфицированных детей, для детей-сирот и детей-инвалидов детства. В общей сложности нами перечислено в различные детские фонды около 7000 тысяч гривен. В декабре 2007 г. состоялся благотворительный концерт в поддержку ВИЧ-инфицированных детей, находящихся в доме ребенка в Червоногвардей-ском районе г. Макеевки, в ходе которого студентами, преподавателями и сотрудниками было собрано более 5 тысяч гривен.

Необходимо отметить и возросшую роль студенческих общественных организаций в проведении как подобных мероприятий, так и многих других. Все благотворительные акции - это инициатива студенческого актива, который приложил максимум усилий для их успешной реализации.

Еще одно мероприятие, проведенное в академии силами студенческой секции профкома, имеет ярко выраженный воспитательный характер - это пятидневная выездная смена молодежных лидеров «Школа патриотов». Цель «Школы» - подготовка студенческих лидеров, развитие у них умения работать в команде, аргументированно убеждать, органи-

зовывать коллектив и мотивировать свои действия.

Особая роль в закладывании фундамента национально-гражданского воспитания отводится функционирующему при академии лицею, в котором многие проводимые в учебное и внеучебное время мероприятия направлены на привитие интереса и любви к национальной культуре и традициям. Поступая в академию, выпускники лицея уже морально сориентированы на причастность к национальной идее и являются хорошими помощниками кураторов групп в организации этой работы.

Вузовский спорт - еще одна неотъемлемая составная патриотического воспитания. В прошлом учебном году 56 студентов академии приняли участие в 17 международных спортивных соревнованиях и заняли 7 первых, 13 вторых и 6 третьих мест, а также 23 призовых места - в национальных соревнованиях. Студенты охотно участвуют в массовом кроссе, посвященном дню Победы, и военно-спортивной эстафете.

Любовь и уважение студентов к своей стране рождается в том числе и от уважения к их Alma Mater. Не один год совет по воспитательной работе выкристаллизовывает и отрабатывает традицию празднования в академии Международного дня студентов. «Студенческий Олимп» сегодня - это не традиционный праздник с несколькими выступающими и номерами художественной самодеятельности. Это - праздник лучших студенческих групп академии, популяризация их талантов и опыта, демонстрация того, на что способен студенческий коллектив. И практически в каждом выступлении групп звучат слова благодарности академии и преподавателям.

2007 год был годом 35-летия академии и 60-летия начала подготовки инженеров-строителей в Донбассе. ДонНАСА имеет серьезные достижения в разных сферах своей деятельности. Кропотливую работу по воспитанию гражданина и патриота своей страны нельзя оценить количественными показателями, но то, что

она является неотъемлемой составляющей деятельности академии, ее профессорско-преподавательского коллектива и

УДК 37.04

молодежных организаций - неопровержимый факт.

Донбасский национальный медицинский университет им. М. Горького К. филол. наук, доц. Шкут Л.И. Украина, г. Донбасс e-mail: Svitlicja@ukr.net

Donetsk National Medical Academy Сandidate of philological sciences, professor Shkout L.I. Ukraine, Donbass e-mail: Svitlicja@ukr.net

ЛИ. Шкут

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РКИ

В статье рассматривается значение и влияние ситуативного обучения на формирование и развитие коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Акцентируется внимание на профессионально-ориентированном обучении, моделировании коммуникативных ситуаций и на занятиях творческого характера.

L.I. Shkout

THE FORMING OF THE FOREIGN STUDENTS' PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE AT DIFFERENT STAGES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article describes significance and influence of situative teaching on the forminf and development of foreign students' communicative competence. Special attention is paid to the professionally-oriented approach, to the modelling of communicative situations and creative tasks.

Коммуникативная направленность обучения русскому языку как иностранному обусловила поиск наиболее эффективных принципов организации и интенсификации учебного процесса.

Коммуникативный подход в методике - это подчинение всех составляющих одной цели: язык является инструментом общения, он функционирует и усваивается в процессе взаимодействия людей (Пассов Е.И, Зимняя И. А., Леонтьев А.А. и др.). Следовательно, необходимо интенсифицировать обучение иностранному языку на основе коммуникативных требований, т.е. главная задача:

самыми разнообразными методами и приёмами достичь конечного результата - профессионально-ориентированного

© Шкут Л.И., 2008

общения на русском языке. При таком подходе мотивированный учебный материал позволяет иностранному студенту решить большинство коммуникативных задач на специальных кафедрах медико-биологического профиля.

Как показывает практика, «коммуникативно-содержательные формы работы» помогают учащимся закрепить и активизировать лексико-грамматический и речевой материал с учётом мотивов рече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.