Научная статья на тему 'О проекте модельного закона Содружества Независимых государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей»'

О проекте модельного закона Содружества Независимых государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СНГ / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СНГ ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / СПАСАТЕЛИ / СТАТУС СПАСАТЕЛЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / MODEL LAW FOR MEMBER NATIONS OF THE COMMONWEALTH OF CIS / EMERGENCY RESCUE SERVICE / RESCUERS / RESCUER STATUS / EMERGENCY / EMERGENCY SITUATIONS PUBLIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А., Немченко С.Б., Чижиков Э.Н.

Рассматривается структура и содержание проекта Модельного закона Содружества Независимых Государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», разработанного Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы МЧС России по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств. В проект модельного закона включены последние тенденции законодательства в области аварийно-спасательных служб государств участников СНГ, перспективы правовой политики в указанной сфере. В проекте модельного закона нашли отражение нормы, регулирующие добровольных спасателей и волонтеров, дружины юных спасателей, спасатели дифференцированы по видам: профессиональные, нештатные, общественные (добровольные), волонтеры, юные спасатели. В проекте модельного закона закреплено положение, что предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших функций государства; четко сформулированы требования к профессиональным спасателям, обозначены вопросы обучения спасателей, конкретизированы вопросы их аттестации и заключения трудового контракта. В целях широкого обсуждения публикуется проект модельного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Винокуров В.А., Немченко С.Б., Чижиков Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL LAW «ON EMERGENCY RESCUE SERVICE AND RESCUER STATUS» FOR MEMBER NATIONS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

In this article the authors observe the structure and content of the model law project «On emergency rescue service and rescuer status» for Member Nations of the Commonwealth of Independent States which was worked out in the Saint-Petersburg university of State fire service of Ministry of Emergency Situations of Russia to the order of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States. In the model law project there are the last tendencies of legislation in the area of the emergency rescue services of the countries of CIS, and possibilities of the juridical policy. In this project you can find norms regulating voluntary rescuers, volunteers and the team of young rescuers. The rescuers are differentiated as professional, non-professional, volunteers, young rescuers. The model law project confirms that emergency situations public function is one of the most important functions of state. It also contains well-defined requirements to the professional rescuers, issues of the rescuers’ education, information about their certification and formation of the labor agreement. The model law project is published for the wide social discussion.

Текст научной работы на тему «О проекте модельного закона Содружества Независимых государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей»»

О ПРОЕКТЕ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ «ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ»

B.А. Винокуров, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации;

C.Б. Немченко, кандидат юридических наук, доцент; Э.Н. Чижиков.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматривается структура и содержание проекта Модельного закона Содружества Независимых Государств «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», разработанного Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы МЧС России по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. В проект модельного закона включены последние тенденции законодательства в области аварийно-спасательных служб государств -участников СНГ, перспективы правовой политики в указанной сфере. В проекте модельного закона нашли отражение нормы, регулирующие добровольных спасателей и волонтеров, дружины юных спасателей, спасатели дифференцированы по видам: профессиональные, нештатные, общественные (добровольные), волонтеры, юные спасатели. В проекте модельного закона закреплено положение, что предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших функций государства; четко сформулированы требования к профессиональным спасателям, обозначены вопросы обучения спасателей, конкретизированы вопросы их аттестации и заключения трудового контракта. В целях широкого обсуждения публикуется проект модельного закона.

Ключевые слова: Модельный закон СНГ, Модельный закон СНГ об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей, аварийно-спасательные службы, спасатели, статус спасателя, чрезвычайная ситуация, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

MODEL LAW «ON EMERGENCY RESCUE SERVICE AND RESCUER STATUS» FOR MEMBER NATIONS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

VA. Vinokurov; S.B. Nemchenko; E.N. ^izhikov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

In this article the authors observe the structure and content of the model law project «On emergency rescue service and rescuer status» for Member Nations of the Commonwealth of Independent States which was worked out in the Saint-Petersburg university of State fire service of Ministry of Emergency Situations of Russia to the order of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States. In the model law project there are the last tendencies of legislation in the area of the emergency rescue services of the countries of CIS, and possibilities of the juridical policy. In this project you can find norms regulating voluntary rescuers, volunteers and the team of young rescuers. The rescuers are differentiated as professional, non-professional, volunteers, young rescuers. The model law project confirms that emergency situations public function is one of the most important functions of state. It also contains

well-defined requirements to the professional rescuers, issues of the rescuers' education, information about their certification and formation of the labor agreement. The model law project is published for the wide social discussion.

Keywords: Model law for Member Nations of the Commonwealth of CIS, model law on emergency rescue service and rescuer status for Member Nations of the Commonwealth of CIS, emergency rescue service, rescuers, rescuer status, emergency, emergency situations public function

Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обороны и безопасности 1 марта 2016 г. обсудила проект Модельного закона «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», разработанный Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы МЧС России по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

Разработка проекта Модельного закона «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» осуществлялась в соответствии с Перспективным планом модельного законотворчества в СНГ на 2011-2015 гг.

Проект модельного закона был разработан с учетом последних тенденций законодательства в области аварийно-спасательных служб государств - участников СНГ, перспектив правовой политики в указанной сфере, требований и современных подходов законодательной техники.

Проект модельного закона состоит из шести глав, включающих 30 статей:

- глава I «Общие положения» содержит статьи, посвященные правовой основе создания и функционирования аварийно-спасательных служб, статуса спасателей, а также основным понятиям и принципам деятельности указанных служб;

- в главе II «Аварийно-спасательные службы» раскрываются общие вопросы создания, регистрации и деятельности аварийно-спасательных служб, их задачи, комплектование и финансирование, а также вопросы международного сотрудничества;

- глава III «Участие аварийно-спасательных служб в ликвидации чрезвычайных ситуаций» включает нормы, касающиеся особенностей деятельности аварийно-спасательных служб по их предназначению, порядок привлечения этих служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство названными работами и возможностью содействия этим службам в их деятельности;

- в главе IV «Спасатели и их статус» говорится о том, кто может быть спасателем, определяются их виды (профессиональные, нештатные и добровольные), особенности статуса и труда спасателя, права и обязанности спасателей, гарантии правовой и социальной защиты;

- глава V «Ответственность за нарушение законодательства в области деятельности аварийно-спасательных служб и нарушение статуса спасателя» предусматривает ответственность аварийно-спасательных служб (освобождены от возмещения вреда, причиненного в ходе выполнения работ), самих спасателей, а также лиц, нарушивших положения предлагаемого закона;

- в главе VI «Заключительные положения» определяется порядок опубликования модельного закона и доведения его до парламентов государств - участников МПА СНГ.

Предлагаемый проект модельного закона имеет ряд отличий и новаций от одноименных законов, принятых в государствах - участниках СНГ. Так, впервые получили правовую регламентацию дружины юных спасателей (в ст. 12 предлагается их определение, цели деятельности, требования к членам), добровольные спасатели и волонтеры (определение, вопросы их создания и статуса, гарантии правовой и социальной защиты - в п. 9 и 10 ст. 3; п. 4 и 5 ст. 7, п. 4 ст. 19, ст. 26). Все спасатели четко дифференцированы по видам: профессиональные, нештатные, общественные (добровольные), волонтеры, юные спасатели. Включена также отсылочная статья, указывающая на участие государств - участников СНГ в формировании

и функционировании Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 3 ст. 15).

Важной новеллой проекта модельного закона является закрепление положения о том, что предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций являются одной из важнейших функций государства (п. 1 ст. 1). Фиксирование указанного положения является устранением досадного упущения национального законодателя, о котором неоднократно отмечалось в литературе [1, с. 104; 2, с. 39; 3, с. 119; 4, с. 113].

Проект модельного закона содержит более простую и ясную формулировку, позволяющую избежать множественного толкования, по вопросу о том, кто осуществляет полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации до прибытия официально назначенного руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (п. 2 ст. 17). Расшифровано и детально прописаны лица, на которых не распространяются решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (п. 3 ст. 17).

В проекте модельного закона четко сформулированы требования к лицам, кто может быть профессиональным спасателем (п. 2 ст. 19), включена отсылочная норма о перечне заболеваний, препятствующих стать профессиональным спасателем (п. 3 ст. 19), обозначены вопросы обучения спасателей: профессиональные - экзамен с выдачей диплома, нештатные и добровольные - зачет с выдачей свидетельства, волонтеры - обучение по желанию (п. 4 ст. 19). Кроме того, конкретизированы вопросы аттестации спасателей: выделена первичная аттестация, а также все последующие аттестации, указано с какой даты считать утратившим статус спасателя (п. 3 ст. 20). Статья, посвященная особенностям заключения трудового контракта со спасателями, вобрала в себя все нормы, посвященные режиму труда и отдыха спасателей (ст. 21).

Принятие данного законопроекта станет основой для совершенствования правового регулирования деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей, создания стройной нормативно-правовой базы для обеспечения их эффективной деятельности, правового регулирования привлечения добровольных спасателей и волонтеров для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, популяризации спасательного дела, профессиональной ориентации подрастающего поколения и сближения национального законодательства в указанной сфере.

В целях широкого обсуждения Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России публикует проект модельного закона и приглашает присылать свои предложения, замечания, поправки и возражения.

ПРОЕКТ

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших функций государства, непосредственное выполнение которой возлагается на аварийно-спасательные службы и спасателей.

2. Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы деятельности аварийно-спасательных служб государства - участника Содружества Независимых Государств (далее именуемое

государство - участник СНГ), устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет гарантии их правовой и социальной защиты.

Статья 2. Правовая основа создания и функционирования аварийно-спасательных служб, статуса спасателей

1. Правовую основу создания и функционирования аварийно-спасательных служб, статуса спасателей составляют Конституция государства, Модельный закон СНГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», законодательство государства - участника СНГ о чрезвычайном положении, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об экологической, пожарной и иных видах безопасности, а также трудовое законодательство.

2. Органы местного управления (местного самоуправления) в соответствии с законодательством государства в пределах своих полномочий вправе принимать акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей на местном уровне.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Аварийно-спасательные службы - совокупность органов управления, сил и средств государства - участника СНГ, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединённых в единую систему.

2. Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимального возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

3. Аварийно-спасательные средства - специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, программные продукты и информационные базы данных, а также иные средства, необходимые для проведения аварийно-спасательных работ.

4. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - действия, направленные на обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание медицинской и других видов помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, создание условий, необходимых для защиты жизни и сохранения здоровья людей.

5. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

6. Спасатель - это гражданин государства - участника СНГ, годный по состоянию здоровья, обучившийся по программе соответствующей профессиональной подготовки по проведению аварийно-спасательных работ и прошедший в установленном порядке аттестацию.

7. Профессиональный спасатель - лицо, имеющее статус спасателя и осуществляющее свою деятельность в профессиональной аварийно-спасательной службе.

8. Нештатный спасатель - работник организации, в которой создаются нештатные аварийно-спасательные службы:

в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательство государства - участника

СНГ,

в добровольном порядке, по решению собственника (учредителя).

9. Добровольный спасатель - физическое лицо, являющееся членом или участником общественной (добровольной) аварийно-спасательной службы и принимающее участие в проведении аварийно-спасательных работ.

10. Волонтер - физическое лицо, не являющееся членом или участником общественной (добровольной) аварийно-спасательной службы и на добровольной основе принимающее личное участие в проведении аварийно-спасательных работ в свободное от работы (учебы) время.

Статья 4. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Аварийно-спасательные службы и спасатели в своей деятельности руководствуются следующими основными принципами:

1) принципом обязательности проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации;

2) принципом гуманизма и милосердия, предусматривающим приоритетность задач спасания жизни, сохранения здоровья людей и снижения размеров вреда, причиняемого окружающей среде, при возникновении чрезвычайных ситуаций;

3) принципом единоначалия руководства аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными работами;

4) принципом оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

5) принципом постоянной готовности аварийно-спасательных служб к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению аварийно-спасательных работ;

6) принципом профессионализма спасателей и подготовленности аварийно-спасательных служб к выполнению своих задач;

7) принципом взаимодействия и сотрудничества аварийно-спасательных служб государств -участников СНГ.

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ, их характеристика

1. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации последствий радиационных аварий, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

2. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы лиц, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Глава II. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб являются:

а) проведение аварийно-спасательных работ и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

б) обеспечение постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ.

2. На аварийно-спасательные службы законодательством государства - участника СНГ могут быть возложены следующие задачи:

участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

подготовка предложений по различным вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, правового положения спасателей, включая их социальную защиту и по другим вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Статья 7. Создание, реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством государства - участника СНГ могут создаваться:

профессиональные аварийно-спасательные службы;

нештатные аварийно-спасательные службы;

общественные (добровольные) аварийно-спасательные службы.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы создаются в органах исполнительной власти государства - участника СНГ.

Решение о создании профессиональных аварийно-спасательных служб принимается высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ по представлению соответствующего органа исполнительной власти государства - участника СНГ.

В соответствии с законодательством государства - участника СНГ профессиональные аварийно-спасательные службы могут создаваться по территориальному принципу (в соответствии с административно-территориальным делением) и по производственному принципу - в организациях, занимающихся видами деятельности, при осуществлении которых предусмотрено обязательное наличие таких служб.

3. Нештатные аварийно-спасательные службы могут создаваться в организациях в порядке, предусмотренном законодательством государства - участника СНГ.

Создание и функционирование нештатных аварийно-спасательных служб, включая их оснащение, осуществляется за счет средств организаций, создавших такие службы.

4. Общественные (добровольные) аварийно-спасательные службы создаются в форме общественных объединений, учреждаемых в соответствии с законодательством государства -участника СНГ, уставными целями которых является участие в проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общественные (добровольные) аварийно-спасательные службы могут образовываться общественными объединениями в виде структурных или других обособленных подразделений.

5. В составе общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб могут образовываться добровольные дружины юных спасателей.

6. Реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб производятся в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Статья 8. Регистрация аварийно-спасательных служб

1. Аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации.

2. Регистрация аварийно-спасательных служб осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти государства - участника СНГ.

Статья 9. Структура и численность аварийно-спасательных служб

1. Структура и численность профессиональных аварийно-спасательных служб определяется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти государства -участника СНГ.

В состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

2. Структура и численность нештатных аварийно-спасательных служб определяется руководителями организаций, создавших эти службы, с учетом рекомендаций, разрабатываемых по решению высшего исполнительного органа государственной власти государства - участника СНГ.

3. Структура общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб определяется органами общественного объединения, создавшего такие службы, в соответствии с уставом этого общественного объединения.

Статья 10. Комплектование аварийно-спасательных служб

1. В аварийно-спасательные службы на должности спасателей или должности, связанные с руководством спасателями, принимаются лица, которые отвечают требованиям, предусмотренным настоящим Законом для спасателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень должностей спасателей определяется по решению высшего исполнительного органа государственной власти государства - участника СНГ.

Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб

1. Аварийно-спасательные службы в своей деятельности руководствуются законодательством государства - участника СНГ, а также положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти государства в соответствии с нормами законодательства государства - участника СНГ.

2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми спасателями и другими работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные службы при участии указанных служб в проведении аварийно-спасательных работ и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Степень постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб к немедленному проведению аварийно-спасательных работ регулярно проверяется в соответствии с порядком, определяемым высшим органом исполнительной власти государства - участника СНГ.

4. Степень готовности нештатных аварийно-спасательных служб и общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных работ регулярно проверяется в порядке, определяемом руководителями или руководящими органами организаций, создавшими такие службы.

Проверка степени готовности нештатных и общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб может осуществляться применительно к порядку, определяемому высшим органом исполнительной власти государства - участника СНГ для проверки степени готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, с учетом особенностей организаций, в структуре которых имеются указанные службы.

Статья 12. Деятельность добровольных дружин юных спасателей

1. Добровольные дружины юных спасателей создаются общественными объединениями, уставными целями которых является участие в проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в виде структурных или других обособленных подразделений.

2. Целями создания добровольных дружин юных спасателей являются:

пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и спасательного дела;

обучение детей и подростков мерам безопасности и основам спасательного дела, правилам

поведения и основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

профессиональная ориентация подрастающего поколения.

Для осуществления поставленных целей общественные объединения, в которых созданы добровольные дружины юных спасателей, организуют и проводят спортивные, образовательные и иные мероприятия по закреплению полученных знаний и умений, популяризации спасательного дела.

3. Членами добровольных дружин юных спасателей могут быть лица в возрасте от 10 до 18 лет, изъявившие желание на добровольной основе участвовать в деятельности добровольных дружин юных спасателей.

Примерное положение о добровольных дружинах юных спасателей разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

Статья 13. Координация деятельности аварийно-спасательных служб

1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб, действующих на территории государства - участника СНГ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ или в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

2. Целями координации аварийно-спасательных служб, действующих на территории государства - участника СНГ, являются:

оперативное привлечение сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

подготовка согласованных предложений по совершенствованию законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе направленных на усиление правовой и социальной защиты спасателей и членов их семей;

проведение единой государственной политики в сфере производства аварийно-спасательных средств и материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб;

обеспечение взаимодействия аварийно-спасательных служб с другими службами при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях;

решение задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации спасателей и должностных лиц аварийно-спасательных служб.

Статья 14. Финансирование аварийно-спасательных служб

1. Финансирование аварийно-спасательных служб осуществляется:

профессиональных аварийно-спасательных служб - за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы государства - участника СНГ;

нештатных аварийно-спасательных служб - за счет средств организаций, создавших указанные службы;

общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб, включая добровольные дружины юных спасателей - за счет собственных средств общественных объединений, в том числе безвозмездных перечислений из бюджетов всех уровней бюджетной системы государства - участника СНГ.

2. В случае если законодательством государства - участника СНГ предусмотрена возможность привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб к обслуживанию объектов и территорий на договорной основе, то средства, поступающие от выполнения указанных договоров, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы государства - участника СНГ, из которого осуществляется финансирование данной профессиональной аварийно-спасательной службы.

3. Порядок использования средств, предусмотренных на финансирование профессиональных аварийно-спасательных служб, определяется бюджетным законодательством государства - участника СНГ.

Порядок использования средств, предусмотренных на финансирование нештатных аварийно-спасательных служб, определяется руководителем организации, в которой создана и действует нештатная аварийно-спасательная служба.

Порядок использования средств, предусмотренных на финансирование общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб, определяется органом управления общественного объединения в соответствии с уставом этого общественного объединения.

Статья 15. Международное сотрудничество в области создания и деятельности аварийно-спасательных служб

1. Основными направлениями международного сотрудничества в области создания и деятельности аварийно-спасательных служб являются:

а) проведение совместно с организациями зарубежных стран, международными организациями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

б) привлечение аварийно-спасательных служб государства - участника СНГ к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами его территории;

в) обеспечение условий для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательными службами и спасателями других государств на территории государства - участника СНГ;

г) создание и обеспечение деятельности международных организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) оказание гуманитарной помощи зарубежным странам;

е) обучение специалистов государства - участника СНГ в зарубежных странах;

ж) обучение иностранных специалистов в государстве - участнике СНГ;

з) проведение семинаров, конференций, учений и тренировок в государстве - участнике СНГ и за рубежом;

и) совместное осуществление научных исследований по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Деятельность иностранных граждан, иностранных и международных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории государства - участника СНГ осуществляется в соответствии с законодательством государства - участника СНГ и международными договорами.

3. Государство - участник СНГ участвует в формировании и функционировании Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданного в соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 9 декабря 1994 г. «О Корпусе сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Глава III. УЧАСТИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 16. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

решением уполномоченных на то должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного управления (местного самоуправления), иных организаций, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб.

2. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством государства - участника СНГ уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий.

3. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории государства - участника СНГ осуществляется в соответствии с законодательством государства - участника СНГ на основе международных договоров.

Статья 17. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

2. До прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного планом предупреждения, планом ликвидации чрезвычайной ситуации или планом взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации исполняет старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым.

3. Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех лиц и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением работников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив на должность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации другое должностное лицо.

4. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются законодательством государства - участника СНГ.

5. В случае крайней необходимости руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

о приостановлении деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

об использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов;

о привлечении нештатных и общественных (добровольных) аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных работ и неотложных работ;

о привлечении волонтеров к проведению неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

о применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных работ и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти государства - участника СНГ, органов местного управления (местного самоуправления), руководства организаций о принятых им в случае крайней необходимости решениях.

Статья 18. Содействие аварийно-спасательным службам в осуществлении их деятельности

1. Органы государственной власти государства - участника СНГ, органы местного управления (местного самоуправления) и организации, расположенные на территории государства - участника СНГ, обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим аварийно-спасательные и неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.

2. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

При следовании к месту проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности, расположенных на территории государства - участника СНГ.

Глава IV. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС

Статья 19. Спасатель

1. К категории спасателей применительно к настоящему Закону относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных служб.

Применительно к настоящему Закону по отдельным вопросам к категории спасателей относятся также нештатные, добровольные спасатели и волонтеры.

2. Профессиональным спасателем может быть гражданин государства - участника СНГ, достигший 18 лет, годный по состоянию здоровья, прошедший профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей, а также прошедший в установленном порядке аттестацию.

3. Перечень заболеваний, препятствующих гражданину государства - участника СНГ стать профессиональным спасателем, порядок и сроки проведения медицинских осмотров определяются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти государства -участника СНГ.

4. Программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей (для различных категорий спасателей) утверждаются в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

По итогам обучения профессиональных спасателей проводится государственный квалификационный экзамен, по результатам которого выдается диплом установленного образца.

По итогам обучения нештатных спасателей и добровольных спасателей проводится государственный зачет, по результатам которого выдается свидетельство установленного образца.

Волонтеры вправе пройти профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и получить свидетельство установленного образца.

Статья 20. Статус спасателя

1. Статус спасателя - это совокупность прав, обязанностей и ответственности спасателя, гарантий их правовой и социальной защиты, установленных законодательством государства -участника СНГ.

2. Профессиональные спасатели, нештатные спасатели и добровольные спасатели получают соответствующий статус, установленный настоящим Законом, после прохождения обучения и аттестации на основании решения аттестационной комиссии.

3. Аттестация спасателей проводится в порядке и сроки, определяемые высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

На основании решения аттестационной комиссии спасателю выдаются удостоверение, жетон установленного образца, а также книжка спасателя.

Лицо, не прошедшее первичную аттестацию, не получает статус спасателя, а спасатель, не прошедший повторную или последующие аттестации, утрачивает статус спасателя со дня принятия решения аттестационной комиссией.

4. Книжка спасателя предназначается для учета участия этого спасателя в аварийно-спасательных и неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положение о книжке спасателя утверждается в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти государства - участника СНГ.

5. Профессиональные спасатели подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Статья 21. Особенности заключения трудового договора (контракта) со спасателем

1. С профессиональными спасателями заключается трудовой договор (контракт) в соответствии с нормами трудового законодательства государства - участника СНГ.

В трудовой договор (контракт) с профессиональным спасателем в обязательном порядке включаются нормы, закрепляющие режим работы спасателя, его особенности; порядок и условия оплаты труда; социальные гарантии; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей аварийно-спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) с профессиональным спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Режим работы профессиональных спасателей определяется в соответствии с нормативными правовыми актами государства - участника СНГ, включая медицинские требования и санитарно-гигиенические нормы.

Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания и готовности к выезду на проведение аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций учитывается в рабочем времени в размере не менее одной четвертой часа за каждый час дежурства (законом государства - участника СНГ может быть установлен иной расчет для учета времени).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб с учетом характера чрезвычайной ситуации, особенностей проведения указанных работ и медицинских рекомендаций могут быть изменены режим работы и продолжительность рабочей смены профессиональных спасателей.

3. Профессиональным спасателям предоставляется либо ежегодный минимальный оплачиваемый отпуск, предусмотренный в государстве - участнике СНГ и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, либо ежегодный удлиненный основной отпуск.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска или ежегодного удлиненного основного отпуска определяется трудовым законодательством государства - участника СНГ.

В соответствии с настоящим Законом или другими законами государства - участника СНГ профессиональным спасателям предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение календарного года продолжительностью от 3 до 15 суток в зависимости от количества и продолжительности участия профессионального спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 22. Права спасателей

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право:

на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

на беспрепятственный проход на территорию, в жилище и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, для принятия мер, направленных на спасение людей, проведения аварийно-спасательных работ, за исключением зданий, сооружений, помещений и земельных участков, занимаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранных государств, а также представительствами международных организаций, пользующихся дипломатическим иммунитетом;

требовать от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных

на использование для спасания людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством государства - участника СНГ, средств связи, транспорта, иных материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Иные права спасателей устанавливаются законом государства - участника СНГ.

Статья 23. Обязанности спасателей

Спасатели обязаны:

участвовать в аварийно-спасательных и неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в ходе проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасанию, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

исполнять приказы и распоряжения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, руководителей аварийно-спасательных служб, в составе которых спасатели принимают участие в проведении аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

регулярно проходить переподготовку и повышение квалификации;

разъяснять гражданам правила безопасного поведения и порядок их действий при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации в целях их недопущения.

Иные обязанности спасателей устанавливаются законом государства - участника СНГ.

Статья 24. Обязательное страхование спасателей

1. Профессиональные спасатели подлежат обязательному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов или за счет средств организаций, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы.

2. Порядок страхования, перечень страховых рисков, минимальная страховая сумма и порядок осуществления страховых выплат, в том числе родственникам спасателя, определяются законодательством государства - участника СНГ.

Статья 25. Дополнительные права профессиональных спасателей

В соответствии с законодательством государства - участника СНГ профессиональные спасатели имеют право:

на первоочередное медицинское обслуживание в установленных законом государства -участника СНГ случаях;

на медицинскую и психологическую реабилитацию; на льготное пенсионное обеспечение; на улучшение жилищных условий; на социальную поддержку членов своих семей.

Статья 26. Гарантии правовой и социальной защиты нештатных, добровольных спасателей и волонтеров

1. Нештатные, добровольные спасатели и волонтеры, участвовавшие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством государства - участника СНГ, имеют право на предоставление по месту основной работы дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не более 15 суток в год в зависимости от количества и продолжительности участия профессионального спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае невозможности представления дополнительного оплачиваемого отпуска по месту основной работы, отсутствия постоянной работы нештатному, добровольному спасателю и волонтеру выплачивается компенсация взамен такого отпуска за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы государства - участника СНГ.

Порядок расчета и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска нештатным, добровольным спасателям и волонтерам, а также порядок выплаты компенсации взамен такого отпуска определяется высшим исполнительным органом государственной власти государства -участника СНГ.

2. Нештатные, добровольные спасатели и волонтеры при привлечении их к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций подлежат обязательному бесплатному личному страхованию.

Условия и порядок проведения обязательного страхования нештатных, добровольных спасателей и волонтеров определяются законодательством государства - участника СНГ.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию нештатных, добровольных спасателей и волонтеров в случае наступления страхового случая производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И НАРУШЕНИЕ СТАТУСА СПАСАТЕЛЯ

Статья 27. Ответственность аварийно-спасательных служб

Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству государства - участника СНГ, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, несут ответственность за вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) этих служб в ходе проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Размер причиненного вреда и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также юридические лица, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации и спасатели не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий в ходе проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 28. Ответственность спасателей

Руководители аварийно-спасательных служб и спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Опубликование и использование настоящего Закона

Настоящий Закон подлежит опубликованию в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и направлению в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи для использования в нормотворческом процессе.

Литература

1. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике (Обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2016. № 6.

2. Немченко С.Б. О реализации функции государства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктике // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А.А. Смирнова, НИ. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015.

3. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (Обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2015. № 5.

4. Уткин Н. И., Немченко С. Б. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 4. С.105-117.

References

1. Mal'ko A.V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. Pravovaja politika v sfere obespechenija bezopasnosti v Arktike (Obzor materialov «kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 6.

2. Nemchenko S.B. O realizacii funkcii gosudarstva po preduprezhdeniju i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij v Arktike // Pravovaja po-litika v sfere obespechenija bezopasnosti v Arktike: materialy kruglogo sto-la. Murmansk, 26 nojabrja 2014 g. / pod obshh. red. Je.N. Chizhikova, A.V. Mal'ko, S.B. Nemchenko; sost. A.A. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MChS Rossii, 2015.

3. Mal'ko A.V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. Pravovaja politika v sfere obespechenija pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony, chrezvychajnyh si-tuacij i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij (Obzor materialov «kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. 2015. № 5.

4. Utkin N.I., Nemchenko S.B. Obzor zakonodatel'stva v sfere pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj pro-tivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2014. № 4. Р.105-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.