Научная статья на тему 'Теоретико-методические основания формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста'

Теоретико-методические основания формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / THE RULES OF ROAD SAFETY / THE BASICS OF LIFE SAFETY / PERSONAL COMPETENCE OF ROAD USERS / THE FORMATION OF ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста представляет собой интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; приобретение способности выявления и предотвращения опасности и обеспечения личной безопасности на дороге. Показано, что включение в профессиональную подготовку будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» основ безопасности жизнедеятельности личности на дорогах обусловлено как ростом дорожно-транспортных происшествий, так и ролью в них человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE FOR CREATING LIFE SAFETY ON THE ROADS AS THE COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

The Health and Safety on the roads as the competence of the future expert is an integrative quality of the individual, affecting the formation of ideological foundations of the modern problems of life, the assimilation of theoretical knowledge about the factors, the nature and structure of road safety and psychological knowledge to the extent that ensures the readinessof the person to behave safely on the way, and the acquisition of the ability to identify and prevent hazards and personal safety on the road. It is shown thatthe inclusion in the training of future specialists in «Life Safety» basic life safety on the roads due to personality, as the growth of road traffic accidents and their role in the human factor.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основания формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста»

Литература

1. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.Л., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / под общ. ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. 466 с.

2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан / под общ. ред. И.А. Халиуллина, Р.Н. Минниханова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003.160 с.

3. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения / Всемирная организация здравоохранения. М.: Весь мир, 2009.164 с.

4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. пособие / сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.

5. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.

АХМАДИЕВА РОЗА ШАЙХАЙДАРОВНА - кандидат педагогических наук, директор, Научный центр безопасности жизнедеятельности детей, Россия, Казань (guncbgd@mail.ru).

AKHMADIEVA ROSA SHAYHAYDAROVNA - candidate of pedagogical sciences, director, Scientific Centre of Children's Personal and Social Safety, Russia, Kazan.

УДК 656.1

Р.Ш. АХМАДИЕВА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ КАК КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: педагогическая технология, правила безопасного поведения на дорогах, основы безопасности жизнедеятельности, личностная компетенция участника дорожного движения, формирование безопасного поведения на дорогах.

Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста представляет собой интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; приобретение способности выявления и предотвращения опасности и обеспечения личной безопасности на дороге. Показано, что включение в профессиональную подготовку будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» основ безопасности жизнедеятельности личности на дорогах обусловлено как ростом дорожно-транспортных происшествий, так и ролью в них человеческого фактора.

R.Sh. AKHMADIEVA THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE FOR CREATING LIFE SAFETY ON THE ROADS AS THE COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

Key words: educational technology, the rules of road safety, the basics of life safety, personal competence of road users, the formation of road safety.

The Health and Safety on the roads as the competence of the future expert is an integrative quality of the individual, affecting the formation of ideological foundations of the modern problems of life, the assimilation of theoretical knowledge about the factors, the nature and structure of road safety and psychological knowledge to the extent that ensures the readinessof the person to behave safely on the way, and the acquisition of the ability to identify and prevent hazards and personal safety on the road. It is shown thatthe inclusion in the training of future specialists in «Life Safety» basic life safety on the roads due to personality, as the growth of road traffic accidents and their role in the human factor.

В настоящее время безопасность жизнедеятельности личности на дорогах приобретает значение как одна из глобальных ценностей человечества. Это обусловлено потенциальной опасностью дорожного движения и процесса его интенсификации для человека и общества. В ноябре 2009 г. в г. Москве по инициативе ООН проведена «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: время действовать!». Главным итоговым документом конференции стало подписание Московской декларации, согласно которой период с

2010 по 2020 г. объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Это обуславливает потребность формирования у граждан знаний, умений, навыков и опыта безопасного поведения на дорогах. Выполнение данной задачи востребовало подготовку специалистов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на дорогах в системе педагогического образования: сформировать у выпускников по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности», получивших квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, компетенцию безопасности жизнедеятельности на дорогах. В действующих нормативно-законодательных актах установлено, что подготовка будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности осуществляется по основным образовательным программам, утвержденным Министерством образования и науки по согласованию с МВД и МЧС РФ. Обучение студентов по таким программам обеспечивает интеграцию знаний, умений и навыков в единую систему, которая обуславливает формирование новых, важнейших для сохранения жизни компетенций, одна из которых - компетенция безопасности жизнедеятельности на дорогах. В структуру этой компетенции должны войти теоретические знания о факторах, сущности и структуре безопасности на дороге; умения и навыки выявления и предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, а также обеспечения на дороге собственной безопасности и безопасности других людей.

Безопасность как философская категория представляет собой форму выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. С одной стороны, безопасность - одно из важнейших условий существования и развития личности, выступающее гарантом реализации конституционных прав и свобод и обеспечивающее защищенность жизненно важных интересов от внешних угроз. С другой стороны, безопасность, - одна из основных потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. В публикациях А. Маслоу безопасность рассматривается как приоритетная жизненно важная потребность человека. А. Маслоу ввел в научный оборот понятие «потребность в безопасности». В известной классификации другого социального психолога X. Меррея эта потребность обозначена через антитезу безопасности, как потребность избегания опасности. Таким образом, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой динамичное образование, своевременно и адекватно реагирующее на меняющиеся опасности и угрозы в процессе деятельности человека, обуславливающее формирование основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.

Один из структурообразующих компонентов безопасности жизнедеятельности - безопасность дорожного движения. По данным официальной статистики, на дорогах мира каждый год гибнет более 1 млн человек, еще более 50 млн получают травмы. Такой уровень дорожного травматизма дорого обходится экономике, в большинстве стран поглощая от 1 до 3% ВВП. Европейский совет министров транспорта (ЕСМТ) установил общую задачу для всех своих стран-членов: снизить число смертных случаев на дорогах на 50% к 2012 г. по сравнению с аналогичным показателем в 2000 г.

Нами выявлены социальные (конституционное право человека на охрану жизни и здоровья; негативное влияние дорожно-транспортных происшествий на человека, общество и финансово-экономическое развитие государства; вариа-

тивные модели взаимодействия объектов и субъектов дорожного движения («человек - транспортное средство», «человек - дорога», «человек - транспортное средство - дорога», «пешеход - водитель», «пассажир - водитель», «водитель - водитель»); мониторинг общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения; создание информационно-образовательных сайтов в Интернете по безопасности дорожного движения, рассчитанных на разные аудитории пользователей; организация информационно-просветитель-ской деятельности по пропаганде безопасности жизнедеятельности в условиях дорожного движения; обсуждение проблем безопасности жизнедеятельности на научных конференциях, симпозиумах и семинарах регионального, и всероссийского и международного уровней) и психолого-педагогические (потребность личности в безопасности и защищенности жизненно важных интересов от внешних угроз; изучение основ безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях разного уровня; включение в перечень направлений подготовки и специальностей профессионального образования безопасности жизнедеятельности; проведение специальных акций («Внимание - дети!», «Внимание - пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра», «Безопасное колесо», автопробеги по местам боевой славы и др.); создание концепции образовательной политики в области безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан) предпосылки формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах.

Анализ зарубежного опыта безопасности дорожного движения показал, что для формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах реализуются следующие условия: управление скоростью; полная недопустимость вождения в нетрезвом виде; использование ремней безопасности; улучшение качества дорог; повышение безопасности транспортных средств; снижение рисков для начинающих водителей; страхование автомобиля и здоровья водителя и пассажиров; разработка профилактических программ (по безопасности перевозки детей в школу и из школы, безопасности работы общественного транспорта и дорожных грузовых перевозок); создание информационной программы ЫСАР («Программа оценки новых автомобилей»); по решению ООН в странах участниках проходят международные Недели безопасности дорожного движения.

В России число нарушений правил дорожного движения примерно в полтора раза превысило количество транспортных средств. На дорогах прослеживается тенденция повышения агрессивности автоводителей. Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление тренспортным средством в нетрезвом виде стали причиной почти 70% дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Ежегодный ущерб, по оценкам Минэкономразвития РФ, составляет порядка 2,5% ВВП. Количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 2009 г. составило одну треть от всех погибших в Европе. Анализ отечественного опыта безопасности дорожного движения позволил выявить следующие условия формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах: разработка Нормативно-правового обеспечения, включающего федеральные и региональные законы, Постановления, указы Президента РФ, федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»; активизация деятельности ведомств и комиссий, отвественных за безопасность дорожного движения, по всей «управленческой вертикали»; организация информационно-пропагандистской работы с целью Повышения правового сознания, концентрации внимания населения на безопасности дорожного движения, усвоения основных понятий об опасных ситуациях на дороге, их последствиях для здоровья и жизни человека; усиление работы с детьми и подростками по обучению правилам безопасного поведения на дорогах; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения [1, 3].

Анализ зарубежного и отечественного опыта безопасности дорожного движения показал, что условия формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах связаны с предупреждением опасного поведения участников дорожного движения; совершенствованием организации движения транспортных средств и пешеходов; развитием системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Педагогический процесс безопасности дорожного движения направлен на профессиональную подготовку будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности и формированию компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе модульно-компетентностного подхода [4].

Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста представляет собой интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; приобретение способности выявления и предотвращения опасности и обеспечения личной безопасности на дороге. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста включает следующие интегральные характеристики личности [2]:

- когнитивные - позитивное мышление; целостное представление о безопасности жизнедеятельности на дорогах; осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения; понимание необходимости предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека;

- диспозиционные - устойчивая направленность личности на безопасное поведение на дороге; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; психологическая устойчивость в условиях опасности или угрозы, возникающих на дороге;

- ассептивные - умения и навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.

Нами определены и научно обоснованы принципы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста:

- партисипативности, предусматривающий вариативные формы социального партнерства образовательных учреждений с ГИБДД в процессе формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста и регулирующий обновление содержания формирования данной компетенции с учетом изменений правил безопасного поведения на дорогах;

- непрерывности, обуславливающий системную целостность специальных акций («Зеленый огонек», «Школа дорожных наук», «Школьный автобус», «Автосессия», «Автоледи» и др.) и образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности на дороге в вертикальной и горизонтальной структуре образовательного процесса; формирование у обучаемых готовности обучаться всю жизнь («long life education»);

- кластерности, направленный на интеграцию целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов педагогического процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста;

- продуктивности, обеспечивающий формирование у будущего специалиста готовности к безопасному поведению на дороге посредством участия в разработке и реализации научно-образовательных и научно-производствен-ных проектов по безопасности жизнедеятельности на дорогах (слеты юных

инспекторов движения; создание и внедрение системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения; развитие транспортной инфраструктуры; помощь лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий; создание информационно-образовательных сайтов по безопасности дорожного движения; деятельность карткпуба и др.);

- персонификации, обуславливающий интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъектности; формирование устойчивого, осознанного и позитивного отношения к безопасности дорожного движения; определение у каждого студента траектории развития компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах;

- превентивности, заключающийся в предупреждении опасного поведения участников дорожного движения; разработке профилактических программ и организации информационно-пропагандистской работы с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности на дороге.

Совокупность данных принципов обеспечивает системную целостность содержания, форм, методов, условий процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста.

Разработана и обоснована модель региональной системы формирования безопасной жизнедеятельности (БЖД) на дорогах (см. рисунок). Качественное отличие данной модели состоит в том, что она включает разные блоки деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (взаимодействие между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами; создание условий для безопасности дорожного движения; организация агитационно-пропа-гандистской работы; организация непрерывной системы образования по основам безопасности жизнедеятельности на дорогах с учетом изменяющихся условий дорожного движения; совершенствование материально-технической базы), охватывает все социально-возрастные группы населения и направлена на формирование в регионе единого информационно-технологического пространства по формированию безопасной жизнедеятельности на дорогах.

Цель: создание региональной системы формирования БЖД на дорогах к-* Условия:

і • социальное парт-

Задачи: нерство ГИБДД,

• разработать концепцию региональной образовательной политики в области БЖД на дорогах, научно-методическое обеспечение; • создать системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, пре- учреждений образования, заинтересованных

Принципы: • партисипативности; • непрерывности; • кластерности; дупреждения опасного поведения участников дорожного движения и повышения надежности водителей транспортных средств; • усовершенствовать требования, касающиеся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и механизмов их реализации и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность; • повысить эффективность аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ведомств, общественных организаций; • развитие транспортной инфраструктуры; • формирование об-

1 1 щественного мне-

• продуктивности; • персонификации; Вариативные формы организации безопасности жизне- Методы: гностические; дистанционные; проектно-кейсовые; ния по проблемам безопасности дорожного движения; • комплексное обеспечение формирования БЖД на до-

• превентивности деятельности на дорогах по социально-возрастным группам (см. таблицу) автоприкладные; мотивационные; диагностические; коррекционные; самостоятельного приобретения знаний

рогах;

1 • организация агита-

Критерии - продуктивное взаимодействие между всеми структурными составляющими системы формирования БЖД на дорогах; - признание субъектами дорожного движения безопасности как глобальной ценности человечества; - готовность участников дорожного движения к безопасному поведению на дороге; - теоретические знания о безопасности жизнедеятельности на дорогах с учетом изменяющихся условий дорожного движения ционно- пропагандистской работы; • разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения

Модель региональной системы формирования безопасной жизнедеятельности

на дорогах

Вариативные формы организации безопасности жизнедеятельности на дорогах по социально-возрастным группам

Социально-возрастные группы

дошкольники младшие школьники и подростки молодежь взрослое население

приобретение умений управления велосипедом; уголок ПДД; дидактическая игра «Азбука дорожного движения» изучение устройства карта и освоение навыков вождения; автоклассы; конкурсы («Безопасное колесо», «Помоги первокласснику безопасно перейти дорогу в школу» и др.); детско-юношеская автошкола (ДЮАШ) профильные классы по подготовке водителей; конкурс «Автосессия»; круглый стол «Безопасность глазами молодежи»; акции памяти жертв ДТП; Российское оборонное спор-тивно-техническое общество (РОС-ТО) ДОСААФ; направление профессиональной подготовки «Безопасность жизнедеятельности» конкурсы-семинары («Зеленый огонек», «Школа дорожных наук»); конференции; круглые столы; автопробеги по местам боевой славы; повышение квалификации педагогов «Инновационно-педаго-гические технологии обучения ПДД»

Игры, ЮИД

Включение в содержание образования знаний по основам безопасности жизнедеятельности; освоение навыков вождения, технического обслуживания автомототехники; карт-кпубы

| Картинг; автошколы

Изучение правил дорожного движения; конкурсы и акции («Внимание - дети!», «Внимание - пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра» и т.д.); мониторинг общественного мнения по безопасности дорожного движения; компьютерные игры; научно-методические материалы и создание тематических теле- и радиопередач по пропаганде безопасного поведения на дорогах для разных возрастных категорий; музей ГИБДД; формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах

Установлено, что проектирование и реализация технологии формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах наиболее актуальны на базе интеграционных процессов учебнообразовательной вузовской системы, академической и отраслевой науки, ГИБДД, заинтересованных министерств и ведомств с обеспечением высокой согласованности и прозрачности действий каждого участника проекта.

Цель драйв-тренажерной технологии формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах - усвоение и развитие знаний, умений, навыков, опыта по решению задач, связанных с проявлением данной компетенции в области безопасного поведения на дорогах, на основе взаимосвязи всех компонентов учебно-образовательного процесса: мотивационного, целевого, содержательного, процессуально-деятель-ностного, контрольно-оценочного. Данная технология направлена не только на определение и обоснование содержания подготовки по безопасности жизнедеятельности на дорогах и как системы, и на уровне отдельных учебных дисциплин, но и на его единство с процессуальными (формы, методы) компонентами. Вследствие этого содержательная и процессуальная части технологии диалектично взаимосвязаны и адекватно отражают друг друга.

Нами выявлены уровни компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах (компетентный, знаниевый, нигилистский) на основании следующих критериев: 1) когнитивность - целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения с учетом изменяющихся условий дорожного движения; устойчивая направленность личности на безопасное поведение на дороге; 2) аксиологичность - признание безопасности дорожного движения как глобальной ценности человечества; осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; психологическая устойчивость в условиях опасности или угрозы, возникающих на дороге; 3) конативность - умения и навыки выявления и предотвращения опасности и обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз;

способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей. Характеристика уровней следующая.

Компетентный уровень - сформированы целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; осознана приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; имеет место ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; приобретены способности и опыт как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге.

Знаниевый уровень - сформировано целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; имеет место ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; приобретены способности и опыт как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге. Однако не осознаны приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы в необходимом объеме психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге; отсутствует готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей.

Нигилистский уровень - игнорируется как соблюдение правил дорожного движения, так и усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; безразличие к собственной безопасности и безопасности других людей; не осознана необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге; отсутствует готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей; не сформированы умения и навыки как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге.

Таким образом, включение в профессиональную подготовку будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» основ безопасности жизнедеятельности личности на дорогах обусловлено как ростом дорож-но-транспортных происшествий, так и ролью в них человеческого фактора, удельный вес которого среди причин дорожно-транспортных происшествий достигает более 90%. Сущность безопасности жизнедеятельности личности на дорогах состоит в защищенности от опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Структура безопасности жизнедеятельности личности на дорогах включает целостное представление о безопасности жизнедеятельности на дорогах; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; умения и навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах с учетом своих возможностей. Содержание безопасности жизнедеятельности личности на дорогах направлено на усвоение и развитие компетенции студентов в данной области, отражающей когнитивные, диспозиционные и ассептивные ха-

рактеристики личности и обуславливающей не только формирование готовности к безопасному поведению на дороге, но и их гражданскую, нравственную направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни.

Литература

1. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения / Всемирная организация здравоохранения. М.: Весь мир, 2009.164 с.

2. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. 2010. № 1 (3). С. 36-44.

3. Повышение безопасности дорожного движения в России. Федеральная целевая программа на 2006-2012 годы /сост. Р.И. Минниханов, И.А. Халиуллин. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2007. 23 с.

4. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.

АХМАДИЕВА РОЗА ШАЙХАЙДАРОВНА. См. с. 243.

УДК 378

И.О. БАКЛАНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

Ключевые слова: военно-специальная подготовка, курсанты авиационных вузов.

Рассмотрено опытно-экспериментальное исследование, подтверждающее обоснованность и продуктивность комплексной программы совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационного вуза, представляющей собой систему мер воздействия на цели, содержание, организацию и технологию педагогического процесса подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в войсках.

I.O. BAKLANOV

RESEARCH OF THE PROCESS OF PERFECTION OF MILITARY SPECIAL STUDENTS’ TRAINING IN FLYING EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Key words: military special training, students of flying educational institutions.

The article deals with the experimental research confirming the validity and efficiency of the complex programme of perfection of military special students' training in flying educational institutions. The programme represents the system of measures of influence on aims, contents, structure and techniques of the pedagogical process of students' training for professional activities in the army.

Современной военно-педагогической науке и практике приходится решать исключительно сложные и важные проблемы повышения эффективности и совершенствования качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, формировать такую систему высшего военного профессионального образования в вузах, которая отвечала бы новой структуре и приоритетным задачам армии и флота.

В условиях противоречивых и неоднозначных результатов реформирования высшей военной школы успешное решение проблемы по повышению эффективности процесса военно-профессиональной подготовки курсантов вузов приобретает особую актуальность и значимость, поскольку с такими масштабными задачами по реформированию и модернизации военной организации государства могут справиться только образованные, современно мыслящие и восприимчивые к новому люди.

Опираясь на положения научных разработок по планированию и проведению педагогического эксперимента, опытно-экспериментальное исследование эффективности процесса военно-специальной подготовки курсантов в вузе включало разработку содержания, организации и методики экспериментальной работы. Исследование проводилось в естественных условиях функционирования военно-учебного заведения Военно-воздушных сил Министер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.