Научная статья на тему 'Требования к профессиональным навыкам педагогов'

Требования к профессиональным навыкам педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL SKILLS / ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ / FIRST AID / EACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Екатерина Андреевна, Некрылов Иван Викторович

В статье рассмотрены требования к навыкам педагогов. Выявлена необходимость подготовки навыком оказания первой медицинской доврачебной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the requirements to the skills of teachers. The need for training in the provision of first-aid first aid has been identified.

Текст научной работы на тему «Требования к профессиональным навыкам педагогов»

создания команды единомышленников, развития партнёрских отношений, что необходимо для коллективного принятия решений, развития творческого потенциала участников тренинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология формирования команды / В.В. Авдеев. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 544 с.

2.Донцов А. И. Группа - коллектив - команда // Социальная психология в современном мире / А.И. Донцов. - Москва: Аспект Пресс, 2002. - С. 96 - 114.

3. Карякин А. М. Командная работа: основы теории и практики / А.М. Карякин. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. - 136 с.

4. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений / А.П. Панфилова. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2007. - С. 211 - 230.

5.Сатран Г. Н. Тренинг командообразования / Г.Н. Сатран. - СПб: Речь, 2005. - 187 с.

6.Хрящёва Н. Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящёва. - СПб.: Речь, 2001. - 250 с.

Панасюк Екатерина Андреевна

кандидат экономических наук

Некрылов Иван Викторович

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.14.014.13

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПЕДАГОГОВ REQUIREMENTS FOR THE PROFESSIONAL SKILLS OF TEACHERS

В статье рассмотрены требования к навыкам педагогов. Выявлена необходимость подготовки навыком оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Ключевые слова: педагог, профессиональные навыки, первая доврачебная помощь.

The article considers the requirements to the skills of teachers. The need for training in the provision of first-aid first aid has been identified.

Key words: teacher, professional skills, first aid.

Педагог - это уникальная профессия, так как она предусматривает обучение и воспитание категорий населения - детей, подростков, взрослых.

Требования к профессиональным навыкам педагога, с одной стороны остаются постоянными, с другой стороны меняются с течением времени в зависимости от социальных условий, в которых происходит обучение. Таким образом, требования к педагогу в Африке будут существенно отличаться от требований в Европе, хотя цель у педагогов будет одна - научить, передать знания и опыт.

Изучение требований работодателей к профессиональным навыкам педагогов [1 - 3, 10] выявило их конкретность. По их мнению, успешный педагог должен:

- быть уверенным пользователем ПК, в том числе владеть цифровыми инструментами коммуникации (социальные сети, программы-коммуникаторы);

- знать специализированные компьютерные программы;

- иметь опыт классного руководства и навыки репетиторства;

- иметь грамотную письменную и устную речь;

- знать деловой этикет, в том числе иметь навыки общения в профессиональной среде;

- использовать собственные методики проведения занятий;

- обладать навыками организации учебного процесса, в том числе составления календарных планов и планов уроков, ведения учебной документации;

- знать педагогику и психологию преподавания;

- уметь заинтересовать учеников;

- осуществлять самостоятельные исследования, в том числе иметь навык написания научных работ;

- иметь навыки проведения контроля знаний учеников;

- уметь проводить интерактивные занятия;

- разрабатывать индивидуальные программы обучения и применять их;

- иметь навык саморазвития, в том числе мотивацию к этому процессу.

Таким образом, навыки профессиональной деятельности педагога,

которые в первую очередь интересуют работодателя, связаны непосредственно

с педагогической деятельностью, в меньшей степени учитывая воспитательную составляющую. При этом одним из основных замечаний работодателей к новым педагогам становится то, что знания и навыки, получаемые в высших и средних образовательных организациях, могут быть не востребованы, или у выпускников отсутствует навык их использования. Чтобы практика не была оторвана от теории, т.е. выпускники педагогических образовательных организаций соответствовали требованиям рынка труда, необходимо приобретение вышеобозначенных навыков во время обучения. Основные требования к умениям или компетенциям выпускников закреплены в государственных образовательных стандартах.

Согласно ГОСВПО Донецкой Народной Республики по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01 и 44.03.05) выпускники программ бакалавриата должны выполнять такие виды профессиональной деятельности как: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская, а также проектная (для 44.03.05). При этом в перечне профессиональных задач, помимо сугубо педагогических или воспитательных, также обозначены требования по «обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса» [5, 6], а среди общекультурных компетенций: «готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность», «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций» и «готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся». Т.е. наличие данных компетенций в ГОСВПО говорит о том, что в обязанности педагогов помимо обучения и воспитания, так же входит обеспечение безопасности ребенка во время учебного процесса. Таким образом, в учебные планы будущих педагогов должны быть включены дисциплины предполагающие, как изучение безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, так и охраны труда.

В настоящий момент, нормативными документами республиканского уровня предусмотрено включение в учебный план ВПО дисциплин, направленных на частичную реализацию вышеназванных компетенций (Основы охраны труда, Охрана труда в отрасли, Физическая культура, Прикладная физическая культура). Еще одной дисциплиной повсеместно распространенной в учебных планах как СПО, так и ВПО является «Безопасность жизнедеятельности». Однако, как показывает практика, большинство студентов относятся к данным дисциплинам «несерьезно», не соотнося их с будущей профессиональной деятельностью, уделяют недостаточно внимания, если, конечно, это не связано «с получением оценки на стипендию». К тому же работодатели на этапе отбора кандидата на вакансии, также не предъявляют требования к подобным знаниям и навыкам, если они не связаны с проведением одноименных дисциплин.

С другой стороны, статистика показывает, что детский травматизм растет. Так, согласно исследованиям проведенных в Росси в 2014 г.:

- каждые 76 минут от травм погибает 1 ребенок;

- каждые 67 секунд госпитализируется 1 ребенок;

- каждые 10 секунд регистрируется одна детская травма;

- ежегодно регистрируются травмы у каждого 8-9 ребенка;

- ежегодно требуется помощь от полученных травм каждому 2-3 ребенку;

- каждый 3-4 умерший ребенок погибает от травм [7].

Наиболее частыми детскими травмами являются: вывихи и переломы (35%), ушибы (27%), колотые раны и порезы (20%), ожоги (13%), прочее (5%) [6].

Основными причинами смертности детей в мире, в Европе - 12 и в России являются 7 причин: дорожно-транспортный травматизм, утопления, пожары, убийства как последствия войн, падения, отравления и самоубийства

Согласно мировой статистике 90% травм у детей - результат непреднамеренных или случайных происшествий, но около 830 млн. ежегодно или 2,3 тыс. детей ежедневно умирают от таких травм. Однако больше 40% травмированных детей были бы живы, если бы им была оказана своевременная помощь [8].

Таким образом, стоит вопрос не только о профилактике детского травматизма как такового, но и компетентности людей, которые первыми оказываются на месте происшествия, т.е. непосредственной реализации вышеобозначенных требований. С учетом того, что на школьный и спортивный травматизм (во время занятий) приходится по 20-25%, то первым, кто оказывается возле пострадавшего, является преподаватель (учитель, воспитатель, тренер), и именно от его квалифицированной первой помощи зависит будущее потерпевшего.

В п. 1 ст. 38 «Закона об образовании» сказано, что «охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;.. .пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.». При этом оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, а образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медиков (п. 3 ст. 38).

Таким образом, с одной стороны педагог обязан владеть приемами оказания первой медицинской помощи, с другой не имеет право их применять, кроме как в условиях чрезвычайных ситуаций [4, 5]. Согласно Закону ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№1-67П-НС от 20.02.2015): чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на

водном объекте, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [9]. Возникает закономерный вопрос: что делать педагогу, если «чрезвычайной ситуации» нет в глобальном масштабе, но она есть в локальной организации (например, ребенок упал и получил травму)? Алгоритм действий понятен: вызвать штатного медработника или скорую медицинскую помощь и оказать первую доврачебную помощь - комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. С учетом того, что правильное оказание первой доврачебной помощи в первые минуты, и даже секунды, после наступления травмы способно значительно сказаться на дальнейшей жизнедеятельности пострадавшего, особое внимание при подготовке будущих педагогов должно уделяться получению практических навыков. Особенно это актуально в сложных социальных условиях, в которых приходится работать образовательным организациям Донецкой Народной Республики.

В связи с этим среди компетенций педагогов должна быть не только «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций», но и право использовать навыки первой помощи, -закрепленное законодательно. Так как в настоящий момент, педагог оказывается юридически незащищенным: если, в случае наступления травмы у ребенка, он не окажет помощь пострадавшему - будет виноват, но если окажет, то тоже будет виноват, так как не имел права. И тут возникает гуманистическая дилемма, что выбрать: попытку спасти жизнь или ждать помощи извне? Как правило, большинство выбирает первое (юридическая практика показывает, что суд снисходительно относится к такому поведению, при условии сохранения жизни и здоровья пострадавшего).

Таким образом, начальная медицинская подготовка педагогов - это необходимость. Внедрение в учебные планы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01 и 44.03.05) дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и т.п. является актуальным и своевременным. При этом тематическая программа данных курсов должна быть наполнена практическими занятиями с отработкой пройденного материала, закреплением знаний и навыков. Полученные знания и умения позволят педагогам правильно организовать работу, как по снижению травм, так и в случае их наступления, минимизации тяжелых последствий для пострадавшего. Работодатели, в свою очередь, должны уже при первоначальном отборе на вакансию предъявлять требования к педагогам в области первой медицинской помощи и здорового образа жизни, а не только тогда, когда эти навыки необходимо было применить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональные навыки учителя (педагога) [Электронный ресурс] // MASTER-REZUME.COM URL: http://master-rezume.com/professionalnye-navyki-v-rezyume/professionalnye-navyki-uchitelya (дата обращения: 20.02.2018).

2. Резюме учителя: советы и рекомендации по составлению [Электронный ресурс] // Businessman.ru URL:https://businessman.ru/new-rezyume-uchitelya-sovety-i-rekomendacii-po-sostavleniyu.html (дата обращения: 20.02.2018).

3. Современный учитель: 5 навыков и инструменты для их развития [Электронный ресурс] // Мобильное электронное образование URL: https://mob-edu.ru/blog/articles/sovremennyj-uchitel-5-navykov-i-instrumenty-dlya-ix-razvitiya/ (дата обращения: 20.02.2018).

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр") [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки ДНР URL: http://mondnr.rn/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14-bakalavriat/1044-gos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki (дата обращения: 20.02.2018).

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация "академический бакалавр") [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки ДНР URL: http://mondnr.ru/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14-bakalavriat/2129-gos-44-03-01-akademicheskij-bakalavr (дата обращения: 20.02.2018).

6. Краткий обзор детского травматизма в России [Электронный ресурс] // Яндекс URL: https://2014.oprf.ru/candidates/person/547/download/file/491/. (дата обращения: 01.03.2018).

56

7. Профилактика травм в старшем школьном возрасте. [Электронный ресурс] // Myshared.ru URL: http://www.myshared.ru/slide/1179437/ (дата обращения: 01.03.2018).

8. Лето без детских травм: памятка для родителей [Электронный ресурс] // Korins. Клуб журналистов URL: http://www.korins.ru/posts/490-sogaz-proanaliztroval-detskiy-travmatizm (дата обращения: 01.03.2018).

9. Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№1-67П-НС от 20.02.2015) [Электронный ресурс] // Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР URL: http://dnmchs.ru/uploads/zakony/4_Zakon_DNR_o_zashchite_naseleniya_i_ territoriy_ot_CHS.pdf (дата обращения: 05.03.2018).

10. Новые образовательные стандарты: развитие, диагностика и оценка компетентностей учащихся. Компетентности современного педагога. [Электронный ресурс] // Яндекс. Форум. URL: http://wap.khutorskoy.borda.ru/?1-27-0-00000001-000-0-0 (дата обращения: 05.03.2018).

Шулак Вадим Леонидович,

учитель общественных дисциплин, высшая категория, МОУ «Школа №1 города Докучаевска»,

(г. Докучаевск, ДНР)

УДК 378.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНТЕЗА ТЕХНОЛОГИЙ В

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

MHETODOLOGICAL ASPECTS OF TECHNOLOGY SYNTHESIS IN THE SYSTEM OF EDUCATIO

В статье рассматриваются методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. Для формирования компетентностей применяются инновационные подходы путем адаптации педагогических технологий. В процессе комплексного использования различных педагогических технологий возникают новые синтез-технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, синтез-технология, компетентность, инновационность.

The article deals with methodological aspects of technology synthesis in the education system. Innovative approaches are used to form competencies by adapting pedagogical technologies. In the process of complex use of various pedagogical technologies, new synthesis technologies are emerging.

Key words: pedagogical technology, synthesis-technology, competence, innovation.

Технологии, применяемые в системе образования, всегда были в поле зрения государства и его институтов, поскольку созидание мировоззренческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.