128
Высшее образование в России • № 9, 2006
С. КОСТЕНКО, доцент Дальневосточный государственный медицинский университет
Жизнеутверждающая адаптация как образ жизни молодого человека
Высшие учебные заведения являются той микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы вузов всегда озабочены проблемами адаптации первокурсников, разрабатывая целые системы, помогающие вчерашнему школьнику преодолеть противоречия между его наличным «капиталом » и качественно новыми требованиями в учебном заведении.
В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение », «вхождение », «формирование », «усвоение», «активное включение», «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состояние динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту [!]• Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза.
Решая проблемы адаптации студентов-первокурсников в медицинском университете, мы попытались подойти к делу с практической стороны и помочь молодым людям в приобретении такой адаптивной способности, которая позволила бы им успешно и плодотворно жить и работать в любой реальной изменчивой среде.
Актуальность данного подхода связана с тем, что в настоящее время наше общество оказалось в состоянии внутренней нестабильности, дисбаланса и неопределен-
ности, что отражается на всех сторонах его жизни, прежде всего на психическом и физическом здоровье населения. Люди страдают от утраты своей идентичности, деформации внутренней жизнеспособности, стрессов, дистрессов и агрессии.
Возросло число стихийных бедствий, катастроф, террористических актов, внутринациональных конфликтов. Появляются новые страшные болезни, а старые, которые считались ушедшими в прошлое, снова начинают свирепствовать. Все это заставляет людей жить в экстремальных условиях, а медицинских работников еще и выполнять свой долг.
Из-за возросшей социальной напряженности в стране имеет место увеличение психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний и пограничных психических состояний человеческого организма. Все это требует от врача особой коммуникативной компетенции, которой он должен научиться в вузе.
Кроме внешних причин, требующих нового взгляда на проблемы подготовки профессионалов нового качества и, следовательно, на способность студентов к адаптации, имеют место и причины внутрилич-ностные. Студенты не умеют воспринимать свое реальное «Я », самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность, выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими. У них отсутствует позитивный взгляд на мир, нет механизмов жиз-неустойчивости, закрепленных личностных смыслов, позволяющих самостоятельно осуществлять социально-созидающие преобразования в окружающем мире. У многих молодых людей отмечается психологическая незрелость, неуравновешенность, неспособность к эмоционально-волевой саморегуляции и духовно-нравственной
Обсуждаем проблему
129
самостабилизации, что нередко ведет к саморазрушению.
Исходя из этого, мы поставили целью подготовку студентов к эффективной и плодотворной деятельности в любых условиях реального мира, что и рассматриваем как жизнеутверждающую адаптацию -способность молодого человека не только квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, но и быть гармонично развитой личностью с всесторонним жизненным опытом, способной выходить за рамки условностей, стереотипов, проявляя творчество, креативность, надси-туативную активность во имя утверждения и продолжения истинно жизненных начал а также помогать в этом другим. Смысл жизнеутверждающей адаптации - не в приспособительном усвоении студентом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, а в активном его взаимодействии с окружающей действительностью и с собой.
Врач - это такой профессионал и личность, который должен уметь адаптироваться к условиям изменяющегося мира «здесь-и-теперь» и всей своей сущностью способствовать плодотворному продолжению жизни, ее утверждению в экологическом и человекоразмерном смыслах. Поэтому процесс образования студента в медицинском вузе должен быть направлен на выработку его способности к жизнеутверждающему образу жизни, включающему адекватное принятие своей самости и других людей на основе эколого-гуманисти-ческого императива, высокой духовности.
Гуманизация образования, ориентация на человеческий фактор важны для будущего медика, особенно сейчас, когда имеет место массовый переход к коммерческой медицине, когда товарно-денежные отношения заставляют работников здравоохранения подчас кривить душой ради получения дополнительной выгоды.
Для реализации поставленной задачи необходим переход от «знаниевой», когни-
тивной парадигмы образования к парадигме «развивающей», социализирующей, основные смыслы которой связаны с формированием широкой общей культуры, духовности, нравственной суверенности, социальной активности индивида. Кроме того, должна возрасти значимость таких «классических» ценностей, как человечность, сотрудничество, взаимопомощь, взаимо-принятие, самореализация, самоутверждение. Надо отказаться от противостояния индивидуальных и общественных ценностей, «примирить» ценности долженствования и свободы.
Способность к жизнеутверждающей адаптации студента «нарабатывается» с первых дней его обучения в вузе, когда он, входя в образовательное сообщество, осваивает новые виды учебной и научной деятельности, вступает в новый тип межличностных отношений, привыкает к иным условиям быта и времяпрепровождения. Следовательно, уже с этого момента он включается в процесс жизнеутверждающей профессионально-личностной адаптации как образа жизни.
Студенты - это особая часть общества. Их ярко выраженная сенситивность позволяет воспринимать непреходящие ценности экологии и жизни на Земле. Жизнеутверждающая адаптация личности молодого человека предполагает его гармоничное взаимодействие с окружающей действительностью, бережное отношение к природе, внесение посильного вклада в общечеловеческие усилия по предотвращению экологической катастрофы.
Молодому человеку, имеющему малый жизненный опыт, очень трудно ориентироваться на персональную систему ценностей, которая находится еще в стадии становления. Чтобы студент не «растерялся » в этой жизни, а развил способность к плодотворной жизнедеятельности, утверждающей истинно человеческие смыслы в его поведении и деятельности, мы ориентировались в его воспитании на идеи гуманизма, принципы общенравственного развития, кото-
130
Высшее образование в России • № 9, 2006
рые способствуют становлению ценностно-ориентированного самосознания, саморазвитию, самоактуализации и самосози-данию. Такая личность, по словам К.Д. Ушинского, «повинуется только своему разуму и совести » и имеет достаточно энергии и сил, чтобы достичь того, кчему стремится, может противостоять напору случайностей жизни, вредному, растлевающему влиянию и способна отовсюду извлекать только добрые результаты. И только «такая личность не утратит в обществе своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью» [2, с. 528].
Профессионально-личностное становление студента становится проблемой полноценного осмысленного конструирования молодым человеком себя как целостной зрелой личности, способной не к простой адаптации, а к постоянному изменению своей активной жизненной позиции, ценностных ориентаций. Очень красиво сущность саморазвития личности раскрывает Н.А. Бердяев в книге «О рабстве и свободе человека»: «Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека... Личность должна себя созидать, обогащать, пополнять универсальным содержанием, достичь единства в целостности на протяжении всей своей жизни. Личность должна совершать самобытные оригинальные творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность.» [3, с. 13].
Эмпатия как способность понимания других, «вчувствования», эмоционального отклика, сопереживания, эмоциональной идентификации с другим способствует установлению гармоничных отношений с окружающими людьми, а значит, конструированию социального поля более динамичного, тонкого, гибкого и толерантного общения. А это крайне необходимо медицинскому работнику как человеку, взаимодействующему с конкретным человеком в конкретной ситуации и врачующему не только тело, но и душу больного.
Принятие других «тождественными са-
мим себе» есть важнейший показатель зрелости личности. При «безусловном» внимании к другому устанавливаются доверительные взаимоотношения, так как индивиды, как пишет К. Роджерс, сбрасывают «щит психологических защит», становятся открытыми своим мыслям, переживаниям [4].
Таким образом, принимая и понимая себя и окружающих, будучи открыт своему опыту, молодой человек будет стараться действовать не по стереотипу, а критически анализируя происходящее. Рефлексируя на основе глубоких и прочных знаний, подключая свою интуицию, он будет решать, «как вести себя в сложных беспокойных человеческих отношениях» [4, с. 240], будет стремиться выполнить свое предназначение, опираясь на способность к жизнеутверждающей адаптации.
Но жизнеутверждающая адаптация -это процесс изменения не только человека «под мир », но и «мира под себя », а для этого студент должен научиться быть автономно свободным и уметь принимать решения самостоятельно. По выражению А. Мас-лоу, в данные моменты человек самоактуа-лизируется, соприкасается со своим внутренним миром, со своими потребностями, эмоциями [5].
Свобода есть необходимое условие жизнеутверждающей способности молодого человека овладевать условиями своего бытия, автономно взаимодействовать с природными и социальными силами, сохраняя возможность для самоопределения, творчества высокой духовности, созидательного вхождения в социум с помощью самоактуализации умственных и эмоциональных сил. По Бердяеву, «свобода есть ничто», и это «ничто» есть исходный момент в становлении человека. «Личность определяет себя изнутри. и только опре-деляемость изнутри, из свободы и есть личность» [3, с. 16].
Но свобода молодого человека есть его способность не только самостоятельно принимать решения, но и одновременно
Обсуждаем проблему
131
быть ответственным за свой выбор. Так, А. Шопенгауэр говорит об ответственной свободе как «свободе высшего порядка», которая проявляется «во вполне ясном и твердом чувстве ответственности за то, что мы делаем, вменяемости наших поступков, основанной на непоколебимой уверенности в том, что мы сами являемся авторами наших действий» [6, с. 143].
Реализация изложенных в данной статье идей на практике, в процессе взаимодействия педагогического коллектива преподавателей и студентов, показала, что жизнеутверждающая адаптация действительно качественно меняет образ жизни молодых людей. Так, имеет место рост творческой активности, самостоятельности, автономной «независимости», ответственности студентов, а также происходят позитивные изменения потребностно-моти-вационной сферы, уменьшение уровня личностной тревожности юношей и девушек и т. д. Больше становится желающих заниматься научно-исследовательской, научнопоисковой работой, посещать разные творческие объединения. Увеличивается число студентов, имеющих внутреннюю мотивацию в качественном освоении профессиональных знаний, интернальный локус кон-
троля, способность к продуктивным межличностным отношениям. Такие молодые люди доброжелательны, толерантны, более уверены в себе, они обладают чувством реальности, адекватно оценивают себя и окружающую действительность, стремятся к положительным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Можно сказать, что жизнеутверждающая адаптация - это образ жизни постоянно развивающегося человека в динамичных условиях окружающего мира.
Литература
1. Зборовский Г.Е. Социология образования.
Ч. 2. Социология профессионального образования. - Екатеринбург, 1994.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953.
3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе челове-
ка // Н.А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Ста-
новление человека. - М., 1994.
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой
психики. - М., 1997.
6. Шопенгауэр А. Две основные проблемы
этики. Афоризмы житейской мудрости. - Минск, 1997.
С. КИКТЕВ, доцент Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
О теории последипломного педагогического образования
Раскроем содержание ключевых понятий.
Последипломное профессиональное педагогическое образование (в дальнейшем - ПППО) представляет собой: в ценностно-результативном аспекте - совершенствование дипломированными педагогами своей специальной, социальной, личностной и индивидуальной профессиональной компетентности; в организаци-
онно-управленческом аспекте - совокупность соответствующих образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений с профессорско-преподавательским составом и управленческим персоналом; в содержательнопроцессуальном аспекте - технологические комплексы (структурируемые на цели, содержание, методы, формы и средства), обеспечивающие совершенствова-