Научная статья на тему 'Методика обучения студентов педагогических специальностей к проведению практических тренировок по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера'

Методика обучения студентов педагогических специальностей к проведению практических тренировок по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
Поделиться
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ КОМАНДА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EVACUATION / VOLUNTARY FIREFIGHTER / VOCATIONAL TRAINING / VOLUNTARY FIRE BRIGADE / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рондырев-Ильинский В.Б.

Рассмотрены вопросы методики обучения студентов педагогических специальностей к организации проведения практических противопожарных тренировок. Предложены пути решения по совершенствованию данной методики.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рондырев-Ильинский В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODS OF TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES TO REALIZATION OF PRACTICAL TRAININGS OF ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS OF FIRE CHARACTER

There were reviewed some questions of training methods of students of pedagogical specialties to organization of practical fire-prevention trainings. Also some solutions on improvement of these methods were offered in the article.

Текст научной работы на тему «Методика обучения студентов педагогических специальностей к проведению практических тренировок по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПОЖАРООПАСНОГО ХАРАКТЕРА

В.Б. Рондырев-Ильинский, кандидат педагогических наук. Нижневартовский государственный университет

Рассмотрены вопросы методики обучения студентов педагогических специальностей к организации проведения практических противопожарных тренировок. Предложены пути решения по совершенствованию данной методики.

Ключевые слова: эвакуация, добровольный пожарный, профессиональная подготовка, добровольная пожарная команда, пожарная безопасность

METHODS OF TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES TO REALIZATION OF PRACTICAL TRAININGS OF ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS OF FIRE CHARACTER

V.B. Rondyrev-Ilinsky. Nizhnevartovsk state university

There were reviewed some questions of training methods of students of pedagogical specialties to organization of practical fire-prevention trainings. Also some solutions on improvement of these methods were offered in the article.

Keywords: evacuation, voluntary firefighter, vocational training, voluntary fire brigade, fire

safety

В последние годы в жизни Российского общества все большее место занимают проблемы, связанные с увеличением количества чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера. Немаловажную роль на развитие указанных тенденций оказывает разное экономическое развитие регионов и муниципальных образований, а также сложные климатические условия их расположения. Все эти составляющие напрямую влияют на пожарную безопасность как населенных пунктов, так и образовательных учреждений.

В целях повышения уровня защиты жизни и здоровья детей от пожаров органами власти принимаются соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, в том числе и привлечение граждан к вступлению в добровольные пожарные дружины. Таким образом, активизация мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях, в том числе деятельности добровольных пожарных дружин, является одним из своевременных требований общества

и должны быть направлены на повышение качества проведения мероприятий по предупреждению пожаров и созданию условий для их успешного тушения.

В системе пожарно-профилактических мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, важное место занимает вопрос повышения качества организации практических противопожарных тренировок по действиям персонала и учащихся образовательных учреждений при возникновении пожара.

Проведение своевременной и организованной эвакуации и принятие мер к тушению пожаров в начальной его стадии должны осуществлять педагогические работники. И так как они не являются профессионалами в данной области, их необходимо этому обучать.

Под эвакуацией понимается процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара [1].

При возникновении пожара во всех случаях должна быть обеспечена безопасность людей, то есть созданы условия для беспрепятственного движения людей при эвакуации.

В отличие от эвакуации, спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу, при воздействии на них опасных факторов пожара, с помощью пожарных или специально обученного персонала [1].

При этом необходимо учитывать, что не все выходы из зданий являются эвакуационными ввиду несоответствия параметров и функционального назначения.

Различают также аварийные и технологические выходы [2].

Основными требованиями, предъявляемыми к эвакуационным выходам, являются их ширина и высота, удаленность от помещений, конструктивное исполнение.

Выходы считаются эвакуационными, если они ведут [2]:

- из подвалов и цокольных этажей непосредственно наружу;

- из помещения первого этажа непосредственно наружу или через вестибюль, коридор, лестничную клетку;

- из помещений любого этажа, кроме первого, в коридор, лестничную клетку.

Основной целью проведения практических тренировок в образовательных

учреждениях является формирование у персонала и учащихся знаний и практических умений к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций [3].

Также в период тренировок могут отрабатываться организация эвакуационных и спасательных мероприятий, а также алгоритмы принятия решений руководящим составом образовательного учреждения. Проведение занятий по обучению учащихся в области пожарной безопасности является обязанностью руководителя учреждения [1].

К данным тренировкам в обязательном порядке необходимо привлекать созданные в учреждении добровольные пожарные дружины (команды), а по возможности профессиональные подразделения пожарной охраны.

Это позволит добровольным пожарным отрабатывать на практике взаимодействие руководства учреждения и прибывших к месту вызова подразделений профессиональной пожарной охраны, а также формирует слаженность действий боевых звеньев при проведении разведки и тушении «очага пожара».

При проведении практических противопожарных тренировок руководство образовательного учреждения обязано учитывать специфику образовательного учреждения, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по его мнению, не пострадает способность персонала решать малозначительные задачи, которые могут возникать при возникновении чрезвычайной ситуации пожароопасного характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными задачами проведения практических тренировок с педагогическими работниками и техническим персоналом образовательного учреждения являются:

- обучение участников тренировки умению идентифицировать исходное событие;

- проверка готовности педагогов и техперсонала к проведению эвакуации учащихся;

- проверка боеготовности членов добровольной пожарной команды к выполнению задач по предназначению (спасение людей и тушение пожара);

- поддержание профессиональной и психофизиологической подготовленности всех участников тренировки, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;

- обучение правилам пользования индивидуальными средствами защиты;

- отработка слаженности между участниками боевых действий из числа персонала объекта;

- отработка порядка взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями, медицинским персоналом и полицией.

При подготовке персонала руководитель тренировки, как правило, в этой роли выступает заместитель директора школы по безопасности или педагог-организатор по безопасности жизнедеятельности, предварительно за пять-десять дней до планируемой тренировки должен провести рабочее совещание, на котором необходимо довести до участников тренировки:

- информацию об объёмно-планировочных решениях учреждения;

- общее состояние пожарной безопасности в учреждении, в том числе о пожарной нагрузке и повышенной пожарной опасности отдельных его помещений (технических, хозяйственных и учебных);

- состояние автоматических систем противопожарной защиты (обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- состояние внутренних и наружных источников противопожарного водоснабжения;

- тактический замысел тренировки (только для заинтересованных лиц) и определить должностные обязанности каждого из участников тренировки;

- стадии развития пожара с указанием характеристик его опасных факторов;

- общий порядок действий технического персонала и педагогических работников при возникновении пожара;

- порядок применения лицами, которые, согласно своим функциональным обязанностям, не покидают учреждение при проведении эвакуации, а будут выполнять работы, в том числе в непригодной для дыхания и зрения среде, специальных защитных средств;

- алгоритм действий членов добровольной пожарной дружины (команды) при организации эвакуационных и спасательных мероприятий; при проведении разведки; при тушении «очага пожара» с использованием имеющихся на вооружении образовательного учреждения первичных средств пожаротушения;

- необходимость особого внимания к соблюдению всеми участниками тренировки (педагогическими работниками, техническим персоналом и учащимися) мер безопасности;

- порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

Подготовленность участников тренировки и как конечный результат её качество проведения во многом зависят от руководителя данной тренировки. Таким образом, чтобы руководитель противопожарной тренировки был готов к проведению данного совещания на должном уровне, ему необходимо обладать соответствующим уровнем знаний, умений и навыков, которые формируются как в период обучения в университете по специальности «Безопасность жизнедеятельности», так и в процессе работы в общеобразовательном учреждении в период самостоятельной подготовки.

В целях отличия всех должностных лиц, участвующих в проведении противопожарных тренировок, от остальных членов педагогического коллектива, на период их проведения необходимо обеспечить следующими отличительными знаками:

- руководитель противопожарной тренировки - повязка красного цвета;

- посредники (наблюдатели за ответственными должностными лицами) - повязка белого цвета;

- тренирующийся персонал (ответственные должностные лица) - повязка желтого

цвета.

В период проведения тренировки необходимо создать имитацию пожара, которая должна быть наглядной и понятной для её участников.

Одним из важных моментов, который необходимо предусмотреть при организации тренировки - это возможность каждого из посредников изменять обстановку на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом и по согласованию с руководителем тренировки.

Не смотря на желание руководителя тренировки смоделировать её максимально приближенно к реальности, следует учитывать, что применять для имитации средства, которые могут нанести вред здоровью окружающих, вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, категорически запрещается.

Для имитации обстановки условного очага и площади чрезвычайной ситуации следует также использовать безопасные средства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- очаг пожара - красный флаг по высоте до 70 см;

- зона пожара - красные флажки по высоте около 50 см, рекомендовано до 10-15 штук;

- зона задымления - синие флажки по высоте около 50 см, рекомендовано до 15-25 штук;

- зона токсичных газов, выделения вредных паров - желтые флажки по высоте около 50 см, рекомендовано до 10 штук.

При расстановке указанных имитационных флажков следует учитывать, что во всех зонах работать без средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения запрещается.

Перед началом тренировки её руководитель должен провести инструктаж, напомнить участникам тренировки, что в случае возникновения пожара действия педагогических работников, технического персонала и членов добровольной пожарной дружины (команды) образовательного учреждения в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности людей, а при достаточности имеющихся сил и средств - приняты меры к тушению пожара и спасению материальных ценностей [5].

Для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности учреждения и повышающих уровень общей безопасности педагогов, технического персонала и учащихся, производится разбор тренировки.

Разбор тренировки должен проводить её руководитель.

Целесообразнее всего разбор тренировки проводить непосредственно после её окончания, в следующей последовательности:

- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

- начальник объектовой добровольной пожарной дружины (команды) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке, в соответствии с тактическим замыслом и принятых им лично решениях по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также действиях добровольных пожарных - членов дружины;

- посредники каждого из закрепленных за ними участков тренировки поочередно докладывают о действиях педагогических работников, технического персонала и учащихся и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

- руководитель тренировки в ходе проведения разбора может требовать объяснения от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе, о действиях, которые он выполнял.

В заключении разбора руководитель тренировки обязан подвести итоги, объявить о положительных и отрицательных моментах, выявленных в период тренировки. После этого он выставляет общую оценку, а также индивидуальные оценки каждому должностному лицу,

участвующему в тренировке. Оценивание осуществляется по трех бальной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результаты тренировок ответственный за данное направление работник записывает в журнале учёта тренировок.

Для проведения каждой практической тренировки по отработке Плана эвакуации из учреждения или отработке практических действий педагогических работников, технического персонала, членов добровольной пожарной команды (дружины) и учащихся образовательного учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо составить следующие документы:

1. Распоряжение (приказ) «Об организации противопожарной тренировки», в котором необходимо указать цели, задачи, время проведения, определить участников тренировки и назначить посредников.

2. План подготовки для проведения практической тренировки, в котором отразить организационные мероприятия, позволяющие подготовиться для её проведения.

3. План-конспект (с текстовой и расчетной частью). Его структура, как правило, разрабатывается заместителем директора по безопасности и может включать в себя следующие разделы: основные задачи; вопросы, подлежащие отработке; оперативно-тактическая характеристика объекта; характеристика имеющихся источников противопожарного водоснабжения; список должностных лиц и членов добровольной пожарной дружины, участвующих в практической тренировке; схема расстановки эвакуируемых на месте построения; схема развертывания сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации; расчет сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации; описания действий участников тренировки; справка о проведении занятий.

4. Акт по результатам проведенной тренировки. В акте указываются основные этапы тренировки. Также в акте необходимо указывать положительные и отрицательные моменты тренировки, с указанием конкретных должностных лиц. Это позволит в дальнейшем проводить качественный анализ результатов проводимых тренировок.

5. Список необходимых видов и количества средств имитации, применяемых в период тренировки (очаг пожара, места распространения пожара, места задымления, места наличия аварийно химически опасных веществ и других опасных факторов).

6. Список привлекаемых сил и средств пожарной охраны местного гарнизона и других оперативных служб города (района).

7. Распоряжение (приказ) по итогам тренировки. При его составлении необходимо отразить краткий ход тренировки, выявленные недостатки, оценки, определение сроков и исполнителей для устранения замечаний. В приказе необходимо указывать наиболее отличившихся должностных лиц как положительный пример для коллектива.

Безопасности образовательных учреждений в последнее время повсеместно уделяется все больше внимания. Устанавливаются современные системы автоматических пожарных сигнализаций и оповещения людей о чрезвычайных ситуаций [6, 7].

Однако никакие технические новшества не смогут заменить педагогических работников и технический персонал учреждений, на которых возложены обязанности по организации эвакуации и принятие мер по тушению пожаров в начальной его стадии, до прибытия профессиональных подразделений пожарной охраны [4, 8].

В целях повышения уровня защиты жизни и здоровья учащихся от чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера руководителями образовательных учреждений приобретается пожарно-техническое оборудование, организовываются добровольные пожарные дружины (команды), проводятся практические противопожарные тренировки и учения. Одним из наиболее важных показателей в обеспечении безопасности остается системный подход и качество в организации подготовки работников образовательного учреждения к действиям при чрезвычайных ситуациях. Именно от правильности их действий в первые минуты после сигнала «тревога» во многом зависит общий результат обеспечения безопасности каждого учащегося.

Литература

1. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22 июля 2009 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методические рекомендации МЧС России по организации тренировок по эвакуации. М.: МЧС России, 2007.

4. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны: Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. О противопожарном режиме: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 апр. 2012 г. № 390. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ: Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. № 240. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

References

1. SNiP 21-01-97. Pozharnaja bezopasnost' zdanij i sooruzhenij [Fire safety of buildings and structures]. (in Russ.).

2. Tehnicheskij reglament o trebovanijah pozharnoj bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 22.07.2009 g. № 123-FZ [Technical Regulations on Fire Safety Requirements: Federal Law of 22.07.2009, № 123-FZ]. (in Russ.).

3. Metodicheskie rekomendacii MChS Rossii po organizacii trenirovok po jevakuacii [Guidelines of Emercom of Russia for the organization of evacuation training]. M.: MChS Rossii, 2007. (in Russ.).

4. O pozharnoj bezopasnosti: Federal'nyj. zakon Rossijskoj Federacii ot 21.12.1994 g. № 69-FZ [On fire safety: The Federal Law of the Russian Federation of 21.12.1994, № 69-FZ]. (in Russ.).

5. Ob utverzhdenii Porjadka tushenija pozharov podrazdelenijami pozharnoj ohrany: Prikaz MChS Rossii ot 31.03.2011 g. № 156 [On approval of order of fire-fighting by units of fire protection: Order of EMERCOM of Russia on 31.03.2011 № 156]. (in Russ.).

6. O protivopozharnom rezhime: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04.2012 g. № 390 [On firefighting mode: Decree of the Russian Government dated 25.04.2012, the № 390]. (in Russ.).

7. SP 5.13130.2009. Sistemy protivopozharnoj zashhity. Ustanovki pozharnoj signalizacii i pozharotushenija avtomaticheskie [Fire protection systems. Installation of fire alarm and fire automatic]. (in Russ.).

8. Ob utverzhdenii Porjadka privlechenija sil i sredstv podrazdelenij pozharnoj ohrany, garnizonov pozharnoj ohrany dlja tushenija pozharov i provedenija avarijno-spasatel'nyh rabot: Prikaz MChS Rossii ot 5.05.2008 g. № 240 [On approval of the order of attraction of forces and means of fire protection units, garrison of fire protection to extinguish the fires and carrying out rescue operations: Order of the Russian EMERCOM of 5.05.2008. № 240]. (in Russ.).