Научная статья на тему 'Использование метода "дерево решений" в обучении безопасности жизнедеятельности'

Использование метода "дерево решений" в обучении безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1165
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ / МЕТОД "ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ" / ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / ТИП ПОВЕДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОЖИДАННОЙ ОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Мария Николаевна, Зимина Ирина Сергеевна, Кошкин Владислав Алексеевич

Введение. С увеличением выпуска автомобилей, возрастанием интенсивности движения на дорогах возрастает и ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей. Особое значение в решении данной проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых юных пешеходов детей. Цель работы рассмотреть вариант использования метода «дерево решений» при изучении темы «Безопасность на дорогах» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы и методы. Дерево решений это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения в экстремальной ситуации и оценить степень риска принятого решения. Ствол дерева определяется основным вопросом темы занятия, в качестве ствола может выступать смоделированная или реальная ситуация, которые возможно решить несколькими способами. Ветви дерева это предположения, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). Данный эксперимент проведен среди школьников 8-х классов (14-15 лет). Нами были определены тип поведения школьников в случае возникновения неожиданной опасности (Э. У. Уткин) и расчет времени реакции по тесту Иозефа Блока. В эксперименте приняли участие 100 учащихся. Результаты исследования, обсуждения. На контрольном этапе исследования отмечается положительная динамика: увеличилось количество подростков с рациональным типом поведения, положительные сдвиги замечены и в скорости реакции учеников. Было установлено, что в экспериментальной группе произошло значительное изменение времени реакции у школьников. Количество детей с высокой скоростью реакции увеличилось с 20 % до 50 %. Заключение. Таким образом, метод «дерево решений» может быть широко использован в рамках курса ОБЖ, он позволяет систематизировать знания школьников и проанализировать возможные экстремальные ситуации, оценить пути и способы их решения, оценить в спокойной обстановке степень безопасности выбранного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the “decision tree” method in life safety education

Introduction. With the increase in the production of cars, the increase in the traffic intensity on the roads the responsibility of all road users increases drivers, pedestrians, and passengers. Ensuring traffic safety is an important public task. Particular importance in solving this problem is the advance and proper preparation of the youngest pedestrians children. Purpose. The purpose of the work is to consider the use of the “decision tree” method when studying the topic “Safety on the roads” within the framework of the school course “Fundamentals of life safety”. Materials and methods. The decision tree is a method that allows you to master the skills of choosing the optimal solution in extreme situations and to assess the degree of risk of the decision taken. The trunk of a tree is determined by the main question of the topic of the lesson, as a trunk can be a simulated or real situation, which can be solved in several ways. The branches of the tree are assumptions that begin with the words: “Perhaps...”, “Probably...”. The number of branches is unlimited. The leaves of the tree are justification, the arguments that prove the correctness of the suggested assumption (indicated on the branch). This experiment was conducted among schoolchildren of the 8th grade (14-15 years-old). We determined the type of behavior of schoolchildren in the event of an unexpected danger (E. U. Utkin). Then we calculated the reaction time according to the test of Joseph Blok. 100 students took part in the experiment. Results, discussion. At the control stage of the study there is a positive dynamics: the number of adolescents with a rational type of behavior has increased, and positive changes have been noticed in the rate of response of pupils. It was found that in the experimental group there was a significant change in the reaction time in schoolchildren. The number of children with a high reaction rate increased from 20 % to 50 %. Conclusion. Thus, the “decision tree” method can be widely used in the course of the “Fundamentals of life safety” course, it allows to systematize the knowledge of schoolchildren and to analyze possible extreme situations, to assess solution ways and means, and to assess in a calm atmosphere the degree of safety of the chosen solution.

Текст научной работы на тему «Использование метода "дерево решений" в обучении безопасности жизнедеятельности»

УДК 373

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. Н. Гаврилова, И. С. Зимина, В. А. Кошкин

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. С увеличением выпуска автомобилей, возрастанием интенсивности движения на дорогах возрастает и ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей. Особое значение в решении данной проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых юных пешеходов -детей. Цель работы - рассмотреть вариант использования метода «дерево решений» при изучении темы «Безопасность на дорогах» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы и методы. Дерево решений - это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения в экстремальной ситуации и оценить степень риска принятого решения. Ствол дерева определяется основным вопросом темы занятия, в качестве ствола может выступать смоделированная или реальная ситуация, которые возможно решить несколькими способами. Ветви дерева -это предположения, которые начинаются со слов: «Возможно,...», «Вероятно,...». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева - обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). Данный эксперимент проведен среди школьников 8-х классов (14-15 лет). Нами были определены тип поведения школьников в случае возникновения неожиданной опасности (Э. У. Уткин) и расчет времени реакции по тесту Иозефа Блока. В эксперименте приняли участие 100 учащихся. Результаты исследования, обсуждения. На контрольном этапе исследования отмечается положительная динамика: увеличилось количество подростков с рациональным типом поведения, положительные сдвиги замечены и в скорости реакции учеников. Было установлено, что в экспериментальной группе произошло значительное изменение времени реакции у школьников. Количество детей с высокой скоростью реакции увеличилось с 20 % до 50 %. Заключение. Таким образом, метод «дерево решений» может быть широко использован в рамках курса ОБЖ, он позволяет систематизировать знания школьников и проанализировать возможные экстремальные ситуации, оценить пути и способы их решения, оценить в спокойной обстановке степень безопасности выбранного решения.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, личность безопасного типа поведения, безопасность на дорогах, метод «дерево решений», время реакции, тип поведения в случае возникновения неожиданной опасности.

Благодарности: коллектив авторов выражает искреннюю благодарность главному редактору данного журнала, директору Педагогического института, кандидату педагогических наук, профессору Елене Валентиновне Кондратенко за ценные замечания в ходе написания статьи.

USE OF THE "DECISION TREE" METHOD IN LIFE SAFETY EDUCATION M. N. Gavrilova, I. S. Zimina, V. A. Koshkin

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. With the increase in the production of cars, the increase in the traffic intensity on the roads the responsibility of all road users increases drivers, pedestrians, and passengers. Ensuring traffic safety is an important public task. Particular importance in solving this problem is the advance and proper preparation of the youngest pedestrians - children. Purpose. The purpose of the work is to consider the use of the "decision tree" method when studying the topic "Safety on the roads" within the framework of the school course "Fundamentals of life safety". Materials and methods. The decision tree is a method that allows you to master the skills of choosing the optimal solution in extreme situations and to assess the degree of risk of the decision taken. The trunk of a tree is determined by the main question of the topic of the lesson, as a trunk can be a simulated or real situation, which can be solved in several ways. The branches of the tree are assumptions that begin with the words: "Perhaps...", "Probably...". The number of branches is unlimited. The leaves of the tree are justification, the arguments that prove the correctness of the suggested assumption (indicated on the branch). This experiment was conducted among schoolchildren of the 8th grade (14-15 years-old). We determined the type of behavior of schoolchildren in the event of an unexpected danger (E. U. Utkin). Then we calculated the reaction time according to the test of Joseph Blok. 100 students took part in the experiment. Results, discussion. At the control stage of the study there is a positive

dynamics: the number of adolescents with a rational type of behavior has increased, and positive changes have been noticed in the rate of response of pupils. It was found that in the experimental group there was a significant change in the reaction time in schoolchildren. The number of children with a high reaction rate increased from 20 % to 50 %. Conclusion. Thus, the "decision tree" method can be widely used in the course of the "Fundamentals of life safety" course, it allows to systematize the knowledge of schoolchildren and to analyze possible extreme situations, to assess solution ways and means, and to assess in a calm atmosphere the degree of safety of the chosen solution.

Keywords: safety of life, identity of a safe type of behavior, safety on the roads, "decision tree" method, reaction time, type of behavior in the event of an unexpected danger.

Acknowledgements: the team of authors is sincerely grateful to the Director of the Pedagogical Institute, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Elena Valentinovna Kondratenko for valuable comments, which have led to significant improvement on the quality of this paper.

В современных условиях, когда движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах становится все более интенсивным, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками движения, а в особенности с детьми и подростками. В анализе причин на первое место выходят: нетрезвые водители, неудовлетворительное состояние дорог, переход дороги пешеходами в неположенном месте, недостаточная профессиональная подготовка водителей, технически неисправное транспортное средство и другое.

В 2016 году Управлением ГИБДД МВД по Республике Марий Эл выявлено 20-процентное снижение количества ДТП и пострадавших в них людей, несмотря на это подрастающее поколение продолжает получать увечья или гибнуть1.

Дети и подростки попадают в дорожно-транспортные происшествия в основном из-за незнания правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушения правил дорожного движения, так как не осознают последствий этих нарушений [2]. Поэтому очень важно воспитывать у школьников чувство дисциплинированности и организованности, тогда соблюдение правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах станет для них привычкой; а также развивать умение ориентироваться в постоянно изменяющейся дорожной обстановке. Данное направление работы должно стать приоритетным в школе для всего педагогического коллектива2.

1 Приоритеты в работе госавтоинспекции - профилактика ДТП, контроль за состоянием автодорог, оказание госуслуг и раскрытие преступлений. URL: http://www.gibdd.ru/r/12/news/ 2971555/ (дата обращения: 23.03.2017).

2 Вашкевич А. В., Толочко Е. И., Исхаков М. М. Профилактика

детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. 201 с.

Для того чтобы проследить и осмыслить логику безопасных действий, необходимо знать обязанности участников дорожного движения, в частности пешеходов и пассажиров, изложенные в Правилах дорожного движения (ПДД). Но при этом также необходим творческий подход педагогов к изучению правил безопасного поведения на дорогах [5]. Решение этих задач может успешно реализовы-ваться в учебно-воспитательном процессе по трем основным видам деятельности:

1) обучение детей и подростков теоретическим знаниям;

2) самостоятельная творческая работа учащихся;

3) практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте [4; 10].

По данным Организации объединенных наций (ООН), в 72-80 % случаев ДТП происходят по вине человека. Кроме того, несоответствие психофизиологических характеристик личности требованиям, предъявляемым профессией, обуславливает более 40 % аварий на дорогах [7; 9]. В России доля таких ДТП составляет примерно 75-80 %, в некоторых странах она доходит до 95 %3.

Под «человеческим фактором» следует понимать совокупность всех физических и психических свойств личности, например, стрессовые состояния, ошибочные действия, как водителей, так и пешеходов, которые являются равноправными участниками дорожного движения [1]. Таким образом, велика роль и «человеческого фактора» среди пешеходов, особенно детей. В связи с особенностями

3 Романов А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 212 с.

психических процессов и отсутствием достаточного опыта поведения в экстремальных ситуациях, дети легко могут стать причиной ДТП [8].

Поведение ребенка на улице включает четыре этапа:

1) восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать);

2) предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности;

3) выработка наиболее безопасного решения;

4) реализация конкретных действий [1; 2].

Предвидение ситуаций заключается в умении

быстро выбирать правильный вариант поведения. Этому могут научить родители и учителя. Отрабатывать с детьми сенсорные, моторные и интеллектуальные навыки можно, развивая у ребенка с раннего детства глазомер и чувство времени при оценке характера движения машины [3]. Например, можно предложить ребенку определить, на какой счет автомобиль доедет до определенного места, такой эксперимент желательно повторять с разными транспортными средствами. Такая тренировка позволяет детям понять отличие скоростей движения транспортных средств, а это необходимо знать при переходе улиц и дорог. Умение ориентироваться на улице не позволит развиться страху у ребенка перед дорогой и транспортом, что в дальнейшем сформирует привычку соблюдать ПДД1.

В образовательном процессе наработке опыта решения дорожных ситуаций и закреплению навыков безопасного поведения может способствовать метод «дерево решений».

Метод «дерево предсказаний» или «дерево решений» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Впервые этот метод был применен на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Метод помогает развивать образное мышление, креативность, соотносить аргументы и факты и умение развивать предусмотрительность. Метод «дерево решений» применим на уроках любого типа.

Своевременная разработка и принятие правильного решения - главные задачи при умении школьников реагировать на дорожные опасности. Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов ис-

1 Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Скрипторий, 2014. 80 с.

пытаний, применяют метод «Дерево решений», который является одной из технологий интерактивного обучения2.

Само по себе «Дерево решений» - это графическое изображение процесса принятия решений, в нем воссозданы альтернативные пути решения, состояния среды, а также «плюсы» и «минусы» вариантов решения проблемы3. Данный метод позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения в экстремальной ситуации. Построение «дерева решений» является способом оценки преимуществ и недостатков различных вариантов. Метод «Дерево решений» может применяться при индивидуальной или групповой работе.

Рисуют деревья слева направо или сверху вниз (рис. 1, 2).

Анализ «дерева решений» необходимо начинать с выбора критического события. Критическое событие предполагает некоторую множественность вариантов решений, поэтому оно становится отправной точкой для анализа вариантов решения ситуации. «Выявление последствий», являющееся частью анализа дерева решений, начинается с выбора первичного события, которое стало точкой бифуркации в случае принятия решения. Недостатками дерева решений является невозможность просчитать все варианты исходов данной ситуации, это может ограничиваться отсутствием личного опыта, знаний. С другой стороны, дерево не должно быть слишком перегруженным, так как это уменьшает способность к обобщению и способность выбрать верное решение.

Для проведения исследования нами были выбраны школьники 8-х классов (14-15 лет), так как у подростков уже имеется определенный опыт в решении дорожных ситуаций. Нами были использованы методики для определения типа поведения школьников в случае возникновения неожиданной опасности Э. У. Уткина и расчет времени реакции по тесту Иозефа Блока4. Учащиеся были разделены на 2 группы: контрольная группа - КГ (50 человек) и экспериментальная группа - ЭГ (50 человек).

2 Воронова Е. А. Клуб внеклассных дел: Интеллектуальные вечера и викторины. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 288 с.

3 Давыдова Т. Ю. Использование метода Дерево решений. Тула, 2012. 208 с.

4 Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению лабораторных работ № 1-14 для студентов специальности 240400 «Организация и безопасность движения» / сост. П. А. Пегин. Хабаровск, 2002. 44 с.

Рис. 1. Схема построения дерева решений / Fig. 1. Scheme for building a decision tree

Рис. 2. Пример использования метода «дерево решений» / Fig. 2. Example of using the "decision tree" method

Пешеходы и пассажиры являются такими же участниками дорожного движения, как и водители. От их поведения, способности правильно реагировать на возникающие опасности зависит исход многих дорожных ситуаций. Поэтому мы посчитали целесообразным провести исследование типа поведения школьников в неожиданных для них ситуациях. По результатам теста рациональная оценка рисков характерна лишь для 5 % школьников экспериментальной группы и 9 % школьников контрольной группы. Для большинства учащихся характерна излишняя предусмотрительность как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Такой тип поведения в ситуациях на дороге чаще всего себя оправдывает. Но нельзя не отметить, что школьники с высокой склонностью к риску составили 40 % в экспериментальной и 29 % в контрольной группах. Такие дети могут стать причиной возникновения опасной ситуации на дороге или приверженцами распространенной в РФ игры «Беги или умри».

Для дорожного движения характерны большие скорости, поэтому очень часто у участников дорожного движения практически нет времени

на оценку правильности своих действий и правильную реакцию. Известный астроном Ф. Бессель первым провел хронометрический эксперимент, в котором измерил время реакции человека на внезапный раздражитель. З. Экснер ввел термин «время реакции», определив его как время, необходимое для того, чтобы «сознательным образом отвечать на определенное чувственное впечатление». С этой целью нами было определено «время реакции» школьников.

В обеих группах нами получены сходные данные. Лишь 20 % восьмиклассников в экспериментальной группе и 23 % - в контрольной обладают высокой скоростью реакции, для остальных подростков характерна низкая скорость реакции, что может быть связано с физиологическими перестройками в организме подростка, а также переходом в пубертатный период, являющийся критическим этапом онтогенеза.

Метод «Дерево решений» мы использовали при контроле знаний и умений школьников при проведении занятий в экспериментальной группе. Для достоверности проверки эффективности выбранного метода в контрольном классе нами

были проведены занятия по тем же темам с применением тех же форм, методов и средств, что и в экспериментальном классе.

Для примера рассмотрим ситуацию, где человеку надо перейти дорогу. Он обдумывает различные варианты (рис. 3): 1) перейти дорогу по пешеходной дорожке, 2) перебежать дорогу в неположенном месте, 3) воспользоваться подземным или надземным переходом, 4) либо дойти до перекрестка и на разрешающий сигнал свето-

фора перейти дорогу. Далее он предполагает возможный исход событий по каждому из вариантов и выделяет наиболее приемлемый и безопасный путь. Для самого безопасного способа перехода дороги используют подземный и надземный переход. Так как человек не выходит на проезжую часть, следовательно, он не подвергается опасности и не создает помеху движению автотранспорта. Но данный вид перехода используется не везде.

Рис. 3. Вариант выполнения задания с использованием метода «Дерево решений» / Fig. 3. Variant of the task execution using the "Decision tree" method

Таким образом, выбранный нами метод позволяет школьникам систематизировать полученный в ходе урока материал, проанализировать возможные дорожные ситуации, оценить пути и способы их решения, оценить в спокойной обстановке степень безопасности выбранного решения. Поэтому, в случае столкновения школьника с подобными ситуациями в реальной жизни, можно надеяться, что он сможет принять верное решение, опираясь на полученный опыт.

На завершающем этапе исследования нами также были проведены обе методики.

Так как процесс формирования личностных качеств достаточно долгосрочный, то статистически значимых изменений при определении типа поведения нами не обнаружено.

Однако на рисунке 4 видно, что в экспериментальной группе уровень детей с рациональным типом поведения возрос значительно (с 5 % до 25 %). В контрольной группе также увеличилось количество школьников с рациональным типом поведения, но это увеличение незначительно (с 9,5 % до 14,3 %). При этом в контрольной группе отмечается увеличение процента детей с высокой склонностью к риску. Можно предположить, что получая новые знания по многим дисциплинам, школьники становятся увереннее как в своих возможностях, так и в возможностях других (в зависимости от типа личности), а излишняя уверенность может приводить к таким рискованным ситуациям.

Тем не менее в обеих группах отмечается рост количества детей с рациональным типом поведения.

Это может говорить о том, что в сложных до- сможет найти правильные варианты решения рожных ситуациях данная группа школьников и не будет идти на чрезмерный риск.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

начальный этап исследования

завершающий этап исследования

КГ

Г1

начальный этап исследования

завершающий этап исследования

ЭГ

□ высокая склонность к риску ■ рациональный тип поведения □ излишняя предусмотритетльность

Рис. 4. Результаты теста на поведение в случае возникновения неожиданной опасности на констатирующем и контрольном этапах / Fig. 4. Results of a test for behavior in the event of an unexpected hazard in the ascertaining and control stages

После формирующей работы мы повторно определили изменения показателя «время реакции» школьников.

Результаты теста на определение времени реакции по тесту И. Блока на констатирующем и контрольном этапах исследования / Results of the test for determining the reaction time according to Blok's test at the ascertaining and control stages of the study

Скорость реакции / Speed reaction Констатирующий этап исследования / Ascertaining stage of the study Контрольный этап исследования / Control stage of the study

ЭГ, % КГ, % ЭГ, % КГ, %

Высокая скорость реакции 20 23,8 50 28,6

Низкая скорость реакции 80 76,2 50 71,4

Было установлено, что в экспериментальной группе произошло значительное изменение времени реакции у школьников. Количество детей

с высокой скоростью реакции увеличилось с 20 % до 50 %. В контрольной группе таких изменений обнаружено не было. Данное обстоятельство нельзя связывать только с проведением формирующей работы, так как скорость реакции сильно зависит от психологических особенностей ребенка и от типа высшей нервной деятельности. Возможно, такое изменение параметров в экспериментальной группе обусловлено комплексом изменений: и преподаванием различных дисциплин, в частности физической культуры, и проведенной формирующей работой, и изменением психологического состояния отдельных школьников и так далее.

Метод «Дерево решений» помогает систематизировать знания школьников и на основе теоретических знаний научить их не только навыкам практического решения задач, но и оценивать риски и последствия каждого принятого решения. Систематическое использование данного метода особенно необходимо в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [6]. Выбранный нами метод позволяет рассмотреть различные варианты поведения человека в опасных ситуациях и оценить степень риска своего

решения для личности и общества в целом. В ходе нашей экспериментальной работы эффективность метода «Дерево решений» рассмотрена в рамах узкой темы «Безопасность на дорогах», но данный метод может иметь широкое применение и на других темах курса ОБЖ на разных этапах урока, в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, особенно для систематизации знаний на завершающем этапе изучения темы.

Литература

1. Василенко В. А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом // Молодой ученый. 2013. Т. 3. С. 37-45. URL: https://moluch.ru/archive/50/6453/ (дата обращения: 18.04.2017).

2. Зубарева Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа, 2015. С. 63-68. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 148/7443/ (дата обращения 7.10.2017).

3. Иовенко И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: монография. М.: Айрис-пресс, 2013. 408 с.

4. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. М.: Новые технологии, 2012. № 10. С. 37-40. URL: https://moluch.ru/archive/63/9921/ (дата обращения: 19.04.2017).

5. Молчанов П. В. Принципы обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2015. № 12 (380). С. 76-81. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/380/012.pdf (дата обращения: 5.10.2017).

6. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 8. С. 13-16. URL: http://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/ N4_2001/moshkin/moshkin.pdf (дата обращения: 19.09.2017).

7. Окуневский В. Л., Радушкевич А. И. Оценка предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций - поиск путей влияния на автодорожный травматизм // Скорая медицинская помощь: реальность и перспективы. Воронеж, 2006. 54 с. URL: http:// journal.ssmu.kz/index.php?statja=997&lang=ru (дата обращения: 05.04.2017).

8. Полозова О. В., Зимина И. С., Гаврилова М. Н. Формирование умений и навыков учащихся по оказанию первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-практич. конф. 10 апреля 2017 г. / отв. ред.: Л. В. Красов-ская, И. Б. Костина. Белгород: Белгород НИУ «БелГУ», 2017. С. 500-502.

9. Радушкевич А. И., Окуневский В. Л. Анализ факторов предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций с целью влияния на дорожно-транспортный травматизм // Производственная и клиниче-

ская трансфузиология: реальность и перспективы. Воронеж, 2007. С. 258-60. URL: http://rmebrk.kz/joumals/1325/26987.pdf (дата обращения: 16.04.2017).

10. Спицына Т. А., Мамонова К. В. Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Молодой ученый. М., 2016. № 6. С. 78-81. URL: https://moluch.ru/archive/110/27058/ (дата обращения: 05.03.2017).

References

1. Vasilenko V. A. Izuchenie nadezhnosti raboty voditelya v Rossii i za rubezhom [Study of the reliability of the driver in Russia and abroad]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2013, vol. 3, pp. 37-45. Available at: https://moluch.ru/archive/50/6453/ (accessed 18.04.2017). (In Russ.)

2. Zubareva Yu. M. Psikhologo-pedagogicheskie issledo-vaniya po probleme obucheniya doshkol'nikov bezopasnomu povedeniyu na dorogakh [Psychological and pedagogical research on the problem of teaching preschool children to safe behavior on the roads]. Aktual'nye voprosy sovremennoi peda-gogiki: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2015 g.) = Actual problems of modern pedagogy: materials of the VIth International scientific conference (Ufa, March 2015), Ufa, 2015, pp. 63-68. Available at: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/148/7443/ (accessed 7.10.2017). (In Russ.)

3. Iovenko I. V. Teoriya i praktika formirovaniya u uchash-chikhsya obshcheobrazovatel'noi shkoly kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v chrezvychainykh situatsiyakh: monografiya [Theory and practice of the formation of general education schools in the culture of life safety in emergency situations]. Moskow: Airis-press, 2013, 408 p. (In Russ.)

4. Kostetskaya G. A. Osnovy bezopasnosti zhiznedeya-tel'nosti v shkole: vozmozhnosti, problemy i perspektivy [Fundamentals of life safety in school: opportunities, problems and prospects]. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti = Safety of life, Moskow: Novye tekhnologii, 2012, no. 10, pp. 37-40. Available at: https://moluch.ru/archive/63/9921/ (accessed 19.04.2017). (In Russ.)

5. Molchanov P. V. Printsipy obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Principles of ensuring road safety]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, 2015, no. 12 (380), pp. 76-81. Available at: http://www.lib.csu.ru/vch/380/012.pdf (accessed 5.10.2017). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Moshkin V. Vospitanie kul'tury lichnoi bezopasnosti [Education of the culture of personal security]. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti = Fundamentals of life safety, 2004, no. 8, pp. 13-16. Available at: http://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ ARHIW/N4_2001/moshkin/moshkin.pdf (accessed 19.09.2017). (In Russ.)

7. Okunevskii V. L., Radushkevich A. I. Otsenka pre-draspolozhennosti voditelei avtotransporta k sozdaniyu avar-iinykh situatsii - poisk putei vliyaniya na avtodorozhnyi travmatizm [Assessment of predisposition of drivers of vehicles to create emergency situations - finding ways to influence road traffic injuries]. Skoraya meditsinskaya pomoshch': real'nost' i perspektivy = Emergency medical care: reality and prospects, Voronezh, 2006, 54 p. Available at: http://journal.ssmu.kz/index.php?statja=997&lang=ru (accessed 05.04.2017). (In Russ.)

8. Polozova O. V, Zimina I. S., Gavrilova M. N. Formirovanie umenii i navykov uchashchikhsya po okazaniyu pervoi pomoshchi na urokakh osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Forming the skills and abilities of students in providing first aid at the lessons of the fundamentals of life safety]. Aktual'nye problemy razvitiya nauki i sovremennogo obrazovaniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. 10 aprelya 2017 g. = Actual problems of the development of science and modern education: a collection of materials of the International scientific and practical conference on April 10, 2017, ed. by: L. V. Kra-sovskaya, I. B. Kostina, Belgorod: Belgorod NIU «BelGU», 2017, pp. 500-502. (In Russ.)

9. Radushkevich A. I., Okunevskii V. L. Analiz faktorov predraspolozhennosti voditelei avtotransporta k sozdaniyu avar-iinykh situatsii s tsel'yu vliyaniya na dorozhno-transportnyi

travmatizm [Analysis of predisposition factors of drivers of motor vehicles to create emergency situations with the aim of affecting road traffic injuries]. Proizvodstvennaya i klinich-eskaya transfuziologiya: real'nost' i perspektivy = Industrial and clinical transfusiology: reality and prospects, Voronezh, 2007, pp. 258-260. Available at: http://rmebrk.kz/journals/1325/ 26987.pdf (accessed 16.04.2017). (In Russ.)

10. Spitsyna T. A., Mamonova K. V. Metodicheskie aspekty profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma [Methodical aspects of the prevention of child road traffic injuries]. Molodoi uchenyi = Young scientist, Moskow, 2016, no. 6, pp. 78-81. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27058/ (accessed 05.03.2017). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 22.12.2017 г.

Submitted 22.12.2017.

Для цитирования: Гаврилова М. Н., Зимина И. С., Кошкин В. А. Использование метода «Дерево решений» в обучении безопасности жизнедеятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 41-48.

Citation for an article: Gavrilova M. N., Zimina I. S., Koshkin V. A. Use of the "Decision tree" method in life safety education. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 41-48.

Гаврилова Мария Николаевна, кандидат биологических наук, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

mashagavriliva@mail. т

Зимина Ирина Сергеевна, преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Кошкин Владислав Алексеевич, студент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Maria N. Gavrilova, Ph. D. (Biology), Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

Irina S. Zimina, teacher, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

Vladislav A. Koshkin, student, Mari State

University, Yoshkar-Ola, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.