Научная статья на тему 'Система советского законодательства о пожарной безопасности (по материалам боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. )'

Система советского законодательства о пожарной безопасности (по материалам боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
61
Поделиться
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / РУКОВОДИТЕЛЬ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА / БОЕВОЙ УСТАВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / FIRE SAFETY / FIRE PROTECTION SERVICE / FIRE EXTINGUISHING HEAD / FIELD MANUAL OF FIRE PROTECTION SERVICE / FIREFIGHTING / RESCUE OPERATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова А.А., Талашова А.А.

Дана общая характеристика боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. Проанализированы предпосылки принятия, выявлены особенности, сходства и различия, проанализирована структура боевых уставов пожарной охраны, действовавших в указанный период.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнова А.А., Талашова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SYSTEM OF SOVIET LEGISLATION ON FIRE SAFETY (MATERIALS OF FIELD MANUALS OF FIRE PROTECTION SERVICE OF 1937, 1940, 1953, 1970 YEARS)

The general characteristic of Field Manuals of fire protection service in 1937, 1940, 1953 1970 is given in the article. Also there have been analyzed the preconditions for acceptance, peculiarities, similarities and differences, analyzed the structure of Field Manuals of fire protection service that have been applied during the above mentioned period.

Текст научной работы на тему «Система советского законодательства о пожарной безопасности (по материалам боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. )»

СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ БОЕВЫХ УСТАВОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ 1937, 1940, 1953, 1970 ГГ.)

А.А. Смирнова, кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. А.А. Талашова.

Федеральное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России»

Дана общая характеристика боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. Проанализированы предпосылки принятия, выявлены особенности, сходства и различия, проанализирована структура боевых уставов пожарной охраны, действовавших в указанный период.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарная охрана, руководитель тушения пожара, Боевой устав пожарной охраны, тушение пожаров, аварийно-спасательные работы

SYSTEM OF SOVIET LEGISLATION ON FIRE SAFETY (MATERIALS OF FIELD MANUALS OF FIRE PROTECTION SERVICE OF 1937, 1940, 1953, 1970 YEARS)

А.А. Smirnova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. A.A. Talashova. Federal state institution «Center to ensure the activities of the Federal fire service of EMERCOM of Russia»

The general characteristic of Field Manuals of fire protection service in 1937, 1940, 1953 1970 is given in the article. Also there have been analyzed the preconditions for acceptance, peculiarities, similarities and differences, analyzed the structure of Field Manuals of fire protection service that have been applied during the above mentioned period.

Keywords: fire safety, fire protection service, fire extinguishing head, Field Manual of fire protection service, firefighting, rescue operations

Правовое регулирование отношений, возникающих в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, традиционно играет значительную роль в обеспечении эффективности реализации функций пожарной охраны. От результативности исполнения указанной функции зависят не только жизнь и здоровье граждан, но и социальное и экономическое благополучие государства в целом. В начальный период истории Советского государства на формирование его правовой системы огромное влияние оказали революционные движения и изменения, произошедшие в аппарате государственного управления. Эти факторы оказали влияние и на развитие законодательства в сфере пожарной безопасности.

В СССР официальным руководящим документом, определяющим основы организации тушения пожаров и проведения, связанных с ними, первоочередных аварийно-спасательных работ, с 1937 г. являлся Боевой устав пожарной охраны (БУПО) [1].

Первым официальным документом в истории отечественного законодательства, содержащим нормы права в области пожаротушения, стал Пожарный устав 1832 г., вошедший в состав Свода законов Российской империи. Положения Пожарного устава стали

фундаментом системы российского законодательства о пожарной безопасности в дореволюционный период. Организации тушения пожаров в нем была посвящена третья глава «О тушении пожаров», которую можно смело назвать предшественницей БУПО [2].

По данным трудов VI Международного пожарного конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге в мае 1912 г., количество пожаров за период с 1905 по 1907 гг. в столице Российской империи возросло почти в полтора раза - с 1 053 до 1 466. В провинциальных городах количество пожаров еще более увеличилось: в Воронежской губернии - более чем в три раза; в Орловской - в 2,4; в Саратовской - в 2,2; в Тамбовской - в два раза. В начале XX в. рост числа пожаров в сельской местности обгонял прирост сельского населения, причем крестьянское имущество горело в четыре-пять раз чаще городского. Низкий уровень культуры, отсутствие огнестойкого строительства и других предупредительных мер, неорганизованности пожарной охраны при слабой экономической основе крестьянского хозяйства делали его (крестьянина) совершенно беспомощным после каждого крупного пожара [3]. Резкое увеличение численности пожаров требовало повышения уровня ответственности должностных лиц, на которых были возложены обязанности по ликвидации пожаров, что обусловило необходимость более детальной правовой регламентации указанных отношений.

Отечественными учеными в XIX-XX вв. было подготовлено научное обоснование необходимости разработки, наряду с Пожарным уставом, единого документа в области пожаротушения [4]. Однако революционные события в России и создание нового типа государственности помешали планам проведения пожарной реформы. Только в 30-е гг. XX в. в СССР вернулись к идее кодификации противопожарного законодательства в части правил пожаротушения.

В 1937 г. отделом подготовки Главного управления пожарной охраны Народного комиссариата внутренних дел (ГУПО НКВД) СССР был разработан и разослан для проработки и практической проверки в части пожарной охраны проект документа, который получил следующее название: «Боевой устав пожарной охраны. Проект» [5]. Судя по всему, данный документ так и не был введен в действие официально. Однако некоторые факты свидетельствуют о том, что указанный проект все же применялся пожарными в их практической деятельности. В частности, это подтверждается тем, что НКВД СССР Приказом от 10 февраля 1940 г. № 86 отменил «Проект Боевого устава пожарной охраны 1937 года» [6]. Кроме того, в литературе можно встретить и наименование БУПО 38 [7], под которым подразумевается Проект Боевого устава пожарной охраны 1937 г.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что указанный документ был действующим «de facto».

В рассматриваемый период функция по тушению пожаров выделяется в качестве самостоятельной из общих функций милиции по обеспечению правопорядка. 10 июля 1934 г. декретом Центрального исполнительного комитета СССР был образован НКВД СССР [8]. В его состав вошло и вновь созданное ГУПО. На это Управление и его органы на местах был возложен государственный пожарный надзор на всей территории страны, пожарная охрана объектов, имеющих особо важное государственное значение.

В Проекте БУПО 1937 г. впервые в истории советского законодательства о пожарной безопасности было дано понятие «пожарная команда», под которым подразумевалось организационно-боевое соединение, состоящее из специально подготовленного личного состава, оснащенного вооружением и средствами для тушения пожаров.

Также в Проекте БУПО 1937 г. вводились новые термины и понятия, ранее не использовавшиеся в руководящих документах, но большинство из которых продолжают использоваться до сих пор. К таким понятиям относились следующие: караул, отделение, оперативное отделение, начальник караула, командир отделения, руководитель тушения пожара, штаб руководства, начальник штаба, боевой участок, начальник боевого участка, позиция, дежурный связист, тревога, локализация и ликвидация пожара, боевой расчет, готовность к выезду, боевое развертывание, тыл, начальник тыла, разведка водоисточников,

связные, разведка пожара, рукавная линия (и ее виды), атака пожара, позиция ствола, ствольщик.

Проектом БУПО 1937 г. была предпринята попытка четкого разграничения обязанностей должностных лиц, участвующих в тушении пожаров, а именно: начальника караула (руководителя тушения пожара), командира отделения, шофера пожарной автомашины, а также кучера конного хода, начальника тыла, начальника боевого участка, бойца боевого расчета, бойцов, обслуживающих разветвление и рукавные линии, бойцов, прокладывающих рукавные линии, ствольщика, дежурного связиста и связного.

Особое внимание в Проекте БУПО 1937 г. уделялось управлению подразделениями при тушении пожара.

В Проекте БУПО 1937 г. содержится указание о выделении специальных служб: службы связи, газодымозашитной службы, осветительной службы, водозащитной службы, санитарной службы. Кроме того, вводилась должность оперативного фотографа.

В отличие от Пожарного устава 1832 г., где солдаты и люди внутренней стражи призывались на помощь в случае усиления пожара и недостатка в людях, войсковые и милицейские части в соответствии с БУПО привлекались только для оцепления места пожара или охраны эвакуированного из горящего объекта имущества.

Помимо вышеуказанного, новеллами Проекта БУПО 1937 г. являлись нормы: о порядке выезда автомашин (ходов), о подготовке к боевому развертыванию, об оперативном плане, об освещении ночью при наличии тумана или при сильном задымлении, о порядке проведения разведки, о порядке проведения операций по тушению, о порядке спасания людей, о порядке эвакуации имущества, о порядке применения огнетушащих средств.

Структурно Проект БУПО 1937 г. состоял из четырех глав, включающих 286 параграфов и 19 приложений. Приблизительный объем документа составлял 127 страниц.

Указания Боевого устава должны были применяться с максимальной гибкостью и строго согласовываться с условиями обстановки на пожаре, а также с имеющимися силами и средствами для тушения пожара. Проект БУПО 1937 г. являлся основным базисом боевой подготовки личного состава пожарной охраны.

Проанализировав содержание первого в истории советского законодательства БУПО, можно сделать вывод, что у него отсутствовали признаки правового акта, по своей сути он представлял собой учебник или наставление по тушению пожаров, которое можно сравнить с одной из первых практических работ, посвященных организации деятельности пожарных формирований, применявшейся на протяжении XIX в., «Практическим наставлением брандмейстерам» 1818 г. [9].

Проект БУПО 1937 г. отменен Приказом НКВД СССР от 10 февраля 1940 г. № 86, которым был введен в действие Боевой устав пожарной охраны НКВД (БУПО 1940 г.). Он стал первым формальным общеобязательным правовым актом, регулирующим организацию тушения пожара и проведение операций по тушению пожара.

В 1939 г. в Европе началась Вторая мировая война. Советская пожарная охрана усиленно стала готовиться к действиям в боевых условиях с учетом того, что авиация и артиллерия фашистской Германии в массовом порядке применяли бомбардировку и обстрелы не только прифронтовой полосы, но и мирных городов с гражданским населением с использованием зажигательных снарядов. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1934 г. пожарные команды вновь стали милитаризованными. Принятие новых руководящих документов фактически переводило пожарную охрану в СССР на военное положение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура БУПО 1940 г. включала семь глав, содержавших 187 статей и три примерные схемы. Приблизительный объем приказа - 70 страниц. При разнице в объемах содержания Проект БУПО 1937 г. и БУПО 1940 г. во многом повторяли друг друга.

Первая глава БУПО 1940 г. носила декларативный характер и закрепляла, что основной функцией пожарной охраны является «защита от пожаров социалистической собственности и личного имущества граждан СССР», а «первостепенной обязанностью бойцов и командиров являлось немедленное оказание помощи гражданам в случае возникновения угрозы их жизни при пожаре, стихийном бедствии, аварии или катастрофе» [6]. При этом отмечалась значительность роли пожарного, его моральных и физических сил, личной инициативы.

БУПО 1940 г. в структуру управления на пожаре включает такое должностное лицо как руководитель пожаротушения, роль которого выполнял начальник караула либо старший начальник, которому передавалось руководство пожаротушением по его требованию.

Отличительной чертой БУПО 1940 г., обусловленной военной обстановкой, являлось введение норм, посвященных действиям пожарной охраны в условиях противовоздушной обороны (ПВО). При этом отмечалось, что пожарные подразделения использовались исключительно для тушения пожаров и спасания людей из горящих или разрушенных зданий. Обязательной первоочередной процедурой по прибытии на пожар стало проведение химической разведки, которая возлагалась на химические подразделения местной противовоздушной обороны (МПВО) или в их отсутствие проводилась силами и средствами пожарного отделения (караула).

Еще одной особенностью БУПО 1940 г., характерной для законодательства того времени, являлось введение в структуру пожарной охраны политического аппарата, обязанностью которого было проведение повседневной политической работы по обеспечению боевых действий пожарной охраны, в частности, забота об исправности всего противопожарного оборудования и средств пожаротушения, находящихся на вооружении пожарных частей и о наличии всего необходимого для работы на пожаре.

Приказом НКВД СССР от 31 января 1943 г. № 90 «Дополнения и изменения к Боевому уставу пожарной охраны (БУПО - 1940 г.)» была уточнена и дополнена 51 статья [10].

С принятием указанных изменений расширялся функционал пожарной охраны. Обязанности пожарной охраны были дополнены дегазационными работами. Определено, что в условиях воздушного нападения главнейшей задачей пожарной охраны являлась ликвидация открытых пожаров, демаскирующих город (объект) ночью. Также была дополнена шестая глава новым разделом об оперативных группах пожаротушения, предназначенных для руководства тушением пожарами, возникающих во время воздушных налетов в городах, объявленных на «угрожаемом положении». Введены положения, определяющие порядок действий пожарной охраны при тушении складов и вагонов с боеприпасами и нефтепродуктами. Значительные изменения внесены в положения о разведке пожара, в частности, выделены предварительная и корректирующая разведка и определены их задачи.

БУПО 1940 г. был также введен в действие отдельными приказами Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (от 20 июля 1940 г. № 425), Центрального управления военно-строительных частей и ПВО Народного комиссариата черной металлургии (от 13 июля 1940 г. № 169), Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (от 11 июня 1940 г.), Народного комиссариата текстильной промышленности СССР (от 16 мая 1940 г. № 354), Народного комиссариата цветной металлургии СССР (от 20 мая 1940 г. № 306), Народного комиссариата легкой промышленности СССР (от 20 мая 1940 г. № 179), Народного комиссариата химической промышленности (от 3 июля 1944 г. № 274), Народного комиссариата угольной промышленности (от 1 августа 1944 г. № 489/а).

Происходящие в послевоенные годы изменения в праве, связанные, прежде всего, с переходом к мирной жизни, а также попытками усовершенствовать государственный механизм, коснулись и БУПО.

23 сентября 1950 г. Распоряжением МВД СССР № 762 был объявлен проект Боевого устава пожарной охраны (БУПО-50) [11], который также как и Проект БУПО 1937 г. не был введен в действие, но в отличие от последнего, он не применялся.

БУПО 1940 г. был отменен Приказом МВД СССР от 28 октября 1953 г. № 10, которым вводился в действие новый Боевой устав пожарной охраны (БУПО 1953 г.) [12].

Структура БУПО 1953 г. включала шесть глав, состоявших из 322 пунктов. Приблизительный объем документа составлял 142 страницы. Следует отметить, что построение положений документа позволяет условно выделить общую и особенную части.

При этом к общим положениям можно отнести главы с первой по пятую (общие положения, пожарные машины и их назначение, боевая работа по тушению пожара, обязанности личного состава пожарной команды при тушении пожара и боевая работа специальных служб), а к особенной части - шестую главу (особенности тушения пожаров в различных условиях).

Данный факт объединяет БУПО 1953 г. с современными кодифицированными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в различных отраслях.

БУПО 1953 г. устанавливал, что основной боевой задачей личного состава пожарной охраны на пожаре являлось спасание людей в случае угрозы их жизни и ликвидация пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия на пожар подразделений пожарной охраны.

Положения БУПО 1953 г. вносили изменения в управление пожаротушением. Так была расширена компетенция старшего начальника, возглавлявшего караул, и дополнена функцией по руководству тушением пожара. К руководству относились также руководитель тушения пожара, начальник боевого участка, начальник штаба, начальник тыла, начальник караула и командир отделения. Штаб пожаротушения определялся как штатная единица пожарной охраны, которая формировалась заранее, а не на пожаре, как предусматривали ранее действовавшие БУПО.

БУПО 1953 г. устанавливал более четкий и понятный алгоритм действий бойцов на пожаре, консолидировав все положения о боевой работе при тушении пожара в одной главе. Вместе с тем вводилась новая должность дозорного, то есть наблюдателя, оставляемого на месте ликвидированного пожара, во избежание нового возгорания.

В БУПО 1953 г. сформировался отличный от ранее действовавших БУПО подход к моменту начала процедуры тушения пожара. А именно, действия должностных лиц, по следованию на пожар, стали отправной точкой. Проект БУПО 1937 г. определял данный момент с получения сообщения о пожаре, а БУПО 1940 г. - с момента занятия бойцами позиций на пожаре. В настоящее время принята позиция Проекта БУПО 1937 г., согласно которой действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре [13].

БУПО 1953 г., также как и БУПО 1940 г. регламентировал политическую работу подразделений пожарной охраны, которая заключалась в личном примере, моральных функциях, заботе о личном составе, однако из указанного раздела исключались нормы о необходимости поддержания в боевом состоянии пожарного оборудования, которые возлагались непосредственно на пожарные команды.

Впервые в БУПО были включены нормы об особенностях тушения пожаров в различных условиях:

- тушение пожаров при недостатке воды;

- тушение пожаров при сильном задымлении;

- тушение пожаров при сильном ветре;

- тушение пожаров при сильном морозе;

- тушение пожаров в подвалах;

- тушение пожаров в этажных зданиях;

- тушение пожаров в чердачных помещениях;

- тушение пожаров сгораемых покрытий больших площадей;

- тушение пожаров в строящихся зданиях;

- тушение пожаров в больницах, детских учреждениях и школах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тушение пожаров в зрелищных предприятиях;

- тушение пожаров в музеях, библиотеках, книгохранилищах, архивах, конструкторских бюро, на выставках и др.

Сегодня при обсуждении специалистами-практиками БУПО на форумах, посвященных пожарной безопасности, отмечается, что БУПО 1953 г. являлся одним из лучших [14].

Приказом МВД СССР от 9 ноября 1970 г. № 380 [15] БУПО 1953 г. был отменен и введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны (БУПО 1970 г.).

Структура БУПО 1970 г. включала шесть глав, состоящих из 279 пунктов. Объем документа составлял 151 страницу. Как по структуре, так и по содержанию этот БУПО был очень похож на предыдущий. Отличительной чертой являлось выделение боевых действий подразделений пожарной охраны и руководство ими в отдельные главы.

БУПО 1970 г. наиболее подробно обозначил должностных лиц, которые становились руководителями тушения пожара, в частности к ним относились старший начальник (командир) - при работе одного подразделения, старший начальник (командир), возглавляющий подразделение той пожарной части, в районе выезда которой возник пожар или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне - при работе нескольких подразделений.

Кроме того, в БУПО 1970 г. произведена замена понятий: с «бойца» на «пожарный», с «шофера» на «водителя пожарного автомобиля».

Рассмотрев и проанализировав содержание четырех первых Боевых уставов пожарной охраны, можно сделать следующие выводы.

Источниками, послужившими основанием возникновения БУПО, являлись, главным образом, литература, основанная на сложившемся опыте («Практическое наставление брандмейстерам» 1818 г., «Пожарная тактика. Правила тушения пожаров в вопросах и ответах» Э.Э. Лунца и П. А. Федотова), а также Пожарный устав Российской империи.

Сложившаяся в XIX в. практика применения при тушении пожаров теоретических трудов ученых способствовала тому, что в конце 30-х гг. XX в. как руководящий документ стал применяться Проект БУПО 1937 г., который не был введен в действие официальным правовым актом уполномоченного органа, но при этом был отменен приказом НКВД СССР, утверждавшим БУПО 1940 г.

Первые БУПО отдаленно напоминали правовые акты и больше были похожи на учебные пособия по пожарной тактике, закреплявшие основные понятия, распределение обязанностей между должностными лицами на пожаре, порядок их действий. Причем, следует отметить, что в Проекте БУПО 1937 г. и БУПО 1940 г. отсутствовала систематизация правовых норм и положения по сходным вопросам были рассредоточены по тексту документов.

Наиболее совершенным, с точки зрения юридической техники, является БУПО 1953 г., в котором положения были систематизированы и, исходя из его структуры, можно условно выделить общую и особенную часть, по аналогии с современными кодифицированными нормативными правовыми актами.

Рассмотренные в настоящей статье БУПО стали основой для дальнейшего развития законодательства в сфере организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно, для подготовки БУПО 1985 г. и БУПО 1995 г. Кроме того, данные документы стали базисом развития современного законодательства в указанной сфере правоотношений. Совершенствование нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности сегодня является одной из актуальнейших государственных задач [16]. Однако в настоящий момент действующей редакции БУПО не существует. Развивая тезис, высказанный рядом ученых-правоведов о необходимости

долгосрочного планирования развития законодательства о пожарной безопасности и наличия ориентиров на 10-20 лет вперед [17], необходимо подчеркнуть, что принятие БУПО должно стать стратегической целью государственной политики в сфере пожарной безопасности.

Литература

1. МЧС России. Термины МЧС. Боевые уставы пожарной охраны. URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86193 (дата обращения: 26.11.2015).

2. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия / под общ. ред. В.С. Артамонова; сост. О.М. Латышев, С.Б Немченко, А.А. Смирнова, Т.И. Опарина, НИ. Уткин, Е.А. Титова. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2014. 220 с.

3. Пожарные команды в конце XIX - начале XX века // Пожарные машины. Энциклопедия пожарной техники. URL: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-komandyi-v-kontse-xix-nachale-xx-veka.html (дата обращения: 26.11.2015).

4. Опарина Т.И. История становления и развития деятельности государства по обеспечению пожарной безопасности России в отечественной историографии // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2013. № 4. С. 69-72.

5. Проект Боевого устава пожарной охраны. М.: Гостранстехиздат: Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР, 1937. 127 с.

6. Боевой устав пожарной охраны (БУПО - 1940 г.). М.: Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР, 1940. 71 с.

7. Теребнев В.В., Семенов А.О., Тараканов Д.В. Эволюция структуры управления силами и средствами на пожаре // Пожаровзрывобезопасность. 2008. Т. 17. № 4. С. 10-16.

8. Декрет ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. // Собр. Узаконений. 1934. № 36. Ст. 283.

9. Практическое наставление брандмейстерам. СПб.: Типография В. Плавильщикова, 1818. 191 с.

10. Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР. М., 1943. 18 с.

11. Проект. Боевой устав пожарной охраны (БУПО-50). Магадан: Изд-во «Советская Колыма», 1951. 192 с.

12. Боевой устав пожарной охраны. М.: Трансжелдориздат, 1954. 142 с.

13. Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны: Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. № 156 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 29.

14. Пожару-нет! Главная. Файлы. Нормативная база. Уставы. Боевой устав пожарной охраны 1953 г. URL: http://pojaru.net.ru/load/boevoj_ustav_pozharnoj_okhrany_1953_g/30-1-0-1517 (дата обращения: 26.11.2015).

15. Боевой устав пожарной охраны. М., 1976. 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Уткин Н.И., Немченко С.Б. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 4. С. 105.

17. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (обзор материалов «Круглого стола») // Государство и право. 2015. № 5. С. 119.

References

1. MChS Rossii. Terminy. Boevye ustavy pozharnoj ohrany. [Emercom of Russia. Terms. Fighting fire protection statutes]. URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86193. (in Russ.).

2. Pozharnyj ustav Rossijskoj imperii: hrestomatija [Fire statute of the Russian Empire] / pod obshh. red. V.S. Artamonova; sost. O.M. Latyshev, S.B Nemchenko, A.A. Smirnova, T.I. Oparina, N.I. Utkin, E.A. Titova. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MChS Rossii, 2014. 220 p. (in Russ.).

3. Pozharnye komandy v konce XIX-nachale XX veka // Pozharnye mashiny. Jenciklopedija pozharnoj tehniki. [Fire team in the late XIX-early XX century // Fire engines. Encyclopedia of firefighting equipment]. URL: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-komandyi-v-kontse-xix-nachale-xx-veka.html. (in Russ.).

4. Oparina T.I. Istorija stanovlenija i razvitija dejatel'nosti gosudarstva po obespecheniju pozharnoj bezopasnosti Rossii v otechestvennoj istoriografii // Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija. 2013. № 4. S. 69-72.

5. Proekt Boevogo ustava pozharnoj ohrany [The draft of statute of fire service]. M.: Gostranstehizdat: Glavnoe upravlenie Pozharnoj ohrany NKVD SSSR, 1937. 127 p. (in Russ.).

6. Boevoj ustav pozharnoj ohrany [Field Statute of Fire Protection] (BUPO - 1940 g.). M.: Glavnoe upravlenie Pozharnoj ohrany NKVD SSSR, 1940. 71 p. (in Russ.).

7. Terebnev V.V., Semenov A.O., Tarakanov D.V. Jevoljucija struktury upravlenija silami i sredstvami na pozhare // Pozharovzryvobezopasnost' [The evolution of structure of management of forces and means on fire // Fire and explosion safety]. 2008. T. 17. № 4. P. 10-16. (in Russ.).

8. Dekret CIK SSSR ot 10 ijulja 1934 g. [Decree of the USSR Central Executive Committee on July 10, 1934 ] // Sobranie Uzakonenij. 1934. № 36. St. 283. (in Russ.).

9. Prakticheskoe nastavlenie brandmejsteram [Practical instruction for firechiefs]. SPb.: Tipografija V. Plavil'shhikova, 1818. 191 s. (in Russ.).

10. Glavnoe upravlenie Pozharnoj ohrany NKVD SSSR [General Directorate of Fire Protection of NKVD of UdSSR]. M., 1943. 18 p. (in Russ.).

11. Proekt. Boevoj ustav pozharnoj ohrany [Draft. Field Statute of Fire Protection] (BUPO-50). Magadan: Izd-vo «Sovetskaja Kolyma», 1951. 192 p. (in Russ.).

12. Boevoj ustav pozharnoj ohrany [Field Statute of Fire Protection]. M.: Transzheldorizdat, 1954. 142 p. (in Russ.).

13. Ob utverzhdenii Porjadka tushenija pozharov podrazdelenijami pozharnoj ohrany: Prikaz MChS RF ot31 marta 2011 g. № 156 // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti [On approval of order of fire-fighting by units of fire protection: Order of EMERCOM of Russia on March 31, 2011 № 156 // Bulletin of normative acts of the federal bodies of executive power]. 2011. № 29. (in Russ.).

14. Pozharu-net! Glavnaja. Fajly. Normativnaja baza. Ustavy. Boevoj ustav pozharnoj ohrany 1953 g. [The fire-no! Home. Files. Normative base. Statutes. Field Statute of Fire Service 1953] URL: http://poj aru.net.ru/load/boevoj_ustav_pozharnoj_okhrany_1953_g/30-1-0-1517. (in Russ.).

15. Boevoj ustav pozharnoj ohrany [Field Statute of Fire Protection]. M., 1976. 151 p. (in Russ.).

16. Utkin N.I., Nemchenko S.B. Obzor zakonodatel'stva v sfere pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij [A review of legislation in the field of fire safety, civil defense and disaster management // Scientific-analytical journal] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MChS Rossii». 2014. № 4. P. 105. (in Russ.).

17. Mal'ko A.V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. Pravovaja politika v sfere obespechenija pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony, chrezvychajnyh situacij i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij (obzor materialov «Kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. [Legal Policy in the field of fire safety, civil defense, emergencies and disaster management (survey of the materials «Round Table») // State and right] 2015. № 5. P. 119. (in Russ.).