УДК 377
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ
З.В. Шакирова, Р.Ш. Ахмадиева
Аннотация. Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма детей и подростков и в XXI веке продолжает оставаться острейшей проблемой всего мирового сообщества. Для решения данной проблемы авторами предлагается реализация непрерывной учебно-воспитательной деятельности в рамках образовательных организаций (детских садов, школ, организаций дополнительного образования) с привлечением всех социальных институтов для формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде. Авторами приведены цели и функции социальных институтов в процессе формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде, показаны возможности педагогического взаимодействия.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, формирование безопасного поведения детей и подростков, дорожно-транспортная среда, педагогическое взаимодействие, социальные институты.
PEDAGOGICAL INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS:
SAFE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTSAT THE ROAD
Z. Shakirova, R. Akhmadieva
Abstract. The high level of road traffic injuries of children and adolescents in the XXI century remains the most acute problem of the entire world community. To solve this problem the authors propose the implementation of continuous educational activities in the educational institutions (kindergartens, schools, institutions of additional education) with the involvement of all social institutions for the formation of safe behavior of children and adolescents in the traffic-road environment. The authors presented the objectives and functions of social institutions in forming safe behavior of children and adolescents in the traffic-road environment, shows the possibility of pedagogical interaction.
Keywords: educational process, formation of safe behavior of children and adolescents, traffic-road environment,
pedagogical interaction, social institutions.
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожно-транспортной среде обострилась в процессе интенсивной автомобилизации и увеличении транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны. Особую категорию участников дорожного движения составляют дети и подростки, как наиболее уязвимый слой, обладающий специфическими психологическими и физиологическими особенностями поведения на дорогах, неполноценностью развития житейских навыков, высоким уровнем любознательности, страхом и паническими действиями в чрезвычайных ситуациях.
На сегодняшний день в образовательных организациях отсутствует единый подход к вопросам обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Во многом ситуация определяется уровнем педагогов, их активностью в профессиональном плане, желанием внедрить инновационные формы и методы работы [4, 6]. Существенную роль играет региональная и муниципальная политика, материальное обеспечение образовательных организаций,
организация внеучебной деятельности, традиции воспитания [2]. Недостаточность знаний по основам дорожной безопасности, получаемых в дошкольных и общеобразовательных организациях объясняется также и незначительным количеством часов, отводимых в рамках предметов «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», при этом с 5 по 9 классы учебные часы в рамках дисциплин не предусмотрены вовсе, остается только работа классного руководителя (тематические часы) и внеклассные мероприятия. Разовые мероприятия в области безопасности в дорожно-транспортной среде, проводимые ГИБДД, хоть и значительны, но недостаточны для подготовки
законопослушного и компетентного участника дорожного движения. Необходима непрерывная учебно-воспитательная деятельность в рамках образовательных организаций с привлечением всех социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде [1, 3].
Очевидно, что в решении проблемы формирования безопасного поведения детей и
245
подростков в дорожно-транспортной среде участвуют многие структуры и субъекты: родители, образовательные организации (детские сады, школы, организации дополнительного образования), Государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы полиции и здравоохранения, СМИ. Каждый из названных субъектов обладает определенными социальными функциями и ролью в учебно-воспитательном процессе по формированию безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде, устанавливает социальные практики и отношения, поддерживая порядок в рамках своей деятельности в определенной области, а следовательно, может считаться нормативнорегулируемой организационной формой
-социальным институтом.
Поскольку социальный институт
определяется механизмами, связями, функциями и отношениями, то нами выделены характеристики социальных институтов, представляющих собойорганизации или объединения, выполняющих определенную
социальную функцию и обеспечивающих формирование безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде и определяемых существованием четкой цели деятельности; наличием устойчивых связей между субъектами; формализованной организацией с определенными социальными ролями; деперсонализацией; определением
нормативной базы и легитимностью деятельности.
Характеристики социальных институтов, участвующих в процессе формирования
безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде приведены в таблице 1. Социальные институты в рамках учебно-воспитательного процесса формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде осуществляют педагогическое взаимодействие, понимаемое нами как совокупность дидактических, воспитательных и социальных взаимодействий, обусловленных целями обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие социальных институтов обеспечивает достижение
партнерской согласованности сторон в области методического, ресурсного и кадрового обеспечения, организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса в
образовательных организациях для воспитания безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде (рис.1). Педагогическое взаимодействие социальных институтов включает горизонтальное
взаимодействие образовательных организаций между собой и вертикальное взаимодействие с другими социальными институтами: семья,
ГИБДД, ОВД, ГАУЗ, СМИ.
Социальные институты, участвующие в процессе формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде должны иметь системообразующего координатора данной работы, который определяет концептуальные основы
взаимодействия социальных институтов, создает соответствующие нормы, правила, нормативные документы, призванные фиксировать
юридические и методические рамкиданных отношений, осуществляет разработку плана и регламента взаимодействия. В функции координатора входит постоянный мониторинг ситуации, всех педагогических процессов и достигнутых результатов. Присутствие
контрольной функции обеспечивает
необходимую коррекцию и системность в работе, достижение решений поставленных задач, положительную динамику в развитии отношений социальных институтов с опорой на главный качественный показатель - уменьшение ДТП с участием детей и по их вине. Автором показана роль Дирекции финансирования
научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан в области управления и координации педагогического взаимодействия социальных институтов. Дирекция осуществляет разрешение противоречий между основными субъектами педагогического взаимодействия (социальными институтами), определение ролей, функций, сферы воздействия, содержания в зависимости от структуры организации или учреждения, обеспечивающих профилактику, пропаганду и обучение детей и подростков в области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Создаваемая система педагогического взаимодействия определяется педагогической деятельностью совокупности социальных институтов, имеющих общую цель (формирование БПДД), педагогические ресурсы для их достижения (формы, методы и средства), центр координации (Дирекция), и обуславливает создание образовательной среды путем привлечения всех видов ресурсов (организационных, технологических,
педагогических) при осуществлении учебновоспитательной функции.
246
Таблица 1. - Цели и функции социальных институтов, обеспечивающих формирование безопасного поведения детей и подростков в дорожно-
транспортной среде
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЦЕЛИ ФУНКЦИИ
Семья Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие Содействие физическому, интеллектуальному, психическому,духовному и нравственному развитию детей. Обеспечение воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их кполноценной жизни в обществе
Система дошкольного образования (ДОО) Всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; Обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального, эстетического развития детей, формирование базисных основ личности
Система общего образования (школа) Обучение, воспитание и развитие обучающихся; Охрана и укрепление здоровья обучающихся; Создание условий для развития самостоятельной, гармонично развитой творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума; Обеспечение непрерывности начального, основного, среднего и высшего образования Реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования; Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье; Формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ
Система дополнительногообра зования Формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Формирование общей культуры обучающихся Обеспечение духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания обучающихся; Профориентация обучающихся, их социализацияи адаптация к жизни в обществе
ГИБДД Обеспечение безопасности личности, общества и государства в области дорожного движения Профилактика дорожно-транспортных происшествий. Контроль за соблюдением ПДД
ОВД Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности Формирование транспортной и правовой культуры
ГАУЗ Улучшение состояния здоровья населения Профилактика. Формирование основ ПМП. Создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни
СМИ Осуществление информирования, образования воспитания, пропаганды Информационная; регулирующая; маркетинговая
247
Рисунок 1. - Общая схема педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде
Важным вопросом в формировании безопасного поведения детей и подростков на дорогах и в транспорте, на наш взгляд, является целенаправленное использование
образовательной среды создаваемой при педагогическом взаимодействии социальных институтов [5]. Образовательная среда
формирования безопасного поведения детей и
подростков на дорогах и в транспорте в общем понимании представляется как область
реализации учебно-воспитательных процессов, системно влияющих на личность и
определяющая возможности и условия развития на основе специально созданных механизмов. Образовательная среда в рассматриваемом ракурсе отражает педагогическое
взаимодействие субъектов процесса и
предоставляет возможности организации познания и воспитания детей и подростков в области содержания образования
(организационный компонент), форм и методов обучения (психодидактический компонент), коммуникаций с учетом социальных ролей (социальный компонент).
Основой образовательной среды формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде является: осознание значимости безопасного поведения на дорогах;нормативная и законодательная основа, определяющая систему правил безопасного поведения в дорожнотранспортной среде;четкая формализация поведения на дорогах в зависимости от дорожной ситуации и психофизиологического
уровня развития ребенка и подростка; наличие системы непрерывного образования в области безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде; определенная система педагогического взаимодействия с представителями социальных институтов при образовательно-воспитательных процессах в среде; высокая степень ответственности за личную и общественную безопасность в области дорожного движения. Использование образовательной среды в воспитании через ряд преобразований (спецификация, унификация, универсализация, нормализация, стабилизация и интеграция) позволяет привести уникальные качества ребенка или подростка к осознанному формированию поведенческих норм в области поведения на дорогах и в транспорте.
Таким образом, педагогическое
взаимодействие социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде призвано решать следующие задачи:
- воспитание у детей и подростков уважения к нормам и правилам безопасного поведения в дорожно-транспортной среде и выработка на этой основе правильного поведения;
- формирование у детей и подростков ответственности за собственную и чужую безопасность в дорожно-транспортной среде;
- развитие мотивации к обучению и нормативному поведению, соблюдению в реальной дорожной обстановке всех правил безопасности;
248
- развитие теоретических и методических разработок в области формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде.
Поскольку, педагогическое взаимодействие социальных институтов в формировании
безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде призвано повысить эффективность учебно-воспитательного
процесса, то его разработка и реализация является педагогическим процессом
оптимизации всей системы с педагогических,
Литература:
1. Ахмадиева Р.Ш. Безопасность
жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний:
Учебно-методическое пособие/ Науч. редактор Мухаметзянова Г.В. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. -120 с.
2. Ахмадиева Р.Ш. Предупреждение дорожнотранспортного травматизма как педагогическая проблема /Ахмадиева Р.Ш. // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - 192 с. - С. 65-73.
3. Зелёный огонек-2014: Сборник материалов Республиканского семинара-совещания по итогам смотра-конкурса среди воспитателей и ДОУ РТ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек - 2014» (31.03.2014. г. Елабуга) / Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. -Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2014. - 246 с.
4. Минниханов Р.Н., Ахмадиева Р.Ш. У истоков становления научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан/ Р.Н. Миниханов, Р.Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 15-20.
5. Шакирова З.В., Читалин Н.А.
Организационно-педагогические условия
формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде /З.В.
воспитательных, организационных, социальных позиций. Решение задачи формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде и разработки учебно-методического обеспечения
поставленной задачи имеет высокое социальное значение в масштабах республики и государства, обеспечивает повышение культуры
безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
Шакирова // Казанский педагогический журнал. -2015. - №1(108). - С.81-85.
References:
1. Ahmadieva R.Sh. Bezopasnost'
zhiznedejatel'nosti na dorogah kak napravlenie sovremennyh psihologo-pedagogicheskih znanij: Uchebno-metodicheskoe posobie/ Nauch. redaktor Muhametzjanova G.V. - Kazan': GU «NC BZhD», 2010. - 120 s.
2. Ahmadieva R.Sh. Preduprezhdenie dorozhno-transportnogo travmatizma kak pedagogicheskaja problema /Ahmadieva R.Sh. // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2010. - № 3. - 192 s. - S. 65-73.
3. Zeljonyj ogonek-2014: Sbornik materialov
Respublikanskogo seminara-soveshhanija po itogam smotra-konkursa sredi vospitatelej i DOU RT po profilaktike detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma «Zelenyj ogonek - 2014» (31.03.2014. g. Elabuga) / Pod obshhej red. R.Sh. Ahmadievoj. - Kazan': GU «NC BZhD», 2014. - 246 s.
4. Minnihanov R.N., Ahmadieva R.Sh. U istokov stanovlenija nauchnogo podhoda k resheniju voprosov bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v Respublike Tatarstan/ R.N. Minihanov, R.Sh. Ahmadieva // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - № 3. - S. 15-20.
5. Shakirova Z.V., Chitalin N.A. Organizacionno-
pedagogicheskie uslovija formirovanija bezopasnogo povedenija detej i podrostkov v dorozhno-transportnoj srede /Z.V. Shakirova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - №1(108). - S.81-85.
Сведения об авторах:
Шакирова Зульфия Вазиховна (г. Зеленодольск, Россия), начальник Зеленодольского филиала Дирекции финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан, e-mail:shakirovaz@mail.ru
Ахмадиева Роза Шайхадаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, директор ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности».
Data about the authors:
Z. Shakirova (Zelenodolsk, Russia), head of Zelenodolsk branch of Directorate for funding research and educational programs of road safety of the Republic of Tatarstan, e-mail: shakirovaz@mail.ru
R. Akhmadieva (Kazan, Russia), doctor of education, full professor, head of Scientific Center for Life Safety.
249