ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
О ПРОЕКТЕ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ «О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ»
B.А. Винокуров, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации;
C.Б. Немченко, кандидат юридических наук, доцент; Э.Н. Чижиков.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассматривается структура и содержание проекта модельного закона Содружества Независимых Государств «О добровольной пожарной охране», разработанного учеными и специалистами Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. В проект данного модельного закона включены последние новеллы законодательства в области организаций добровольной пожарной охраны государств - участников СНГ, перспективы правовой политики в указанной сфере. В законопроекте кроме конкретизации и уточнения отдельных понятий («добровольный пожарный», «участие в тушении пожаров», «участие в профилактике пожаров») предлагается четкое изложение прав и обязанностей добровольных пожарных; исключение из задач добровольной пожарной охраны проведение аварийно-спасательных работ; обучение добровольных пожарных, позволяющее максимально приблизить их к профессиональным пожарным. Особое внимание обращено на социальную защиту добровольных пожарных в период выполнения ими своих обязанностей, которая, на взгляд разработчиков, должна быть такой же, как у профессиональных пожарных.
Проект модельного закона СНГ «О добровольной пожарной охране» публикуется для широкого обсуждения в целях надлежащего выполнения государствами - участниками СНГ одной из основных функций, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), модельный закон СНГ, пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, добровольный пожарный, пожарная безопасность, пожар, тушение пожаров, профилактика пожаров, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
«ON VOLUNTARY FIRE SERVICE» MEMBER NATIONS
OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES MODEL LAW
V.A. Vinokurov; S.B. Nemchenko; E.N. Сhizhikov.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In this article the authors observe the structure and content of the model law project «On voluntary fire service» for Member Nations of the Commonwealth of Independent States, which was worked out in the Saint-Petersburg university of State fire service of Ministry
of Emergency Situations of Russia to the order of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States. In the model law project there are the last tendencies of legislation in the area of the voluntary fire service of the countries of CIS, and possibilities of the juridical policy. In this project you can find norms regulating voluntary fireman, participation in extinguishing fires and the fire prevention, voluntary fireman rights and obligations. Emergency rescue operations are excluded from the task list. The model law project confirms voluntary fireman training. It also contains well-defined requirements to the social protection voluntary fireman. The model law project is published for the wide social discussion.
Keywords: Commonwealth of Independent States (CIS), Model law of the Commonwealth of CIS, fire service, voluntary fire service, voluntary fireman, fire safety, fire, extinguishing fires, fire prevention, emergency situations public function
Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи (МПА) государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обороны и безопасности 12 апреля 2018 г. обсудила проект модельного закона «О добровольной пожарной охране», разработанный учеными и специалистами Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (Университет) по заказу МПА государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ).
Разработка проекта модельного закона «О добровольной пожарной охране» осуществляется в соответствии с Перспективным планом модельного законотворчества в СНГ на 2016-2020 гг. Это второй проект для Университета, ранее для МПА СНГ был разработан модельный закон «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», который утвержден постановлением Межпарламентской Ассамблеи от 25 ноября 2016 г. № 45-19 [1].
Университет в рамках сотрудничества с Парламентской ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 2011 г. также активно работает над сближением законодательства государств - членов ОДКБ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Так, Университетом были разработаны рекомендации в следующих областях:
- реагирования на ЧС, 2012 г.;
- обеспечения безопасности критически важных объектов, 2014 г.;
- приграничного сотрудничества при возникновении ЧС (трансграничных ЧС), 2015 г. [2];
- подготовки и переподготовки кадров по направлению «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», 2016 г.;
- деятельности аварийно-спасательных служб и статуса спасателей, 2018 г. [3].
Указанные рекомендации практически в полном объёме были внедрены
в законодательство государств - членов ОДКБ [4], что, на взгляд авторов, свидетельствует об их актуальности, своевременности, востребованности и качественной проработке.
Вопросы правового регулирования деятельности добровольной пожарной охраны [5-11] и статуса добровольных пожарных [12, 13] все чаще становятся предметом обсуждения ученых.
Добровольная пожарная охрана России имеет давние почти двухвековые исторические корни. Российское добровольное пожарное общество насчитывает 126 лет. Исследователи отмечают, что к концу XIX в. в России насчитывалось около 2 500 добровольных обществ и дружин с общим числом участников более 84 000 человек, которые оказывали весомую помощь в предупреждении и борьбе с пожарами. Во второй половине XIX в. в России функционировало 18 разновидностей пожарных команд как профессиональных, так и общественных, частных и добровольных. Существовали городские профессиональные и общественные пожарные команды, вольные, сельские, заводские, военные, железнодорожные, добровольные пожарные дружины, волостные пожарные
дружины, пожарные артели, заводские, фабричные, крепостные, таможенные, тюремные команды, дворцовые пожарные команды и команды в военных учебных заведениях [14].
Сегодня добровольная пожарная охрана позволяет не только использовать серьезный потенциал гражданского общества в публичных целях, но и существенно экономить средства бюджетов различных уровней. Добровольная пожарная охрана вместе с профессиональной пожарной службой должна вносить весомый вклад в осуществление функций государства по предупреждению и ликвидации ЧС.
В этой связи проект модельного закона был разработан с учетом последних тенденций законодательства в области добровольной пожарной охраны государств - участников СНГ, перспектив правовой политики в указанной сфере, требований и современных подходов законодательной техники, позиций ученых правоведов. Представленный проект - это использование положительного опыта исторического прошлого с опорой на славные традиции в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Основное предназначение этого модельного закона заключается в гармонизации национальных правовых актов государств - участников СНГ и формировании общего подхода к пониманию назначения добровольной пожарной охраны, её создания и деятельности, а также к статусу добровольного пожарного в государствах -участниках СНГ.
Проект модельного закона собрал в себя лучшие практики нормативного регулирования добровольной пожарной охраны в государствах - участниках СНГ.
Анализ законодательства государств - участников СНГ показал, что во всех государствах имеются правовые акты, регулирующие вопросы добровольной пожарной охраны. Как правило, таким источником является акт высшего исполнительного органа государственной власти страны: правительства (Кыргызская республика [15], Молдова [16], Республика Таджикистан [17]) или кабинета министров (Республика Беларусь [18], Украина [19], Республика Узбекистан [20]).
Нормы о добровольной пожарной охране имеются в соответствующих законах о пожарной безопасности в Республике Армения [21], в Республике Азербайджан [22], в Туркменистане [23]. В Казахстане эти нормы содержатся в Законе Республики Казахстан «О гражданской защите» [24]. Только в Российской Федерации принят самостоятельный федеральный закон, посвященный добровольной пожарной охране.
Анализ законодательства государств - участников СНГ показал различную степень регулирования вопросов добровольной пожарной охраны. В одних странах правовое регулирование ограничивается лишь упоминанием и краткой статьей с общими положениями о добровольной пожарной охране (Республика Азербайджан, Республика Армения, Туркменистан), в других - достаточно полно отражена организация деятельности и правовой статус добровольных пожарных объединений в законах и подзаконных актах (например, Республики Узбекистан).
Проект модельного закона состоит из четырех глав, включающих 21 статью.
Глава I «Общие положения» содержит статьи, посвященные основным понятиям и принципам деятельности указанных организаций.
В главе II «Организационные вопросы деятельности организаций добровольной пожарной охраны» раскрываются общие вопросы организации добровольной пожарной охраны и взаимодействия с органами власти, их задачи, финансирование и привлечение к участию в профилактике и тушении пожаров, спасению людей и имущества, оказанию первой помощи пострадавшим.
В главе III «Права и обязанности добровольных пожарных, предоставляемые им гарантии» детализируются права добровольных пожарных, их обязанности, устанавливаются материальное и моральное стимулирование, страховая защита, компенсации, льготы и гарантии добровольным пожарным и членам их семей.
Глава IV «Заключительные положения» определяет особенности стимулирования организаций добровольной пожарной охраны, их реорганизации и ликвидации, а также
предусматривает ответственность организаций добровольной пожарной охраны, самих добровольных пожарных за нарушение положений предлагаемого закона.
В проекте модельного закона регулируются как общие вопросы (принципы создания, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, а также наличие денежных средств и имущества), так и конкретные предложения. Так, в частности, форма создания и деятельности добровольной пожарной охраны должна учитывать традиции, лучшие практики и возможные особенности правового регулирования государства - участника СНГ, то есть добровольная пожарная охрана образовывается в той организационно-правовой форме, какую выберет государство - участник СНГ, для чего используется термин «организация добровольной пожарной охраны», а не «общественное объединение» (как, например, в России). В проекте исключены понятия дружин и отрядов, поскольку каждое государство имеет свои традиции и подходы в этой сфере.
Авторами конкретизированы и уточнены понятия «добровольный пожарный», «участие в тушении пожаров», «участие в профилактике пожаров», скорректированы права и обязанности добровольных пожарных с учетом их задач и специфики деятельности.
Разработчики с осторожностью подошли к задачам добровольной пожарной охраны. Из их сферы деятельности была выведена обязанность по проведению аварийно-спасательных работ, поскольку, на взгляд авторов, эту деятельность должны осуществлять профессиональные пожарные. Добровольный пожарный наделяется возможностью только участвовать в профилактике и тушении пожаров.
В проекте модельного закона авторы законопроекта акцентировали внимание на добровольных пожарных, их правах, обязанностях, гарантиях, а не на работниках организаций, которые должны работать по трудовому договору.
Для того чтобы стать добровольным пожарным проект модельного закона фиксирует, прежде всего, желание лица стать добровольным пожарным, а также обязательное наличие здоровья, позволяющего выполнять работу добровольного пожарного. Кроме того, законопроект предусматривает необходимость специального обучения, завершающегося экзаменом, который должны принимать профессиональные пожарные, поскольку добровольцев пожарного дела необходимо для начала обучить той работе, которую им предстоит осуществлять.
Предполагается также, что вопросы, касающиеся материального стимулирования, льгот, компенсаций, страхования добровольных пожарных, должны решаться так же как для профессиональных пожарных, но лишь на период выполнения обязанностей добровольцами по профилактике и тушению пожаров.
Особое внимание в законопроекте уделено компенсациям и льготам, которые необходимо устанавливать добровольным пожарным. В случаях участия добровольных пожарных в профилактике и тушении пожаров, несении службы (дежурства) в расположении организации добровольной пожарной охраны либо при прохождения ими обучения, проектом модельного закона предусмотрена обязанность работодателя освобождать добровольных пожарных от выполнения ими своих обязанностей с сохранением места работы и обязанность организации добровольной пожарной охраны выплачивать добровольным пожарным денежную компенсацию. Предусмотрена возможность внеконкурсного зачисления добровольных пожарных (принимавших участие в профилактике и тушении пожаров три года и более) в пожарно-технические образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Добровольные пожарные, принимавшие участие в профилактике и тушении пожаров десять лет и более, должны иметь право на доплату к пенсии в размере не менее половины от суммы прожиточного минимума в конкретном государстве - участнике СНГ. Кроме того, личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, следует освобождать от возмещения причиненного ущерба в соответствии с нормами, которые установлены в конкретном государстве - участнике СНГ.
Считаем, что принятие данного проекта станет основой для совершенствования правового регулирования деятельности добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, создания нормативной правовой базы для обеспечения их эффективной деятельности, законодательного регулирования привлечения добровольных пожарных для профилактики и тушения пожаров, популяризации пожарного дела, профессиональной ориентации подрастающего поколения и сближения национального законодательства в указанной сфере. Указанный модельный закон должен стать ориентиром в развитии норм о добровольной пожарной охране государств - участников СНГ.
В целях широкого обсуждения Университет публикует проект модельного закона и приглашает присылать свои предложения, замечания, поправки и возражения.
ПРОЕКТ
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и тушении пожаров, в том числе в связи с созданием и деятельностью организаций добровольной пожарной охраны.
2. Настоящий Закон устанавливает правовые основы создания и деятельности организаций добровольной пожарной охраны, права, гарантии и обязанности добровольных пожарных.
3. Особенности создания и деятельности организаций добровольной пожарной охраны, статуса добровольных пожарных определяются законодательством государства - участника Содружества Независимых Государств (далее именуемое государство - участник СНГ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) добровольная пожарная охрана - организация, созданная по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц на добровольной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона для участия в профилактике и тушении пожаров, которая может состоять из территориальных и объектовых подразделений - добровольных пожарных команд (дружин, отрядов, расчетов);
2) добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом организации добровольной пожарной охраны и принимающее участие в профилактике и тушении пожаров;
3) статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных уставом добровольной пожарной охраны на основе норм законодательства государства - участника СНГ;
4) участие в тушении пожаров - деятельность добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня, опасных факторов пожара и созданию условий для их ликвидации имеющимися силами и средствами;
5) участие в профилактике пожаров - деятельность добровольных пожарных по реализации превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Статья 3. Основные принципы создания и деятельности организаций добровольной пожарной охраны
Создание и деятельность организаций добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:
1) законности деятельности добровольной пожарной охраны;
2) добровольности деятельности добровольной пожарной охраны;
3) равенства организаций добровольной пожарной охраны перед законом;
4) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны;
5) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
6) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и тушении пожаров;
7) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров;
8) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Статья 4. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с организациями добровольной пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы местного управления, местные органы власти) государства - участника СНГ оказывают содействие в создании и деятельности организаций добровольной пожарной охраны, включая обеспечение соблюдения прав и законных интересов организаций добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, а также предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных.
Статья 5. Организация добровольной пожарной охраны
1. Добровольная пожарная охрана создается в форме общественной организации, основной уставной целью или одной из уставных целей которой является участие в профилактике и тушении пожаров, оказание первой помощи пострадавшим при пожаре.
Добровольная пожарная охрана может быть создана в другой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
2. Организация добровольной пожарной охраны подлежит дополнительной регистрации в специально уполномоченном органе государственной власти государства - участника СНГ.
3. Членами организации добровольной пожарной охраны могут быть физические лица, а также юридические лица, образованные в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Статья 6. Задачи организаций добровольной пожарной охраны
Основными задачами организаций добровольной пожарной охраны являются:
1) участие в профилактике пожаров;
2) участие в тушении пожаров;
3) спасение людей и имущества при пожарах и оказание первой помощи пострадавшим.
Статья 7. Личный состав организаций добровольной пожарной охраны
1. Личный состав организаций добровольной пожарной охраны включает в себя работников этих организаций, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.
2. Работниками организации добровольной пожарной охраны, принимаемыми на должности, предусмотренные штатным расписанием, могут быть физические лица, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам на данные должности. С указанными работниками заключаются трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства государства -участника СНГ.
3. Добровольными пожарными являются члены организаций добровольной пожарной охраны -физические лица, получившие статус добровольного пожарного, подтвержденный удостоверением (членским билетом) установленного образца.
4. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, которые способны по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и тушении пожаров, и изъявившими желание стать добровольным пожарным.
Требования к состоянию здоровья добровольных пожарных определяются законодательством государства - участника СНГ.
5. Добровольный пожарный допускается к работам, связанным с участием в профилактике и тушении пожаров, после прохождения обучения, включая специальную подготовку, и сдачи экзамена.
Организация специальной подготовки добровольных пожарных и прием экзаменов у лиц, прошедших соответствующее обучение, осуществляются специально уполномоченным государственным органом государства - участника СНГ. По результатам экзамена добровольному пожарному выдается свидетельство, которое должно храниться в его личном деле в организации добровольной пожарной охраны.
6. Для личного состава добровольной пожарной охраны может вводиться форменная одежда, а для добровольных пожарных могут также устанавливаться знаки отличия.
Статья 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности организаций добровольной пожарной охраны. Имущество организаций добровольной пожарной охраны
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности организаций добровольной пожарной охраны осуществляется за счет взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), собственных средств, средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством государства - участника СНГ.
2. Имущество, используемое организациями добровольной пожарной охраны, формируется посредством передачи организации добровольной пожарной охраны имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе взносов и пожертвований, за счет собственных средств, включая поступления от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом организации добровольной пожарной охраны, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям пожарной охраны в соответствии с законодательством государства -участника СНГ.
Статья 9. Привлечение организаций добровольной пожарной охраны к участию в профилактике пожаров
Организации добровольной пожарной охраны привлекаются к участию в профилактике пожаров в составе государственных (муниципальных) противопожарных служб в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом государственной власти государства - участника СНГ.
Статья 10. Привлечение организаций добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров
1. Организации добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе пожарно-спасательных подразделений, расположенных на определенной территории (пожарно-спасательного гарнизона, пожарно-спасательной службы) и привлекаются к участию в тушении пожаров в соответствии с утвержденным уполномоченным органом государственной власти государства - участника СНГ порядком привлечения сил и средств подразделений, образованных для тушения пожаров на определенной территории.
2. Выезд подразделений организаций добровольной пожарной охраны для участия в тушении пожаров за пределы закрепленной за ними территории выезда осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти государства - участника СНГ и согласованном с учредителем (учредителями) организации добровольной пожарной охраны.
Статья 11. Привлечение организаций добровольной пожарной охраны к спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим
1. Организации добровольной пожарной охраны привлекаются к спасению людей и имущества при пожарах в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений, образованных для тушения пожаров на определенной территории, утвержденным уполномоченным органом государственной власти государства - участника СНГ.
2. Организации добровольной пожарной охраны привлекаются к оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом государственной власти государства - участника СНГ.
К оказанию первой помощи пострадавшим допускаются добровольные пожарные, прошедшие специальную теоретическую и практическую медицинскую и психологическую подготовку по программам, утвержденным уполномоченным органом государственной власти государства -участника СНГ.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИМ ГАРАНТИИ
Статья 12. Права добровольных пожарных
1. Добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе организации добровольной пожарной охраны, имеют право на:
1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в организации добровольной пожарной охраны;
2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в организации добровольной пожарной охраны, в порядке, установленном законодательством государства - участника СНГ;
3) участие самостоятельно или в составе организации добровольной пожарной охраны на законных основаниях в профилактике и тушении пожаров, а также в работе по оказанию первой помощи пострадавшим;
4) осуществление при тушении пожаров необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
2. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном уполномоченным государственным органом государства -участника СНГ.
Статья 13. Обязанности добровольных пожарных
На добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе организаций добровольной пожарной охраны, уставом организации добровольной пожарной охраны возлагаются следующие обязанности:
1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой обучения добровольных пожарных;
2) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту основной работы или учебы добровольного пожарного;
3) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или об угрозе его возникновения, участвовать в тушении пожара и оказывать первую помощь пострадавшим;
4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства), дисциплину и правила охраны труда в организации добровольной пожарной охраны;
5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
6) знать и добросовестно выполнять свои обязанности при участии в тушении пожара;
7) выполнять законные распоряжения руководителя организации добровольной пожарной охраны и руководителя тушения пожара.
Статья 14. Материальное и моральное стимулирование деятельности добровольных пожарных
1. Учредитель (учредители) организации добровольной пожарной охраны устанавливают форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления (органы местного управления, местные органы власти) и организации государства - участника СНГ принимают меры, направленные на материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.
3. Учредитель (учредители) организации добровольной пожарной охраны, органы местного самоуправления (органы местного управления, местные органы власти), органы государственной власти государства - участника СНГ предусматривают меры морального стимулирования деятельности добровольных пожарных в соответствии с законодательством государства -участника СНГ.
Статья 15. Страхование добровольных пожарных
1. Добровольные пожарные подлежат обязательному государственному страхованию в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства - участника СНГ для профессиональных пожарных.
2. Добровольные пожарные подлежат добровольному медицинскому страхованию за счет собственных средств добровольной пожарной охраны и (или) переданных добровольной пожарной охране на эти цели средств соответствующего бюджета в объемах, установленных законодательством государства - участника СНГ.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы местного управления, местные органы власти) государства - участника СНГ, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике пожаров, к участию в тушении пожаров, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут за счет средств, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.
Статья 16. Компенсации и льготы, предусмотренные для добровольных пожарных, предоставляемые им гарантии
1. Добровольные пожарные по месту основной работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан) с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в профилактике и тушении пожаров, несения службы (дежурства) в расположении организации добровольной пожарной охраны либо прохождения ими обучения, включая специальную подготовку, если эта деятельность либо профессиональное обучение, включая специальную подготовку, осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту основной работы или учебы.
2. Организации добровольной пожарной охраны, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении и профилактике пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению обучения, включая специальную подготовку, выплачивают добровольным пожарным за время отсутствия на месте основной работы или учебы компенсацию за счет собственных средств. Порядок расчета компенсаций и их минимальный размер определяются уполномоченным государственным органом государства - участника СНГ.
3. Добровольные пожарные, принимавшие участие в профилактике и тушении пожаров три года и более, имеют право на поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения государства - участника СНГ при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
4. Добровольные пожарные, принимавшие участие в профилактике и тушении пожаров десять лет и более, имеют право на доплату к пенсии в размере, устанавливаемом законодательством государства - участника СНГ, но не менее половины от суммы прожиточного минимума.
5. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождается от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством государства -участника СНГ.
Статья 17. Социальная защита членов семей добровольных пожарных
Органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы местного управления, местные органы власти) устанавливают на основании законодательства государства -участника СНГ за счет средств соответствующих бюджетов гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных пожарных, в том числе в случае гибели добровольного пожарного в период исполнения им своих обязанностей.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Стимулирование организаций добровольной пожарной охраны
1. Законодательством государства - участника СНГ устанавливаются экономические стимулы, которые применяются к организациям добровольной пожарной охраны. К числу экономических стимулов, в том числе, относятся: льготы по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней; уменьшение арендной платы за занимаемые организациями добровольной пожарной охраны помещения или освобождение от нее.
2. Организации добровольной пожарной охраны могут быть определены законодательством государства - участника СНГ как места прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 19. Ликвидация и реорганизация организаций добровольной пожарной охраны
Организации добровольной пожарной охраны могут быть реорганизованы или ликвидированы в соответствии с нормами законодательства государства - участника СНГ.
Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Добровольные пожарные и организации добровольной пожарной охраны несут установленную законодательством государства - участника СНГ ответственность за нарушение норм настоящего Закона.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после опубликования или в порядке и сроки, установленные законодательством государства - участника СНГ.
Литература
1. Винокуров В.А., Немченко С.Б., Чижиков Э.Н. О проекте Модельного закона Содружества Независимых Государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2016. № 3. С. 102-116.
2. Немченко С.Б., Чебоксаров П.А., Чижиков Э.Н. Гармонизация законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере приграничного сотрудничества при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2017. № 3. С. 142-149.
3. Немченко С.Б. Гармонизация законодательства государств - участников СНГ и государств - членов ОДКБ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (опыт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России) // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2017. С. 33-38.
4. Документы заседания Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности // Приложение к Информационному бюллетеню. 2018. № 69. С. 47-53.
5. Евдокимов А.С. Некоторые проблемные аспекты Федерального закона «О добровольной пожарной охране» в контексте внесенных изменений // Современное право. 2017. № 9. С. 53-55.
6. Меньшиков А.В., Эльмурзаев А.В., Цечоев Х.И. Гражданско-правовые основы формирования общественных объединений пожарной охраны // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2016. № 1 (30). С. 16-23.
7. Одинокова Е.Ю., Тулаев А.Н. Правовое регулирование материально-технического обеспечения и государственной поддержки добровольной пожарной охраны // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 2 (35). С. 42-50.
8. Смертин А.Н. Юридические аспекты государственной регистрации общественных объединений пожарной охраны // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2014. № 3 (24). С. 15-19.
9. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А. Правовое регулирование деятельности добровольной пожарной охраны // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2015. № 4 (17). С. 7-9.
10. Смирнова А.А., Султыгов М.М. Жизнь, отданная служению людям: памяти князя-огнеборца А.Д. Львова // Добровольная пожарная охрана: истоки, проблемы, перспективы: материалы «круглого стола» / под общ. ред. О.М. Латышева. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2013. С. 106-110.
11. Уткин Н.И., Чебоксаров П.А. Добровольная пожарная охрана в России: основные векторы государственно-правовой поддержки и развития частной инициативы // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 76-85.
12. Звенигородская Н.Ф. Проблема разграничения компенсаций и льгот добровольным пожарным // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 3 (36). С.37-42.
13. Звенигородская Н.Ф. К вопросу о правовом статусе добровольного пожарного и работника добровольной пожарной охраны // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2017. № 4. С. 144-149.
14. Бушуева Д.Н. Правовое регулирование деятельности негосударственных пожарных команд Российской империи второй половины XIX века // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 1. С. 90-98
15. Положение о добровольных пожарных формированиях предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики (утв. постановлением Правительства Кыргызской
Республики от 19 дек. 1994 г. № 858) // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики (сайт Министерства юстиции). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ (дата обращения: 11.10.2018).
16. О добровольных пожарных формированиях: постановление Правительства Республики Молдова от 12 июля 1999 г. № 662 // База данных «Законодательство стран СНГ». URL: http://www.spinform.ru/ (дата обращения: 11.10.2018).
17. Об утверждении положений «О Государственном пожарном надзоре Республики Таджикистан», «О добровольных пожарных дружинах на промышленных объектах и других объектах министерств и ведомств», «О внештатных пожарных инспекторах при органах исполнительной власти на местах, Джамоатах поселков и сел», «О пожарно-технических комиссиях»: постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 дек. 1995 г. № 726 // База данных «Законодательство стран СНГ». URL: http://www.spinform.ru/ (дата обращения: 11.10.2018).
18. Положение о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 окт. 1995 г. № 571). URL: http://pravo.by. (дата обращения: 11.10.2018).
19. Об утверждении Порядка функционирования добровольной пожарной охраны: постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 2013 г. № 564 // Официальный веб-портал Верховной Рады Украины. URL: http://www.rada.gov.ua/ (дата обращения: 11.10.2018).
20. О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О пожарной безопасности»: Положение о порядке создания и деятельности подразделений добровольной пожарной охраны (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 марта 2013 г. № 89) // Собр. законодательства Республики Узбекистан. 2013. № 14. Ст. 178.
21. О пожарной безопасности: Закон Республики Армения от 15 мая 2001 г. № ЗР-176 // Система правовой информации Республики Армения. URL: http://www.arlis.am/ (дата обращения: 11.10.2018).
22. О пожарной безопасности: Закон Азербайджанской Республики от 10 мая 1997 г. № 313-IQ // Сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики. URL: http://www.fhn.gov.az/ (дата обращения: 11.10.2018).
23. О пожарной безопасности: Закон Туркменистана от 12 янв. 2016 г. // База данных законодательства Туркменистана. URL: http://www.turkmenlegaldatabase.info/ (дата обращения: 11.10.2018).
24. О гражданской защите: Закон Республики Казахстан от 11 апр. 2014 г. № 188-V 3PK // «Эдшет» (adilet.zan.kz). Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан.
References
1. Vinokurov V.A., Nemchenko S.B., Chizhikov Eh.N. O proekte Model'nogo zakona Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv «Ob avarijno-spasatel'noj sluzhbe i statuse spasatelej» // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2016. № 3. S. 102-116.
2. Nemchenko S.B., Cheboksarov P.A., Chizhikov Eh.N. Garmonizaciya zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti v sfere prigranichnogo sotrudnichestva pri vozniknovenii chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2017. № 3. S. 142-149.
3. Nemchenko S.B. Garmonizaciya zakonodatel'stva gosudarstv - uchastnikov SNG i gosudarstv - chlenov ODKB v sfere preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij (opyt Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii) // Servis bezopasnosti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya: materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2017. S. 33-38.
4. Dokumenty zasedaniya Soveta Parlamentskoj assamblei Organizacii Dogovora
0 kollektivnoj bezopasnosti // Prilozhenie k Informacionnomu byulletenyu. 2018. № 69. S. 47-53.
5. Evdokimov A.S. Nekotorye problemnye aspekty Federal'nogo zakona «O dobrovol'noj pozharnoj ohrane» v kontekste vnesennyh izmenenij // Sovremennoe pravo. 2017. № 9. S. 53-55.
6. Men'shikov A.V., Ehl'murzaev A.V., Cechoev H.I. Grazhdansko-pravovye osnovy formirovaniya obshchestvennyh ob"edinenij pozharnoj ohrany // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2016. № 1 (30). S. 16-23.
7. Odinokova E.Yu., Tulaev A.N. Pravovoe regulirovanie material'no-tekhnicheskogo obespecheniya i gosudarstvennoj podderzhki dobrovol'noj pozharnoj ohrany // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2017. № 2 (35). S. 42-50.
8. Smertin A.N. Yuridicheskie aspekty gosudarstvennoj registracii obshchestvennyh ob"edinenij pozharnoj ohrany // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2014. № 3 (24). S. 15-19.
9. Smetankina G.I., Shutkina S.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti dobrovol'noj pozharnoj ohrany // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MCHS Rossii. 2015. № 4 (17). S. 7-9.
10. Smirnova A.A., Sultygov M.M. Zhizn', otdannaya sluzheniyu lyudyam: pamyati knyazya-ogneborca A.D. L'vova // Dobrovol'naya pozharnaya ohrana: istoki, problemy, perspektivy: materialy «kruglogo stola» / pod obshch. red. O.M. Latysheva. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2013. S. 106-110.
11. Utkin N.I., Cheboksarov P.A. Dobrovol'naya pozharnaya ohrana v Rossii: osnovnye vektory gosudarstvenno-pravovoj podderzhki i razvitiya chastnoj iniciativy // Pravovaya politika
1 pravovaya zhizn'. 2015. № 4. S. 76-85.
12. Zvenigorodskaya N.F. Problema razgranicheniya kompensacij i l'got dobrovol'nym pozharnym // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2017. № 3 (36). S. 37-42.
13. Zvenigorodskaya N.F. K voprosu o pravovom statuse dobrovol'nogo pozharnogo i rabotnika dobrovol'noj pozharnoj ohrany // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2017. № 4. S. 144-149.
14. Bushueva D.N. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti negosudarstvennyh pozharnyh komand Rossijskoj imperii vtoroj poloviny XIX veka // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2017. № 1. S. 90-98
15. Polozhenie o dobrovol'nyh pozharnyh formirovaniyah predpriyatij, organizacij i uchrezhdenij Kyrgyzskoj Respubliki (utv. postanovleniem Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 19 dek. 1994 g. № 858) // Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki (sajt Ministerstva yusticii). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
16. O dobrovol'nyh pozharnyh formirovaniyah: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Moldova ot 12 iyulya 1999 g. № 662 // Baza dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». URL: http://www.spinform.ru/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
17. Ob utverzhdenii polozhenij «O Gosudarstvennom pozharnom nadzore Respubliki Tadzhikistan», «O dobrovol'nyh pozharnyh druzhinah na promyshlennyh ob"ektah i drugih ob"ektah ministerstv i vedomstv», «O vneshtatnyh pozharnyh inspektorah pri organah ispolnitel'noj vlasti na mestah, Dzhamoatah poselkov i sel», «O pozharno-tekhnicheskih komissiyah»: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 7 dek. 1995 g. № 726 // Baza dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». URL: http://www.spinform.ru/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
18. Polozhenie o dobrovol'nyh pozharnyh druzhinah na predpriyatiyah, v uchrezhdeniyah i organizaciyah (utv. postanovleniem Kabineta Ministrov Respubliki Belarus' ot 13 okt. 1995 g. № 571). URL: http://pravo.by. (data obrashcheniya: 11.10.2018).
19. Ob utverzhdenii Poryadka funkcionirovaniya dobrovol'noj pozharnoj ohrany: postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy ot 17 iyulya 2013 g. № 564 // Oficial'nyj veb-portal Verhovnoj Rady Ukrainy. URL: http://www.rada.gov.ua/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
20. O merah po realizacii Zakona Respubliki Uzbekistan «O pozharnoj bezopasnosti»: Polozhenie o poryadke sozdaniya i deyatel'nosti podrazdelenij dobrovol'noj pozharnoj ohrany
(utv. postanovleniem Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 28 marta 2013 g. № 89) // Sobr. zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan. 2013. № 14. St. 178.
21. O pozharnoj bezopasnosti: Zakon Respubliki Armeniya ot 15 maya 2001 g. № ZR-176 // Sistema pravovoj informacii Respubliki Armeniya. URL: http://www.arlis.am/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
22. O pozharnoj bezopasnosti: Zakon Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 10 maya 1997 g. № 313-IQ // Sajt Ministerstva po chrezvychajnym situaciyam Azerbajdzhanskoj Respubliki. URL: http://www.fhn.gov.az/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
23. O pozharnoj bezopasnosti: Zakon Turkmenistana ot 12 yanv. 2016 g. // Baza dannyh zakonodatel'stva Turkmenistana. URL: http://www.turkmenlegaldatabase.info/ (data obrashcheniya: 11.10.2018).
24. O grazhdanskoj zashchite: Zakon Respubliki Kazahstan ot 11 apr. 2014 g. № 188-V 3PK // «Ehdilet» (adilet.zan.kz). Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan.