PEDAGOGICAL SCIENCES
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ В ПЕРИОД
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ УМЕНИЯ
РЕАГИРОВАТЬ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 1 2
Рондырев-Ильинский В.Б. , Стригун Т.С. (Российская Федерация) Email: [email protected]
1Рондырев-Ильинский Владимир Борисович - кандидат педагогических наук, кафедра географии, факультет экологии и инжиниринга, Нижневартовский государственный университет; 2Стригун Татьяна Сергеевна - специалист, Муниципальное казенное учреждение Нижневартовского района «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»,
г. Нижневартовск
Аннотация: рассмотрены вопросы по формированию у будущих и действующих педагогических работников культуры организации защиты от чрезвычайных ситуаций. Отмечены особенности обеспечения безопасности в образовательном учреждении. Проводимые исследования показали, что применение в профессиональном обучении студентов вузов современных методов при изучении тем по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера позволяет повысить качество их подготовки. Предложены пути решения по её совершенствованию.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, чрезвычайная ситуация, культура безопасности, педагогические работники.
THE QUESTION OF FORMATION DURING OF VOCATIONAL
TRAINING OF FOR TEACHING STAFFS TO BE ABLE TO REACT
TO EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL CHARACTER
12 Rondyrev-IlinskyV.B.1, Strigun T.S.2 (Russian Federation)
1Rondyrev-Ilinsky Vladimir Borisovich - Candidate of pedagogical Sciences, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY, THE FACULTY OF ECOLOGY AND ENGINEERING, NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY; 2Strigun Tatiana Sergeevna - Specialist, OF THE MUNICIPAL GOVERNMENT INSTITUTION OF THE NIZHNEVARTOVSK REGION «OFFICE OF CIVIL DEFENSE AND EMERGENCY SITUATIONS», NIZHNEVARTOVSK
Abstract: there have been performed some problem questions to form culture of protect from emergency for acting and future pedagogical employees. We have noted features of ensure the safety in educational facility. The students have used their knowledge and experience, active approach to learning. The studies have been shown that using in training of University students of active learning can improve the quality of their training. Also there have been presented the ways of solving these problems.
Keywords: professional training, emergency, culture of safety, teaching staffs.
Вопросы безопасности детей с древнейших времен и до настоящего времени остаются актуальными. Одним из наиболее важных показателей обеспечения безопасности детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является готовность будущих учителей ОБЖ к действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного характера. Именно от правильности их действий, во многом зависит результат обеспечения безопасности.
На реализацию профессиональной компетенции персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся влияют две группы факторов: личностные (сооциально-демографические, индивидуально-психологические и социально-психологические) и организационные (типоорганизационной культуры).
Перечисленные факторы оказывают влияние на стадии психо лого-педагогического обеспечения личностной безопасности учащихся:
1) выявление угроз;
2) принятие решений о выборе методов нейтрализации угроз;
3) технологии реализации принятого решения;
4) оценка результатов действий.
Персонал общеобразовательных учреждений является одним из важнейших субъектов обеспечения личностной безопасности учащихся. К числу его важнейших характеристик относятся профессиональная компетентность, профессионально важные качества и профессионализм в области безопасности [1].
Формирование профессиональной компетентности и готовности персонала общеобразовательных учреждений к обеспечению личностной безопасности учащихся следует осуществлять в контексте повышения профессионализма персонала. Высокий уровень профессионализма персонала будет определяться высоким уровнем готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Уровень безопасности общеобразовательных учреждений определяется, с одной стороны, интенсивностью и частотой угроз безопасности общеобразовательных учреждений, а с другой - эффективностью деятельности по их преодолению и является в свою очередь косвенным критерием психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений.
Обладание педагогом компетентностью в области обеспечения личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений способствует формированию умений различать опасные ситуации и предпринимать адекватные действия по отношению к ним, сохранять эмоционально-волевую устойчивость.
К числу факторов, влияющих на уровень профессиональной компетентности педагогического персонала образовательных учреждений в обеспечении безопасности учащихся можно отнести общую организационную культуру образовательного учреждения и готовность каждого педагогического работника, не зависимо от занимаемой должности, к решению задач по защите от чрезвычайных ситуаций.
Организационная культура образовательного учреждения - это «совокупность коллективно разделяемых ценностных ориентиров, нравственных норм, убеждений, формальных и неформальных правил, особенностей поведения, стиля руководства, способов решения проблем, а также представлений о месте и роли образовательного учреждения в обществе, позволяющая обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей образовательного учреждения» [3, с. 12 - 14].
Взаимоуважение и сплоченность в педагогическом коллективе обеспечивают не только бесконфликтное существование образовательной среды, но и снижают степень риска возникновения опасных ситуаций внутри школы, способных повлиять на безопасность учащихся, а значит, повышают готовность к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации за пределами учреждения.
Понимая всё возрастающие риски возникновения и возможные последствия от чрезвычайных ситуаций, необходимо сконцентрировать общее внимание на принятие мер, направленных на совершенствование государственного Стандарта и Программ подготовки учителей, включив в них специальный курс по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Решение данной проблемы невозможно без формирования у работников образовательных учреждений специальных личных качеств по действиям в чрезвычайных
67
ситуациях. Необходимо понимать, что в экстремальной обстановке именно от сформированной в образовательном учреждении общей культуры обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций зависит безопасность учащихся.
Для поддержания постоянного уровня готовности специалистов участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, им необходимо организовывать на своих предприятиях плановое обучение и практические тренировки с персоналом.
Каждый педагогический работник, независимо от специальности и профиля, обязан овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В наше достаточно неспокойное время, практически не существует таких экстремальных ситуаций, в которых не имело бы значения наличие специальных знаний, умений и навыков у каждого педагогического работника, непосредственно работающего с детьми. Таким образом, мы считаем, что их подготовленность к действиям в период чрезвычайных ситуаций позволит обеспечить необходимую безопасность учащимся.
Чем сложнее характер складывающейся обстановки из-за чрезвычайной ситуации, чем опаснее возможные последствия, чем больше в них неожиданного, тем значимее роль подготовленности и ответственности за правильные действия всего преподавательского состава.
Проблема готовности педагогических работников к действиям в чрезвычайных ситуациях является предметом исследования различных областей науки: педагогики, психологии, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций и других.
С целью оказания методической помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации, методистам, преподавателям-организаторам по безопасности жизнедеятельности в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, федеральными органами образования были разработаны соответствующие методические рекомендации [2].
При подготовке будущих учителей к действиям при чрезвычайных ситуациях, уже на стадии обучения в университете при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует учитывать ряд важных факторов, которые необходимо у них сформировать:
- знания и умения о способах противодействия опасностям;
- не стереотипные действия, а осмысленные выборочные, исходя из складывающейся обстановки и угроз;
- личностные качества лидера способного повести за собой коллектив в период возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- психологические качества сохранения хладнокровия при стрессовых ситуациях;
- стрессовая устойчивость к внешним проявлениям опасности;
- физические качества, позволяющие в течение продолжительного времени исполнять возложенные обязанности в особых условиях;
- эмоционально-волевые качества, необходимые для преодоления стрессового воздействия чрезвычайной обстановки.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: проблема обеспечения личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений - это комплексная проблема государства и для получения требуемого результата подготовленности педагогических работников к действиям в опасных и экстремальных ситуациях, необходимо организовывать их соответствующую подготовку, с привлечением сотрудников специальных служб, уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Список литературы /References
1. Пацакула И.Л. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. Рязань, 2001. 25 с.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию от 12.04.2007 № 17-3-09/73 «Организационно-методические указания по обучению учащихся и студентов, работников подведомственных Рособразованию образовательных учреждений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2007 год».
3. Родионов В.А., Аханькова Т.Е., Лантуева Е.А., СтупницкаяМ.А. С чего начинается школа // Школьный психолог, 2003. № 38. С. 12-14.