http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 37
Людмила Сергеевна Романова,
кандидат технических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: Kurlser@yandex.ru
Подготовка будущих педагогов к обеспечению детской безопасности на дороге и в транспорте
Подготовка детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении является важнейшим направлением деятельности образовательных организаций дошкольного, начального и общего (среднего) образования в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет уровень теоретической и методической подготовки педагогов, организующих обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте. Ключевая роль в системе основного общего образования по подготовке обучающихся безопасному поведению на дороге принадлежит учителю основ безопасности жизнедеятельности. В статье рассматривается подготовка будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности к обеспечению детской безопасности на дороге и в транспорте с учётом требований образовательных стандартов основного общего и высшего педагогического образования (ФГОС ООО и ФГОС ВО). Представлены уровни сформированности компетенций бакалавров педагогического образования по учебной дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте» и предметные результаты обучающихся в области дорожной безопасности. Рассмотрено содержание практических работ в разработанном автором учебно-методическом пособии «Безопасность на дороге и в общественном транспорте». Выявлена взаимосвязь результатов обучения будущих педагогов и предметных результатов обучающихся.
Ключевые слова: безопасность на дороге и в транспорте, образовательный стандарт, учебно-методическое обеспечение, предметные результаты обучающихся, результаты обучения бакалавров, профессиональные задачи педагога
Введение. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Подготовка детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении является важнейшим направлением деятельности образовательных организаций дошкольного, начального и общего (среднего) образования в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Уровень дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков на протяжении многих лет остается достаточно высоким. В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет уровень теоретической и методической подготовки педагогов, организующих обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте [7]. Задача будущего учителя - не только привить знания и умения по учебному предмету, но и воспитать культуру поведения в обществе. Современный выпускник вуза наряду со специальными знаниями и умениями должен быть компетентным и в области безопасности жизнедеятельности на дорогах, то есть:
- осознающим приоритетность соблюдения правил дорожного движения;
- понимающим необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека;
- готовым к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз на дороге;
- способным адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребёнка к условиям безопасного дорожного движения.
Большая роль в решении данных проблем отводится законодательству РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 г. № 1995-р «О Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"», Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
© Романова Л. С., 2017
43
На практике вопросы детской безопасности на дорогах и в транспорте рассматриваются специалистами ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения» в разработанной «Концепции непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности», практическом пособии «Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге» (г. Москва), специалистами ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» в пособии «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге» (г. Казань), преподавателями Санкт-Петербургского университета МВД России в учебном пособии «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях» [5]. Сотрудниками региональных ГИБДД разрабатываются различные методические материалы по обеспечению безопасности детей на дорогах.
Научное обоснование проблем обучения и воспитания детей и подростков в области безопасного поведения в окружающей среде рассматривается в работах Е. И. Толочко, З. В. Шаки-ровой, В. А. Читалиным, А. А. Изюмского и др. В исследовании Г. В. Чмыховой рассмотрена программа подготовки педагогов дополнительного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дороге. Р. Ш. Ахма-диева в своих научных работах рассматривает безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющую профессиональной компетенции будущего педагога Научное исследование Н. Н. Пискарева (2002) посвящено выявлению дидактических условий непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения [1; 3; 4; 8-10].
В зарубежных странах, таких как США, Финляндия, проблему обеспечения детской безопасности в городской среде рассматривают через организацию предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге, которая определяется как совокупность природных и искусственных сре-довых пространств, их вещного наполнения, и находится в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Реализацию такой предметно-пространственной среды можно увидеть в виде автогородков (стационарных, мобильных, рекреационных, образовательных, специализированных).
Анализ вышеизложенного материала позволяет развивать научно-исследовательскую работу по совершенствованию и созданию организационно-педагогических условий и научно-методического обеспечения для подготовки будущих педагогов к образовательной деятельности по развитию у детей и подростков безопасного поведения на дороге и в транспорте с учётом системного анализа дорожно-транспортных происшествий, профилактики ДТП с участи-
ем детей и подростков, действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Методология и методы исследования. Исследование основано на использовании теоретического метода - метода анализа нормативных документов по модернизации образования в РФ и безопасности дорожного движения; анализа источников по обеспечению детской безопасности на дороге и транспорте; анализа научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования. Общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, использованы в учебно-методических разработках по подготовке будущих учителей ОБЖ к обеспечению у школьников навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. На основе компетентностного подхода в исследовании рассмотрены проектируемые результаты обучения будущих педагогов по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте».
Результаты исследования и их обсуждение. Главной задачей общеобразовательных организаций является разработка и реализация программ основного общего образования, отвечающих требованиям ФГОС ООО, в частности, касающихся обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в области дорожной безопасности. А именно1:
1. Программа должна быть направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Программа должна обеспечить:
- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять.
3. Программа должна содержать:
- критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безо-
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Минобр-науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.window.edu.ru/resource/768/72768/fil esZFGOS_OO.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
пасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
- планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
4. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий.
Приведённые требования ФГОС ООО в области обеспечения образовательными организациями охраны жизни и здоровья обучающихся необходимо рассматривать как основу по созданию организационно-педагогических условий и научно-методического обеспечения для подготовки бакалавров педагогического образования - будущих учителей ОБЖ или преподавателей-организаторов ОБЖ к образовательной деятельности по развитию у детей и подростков безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общественной задачей, поэтому все школьные предметы вносят свой вклад в этот процесс. Однако ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не только интегрирует знания, полученные обучающимися при изучении других предметов, но и формирует качества, способствующие социальному развитию личности школьника, подготовке его к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые при изучении других общеобразовательных предметов решить невозможно [6].
Развитие у школьников современной культуры безопасности жизнедеятельности, становление безопасного поведения в городской среде, приобретение знаний и умений по мерам безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций должно формироваться в процессе изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [2]. Предметные результаты изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания [8].
Однако высокие требования к результатам освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевают высокие требования к организации образовательного процесса и уровню подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности, который будет способен организовать образовательный процесс на основе межпредметных связей и сформировать у обучающихся навыки коммуникативной деятельности и критического мышления, воспитать мотивацию к безопасному образу жизни, в том числе на дороге и в транспорте.
Профессиональными задачами учителя основ безопасности жизнедеятельности, освоившего программу бакалавриата по направлению
«Педагогическое образование», являются «обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов», «обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса»1. Педагог по основам безопасности жизнедеятельности как участник образовательного процесса обязан способствовать решению основных задач программы основного общего образования общеобразовательной организации, таких как:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ или соответствующих государственных образовательных стандартов;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ на завершающем этапе обучения в основной школе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Будущий бакалавр педагогического образования должен исполнять свои профессиональные обязанности, опираясь на обеспечение «духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Также выполнять свою роль в становлении:
- личностных характеристик выпускника, «осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды»;
- личностных результатов выпускника в освоении основной образовательной программы основного общего образования, отражающих «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах»2.
В системе высшего образования (на примере Забайкальского государственного университета) проблема подготовки будущих педагогов к обеспечению детской безопасности на дороге и в транспорте решается путём введения в
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование: утв. Приказом Мин-обрнауки РФ № 91 от 09.02.2016 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/4403 05.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Минобр-науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.window.edu.ru/resource/768/72768/files/ FGOS_OO.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
5-м семестре учебной дисциплины «Безопасность на дороге и общественном транспорте» (вариативная часть) в образовательный процесс студентов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности и география». Трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачётные единицы, контрольная точка - экзамен.
Для разработки рабочей программы по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте» проведён анализ нормативно-правового обеспечения по безопасности дорожного движения, систематизация и обобщение учебного и научного материала в области транспортной психологии, основ медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, возможных опасных и чрезвычайных ситуаций в общественном транспорте. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления об опасных процессах и явлениях на дороге и в общественном транспорте, овладение культурой поведения на улице, на дороге, в транспорте. Задачами данной дисциплины являются:
- приобретение знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности в населённых пунктах на основе законодательства в области дорожного движения;
- освоение правил дорожного движения и основных положений нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения;
- рассмотрение механизмов происхождения чрезвычайных ситуаций на транспорте и способы защиты;
- приобретение навыков предотвращения детского травматизма на дорогах и в общественном транспорте.
В результате изучения дисциплины студент должен обладать общепрофессиональной компетенцией ОПК-6: «Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся» (согласно ФГОС ВО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, утверждённому приказом Минобрнауки РФ № 91 от 09.02.2016 г.). Компетенция ОПК-6 включает следующие компоненты:
- знает основы законодательства РФ об охране здоровья граждан;
- умеет пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни в учебной, внеурочной и внеклассной педагогической деятельности;
- владеет теоретическими аспектами формирования культуры потребности в здоровом и безопасном образе жизни у обучающихся.
Результаты обучения должны соответствовать сформированности компетенций по трём уровням - пороговому, стандартному, эталонному (табл. 1).
Таблица 1
Результаты обучения по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте»
II Л ф Уровни сформированности компетенций
ф о О. пороговый стандартный эталонный
Знать 1. Базовые термины в области безопасности на дорогах и общественном транспорте (ЗП-1). 2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (ЗП-2). 3. Актуальные проблемы в области безопасности дорожного движения (ЗП-3) 1. Понятийный аппарат смежных дисциплин - безопасность, пожарная безопасность, электробезопасность, правила безопасности, вредные и поражающие факторы, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, чрезвычайная ситуация, авария, чрезвычайное происшествие (ЗС-1). 2. Основы научной коммуникации (ЗС-2). 3. Терминосистему безопасности на дорогах и общественном транспорте (ЗС-3) 1. Способы и методы ведения научной дискуссии по безопасности на дорогах и общественном транспорте (ЗЭ-1). 2. Актуальные проблемы в области безопасности детей на дорогах и общественном транспорте, выходящие за рамки учебной информации (ЗЭ-2). 3. Новейшие теории, интерпретации, методы и технологии обеспечения безопасности детей на дорогах и общественном транспорте (ЗЭ-3)
Уметь 1. Найти необходимую предметную информацию, пользоваться стандартами, нормами и правилами безопасности труда и правилами дорожного движения (УП-1). 2. Изложить основные теоретические проблемы безопасности детей на дорогах и общественном транспорте (УП-2). 3. Репродуцировать имеющуюся информацию (УП-3) 1. Использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий и катастроф (УС-1). 2. Нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (УС-2). 3. Обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (УС-3). 4. Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (УС-4) 1. Критически оценивать и интерпретировать научный опыт в области обеспечения безопасности детей на дорогах и общественном транспорте (УЭ-1). 2. Систематизировать и тестировать полученную информацию (УЭ-2). 3. Презентовать результаты научного исследования (УЭ-3)
Владеть 1. Основами исследовательской деятельности в профессиональной области (ВП-1). 2. Способностью воспроизводить полученные знания (ВП-2). 3. Умением решать поставленные профессиональные задачи (ВП-3) 1. Умением применять теоретические знания на практике (ВС-1). 2. Способностью применять современные технологии для получения результатов исследовательской деятельности (ВС-2). 3. Умением внедрять профессиональные знания в профессиональную деятельность (ВС-3) 1. Способностью эмпирически проверять научные теории (ВЭ-1). 2. Умением принимать нестандартные решения профессиональных задач (ВЭ-2). 3. Готовностью к продолжению обучения на следующей ступени (ВЭ-3)
Разработку содержания лекционных и практических занятий по дисциплине целесообразно разбивать на 4 модуля:
Модуль 1. Законодательство РФ в области безопасности дорожного движения.
Модуль 2. Опасности и правила поведения на дороге.
Модуль 3. Аварийные ситуации на общественном транспорте.
Матрица результатов обу>
Модуль 4. Деятельность образовательных учреждений в обеспечении безопасного поведения детей и подростков на дорогах.
Содержание каждого модуля дисциплины должно отражать результаты обучения, представленные в табл. 1. Взаимосвязь модулей дисциплины и уровней сформированности компетенций в виде матрицы показаны в табл. 2.
Таблица 2
<я и модулей дисциплины
Уровни сформированности компетенций Модули дисциплины
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4
ЗП-1 + +
ЗП-2 +
ЗП-3 + +
ЗС-1 + +
Окончание табл. 2
Уровни сформированности компетенций Модули дисциплины
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4
ЗС-2 + +
ЗС-3 + +
ЗЭ-1 + + +
ЗЭ-2 + + +
ЗЭ-3 + + +
УП-1 + + +
УП-2 + + +
УП-3 + +
УС-1 + +
УС-2 + +
УС-3 + + +
УС-4 + +
УЭ-1 + +
УЭ-2 +
УЭ-3 + +
ВП-1 + +
ВП-2 + +
ВП-3 + + +
ВС-1 + +
ВС-2 + + +
ВС-3 + + +
ВЭ-1 +
ВЭ-2 + +
ВЭ-3 +
Приобретение студентами компетенций по обучению детей и подростков безопасному поведению на дороге и в транспорте эффективно и результативно будет развиваться в процессе изучения дисциплины «Безопасность на дороге и общественном транспорте» на практических занятиях.
Основным учебно-методическим инструментарием для работы студентов на практических занятиях является пособие «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»1, в котором предлагаются практические работы, распределённые по модулям дисциплины (табл. 3).
Наименование модуля Практические работы
Модуль 1. Законодательство РФ в области безопасности дорожного движения Практическая работа 1. Обеспечение безопасности дорожного движения в РФ (ПР-1). Практическая работа 2. Правила дорожного движения в Российской Федерации (ПР-2)
Модуль 2. Опасности и правила поведения на дороге Практическая работа 3. Дорожно-транспортные происшествия и травматизм (ПР-3). Практическая работа 4. Психофизиологические особенности участников дорожного движения (ПР-4)
Модуль 3. Аварийные ситуации на общественном транспорте Практическая работа 5. Безопасное поведение в общественном транспорте (ПР-5). Практическая работа 6. Первая помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ПР-6)
1 Романова Л. С., Калашникова Л. Я., Золтуев А. В. Безопасность на дороге и в общественном транспорте: учеб.-метод. пособие. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 119 с.
Таблица 3
Тематика практических работ по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте»
Модуль 4. Деятельность образователь- Практическая работа 7. Обучение школьников безопасному пове-
ных учреждений в обеспечении безопас- дению на дороге и общественном транспорте (ПР-7).
ного поведения детей и подростков на Практическая работа 8. Паспорт дорожной безопасности образо-
дорогах вательного учреждения (ПР-8)
Содержание тем практических занятий должно согласовываться с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), в соответствии с которым проектируются предметные результаты обучающихся.
При разработке содержания учебно-методического обеспечения необходимо учитывать неразрывную связь требований ФГОС ВО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование и ФГОС основного общего образования (ООО). Результаты обучения бакалавров в области безопасности на дороге и общественном транспорте должны способствовать приобретению предметных результатов обучающихся общеобразовательных организаций по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности, в области безопасности дорожного движения.
Условно обозначим основные результаты по предмету «ОБЖ» в становлении и развитии у обучающихся безопасного поведения на дороге и в транспорте (ПРБД):
1) ПРБД-1: знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
2) ПРБД-2: умение оказать первую помощь пострадавшим;
3) ПРБД-3: умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
4) ПРБД-4: умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Рассмотрим соотношение результатов обучения будущих бакалавров педагогического образования по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте» и предметных результатов обучающихся в области дорожной безопасности на уроках ОБЖ на основе анализа цели и содержания заданий практических работ учебно-методического пособия (табл. 4).
Результаты обучения бакалавров педагогического образования и предметные результаты обучающихся в области дорожной безопасности
Таблица 4
Практическая работа Цель и практические задания Результаты обучения бакалавров Предметные результаты обучающихся
ПР-1 Цель: изучить требования нормативно-правовой базы в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации и освоить основные понятия и определения. Практические задания Задание теоретического характера - письменно ответить на 14 вопросов. Например: 1. Назовите задачи Федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения». 2. Кто уполномочен заниматься обучением граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах? 3. Какую ответственность несут граждане за нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения? 4. Что включает в себя медицинское обеспечение безопасности дорожного движения? ЗП-1; ЗП-2; ЗС-3; УП-1;УС-4; УЭ2; ВП-1 ПРБД-1
ПР-2 Цель: изучить правила дорожного движения в РФ и освоить правила поведения на дороге. Практические задания 1. Решить терминологический кроссворд по правилам дорожного движения. 2. Выполнить задание на знание знаков дорожного движения (заполнить таблицы) ЗП-1; ЗП-2; ЗС-3; УП-1;УС-4; УЭ-2; ВП-3 ПРБД-1
ПР-3 Цель: изучить виды дорожно-транспортных происшествий, проанализировать причины дорожно-транспортного травматизма участников дорожного движения, усвоить основные понятия и определения. ЗП-1; ЗП-3; ЗС-2; ЗС-3; ЗЭ-1; УП-2; УС-3; ВС-2; ВС-3;ВЭ-2 ПРБД-3
Продолжение табл. 4
Практическая работа Цель и практические задания Результаты обучения бакалавров Предметные результаты обучающихся
Практические задания 1. Дополнить таблицу «Причины возникновения ДТП». 2. Привести примеры количественного и качественного анализа ДТП. 3. Заполнить таблицу теоретического характера на знание основных направлений деятельности образовательных учреждений в области профилактики ДДТТ, направлений педагогической профилактики ДДТТ, задач педагогов по профилактике ДДТТ
ПР-4 Цель: изучить психофизиологические особенности водителей транспортных средств и пешеходов, освоить основные понятия и определения в области автотранспортной психологии. Практические задания 1. Проанализировать характеристики и свойства темпераментов и заполнить таблицу соответствия психотипов водителей и типов темперамента. Напротив каждого психотипа водителя в соответствующей графе темперамента проставить знак «+». Учесть, что одному психотипу могут соответствовать несколько видов темперамента. 2. Изучить таблицу «Качества внимания» и заполнить ячейки, выделенные серым цветом (привести примеры) ЗП-1; ЗП-3; ЗС-2 ЗС-3; ЗЭ-1; ЗЭ-2 ЗЭ-3; УП-3; УЭ-1 УЭ-3; ВП-2; ВС-2 ВС-3 ПРБД-3; ПРБД-4
ПР-5 Цель: изучить особенности аварий на различных видах общественного транспорта и освоить правила безопасного поведения и мер предосторожности. Практические задания 1. Заполнить сводную таблицу, характеризующую аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, подземном транспорте. 2. Заполнить сводную таблицу, отражающую основные причины аварий и катастроф на различных видах транспорта. 3. Заполнить сводную таблицу по основным правилам безопасного поведения на транспорте ЗС-1; ЗЭ-1;ЗЭ-2; ЗЭ-3; УП-1; УП-2;УЭ-1;ВП-3; ВС-3 ПРБД-4
ПР-6 Цель: ознакомиться с основными правилами оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, полученных в результате ДТП, изучить признаки различных кровотечений и переломов. Практические задания Заполнить таблицы: «Виды переломов» (графы «Вид», «Признаки», «Меры первой помощи»), «Виды кровотечений» (графы «Вид», «Признаки», «Способ остановки» ЗС-3; ЗЭ-2; ЗЭ-3 УС-1; УС-2; УС-3 УЭ-1; ВП-1; ВП-3 ВС-2; ВС-3;ВЭ-1 ПРБД-2
ПР-7 Цель: изучить методы и средства обучения школьников безопасному поведению на дороге и общественном транспорте и освоить разработку заданий для обучающихся в области безопасности дорожного движения. Практические задания 1. Предложить 10 вопросов к викторине «Знатоки дорожного движения». Например: - Что такое проезжая часть? Ответ: Это часть улицы, где едут машины. - Что такое пешеходный тротуар? Ответ: Это часть улицы, где ходят пешеходы. 2. Разработать памятку «Правила поведения в автобусе (троллейбусе)» для младшего школьника (до 8 пунктов). 3. Вставить пропущенные слова в стихотворение по правилам дорожного движения для младших школьников ЗП-3; ЗС-2; ЗЭ-1 ЗЭ-2; ЗЭ-3; УП-2 УП-3; УЭ-3; ВП-2 ВП-3; ВС-1; ВС-2 ВС-3; ВЭ-2, ВЭ-3 ПРБД-1; ПРБД-4
ПР-8 Цель: освоить разработку паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения. ЗП-3; УП-1; УП-3; УС-2; УС-3; УС-4; ПРБД-1
Практические задания 1. Изучить требования к планам (схемам) образовательного учреждения. 2. Разработать паспорт дорожной безопасности для образовательного учреждения. Выполняется группой в составе 3 человек. Образовательное учреждение (школа) задаётся преподавателем. 3. Оформить паспорт дорожной безопасности на бумаге формата А4. При выполнении планов (схем) использовать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, линейки, лекала ВП-3; ВС-1; ВС-3;ВЭ-3
Очевидно, что для формирования у школьников предметных результатов в области безопасного поведения на дороге и в транспорте в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будущий педагог должен обладать достаточной совокупностью компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины «Безопасность на дороге и общественном транспорте». Например, для формирования у обучающихся такого предметного результата в области безопасности дорожного движения, как «ПРБД-2: умение оказать первую помощь пострадавшим», учитель основ безопасности жизнедеятельности должен:
1) знать:
- терминосистему безопасности на дорогах и общественном транспорте (ЗС-3);
- актуальные проблемы в области безопасности детей на дорогах и общественном транспорте, выходящие за рамки учебной информации (ЗЭ-2);
- новейшие теории, интерпретации, методы и технологии обеспечения безопасности детей на дорогах и общественном транспорте (ЗЭ-3);
2) уметь:
- использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий и катастроф (УС-1);
- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (УС-2);
- обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (УС-3);
- критически оценивать и интерпретировать научный опыт в области обеспечения безопасности детей на дорогах и общественном транспорте (УЭ-1);
3) владеть:
- умением решать поставленные профессиональные задачи (ВП-3);
- способностью применять современные технологии для получения результатов исследовательской деятельности (ВС-2);
- умением внедрять профессиональные знания в профессиональную деятельность (ВС-3);
- способностью эмпирически проверять научные теории (ВЭ-1).
Таким образом, анализируя содержание подготовки будущих педагогов по дисциплине «Безопасность на дороге и общественном транспорте», можно уверенно предполагать, что бакалавр педагогического образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности и география» будет подготовлен к формированию и развитию у обучающихся установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, в том числе в области дорожного движения.
Заключение. Организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в области безопасности дорожного движения и предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма должны соответствовать требованиям образовательных стандартов ФГОС ВО и ФГОС ООО, направленных на обеспечение ожидаемых результатов: результатов обучения бакалавров (компетенции), предметных и личностных результатов обучающихся общеобразовательных организаций.
Эффективность научно-методической подготовки будущих педагогов по обеспечению детской безопасности на дороге и в транспорте может быть достигнута при качественном учебно-методическом сопровождении дисциплины «Безопасность на дороге и общественном транспорте».
Совершенствование организационно-педагогических условий может быть достигнуто при наличии:
- требований к результатам освоения дисциплины с учётом уровней сформированных компетенций - порогового, стандартного и эталонного;
- планируемых результатов обучения, направленных на формирование у студентов готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
- качественной организации самостоятельной работы студентов, направленной на решение задач по обеспечению безопасного поведения детей и подростков на дороге и в общественном транспорте.
Список литературы
1. Ахмадиева Р. Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода// Учёные записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, кн. 5. С. 136-142.
2. Зуев А. М. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 35-41.
3. Изюмский А. А., Надирян С. Л., Сенин И. С. Основные направления профилактики детского травматизма на дорогах // Вестник СГТУ. 2013. № 2. С. 282-285.
4. Пискарев Н. Н. Непрерывная подготовка учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т, 2002. 25 с.
5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях / сост. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России: Охта, 2012. 201 с.
6. Репин Ю. В. ОБЖ - фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 119-126.
7. Романова Л. С. Особенности возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков // Образование в области безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Чита, 28 апр. 2016 г.). Чита: ЗабГУ, 2016. С. 60-66.
8. Толочко Е. И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2015. № 1. С. 173-179.
9. Чмыхова Г. В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей // Наука и школа. 2011. № 1. С. 12-15.
10. Шакирова З. В., Читалин В. А. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 81-86.
Статья поступила в редакцию 17.09.2017; принята к публикации 10.10.2017 Библиографическое описание статьи
Романова Л. С. Подготовка будущих педагогов к обеспечению детской безопасности на дороге и в транспорте // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 43-53.
Liudmila S. Romanova,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st, Chita, 672039, Russia), e-mail: Kurlser@yandex.ru
Training Future Teachers to Ensure Children's Safety on the Road and in Transport
Training children and adolescents for safe participation in road traffic is an important direction of activity of preschool, primary and general (secondary) educational institutions in order to prevent road accidents. In the prevention of road accidents with children an important role is played by the level of theoretical and methodological training of teachers who organize teaching children and teenagers the rules of safe behavior on the road and in transport. A key role in the system of general education in preparing students for safe behavior on the road belongs to the teacher of the fundamentals of life safety. The article discusses the training of future teachers of life safety fundamentals to ensure children's safety on the road and in transport, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards for basic general and higher pedagogical education (FSES BGE and FSES HE). The article presents the levels of competencies formation for bachelors of pedagogical education in the academic discipline "Safety on the road and in public transport" and students' subject results in the field of road safety. The author considers the content of practical work in his handbook "Road and Public Transport Safety" and highlights the interrelation of results between training future teachers and subject results of students.
Keywords: road and public transport safety, education standard, educational and methodological support, students' subject results, bachelors' learning outcomes, teacher's professional tasks
References
1. Akhmadieva R. Sh. Obuchenie uchastnikov dorozhnogo dvizheniya pravilam bezopasnogo povedeniya na doroge na osnove kompetentnostnogo podkhoda// Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. 2011. T. 153, kn. 5. S. 136-142.
2. Zuev A. M. Naibolee aktual'nye problemy prepodavaniya predmeta OBZh v svete trebovanii FGOS // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 5. S. 35-41.
3. Izyumskii A. A., Nadiryan S. L., Senin I. S. Osnovnye napravleniya profilaktiki detskogo travmatizma na doroga-kh // Vestnik SGTU. 2013. № 2. S. 282-285.
4. Piskarev N. N. Nepreryvnaya podgotovka uchitelei OBZh k obucheniyu shkol'nikov bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Lipetsk: Lipetskii gos. ped. un-t, 2002. 25 s.
5. Profilaktika detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh / sost. A. V. Vas-hkevich, E. I. Tolochko, M. M. Iskhakov. SPb.: S.-Peterb. un-t MVD Rossii: Okhta, 2012. 201 s.
6. Repin Yu. V. OBZh - fundament kachestvennogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 1. S. 119-126.
7. Romanova L. S. Osobennosti vozniknoveniya dorozhno-transportnykh proisshestvii s uchastiem detei i podrost-kov // Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i novykh tekhnologii: problemy i perspektivy razvitiya: ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Chita, 28 apr. 2016 g.). Chita: ZabGU, 2016. S. 60-66.
8. Tolochko E. I. Kul'tura bezopasnogo povedeniya na dorogakh kak mnogoaspektnaya sotsial'no-pedagogicheska-ya problema // Akademicheskii vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslykh RAO. 2015. № 1. S. 173-179.
9. Chmykhova G. V. Podgotovka pedagogov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya k obespecheniyu bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detei // Nauka i shkola. 2011. № 1. S. 12-15.
10. Shakirova Z. V., Chitalin V. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya bezopasnogo povedeniya detei i podrostkov v dorozhno-transportnoi srede // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2015. № 1. S. 81-86.
Received: September 17, 2017; accepted for publication: October 10, 2017
Reference to the article
Romanova L.S. Training Future Teachers to Ensure Children's Safety on the Road and in Transport // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 43-53.