Научная статья на тему 'Развитие экономических механизмов управления в системе МЧС России'

Развитие экономических механизмов управления в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический механизм / управление в системе МЧС России / страхование / добровольная пожарно-спасательная служба / материальное стимулирование добровольных пожарных / economic mechanism / management of EMERCOM of Russia / insurance / volunteer fire and rescue service / material stimulation of volunteer firefighters

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна, Бардулин Евгений Николаевич

Рассматриваются экономические механизмы управления, применяемые в системе МЧС России, в частности, страхование предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновываются преимущества страхования расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Особое внимание в статье уделено вопросам материального стимулирования деятельности добровольных пожарных организаций. На основе использования метода аналогий исследовано российское законодательство в этой области и зарубежный опыт материального стимулирования деятельности добровольных пожарных организаций, который может быть использован и в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна, Бардулин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC MECHANISMS FOR THE MANAGEMENT OF SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with economic governance mechanisms applied in the system of the Ministry of emergency situations, in particular, insurance companies against emergency situations of natural and technogenic character; justified benefits insurance enterprises and organizations on the localization and elimination of emergency situations. Special attention is given to the article of material stimulation of volunteer fire fighters organization. Through the use of the method of analogy researched Russian legislation in this field and international experience of material stimulation of volunteer fire fighters organization activity, which can be used in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие экономических механизмов управления в системе МЧС России»

ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

И.В. Смирнова, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;

Е.Н. Бардулин, кандидат экономических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматриваются экономические механизмы управления, применяемые в системе МЧС России, в частности, страхование предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновываются преимущества страхования расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Особое внимание в статье уделено вопросам материального стимулирования деятельности добровольных пожарных организаций. На основе использования метода аналогий исследовано российское законодательство в этой области и зарубежный опыт материального стимулирования деятельности добровольных пожарных организаций, который может быть использован и в Российской Федерации.

Ключевые слова: экономический механизм, управление в системе МЧС России, страхование, добровольная пожарно-спасательная служба, материальное стимулирование добровольных пожарных

DEVELOPMENT OF ECONOMIC MECHANISMS FOR THE MANAGEMENT OF SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA

I.V. Smirnova; E.N. Bardulin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article deals with economic governance mechanisms applied in the system of the Ministry of emergency situations, in particular, insurance companies against emergency situations of natural and technogenic character; justified benefits insurance enterprises and organizations on the localization and elimination of emergency situations. Special attention is given to the article of material stimulation of volunteer fire fighters organization. Through the use of the method of analogy researched Russian legislation in this field and international experience of material stimulation of volunteer fire fighters organization activity, which can be used in the Russian Federation.

Keywords: economic mechanism, management of EMERCOM of Russia, insurance, volunteer fire and rescue service, material stimulation of volunteer firefighters

В системе эффективного управления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) важную роль играют экономические механизмы, которые представляют собой набор правовых, организационно-технологических методов, правил и приемов

регулирования уровня безопасности, экономических инструментов воздействия на предупреждение и ликвидацию ЧС.

На территории Российской Федерации расположено более 4 тыс. функционирующих критически важных и 13 тыс. потенциально опасных объектов. В зонах воздействия поражающих факторов возможных ЧС проживает около 90 млн граждан Российской Федерации. На европейской части территории Российской Федерации сосредоточено 3/4 всех критически важных и потенциально опасных объектов [1].

Количество ЧС в Российской Федерации уменьшилось на 14 % по сравнению с 2016 г., однако по всем видам ЧС имеет место рост материального ущерба (табл. 1), что свидетельствует о значимости экономических механизмов регулирования уровня безопасности в обществе.

Таблица 1. Количество ЧС в Российской Федерации за 2016-2017 гг. [2]

Вид ЧС Количество, ед Прирост (Т) Снижение Материальный ущерб, млн руб. Прирост(Т) Снижение

2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.

Техногенные ЧС 178 176 1,1 (¿) 1345,018 499,073 69 (Т)

Крупные террористические акты 0 1 100 (Т) 0 0 0

Природные ЧС 54 42 22,2 (¿) 7117,017 9766,277 37 (Т)

Биолого-социальные ЧС 67 38 43,3 (¿) 537,977 967,626 80 (Т)

Итого 299 257 14 (¿) 9000,002 11232,975 25 (Т)

В Российской Федерации в соответствии с рядом законодательных актов предприятия обязаны формировать финансовые резервы и материальные ресурсы для локализации и ликвидации ЧС. В частности, это закреплено в федеральных законах: от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ № 68-ФЗ), от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О безопасности опасных производственных объектов», от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О промышленной безопасности гидротехнических сооружений»; Приказе МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105. Необходимо отметить, что за неисполнение требований ФЗ № 68-ФЗ по созданию резерва финансовых ресурсов для ликвидации ЧС предусмотрена ответственность по ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время финансово-экономическое положение большинства российских предприятий не позволяет выполнить установленные требования в части формирования финансовых резервов в необходимом объеме [2]. Вследствие этого при возникновении ЧС основную финансовую нагрузку по их ликвидации берет на себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Однако решение этой проблемы существует, если задействовать инструменты страхования предприятий и организаций от ЧС природного и техногенного характера. Данный вид страхования является добровольным и основан на выборе предприятием -разместить на лицевом счете расчетную сумму средств в объеме возможных расходов на локализацию и ликвидацию ЧС или на данную сумму заключают договор страхования, и нести расходы только по оплате страховых взносов.

Страхование представляет собой один из распространенных и эффективных инструментов снижения рисков ЧС, который гарантирует потребителю услуги страхования получение возмещения возможного ущерба на основе перераспределения объема ущерба пострадавших среди большого количества страховых компаний.

В дополнение к финансированию мероприятий по ликвидации последствий ЧС страхование способствует более эффективному функционированию всей экономики,

уменьшая риски ЧС, равномерно распределяя их среди других участников страхового рынка [3].

Система страхования позволяет значительно снизить финансовую нагрузку на государство, обеспечить материальную поддержку граждан и поддержание социальной стабильности в обществе. При этом, если ЧС не было, страховые компании используют аккумулированные в результате их деятельности значительные финансовые средства, направляя их в разного рода институты финансовой инфраструктуры, например, биржи, банки. Кроме того, средства страховых компаний, участвуя в движении денежных потоков государства, предотвращают и некоторые негативные явления в экономике, в частности, рост инфляции.

Для Российской Федерации, обладающей обширной территорией и подверженной в связи с этим разнородным рискам (природным, техногенным, экологическим и др.), создание развитой инфраструктуры страхования всегда было актуальной задачей. В Российской Федерации принята Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 г. [4], в которой значительное место уделено вопросам страхования на случай стихийных бедствий, природных катастроф, техногенных аварий и пожаров.

Наиболее значимые направления развития механизмов страхования рисков ЧС приведены в Государственном доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 г. [2]:

- исследование важнейших тенденций изменения стихийных, техногенных, экологических бедствий как в России, так и за рубежом, выявление угроз глобального изменения климата и влияния стихийных бедствий на устойчивое развитие экономических систем;

- исследование зарубежного опыта страхования рисков ЧС, выявление проблем страхования рисков ЧС и разработка направлений развития системы страхования рисков ЧС в Российской Федерации;

- повышение эффективности применения механизмов выплат за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также механизмов обеспечения государственными жилищными сертификатами граждан, лишившихся жилья в результате ЧС;

- развитие механизмов страхования жилья от стихийных бедствий, в том числе определение роли государства в страховании жилья от стихийных бедствий, оценка рынка страхования и рисков страхования жилья от стихийных бедствий, а также определение среднесрочной перспективы развития страхования жилья от стихийных бедствий в Российской Федерации;

- развитие механизмов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов, закрепленное Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [5];

- развитие механизмов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, установленных Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном» [6];

- внедрение механизмов страхования от ядерных и радиационных аварий на ядерно-и радиационно-опасных объектах;

- развитие системы страхования туристической деятельности, в том числе механизмов государственного регулирования в сфере туризма, страхования ответственности субъектов

туристской деятельности перед туристом, а также механизмов выплаты страхового возмещения.

Большое значение имеет страхование расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию ЧС. В 2017 г. было застраховано около 90 % всех опасных объектов, подлежащих страхованию [2].

При таком страховании страховая компания обеспечивает покрытие расходов предприятия по локализации и ликвидации последствий ЧС, которые могут возникнуть в результате наступления такого рода событий: аварий и катастроф, пожаров, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц и т.д.

К расходам предприятия, которые покрываются страхованием, относятся расходы на [1]:

- поисковые и аварийно-спасательные работы;

- неотложные аварийно-спасательные работы, которые проводятся на объектах, пострадавших в результате ЧС, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, социальной сфере;

- проведение закупки, доставки и кратковременного хранения ресурсов различного назначения для обеспечения в первую очередь населения, пострадавшего от ЧС;

- создание и поддержание пунктов проживания и питания для временного обеспечивания граждан, пострадавших от ЧС, а также эвакуируемых;

- подвоз от места хранения материального резерва необходимых материальных ресурсов к месту ЧС;

- компенсация расходов по привлечению сил и средств территориальной подсистемы МЧС России и других организаций для осуществления деятельности по ликвидации ЧС.

Еще один экономический инструмент в системе МЧС России может быть использован для обеспечения пожарной безопасности удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено максимально допустимое значение времени прибытия первого подразделения - 20 мин. Однако этот регламент часто нарушается, особенно в отдаленных сельских населённых пунктах, которых в России большое количество. Таким образом, проблема пожарной безопасности на селе чрезвычайно актуальна. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания специальных подразделений профессиональной пожарной охраны для обеспечения противопожарной защиты таких отдаленных поселений. Однако их создание требует значительных финансовых затрат как из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и бюджетов муниципальных образований. Снижению остроты данной проблемы служит организация в такого рода населенных пунктах добровольной пожарной охраны (ДПО) - подразделений добровольной пожарно-спасательной службы для профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на территории поселений и оказания помощи пострадавшему населению.

Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет более 900 тыс. человек [2]. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных регулируется ст. 16 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ (в ред. от 22 февраля 2017 г.) «О добровольной пожарной охране». При этом конкретные размеры материального стимулирования добровольных пожарных и его форма не установлены. Они зависят от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды. Но органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных [7].

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО в Российской Федерации осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств

учредителя, средств поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации [8].

Например, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы выплачивается компенсация в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

Добровольным пожарным, которые несут службу или дежурство более 48 час. в неделю, выплачивается компенсация в денежной форме, но если предоставить такую компенсацию невозможно, время несения службы более 48 час. в неделю суммируется и предоставляется добровольному пожарному в виде дополнительного времени отдыха.

Кроме того, если добровольный пожарный числится в реестре добровольных пожарных в течение трех и более лет, он имеет право на поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения.

Добровольные пожарные имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы:

- до десяти календарных дней без сохранения заработной платы;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

Работникам ДПО и добровольным пожарным органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут компенсировать расходы на использование личного транспорта при выполнении задач ДПО.

В период исполнения своих обязанностей добровольные пожарные за счет средств соответствующих бюджетов обеспечиваются бесплатным питанием.

Система ДПО в зарубежных странах имеет свои отличительные особенности, национальные традиции и, так же как и в Российской Федерации, направлена на солидаризацию усилий граждан непрофессионалов на борьбу с пожарами. Финансируется деятельность ДПО за рубежом, как и в Российской Федерации, за счет государственных и местных бюджетов, а также взносов юридических и физических лиц.

Привлечение на службу в ДПО в различных странах различны, например, в Великобритании - принцип приема добровольный, в таких странах как Бельгия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Франция - прием в ДПО добровольный, но при обязательном призыве некоторых категорий граждан, а в Португалии, Турции - только обязательный.

Интересен опыт Германии, где подразделения гражданской обороны состоят из формирований службы защиты от катастроф, которые создаются на основе обязавшихся проработать там добровольцев не менее 10 лет при условии, что они не будут призваны в армию [8].

ДПО во многих странах основано на материальном стимулировании в форме заработной платы, выплачиваемой только техническому персоналу, например, водителям, механикам, а также руководителям подразделений. Деятельность остальных сотрудников ДПО стимулируется на основе повременной заработной платы за выполненные работы при тушении пожаров или за время, проведенное на дежурстве в пожарном депо. Кроме того, таким работникам предоставляются разного рода льготы (табл. 2).

Как видно из табл. 2, зарубежный опыт материального и морального стимулирования деятельности ДПО может быть использован и в Российской Федерации. В частности, применение широкого круга льгот:

- досрочный выход на пенсию;

- возмещение затрат на лечение;

- бесплатная стоматологическая помощь;

- компенсации на ребенка за детский сад;

- доплата к пенсии заслуженным добровольным пожарным;

- освобождение от службы в армии при наличии определенного стажа службы в ДПО;

- получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе.

Данные стимулы привлечения граждан в ДПО позволят без использования значительных средств соответствующих бюджетов улучшить обеспечение пожарной безопасности удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов.

Таблица 2. Методы материального и морального стимулирования деятельности ДПО, установленные органами местного самоуправления в некоторых странах [9]

Страна Численность ДПО тыс. чел Льготы и социальные гарантии Меры морального стимулирования

США 827 - пенсионные льготы: возможность выхода на пенсию по окончании 20 лет работы в ДПО или при 5 годах работы и достижения возраста в 50 лет; - компенсация в сумме до 5 тыс. долл. в год затрат на лечение; - компенсации затрат на стоматологическую помощь; - компенсации до 5 тыс. долл. в год на одного ребенка за детское дошкольное учреждение; - предоставление дополнительного отпуска сроком до 15 дней за дежурства в дни праздников, а также в зависимости от стажа работы в ДПО; - страхование рисков смерти, получения травмы или инвалидности - бесплатное обмундирование; - членство в ассоциациях, форумах, клубах ДПО; - награждение за проявление активности в работе и ликвидацию последствий ЧС на социально значимых объектах премиями и ценными подарками

Германия 1060 - включение службы в ДПО в общий трудовой стаж для расчета пенсии; - в некоторых Землях осуществляется доплата к пенсии заслуженным добровольным пожарным; - при достижении шести лет службы в ДПО освобождение от службы в армии; - страхование риска смерти, получения травмы или инвалидности; - заработная плата по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе в ДПО и за 10-недельный период обучения; - полная или частичная оплата труда руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики) - награды: за особые заслуги, за 25 и 40 лет безупречной службы ДПО; - установление знаков отличия; - общественная благодарность; - членство в ассоциациях, союзах и клубах; - предоставление обмундирования и питания в период службы в ДПО

Франция 200 - пенсионные надбавки при сроке службы 20 и более лет в структурах ДПО - 450 евро в год, при сроке службы 35 лет и более - 1 800 евро в год; - повременная оплата участия добровольцев в спасательных операциях (в том числе в тушении пожаров): руководителей подразделений - 10,5 евро в час, командиров отделений - 7,5 евро в час, пожарных -6,7 евро в час; - выплата заработной платы по основному месту работы за период оперативной работы в ДПО - вручение наград, знаков отличия, общественная благодарность; - предоставление обмундирования, питания в период службы в ДПО; - предоставление отпусков в любое время года

Литература

1. Страхование предприятий от ЧС природного и техногенного характера. URL: http://74kasko.ru/news/news.htm?id=60 (дата обращения: 01.10.2018).

2. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 г. URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/hniVNLexTC.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

3. О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 авг. 2011 г. № 989. URL: http://docs.cntd.ru/document/9008622 (дата обращения: 01.10.2018).

4. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323750/ (дата обращения: 01.10.2018).

5. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103102/ (дата обращения: 01.10.2018).

6. Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном: Федер. закон от 14 июня 2012 г. № 67. URL: http://base.garant.ru/70189522/89300effb84a59912 210b23abe10a68f/#block_3 (дата обращения: 01.10.2018).

7. О добровольной пожарной охране: Федер. закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ (в ред. от 22 февр. 2017 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/ 96aaab3f510c0c7b40cd15059ca07d534767f6ac/ (дата обращения: 01.10.2018).

8. Основные мировые тенденции развития систем антикризисного управления и обоснование предложений по формированию государственной политики в области защиты населения и территорий на период до 2010 г. / Ю.Г. Шпаковский [и др.] // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. С. 538-549.

9. Из опыта зарубежных стран // Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу. URL: http://78.mchs.gov.ru/document/1347939 (дата обращения: 01.10.2018).

References

1. Strahovanie predpriyatij ot CHS prirodnogo i tekhnogennogo haraktera. URL: http://74kasko.ru/news/news.htm?id=60 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

2. Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2017 g. URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/hniVNLexTC.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2018).

3. O poryadke finansirovaniya meropriyatij po preduprezhdeniyu i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij na promyshlennyh predpriyatiyah, v stroitel'stve i na transporte: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 20 avg. 2011 g. № 989. URL: http://docs.cntd.ru/document/9008622 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya strahovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii do 2020 g.: Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22 iyulya 2013 g. № 1293-r. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323750/ (data obrashcheniya: 01.10.2018).

5. Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdanskoj otvetstvennosti vladel'ca opasnogo ob"ekta za prichinenie vreda v rezul'tate avarii na opasnom ob"ekte: Feder. zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 225-FZ (v red. ot 23 iyunya 2016 g.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103102/ (data obrashcheniya: 01.10.2018).

6. Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdanskoj otvetstvennosti perevozchika za prichinenie vreda zhizni, zdorov'yu, imushchestvu passazhirov i o poryadke vozmeshcheniya takogo vreda, prichinennogo pri perevozke passazhirov metropolitenom: Feder. zakon ot 14 iyunya 2012 g. № 67. URL: http://base.garant.ru/70189522/89300effb84a59912210b23abe10a68f/#block_3 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

7. O dobrovol'noj pozharnoj ohrane: Feder. zakon ot 6 maya 2011 g. № 100-FZ (v red. ot 22 fevr. 2017 g.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/ 96aaab3f510c0c7b40cd15059ca07d534767f6ac/ (data obrashcheniya: 01.10.2018).

8. Osnovnye mirovye tendencii razvitiya sistem antikrizisnogo upravleniya i obosnovanie predlozhenij po formirovaniyu gosudarstvennoj politiki v oblasti zashchity naseleniya i territorij na period do 2010 g. / Yu.G. SHpakovskij [i dr.] // Strategiya grazhdanskoj zashchity: problemy i issledovaniya. 2013. S. 538-549.

9. Iz opyta zarubezhnyh stran // Glavnoe upravlenie MCHS Rossii po Sankt-Peterburgu. URL: http://78.mchs.gov.ru/document/1347939 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.