Научная статья на тему 'Формирование компетенции транспортнобезопасной личности у школьников'

Формирование компетенции транспортнобезопасной личности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОБЕЗОПАСНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ ТРАНСПОРТНОБЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-СОБЫТИЙНАЯ СРЕДА / PERSONALITY / SAFE FOR TRANSPORT" / COMPETENCE / SAFETY ON THE ROADS / THE MEMBER OF THE ROAD TRAFFIC / INFORMATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, Белугин Максим Германович

Статья посвящена проблеме формирования компетенции транспортнобезопасной личности у школьников. Раскрыто содержание понятия «транспортнобезопасная личность». Рассмотрены принципы формирования компетенции школьника как законопослушного члена общества и транспортнобезопасной личности. Предложен анализ освоения школьниками правил дорожного движения по выделенным критериям: знания школьников в области безопасности дорожного движения, умения школьников в области безопасности дорожного движения и личностные качества школьников как субъекта безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PERSONAL TRAFFIC SAFETY COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of how to increase personal traffic safety competence of schoolchildren. It is shown, who is the «personality, safe for transport». The principles of training the competence of the student as a law-abiding member of society and “personality, safe for transport” are reviewed. An analysis of the teaching of traffic rules to the Schoolchildren is proposed according to some selected criteria: knowledge in the field of road safety, the ability of students to behave themselves on the road and personal qualities of the student as the subject of road safety.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции транспортнобезопасной личности у школьников»

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ТРАНСПОРТНОБЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Р.Ш. Ахмадиева, М.Г. Белугин

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования компетенции транспортнобезопасной личности у школьников. Раскрыто содержание понятия «транспортнобезопасная личность». Рассмотрены принципы формирования компетенции школьника как законопослушного члена общества и транспортнобезопасной личности. Предложен анализ освоения школьниками правил дорожного движения по выделенным критериям: знания школьников в области безопасности дорожного движения, умения школьников в области безопасности дорожного движения и личностные качества школьников как субъекта безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: транспортнобезопасная личность, компетенция транспортнобезопасной личности, безопасность жизнедеятельности на дорогах, участник дорожного движения, информационно -событийная среда.

TRAINING PERSONAL TRAFFIC SAFETY COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN R. Akhmadieva, M. Belugyn

Abstract. The article is devoted to the problem of how to increase personal traffic safety competence of schoolchildren. It is shown, who is the «personality, safe for transport». The principles of training the competence of the student as a law-abiding member of society and "personality, safe for transport" are reviewed. An analysis of the teaching of traffic rules to the Schoolchildren is proposed according to some selected criteria: knowledge in the field of road safety, the ability of students to behave themselves on the road and personal qualities of the student as the subject of road safety.

Keywords: "personality, safe for transport", competence, safety on the roads, the member of the road traffic, informational environment.

Безопасность жизнедеятельности на дорогах - это защищенность от опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам участников дорожного движения [1, с.7].

Проблема безопасности жизнедеятельности на дороге, отличающаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в связи с возрастающей диспропорцией между ростом автомобилизации и низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Для современного гражданского общества актуальными стали социальные и духовно-нравственные аспекты обеспечения

безопасности дорожного движения, потребность общества в воспитании личности, готовой вести безопасный образ жизни. Одним из направлений решения проблемы повышения безопасности дорожного движения является подготовка компетентного участника дорожного движения.

Особую категорию участников дорожного движения составляют дети и подростки как наиболее уязвимый слой, обладающий специфическими психологическими и физиологическими особенностями поведения на дорогах. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, по

оценке ГУ ГИБДД МВД России, свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Ни одно подрастающее поколение не проходит мимо системы общего образования, поэтому именно школа обладает огромным организационным ресурсом по воспитанию законопослушного участника дорожного движения, формированию у школьников компетенции транспортнобезопасной личности.

Дадим кратко трактовку понятия школьник как транспортнобезопасная личность. Оно понимается нами как учащийся общеобразовательного учреждения,

прошедший специальную подготовку в области безопасности на транспорте, хорошо знающий законы и правила безопасности движения, включая ПДД, и, безусловно, соблюдающий и выполняющий их, владеющий умениями и навыками организации и обеспечения безопасной жизнедеятельности относительно себя и окружающих его людей в транспортных процессах, обладающий такими

качествами, как самостоятельность,

активность, внимательность, ответственность, а также ценностными установками, нормами общегражданского этикета и нравственными нормами поведения в условиях транспортной среды [7, с.20].

Следовательно, компетенцию

транспортнобезопасной личности у школьников образовательных организаций можно трактовать как их способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в области безопасности дорожного движения. В состав компетенции транспортнобезопасной

личности школьника входят три основных компонента: когнитивно-деятельностный, психологический, связанный с особенностями психофизиологического развития школьника, и рефлексивно-оценочный.

Очевидно, что компетенция

транспортнобезопасной личности должна закладываться и формироваться в человеке системно и целенаправленно с детства. Организация подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении должна быть непрерывной и строиться на основе системного подхода к их обучению и воспитанию.

На практике могут быть использованы следующие принципы формирования компетенции школьника как

законопослушного члена общества и транспортнобезопасной личности:

- принцип целостности, ориентированный на продуманное, спроектированное и целенаправленное влияние всех подсистем «педагог (специалист ГИБДД и безопасности на транспорте) - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «семья - ребенок»;

- принцип преемственности, систематичности, последовательности и непрерывности, предусматривающий последовательное и поэтапное усложнение содержания образования от поколения к поколению с привлечением и планированием взаимодействия всех субъектов учебно -воспитательного процесса как в школе, так и за ее пределами (учащихся, родителей, учителей, сотрудников ГИБДД, специалистов в области безопасности и др.), с учетом логической последовательности и преемственности учебного материала и использования определенных методов, форм и средств формирования компетенции транспортнобезопасной личности во всех классах с привлечением активной помощи старшеклассников и их родителей;

- принцип социальной ответственности предполагает формирование не только гражданской и правовой ответственности в области транспортных отношений у школьников, но и формирование у них «транспортнобезопасного» правосознания, дисциплинированности, высокого уровня нравственных норм поведения и норм общегражданского этикета.

Совокупность данных принципов обеспечивает системную целостность содержания, форм, методов, условий процесса формирования компетенции

транспортнобезопасной личности у школьников.

Оценка сформированности данной компетенции является весьма трудоемким этапом. Так как в состав компетенции входит когнитивно-деятельностный компонент, то в основу подхода к измерению уровня сформированности у школьников данной компетенции целесообразно заложить анализ освоения школьниками правил дорожного движения по следующим критериям:

- знания школьников в области безопасности дорожного движения;

- умения школьников в области безопасности дорожного движения;

- личностные качества школьников как субъекта безопасности движения.

Выделенные критерии формирования понятий безопасности дорожного движения школьников отражают абстрактный уровень его описания, а ответы, полученные в ходе эмпирического исследования, носят конкретный характер.

Переход от абстрактного уровня к конкретным наблюдениям осуществляется с помощью индикаторов (показателей), мы приняли: эмпирический показатель - это своего рода внешний, хорошо различимый признак или показатель измеряемого критерия.

Критерий знаний школьников в области безопасности дорожного движения отслеживается на основе диагностического теста по трем показателям: полноты усвоения содержания понятий; полноты усвоения объема понятий; прочности усвоенных понятий определяется по итогам проведенных контрольных работ [6].

Критерий умений школьников в области безопасности дорожного движения отслеживается также с помощью тестов на основе применения 10 ситуативных задач по показателям полноты, прочности и осознанности по следующим коэффициентам: полноты овладения умениями; прочности овладения умениями в области транспортных

отношений; осознанности своих действий школьником определялся при решении предложенных ситуативных задач [6].

Критерий личностных качеств школьников в области безопасности дорожного движения определяется через следующие четыре показателя:

самостоятельность, активность,

внимательность, ответственность. Данные показатели отслеживаются с помощью тестовой методики недописанных

предложений. На каждое качество было подобрано пять предложений, по которым можно с помощью экспертов определить проявление выше обозначенных качеств по пятибалльной системе. Каждый объект должен иметь несколько уровней (состояний) развития. При выделении и описании уровней учитываются общие требования к их выделению:

- уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта по рассматриваемому предмету;

- переход от одного уровня к другому должен отражать степень развития объекта;

- каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта по рассматриваемому предмету.

Поскольку знание в области безопасности дорожного движения является личностной характеристикой школьника и проявляется в его деятельности и поведении, то при выделении уровней мы, в первую очередь, выделили уровни овладения деятельностью.

Была выбрана трехчленная шкала оценки. Исходя из этого, были определены и три уровня развития сформированности знаний, умений, личностных качеств школьников в области безопасности дорожного движения, и три уровня сформированности компетенции транспортнобезопасной личности школьника: высокий, средний и низкий.

Для определения достигнутой ступени развития готовности школьника к безопасному участию в дорожном движении необходимо эмпирические индикаторы переводить в количественные эквиваленты с помощью числовых систем по заранее обусловленным баллам, т.е. разработать специальную шкалу оценки выделенного комплекса показателей сформированности понятий школьника о безопасности дорожного движения [4].

Развитию готовности школьника к безопасному участию в дорожном движении

способствует соответствующая

информационно-событийная среда.

Информационно-событийная среда

определяется как многомерное и полифункциональное окружение субъектов педагогического процесса, влияющее на формирование у школьников

мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; ответственного, уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей; психологической устойчивости в условиях опасности или угрозы, возникающих на дороге, а также приобретение умений, навыков и опыта обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах.

Информационная составляющая среды формирует предметную область знания по безопасности жизнедеятельности на дорогах. Событийная составляющая обуславливает организацию динамической сети

взаимосвязанных событий, оказывающих регулирующее воздействие на понимание необходимости предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [2].

Необходимо отметить, что вопросам подготовки компетентных участников дорожного движения, не только школьников, уделяется должное внимание на российском и региональном уровнях.

Человек сталкивается с опасностью в транспортной среде на протяжении всей жизни, поэтому система подготовки компетентных участников дорожного движения должна быть непрерывной, включающей все возрастные группы населения. Идея непрерывной ступенчатой подготовки компетентного участника дорожного движения вошла в Концепцию обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 года [1].

Одной из важнейших задач Концепции является подготовка законопослушного и компетентного участника дорожного движения, которая включает 7 последовательных ступеней обучения, охватывающих все социально-возрастные группы населения.

Первая ступень - подготовка участников дорожного движения дошкольного возраста

(до 7 лет) в дошкольных образовательных учреждениях. На этой ступени дети должны научиться уверенно ориентироваться в микрорайоне проживания и соблюдать правила безопасного поведения на дороге [3, с.34].

Вторая ступень - подготовка младших школьников (7 - 11 лет) к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в школах, отрядах ЮИД, спортивных секциях и кружках: «Юный велосипедист», «Картинг», «Автогородок». Хорошо зарекомендовали себя и такие формы работы как проведение акций-конкурсов «Дорога без опасности», «Помоги первокласснику безопасно прийти в школу», «Безопасное колесо» [3, с.35].

Третья ступень - подготовка компетентных участников дорожного движения среднего школьного возраста (11 — 14 лет). На этой ступени дети продолжают изучать правила дорожного движения, отрабатывать навыки управления велосипедом, заниматься в отрядах ЮИД. На сегодняшний день в полнокомплектных общеобразовательных учреждениях республики созданы 1364 отряда ЮИД, объединяющие в своих рядах более 12 тысяч учащихся. Все более популярными становятся занятия в карт-клубах. Сегодня в городах и районах республики созданы и действуют 60 карт-клубов, в которых занимаются на постоянной основе в общей сложности более 2 000 детей и подростков. Действуют 3 специализированных картодрома, соответствующие требованиям безопасности при проведении соревнований [3, с.38].

Четвертая ступень - подготовка компетентных участников дорожного движения старшего школьного возраста (15 -17 лет). Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в школах, профильных классах, системе начального, среднего профессионального образования, в детских юношеских автошколах [4, с.123]. В городах и районных центрах Республики Татарстан насчитывается 28 филиалов ДЮАШ, в которых имеется 143 специализированных автокласса и 53 учебных автомобиля. Ежегодно ДЮАШ выпускают более 2-х тысяч юношей и девушек, которые успешно сдают экзамены по ПДД и вождению автомобиля, а по достижении 18 лет получают водительские удостоверения. Команда ДЮАШ РТ с 2004 года стала активной участницей всероссийских соревнований, регулярно занимает призовые места [3, с.38].

Пятая ступень - подготовка компетентных участников дорожного движения из числа учащейся молодежи (18 — 25 лет), которая осуществляется в системе профессионального образования: начального, среднего и высшего. Работа по подготовке к безопасному участию в дорожном движении ведется также и в молодежных общественных организациях, автошколах, на конкурсах и мероприятиях («Автосессия», День памяти жертв ДТП, Республиканский молодежный форум) [5, с.16].

Шестая ступень - подготовка компетентных взрослых участников дорожного движения (25 - 60 лет), которая осуществляется в образовательной системе повышения квалификации специалистов (например, повышение квалификации педагогов дошкольного и начального образования, преподающих ПДД). С 1998 года Госавтоинспекция совместно с Научным центром безопасности жизнедеятельности и Министерством образования РТ проводит курсы повышения квалификации для педагогов, преподающих правила дорожного движения. Научным центром был разработан учебный план повышения квалификации педагогов начального и дошкольного образования по курсу лекций «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного и начального школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», согласно которому 200 педагогов республики проходят курсы повышения квалификации ежегодно.

Седьмая ступень — подготовка компетентных участников дорожного движения среди лиц от 60 лет и старше. Профилактика дорожно-транспортного

травматизма данной категории населения осуществляется по месту жительства, посредством проведения бесед, лекций, встреч, а также и через вовлечение в спортивные мероприятия. Так, 5 октября 2011 года на территории комплекса Управления ГИБДД МВД по РТ впервые состоялся конкурс водительского мастерства среди ветеранов Госавтоинспекции МВД по РТ, посвященный Дню пожилого человека, который впоследствии стал ежегодным [3, с.38].

В заключение необходимо отметить, что сегодня именно непрерывное образование является сферой плодотворной подготовки компетентного участника дорожного движения.

Литература:

1. Ахмадиева Р.Ш. Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 г. / Р.Ш. Ахмадиева. -Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. - 28 с.

2. Ахмадиева Р.Ш. Подготовка компетентного участника дорожного движения в системе непрерывного образования (на примере Республики Татарстан) / Р.Ш. Ахмадиева; научный редактор Р.Н. Минниханов. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2011. - 288 с.

3. Ахмадиева Р.Ш. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ахмадиева Роза Шайхайдаровна. - Казань: Учреждение РАО Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2011. - 353 с.

4. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г., Воронина Е.Е., Забиров Д.Д. Обучение школьников правилам

безопасного поведения на дороге / Р.Ш. Ахмадиева, М.Г. Белугин, Е.Е. Воронина, Д.Д. Забиров; под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. -Казань: ГБУ «НЦ БЖД», 2013. - 232 с.

5. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Воронина Е.Е., Минниханов Р.Н. Формы работы с молодежью по повышению безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан / Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов; под общей ред. Р.Н. Минниханова. -Казань: ГБУ «НЦ БЖД», 2013. - 141 с.

6. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

7. Якупов А.М. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дороге / А.М. Якупов // Безопасная дорога. - 2015. - № 2. - С. 10-21.

Сведения об авторах:

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, директор ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», e-mail: guncbgd@mail.ru

Белугин Максим Германович (г. Москва, Россия), начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России, полковник полиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.

Data about the authors:

R. Akhmadieva (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director SBD «Research Center of Life Safety», SBD «Research Center of Life Safety», e-mail: guncbgd@mail.ru

M. Belugyn (Moscow, Russia), Head of Department of road safety advocacy and prevention of child road traffic injuries HDSRT MIA Russian Federation, police colonel, The traffic police of Ministry of Internal Affairs the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.