Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 347.471.032.1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Г.И. Сметанника, С.А. Шуткина
На сегодняшний день практически во всех странах мира наряду с профессиональной пожарной охраной существует добровольная пожарная охрана. В целях повышения эффективности правового регулирования правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны на основе устранения выявленных в процессе обобщения правоприменительной практики законодательных пробелов, создания правового поля организации деятельности добровольной пожарной охраны и определения правового статуса добровольных пожарных необходимо урегулировать правоотношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и гражданами в области деятельности добровольной пожарной охраны.
Ключевые слова: добровольная пожарная охрана, правовой статус добровольных пожарных,органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане.
Можно предположить, что основы организации добровольной пожарной охраны были заложены в те далёкие времена, когда люди стали защищать свою жизнь и имущество от пожара.
С развитием цивилизации стали появляться добровольные пожарные формирования, которые защищали территории, на которой они проживают, от пожара. На сегодняшний день практически во всех странах мира, наряду с профессиональной пожарной охраной, существует добровольная пожарная охрана.
В России пожарная охрана имеет давние традиции и до революции 1917 года была фактически добровольной. Однако в последующие годы её роль в обеспечении пожарной безопасности страны постепенно снижалась, и после распада Советского Союза добровольная пожарная охрана вовсе перестала существовать [1].
Идея о масштабном восстановлении добровольческого пожарного движения в наше время пришла после страшных пожаров лета 2010 года, когда вопрос создания добровольных пожарных команд встал с особой остротой. В борьбе с природными пожарами, которые охватили значительную часть территории страны, участвовали в том
числе, и добровольцы, однако их юридический статус тогда был не вполне ясен.
Стало очевидным, что борьба с пожарами только с помощью государства приводит к значительным экономическим затратам. Понимая это, президент Российской Федерации и законодательные органы России приняли Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который ввел в стране особый институт поформированию различных общественных объединений граждан для борьбы с пожарами и определил новое правовое поле для создания подразделений добровольной пожарной охраны.
Нужно отметить, что в нашей стране впервые на федеральном уровне был принят такой законодательный акт. Даже в бывшем СССР не было стройной законодательной базы для решения проблем пожарной безопасности, и тем более добровольной пожарной охраны. Самый высокий уровень, на котором решались эти проблемы, был исполнительный орган страны - Совет Министров СССР, который принимал отдельные постановления и распоряжения для решения проблем пожарной безопасности. В частности, еще в 1954 г. было принято Постановление Совета Министров СССР о
7
Выпуск 4(17), 2015
создании добровольных пожарных дружин на предприятиях.
Закон [2] является достаточно новационным в системе российского законодательства. Помимо того, что основной его целью является обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути развития волонтерства в вопросах безопасности давно уже идут все развитые европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.
Для законодательства в области пожарной безопасности Закон [2] является своеобразной новеллой, так как отходит от традиционного регулирования властных правоотношений со смещением акцентов в сторону институтов гражданского общества. Законом предполагается широкое вовлечение общественности в организацию деятельности добровольной пожарной охраны при активном участии в данной деятельности представителей публичной власти всех уровней.
Актуальность федерального закона [2] состоит в том, что он призван решить жизненно -важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в этих неприкрытых подразделениями государственной противопожарной службы населенных пунктах.
Уже сегодня в России, согласно официальному представителю МЧС России Александру Дробышевскому, территориальными подразделениями ДПО прикрыто 38477 населенных пунктов в которых проживает более 13 миллионов человек, сформировано 34834 общественных объединений пожарной охраны. Из них 34069 внесено в Реестр общественных объединений, 765 зарегистрированы в территориальных органах Минюста. Численность личного состава ДПО составляет 920965 человек. На вооружении в подразделениях добровольных пожарных команд (ДПК) находится 24361 единица техники, в том числе, в территориальных ДПК — 17596, в объектовых — 6765 единиц.
По данным МЧС России, с начала текущего года подразделения ДПО самостоятельно потушили 1875 пожаров и приняли участие в тушении 12564 пожаров. Ими на пожарах спасено 358 человек.
Добровольные пожарные участвовали в аварийно-спасательных работах различной сложности 6429 раз. Ими спасено 198 человек, разобрано 575 завалов. На октябрь 2013 года в стране работали свыше 903 тысяч добровольных пожарных. В ближайшие пять лет численность добровольцев должна превысить 1,2 миллиона человек.
В целях повышения эффективности правового регулирования правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны на основе устранения выявленных в процессе обобщения правоприменительной практики законодательных пробелов и создания правового поля организации деятельности добровольной пожарной охраны и определения правового статуса добровольных пожарных разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13 ФЗ «О пожарной безопасности» [3], который призван урегулировать правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в области организации и деятельности добровольной пожарной охраны.
Тем не менее, существует ряд проблем, на которых необходимо остановиться отдельно:
• неясность со страхованием добровольных пожарных;
• отсутствие у небольших муниципальных объединений бюджета на организацию и поддержку ДПО;
• отсутствие государственной поддержки организаций (налоговых, социальных или каких-либо иных льгот), имеющих в штате добровольных пожарных и как следствие, конфликт интересов [4].
Таким образом, результат попыток местных и региональных властей обеспечить создание условий для деятельности добровольных пожарных дружин достаточно сложен. Казалось бы, именно по этой причине во многих случаях более целесообразно решить вопрос о муниципальной пожарной охране. Для решения этого вопроса остается фактически один законный вариант - передача государственных полномочий. Государственное полномочие по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы закреплено за органами государственной власти субъекта РФ п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Закон не исключает возможности передать это полномочие (разумеется, с финансированием) муниципальным районам и городским округам [5, 6].
8
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
Библиографический список
1. Сметанкина Г. И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе / Г.И. Сметанкина // Естественные и технические науки. - 2014. - №11/12 (78). - С. 461-463.
2. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 19. - Ст. 2717.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. -№ 35. - Ст. 3649.
4. Сметанкина Г.И. Профилактика пожаров как стратегия развития МЧС России // Г.И. Сметанкина // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2015. - С. 2629.
5. Методические рекомендации МЧС России орга-
нам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [Электронный ресурс] // URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/47/47128/ (дата обращения:
15.09.2015).
6. Сметанкина Г.И. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Российский научный журнал. - 2015. - № 1 (44). - С. 279-281.
References
1. Smetankina G./.K voprosu o problemah osushhestvlenija gosudarstvennoj nadzornoj dejatel'nosti na sovremennom jetape / G.I. Smetankina // Estestvennye i tehnicheskie nauki. - 2014. - №11/12 (78). - S. 461-463.
2. Federal’nyj zakon ot 6 ninja 2011 g. № 100-FZ «O dobrovol'noj pozharnoj ohrane» (red. ot 13.07.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2011. - № 19. - St. 2717.
3. Federal’nyj zakon ot 21 dekabrja 1994 g. № 69-FZ «O pozharnoj bezopasnosti» (red. ot 13.07.2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1994. - № 35. - St. 3649.
4. Smetankina G./. Profilaktika pozharov kak
strategija razvitija MChS Rossii // G.I. Smetankina // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pozharnaja bezopasnost': problemy i
perspektivy». - Voronezh: VI GPS MChS Rossii, 2015. - S. 26-29.
5. Metodicheskie rekomendacii MChS organam mestnogo samoupravlenija po realizacii Federal'nogo zakona ot 6 oktjabrja 2003 goda N 131-FZ "Ob obshhih principah mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii" v oblasti grazhdanskoj oborony, zashhity naselenija i territorij ot chrezvychajnyh situacij, obespechenija pozharnoj bezopasnosti i bezopasnosti ljudej na vodnyh ob'ektah [Jelektronnyj resurs] // URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/47/47128/ (data obrashhenija: 15.09.2015).
6. Smetankina G./. Vzaimodejstvie organov GPN s organami gosudarstvennoj vlasti, organami mestnogo samoupravlenija, drugimi organizacijami po voprosam obespechenija pozharnoj bezopasnosti. Rossijskij nauchnyj zhurnal. - 2015. - № 1 (44). - S. 279-281.
LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF VOLUNTARY FIRE PROTECTION
Today practically worldwide, along with professional fire protection, there is a voluntary fire protection. For increase of efficiency of legal regulation of legal relationship in the field of the organization of activity of voluntary fire protection on the basis of elimination of the legislative gaps revealed in the course of synthesis of law-enforcement practice and creation of a legal framework of the organization of activity of voluntary fire protection and determination of legal status of voluntary firefighters it is necessary to settle the legal relationship arising between public authorities, local governments, the organizations and citizens in the field of the organization and activity of voluntary fire protection.
Keywords: voluntary fire protection, legal status of voluntary firefighters, public authorities, local governments, organizations, citizens.
Сметанкина Галина Июльевна,
к.т.н., доцент,
Воронежский институт ГПС МЧС России; Россия, Воронеж.
Smetankina G./.
Cand. Tech. Sci., Assос. Prof., Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia; Russia, Voronezh.
Шуткина Софья Александровна,
к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России;
Россия, Воронеж.
Shutkina S.A.
Cand. of Jur. Sci., Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM ofRus-sia; Russia, Voronezh.
9
© Сметанкина Г.И., Шуткина С.А., 2015