ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ Рондырев-Ильинский В.Б.1, Дымченко Н.В.2 Email: [email protected]
'Рондырев-Ильинский Владимир Борисович - кандидат педагогических наук, кафедра географии, факультет экологии и инжиниринга, Нижневартовский государственный университет; 2Дымченко Николай Валериевич - старший инженер, Муниципальное казенное учреждение Нижневартовского района Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, г. Нижневартовск
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы применения современных методов обучения правилам дорожного движения школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности, формирования культуры соблюдения безопасного поведения на дороге. Определены основные задачи профилактической работы с подростками по воспитанию культуры безопасности. Рассмотрены вопросы организации профилактической работы по дорожно-транспортному травматизму среди школьников, современные формы и методы, используемые при изучении правил дорожного движения в школе. Предложены пути решения по его совершенствованию.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, современные методы обучения, культура безопасности, профилактическая работа.
READINESS OF STUDENTS DURING THE TIME PROFESSIONAL EDUCATION TO LEARN BY SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS Rondyrev-Ilinsky V.B.1, Dymchenko N.V.2
'Rondyrev-Ilinsky Vladimir Borisovich - Candidate of pedagogical Sciences, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY, THE FACULTY OF ECOLOGY AND ENGINEERING, NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY; 2Dymchenko Nikolay Valerievich - Senior engineer, OF THE MUNICIPAL GOVERNMENT INSTITUTION OF THE NIZHNEVARTOVSK REGION, OFFICE OF CIVIL DEFENSE AND EMERGENCY SITUATIONS, NIZHNEVARTOVSK
Abstract: there have been performed some problem questions to apply modern methods for learning the rules of the road traffic of students on the lessons of basics of life safety, to form culture for compliance of safety behavior on the road. There have been determined the main tasks of preventive measures with teenagers to instill a culture of safety. There have been performed some questions of organization of prevention measures with on road traffic injuries among school pupil. Also we have presented modern forms and methods used during the study of traffic rules in school. Also there have been presented the ways of solving these problems.
Keywords: road safety, modern teaching methods, culture of safety, preventive measures.
УДК 37.013
Одной из важнейших проблем особой значимости является проблема детского травматизма на транспорте и, в первую очередь в сфере дорожного движения. Один из худших показателей среди развитых стран у России, где ежегодно погибают и получают травмы различной степени в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) около 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет [2]. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по величине причиной смерти среди молодого поколения в возрасте 5-29 лет. В связи с этим проблема по формированию навыков безопасного поведения на дорогах учащихся является актуальной.
За 2014-2016 годы на дорогах города Нижневартовска зарегистрировано 624 дорожно-транспортных происшествий, из которых 54 случая с участием школьников.
Школьники-пассажиры получили травмы различной степени тяжести в 20 ДТП, из них 16 с легкими травмами и 4 с тяжелыми. В 80% случаев ДТП люди не были пристегнуты ремнем безопасности, что стало причиной травматизма. Проведенный анализ показал, что рост ДТП наблюдается в летнее время и в сентябре.
Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
В связи с этим, в вузах выпускающих педагогов ведется работа по формированию у студентов знаний и умений по обучению детей культуре безопасного поведения на дорогах, и начинаться оно должно в дошкольном образовательном учреждении и продолжаться до окончания школы. Педагогу необходимо в доступной форме донести до детей, какие опасности подстерегают их на улицах и дорогах, а также выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.
Необходимо учитывать, что на данный вид занятий необходимо приглашать сотрудников ГИБДД, которые могут привести конкретные примеры, продемонстрировать видео фильмы.
Чтобы уроки не превращались в скучное заучивание правил дорожного движения будущие педагоги должны овладеть приемами проведения бесед и игр, проведение которых в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок.
Для студентов необходимо знать, что одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного движения является систематический и непрерывный процесс формирования у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах города -транспортной культуре как условию эффективности процесса профилактики детского транспортного травматизма [4].
Кроме изучения Правил дорожного движения по школьной программе ОБЖ и программе ПДД, большое значение необходимо уделять и внеклассной работе с учащимися. Здесь особое значение будут играть ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск, занятия, экскурсии на прилегающие к школе перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение тематических недель, динамических пауз, конкурсов, викторин с приглашением сотрудников ГИБДД и т.д. [1].
Обучение учащихся правилам дорожного движения рекомендуем проводить в специальном классе и на специализированных транспортных площадках. На занятиях не более 40% времени отводить на изучение теоретических основ, а остальное - на привитие практических навыков.
При подготовке к занятию студент-педагог должен подготовить кабинет. В кабинете должно быть достаточное количество учебной, учебно-методической литературы и наглядных пособий, должен быть макет местности микрорайона, а к нему комплект моделей дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути в школу и проведении занятий по обучению детей разгадыванию «дорожных ловушек».
Формы и методы работы педагога по реализации программы профилактических мероприятий по снижению детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся разнообразны и включают в себя беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов, дискуссии, мозговые штурмы, моделирование, передача навыков, знаний, умений по цепочке и т.д.
В процессе профилактической работы будущие педагоги должны использовать все формы и методы профилактики, в зависимости от целей, состава учащихся, степени их готовности.
Учебно-плановые занятия являются ведущей формой и выполняют главную обучающее-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.
Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь [3, с. 26-27].
Проводя в 2015-2016 гг. опросы студентов выпускников об их готовности к обучению и воспитанию безопасному поведению на дорогах, более 85% ответили, что полностью готовы и
чувствуют уверенность в своих знаниях, 11% ответили, что готовы, но требуется помощь старших наставников, 3% не были готовы ответить на поставленный вопрос и 1% ответил, что не уверен в своей готовности.
В заключении хотелось бы отметить, что нами выявлена прямая зависимость наличия знаний и умений педагога и его готовности качественно и на профессиональном уровне проводить занятия по безопасности дорожного движения и сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у обучаемых детей.
Список литературы / References
1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: М., Просвещение, 2001.
2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009. 80 с.
3. Тронева Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни, 2009. № 10. С. 26-27.
4. Школа - территории безопасности. Материалы областной научно-практической конференции. Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. 96 с.
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ Седёлкина Ю.Г.1, Смирнова О.В.2 Email: [email protected]
'Седёлкина Юлия Георгиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Смирнова Ольга Викторовна — магистр лингвистики,
кафедра иностранных языков и лингводидактики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье освещается современная ситуация с преподаванием иностранных языков для специальных целей учащимся творческих вузов на примере Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, анализируются результаты тестирования психо-когнитивных характеристик студентов и их сенсорных предпочтений, а также результаты анализов уроков иностранного языка в вышеуказанном вузе, исходя из чего делаются выводы и предлагаются практические рекомендации по интенсификации процесса обучения данной категории учащихся. Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, межполушарная асимметрия, сенсорные каналы восприятия, студенты творческих вузов.
TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR SPESIFIC PURPOSES TO STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF FINE ARTS Sedelkina Yu.G.1, Smirnova О-V.2
'Sedelkina Yulia Georgiyevna — Candidate of Pedagogy, Associate Professor; 2Smirnova Olga Viktorovna — Master of Linguistics, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES AND LINGUADIDACTICS, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article highlights the current situation with teaching foreign languages for specific purposes to students of art colleges, evidence from Ilya Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, the results of testing the students' psycho-cognitive characteristics and their sensory preferences are analyzed, as well as the results of the observations of foreign language lessons in the above-mentioned institution, on the basis of which conclusions are drawn and practical recommendations for intensifying the learning process for this category of students are offered.