Научная статья на тему 'Риторическая личность преподавателя-филолога'

Риторическая личность преподавателя-филолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторическая личность преподавателя-филолога»

Обсуждаем проблему

87

плана. Среди них такие: допустимо ли реформировать систему образования, исходя исключительно из соображений экономической целесообразности? Каковы конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития кластеров? Какое место образовательные кластеры занимают в экономике страны, и какие модели кластеров нужны России? Сохраняет ли учебное заведение самостоятельность в определении своей стратегии поведения на рынке образовательных услуг? Очевидно, что без ответа на эти вопросы нельзя говорить об эффективности кластерного подхода к модернизации профессионального образования.

Создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «наука - образование - производство ». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе образованием. Он способен принципиальным образом изменить содержание государственной образовательной политики. В соответствии с ним усилия чиновников должны быть направлены не на поддержку отдельных образовательных учреждений и образовательных подсистем, а

на развитие взаимоотношений между школами и учреждениями профессионального образования, между предприятиями - заказчиками кадров - и учебными заведениями, между учебными заведениями и органами исполнительной власти и т.д.

На наш взгляд, в современных социально-экономических условиях повышение квалификации в системе дополнительного образования становится более эффективным, чем получение второго высшего образования. К основным негативным характеристикам последнего можно отнести как минимум высокую оплату, отсутствие льгот для студентов, общественное мнение о низком качестве платного образования. В настоящее время российские работодатели, находясь в условиях экономической неопределенности, требуют от высшего профессионального образования подготовки «конвертируемых» специалистов, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, владеющих новыми информационными технологиями, заинтересованных в непрерывном образовании. В этой связи повышение квалификации в системе ДПО становится более эффективным, так как обеспечивает высокий уровень профессионализма, компетентности, сохранение трудового стажа по специальности, карьерный рост.

Л. КОЛЕСНИКОВА, доцент Риторическая ЛИЧНОСТЬ

Орловский государственный .

университет преподавателя-филолога

По сути своей образование - это встреча культур: культуры студента и культуры преподавателя. В диалоге культур, в общении формируется личность. Как справедливо указывал К.Д. Ушинский, личность воспитателя значит все в деле воспитания. Поэтому каждое слово педагога, его внешний вид, мимика, телодвижения, об-

ращение к ученику - все должно быть подчинено задаче воспитания человека высокой культуры. Тем, как педагог общается с учащимися, он их воспитывает.

Многие преподаватели вузов ошибочно считают, что они «чистые» предметники: т.е. только «филологи» или «математики», «историки»или «физики». Часто можно

88 Высшее образование в России • № 7, 2007

слышать от них: «Я- филолог, а не педагог» или «Я - математик, зачем мне нужна педагогика или культура речи, тем более - риторика?» и т.п. При этом они забывают о том, что образование - это сфера Слова. Именно через слово (речь) и личность преподавателя происходит передача знаний и культуры молодому поколению: «Заговори, и я скажу, кто ты! » (Сократ): «Речь - это человек в целом!» (Цицерон).

Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его активной жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Поэтому риторика - это «основа для формирования профессиональной личности и специалиста» [1], тем более - преподавателя-филолога, ибо у него в большей степени, чем у других специалистов, есть возможность для воспитания словесной, риторической культуры студента. Филология - это наука, помогающая направить человека в доброе русло.Русская словесность остается сегодня едва ли не основным полем сражения за духовное развитие личности. А преподаватель словесности для того и существует, чтобы «развивать чувства и мысль учащихся, поднимать их сознание и шлифовать их вкусы» [2, с. 69].

Поэтому речь преподавателя-филолога должна быть образцовой для учащихся, служить «речевым идеалом », к достижению которого надо стремиться. Кроме того, в педагогическом общении заложен огромный личностно-формирующий потенциал,. Установлено, что звучащее слово передается через акустическое информационное поле, и мы всегда оставляем очень сильный информационно-генетический след; не случайно «В начале было Слово...». В оценке любого слова важны и социальная значимость слова, и его нормативный ранг, и его роль как факта культуры. Одно от другого не оторвать. «Действие в слове и есть культура. Творчество в слове и есть интеллигенция» [3, с. 227].

Преподаватель-филолог должен нахо-

дить способ превращать речевую форму (лекцию) в педагогико-риторическое событие. Поэтомувсе занятия должны быть проблемными. Преподаватель должен для себя решить: «Кто он?», «Зачем он пришел в аудиторию? ». Педагог должен научиться видеть проблему в предмете, учить студентов жизни через преподаваемый им предмет. Ментальная модель сознания преподавателя-филолога - сделать студента лучше во всех отношениях.

В наше время необходим профессиональный педагог и профессиональный филолог одновременно, т.е. нужен педагог-ритор, любящий своих учеников и предмет преподавания, душой болеющий за процветание России. Педагог-ритор - это преподаватель, не только передающий знания по определенному предмету, но одновременно воспитывающий аудиторию, воздействующий своим словом и нравом. Слово «нрав» изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека. Педагог-ритор должен владеть риторической культурой. Риторическая культура - это «гуманистическая культура в целом, переведенная в форму речевой деятельности, направленная на поиск истины, совершенствование и духовное обогащение личности» [4, с.10].

Профессиональная педагогико-рито-рическая культура преподавателя проявляется в культуре чувств, мыслей, слов, поступков, в речевых и поведенческих образцах, которые транслирует педагог, т.е. в оптимальной речевой деятельности педагога. Учащийся принимает то, что ему дают. Любой коммуникативный акт входит в состав некоторого акта совместной деятельности, который заключает в себе физическую, эмоциональную, интеллектуальную, бессознательную, а также неречевую семиотическую деятельность. Поэтому педагогико-риторическая культура -это и предпосылка, и процесс, и результат творения людьми жизненно необходимых им обращений друг к другу и к самим себе

Обсуждаем проблему

89

за со-чувствием, со-мыслием, со-действием. Современное риторическое образование предполагает следующие постулаты:

а) «говорящий творит собеседника » (следовательно, педагог-ритор создает свою аудиторию, формирует личность учащегося);

б) «в диалоге рождается истина » (поэтому преподаватель не предлагает аудитории готовые мысли, а вместе с аудиторией, включая ее в мыслительный процесс, приходит к определенным выводам);

в) «в речи совершенствуется весь человек» как главная цель воспитания и образования (совершенствуя свою речь, стиль речи, человек совершенствует себя; с изменением стиля речи изменяется стиль и образ жизни человека, изменяется личность).

В научной литературе последних лет много сказано о языковой личности (Ю.Н. Караулов и др.), коммуникативной личности (В.П. Конецкая), речевой личности (Ю.Е. Прохоров). Настало время, когда можно убедительно заявить о воздействующей, т.е. о риторической личности педагога.

Мы выяснили, что благотворное, воспитательное воздействие преподавателя возможно только на основе взаимодействия, со-трудничества, гармонизирующего диалога со студентами в процессе занятий, проводимых в «контексте» с жизнью. Это можно подтвердить отзывами, полученными нами в результате проведенного анонимного письменного опроса среди 317 студентов ОГУ на тему «Преподаватель глазами студентов» (или «Что бы вы сказали любимому преподавателю?»). Студенты отметили благотворное воздействие личности педагога-ритора на аудиторию: «Вы заряжаете нас положительной энергией и вселяете уверенность в себе!», «Ваша улыбка и хорошее настроение поднимают также настроение окружающим», «У Вас потрясающая улыбка, располагающая к общению».

Многие отзывы посвящены профессиональным качествам преподавателя: «С Ва-

ших занятий не хочется уходить », «После Ваших лекций еще дня два «отходишь », размышляя о жизни и о себе». Таким образом, отмечено огромное воздействие педагогико-риторической культуры преподавателя-филолога на формирование личности студентов: «Познай себя!» -главный принцип риторической культуры. Профессиональная лекция - это то, из чего студенты выходят иными - обновленными, вдохновленными, способными к рефлексии, к самопознанию и осознанию происходящего в мире.

Студенты подметили также ценное качество ритора-педагога: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать», с кем приятно общаться: «Вас приятно и интересно слушать »; «Вы умеете легко общаться»; «Вы можете выслушать и понять человека». Студенты ценят в преподавателе чувство юмора, остроумие, умение владеть ситуацией общения, педагогический опыт, интеллигентность.

Следовательно, обаяние и артистизм преподавателя-филолога становятся его «педагогическим инструментом», своеобразной «дирижерской палочкой», с помощью которой он управляет учебно-воспитательным процессом.

«Общение на ваших парахсоздает благоприятную атмосферу в аудитории. Благодаря занятиям с Вами я смогла почувствовать себя раскрепощенной перед аудиторией: боязнь аудитории у меня практически исчезла. Мне очень нравится, когда на ваших за-нятияхмы говорим на свободные темы, критикуем, учимся слушать, воспринимать критику... Вы хороший собеседник. Хорошо, что с нами Вы общаетесь на равных ».

В этих отзывах отмечена судьбоносная роль педагогического диалога: студенты обучаются умению тактично критиковать, спорить и воспринимать мнение Другого. Аудитория - это, образно говоря, «общество в миниатюре », и та культура общения, к которой студенты приобщились в аудитории, будет органично перенесена ими в дальнейшую жизнь.

90 Высшее образование в России • № 7, 2007

Итак, основными параметрами риторической личности педагога являются этос, логос, пафос.

Этическая оценка связана с нравственно-моральным обликом педагога. Доверие аудитории можно завоевать, если она считает, что перед ней человек порядочный, т.е. честный, справедливый, добрый: «Кто добр, тот и мудр» (Сократ).

Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора, его образованностью, компетентностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета речи и способности воздействовать Словом и Нравом, о способности к взаимодействию с аудиторией. Интеллект связан с речевым поведением преподавателя. В культуре речевого поведения отражается менталитет и внутренняя притягательная сила - обаяние, харизма, интеллигентность.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи (ясность и «до-

ходчивость» высказываемых мыслей, слов; выразительность жестов, мимики, телодвижений; красота звучания голоса, его тембр, тон, разнообразие интонаций и т.д.). Эстетическая оценка связана также с внешним обликом и личным обаянием [5] .

Таким образом, педагог-ритор формирует личность учащегося всем своим существом: внешним обликом, интеллектом, характером, голосом, улыбкой, взглядом, походкой, осанкой, жестами и, конечно, содержанием и исполнением речи.

Литература

1. Аннушкин В.И. Предисловие // Волков

А.А. Курс русской риторики. - М., 2001.

2. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. - М.,

2000.

3. Колесов В.В. Жизнь происходит от Слова ...

- СПб., 1999.

4. Марченко О.И. Тгтальная Риторика. Ло-

гос. Этос. Пафос. - СПб., 2001.

5. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как

категория риторики. - Орел, 1998.

С. КОСТЕНКО, доцент Дальневосточный государственный медицинский университет

Жизнедеятельность современного че-. ловека проходит в быстроменяющемся социуме. Это значит, что одной из аксиологических целей высшего образования является помощь в приобретении молодыми людьми опыта «житейской мудрости», помогающего им успешно самореализовываться в динамичном нестабильном обществе на основе своих компетенций, потенций внутреннего мира, творческих способностей, интуиции - с чувством удовлетворения и собственного достоинства. Адаптируясь к реальным условиям жизни, молодой человек должен научиться осуществ-

Модели

жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе

лять свою профессионально-личностную деятельность в интересах как общества, так и своего «Я». Этот феномен мы назвали жизнеутверждающей адаптацией [1].

Жизнеутверждающая адаптация личности есть процесс активного «живого» взаимодействия автономно свободной, ответственной, креативной личности с самой собой и действительным миром, в ходе которого имеют место позитивные в экологическом и человекоразмерном смыслах биофизиологические, профессиональные, личностные, социальные, ценностные и экзистенциальные изменения в его самости на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.